Программа элективного курса для 10 класса "Математика в окружающем мире родного края"
Оценка 4.6

Программа элективного курса для 10 класса "Математика в окружающем мире родного края"

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
математика
10 кл
25.11.2020
Программа элективного курса для 10 класса "Математика в окружающем мире родного края"
математика в окружающем мире родного края 10(новая).docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 71

Устиновского района г. Ижевска

 

 

 

 

 

Программа элективного курса

Математика в окружающем мире родного края

 

для обучающихся  10 А  класса

 

 

 

 

Составитель:  Главатских Светлана Леонидовна

                                                                        

 

Место работы, должность:  МБОУ СОШ №71, учитель математики

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2017 - 2018

              

 

 

 

 

 


Пояснительная записка

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной лич­ности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценност­ные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Математическое образование вносит свой вклад в формирование  общей культуры человека. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. В современной образовательной системе моделирование является основным методом научного познания. Вместе с этим моделирование в обучении является и главным средством развития личности, особенно в плане интеллектуализации психической деятельности. Использование моделирования позволяет организовать учебную деятельность на более сознательном и продуктивном уровне. Модели используются для замещения изучаемого объекта (понятия) каким-то другим, более удобным и наглядным.

Предметный учебный элективный курс «Математика в окружающем мире родного края» реализуется в национально-региональном компоненте в виде интегрированного практикума, в котором решаются задачи с краеведческим содержанием. Поурочное планирование рассчитано на 1 час в неделю (всего 34 учебных часа).

Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока.  Грамотное использование исторического, географического и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. Реализация национально-регионального компонента на уроках математики представляется достаточно сложной. Но можно внедрить его в интегрированных уроках. На уроках математики можно также использовать задачи с краеведческим содержанием.

Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика.

Цели курса:

- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

- приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа;

- формирование интересов к родному языку и истории;

- воспитание патриотических чувств, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю;

- изучение государственных символов своей республики, традиций своего народа.

Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности.

В ходе освоения содержания курса учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения расчетов практического характера;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

 


 

Тематический план

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов (всего)

Вид занятий (кол-во час.)

Изучение нового и закрепление

Лабораторные, практические работы

Контроль

1.       

Геометрическая симметрия вокруг нас: в природе нашего края, архитектуре нашего города.

1

1

 

2.       

Бордюры и орнаменты. Построение орнамента. Бордюры и орнаменты в зодчестве родного края.

2

1

1

 

3.       

Орнаменты народов мира (русский, африканский, индийский, арабский, китайский, древнегреческий, византийский, египетский, персидский, мордовский, удмуртский и др.)

2

1

1

 

4.       

Удмуртский орнамент. Особенности орнаментов северных и южных удмуртов.

2

1

1

 

5.       

Защита проектов.

1

 

1

6.       

Симметрия в природе: Кристаллы. Растения. Животные. Симметрия как фактор, ограничивающий многообразие возможных структур. Решение задач с краеведческим содержанием.

2

2

 

7.       

Симметрия и асимметрия в удмуртском художественном творчестве:  картины, миниатюры, стенные росписи, панно, декорации, иконопись.

1

1

8.       

Симметрия и асимметрия в музыке: на примерах произведений русских и удмуртских композиторов.

1

1

9.       

Симметрия и асимметрия в поэзии: на примерах произведений русских и удмуртских  поэтов.

1

1

10.   

Симметрия и асимметрия в архитектуре. Анализ архитектурных объектов Удмуртии с точки зрения присутствия в нём симметрии.

2

1

1

11.   

Геометрические фигуры в архитектурных сооружениях. Анализ геометрических форм, использованных в различных архитектурных сооружениях города Ижевска.

2

1

1

12.   

Пропорциональность – математическая основа архитектурной композиции. Пропорциональный строй архитектурных сооружений города Ижевска.

5

3

2

13.   

Архитектура как отрасль инженерных знаний и искусства. Инженерная и художественная составляющие архитектуры городов Удмуртии.

2

1

1

14.   

Защита проектов.

2

2

15.   

Тригонометрия в астрономии, физике, биологии, музыкальной гармонии и архитектуре. Периодические процессы вокруг нас. Решение задач с краеведческим содержанием.

4

2

2

16.   

Функции в естествознании и экономике. Решение задач с краеведческим содержанием.

1

1

17.   

Производная в задачах естествознания и экономики. Решение задач с краеведческим содержанием.

3

1

2


Содержание программы

Геометрическая симметрия: зеркальная, поворотная, переносная. Бордюры и орнаменты. Построение орнамента. Бордюры и орнаменты в зодчестве родного края. Орнаменты народов мира: русский, африканский, индийский, арабский, китайский, древнегреческий, византийский, египетский, персидский, мордовский, удмуртский и др. Удмуртский орнамент. Особенности орнаментов северных и южных удмуртов. Симметрия в природе: Кристаллы. Растения. Животные. Симметрия как фактор, ограничивающий многообразие возможных структур. Решение задач с краеведческим содержанием.

Симметрия и асимметрия в живописи: картины, миниатюры, стенные росписи, панно, декорации, иконопись. Симметрия и асимметрия в музыке: на примерах произведений Л.Бетховена, П.И.Чайковского, Корепанова-КамскогоГ.М.. Симметрия и асимметрия в поэзии: на примерах произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Омара Хайяма, К.Герда, Ф.И.Васильева, Ашальчи Оки.

Симметрия и асимметрия в архитектуре. Анализ архитектурных объектов города Ижевска с точки зрения присутствия в нём симметрии. Геометрические фигуры в различных архитектурных стилях. Анализ геометрических форм, использованных в различных архитектурных сооружениях города Ижевска. Пропорциональность – математическая основа архитектурной композиции. Пропорции в архитектуре. Золотая пропорция как основа пропорционального строя архитектурных шедевров. Геометрическая основа пропорционального строя в архитектуре. Пропорциональный строй архитектурных сооружений: Собор Парижской Богоматери, Эйфелева Башня, Коллизей, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, некоторые архитектурные сооружения города Ижевска. Архитектура как отрасль инженерных знаний и искусства. Архитектура как соединение прочности, пользы и красоты. Инженерная и художественная составляющие архитектуры.

Тригонометрия в астрономии и физике. Тригонометрия в биологии и медицине. Тригонометрия в музыкальной гармонии и архитектуре. Периодические процессы вокруг нас (гармонические колебания). Решение задач с краеведческим содержанием.

Функции в естествознании и экономике. Решение задач с краеведческим содержанием. Производная в задачах естествознании и экономики. Решение задач с краеведческим содержанием.


 

Список литературы

¨      Геометрия, 10-11: учеб. для  общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. –  15 изд., доп. – М.: Просвещение, 2009.

¨      А.П. Киселев. Геометрия / Под ред. Н.А. Глаголева. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. – 328с.

¨      Симметрия в окружающем мире/ Л.В.Тарасов. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005. – 256с.

¨      Элективные курсы в профильном обучении: Образоватеная область «Математика»/ Министерство образования РФ – Национальны фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. 96с.

¨      За страницами учебника математики 8-11 классы / С.А. Литвинова, Л.В. Куликова, С.В.Шиловская и др.; Сост. С.А. Литвинова. – 2-е изд., дополненное. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

¨       Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / Под ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2000.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 71

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 71

Пояснительная записка Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной лич­ности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой…

Пояснительная записка Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной лич­ности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой…

Тематический план № п/п

Тематический план № п/п

Содержание программы Геометрическая симметрия: зеркальная, поворотная, переносная

Содержание программы Геометрическая симметрия: зеркальная, поворотная, переносная

Список литературы ¨ Геометрия, 10-11: учеб

Список литературы ¨ Геометрия, 10-11: учеб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2020