Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 71
Устиновского района г. Ижевска
Программа элективного курса
Математика в окружающем мире родного края
для обучающихся 10 А класса
Составитель: Главатских Светлана Леонидовна
Место работы, должность: МБОУ СОШ №71, учитель математики
Ижевск, 2017 - 2018
Пояснительная записка
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. В современной образовательной системе моделирование является основным методом научного познания. Вместе с этим моделирование в обучении является и главным средством развития личности, особенно в плане интеллектуализации психической деятельности. Использование моделирования позволяет организовать учебную деятельность на более сознательном и продуктивном уровне. Модели используются для замещения изучаемого объекта (понятия) каким-то другим, более удобным и наглядным.
Предметный учебный элективный курс «Математика в окружающем мире родного края» реализуется в национально-региональном компоненте в виде интегрированного практикума, в котором решаются задачи с краеведческим содержанием. Поурочное планирование рассчитано на 1 час в неделю (всего 34 учебных часа).
Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока. Грамотное использование исторического, географического и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. Реализация национально-регионального компонента на уроках математики представляется достаточно сложной. Но можно внедрить его в интегрированных уроках. На уроках математики можно также использовать задачи с краеведческим содержанием.
Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика.
Цели курса:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа;
- формирование интересов к родному языку и истории;
- воспитание патриотических чувств, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю;
- изучение государственных символов своей республики, традиций своего народа.
В ходе освоения содержания курса учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения расчетов практического характера;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Тематический план
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов (всего) |
Вид занятий (кол-во час.) |
||
Изучение нового и закрепление |
Лабораторные, практические работы |
Контроль |
|||
1. |
Геометрическая симметрия вокруг нас: в природе нашего края, архитектуре нашего города. |
1 |
1 |
|
|
2. |
Бордюры и орнаменты. Построение орнамента. Бордюры и орнаменты в зодчестве родного края. |
2 |
1 |
1 |
|
3. |
Орнаменты народов мира (русский, африканский, индийский, арабский, китайский, древнегреческий, византийский, египетский, персидский, мордовский, удмуртский и др.) |
2 |
1 |
1 |
|
4. |
Удмуртский орнамент. Особенности орнаментов северных и южных удмуртов. |
2 |
1 |
1 |
|
5. |
Защита проектов. |
1 |
|
1 |
|
6. |
Симметрия в природе: Кристаллы. Растения. Животные. Симметрия как фактор, ограничивающий многообразие возможных структур. Решение задач с краеведческим содержанием. |
2 |
2 |
|
|
7. |
Симметрия и асимметрия в удмуртском художественном творчестве: картины, миниатюры, стенные росписи, панно, декорации, иконопись. |
1 |
1 |
||
8. |
Симметрия и асимметрия в музыке: на примерах произведений русских и удмуртских композиторов. |
1 |
1 |
||
9. |
Симметрия и асимметрия в поэзии: на примерах произведений русских и удмуртских поэтов. |
1 |
1 |
||
10. |
Симметрия и асимметрия в архитектуре. Анализ архитектурных объектов Удмуртии с точки зрения присутствия в нём симметрии. |
2 |
1 |
1 |
|
11. |
Геометрические фигуры в архитектурных сооружениях. Анализ геометрических форм, использованных в различных архитектурных сооружениях города Ижевска. |
2 |
1 |
1 |
|
12. |
Пропорциональность – математическая основа архитектурной композиции. Пропорциональный строй архитектурных сооружений города Ижевска. |
5 |
3 |
2 |
|
13. |
Архитектура как отрасль инженерных знаний и искусства. Инженерная и художественная составляющие архитектуры городов Удмуртии. |
2 |
1 |
1 |
|
14. |
Защита проектов. |
2 |
2 |
||
15. |
Тригонометрия в астрономии, физике, биологии, музыкальной гармонии и архитектуре. Периодические процессы вокруг нас. Решение задач с краеведческим содержанием. |
4 |
2 |
2 |
|
16. |
Функции в естествознании и экономике. Решение задач с краеведческим содержанием. |
1 |
1 |
||
17. |
Производная в задачах естествознания и экономики. Решение задач с краеведческим содержанием. |
3 |
1 |
2 |
Содержание программы
Геометрическая симметрия: зеркальная, поворотная, переносная. Бордюры и орнаменты. Построение орнамента. Бордюры и орнаменты в зодчестве родного края. Орнаменты народов мира: русский, африканский, индийский, арабский, китайский, древнегреческий, византийский, египетский, персидский, мордовский, удмуртский и др. Удмуртский орнамент. Особенности орнаментов северных и южных удмуртов. Симметрия в природе: Кристаллы. Растения. Животные. Симметрия как фактор, ограничивающий многообразие возможных структур. Решение задач с краеведческим содержанием.
Симметрия и асимметрия в живописи: картины, миниатюры, стенные росписи, панно, декорации, иконопись. Симметрия и асимметрия в музыке: на примерах произведений Л.Бетховена, П.И.Чайковского, Корепанова-КамскогоГ.М.. Симметрия и асимметрия в поэзии: на примерах произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Омара Хайяма, К.Герда, Ф.И.Васильева, Ашальчи Оки.
Симметрия и асимметрия в архитектуре. Анализ архитектурных объектов города Ижевска с точки зрения присутствия в нём симметрии. Геометрические фигуры в различных архитектурных стилях. Анализ геометрических форм, использованных в различных архитектурных сооружениях города Ижевска. Пропорциональность – математическая основа архитектурной композиции. Пропорции в архитектуре. Золотая пропорция как основа пропорционального строя архитектурных шедевров. Геометрическая основа пропорционального строя в архитектуре. Пропорциональный строй архитектурных сооружений: Собор Парижской Богоматери, Эйфелева Башня, Коллизей, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, некоторые архитектурные сооружения города Ижевска. Архитектура как отрасль инженерных знаний и искусства. Архитектура как соединение прочности, пользы и красоты. Инженерная и художественная составляющие архитектуры.
Тригонометрия в астрономии и физике. Тригонометрия в биологии и медицине. Тригонометрия в музыкальной гармонии и архитектуре. Периодические процессы вокруг нас (гармонические колебания). Решение задач с краеведческим содержанием.
Функции в естествознании и экономике. Решение задач с краеведческим содержанием. Производная в задачах естествознании и экономики. Решение задач с краеведческим содержанием.
Список литературы
¨ Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 15 изд., доп. – М.: Просвещение, 2009.
¨ А.П. Киселев. Геометрия / Под ред. Н.А. Глаголева. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. – 328с.
¨ Симметрия в окружающем мире/ Л.В.Тарасов. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005. – 256с.
¨ Элективные курсы в профильном обучении: Образоватеная область «Математика»/ Министерство образования РФ – Национальны фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. 96с.
¨ За страницами учебника математики 8-11 классы / С.А. Литвинова, Л.В. Куликова, С.В.Шиловская и др.; Сост. С.А. Литвинова. – 2-е изд., дополненное. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.
¨ Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / Под ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.