МОУ «Средняя школа № 15 г. Калуги»
Программа элективного курса «Основы тригонометрии» для учащихся 9 класса
учитель математики МОУ «Средняя школа №15 г. Калуги»
Кудрявцева Ольга Андреевна.
Калуга |
Пояснительная записка.
Приоритетными моментами развития школьного образования на современном этапе являются изучение потребностей школьников, возможность выбора учащимися учебного профиля. Элективный курс «Основы тригонометрии» является пропедевтическим курсом для учащихся 9 классов, особенно для технологического и физико-математического профиля старшей школы.. Он составлен в соответствии с материалом изложенным в учебнике «Алгебра: Учеб. для 9 кл. сред. шк.» под редакцией С.А. Теляковского. Этот курс может использоваться и в тех классах, которые работают по другим учебникам. В настоящее время растянутость в преподавании тригонометрии (с 8-го по 10-й класс) двойственный подход (то функции угла, то функции числа) и, наконец, недооценка важности основной модели – числовой окружности приводят к тому, что выпускники школ чувствуют себя крайне неуверенно в этом курсе, не имеют систематических знаний. Поэтому возникла необходимость в составлении данного элективного курса.
Содержание курса включает вопросы истории развития математики и необходимости применения тригонометрии для решения практических задач. Структура программы предполагает чередование теоретических и практических занятий, что делает её более динамичной и позволяет заинтересовать как учащихся тяготеющих к изучению теоретических основ науки, так и учащихся склонных к практической деятельности. Содержание курса включает вопросы истории развития математики и необходимости её применения.
Главное отличие элективного курса от принятого изучения математики – это законченное повествование, в котором, была бы интрига. Это достигается благодаря естественной постановке проблем, которые в данном месте курса по объективным причинам не могут быть решены, но будут решены в дальнейшем.
Стиль изложения элективного курса предполагается более доступный, во многом расцвеченный непривычными для математической лексики оборотами, мнемоническими правилами. Это курс для ознакомления, а не для заучивания соответствующего материала. Занятия предполагается проводить в жанре беседы, с привлечением иллюстративного материала по учебнику. В тоже время изложение изучаемых вопросов характеризуется чёткостью, алгоритмичностью, выделяются основные этапы рассуждений с фиксацией внимания учащихся на выделенных этапах.
Ещё одна особенность: каждый из двух разделов курса заканчивается занятием «Основные результаты». Это своеобразный смотр достижений, подведение итогов, что для успешности процесса обучения очень важно.
Цели курса «Основы тригонометрии»:
способствовать формированию личности, умеющей приобретать знания, умения и навыки в процессе самостоятельной работы и обладающей коммуникативными способностями.
Задачи курса «Основы тригонометрии»:
1. Образовательная - расширение и углубление математических знаний и на их основе формирование основных понятий тригонометрии; формирование прикладной математической культуры; показ, где и как используются математические знания и какова их роль.
2. Развивающая – развитие способностей, познавательной сферы: пространственного мышления, памяти, наблюдательности и внимания, умения рассуждать и делать выводы.
3. Воспитательная – воспитание активных качеств личности: умения работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, самостоятельность и ответственность.
Тематический план.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Введение в теорию тригонометрических функций. |
1 |
2 |
Единичная окружность. Угол поворота |
2 |
3 |
Синус и косинус угла |
1 |
4 |
Тангенс и котангенс угла |
1 |
5 |
Радианная мера угла. Вычисление значений тригонометрических функций с помощью МК. |
2 |
6 |
Основные результаты обучения по разделу 1. |
1 |
7 |
Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла. |
1 |
8 |
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений. |
2 |
9 |
Формулы приведения |
2 |
10 |
Формулы сложения |
1 |
11 |
Формулы двойного угла |
1 |
12 |
Формулы суммы и разности тригонометрических функций |
1 |
13 |
Основные результаты обучения по разделу 2. |
1 |
Учебно-материальная база.
Средства наглядности:
1. Модель числовой единичной окружности.
2. Плакаты по тригонометрии.
3. Портреты и биографии ученых.
4. Таблица значений тригонометрических функций.
5. Учебное электронное пособие: Математика 5-11 класс. Новые возможности для усвоения курса математики.
Учебные принадлежности:(у каждого обучающегося) тетради, ручки, чертёжные и измерительные инструменты.
Методическое обеспечение.
Предложенный курс предусматривает контроль знаний во время выполнения практических работ в конце каждого из двух разделов «Основные результаты обучения» и возможность самостоятельной работы учащихся, заинтересовавшихся выбранным направлением. Учащимся может быть предложена работа над докладами и рефератами по рекомендованной литературе. На основе этой работы возможны самостоятельные научные исследования учащихся; вырабатываются навыки работы учащихся со справочной и научной литературой; составление на их основе докладов и рефератов.
В связи с введением профильного обучения в старшей школе, возможен учёт результатов изучения элективного курса «Основы тригонометрии» при формировании классов соответствующего профиля на основе диагностики.
Литература.
1. Алгебра. Учебник для 9 кл. сред. шк. / под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение. 1995.
2. Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Арифметика. Алгебра. Геометрия. Кн. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1996.
3. Глейзер Г.И. История математики в школе. - М.: Просвещение, 1983.
4. Мерзляк А.Г. и др. Тригонометрия. Задачник к школьному курсу. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
5. Мордкович А. Тригонометрия. Экспериментальный учебник. – М.: Дрофа, 1997.
6. Пойа Д. Математическое открытие. – М.: Наука, 1970.
7. Фрейденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. – М.: Мир, 1977.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.