ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА «ЖИВАЯ ВОДА»

  • doc
  • 29.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Д-Н воспитания .doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

«ЖИВАЯ ВОДА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Классный руководитель 6 Б класса

СТЕПЧЕНКО ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛИНИНГРАД

2021

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Пояснительная записка

1.      Актуальность

2.      Цель и задачи

Содержание

1.      Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания школьников

2.      Условия реализации программы

3.      Организация духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся. Основные направления

·        содержание

·        ценности

·        виды деятельности (содержание и формы воспитательной деятельности)

·        ключевые дела

·        совместная педагогическая деятельность семьи и школы

4.      Повышение педагогической культуры родителей и роль педагога

5.      Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников

6.      Специфика класса

7.      Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

                                                        Введение

«В воспитании человека важно добиваться,

чтобы нравственные и моральные истины были

не просто понятны, но и стали бы целью жизни

каждого        человека,        предметом    собственных                                              стремлений и личного счастья».

                                                      Свадковский И.Ф.

 

     Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и окружающих, узнаёшь свою культуру, понимаешь своё место в мире в мире природы  и в мире людей. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество во все времена. Особенно сейчас, когда так часто можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной. Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание подрастающего поколения, должен отвести этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

Проработав в школе более 20 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствуют именно воспитательная работа и внеурочная деятельность.

Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.

Сегодня в нашей школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений:

 

  • формирование здоровьесберегающего мировоззрения у школьников;
  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • нравственное воспитание;
  • воспитание семьянина;
  • военно-патриотическое воспитание «Я – гражданин и патриот России!»;
  • программа дополнительного образования «Мир моих увлечений».

 

В моей работе с классом степень важности направления меняется в зависимости от возраста с 6 по 9 класс, но сферы деятельности остаются неизменными.

Перечень направлений внеурочной деятельности в моём классе является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.

       Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает ребёнку познать не только мир, но и самого себя. В наших воспитанниках дремлют задатки разных талантов. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый ребёнок встретит в воспитателе ту “живую воду”, без которой задатки засыхают и хиреют…

                                                                                                                                      В. Сухомлинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Как в современном школьном образовании решить триединую задачу: соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа? Ввести в образовательное поле современной школы систему идеалов, ценностей и норм, лежащих в основе российской культуры.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного сформулируем

цель духовно-нравственного воспитания и развития:

воспитание гражданина России на основе духовно-нравственных традиций русской культуры.

В соответствии с этим, цель программы:

формирование духовно-нравственной культуры учащихся, основанной на приобщении к духовно-нравственным ценностям российского народа через изучение и осмысление образов и понятий многовековой  духовной и художественной культуры России и нашего региона (малой Родины).

Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:

·         Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей обучающихся, возрождение духовно-нравственных ценностей.

·         Формирование нравственных основ личности, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора. Создание собственного отношения к жизни.

·         Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.

·         Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

·         Обеспечение единства воспитательных и жизненно-важных практических задач.

 

Задачи духовно-нравственного воспитания определены по направлениям, которые образно отражают цели развития духовного мира школьников:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, ува­жения к правам, свободам и обязанностям человека:

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание):

6. Воспитание  ценностного  отношения  к  прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

Каждое направление содержит цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. По каждому направлению приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

     Для выполнения поставленных задач в своей работе я использую деятельностный подход, игровые, коммуникативные, исследовательские технологии, активные формы обучения. Работа строится на принципе совместной деятельности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются

базовые национальные ценности:

–      патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

–      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

·          истории России, российских народов, своей семьи, рода;

·          жизненного опыта своих родителей, предков;

·          традиционных российских религий;

·          произведений литературы и искусства,  лучших образцов отечественной и мировой культуры;

·          периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

·          фольклора народов России;

·          общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·          учебных дисциплин;

·         других источников информации и научного знания.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника -урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную -  как человека, личности, гражданина.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Для организации такого вида деятельности необходимо также взаимодействие школы с семьей; общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, средствами массовой информации (в схеме – «вспомогательные звенья»). 

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

 

 

 

Организация духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся   в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим основным на­правлениям:

 

1.     Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

 

Содержание

 

·         элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни об­щества, о его важнейших законах;

·         представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Калининграда;

·         элементарные представления об институтах гражданско­го общества, о возможностях участия граждан в обществен­ном управлении;

·         элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

·         интерес к общественным явлениям, понимание актив­ной роли человека в обществе;

·         уважительное отношение к русскому языку как госу­дарственному, языку межнационального общения;

·         ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

·         начальные представления о народах России, об их об­щей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

·         элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

·         интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России и Калининградской области;

·         стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

·         любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;

·         уважение к защитникам Родины;

·         умение отвечать за свои поступки;

·         негативное отношение к нарушениям порядка в классе, до­ма, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

 

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, инсти­тутам государства и гражданского общества.

 

Виды деятельности:

 

Содержание

Формы воспитательной деятельности

Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, государственными символами города Калининграда и области

Классные часы, политинформации, беседы, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом

Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина.

Беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, изучение основных и вариативных учебных дисциплин.

Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.

Беседы, сюжетно-ролевые игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, познавательно-развлекательные мероприятия, экскурсии, туристско-краеведческие путешествия, изучение вариативных учебных дисциплин.

Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.

Беседы, проведение классных часов, просмотр учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам.

Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ

Проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими, проектная деятельность.

Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.

Беседы, народные игры, организация и проведение национально-культурных праздников.

Встречи и беседы с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Развитие школьного самоуправления

Участие в детских организациях, организация органов классного самоуправления, общешкольной структуры; совместное планирование работы, школы актива, встречи с интересными людьми, круглые столы.

 

Ключевые дела:

 

·      Операция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов ВОВ и труда; изготовление поздравительных открыток для ветеранов,  участие в концертных программах для ветеранов, встречи с ветеранами).

·      Правовая декада «Я – человек, я – гражданин!»

·      Месячник гражданско-патриотического воспитания

·      Интеллектуальные игры, тематические классные часы.

·      Уроки мужества.

·      Посещение музеев города и области

·      Участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности.

·      Проведение спортивных эстафет «Вперёд, мальчишки!»

 

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

 

·      организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;

·      посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;

·      привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, КТД;

·      изучение семейных традиций;

·      организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

·      организация совместных экскурсий;

·      совместные проекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

 

Содержание

 

  • первоначальные представления о базовых национальных
    российских ценностях;
  • представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общест­венных местах, на природе;
  • элементарные представления о религиозной картине ми­ра, роли традиционных религий в развитии Российского го­сударства, в истории и культуре нашей страны;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, добро­желательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллекти­ве, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать неправильных поступков,  не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на мо­рально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, гру­бости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в со­держании художественных фильмов и телевизионных передач.

 

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мо­раль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

 

 

Виды деятельности:

 

Содержание

Формы воспитательной деятельности

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

Учебные инвариантные и вариативные предметы, беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России.

Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.

Уроки этики, игровые программы, позволяющие школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия.

Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию правильных и неправильных поступков.

Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.

Усвоение первоначального опыта

нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым.

Игровая деятельность, участие в КТД, приобретение опыта совместной деятельности через все формы взаимодействия в школе.

Воспитание милосердия, заботливого, бережного, гуманного отношения ко всему живому.

Благотворительные акции, проекты, посильное участие в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе.

Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.

Открытые семейные праздники, беседы о семье, о родителях и прародителях, выполнение и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведение других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями

 

Ключевые дела:

 

·      День Знаний.

·      Участие в праздничном концерте «День Учителя».

·      Праздничный концерт, мероприятия «День матери», «Праздник семьи».

·      КТД «Новогодний марафон».

·      Совместный проект мероприятий с детской библиотекой имени А.А. Маяковского, музеем Янтаря, Калининградской Художественной галереей (праздники, творческая деятельность, встречи с писателями).

·      Благотворительная акция «Ветеран живет рядом!»

·      Повседневная профилактика правонарушений.

·      Беседы школьного социального педагога с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества»

·      Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.

 

 

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

 

·      оформление информационного стенда «Для вас, родители»

·      тематические общие родительские собрания

·      организация субботников по благоустройству территории

·      организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев

·       праздник «Здравствуй, школа!»

·       праздник «Золотая осень»

·       Новогодний праздник

·       праздник семьи

·      участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе

·      родительский лекторий

·      индивидуальные консультации (психологическая, педагогическая и медицинская помощь)

·      изучение мотивов и потребностей родителей

·      начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп

·       нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами

·       уважительное отношение к традиционным религиям

·       неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации

·       способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей

·       уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим

·      знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни.

 

Содержание

 

·   первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творче­ства в жизни человека и общества;

·   уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

·   элементарные представления об основных профессиях;

·   ценностное отношение к учёбе как виду творческой де­ятельности;

·   элементарные представления о роли знаний, науки, со­временного производства в жизни человека и общества;

·   развитие навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудо­вых проектов;

·   умение проявлять дисциплинированность, последова­тельность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

·   умение соблюдать порядок на рабочем месте;

·   бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

·   отрицательное отношение к лени и небрежности в тру­де и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

 

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

 

Виды деятельности:

 

Содержание

Формы воспитательной деятельности

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

Участие в экскурсиях по микрорайону, городу (с целью знакомства с различными видами труда). Экскурсии на производственные предприятия (с целью ознакомления с различными профессиями, встречи с представителями разных профессий)

Организация и проведение презентаций «Труд наших родных».

Получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности.

Сюжетно-ролевые экономические игры, праздники труда, ярмарки, конкурсы.

Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду

Презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде.

Приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования

Занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции.

Приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

Самообслуживание, дежурство по классу, по школе, участие в субботниках, персональные выставки, презентации, творческие отчеты, проектная деятельность, устный журнал.

Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни

Дискуссия, форум, вечер, час общения, классное собрание, собрание детей и родителей, поход, экскурсия, встречи с интересными людьми.

 

Ключевые дела:

 

·      Субботники по благоустройству классной комнаты.

·      Обустройство территории и подготовка школьного помещения к праздникам.

·      Уроки профориентации: встречи-беседы с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

·      Экскурсии на предприятия города.

·      Конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые мероприятия «Много профессий хороших и разных!»

·      Проектно-исследовательские, творческие (художественные, литературные) работы учащихся.

·      Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.

 

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

 

·      Организация и проведение совместных праздников

·      Участие родителей в смотрах, конкурсах, проводимых в школе. 

·      Организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;

·      Участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников;

·      Организация встреч-бесед с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

·      Совместные проекты с родителями «Наш самый чистый школьный двор»; конкурс «Скворечник».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

 

Содержание

 

·   ценностное отношение к своему здоровью, здоровью ро­дителей (законных представителей), членов своей семьи, пе­дагогов, сверстников;

·   элементарные представления о единстве и взаимовлия­нии различных видов здоровья человека: физического, нрав­ственного (душевного), социально-психологического (здо­ровья семьи и школьного коллектива);

·   элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

·   понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

·   знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

·   интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

·   первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

·   первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здо­ровье человека;

·   отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

 

Ценности: здоровье физическое и стремление к здорово­му образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

 

Виды деятельности:

 

Содержание

Формы воспитательной деятельности

Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни

проведение классных часов, бесед и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни; формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности; просмотр учебных фильмов; выпуск газет, листовок;  Дни здоровья; Экскурсии в спортивные центры, детские спортивные школы.

Профилактическая деятельность

 

- Система мер по улучшению питания детей:

режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

-Система мер по улучшению санитарии и гигиены:

генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

- Система мер по предупреждению травматизма:

оформление уголков по ТБ, ПДД;проведение инструктажа с детьми.

- Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

 

- Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы: организация подвижных игр; участие в школьных соревнованиях по отдельным видам спорта; спартакиадах, днях здоровья;

- Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров спортивных секций школы, родителей.

Организация каникулярного отдыха в детском оздоровительном лагере дневного пребывания

 

- Программа каникулярного отдыха педагогический блок:

I. Культурно-массовые мероприятия; акции, тематические встречи, система самоуправления, тематические линейки, экскурсии, КТД, ежедневная рефлексия.

Спортивно-оздоровительный блок:

II. Утренняя гимнастика, режим питания, спорт час, спортивные праздники здоровья, весёлые старты, подвижные игры на улице, тренинги, практикумы, КТД, соревнования, конкурсы, интеллектуально-творческие игры, оздоровительные медицинские мероприятия.

 

Ключевые дела:

 

·      Дни Здоровья (1 раз в четверть).

·      Система профилактических мер по ПДД и ОБЖ.

·      Всероссийские акции, месячники здоровья.

·      Спортивные мероприятия ко Дню Защитника Отечества.

·      Беседы школьного врача с обучающимися  «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»…

·      Участие в массовых мероприятиях города «День защиты детей», Спартакиада школьников.

·      Комплексные внеурочные занятия для учащихся.

·      Мониторинг ЗОЖ.

 

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

 

·   Общешкольные тематические  родительские собрания

·   лекции « Правила летнего отдыха у водоемов»; «Остерегайтесь клещей»; «Безопасность на дорогах»

·   консультации психолога, медработников школы, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения  обучающихся;

·   распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»

·   совместные праздники для детей и родителей : «Вперёд, мальчишки», «Мама, папа,  я – спортивная семья», «Праздник семьи»

 

 

 

 

 

5.      Воспитание ценностного отношения к природе, окружа­ющей среде (экологическое воспитание).

Содержание

·         развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в при­роде;

·         ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

·         элементарный опыт природоохранной деятельности;

·         бережное отношение к растениям и животным.

 

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

 

Виды деятельности

Содержание

Формы воспитательной деятельности

Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

В ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов.

Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности

Экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

Получение первоначального опыта эмоционально чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе

Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю

Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой

При поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства.

 

Ключевые дела:

·      Экологический месячник: тематические классные часы, творческие работы учащихся.

·      Организация экскурсий по родному городу.

·      Посещение краеведческого музея.

·      Организация и проведение походов «Выходного дня».

·      Участие в городских, областных конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии.

·      Участие в акции «Сохрани дерево».

·      Участие в городских праздниках, акциях «День птиц».

·      Участие в реализации проекта по благоустройству школьного двора.

 

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

·      Тематические классные собрания.

·      Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.

 

6.      Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях (эстетическое воспитание).

  Содержание

 

·         представления о душевной и физической красоте чело­века;

·         формирование эстетических идеалов, чувства прекрасно­го; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·         интерес к чтению, произведениям искусства, театральным постановкам, концертам, выставкам, музыке;

·         интерес к занятиям художественным творчеством;

·         стремление к опрятному внешнему виду;

·         отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

 Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие,      самовыражение в творчестве и искусстве.

 

Виды деятельности:

 

Содержание

Формы воспитательной деятельности

Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России.

В ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам.

Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами.

В системе экскурсионно-краеведческой деятельности, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок.

Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве школы и дома, городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду.

Разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой

Участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх.

Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.

 

Творческие работы, ярмарки.

 

 

Ключевые дела:

 

·      Выполнение творческих заданий по разным предметам.

·      Посещение театральных представлений, концертов, выставок.

·      Организация экскурсий по историческим местам города.

·      Совместные мероприятия с городской библиотекой имени А.А. Маяковского (праздники, творческая деятельность, встречи с писателями).

·      Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам (опыт самореализации в художественном творчестве).

 

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

 

·         Участие учащихся вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.

·         Встречи-беседы с людьми творческих профессий;

·         Участие в художественном оформлении школьных классов, помещений школы к праздникам, мероприятиям.

 

 Все направления духовно-нравственного развития и вос­питания важны, дополняют друг друга и обеспечивают разви­тие личности на основе отечественных духовных, нравствен­ных и культурных традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышение педагогической культуры родителей и роль педагога

 Одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного воспитания является повышение педагогической культуры родителей. Это один из самых действенных факторов и развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. Необходимо восстановление систематического повышения педагогической культуры родителей.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.

Перечисленные направления определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад фор­мален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Ребёнок испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, чело­вечности, нравственности, об отношениях между людьми. Ха­рактер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспи­тания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример име­ет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающегося на ступени начального общего об­разования.

Пример — это персонифицированная ценность.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада школьной жизни множеством примеров нравственного поведе­ния, которые широко представлены в отечественной и миро­вой истории, в истории и культуре традиционных религий, ли­тературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений ду­ховно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, от­ветственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и мораль­ному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными при­мерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, кото­рые в большом количестве и привлекательной форме обру­шивают на детское сознание компьютерные игры, телевиде­ние и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культу­ры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэто­му педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно-нрав­ственного развития. В процессе нравственного самоопределе­ния пробуждается самое главное в человеке — совесть, т. е. его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включить­ся в посильное решение проблем школьного коллектива, сво­ей семьи, города, области, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающих­ся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное буду­щее превратилось в реальную проблему: они его недостаточ­но осознают, потому что мало действуют, нередко «застрева­ют» в пространстве собственных переживаний, компьютер­ных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутрен­него и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой —

бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

 

Содержание программы и методика усложняются от класса к классу

 

  • 2017-2018 учебный год 5 класс «Я и мой класс»
  • 2018-2019 учебный год 6 класс «Я и моя семья»
  • 2019-2020 учебный год 7 класс «Я и моя школа»
  • 2020-2021 учебный год 8 класс «Я и мой край»
  • 2021-2022 учебный год 9 класс «Я и моё Отечество»

 

Программа вариативна, может и должна корректироваться в зависимости от специфики развития классного коллектива, индивидуальных особенностей школьников, характера изменений окружающей воспитательной среды. Для отслеживания результатов каждый курс заканчивается диагностикой усвоения нравственных ценностей с использованием специальной  методики (см. приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. При реализации программы планируется достижение школьниками воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность). И эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности). При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, а также собственным усилиям самого обучающегося.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

На первом и втором уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

 Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания школьников – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу. Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Специфика класса

 

В  течение трёх лет передо мной, как классным руководителем стояла главная задача – обеспечить адаптацию вчерашних учеников начальной школы к условиям среднего звена. Отличительной чертой  средней школы является ставка учителей на большую долю самостоятельности детей как в учебной, так и во внеклассной жизни.

1.      Не совсем успешно и безболезненно прошло привыкание учеников к новым учителям и их требованиям.

2.      Моей задачей было обеспечить комфортное ощущение каждого ученика этого коллектива в условиях среднего звена школы. В классе есть несколько группировок во главе со своими лидерами, есть дети, выпадающие из коллектива по тем или иным причинам. Поэтому во внеклассные мероприятия я старалась вовлечь всех детей. В итоге: пусть не все они дружны, но вспышек агрессии, явного антагонизма удалось избежать. Обучающиеся в большинстве своём не проявляли активности в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Формированию коллектива, кроме творческих дел, способствовало регулярное анкетирование на животрепещущие темы.

3.      Один их таких опросов выявил главное пристрастие всех учеников класса – общение «в контакте». Зарегистрировавшись и создав там группу для общения со своими учениками, я отметила, что 87% детей подолгу проводят время в виртуальном общении. Круг их интересов был крайне ограничен – в основном незатейливые развлечения, не напрягающие сознание. Из индивидуальных бесед с учащимися я выяснила, что класс в начальной школе принимал участие в общешкольных КТД лишь эпизодически, а своих дел почти не проводилось (за исключением бесед о ПДД). Вместе дети не выезжали не только по области, но и по городу, не посещали музеев, театров, библиотек и т.п. В кружках и секциях было занято лишь 18 % учеников

4.      При  выборе актива класса возникла проблема – быть в активе захотели почти все, но, столкнувшись с ответственностью, которую неизбежно следует нести за порученное дело, обучающиеся прекращали работу, а попытки единичных ответственных учеников качественно выполнять поручение высмеивались и получали негативную оценку одноклассников.

5.      Родители не принимали участия в воспитательной работе, заняв наблюдательную позицию. А наша общая задача – обеспечить психологический комфорт ребенка – превратилась в мою проблему. При этом каждый из родителей заинтересован в успешности своих детей как в учебной, так и во внеурочной школьной деятельности (т.к. нет асоциальных и неблагополучных семей).

6.      Совместно с психологом школы мы опробовали несколько различных методик диагностики, изучая динамику развития классного коллектива. Анализ результатов помог в решении многих проблем и поставленных задач. Составить полную картину уровня воспитанности обучающихся помогла методика, выявляющая характер отношений школьников по десяти шкалам:

·         Отношение к Отечеству;

·         Отношение к Земле;

·         К миру;

·         К труду;

·         К культуре;

·         К другим людям;

·         К представителям иной национальности, веры, культуры;

·         Отношение к своему здоровью;

·         Отношение к своему внутреннему миру и душевному «Я».

В течение года регулярно раз в неделю проводились классные часы разного плана (тематические, организационные), политинформации. В классе появилась традиция поздравлять именинников и проводить тематические вечера отдыха.

При подведении итогов и анализе своей работы и общей деятельности класса я сделала следующие выводы:

Класс в основной своей массе активен и полон творческой энергии.

62% - активные

24% - проявляют интерес

9% - пассивно наблюдающие

5% - не принимающие происходящее

Есть волевые, сильные характеры, дети с ярко выраженными организаторскими способностями. Только следует научить их применять правильно. В классе преобладает мажорный, приподнятый бодрый общий тон. Ребята стремятся общаться друг с другом.

Созданная в этом учебном году система самоуправления подвижна. Поручения меняются 1 раз в месяц по желанию обучающихся. Каждый может попробовать свои силы в любой сфере. Созданы в классе актив, учком, оформительский, трудовой комитет и группа политинформаторов.

Сложными в своем поведении остаются несколько человек. С ними и их родителями ведётся постоянная индивидуальная работа.

Но главное в моей работе сегодня – работа с перспективой!

По сравнению с прошлым годом появилась уверенность и осознанность начатого дела, больше удовлетворения от общения с детьми и родителями, глубже воспринимается содержание понятий и категорий, их значимость. Приобретается опыт, который становится жизненно важным, стало больше взаимопонимания внутри школьного коллектива. Воспитательный процесс оказывает влияние  на учебную деятельность: в свои уроки я включаю различные элементы социокультурного системного подхода (аналоговое общение, активные формы обучения, систему вознаграждения, создаю условия для развития ресурса успеха каждого ученика). Идея активного воспитания, заложенная в программе, позволяет обогатить традиционный подход в обучении, что позволяет выйти на новый уровень качества знаний. Воспитательная программа становится стержнем организации  методической работы с родителями, учащимися. Такое дело приносит удовлетворение, приобретает смысл, позволяет выйти на множество социокультурных результатов.

Родители и педагоги, работающие в классе, вышли на понимание системы программы, пришли к осознанию того, что каждое занятие - это необходимое звено в развитии и становлении личности. Мы поняли, что долгосрочная программа воспитания

откры­вает широкие возможности для создания целенаправленной систематичес­кой работы с детьми по овладению жизненно необходимыми ценностями, которые могли бы способствовать самораскрытию и самореализации лич­ности школьника.

 В противовес «традиционному воспитанию», носящему од­носторонний, эпизодический характер, построенному в соответствии с планом воспитательной работы школы, я считаю главным  направлением своего подхода к воспитанию включение духовно-нравственных ценностей в цель воспитания. Это делается для того, чтобы духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом гря­дущих жизненных трудностей источник силы в нем самом, чтобы воспи­тать в его душе внутреннего победителя, который умел бы уважать свое достоинство и свою свободу, обладал бы нравственной устойчивостью, го­товностью к сотрудничеству с другими людьми во благо себе, своей семье и обществу.

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Алоева М.А., Бейсова В.Е. Классные часы и родительские собрания в 7-9-х классах. – Ростов-на-Дону, 2008.

2.      Воспитательная работа в школе// Народное образование. – 2018. - №6.

3.      Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М., 2011.

4.      Дик Н.Ф. Лучшие классные часы в 5-9 –х классах. - Ростов-на-Дону, 2008.

5.      Иванова М.Н. Воспитание на социокультурных истоках. – Вологда, 2009

6.      Классные часы на нравственные и патриотические темы 5-7 классы/ сост. Е.В. Васильева. – Волгоград, 2008

7.      Классный руководитель// Научно-методический журнал. – 2018. – №2.

8.      Классный руководитель// Научно-методический журнал. – 2018. – №3.

9.      Классный руководитель// Научно-методический журнал. – 2018. – №4.

10.  Классный руководитель// Научно-методический журнал. – 2018. – №5.

11.  Спутник классного руководителя// Научно-методический журнал. – 2021. - №1.

12.  Спутник классного руководителя// Научно-методический журнал. – 2022. - №2.

13.  Спутник классного руководителя// Научно-методический журнал. – 2022. - №3.

14.  Спутник классного руководителя// Научно-методический журнал. – 2022. - №5.

15.  Твардовская, Н.В., Пучкова Ю.М. «Со­циокультурный тренинг - уникальная педагогическая технология». – Вологда, 2006

Интернет - литература

ü  http://festival.1september.ru/ «Фестиваль педагогических идей»

ü  http://pedsovet.su/load/

ü  http://www.nravstvennost.info/library/

ü  http://www.uroki.net/docklruk.htm

ü  http://www.rusedu.ru/detail_1515.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Диагностика характера отношений школьников

 

1.      к Отечеству

2.      Земле

3.      миру

4.      труду

5.      культуре

6.      знаниям

7.      к другим людям

8.      к людям иной национальности, веры культуры

9.      к собственному здоровью

10. к своему внутреннему миру, своему душевному «Я»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

«Семейный праздник»

(Занятие проводится совместно с родителями.)

 

Цели:

1. Формирование ресурса успеха при совместной деятельности детей и родителей.

2. Развитие основы самоутверждения.

3. Социокультурное наполнение ка­тегорий «Родительское слово», «Уважение», «Почитание».

 

Примерный план:

 

1.      Разговор в круге: Что такое семейный пра­здник? Как сделать праздник веселым?

2.      Структурирование групп (в каж­дой группе родители работают с де­тьми).

3.      Конкурс на лучший сценарий (план) праздника.

4.      Подготовка к празднику, распре­деление обязанностей.

5.      Тренинг «Праздник». Работа в микрогруппах.

6.      Ресурсный круг «Пожелания к празднику».

 

 

 

«Береги честь смолоду»

 

Цели:

1. Воспитание чувства патриотизма;

2. Развитие целостного восприятия при общении в двойках, четверках;

3. Развитие лидерских качеств, про­чувствованное восприятие категории «Честь».

 

Примерный план:

1. Принятие классной эмблемы дружбы. Учащиеся зарисовывают об­щую эмблему в классный уголок.

2. Примеры из литературных произ­ведений на тему патриотизма (о чести, правдивости, честности).

3. Тренинг. Предлагаются ситуации нравственного выбора для решения в группах:

 С древних времен наши прадеды под словом честь понимали ...

 В нашем роду понятие честь озна­чает ...

Правдивость в слове и деле.

4. Ресурсный круг. Рефлексия. Что полезного для себя вы сегодня узнали? О чем расскажете близким людям?

5. Какие высказывания о чести со­звучны Вашей душе? Д/З - напиши эссе на тему

·         Моей душе созвучны следующие высказывания о чести ...

·         Мой рассказ...

·         Экскурсия в Третьяковскую галерею. Я – экскурсовод. Я познакомлю своих друзей с картиной В. Васнецова «Три богатыря».


Скачано с www.znanio.ru