Программа элективного курса основный психология
Оценка 4.8

Программа элективного курса основный психология

Оценка 4.8
docx
13.02.2020
Программа элективного курса основный психология
6 Программа элективного курса основный психология.docx

 

 

 

 

 

 

 

Программа элективного курса
«Основы психологии»

 

 

 


Педагог –психолог:

Салимова Айгерим Уалитовна




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Пояснительная записка
Преподавание психологии предполагает сотрудничество подростков и старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.

Целями преподавания психологии в гимназии являются:

Развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы, миром людей и миром культуры.

Повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).

Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

формирование общих представлений учащихся о психологии как науке;

оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;

развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);

развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);

раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);

развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;

обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся.

Рабочая учебная программа «Основы психологии»  составлена на основе:
программы уроков психологии (А.В. Микляева, 2003);

программы учебного курса по психологии для 10 класса (под ред. И.В. Дубровиной, 2003).

программы профессионального самоопределения для подростков “Я и моя профессия” (Г.В. Резапкина, 2000)

адаптированной программы элективного курса «Основы имиджелогии» для учащихся 10-11 классов (С.В. Кирдянкина, 2006).

Программа рассчитана на 1 года обучения, по 1 часу в неделю. Курс психологии рассчитан на подростков 12-16 лет, соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков и юношей.
Возраст учащихся 9 – 10 классов благоприятен для завершения развития психологической готовности к самоопределению – личностному, профессиональному, жизненному. Поэтому с ними в учебной работе по психологии основное внимание уделяется формированию их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.
Приоритетные принципы отбора и структурирования материала:

гуманизация образования

интеграция предметов

дифференциация и индивидуализация обучения

природосообразность материала

доступность образования

логичность и системность изложения материала
полнота и завершенность содержательных линий.

Урок психологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения:
Учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.
Еженедельные уроки психологии позволяют учащимся сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах.
Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.
Занятия содержат игровые элементы.
Ведется индивидуальная работа в тетради, которые после уроков сдаются и хранятся у педагога-психолога, что снижает вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради. Это обеспечивает детям определенную степень психологической безопасности.
Работы в тетради проверяются и оцениваются: записывается мнение, реплика, риторический вопрос, размышление психолога как индивидуальная обратная связь.
Работа на занятиях проходит за партами, но при изучении отдельных тем, где требуется проведение мастерской или работа в режиме мини-тренинга, работа проводится в круге.
В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми подросткового и юношеского возраста:
Ритуал приветствия (придумывается группой на первом занятии в каждом учебном году). Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.
Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.
Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании – это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.
Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения или в форме письменной работы в тетради.
Ритуал завершения занятия (см. ритуал приветствия).
Опыт работы по программе курса позволил выбрать следующие методические приемы:
устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;

«универсализация»трудностей через использование проективных форм «Один мальчик», «Большинство людей»;

обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;

тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;

контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).


Механизм оценивания результатов:
1. Владение фактами:
- установление причин фактов
- установление взаимосвязей между фактами
- отличие основных фактов и фактов второстепенных
2. Владение проблематикой:
- формулирование проблем по теме
- умение отыскать возможные пути решения проблемы
3. Владение понятиями:
- раскрытие содержания понятий
- установление взаимосвязей между понятиями
- практическое применение понятий
4. Владение правилами и приемами:
- формулирование правил, требований, приемов
- раскрытие содержания правил, требований, приемов
- характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов
5. Проверка навыков:
-моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение
- выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение
- самоанализ результатов выполнения подобных действий

                                                            Тематический план



Название раздела, темы

Количество часов


1


Введение. Что такое самоопределение.


1


2


Юность – пора самоопределения


6


2.1


На пороге взрослой жизни


1


2.2


Сверстник своего поколения


1


2.3


Время в жизни человека


1


2.4


Временная перспектива и ее свойства


1


2.5


Мировоззрение и смысл жизни


1


2.6


Жизненные цели


1


3


Психология семейной жизни


20


3.1


Я – мужчина. Я – женщина


1


3.2


Психологические различия между полами. Стереотипы


1


3.3


Семья. Брак. Функции современной семьи. Моя семья


3


3.4


Нравственные основы семьи


1


3.5


Любовь в семье


1


3.6


Супружеские отношения. Совместимость супругов


2


3.7


Трудные дети” и “трудные родители”


1


3.8


Кинотерапия “Бабуся”


4


3.9


Семейные роли


1


3.10


Дети в семье. Мои права в семье


3


3.11


Дом – полная чаша.


1


3.12


Кризисы семейной жизни


1


4


Нарушения процесса самоопределения


6


4.1


Психологические барьеры самоопределения


1


4.2


Стресс и фрустрация


2


4.3


Психологические зависимости – способы бегства от действительности


3


5


Я – состоявшаяся личность


1


 


Итого:


34


Список РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы

1.                  Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.

2.                  Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.

3.                  Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М., 1997.

4.                  Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.

5.                  Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – Новосибирск, 1983.

6.                  Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. – СПб., 2001.

7.                  Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.

8.                  Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988.

9.                  Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? – М.: Эксмо, 2007.

10.              Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. – Киев, 2002.

11.              Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. – Новосибирск, 1997.

12.              Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха “Вильямс”, 2000.

13.              Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2002.

14.              Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.

15.              Моисеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. Воронеж, 1997.

16.              Мэй Р. Любовь и воля. – М., 1997.

17.              Олпорт Г. Зрелая любовь // Становление личности. – М., 2002.

18.              Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.

19.              Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.

20.              Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.

21.              Прихожан А.М. Психология неудачника. – М., 1996.

22.              Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи… М., 1996.

23.              Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

24.              Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. А.А. Кронина. – М., 1993.

25.              Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

26.              Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989.

27.              Фромм Э. Искусство любви // Исследование природы любви. – М., 1991.

28.              Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.

29.              Шепель В.М. Имиджелогия, секреты личного обаяния. М., 1994.

30.              Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002.

31.              Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире / Г.Я. Юзефович, В.Н. Соколова. – М., 1991.

32.              Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1958.


 

Программа элективного курса «Основы психологии»

Программа элективного курса «Основы психологии»

Пояснительная записка Преподавание психологии предполагает сотрудничество подростков и старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии

Пояснительная записка Преподавание психологии предполагает сотрудничество подростков и старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии

Урок психологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения:

Урок психологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения:

Механизм оценивания результатов: 1

Механизм оценивания результатов: 1

Психология семейной жизни 20 3

Психология семейной жизни 20 3

Итого: 34

Итого: 34
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2020