МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
«ЖИВАЯ ВОДА»
Автор:
Классный руководитель 6 Б класса
СТЕПЧЕНКО ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
КАЛИНИНГРАД
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Пояснительная записка
1. Актуальность
2. Цель и задачи
Содержание
1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания школьников
2. Условия реализации программы
3. Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Основные направления
· содержание
· ценности
· виды деятельности (содержание и формы воспитательной деятельности)
· ключевые дела
· совместная педагогическая деятельность семьи и школы
4. Повышение педагогической культуры родителей и роль педагога
5. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников
6. Специфика класса
7. Список литературы
Введение
«В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья».
Свадковский И.Ф.
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и окружающих, узнаёшь свою культуру, понимаешь своё место в мире в мире природы и в мире людей. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество во все времена. Особенно сейчас, когда так часто можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной. Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание подрастающего поколения, должен отвести этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Проработав в школе более 20 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствуют именно воспитательная работа и внеурочная деятельность.
Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.
Сегодня в нашей школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений:
В моей работе с классом степень важности направления меняется в зависимости от возраста с 6 по 9 класс, но сферы деятельности остаются неизменными.
Перечень направлений внеурочной деятельности в моём классе является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и родителей.
Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.
Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает ребёнку познать не только мир, но и самого себя. В наших воспитанниках дремлют задатки разных талантов. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый ребёнок встретит в воспитателе ту “живую воду”, без которой задатки засыхают и хиреют…
В. Сухомлинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Как в современном школьном образовании решить триединую задачу: соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа? Ввести в образовательное поле современной школы систему идеалов, ценностей и норм, лежащих в основе российской культуры.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного сформулируем
цель духовно-нравственного воспитания и развития:
воспитание гражданина России на основе духовно-нравственных традиций русской культуры.
В соответствии с этим, цель программы:
формирование духовно-нравственной культуры учащихся, основанной на приобщении к духовно-нравственным ценностям российского народа через изучение и осмысление образов и понятий многовековой духовной и художественной культуры России и нашего региона (малой Родины).
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
· Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей обучающихся, возрождение духовно-нравственных ценностей.
· Формирование нравственных основ личности, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора. Создание собственного отношения к жизни.
· Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.
· Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.
· Обеспечение единства воспитательных и жизненно-важных практических задач.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены по направлениям, которые образно отражают цели развития духовного мира школьников:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
Каждое направление содержит цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. По каждому направлению приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
Для выполнения поставленных задач в своей работе я использую деятельностный подход, игровые, коммуникативные, исследовательские технологии, активные формы обучения. Работа строится на принципе совместной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются
базовые национальные ценности:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
· истории России, российских народов, своей семьи, рода;
· жизненного опыта своих родителей, предков;
· традиционных российских религий;
· произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
· периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
· фольклора народов России;
· общественно полезной и личностно значимой деятельности;
· учебных дисциплин;
· других источников информации и научного знания.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника -урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную - как человека, личности, гражданина.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Для организации такого вида деятельности необходимо также взаимодействие школы с семьей; общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, средствами массовой информации (в схеме – «вспомогательные звенья»).
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Содержание
· элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
· представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Калининграда;
· элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
· элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
· интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
· уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
· ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
· начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
· элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
· интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России и Калининградской области;
· стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
· любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
· уважение к защитникам Родины;
· умение отвечать за свои поступки;
· негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Виды деятельности:
Содержание |
Формы воспитательной деятельности |
Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, государственными символами города Калининграда и области |
Классные часы, политинформации, беседы, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом |
Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина. |
Беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, изучение основных и вариативных учебных дисциплин. |
Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России. |
Беседы, сюжетно-ролевые игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, познавательно-развлекательные мероприятия, экскурсии, туристско-краеведческие путешествия, изучение вариативных учебных дисциплин. |
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников. |
Беседы, проведение классных часов, просмотр учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам. |
Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ |
Проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими, проектная деятельность. |
Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни. |
Беседы, народные игры, организация и проведение национально-культурных праздников. Встречи и беседы с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. |
Развитие школьного самоуправления |
Участие в детских организациях, организация органов классного самоуправления, общешкольной структуры; совместное планирование работы, школы актива, встречи с интересными людьми, круглые столы. |
Ключевые дела:
· Операция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов ВОВ и труда; изготовление поздравительных открыток для ветеранов, участие в концертных программах для ветеранов, встречи с ветеранами).
· Правовая декада «Я – человек, я – гражданин!»
· Месячник гражданско-патриотического воспитания
· Интеллектуальные игры, тематические классные часы.
· Уроки мужества.
· Посещение музеев города и области
· Участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности.
· Проведение спортивных эстафет «Вперёд, мальчишки!»
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
· организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;
· посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
· привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, КТД;
· изучение семейных традиций;
· организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
· организация совместных экскурсий;
· совместные проекты.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Содержание
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Виды деятельности:
Содержание |
Формы воспитательной деятельности |
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов |
Учебные инвариантные и вариативные предметы, беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России. |
Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. |
Уроки этики, игровые программы, позволяющие школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия. |
Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию правильных и неправильных поступков. |
Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей. |
Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым. |
Игровая деятельность, участие в КТД, приобретение опыта совместной деятельности через все формы взаимодействия в школе. |
Воспитание милосердия, заботливого, бережного, гуманного отношения ко всему живому. |
Благотворительные акции, проекты, посильное участие в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. |
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. |
Открытые семейные праздники, беседы о семье, о родителях и прародителях, выполнение и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведение других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями |
Ключевые дела:
· День Знаний.
· Участие в праздничном концерте «День Учителя».
· Праздничный концерт, мероприятия «День матери», «Праздник семьи».
· КТД «Новогодний марафон».
· Совместный проект мероприятий с детской библиотекой имени А.А. Маяковского, музеем Янтаря, Калининградской Художественной галереей (праздники, творческая деятельность, встречи с писателями).
· Благотворительная акция «Ветеран живет рядом!»
· Повседневная профилактика правонарушений.
· Беседы школьного социального педагога с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества»
· Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
· оформление информационного стенда «Для вас, родители»
· тематические общие родительские собрания
· организация субботников по благоустройству территории
· организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев
· праздник «Здравствуй, школа!»
· праздник «Золотая осень»
· Новогодний праздник
· праздник семьи
· участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе
· родительский лекторий
· индивидуальные консультации (психологическая, педагогическая и медицинская помощь)
· изучение мотивов и потребностей родителей
· начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп
· нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами
· уважительное отношение к традиционным религиям
· неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации
· способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей
· уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим
· знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Содержание
· первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
· уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
· элементарные представления об основных профессиях;
· ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
· элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
· развитие навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
· умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
· умение соблюдать порядок на рабочем месте;
· бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
· отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Виды деятельности:
Содержание |
Формы воспитательной деятельности |
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества. |
Участие в экскурсиях по микрорайону, городу (с целью знакомства с различными видами труда). Экскурсии на производственные предприятия (с целью ознакомления с различными профессиями, встречи с представителями разных профессий) Организация и проведение презентаций «Труд наших родных». |
Получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. |
Сюжетно-ролевые экономические игры, праздники труда, ярмарки, конкурсы. |
Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду |
Презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде. |
Приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования |
Занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции. |
Приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома. |
Самообслуживание, дежурство по классу, по школе, участие в субботниках, персональные выставки, презентации, творческие отчеты, проектная деятельность, устный журнал. |
Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни |
Дискуссия, форум, вечер, час общения, классное собрание, собрание детей и родителей, поход, экскурсия, встречи с интересными людьми. |
Ключевые дела:
· Субботники по благоустройству классной комнаты.
· Обустройство территории и подготовка школьного помещения к праздникам.
· Уроки профориентации: встречи-беседы с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
· Экскурсии на предприятия города.
· Конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые мероприятия «Много профессий хороших и разных!»
· Проектно-исследовательские, творческие (художественные, литературные) работы учащихся.
· Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
· Организация и проведение совместных праздников
· Участие родителей в смотрах, конкурсах, проводимых в школе.
· Организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;
· Участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников;
· Организация встреч-бесед с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
· Совместные проекты с родителями «Наш самый чистый школьный двор»; конкурс «Скворечник».
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Содержание
· ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
· элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
· элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
· понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
· знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
· интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
· первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
· первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
· отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
Виды деятельности:
Содержание |
Формы воспитательной деятельности |
Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни |
проведение классных часов, бесед и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни; формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности; просмотр учебных фильмов; выпуск газет, листовок; Дни здоровья; Экскурсии в спортивные центры, детские спортивные школы. |
Профилактическая деятельность
|
- Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье. -Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований. - Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по ТБ, ПДД;проведение инструктажа с детьми. - Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха. |
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа
|
- Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы: организация подвижных игр; участие в школьных соревнованиях по отдельным видам спорта; спартакиадах, днях здоровья; - Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров спортивных секций школы, родителей. |
Организация каникулярного отдыха в детском оздоровительном лагере дневного пребывания
|
- Программа каникулярного отдыха педагогический блок: I. Культурно-массовые мероприятия; акции, тематические встречи, система самоуправления, тематические линейки, экскурсии, КТД, ежедневная рефлексия. Спортивно-оздоровительный блок: II. Утренняя гимнастика, режим питания, спорт час, спортивные праздники здоровья, весёлые старты, подвижные игры на улице, тренинги, практикумы, КТД, соревнования, конкурсы, интеллектуально-творческие игры, оздоровительные медицинские мероприятия. |
Ключевые дела:
· Дни Здоровья (1 раз в четверть).
· Система профилактических мер по ПДД и ОБЖ.
· Всероссийские акции, месячники здоровья.
· Спортивные мероприятия ко Дню Защитника Отечества.
· Беседы школьного врача с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»…
· Участие в массовых мероприятиях города «День защиты детей», Спартакиада школьников.
· Комплексные внеурочные занятия для учащихся.
· Мониторинг ЗОЖ.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
· Общешкольные тематические родительские собрания
· лекции « Правила летнего отдыха у водоемов»; «Остерегайтесь клещей»; «Безопасность на дорогах»
· консультации психолога, медработников школы, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;
· распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»
· совместные праздники для детей и родителей : «Вперёд, мальчишки», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Праздник семьи»
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Содержание
· развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
· ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
· элементарный опыт природоохранной деятельности;
· бережное отношение к растениям и животным.
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Виды деятельности
Содержание |
Формы воспитательной деятельности |
Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой |
В ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов. |
Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности |
Экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов; |
Получение первоначального опыта эмоционально чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе |
Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю |
Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой |
При поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства. |
Ключевые дела:
· Экологический месячник: тематические классные часы, творческие работы учащихся.
· Организация экскурсий по родному городу.
· Посещение краеведческого музея.
· Организация и проведение походов «Выходного дня».
· Участие в городских, областных конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии.
· Участие в акции «Сохрани дерево».
· Участие в городских праздниках, акциях «День птиц».
· Участие в реализации проекта по благоустройству школьного двора.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
· Тематические классные собрания.
· Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Содержание
· представления о душевной и физической красоте человека;
· формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
· интерес к чтению, произведениям искусства, театральным постановкам, концертам, выставкам, музыке;
· интерес к занятиям художественным творчеством;
· стремление к опрятному внешнему виду;
· отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Виды деятельности:
Содержание |
Формы воспитательной деятельности |
Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России. |
В ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам. |
Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами. |
В системе экскурсионно-краеведческой деятельности, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок. |
Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве школы и дома, городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. |
Разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы; |
Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой |
Участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх. |
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.
|
Творческие работы, ярмарки.
|
Ключевые дела:
· Выполнение творческих заданий по разным предметам.
· Посещение театральных представлений, концертов, выставок.
· Организация экскурсий по историческим местам города.
· Совместные мероприятия с городской библиотекой имени А.А. Маяковского (праздники, творческая деятельность, встречи с писателями).
· Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам (опыт самореализации в художественном творчестве).
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
· Участие учащихся вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
· Встречи-беседы с людьми творческих профессий;
· Участие в художественном оформлении школьных классов, помещений школы к праздникам, мероприятиям.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Повышение педагогической культуры родителей и роль педагога
Одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного воспитания является повышение педагогической культуры родителей. Это один из самых действенных факторов и развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. Необходимо восстановление систематического повышения педагогической культуры родителей.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.
Перечисленные направления определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Ребёнок испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.
Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающегося на ступени начального общего образования.
Пример — это персонифицированная ценность.
Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада школьной жизни множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, в истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, т. е. его нравственное самосознание.
Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, области, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой —
бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.
Содержание программы и методика усложняются от класса к классу
Программа вариативна, может и должна корректироваться в зависимости от специфики развития классного коллектива, индивидуальных особенностей школьников, характера изменений окружающей воспитательной среды. Для отслеживания результатов каждый курс заканчивается диагностикой усвоения нравственных ценностей с использованием специальной методики (см. приложение 1).
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. При реализации программы планируется достижение школьниками воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность). И эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности). При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, а также собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
На первом и втором уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания школьников – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу. Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Специфика класса
В течение трёх лет передо мной, как классным руководителем стояла главная задача – обеспечить адаптацию вчерашних учеников начальной школы к условиям среднего звена. Отличительной чертой средней школы является ставка учителей на большую долю самостоятельности детей как в учебной, так и во внеклассной жизни.
1. Не совсем успешно и безболезненно прошло привыкание учеников к новым учителям и их требованиям.
2. Моей задачей было обеспечить комфортное ощущение каждого ученика этого коллектива в условиях среднего звена школы. В классе есть несколько группировок во главе со своими лидерами, есть дети, выпадающие из коллектива по тем или иным причинам. Поэтому во внеклассные мероприятия я старалась вовлечь всех детей. В итоге: пусть не все они дружны, но вспышек агрессии, явного антагонизма удалось избежать. Обучающиеся в большинстве своём не проявляли активности в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Формированию коллектива, кроме творческих дел, способствовало регулярное анкетирование на животрепещущие темы.
3. Один их таких опросов выявил главное пристрастие всех учеников класса – общение «в контакте». Зарегистрировавшись и создав там группу для общения со своими учениками, я отметила, что 87% детей подолгу проводят время в виртуальном общении. Круг их интересов был крайне ограничен – в основном незатейливые развлечения, не напрягающие сознание. Из индивидуальных бесед с учащимися я выяснила, что класс в начальной школе принимал участие в общешкольных КТД лишь эпизодически, а своих дел почти не проводилось (за исключением бесед о ПДД). Вместе дети не выезжали не только по области, но и по городу, не посещали музеев, театров, библиотек и т.п. В кружках и секциях было занято лишь 18 % учеников
4. При выборе актива класса возникла проблема – быть в активе захотели почти все, но, столкнувшись с ответственностью, которую неизбежно следует нести за порученное дело, обучающиеся прекращали работу, а попытки единичных ответственных учеников качественно выполнять поручение высмеивались и получали негативную оценку одноклассников.
5. Родители не принимали участия в воспитательной работе, заняв наблюдательную позицию. А наша общая задача – обеспечить психологический комфорт ребенка – превратилась в мою проблему. При этом каждый из родителей заинтересован в успешности своих детей как в учебной, так и во внеурочной школьной деятельности (т.к. нет асоциальных и неблагополучных семей).
6. Совместно с психологом школы мы опробовали несколько различных методик диагностики, изучая динамику развития классного коллектива. Анализ результатов помог в решении многих проблем и поставленных задач. Составить полную картину уровня воспитанности обучающихся помогла методика, выявляющая характер отношений школьников по десяти шкалам:
· Отношение к Отечеству;
· Отношение к Земле;
· К миру;
· К труду;
· К культуре;
· К другим людям;
· К представителям иной национальности, веры, культуры;
· Отношение к своему здоровью;
· Отношение к своему внутреннему миру и душевному «Я».
В течение года регулярно раз в неделю проводились классные часы разного плана (тематические, организационные), политинформации. В классе появилась традиция поздравлять именинников и проводить тематические вечера отдыха.
При подведении итогов и анализе своей работы и общей деятельности класса я сделала следующие выводы:
Класс в основной своей массе активен и полон творческой энергии.
62% - активные
24% - проявляют интерес
9% - пассивно наблюдающие
5% - не принимающие происходящее
Есть волевые, сильные характеры, дети с ярко выраженными организаторскими способностями. Только следует научить их применять правильно. В классе преобладает мажорный, приподнятый бодрый общий тон. Ребята стремятся общаться друг с другом.
Созданная в этом учебном году система самоуправления подвижна. Поручения меняются 1 раз в месяц по желанию обучающихся. Каждый может попробовать свои силы в любой сфере. Созданы в классе актив, учком, оформительский, трудовой комитет и группа политинформаторов.
Сложными в своем поведении остаются несколько человек. С ними и их родителями ведётся постоянная индивидуальная работа.
Но главное в моей работе сегодня – работа с перспективой!
По сравнению с прошлым годом появилась уверенность и осознанность начатого дела, больше удовлетворения от общения с детьми и родителями, глубже воспринимается содержание понятий и категорий, их значимость. Приобретается опыт, который становится жизненно важным, стало больше взаимопонимания внутри школьного коллектива. Воспитательный процесс оказывает влияние на учебную деятельность: в свои уроки я включаю различные элементы социокультурного системного подхода (аналоговое общение, активные формы обучения, систему вознаграждения, создаю условия для развития ресурса успеха каждого ученика). Идея активного воспитания, заложенная в программе, позволяет обогатить традиционный подход в обучении, что позволяет выйти на новый уровень качества знаний. Воспитательная программа становится стержнем организации методической работы с родителями, учащимися. Такое дело приносит удовлетворение, приобретает смысл, позволяет выйти на множество социокультурных результатов.
Родители и педагоги, работающие в классе, вышли на понимание системы программы, пришли к осознанию того, что каждое занятие - это необходимое звено в развитии и становлении личности. Мы поняли, что долгосрочная программа воспитания
открывает широкие возможности для создания целенаправленной систематической работы с детьми по овладению жизненно необходимыми ценностями, которые могли бы способствовать самораскрытию и самореализации личности школьника.
В противовес «традиционному воспитанию», носящему односторонний, эпизодический характер, построенному в соответствии с планом воспитательной работы школы, я считаю главным направлением своего подхода к воспитанию включение духовно-нравственных ценностей в цель воспитания. Это делается для того, чтобы духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих жизненных трудностей источник силы в нем самом, чтобы воспитать в его душе внутреннего победителя, который умел бы уважать свое достоинство и свою свободу, обладал бы нравственной устойчивостью, готовностью к сотрудничеству с другими людьми во благо себе, своей семье и обществу.
Список использованной литературы
1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Классные часы и родительские собрания в 7-9-х классах. – Ростов-на-Дону, 2008.
2. Воспитательная работа в школе// Народное образование. – 2018. - №6.
3. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М., 2011.
4. Дик Н.Ф. Лучшие классные часы в 5-9 –х классах. - Ростов-на-Дону, 2008.
5. Иванова М.Н. Воспитание на социокультурных истоках. – Вологда, 2009
6. Классные часы на нравственные и патриотические темы 5-7 классы/ сост. Е.В. Васильева. – Волгоград, 2008
7. Классный руководитель// Научно-методический журнал. – 2018. – №2.
8. Классный руководитель// Научно-методический журнал. – 2018. – №3.
9. Классный руководитель// Научно-методический журнал. – 2018. – №4.
10. Классный руководитель// Научно-методический журнал. – 2018. – №5.
11. Спутник классного руководителя// Научно-методический журнал. – 2021. - №1.
12. Спутник классного руководителя// Научно-методический журнал. – 2022. - №2.
13. Спутник классного руководителя// Научно-методический журнал. – 2022. - №3.
14. Спутник классного руководителя// Научно-методический журнал. – 2022. - №5.
15. Твардовская, Н.В., Пучкова Ю.М. «Социокультурный тренинг - уникальная педагогическая технология». – Вологда, 2006
Интернет - литература
ü http://festival.1september.ru/ «Фестиваль педагогических идей»
ü http://pedsovet.su/load/
ü http://www.nravstvennost.info/library/
ü http://www.uroki.net/docklruk.htm
ü http://www.rusedu.ru/detail_1515.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика характера отношений школьников
1. к Отечеству
2. Земле
3. миру
4. труду
5. культуре
6. знаниям
7. к другим людям
8. к людям иной национальности, веры культуры
9. к собственному здоровью
10. к своему внутреннему миру, своему душевному «Я»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Семейный праздник»
(Занятие проводится совместно с родителями.)
Цели:
1. Формирование ресурса успеха при совместной деятельности детей и родителей.
2. Развитие основы самоутверждения.
3. Социокультурное наполнение категорий «Родительское слово», «Уважение», «Почитание».
Примерный план:
1. Разговор в круге: Что такое семейный праздник? Как сделать праздник веселым?
2. Структурирование групп (в каждой группе родители работают с детьми).
3. Конкурс на лучший сценарий (план) праздника.
4. Подготовка к празднику, распределение обязанностей.
5. Тренинг «Праздник». Работа в микрогруппах.
6. Ресурсный круг «Пожелания к празднику».
«Береги честь смолоду»
Цели:
1. Воспитание чувства патриотизма;
2. Развитие целостного восприятия при общении в двойках, четверках;
3. Развитие лидерских качеств, прочувствованное восприятие категории «Честь».
Примерный план:
1. Принятие классной эмблемы дружбы. Учащиеся зарисовывают общую эмблему в классный уголок.
2. Примеры из литературных произведений на тему патриотизма (о чести, правдивости, честности).
3. Тренинг. Предлагаются ситуации нравственного выбора для решения в группах:
С древних времен наши прадеды под словом честь понимали ...
В нашем роду понятие честь означает ...
Правдивость в слове и деле.
4. Ресурсный круг. Рефлексия. Что полезного для себя вы сегодня узнали? О чем расскажете близким людям?
5. Какие высказывания о чести созвучны Вашей душе? Д/З - напиши эссе на тему
· Моей душе созвучны следующие высказывания о чести ...
· Мой рассказ...
· Экскурсия в Третьяковскую галерею. Я – экскурсовод. Я познакомлю своих друзей с картиной В. Васнецова «Три богатыря».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.