Программа элективного курса «Основы тригонометрии» для учащихся 9 класса

  • pdf
  • 21.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тригонометрия.pdf

 

 

МОУ «Средняя школа № 15 г. Калуги»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа элективного курса

«Основы тригонометрии» для учащихся 9 класса

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         учитель математики                                                        МОУ «Средняя школа №15 г. Калуги»

 

                                                                         Кудрявцева Ольга Андреевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга

Пояснительная записка.

 

Приоритетными моментами развития школьного образования на современном этапе являются изучение потребностей школьников, возможность выбора учащимися учебного профиля. Элективный курс «Основы тригонометрии» является пропедевтическим курсом для учащихся 9 классов, особенно для технологического и физико-математического профиля старшей школы.. Он составлен в соответствии с материалом изложенным в учебнике «Алгебра: Учеб. для 9 кл. сред. шк.» под редакцией С.А. Теляковского. Этот курс может использоваться и в тех классах, которые работают по другим учебникам. В настоящее время растянутость в преподавании тригонометрии (с 8-го по 10-й класс) двойственный подход (то функции угла, то функции числа) и, наконец, недооценка важности основной модели – числовой окружности приводят к тому, что выпускники школ чувствуют себя крайне неуверенно в этом курсе, не имеют систематических знаний. Поэтому возникла необходимость в составлении данного элективного курса.

Содержание курса включает вопросы истории развития математики и необходимости применения тригонометрии для решения практических задач. Структура программы предполагает чередование теоретических и практических занятий, что делает её более динамичной и позволяет заинтересовать как учащихся тяготеющих к изучению теоретических основ науки, так и учащихся склонных к практической деятельности. Содержание курса включает вопросы истории развития математики и необходимости её применения. 

Главное отличие элективного курса от принятого изучения математики – это законченное повествование, в котором, была бы интрига. Это достигается благодаря естественной постановке проблем, которые в данном месте курса по объективным причинам не могут быть решены, но будут решены в дальнейшем.

Стиль изложения элективного курса предполагается более доступный, во многом расцвеченный непривычными для математической лексики оборотами, мнемоническими правилами. Это курс для ознакомления, а не для заучивания соответствующего материала. Занятия предполагается проводить в жанре беседы, с привлечением иллюстративного материала по учебнику. В тоже время изложение изучаемых вопросов характеризуется чёткостью, алгоритмичностью, выделяются основные этапы рассуждений с фиксацией внимания учащихся на выделенных этапах.

Ещё одна особенность: каждый из двух разделов курса заканчивается занятием «Основные результаты». Это своеобразный смотр достижений, подведение итогов, что для успешности процесса обучения очень важно.

 

 

 

 

Цели курса «Основы тригонометрии»:

способствовать формированию личности, умеющей приобретать знания, умения и навыки в процессе самостоятельной работы и обладающей коммуникативными способностями.

 

Задачи курса «Основы тригонометрии»:

1.     Образовательная -  расширение и углубление математических знаний и на их основе формирование основных понятий тригонометрии; формирование прикладной математической культуры; показ, где и как используются математические знания и какова их роль.

2.     Развивающая – развитие способностей, познавательной сферы: пространственного мышления, памяти, наблюдательности и внимания, умения рассуждать и делать выводы.

3.     Воспитательная – воспитание активных качеств личности: умения работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, самостоятельность и ответственность.

 

Тематический план.

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение в        теорию     тригонометрических функций.

1

2

Единичная окружность. Угол поворота

2

3

Синус и косинус угла

1

4

Тангенс и котангенс угла

1

5

Радианная мера угла. Вычисление значений тригонометрических функций с помощью МК.

2

6

Основные результаты обучения по разделу 1.

1

7

Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла.

1

8

Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.

2

9

Формулы приведения

2

10

Формулы сложения

1

11

Формулы двойного угла

1

12

Формулы             суммы             и              разности

тригонометрических функций

1

13

Основные результаты обучения по разделу 2.

1

 

Учебно-материальная база.

 

Средства наглядности:

1.        Модель числовой единичной окружности.

2.        Плакаты по тригонометрии.

3.        Портреты и биографии ученых.

4.        Таблица значений тригонометрических функций.

5.        Учебное электронное пособие: Математика 5-11 класс. Новые возможности для усвоения курса математики.

Учебные принадлежности:(у каждого обучающегося) тетради, ручки, чертёжные и измерительные инструменты.

 

Методическое обеспечение.

 

Предложенный курс предусматривает контроль знаний во время выполнения практических работ в конце каждого из двух разделов «Основные результаты обучения» и возможность самостоятельной работы учащихся, заинтересовавшихся выбранным направлением. Учащимся может быть предложена работа над докладами и рефератами по рекомендованной литературе. На основе этой работы возможны самостоятельные научные исследования учащихся; вырабатываются навыки работы учащихся со справочной и научной литературой; составление на их основе докладов и рефератов.

В связи с введением профильного обучения в старшей школе, возможен учёт результатов изучения элективного курса «Основы тригонометрии» при формировании классов соответствующего профиля на основе диагностики.

 

Литература.

 

1.     Алгебра. Учебник для 9 кл. сред. шк. / под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение. 1995.

2.     Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Арифметика. Алгебра. Геометрия. Кн. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1996.

3.     Глейзер Г.И. История математики в школе. - М.: Просвещение, 1983.

4.     Мерзляк А.Г. и др. Тригонометрия. Задачник к школьному курсу. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

5.     Мордкович А. Тригонометрия. Экспериментальный учебник. – М.: Дрофа, 1997.

6.     Пойа Д. Математическое открытие. – М.: Наука, 1970.

7.     Фрейденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. – М.: Мир, 1977.

Посмотрите также