1. Пояснительная записка
1.1 Обоснование необходимости данной программы
Обучение информатики в начальной школе – это объективная необходимость.
На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной речи как способа общения.
В рабочей программе нашли отражение цели, изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования (2004г.). Они направлены на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
· формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
· знакомство с базовой системой понятий информатики;
· развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов алгоритмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
· освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;
· овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
· воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.
1.2. Содержание программы
(34 часа)
Виды информации. Человек и компьютер. (8 часов)
Человек и информация. Виды информации в зависимости от органов восприятия.
Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная.
Источники и информации.
Приемники информации.
Компьютер – инструмент для работы с информацией.
Кодирование информации. (9 часов)
Носители информации и их виды.
Кодирование. Способы кодирования.
Алфавит и кодирование информации.
Алфавитная письменность.
Письменные источники информации.
Язык – средство общения между людьми. Естественные и компьютерные языки.
Текстовая и графическая информация.
Числовая информация. (7 часов)
Числовая информация.
Время и числовая информация.
Кодирование с помощью числа. Декодирование. Таблица соответствия.
Двоичное кодирование.
Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.
Данные и компьютер. (8 часов)
Данные. Смысл текстовых данных.
Память компьютера.
Способы передачи данных.
Компьютер и обработка данных.
Планируемые результаты
Выпускник научится:
· различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
· различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
·
раскрывать общие
закономерности протекания информационных процессов в системах различной
природы;
· приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
· классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
· узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
· определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
· узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
· узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
№ |
Название раздела, тема занятия |
Кол-во часов |
|
|
Виды деятельности обучающихся |
|||
теория |
практика |
|||||||
1 |
Человек и информация. Органы чувств. Инструктаж учащихся; Организация рабочего места |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
2 |
Виды информации в зависимости от органов восприятия. Правила работы за компьютером
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
3 |
Информация звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная. Рабочий стол. Файлы. Папки (каталоги). |
1 |
0.5 |
0.5 |
Комбинированный / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
4 |
Источники информации Операции над файлами и папками (каталогами).
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Комбинированный / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
5 |
Приемники информации. Папки и ярлыки для программ и документов. Работа с окнами |
1 |
0.5 |
0.5 |
Комбинированный / эвристическая беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
6 |
Компьютер – инструмент для работы с информацией Создание и хранение информации. Текстовый редактор
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Комбинированный / беседа, фронтальная работа, игры. Компьютерный практикум. |
|||
7 |
Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер» Обработка текстов. Выделение, перенос, копирование. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок проверки и коррекции знаний и умений Повторение и обобщение по теме. |
|||
8 |
Виды информации. Человек и компьютер Дизайн текста. Выделения, выравнивания. Классификация шрифтов. Размер, курсив, жирность. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Комбинированный: контрольный и обобщающий / контроль и коррекция результатов. |
|||
9 |
Носители информации и их виды. Классификация шрифтов. Размер, курсив, жирность. Набор текста. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.
|
|||
10 |
Кодирование. Способы кодирования. Вставка картинок и рисунков в текст. Изменение размера, цвета |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
11 |
Алфавит и кодирование информации. Вставка картинок и рисунков в текст Изменение размера, цвета. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
12 |
Алфавитная письменность. Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
13 |
Письменные источники информации. Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
14 |
Язык – средство общения между людьми. Естественные и компьютерные языки. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
15 |
Текстовая и графическая информация. Рисование картинок с помощью карандаша, кисти и ластика. Заливка. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок закрепления знвний / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
16 |
Повторение по теме «Кодирование информации» Рисование картинок с помощью карандаша, кисти и ластика. Заливка. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
17 |
Контрольная работа по теме «Кодирование информации» Автофигуры. Заливка. Рисование с помощью автофигур.
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок проверки и коррекции знаний и умений Повторение и обобщение по теме. |
|||
18 |
Числовая информация. Автофигуры. Заливка. Рисование с помощью автофигур. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Комбинированный: контрольный и обобщающий / контроль и коррекция
|
|||
19 |
Время и числовая информация. Инструменты ввода текста |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.
|
|||
20 |
Кодирование с помощью числа. Декодирование. Таблица соответствия. Инструменты ввода текста |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
21 |
Двоичное кодирование. Вставка готовых рисунков и их оформление |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок обобщения знаний / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
22 |
Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер. Вставка готовых рисунков и их оформление |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
23 |
Контрольная работа по теме «Числовая информация и компьютер». Поисковые системы. Поиск и хранение информации. Поисковые запросы. Безопасность работы в интернет. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
24 |
Повторение по теме «Числовая информация и компьютер» Поисковые системы. Поиск и хранение информации. Поисковые запросы. Безопасность работы в интернет. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
25 |
Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Обработка на компьютере. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Комбинированный: контрольный и обобщающий / контроль и коррекция результатов. |
|||
26 |
Текст и его смысл. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Обработка на компьютере. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок проверки и коррекции знаний и умений Повторение и обобщение по теме. |
|
||
27 |
Память компьютера. Презентации. Программы для создания презентаций. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
28 |
Способы передачи данных. Вставка рисунков и картинок в презентацию. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
29 |
Компьютер и обработка данных. Анимация в презентации. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
30 |
Повторение по теме «Текстовая информация» Анимация в презентации.
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
31 |
Контрольная работа по теме «Текстовая информация». Вставка текстовой информации на слайд |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
32 |
Закрепление изученного. Безопасный Интернет для детей! |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. |
|||
33,34 |
Защита проектов учащихся. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Урок проверки и коррекции знаний и умений Повторение и обобщение по теме. |
|||
Средства обучения:
1. Учебник.
2. Компьютер.
3. Мультимедийный проектор.
4. Рабочие тетради.
5. Принтер.
6. Плакаты.
7. Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки).
8. Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы).
Программное обеспечение
1. Операционная система.
2. Антивирусная программа.
3. Клавиатурный тренажер.
4. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый и графический редакторы.
5. Программа-калькулятор.
Используемая литература:
1. Н.В. Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак. Информатика и ИКТ. Учебник. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
2. Н.В. Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак. Информатика и ИКТ Рабочая тетрадь.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
3. Н.В. Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак. Методическое пособие. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.