Программа
элективного курса для 9 класса
«Подготовка к ОГЭ по математике»
Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ОГЭ и ЕГЭ. Сдача экзамена по математике за курс основной школы в форме ОГЭ является одним из направлений модернизации школьного образования на современном этапе.
ОГЭ по математике направлена на проверку знаний ученика в области алгебры, геометрии ,реальной математики, умение применять их к решению различных задач, а также на выявление уровня владения различными математическими языками и навыков решения нестандартных задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма.
Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
1) Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «ст. Карланюртовская СОШ» ;
3) учебный план МКОУ «ст. Карланюртовская СОШ» на 2018 -2019 учебный год;
4) Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 года № 1089;
Курс составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы. Элективный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ. Основной особенностью этого курса является отработка заданий арифметики, алгебры, статистике и теории вероятностей, геометрии.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Элективный курс рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 9 классов. Предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике и умение применять при решении примеров и задач.
Цель данного курса: подготовить обучающихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами; оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении курса математики и подготовке к экзаменам.
Задачи курса:
· дать ученику возможность проанализировать свои способности;
· повторить, обобщить и углубить знания за курс основной общеобразовательной школы;
· научить, максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания
Подготовить к успешной сдачи ОГЭ по математике.
Функции элективного курса:
· ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
· компенсация недостатков в обучении математике.
Методы и формы обучения
· обучение через опыт и сотрудничество;
· учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
· интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги)
· личностно-деятельностный подход
Для работы с учащимися применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется разделить учащихся по группам: сильные, средние и слабые. Возможны различные формы творческой работы учащихся, как например ,онлайн – тестирование ,возможны различные формы творческой работы учащихся-проекты, учебные исследования. При изучении курса учащихся вовлекаются в индивидуальную, групповую работу, создаются условия для реализации дифференцированного подхода.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Ожидаемый результат
учащийся должен
знать/понимать:
· основные правила, формулы и свойства;
· как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
· как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
· как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
· значение математики как науки;
· значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
уметь:
· решать задания, по типу приближенных к заданиям ОГЭ
· работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет
Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ОГЭ или составлены самим учителем.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений. Степень. Свойства степени.
Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Тема 2. Уравнения
Способы решения различных уравнений: линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней.
Тема 3. Неравенства
Способы решения различных неравенств.
Тема 4. Координаты и графики
Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.
Тема 5. Функции
Функции, их свойства и графики. Чтение графиков функций. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Тема 6. Текстовые задачи. Реальная математика.
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу», на «Проценты»
Тема 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии
Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n первых членов. Комбинированные задачи.
Тема 8. Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Решение задач на нахождение статистических характеристик, работа со статистической информацией, решение комбинаторных задач, задач на нахождение вероятности случайного события.
Тема 9. Решение геометрических задач.
Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА
Анализ итогового теста
Критерии при выставлении оценок могут быть следующие.
Оценка «отлично» - учащиеся демонстрируют сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески. Как правило, для получения высокой оценки учащийся должен показать не только знание теории и владение набором стандартных методов, но и известную сообразительность, математическую культуру.
Оценка «хорошо» - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями, выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и возрастании общих умений учащегося.
Оценка «удовлетворительно» - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
Календарно-тематическое планирование
|
|||
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Числовые выражения. Стандартный вид числа. Округление и сравнение чисел |
1 |
4.09 |
2 |
Дроби. Основное свойство дроби. Арифметические действия с дробями. |
1 |
11.09 |
3 |
Рациональные числа. Арифметические действия. |
1 |
18.09 |
4 |
Квадратный корень. Иррациональные числа. Зачет |
1 |
25.09 |
5 |
Зависимость между величинами. Пропорция. Округление чисел. |
1 |
2.10 |
6 |
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. |
1 |
9.10 |
7 |
Алгебраические выражения. Буквенные выражения. Формулы сокращенного умножения |
1 |
16.10 |
8 |
Степень с целым показателем. Свойства степени с целым показателем. |
1 |
23.10 |
9 |
Многочлен. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Зачет |
1 |
30.10 |
10 |
Алгебраическая дробь. Действия с алгебраическими дробями. |
1 |
13.11 |
11 |
Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях. Зачет |
1 |
20.11 |
12 |
Уравнение с одной переменной. Линейное уравнение. Квадратное. |
1 |
27.11 |
13 |
Рациональное уравнение. Система уравнений. Решение системы. Зачет |
1 |
4.12 |
14 |
Числовые, линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств. |
1 |
11.12 |
15 |
Текстовые задачи. Решение текстовых задач. |
1 |
18.12 |
16 |
Задачи на движение .Задачи на совместную работу. Зачет |
|
25.12 |
17 |
Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. |
1 |
15.01 |
18 |
Исследование функции и построение графика. Область определения функции. Наибольшее и наименьшее значения функции |
|
22.01 |
19 |
Координаты на прямой и плоскости. Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. |
1 |
29.01 |
20 |
Уравнение прямой, окружности. Координаты середины отрезка. Зачет |
1 |
5.02 |
21 |
Начальные понятия геометрии. Угол, прямая, отрезок. Треугольник. Признаки равенства и подобия треугольников |
1 |
12.02 |
22 |
Решение прямоугольных треугольников. Внешний угол треугольника. Теорема Пифагора. |
1 |
19.02 |
23 |
Четырехугольники. Площади фигур. |
1 |
26.02 |
24 |
Окружность и круг. Окружность вписанная и описанная. |
1 |
5.03 |
25 |
Центральный угол. Вписанный угол. Касательная к окружности. Зачет |
|
12.03 |
26 |
Измерение геометрических величин. Площади, объемы фигур. |
1 |
19.03 |
27 |
Статистика и теория вероятности. |
1 |
2.04 |
28 |
Статистика и теория вероятности. |
1 |
9.04 |
29 |
Решение комбинаторных задач. |
1 |
16.04 |
30 |
Задания с параметром |
1 |
23.04 |
31 |
Равенство треугольников, подобие треугольников |
1 |
30.04 |
32 |
Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9 |
1 |
7.05 |
33 |
Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9 |
1 |
14.05 |
34 |
Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9 |
1 |
21.05 |
Литература:
1. Демонстрационный вариант ОГЭ 2019
2. Распечатай и реши: ОГЭ
3. Ященко И.В. " ОГЭ математика" Типовые тестовые задания.2019.14 вариантов, 36 вариантов
4. Генератор вариантов ОГЭ Алекс Ларин
5.Сайт. Сдам. ОГЭ. Обучающая система Дмитрия Гущина
6.Сайт ФИПИ, открытый банк заданий.
7. Прототипы заданий ОГЭ
Информационно - техническое обеспечение:
· Демоверсии 2018 - 2019 учебного года находятся на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) (http://fipi.ru).
· Регламент по итоговой аттестации обучающихся 9 классов по всем предметам можно скачать здесь http://saripkro.ru/itog_att.html
· http://www1.ege.edu.ru/content/view/763/201/
· http://alexlarin.net/ege.html
· https://www.time4math.ru/oge
· 9 класс. Открытый банк заданий ОГЭ по математике. ОГЭ 2019
· Варианты тестов. http://www.ctege.info/content/category/15/67/48/
· Тестирование http://www.mathtest.ru/
· Тестирование https://oge.sdamgia.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.