Программа факультатива "Компьютер для начинающих"

  • doc
  • 22.09.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала компьютер для начинающих.doc

1. Пояснительная записка 
1.1 Обоснование необходимости данной программы

Обучение информатики в начальной школе – это объективная необходимость.

На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной речи как способа общения.

В рабочей программе нашли отражение цели,  изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования (2004г.).  Они направлены  на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

-                   развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

-                   воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

-                   освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;

-                   охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

-                   сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

·                   формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;

·                   знакомство с базовой системой понятий информатики;

·                   развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов алгоритмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;

·                   освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;

·                   овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

·                   воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.

 

1.2. Содержание программы

 (34 часа)

Виды информации. Человек и компьютер. (8 часов)

Человек и информация.  Виды информации в зависимости от органов восприятия.

Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная.

Источники и информации.

Приемники информации.

Компьютер – инструмент для работы с информацией.

 

Кодирование информации. (9 часов)

Носители информации и их виды.

Кодирование. Способы кодирования.

Алфавит и кодирование информации.

Алфавитная письменность.

Письменные источники информации.

Язык – средство общения между людьми. Естественные и компьютерные языки.

Текстовая и графическая информация.

 

Числовая информация.  (7 часов)

Числовая информация.

Время и числовая информация.

Кодирование с помощью числа. Декодирование.  Таблица соответствия.

Двоичное кодирование.

Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.

 

Данные и компьютер. (8 часов)

Данные. Смысл текстовых данных.

Память компьютера.

Способы передачи данных.

Компьютер и обработка данных.

 

                                                        Планируемые результаты

 

Выпускник научится:

·       различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;

·       различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;

·       раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

·       приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;

·       классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

·       узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

·       определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

·       узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;

·       узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Название раздела,

тема занятия

Кол-во часов

 

 

Виды деятельности обучающихся

теория

практика

1

Человек и информация.  Органы чувств.

Инструктаж учащихся;

 Организация рабочего места

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

2

Виды информации в зависимости от органов восприятия.

Правила работы за компьютером

 

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

3

Информация звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная.

Рабочий стол. Файлы. Папки (каталоги).

1

0.5

0.5

Комбинированный  / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

4

Источники информации

Операции над файлами и папками (каталогами).

 

1

0.5

0.5

Комбинированный  / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

5

Приемники информации.

Папки и ярлыки для программ и документов. Работа с

окнами

1

0.5

0.5

Комбинированный  / эвристическая беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

6

Компьютер – инструмент для работы с информацией

Создание и хранение информации. Текстовый редактор

 

1

0.5

0.5

Комбинированный  / беседа, фронтальная работа, игры. Компьютерный практикум.

7

Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер»

Обработка текстов. Выделение, перенос, копирование.

1

0.5

0.5

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Повторение и обобщение по теме.

8

 Виды информации. Человек и компьютер

 Дизайн текста. Выделения, выравнивания. Классификация шрифтов. Размер, курсив, жирность.

1

0.5

0.5

Комбинированный: контрольный и обобщающий / контроль и коррекция результатов.

9

Носители информации и их виды.

Классификация шрифтов. Размер, курсив, жирность. Набор текста.

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

 

10

Кодирование. Способы кодирования.

Вставка картинок и рисунков в текст. Изменение размера, цвета

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

11

Алфавит и кодирование информации.

Вставка картинок и рисунков в текст Изменение размера, цвета.

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

12

Алфавитная письменность.

Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись.

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

13

Письменные источники информации.

Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись.

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

14

Язык – средство общения между людьми. Естественные и компьютерные языки.

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

15

Текстовая и графическая информация.

Рисование картинок с помощью карандаша, кисти и ластика. Заливка.

1

0.5

0.5

Урок закрепления знвний

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

16

Повторение по теме «Кодирование информации»

Рисование картинок с помощью карандаша, кисти и ластика. Заливка.

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

17

Контрольная работа по теме «Кодирование информации»

Автофигуры. Заливка. Рисование с помощью автофигур.

 

1

0.5

0.5

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Повторение и обобщение по теме.

18

Числовая информация.

Автофигуры. Заливка. Рисование с помощью автофигур.

1

0.5

0.5

Комбинированный: контрольный и обобщающий / контроль и коррекция

 

19

Время и числовая информация.

Инструменты ввода текста

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

 

20

Кодирование с помощью числа. Декодирование.  Таблица соответствия.

Инструменты ввода текста

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

21

Двоичное кодирование.

Вставка готовых рисунков и их оформление

1

0.5

0.5

Урок обобщения знаний

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

22

Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.

Вставка готовых рисунков и их оформление

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

23

Контрольная работа по теме «Числовая информация и компьютер».

Поисковые системы. Поиск и хранение информации. Поисковые запросы. Безопасность работы в интернет.

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

24

Повторение по теме «Числовая информация и компьютер»

Поисковые системы. Поиск и хранение информации. Поисковые запросы. Безопасность работы в интернет.

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

25

Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Обработка на компьютере.

1

0.5

0.5

Комбинированный: контрольный и обобщающий / контроль и коррекция результатов.

26

Текст и его смысл.

Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Обработка на компьютере.

1

0.5

0.5

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Повторение и обобщение по теме.

 

27

Память компьютера.

Презентации. Программы для создания презентаций.

1

0.5

0.5

 

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

28

Способы передачи данных.

Вставка рисунков и картинок в презентацию.

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

29

Компьютер и обработка данных.

Анимация в презентации.

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

30

Повторение по теме «Текстовая информация»

Анимация в презентации.

 

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

31

Контрольная работа по теме «Текстовая информация».

Вставка текстовой информации на слайд

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

32

Закрепление изученного.

Безопасный Интернет для детей!

1

0.5

0.5

Урок ознакомления с новым материалом

/ беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум.

33,34

Защита проектов учащихся.

1

0.5

0.5

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Повторение и обобщение по теме.

 


Средства обучения:

 

1.     Учебник.

2.     Компьютер.

3.     Мультимедийный проектор.

4.     Рабочие тетради.

5.     Принтер.

6.     Плакаты.

7.     Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки).

8.     Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы).

 

 

Программное обеспечение

1.      Операционная система.

2.      Антивирусная программа.

3.      Клавиатурный тренажер.

4.      Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый и графический редакторы.

5.      Программа-калькулятор.

 

 

Используемая литература:

 

1.     Н.В. Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак.  Информатика и ИКТ. Учебник. БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2009

2.     Н.В. Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак.  Информатика и ИКТ  Рабочая тетрадь.БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2009

3.     Н.В. Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак. Методическое пособие. БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2004