Программа факультативной деятельности «Подготовка к ГИА» для учащихся 8 классов Автор - Магомедова Патимат Гаджимагомедовна
Оценка 4.7

Программа факультативной деятельности «Подготовка к ГИА» для учащихся 8 классов Автор - Магомедова Патимат Гаджимагомедовна

Оценка 4.7
doc
03.04.2020
Программа факультативной  деятельности  «Подготовка к ГИА» для учащихся 8 классов Автор -  Магомедова Патимат Гаджимагомедовна
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ОГЭ.doc

 

 

 

 

 

Программа факультативной  деятельности

«Подготовка к ГИА»

для учащихся 8 классов

Автор -  Магомедова Патимат Гаджимагомедовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа разработана  Магомедовой Патимат Гаджимагомедовной  на основе:

Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;

Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 - 9 классы. – М. : Просвещение, 2012

 Факультативный  курс русского языка «Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. 

Задачи изучения факультативного  курса:

·                обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе; 

·                применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;

·                углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

·                применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

·                ◦ Подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме;

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку. 

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

Механизм формирования  лингворечевой компетенции: 

·                использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

·                извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

·                анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

·                анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

·                анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

·                тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

·                создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

·                редактирование собственного текста;      

·                применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

·                соблюдение в практике письма основных норм языка;

·                использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

                                                         

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе. 

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. 

В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. 

 

По окончании курса учащиеся должны:

 1. Создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам;

2. Опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования;

3. Соблюдать основные языковые нормы (лексические, орфографические, грамматические, пунктуационные, стилистические).

 Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год (34 часа), реализуется через план  факультативной  деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Место проведения занятий  -  учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс.

 Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.

 Так как каждый год происходят какие-то изменения в содержании экзаменационной работы, ниже представлена общая характеристика экзаменационной работы.  

 

                   

                      Общая характеристика структуры      экзаменационной работы

В работу по русскому языку включено 2 задания с развёрнутым ответом (сжатое изложение и сочинение-рассуждение), а также 7 заданий с кратким ответом и 9 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей обязательно для всех экзаменуемых.                                            

Часть 1 выполняется на основе прослушанного текста и содержит задание с развёрнутым ответом (сжатое изложение), проверяющее в основном такие важнейшие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 16 задание: 7 заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать основную информацию из текста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности; 9 заданий с кратким ответом, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса; владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях).                                                                          

Часть 3 выполняется на основе прочитанного текста и содержит  задание с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение),  которое проверяет такое необходимое коммуникативное умение, как умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.

Значительная часть дидактических единиц содержания контрольных измерительных материалов представлена в экзаменационной работе в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, то есть не только в заданиях, целью которых является определение уровня сформированности аналитических языковых умений, но и в заданиях, выявляющих умения в различных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема занятия

КЧ

Содержание

Обучающиеся должны знать:

Обучающиеся должны уметь:

 

Контроль

 знаний:

1

Построение сжатого изложения

 

4

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

основные правила работы с текстом. 

 

точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

-адекватно воспринимать авторский замысел;

-вычленять главное в информации;

-сокращать текст различными способами;

-правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

-находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. 

построение сжатого изложения

2

Средства выразительности речи

 

2

Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности

основные средства выразительности.

 

-различать средства выразительности;

-находить в тексте средства выразительности;

-анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

 

 

тренировочные упражнения. 

3

Стилистика русского языка

 

2

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль  художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. 

основные сведения по стилистике русского языка. 

 

определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

-работать со стилистическими синонимами.

 

тренировочные упражнения. 

4

Нормы русской орфографии

 

4

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

орфографические правила.

 

использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста

тренировочные упражнения, практическая работа 

5

Морфемика и словообразование.

4

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

Основные способы образования слов

-виды морфем;

-мор-фемный и словообразовательный анализы слова.

-использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.                                                 

 

тренировочные урпажнения.

6

Морфология.

4

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

систему частей речи в русском языке.

                                                     

 

использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

 

тренировочные урпажнения.

7

Синтаксические и пунктуационные нормы

4

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. 

синтаксические и пунктуационные нормы. 

 

использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

 

тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

8

Построение сочинения-рассуждения

12

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста

 

подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

 

тренировочные упражнения; практические работы.

                                                     

 

 

 

                                                 

 

Тематическое планирование курса

Тема занятия

Виды работ

Содержание работы и деятельность учащихся

1-2

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания

  Знакомство со структурой

экзаменационной

 работы; умение использовать

все способы сокращения текста

 

3-4

Сжатое изложение. Редактирование изложения.

Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов.

Совершенствование

навыков учащихся находить ключевые слова в тексте и слова , соединяющие части текста

5-6

Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

Средства выразительности речи.

Тестовая работа

Написание диагностического теста. Определение в тексте изобразительно-выразительных средств .

7-8

Стилистика русского языка. Морфемика.

Нормы русской орфографии.

Орфограммы в корне.

Работа с текстами

Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование.

 

Составление таблицы-основные особенности по стилистике языка. Составление алгоритмов орфограммы в корне

9-10

Орфограммы в приставках и суффиксах.

Н – нн в различный частях речи.   Морфология.

Составление алгоритма «Н и НН в разных частях речи». Тест.

11-12

Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Виды односоставных предложений.

Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.

 

Использование синтаксических и пунктуационных норм при анализе текста. Комплексный анализ текста.

13-14

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

Характеристика предложений, синтаксический разбор.

Умение определять способы выражения сказуемого и подлежащего ; умение определять вид предложения : сложное . простое

15-16

Вводные слова и обращения.

Обособленные определение и приложения.

Обособленные обстоятельства.

Комплексный анализ текста , уметь разграничивать обособленное определение и обстоятельство ,составление схем

17-18

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

Пунктуационный анализ текста

19-20

Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

Уметь определять способы связи в сложных грамматических конструкциях. Анализ текста

21-22

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.

Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.

Структура сочинения – рассуждения ; подбор аргументов ; правильное композиционное оформление сочинения

23-24

Классификация грамматических и речевых ошибок.

Работа с текстом , составление таблицы : типичные ошибки

25-26

Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.

Работа с текстами разных стилей

27-28

Редактирование сочинения С2.1.

Работа с текстом

29-30

Редактирование сочинения С2.2.

Работа с текстом

31-32

Построение сочинения-рассуждения.

Повторение композиционных частей текста рассуждения , составление текста сочинения

33-34

Итоговое тестирование.

 

 

 

                                                Литература:

I. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:

1). Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).

2). Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

3) Цыбулько И.П. ГИА-2012 ,2013 г.Типовые экзаменационные варианты

ФГНУ «Федеральный институт педагогических измерений», 2012 , 2013 г.

4) Драбина С.В. . Субботин Д.И  «Русский язык 8 класс» Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА . «Интеллект-Центр» Москва,2014 г.

5) Львова С.И. , Замураева Т.И.  ГИА 2013 год:Тренировочные задания : 9  класс ( по новой форме) . Государственная итоговая аттестация .М.:  «ЭКсимо»

6) Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель

7) Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

             8) Аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

9)              Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».

                                      Интернет ресурсы

1)              Материалы сайта ФИПИ  http://www.fipi.ru

2)              htt ://rus.lsptember.ru

3)              htt ://psy.lsptember.ru

http://school-collection.edu.ru - Единая Национальная Коллекция цифровых      образовательных ресурсов

4)              http://abc.edu-net.khb.ru - краевой образовательный портал «Пайдейя»

5)              http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm - сайт «Образовательные ресурсы и Интернет»

6)              http://www.5ballov.ru - сайт «5 баллов.ру»

7)              http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm  сайт  «Словесник»

8)              http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЦОР

9)              http://www.gramota.ru/ Грамота.ру

10)          http://likbez.spb.ru/ портал «Тесты по русскому языку»

11)          http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm   портал «Основные правила грамматики русского языка»

 


Скачано с www.znanio.ru

Программа факультативной деятельности «Подготовка к

Программа факультативной деятельности «Подготовка к

Пояснительная записка Программа разработана

Пояснительная записка Программа разработана

Общая характеристика структуры экзаменационной работы

Общая характеристика структуры экзаменационной работы

Средства выразительности речи 2

Средства выразительности речи 2

Тематическое планирование курса №

Тематическое планирование курса №

Литература: I . Документы, определяющие содержание экзаменационной работы: 1)

Литература: I . Документы, определяющие содержание экзаменационной работы: 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020