ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
ПО МАТЕМАТИКЕ
по теме: « Многогранники»
для учащихся 11 классов
Количество часов: 34 часа
Учитель математики:
Бурмистрова Татьяна Владимировна
г. Ступино
2015г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс, предлагаемый вашему вниманию, посвящен увлекательному разделу геометрии — теории многогранников.
Чем же так привлекательны многогранники?
С одной стороны, они имеют тысячелетнюю историю. Первые упоминания о многогранниках встречаются у египтян и вавилонян за 3000 лет до нашей эры. В то же время теория многогранников — современный раздел математики. Глубокие результаты в ней получены отечественными математиками, академиками: Б. Н. Делоне, А. Д. Александровым, А. В. Погореловым и др.
Теория многогранников тесно связана со многими другими разделами современной математики: топологией, теорией графов. Она имеет большое значение не только для теоретических исследований по геометрии, но и для областей прикладной математики — линейного программирования, теории оптимального управления и др.
Многогранники интересны и сами по себе. Они имеют красивые формы, например правильные, полуправильные и звездчатые многогранники. Они обладают богатой историей, связанной с такими знаменитыми учеными древности, как Пифагор, Евклид, Архимед и др.
В природе форму многогранников имеют кристаллы. Свойства кристаллов определяются особенностями их геометрического строения, в частности симметричным расположением атомов в кристаллической решетке.
Формы многогранников используются в архитектурных проектах. Эта традиция ведет отсчет с глубокой древности. Пирамида – это норма тектоники – внутреннего устройства каменных зданий прошлого. Силуэты каменных церквей и соборов, как правило, вписываются в форму пирамиды.
«Только неотступно следуя законам геометрии, архитекторы древности могли создать свои шедевры. Не случайно говорят, что пирамида Хеопса — немой трактат по геометрии, а греческая архитектура — внешнее выражение геометрии Евклида. Прошли века, но роль геометрии не изменилась. Она по-прежнему остается грамматикой архитектора», - это высказывание принадлежит великому французскому архитектору прошлого столетия Ле Корбюзье (1887–1965).
Материал настоящего курса разбит на пункты, соответствующие двухчасовым занятиям. В каждом из них, помимо теории, предлагаются упражнения для самостоятельного решения, в том числе повышенной трудности (со знаком*). В конце даются ответы и приводится список дополнительной литературы, посвященной многогранникам.
ПРОГРАММА КУРСА (Всего 34 ч)
Пункт |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
С чего все начиналось |
2 |
2 |
Что такое многогранник |
2 |
3 |
Многогранные углы |
2 |
4 |
Тетраэдр |
2 |
5 |
Выпуклые многогранники |
2 |
6 |
Сечения многогранников |
2 |
7 |
Теорема Эйлера |
2 |
8 |
Правильные многогранники |
2 |
9 |
Каскады из правильных многогранников |
2 |
10 |
Полуправильные многогранники |
2 |
11 |
Звездчатые многогранники |
2 |
12 |
Моделирование многогранников |
2 |
13 |
Кристаллы — природные многогранники |
2 |
14 |
Аналитическое задание многогранников |
2 |
15 |
Многогранники и оптимальное управление |
2 |
16 |
Изображение многогранников в компьютерной системе «Математика» |
2 |
17 |
Использование компьютерной системы «Мар1е» для изображения многогранников |
2 |
Календарно - тематическое планирование элективного курса « Многогранники»
для учащихся 11 «А» класса; 1час в неделю,34 часа
№ |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки проведения |
Скорректированные сроки проведения |
1 |
С чего все начиналось |
01.09-06.09 |
|
2 |
С чего все начиналось |
07.09-13.09 |
|
3 |
Что такое многогранник |
14.09-20.09 |
|
4 |
Что такое многогранник |
21.09-27.09 |
|
5 |
Многогранные углы |
28.09-04.10 |
|
6 |
Многогранные углы |
12.10-18.10 |
|
7 |
Тетраэдр |
19.10-25.10 |
|
8 |
Тетраэдр |
26.10-01.11 |
|
9 |
Выпуклые многогранники |
02.11-08.11 |
|
10 |
Выпуклые многогранники |
09.11-15.11 |
|
11 |
Сечения многогранников |
23.11-29.11 |
|
12 |
Сечения многогранников |
30.11-06.12 |
|
13 |
Теорема Эйлера |
07.12-13.12 |
|
14 |
Теорема Эйлера |
14.12-20.12 |
|
15 |
Правильные многогранники |
21.12-27.12 |
|
16 |
Правильные многогранники |
28.12-31.12 |
|
17 |
Каскады из правильных многогранников |
11.01-17.01 |
|
18 |
Каскады из правильных многогранников |
18.01-24.01 |
|
19 |
Полуправильные многогранники |
25.01-31.01 |
|
20 |
Полуправильные многогранники |
01.02-07.02 |
|
21 |
Звездчатые многогранники |
08.02-14.02 |
|
22 |
Звездчатые многогранники |
22.02-28.02 |
|
23 |
Моделирование многогранников |
29.02-06.03 |
|
24 |
Моделирование многогранников |
07.03-13.03 |
|
25 |
Кристаллы — природные многогранники |
14.03-20.03 |
|
26 |
Кристаллы — природные многогранники |
21.03-27.03 |
|
27 |
Аналитическое задание многогранников |
28.03-03.04 |
|
28 |
Аналитическое задание многогранников |
11.04-17.04 |
|
29 |
Многогранники и оптимальное управление |
18.04-24.04 |
|
30 |
Многогранники и оптимальное управление |
25.04-01.05 |
|
31 |
Изображение многогранников в компьютерной системе «Математика |
02.05-08.05 |
|
32 |
Изображение многогранников в компьютерной системе «Математика |
09.05-15.05 |
|
33 |
Использование компьютерной системы «Мар1е» для изображения многогранников |
16.05-22.05 |
|
34 |
Использование компьютерной системы «Мар1е» для изображения многогранников |
23.05-29.05 |
|
|
Итого 34ч |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.