Программа элективного курса
«Основы психологии»
Педагог –психолог:
Салимова Айгерим Уалитовна
Пояснительная
записка
Преподавание психологии предполагает
сотрудничество подростков и старшеклассников с педагогом-психологом в
пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции,
интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно
формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание
самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать
себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого
оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее,
формируются личностные смыслы жизни.
Целями преподавания психологии в гимназии
являются:
Развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы, миром людей и миром культуры.
Повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).
Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
формирование общих представлений учащихся о психологии как науке;
оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;
обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся.
Рабочая учебная программа «Основы психологии» составлена на основе:
программы уроков психологии (А.В. Микляева, 2003);
программы учебного курса по психологии для 10 класса (под ред. И.В. Дубровиной, 2003).
программы профессионального самоопределения для подростков “Я и моя профессия” (Г.В. Резапкина, 2000)
адаптированной программы элективного курса «Основы имиджелогии» для учащихся 10-11 классов (С.В. Кирдянкина, 2006).
Программа рассчитана на 1 года обучения, по 1 часу в неделю.
Курс психологии рассчитан на подростков 12-16 лет, соответственно, программа
строится с учетом возрастных интересов подростков и юношей.
Возраст учащихся 9 – 10 классов благоприятен для
завершения развития психологической готовности к самоопределению – личностному,
профессиональному, жизненному. Поэтому с ними в учебной работе по психологии
основное внимание уделяется формированию их понимания своего призвания, умения
видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям,
профессиональному выбору и будущей семейной жизни.
Приоритетные принципы отбора и
структурирования материала:
гуманизация образования
интеграция предметов
дифференциация и индивидуализация обучения
природосообразность материала
доступность образования
логичность и системность изложения материала
полнота и завершенность содержательных линий.
Урок психологии подчиняется, с одной стороны, общим
дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические
особенности в содержательных акцентах и способах проведения:
Учащиеся на уроке познают не только психологию
человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности,
механизмы, сущность и условия развития личности.
Еженедельные уроки психологии позволяют учащимся
сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и
результатах.
Большинство заданий носят предельно обобщенный
характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый учащийся наполняет
волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса
не позволяют открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных
обучающихся.
Занятия содержат игровые элементы.
Ведется индивидуальная работа в тетради, которые
после уроков сдаются и хранятся у педагога-психолога, что снижает вероятность
нарушения конфиденциальности записей в тетради. Это обеспечивает детям
определенную степень психологической безопасности.
Работы в тетради проверяются и оцениваются:
записывается мнение, реплика, риторический вопрос, размышление психолога как
индивидуальная обратная связь.
Работа на занятиях проходит за партами, но при
изучении отдельных тем, где требуется проведение мастерской или работа в режиме
мини-тренинга, работа проводится в круге.
В структуре урока выделяются смысловые блоки,
традиционные для групповой психологической работы с детьми подросткового и
юношеского возраста:
Ритуал приветствия (придумывается группой на
первом занятии в каждом учебном году). Целью проведения ритуала приветствия
является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.
Объявление темы занятий, за которым следует
мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся
получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной
проблемой.
Работа по теме занятия. Основное содержание
занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических
упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами,
сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании
– это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.
Подведение итогов занятия – предполагает
формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в
форме открытого обсуждения или в форме письменной работы в тетради.
Ритуал завершения занятия (см. ритуал
приветствия).
Опыт работы по программе курса позволил
выбрать следующие методические приемы:
устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся
проблем в рамках предлагаемой темы урока;
«универсализация»трудностей через использование проективных форм «Один мальчик», «Большинство людей»;
обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;
контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).
Механизм оценивания результатов:
1. Владение фактами:
- установление причин фактов
- установление взаимосвязей между фактами
- отличие основных фактов и фактов
второстепенных
2. Владение проблематикой:
- формулирование проблем по теме
- умение отыскать возможные пути решения
проблемы
3. Владение понятиями:
- раскрытие содержания понятий
- установление взаимосвязей между понятиями
- практическое применение понятий
4. Владение правилами и приемами:
- формулирование правил, требований, приемов
- раскрытие содержания правил, требований,
приемов
- характеристика действий, связанных с
применением правил, требований, приемов
5. Проверка навыков:
-моделирование ситуаций, связанных с
практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение
- выполнение комплекса действий, составляющих
определенное умение
- самоанализ результатов выполнения подобных
действий
Тематический план
|
|
Количество часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы
1. Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
2. Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М., 1997.
4. Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – Новосибирск, 1983.
6. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. – СПб., 2001.
7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
8. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988.
9. Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? – М.: Эксмо, 2007.
10. Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. – Киев, 2002.
11. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. – Новосибирск, 1997.
12. Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха “Вильямс”, 2000.
13. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2002.
14. Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.
15. Моисеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. Воронеж, 1997.
16. Мэй Р. Любовь и воля. – М., 1997.
17. Олпорт Г. Зрелая любовь // Становление личности. – М., 2002.
18. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
19. Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.
20. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.
21. Прихожан А.М. Психология неудачника. – М., 1996.
22. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи… М., 1996.
23. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
24. Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. А.А. Кронина. – М., 1993.
25. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
26. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989.
27. Фромм Э. Искусство любви // Исследование природы любви. – М., 1991.
28. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.
29. Шепель В.М. Имиджелогия, секреты личного обаяния. М., 1994.
30. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002.
31. Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире / Г.Я. Юзефович, В.Н. Соколова. – М., 1991.
32. Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1958.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.