Программа элективного курса по экологии “Живая планета” для учащихся 9 класса.
Учитель географии и биологии Карлацан Н.В., первая квалификационная категория.
Основным показателем экологической культуры личности является её способность решать конкретные проблемы улучшения окружающей среды. Это качество проявляется в усвоении научных основ экологии, умении анализировать экологические ситуации и проблемы, оценивать их, прогнозировать и принимать решения, владеть способами достижения оптимального результата. Важное значение имеет при этом развитие у учащихся исследовательских навыков.
Приобщение учащихся к методам экологических исследований позволит им понять сущность изучаемых в экологии явлений, сделать практические выводы при решении конкретных учебных задач и проблем окружающей среды. В этом случае правомерно говорить о деятельностном содержании, которое включает деятельность ученика по освоению экологической реальности окружающей среды. Пониманию сущности экологических проблем и на основе внутренних личностных приращений – культурное созидание в окружающей среде. Ведущим структурным элементом деятельностного содержания является субъективный опыт и его компоненты: мотивационный, содержательный, операционный, коммуникативный, рефлексивно-оценочный и креативный, которые отражают компоненты субъективного опыта в единстве уникального, обоюдного и универсального.
Педагогический процесс приобретает качественно новые характеристики, становится своеобразной ситуацией развития личности, востребующей её качественные проявления. Образовательная среда выступает способом организации межсубъектного события педагога и ученика, ученика и окружающей среды.
Образовательная среда, от содержания отдельных занятий, форм и методов обучения до оформления школьных помещений, природосообразной политики, проводимой в школе, должна способствовать пониманию важности вклада каждого человека в улучшение состояния окружающей среды, развитию стремления к активной деятельности, осознанному выбору решений.
Традиционные технологии в школе направлены в основном на усвоение учащимися определённого объёма знаний, умений и навыков. В связи с этим большой интерес представляют новые формы обучения и развития, одна из которых - тренинг.
Тренинг отличается рядом особенностей, определяющих его преимущества для обучения принятию экологических решений высокая самостоятельность и творческая активность участников; опора на максимальное использование личного опыта учащихся; использование социального моделирования, т.е. «проигрывание различных ситуаций, которые могут возникать и возникают в реальной жизни; столкновение и обсуждение различных точек зрения; атмосфера сотрудничества, уважение мнения каждого, свобода личного выбора принимаемых решений.
Ознакомление учащихся с методами экологических исследований в полевых и лабораторных условиях, исследовательские занятия по обследованию состояния экосистем, выделению влияния на них антропогенного фактора, а также по изучению проблем загрязнения среды, выработке предложений по её защите будут проводиться в групповых формах организации практических работ.
Конкретные практические задачи ставятся на занятиях по проектированию территории школы и населённого пункта, экспертизе планирования в соответствии с экологическими требованиями.
Привлекательны для учащихся дискуссии, моделирование, связанные с рассмотрением глобальных проблем использования природных ресурсов и оптимизации потребительских запросов человека.
Исследовательский подход реализован с учётом динамики экологических проблем.
Самостоятельные работы направлены на развитие ценностных ориентаций учащихся, выявление их отношения к экологическим проблемам. Эти занятия требуют оценки состояния среды. Принятия верных решений, овладения способами природоохранной деятельности.
Данный курс позволит обучить школьников тому, как принимать решения в экологических ситуациях, учебных и реальных. Принятие решений – непростой, но увлекательный и плодотворный процесс. Решение – это всегда выбор и борьба мотивов. Выбор правильного пути во многом зависит от того, насколько принимающий решение человек владеет теоретическими основами экологических взаимодействий, т.е. от его экологической грамотности. Никак нельзя действовать на основе метода «проб и ошибок», что свойственно не только школьникам, но часто и взрослым, ответственным за состояние окружающей среды на глобальном, региональном и местном уровне. И только обучение, не оторванное от реальных жизненных проблем, может быть эффективным.
Разработка программы осуществлялась в русле научных и методических исследований ряда отечественных (Г.А. Ягодина, И.Н. Рыжова, И.Д. Зверева), а также зарубежных специалистов.
Курс «Живая планета» обеспечен следующими учебными и вспомогательными материалами:
Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. – М., 1993.
Книга для чтения по охране природы. М.: 1990.
Пасечник В.В. Экология. Школьный практикум. – М.: Дрофа, 1998.
Журнал «Волна» - подписка за 2001 - 2008 г.г.
Мой мир / пер. с англ. – Байкальская экологическая волна, 2002.
Оценить успешность прохождения данного курса учителю и ученику помогут критериальные карты, в которых будет представлена разработанная система критериев оценки успешности прохождения данного курса (отчёты о наблюдениях и практических работах, выполненные проекты, обсуждение результатов дискуссии, полевые дневники).
В процессе работы будет проводиться анкетирование учащихся с целью выявления их заинтересованности в прохождении данного курса, результаты будут фиксироваться в карте педагогического мониторинга.
Изучение курса завершится общественным смотром знаний и умений, на котором учащиеся представят лучшие проекты, отчёты об исследовательской работе, собранные ими материалы по экологическим проблемам (таблицы, обзор периодической печати и т.д.).
В курсе «Живая планета» изменяется логика образовательного процесса, который начинается с самопознания, с самоидентификации, а не с усвоения ориентировочной основы внешнего предметного действия. Это позволит учащимся проявить себя, развить в них личность.
Курс «Живая планета» рассчитан на восемь часов.
Цель курса: развитие у учащихся опыта научно-исследовательской деятельности по проблемам экологии своей местности, обучение школьников принятию решений в экологических ситуациях.
Задачи курса:
Развитие опыта познавательной деятельности на основе системы теоретико-методологических знаний, объясняющих содержание и функции исследовательской работы по изучению состояния окружающей среды;
Обогащение эмоционально-ценностной сферы за счёт развития оценочных изменений, повышения интереса к изучению экологических проблем;
Развитие личности учащегося в системе его связей и отношений с окружающей средой на основе развития опыта экологического просвещения.
Объект изучения – различные виды ландшафтов окружающей среды.
Основное содержание программы
Введение. Я и окружающая среда: особенности сосуществования. Практикум.
Занятие 1. Мои мысли – ценности – поведение. Самоидентификация.
Занятие проводится в форме беседы с учащимися в форме беседы:
1. Я – житель села. Что это означает для меня?
2. Мои радости и огорчения, связанные с окружающим сельским ландшафтом.
3. Что я знаю, чего не знаю, что хотел бы знать о сельском ландшафте?
4. Что умею и чему хочу научиться для комфортной жизни в окружающем ландшафте?
5. Моё поведение в сельском ландшафте.
Оцените и опишите свою деятельность в окружающем ландшафте.
Приведите примеры положительной и отрицательной деятельности.
6. Опишите сельский ландшафт, в котором хотели бы жить – « Село Никольск (Кацигировка, Егоровщина, Рязановщина) вашей мечты».
7. Какой должен быть сельский житель для достижения вашего идеала сельского населённого пункта?
8. Проведите самоисследование и составьте программу саморегуляции, используя необходимые технологии.
9. Разработайте программу самосовершенствования.
Последний вопрос беседы обсуждается более подробно, отмечаются общие (совпадающие) положения программы совершенствования и индивидуальные положения. Это те субъективные цели курса, которых важно добиться после последующей корректировки в ходе совместных занятий.
Тема 1. Методы исследования окружающей среды. Полевой практикум (работа в малых группах).
1.1 Методы измерения абиотических факторов среды.
Определение содержания воды в почвенном образце. Определение содержания органического вещества (гумуса) в почвенном образце. Определение pH почвы.
1.2 Методы изучения биотического компонента экосистемы.
Способы сбора организмов. Методы унификации обследуемой территории. Методы оценки размеров популяции.
1.3 Синэкологические и аутэкологические исследования.
Составление карты местности. Аутэкологические исследования – изучение определённых видов, результатом которого является точное описание экологической ниши вида.
1.4 Метод моделирования.
Моделирование паутины питания.
1.5 Лабораторные эксперименты.
Требования к проведению эксперимента. Выяснение оптимальных условий жизни организмов в водной среде, смоделированные в разновидности «аквариумной модели».
Установление свойств различных почв по отношению к влагоёмкости и влагопроницаемости как важным абиотическим факторам в жизни растений.
Тема 2. Изучение экологических проблем ближайшего окружения. Практикум.
2.1 Комплексное обследование состояния территории и влияние на неё деятельности человека.
Выбирается небольшой участок территории, представляющий интерес в качестве объекта изучения экосистемы (опушка леса, луг).
По группам учащихся распределяются участки, которые размечаются на квадраты.
Задания группам:
составить визуальный план местности, на который нанести особенности рельефа, водоёмы, скопления растительности;
выяснить характерные абиотические факторы: освещённость, качество почвы,
направление ветра, температуру воздуха и почвы, используя соответствующие приборы;
изучить видовой состав очерченного квадрата;
отметить влияние деятельности человека (вырубка леса, тропы и дороги, создание искусственных водоёмов, вытаптывание, сбор дикорастущих лекарственных растений, загрязнение твёрдыми отбросами, следы кострищ и т.д.) на живые и неживые компоненты;
выделить участки, используемые в хозяйственной деятельности человека, - места, на которых применяются химикаты, обрабатывается почва, проводятся лесонасаждения и т.д.;
все наблюдения зафиксировать в полевом дневнике.
Мои мысли и ценности:
дайте общую характеристику биотических и абиотических компонентов среды – в чём выражается их взаимное влияние?
Как абиотические факторы воздействуют на растительность и её влияние на почву, воздух?
В чём проявляется связь растений и животных?
Назовите цепи и паутины питания, которые вы наблюдали на определённом участке.
Наблюдались ли вами элементы нарушения функционирования экосистем (значительная гибель некоторых видов); что надо сделать для восстановления экологического равновесия?
Какое влияние (положительное и отрицательное) оказывает деятельность человека на состояние обследуемой территории?
Подготовьте выставку рисунков, фоторабот, карт и планов, отражающих влияние человека на живые и неживые компоненты экосистемы.
2.2 Кто решит наши проблемы? Тренинг.
Учащиеся выполняют ряд упражнений, направленных на обучение детей принятию экологических решений.
2.3 Исследование местных экологических проблем и возможности их решения. Практикум.
Теория:
Экологические проблемы.
Исследовательская работа. Выявление актуальных проблем состояния среды местного окружения на основе изучения различных источников информации. Составление доклада с анализом альтернативных решений. Данные представляются в виде карт, схем, графиков, используются фотоматериалы. Формулируются причины и сущность экономических, экологических и социальных проблем своего села. Поиск решений проблем села. Работа в составе комиссий: комиссия экологического благополучия, комиссия экономического благополучия, комиссия социального благополучия. Обсуждение в классе. Осуществление выбора и вынесение согласованного проекта по направлениям деятельности для устойчивого развития территории. Доведение до местных властей и отдела охраны природы обоснования выбранного решения.
Моё участие в экологических акциях:
Нанесите на карту нашей местности ареалы экологического воздействия.
Проанализируйте итоги социологического опроса, сделайте выводы.
Ознакомьте администрацию сельского округа с результатами социологического опроса о благоустройстве вашего села.
Выпустите листовки по проблемам загрязнения окружающей среды.
Создайте в классе «Копилку безопасности», связанную с экологическими проблемами.
Проведите акцию по охране и благоустройству окружающей вас территории на тему «Мы творцы красоты, а природа – её источник».
Организуйте пропагандистскую кампанию по вовлечению в кампанию большого числа единомышленников.
Проведите конкурс «Я и моя семья за экологически здоровый, красивый, безопасный общий дом».
Тема 3. Влияние загрязнений на среду и организмы. Практикум (работа в малых группах).
Задание 1 группе.
Изучить рост и развитие растений в условиях чистого и запылённого воздуха.
Задание 2 группе.
Изучить влияние газового загрязнения воздуха на растения.
Задание 3 группе.
Изучить изменение качества воды в связи с её загрязнением.
Задание 4 группе.
Изучить источники и уровень шумового загрязнения.
Результаты экспериментов и полевых наблюдений обсуждаются в классе. Итоги проделанной работы доводятся до сведения общественности и официальных учреждений. Информация дополняется сведениями о заболеваниях людей, вызванных загрязнением окружающей среды. Обосновываются профилактические меры по защите окружающей среды. Учащиеся представляют доклады о проделанной работе.
Тема 4. Планирование территории и защита среды. Создание проектов. Работа в группах.
Задание 1 и 2 группам:
Разработать проект приусадебного участка.
Работа строится на обсуждении различных вариантов планирования участков. Проекты выбираются учащимися те, которые, по их мнению, больше соответствуют местным условиям размещения участка и освоения территории с учётом эстетических и экологических требований и экономических расчётов.
Мои мысли и ценности:
Какая планировка участка наиболее приемлема?
Какие деревья и кусты следует пересадить туда?
Как разместить растения, чтобы участок был постоянно цветущим (с учётом того, что период цветения различных растений наступает в различные сроки)?
Где и как разместить плодово-ягодные и овощные культуры?
Какой уход за растениями надо обеспечить с учётом экологических особенностей и потребностей в определённых условиях роста и развития?
Составьте общий список растений и домашних животных, которых предполагается разводить (кролики, птица); отметьте потребности в пище, возможность использования отходов для улучшения почвы.
Организуйте бригаду для практической работы по созданию или реконструкции участка.
Представьте описание проделанной работы и отметьте. Что нового вы узнали об объектах природы, об экологии, о благоустройстве территории.
Выпустите информационный бюллетень для доведения до сведения родителей и общественности итогов проделанной работы.
Задание 3 и 4 группам:
Проведите экологическую экспертизу планирования населённого пункта.
Предлагается обсудить проект развития населённого пункта, расположенного вблизи химического предприятия, чтобы он соответствовал экологическим требованиям. Жители населённого пункта работают на этом предприятии. Сырьё находится поблизости. Предприятие пользуется для своих нужд водой из протекающей недалеко от него реки. Предприятие оснащено фильтрами твёрдых частиц, которые утилизируются как сырьё.
На вас возлагается ответственность экологически как можно лучше удовлетворить потребности населения в качестве среды в связи с развитием производства.
После составления в группах проектов проводится конкурс на лучший из них.
Подведение итогов. Представление на общественный смотр знаний и умений лучших проектов, докладов, результатов исследований и т.д.
Литература
Архангельский В.И. Гигиена и экология человека. Учебник/В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
Барышникова Б.Г. Содержание и создание игровых занятий по экологическому воспитанию школьников//Воспитательная работа в школе. - 2012, № 1, с. 58.
Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. – М., 1993.
Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. – М.: Школьная пресса, 2002.
Гальперин М.В. Экология. Учебник/М.В. Гальперин. - М.: Форум, 2016.
Дежникова Н.С., Цветкова Е.В. Экологический практикум. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
А.Т. Зверев. Экологические игры.- М.: ОНИКС 21 век • Дом педагогики, 2001.
Образовательные технологии / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской. – СПб.: КАРО, 2002.
Корнейчук И.Л. По страницам Красной книги - экологическая викторина-путешествие//Читаем, учимся, играем. - 2013, № 2, с. 107.
Мой мир / пер. с англ. – Байкальская экологическая волна, 2002.
Тимофеева В.А. Исследования во внеклассной работе по экологии//Биология в школе, 2009, № 8, с. 50.
Журнал «География и экология в школе ХХІ века. № № 1, 2, 3, 4 – 2004.
Журнал «Волна» - № № 1, 2, 3 – 2002; 1, 2, 3 – 2003, 1 – 2004.
Экологическое образование: проблемы и решения. Пособие для учителя. Составители Захлебный А.Н., Реброва Л.В. – М.: Центр «Экология и образование», 1992.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.