СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Должность руководителя образовательной
организации
______________И.О. Фамилия
«___» ____________ 20__г.
Основная программа профессионального обучения по профессии«15220 Облицовщик-плиточник» профессиональная подготовка
г. Город, 2022г
Основная программа профессионального обучения по профессии «15220 Облицовщик-плиточник» профессиональная подготовка
1. Цели реализации программы
Программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих направлена на обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Требования к результатам обучения. Планируемые результаты обучения
2.1. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации
Программа разработана в соответствии с:
- профессиональным стандартом «Плиточник» (утвержден приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. № 12н);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских
противопоказаний Минздрава России.
Присваиваемый квалификационный разряд:3, 4 разряд.
1.2. Требования к результатам освоения программы
В результате освоения программы профессионального обучения у слушателя
должны быть сформированы компетенции, в соответствии с разделом 2.1. программы.
В результате освоения программы слушатель должен
знать:
- технику безопасности и правила гигиены, обязанности, нормы и документацию;
- принципы безопасной работы с электричеством;
- правила поведения при возникновении аварийной ситуации, несчастного случая, возгорания, а также правила оказания доврачебной помощи;
- ситуации, при которых может понадобиться личное защитное оборудование;
- использование, ремонт и хранение всех инструментов в непосредственной близости к их руководствам по эксплуатации;
- использование, ремонт и хранение материалов;
- меры разумного использования ресурсов, использование экологичных материалов и их переработку;
- принципы минимизации расхода лишнего материала при работе и избежание лишних затрат;
- принципы распределения времени, процесса работы и анализ;
- важность планирования, точности, проверки и внимания к деталям напротяжение всего рабочего процесса;
- важность взаимодействия и доверия;
- важность управления как продолжающееся профессиональное развитие;
- стандартные проблемы, которые могут возникнуть в процессе работы;
- диагностический подход к решению проблем;
- тренды и новшества в мире профессиональной индустрии, включая новые
продукты, новинки внешнего дизайна, материалов и оборудования;
- основную информацию, требующуюся для пошагового плана построения чертежей, в том числе: секции, уровня нулевых точек, стеновых конструкций, кодов материалов, размеров глубины, высоты, графиков и деталей;
- интерпретация и выполнение чертежей по стандартам ISO-A или ИСО-E;
- важность проверки недостающей информации или ошибок, влекущих за собой различные проблемы, и их решение до начала выполнения работы;
- роль геометрии и ее использование;
- математические процессы и решение проблем;
- перечень рассчитываемых расходов;
- методы установки горизонтальных, вертикальных, наклонных и криволинейных поверхностей, а также методы выполнения простых поверхностей, узоров и орнаментов;
- характеристики материала;
- как на графике прочесть информацию об уклонах и положениях розеток,
материалах и особенностях плитки;
- процедуры измерения, обозначения и установки каналов, розеток и т. д.;
- функции материалов: митинговые соединения, каналы, розетки, крепления;
- типы песчаных пород, используемых для внешней/внутренней отделки;
последствия использования неверного типа; выполнение связанных с этим заданий;
- типы однослойной штукатурки и причины использования водонепроницаемых материалов и пластифицирующих добавок;
- виды отделки, в том числе, эластичные прокладки, внешние углы и
притолоки;
- характеристики компонентов, включая клеящее вещество, наполнители, пластифицирующие добавки и водонепроницаемые материалы;
- ряд методов крепежа (укладки) плитки;
использование защитных материалов во избежание повреждения готовых
поверхностей.
уметь:
- следовать санитарным нормам и правилам безопасности;
- различать и использовать надлежащие средства личной безопасности, включая безопасную обувь, защиту для глаз и ушей;
- выбирать, использовать, мыть, ремонтировать и хранить все ручные и электрические приборы безопасным способом;
- выбирать, использовать и хранить все материалы безопасным способом;
- организовать свое рабочее место таким образом, чтобы максимизировать эффективность работы и обеспечить постоянную чистоту;
- в обязательном порядке производить измерения точно;
- эффективно работать под давлением и постоянно проверять результат, чтобы успеть завершить работу вовремя;
- установить и поддерживать высокие стандарты качества рабочего процесса;
- периодически проверять результат работы, в частности, на точность и соответствие стандартам, чтобы минимизировать риск возникновения проблем на более поздней стадии;
- быстро распознавать и понимать проблемы, следовать собственной разработанной стратегии устранения проблемы;
- проверять сомнительную информацию во избежание проблем;
- разрабатывать креативные решения при работе на реставрационном этапе;
- использовать любую возможность внести свой вклад в усовершенствование продукта и общий уровень успешности выполнения заказа;
- быть в курсе изменений в мире профессиональной индустрии
- демонстрировать желание испытать новые методы и позитивно относиться к изменениям;
- точно интерпретировать и воспроизвести информацию;
- спроектировать базовый чертеж (вручную и при помощи CAD), включая высоту, планы и разрезы в полном размере;
- выполнить точный комплексный чертеж на деревянной плоскости, чтобы сделать шаблон для стены/пола;
- определить ошибки в чертеже или моменты, требующие уточнения;
- определить и проверить количество требуемого материала;
- рассчитать расходы и цену работы;
- проверять измерения стены/пола на соответствие чертежам;
- произвести установку шаблонов;
- удалить старый слой плитки, раствора, цемента или клеящего материала;
- заполнить все трещины и очистить стену;
- обеспечить дренаж: интерпретировать информацию, учитывая уклоны и положения розеток из чертежей положения, сборки и компонентов; установить каналы, розетки и завершить отделку поверхности и стыков;
- подготовить материалы, как требуется по регламенту: песок и цементные смеси, материалы для отделки;
- смешивать растворы: песок и цементные смеси в правильных пропорциях;
- наносить штукатурку на внешние и внутренние поверхности надлежащим образом – в три слоя и ключевой слой перед укладкой плитки;
- минимизировать риск повреждения соседних поверхностей, используя защитные материалы и разделители;
- укладывать плитку на различные типы поверхностей;
- резать и придавать плитке форму, требующуюся для краев, углов так, чтобы она надлежащим образом располагалась вокруг креплений, труб, убедившись, что не происходит крошения;
- надлежащим образом наносить клеящий материал на плитку, не допуская излишков клея на плитке;
- прикреплять плитку к поверхности и полу для образования узора или орнамента, избегая загиба краев;
- точно размещать плитку, проверяя уровень, уклон и площадь, убедившись в ровности;
- подготавливать и наносить на стыки замазку, затирочные составы и раствор, убедившись, что стыки равны и симметричны;
- устранять излишки замазки, затирочных составов и раствора, очищать и полировать, чтобы обеспечить результат, требуемый регламентом;
- завершать работу с краями и углами надлежащим образом.
3. Содержание программы
Категория слушателей: лица, находящиеся под риском увольнения; выпускники образовательных организаций, граждане, ищущие работу.
Трудоемкость обучения: 144 академических часа. Форма обучения: очная.
3.1. Учебный план
№ |
Наименование модулей |
Всего, час. |
В том числе |
Форма контроля |
||
лекции |
практич. и лаборато р. занятия |
промеж . и итог.ко нтроль |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Раздел 1. Теоретическое обучение |
72 |
42 |
26 |
4 |
|
1.1 |
Модуль 1. Облицовка плиткой и плитами и ремонт облицованных поверхностей зданий и сооружений |
48 |
28 |
18 |
2 |
зачет |
1.2 |
Модуль 2. Декоративные и художественные мозаичные поверхности с применением облицовочной плитки |
24 |
14 |
8 |
2 |
зачет |
2. |
Раздел 2. Профессиональный курс |
72 |
|
60 |
8 |
4 |
2.1 |
Модуль 1. Выполнение облицовочных работ горизонтальных и вертикальных внутренних поверхностей помещений в соответствии с заданием |
36 |
|
34 |
|
2 |
2.2 |
Модуль 2. Выполнение ремонта облицованных поверхностей плитками и плитами с соблюдением технологической последовательности выполнения операций |
6 |
|
6 |
|
|
2.3 |
Модуль 3. Устройство декоративных и художественных поверхностей с применением облицовочной плитки |
22 |
|
20 |
|
2 |
3. |
Квалификационный экзамен: - проверка теоретических знаний; - практическая квалификационная работа |
8 |
- |
- |
8 |
Тест
|
|
ИТОГО: |
144 |
42 |
106 |
8 |
4 |
1.2. Учебно-тематический план
№ |
Наименование модулей |
Всего, час. |
В том числе |
Форма контроля |
||
лекции |
практич. и лаборато р. занятия |
промеж. и итог.конт роль |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Модуль 1. Облицовка плиткой и плитами и ремонт облицованных поверхностей зданий и сооружений |
48 |
28 |
18 |
2 |
зачет |
1.1 |
Тема 1.1. Подготовительные работы
|
4 |
2 |
2 |
|
|
1.2 |
Тема 1.2. Подготовка поверхностей оснований под облицовку |
6 |
4 |
2 |
|
|
1.3 |
Тема 1.3. Технологические процессы облицовочных работ
|
32 |
18 |
12 |
2
|
|
1.4 |
Тема 1.4 Ремонт облицованных поверхностей.
|
6 |
4 |
2 |
|
|
2 |
Модуль 2. Декоративные и художественные мозаичные поверхности с применением облицовочной плитки |
24 |
14 |
8 |
2 |
зачет |
2.1 |
Тема 1.1. Технология устройства декоративных художественных мозаичных поверхностей с использованием облицовочной плитки |
24 |
14 |
8 |
2 |
|
3 |
Раздел 2. Профессиональный курс |
72 |
|
60 |
8 |
4 |
3.1 |
Модуль 1. Выполнение облицовочных работ горизонтальных и вертикальных внутренних поверхностей помещений в соответствии с заданием |
36 |
|
34 |
|
2 |
3.1.1 |
Разметка и провешивание поверхности |
2 |
|
2 |
|
|
3.1.2 |
Очистка и подготовка основания, подлежащего облицовке |
1 |
|
1 |
|
|
3.1.3 |
Сортировка плиток, при необходимости резка и сверление в них отверстий |
6 |
|
6 |
|
|
3.1.4 |
Приготовление клеящего раствора на основе сухих смесей различного состава с использованием средств малой механизации. |
1 |
|
1 |
|
|
3.1.5 |
Установка плиток на облицовываемую поверхность в соответствии с технологической картой |
22 |
|
20 |
|
2 |
3.1.6 |
Проверка вертикальности и горизонтальности облицованной плиткой поверхности |
2 |
|
2 |
|
|
3.1.7 |
Заполнение швов и очистка облицованной поверхности |
2 |
|
2 |
|
|
3.2 |
Модуль 2. Выполнение ремонта облицованных поверхностей плитками и плитами с соблюдением технологической последовательности выполнения операций |
6 |
|
6 |
|
|
3.2.1 |
Очистка и выравнивание освободившихся участков без повреждения плитки, не подлежащей замене, на прилегающих участках Подготовка основания под удаленной плиткой |
2 |
|
2 |
|
|
3.2.2 |
Укладка новой плитки вместо удаленных плиток. Затирка и восстановление швов, очистка установленных и прилегающих к ним плиток от загрязнений |
4 |
|
4 |
|
|
3.3 |
Модуль 3. Устройство декоративных и художественных поверхностей с применением облицовочной плитки |
22 |
|
20 |
|
2 |
3.3.1 |
Выравнивание неровностей поверхности подлежащих декорированию плиткой |
2 |
|
2 |
|
|
3.3.2 |
Сортировка плиток для наружных и внутренних работ, при необходимости резка и сверление в них отверстий |
6 |
|
6 |
|
|
3.3.3 |
Установка плиток на декорируемую поверхность в соответствии с технологической картой Проверка вертикальности и горизонтальности декорированной плиткой поверхности наружных и внутренних частей зданий |
12 |
|
10 |
|
2 |
3.3.4. |
Заполнение швов и очистка декорированной поверхности плиткой наружных и внутренних частей зданий |
2 |
|
2 |
|
|
4 |
Квалификационный экзамен: - проверка теоретических знаний; - практическая квалификационная работа |
8 |
- |
- |
8 |
Тест
|
|
Итого |
144 |
42 |
86 |
12 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
1.3. Учебная программа
Раздел 1. Теоретическое обучение.
Модуль 1. Облицовка плиткой и плитами и ремонт облицованных поверхностей зданий и сооружений
Тема 1.1. Подготовительные работы
Лекция: Виды плиток и плит для облицовки и их назначение и физические,
механические и технологические свойства.
Инструмент и средства малой механизации плиточника.
Виды клеевых растворов, на которые укладывается плитка, их свойства.
Практические занятия:
Составление таблицы применяемых инструментов, приспособлений, инвентаря
для облицовки поверхностей.
Схема организации рабочего места при облицовке поверхностей.
Практическая работа в мастерских:
Тема 1.2. Подготовка поверхностей оснований под облицовку Лекция: Виды и типы поверхностей оснований.
Требования к качеству поверхностей оснований и инструмент для проверки
качества поверхностей.
Подготовка поверхностей оснований без дефектов под облицовку плиткой.
Практические занятия:
Составление дефектной ведомости на поверхность основания.
Выполнение подготовительных работ по кирпичным, бетонным, деревянным и
другим видам оснований.
Практические работы в мастерских:
Тема 1.3. Технологические процессы облицовочных работ
Лекция: Технология нанесения клеевых растворов и укладка плитки на клей.
Технологические процессы облицовки вертикальных и горизонтальных
поверхностей.
Облицовка углов плиткой. Технологические процессы облицовки полов. Облицовка стыков между стеной и полом.
Технологические процессы облицовки фасадов цоколей и других наружных
частей зданий и сооружений.
Выполнения простой, диагональной и иных видов облицовки.
Практическое занятие:
Разработка последовательности технологических операций для выполнения работ по облицовки вертикальных поверхностей внутри помещений.
Разработка последовательности технологических операций для выполнения работ по облицовки горизонтальных поверхностей внутри помещений.
Способы облицовки
Разработка последовательности технологических операций для выполнения работ по облицовки поверхностей с применением шаблона
Допустимые отклонений облицованной поверхности плиткой
Дефекты облицовки. Причины возникновения дефектов
Практические работы в мастерских:
Разметка и провешивание поверхности.
Очистка и подготовка основания, подлежащего облицовке.
Сортировка плиток, при необходимости резка и сверление в них отверстий.
Приготовление клеящего раствора на основе сухих смесей различного состава с использованием средств малой механизации.
Тема 1.4 Ремонт облицовочных поверхностей.
Лекция: Виды дефектов облицованных поверхностей.
Технология ремонта и устранения дефектов без замены плитки.
Технология ремонта и устранения дефектов с заменой плитки.
Практическое занятие:
Проверка качества облицованной поверхности.
Устранение дефектов без замены плитки.
Практические работы в мастерских:
Очистка и выравнивание освободившихся участков без повреждения плитки, не подлежащей замене, на прилегающих участках.
Подготовка основания под удаленной плиткой.
Укладка новой плитки вместо удаленных плиток. Затирка и восстановление швов, очистка установленных и прилегающих к ним плиток от загрязнений.
Модуль 2. Декоративные и художественные мозаичные поверхности с применением облицовочной плитки
Тема 2.1. Технология устройства декоративных и художественных мозаичных поверхностей с использованием облицовочной плитки
Лекция: Виды декоративных поверхностей с использованием облицовочной
плитки.
Технология устройства декоративных поверхностей с использованием «битой»
облицовочной плитки.
Технология устройства поверхностей с использованием «сложнорезанной»
облицовочной плитки.
Практическое занятие:
Разработка инструкционно-технологических карт на устройство декоративных поверхностей с использованием «битой» облицовочной плитки.
Разработка эскизов декоративных поверхностей.
Разработка инструкционно-технологических карт на устройство художественных поверхностей с использованием «сложно резанной» облицовочной плитки.
Разработка эскизов и технических чертежей художественных поверхностей
Практические работы в мастерских:
Выравнивание неровностей поверхности наружных и внутренних частей зданий, подлежащих декорированию плиткой.
Сортировка плиток для наружных и внутренних работ, при необходимости резка и сверление в них отверстий.
Установка плиток на декорируемую поверхность наружных и внутренних частей в соответствии с технологической картой.
Проверка вертикальности и горизонтальности декорированной плиткой поверхности внутренних частей зданий.
Заполнение швов и очистка декорированной поверхности плиткой внутренних частей зданий.
1.4. Календарный учебный график (порядок освоения модулей)
Период обучения (недели)* |
Наименование модуля |
1 неделя |
Раздел 1. Теоретическое обучение. Модуль 1. Облицовка плиткой и плитами и ремонт облицованных поверхностей зданий и сооружений |
2 неделя |
Раздел 1. Теоретическое обучение. Модуль 2. Декоративные и художественные мозаичные поверхности с применением облицовочной плитки. |
3 неделя |
Раздел 2. Профессиональный курс. Модуль 1. Выполнение облицовочных работ горизонтальных и вертикальных внутренних поверхностей помещений в соответствии с заданием |
4 неделя |
Раздел 2. Профессиональный курс. Модуль 2. Выполнение ремонта облицованных поверхностей плитками и плитами с соблюдением технологической последовательности выполнения операций. Модуль 3 Устройство декоративных и художественных поверхностей с применением облицовочной плитки |
|
Итоговая аттестация |
*Точный порядок реализации разделов, модулей (дисциплин) обучения определяется в расписании занятий. |
4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Материально-технические условия реализации программы
Наименование помещения |
Вид занятий |
Наименование оборудования, программного обеспечения |
1 |
2 |
3 |
Аудитория |
Лекции |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, флипчарт |
Лаборатория, компьютерный класс |
Лабораторные и практические занятия, тестирование, демонстрационный экзамен |
Оборудование, оснащение рабочих мест, инструменты и расходные материалы – в соответствии с инфраструктурным листом по компетенции Ворлдскиллс |
1.2. Учебно-методическое обеспечение программы
печатные раздаточные материалы для слушателей;
Завражин Н. Н. Технология облицовочных работ высокой сложности. Издательство Академия, 2008
Петрова И.В. Общая технология отделочных строительных работ. Учебное пособие для начального профессионального образования / И.В. Петрова. - М.:
Издательский центр «Академия», 2015. - 192 с.
Черноус, Г.Г. Выполнение облицовочных работ плитами и плитками:
Учебник. – М.: Академия, 2015);
СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия
СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве.
СП 12-135-2003 Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые
инструкции по охране труда.
Инструкционно- технологические карты по облицовочным видам работ
1.3. Кадровые условия реализации программы
Количество ППС (физических лиц), привлеченных для реализации программы ___чел. Из них:
- Экспертов с правом проведения чемпионата по стандартам Ворлдскиллс по соответствующей компетенции ___чел.
- Экспертов с правом оценки демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс ____ чел.
Данные ППС, привлеченных для реализации программы
№ п/п |
ФИО |
Статус в экспертном сообществе Ворлдскиллс с указанием компетенции |
Должность, наименование организации |
1 |
Толстокулакова Светлана Витальевна |
Экспертов с правом проведения чемпионата по стандартам Ворлдскиллс по соответствующей компетенции |
ЧТОТиБ |
2 |
Макарова Татьяна Васильевна |
Экспертов с правом оценки демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс |
ЧТОТиБ |
3 |
Михеева Варвара Викторовна |
Экспертов с правом оценки демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс |
ЧТОТиБ |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Оценка качества освоения программы
Промежуточная аттестация по программе предназначена для оценки освоения слушателем модулей программы и проводится в виде зачетов и (или) экзаменов. По результатам любого из видов итоговых промежуточных испытаний, выставляются отметки по двухбалльной («удовлетворительно» («зачтено»), «неудовлетворительно» («не зачтено») или четырех балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Итоговая аттестация проводится в форме квалификационного экзамена, который включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний (тестирование).
6. Составители программы
Толстокулакова Светлана Витальевна - Преподаватель профессиональных дисциплин
Макарова Татьяна Васильевна - Мастер производственного обучения (компетенция облицовщик-плиточник)
Михеева Варвара Викторовна - Мастер производственного обучения (компетенция облицовщик-плиточник)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.