Программа факультативной деятельности
«Подготовка к ГИА»
для учащихся 8 классов
Автор - Магомедова Патимат Гаджимагомедовна
2019
Пояснительная записка
Программа разработана Магомедовой Патимат Гаджимагомедовной на основе:
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;
Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 - 9 классы. – М. : Просвещение, 2012
Факультативный курс русского языка «Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения факультативного курса:
· обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
· применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
· углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
· ◦ Подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме;
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
· использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
· извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
· анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
· анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
· анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
· тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
· создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
· редактирование собственного текста;
· применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
· соблюдение в практике письма основных норм языка;
· использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
По окончании курса учащиеся должны:
1. Создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам;
2. Опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования;
3. Соблюдать основные языковые нормы (лексические, орфографические, грамматические, пунктуационные, стилистические).
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год (34 часа), реализуется через план факультативной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Место проведения занятий - учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс.
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
Так как каждый год происходят какие-то изменения в содержании экзаменационной работы, ниже представлена общая характеристика экзаменационной работы.
Общая характеристика структуры экзаменационной работы
В работу по русскому языку включено 2 задания с развёрнутым ответом (сжатое изложение и сочинение-рассуждение), а также 7 заданий с кратким ответом и 9 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей обязательно для всех экзаменуемых.
Часть 1 выполняется на основе прослушанного текста и содержит задание с развёрнутым ответом (сжатое изложение), проверяющее в основном такие важнейшие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 16 задание: 7 заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать основную информацию из текста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности; 9 заданий с кратким ответом, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса; владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях).
Часть 3 выполняется на основе прочитанного текста и содержит задание с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), которое проверяет такое необходимое коммуникативное умение, как умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.
Значительная часть дидактических единиц содержания контрольных измерительных материалов представлена в экзаменационной работе в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, то есть не только в заданиях, целью которых является определение уровня сформированности аналитических языковых умений, но и в заданиях, выявляющих умения в различных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ |
Тема занятия |
КЧ |
Содержание |
Обучающиеся должны знать: |
Обучающиеся должны уметь:
|
Контроль знаний: |
1 |
Построение сжатого изложения
|
4 |
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. |
основные правила работы с текстом.
|
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; -адекватно воспринимать авторский замысел; -вычленять главное в информации; -сокращать текст различными способами; -правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; -находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. |
построение сжатого изложения |
2 |
Средства выразительности речи
|
2 |
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности |
основные средства выразительности.
|
-различать средства выразительности; -находить в тексте средства выразительности; -анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
|
тренировочные упражнения. |
3 |
Стилистика русского языка
|
2 |
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. |
основные сведения по стилистике русского языка.
|
определять стилистическую принадлежность слов и выражений; -работать со стилистическими синонимами.
|
тренировочные упражнения. |
4 |
Нормы русской орфографии
|
4 |
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм. |
орфографические правила.
|
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста |
тренировочные упражнения, практическая работа |
5 |
Морфемика и словообразование. |
4 |
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов |
-виды морфем; -мор-фемный и словообразовательный анализы слова. |
-использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
|
тренировочные урпажнения. |
6 |
Морфология. |
4 |
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи. |
систему частей речи в русском языке.
|
использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
|
тренировочные урпажнения. |
7 |
Синтаксические и пунктуационные нормы |
4 |
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. |
синтаксические и пунктуационные нормы.
|
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
|
тренировочные упражнения; итоговая практическая работа. |
8 |
Построение сочинения-рассуждения |
12 |
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. |
правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста
|
подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
|
тренировочные упражнения; практические работы.
|
Тематическое планирование курса
№ |
Тема занятия |
Виды работ |
Содержание работы и деятельность учащихся |
1-2 |
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста. |
Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания |
Знакомство со структурой экзаменационной работы; умение использовать все способы сокращения текста
|
3-4 |
Сжатое изложение. Редактирование изложения. |
Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов. |
Совершенствование навыков учащихся находить ключевые слова в тексте и слова , соединяющие части текста |
5-6 |
Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). Средства выразительности речи. |
Тестовая работа |
Написание диагностического теста. Определение в тексте изобразительно-выразительных средств . |
7-8 |
Стилистика русского языка. Морфемика. Нормы русской орфографии. Орфограммы в корне. |
Работа с текстами Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование. |
Составление таблицы-основные особенности по стилистике языка. Составление алгоритмов орфограммы в корне |
9-10 |
Орфограммы в приставках и суффиксах. Н – нн в различный частях речи. Морфология. |
Составление алгоритма «Н и НН в разных частях речи». Тест. |
|
11-12 |
Синтаксические и пунктуационные нормы. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Виды односоставных предложений. |
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование. |
Использование синтаксических и пунктуационных норм при анализе текста. Комплексный анализ текста. |
13-14 |
Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. Характеристика предложений, синтаксический разбор. |
Умение определять способы выражения сказуемого и подлежащего ; умение определять вид предложения : сложное . простое |
|
15-16 |
Вводные слова и обращения. Обособленные определение и приложения. Обособленные обстоятельства. |
Комплексный анализ текста , уметь разграничивать обособленное определение и обстоятельство ,составление схем |
|
17-18 |
Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. |
Пунктуационный анализ текста |
|
19-20 |
Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение). |
Уметь определять способы связи в сложных грамматических конструкциях. Анализ текста |
|
21-22 |
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. |
Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ. |
Структура сочинения – рассуждения ; подбор аргументов ; правильное композиционное оформление сочинения |
23-24 |
Классификация грамматических и речевых ошибок. |
Работа с текстом , составление таблицы : типичные ошибки |
|
25-26 |
Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием. |
Работа с текстами разных стилей |
|
27-28 |
Редактирование сочинения С2.1. |
Работа с текстом |
|
29-30 |
Редактирование сочинения С2.2. |
Работа с текстом |
|
31-32 |
Построение сочинения-рассуждения. |
Повторение композиционных частей текста рассуждения , составление текста сочинения |
|
33-34 |
Итоговое тестирование. |
|
|
Литература:
I. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:
1). Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).
2). Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
3) Цыбулько И.П. ГИА-2012 ,2013 г.Типовые экзаменационные варианты
ФГНУ «Федеральный институт педагогических измерений», 2012 , 2013 г.
4) Драбина С.В. . Субботин Д.И «Русский язык 8 класс» Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА . «Интеллект-Центр» Москва,2014 г.
5) Львова С.И. , Замураева Т.И. ГИА 2013 год:Тренировочные задания : 9 класс ( по новой форме) . Государственная итоговая аттестация .М.: «ЭКсимо»
6) Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
7) Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
8) Аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
9) Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
Интернет ресурсы
1) Материалы сайта ФИПИ http://www.fipi.ru
2) htt ://rus.lsptember.ru
3) htt ://psy.lsptember.ru
http://school-collection.edu.ru - Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов
4) http://abc.edu-net.khb.ru - краевой образовательный портал «Пайдейя»
5) http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm - сайт «Образовательные ресурсы и Интернет»
6) http://www.5ballov.ru - сайт «5 баллов.ру»
7) http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm сайт «Словесник»
8) http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЦОР
9) http://www.gramota.ru/ Грамота.ру
10) http://likbez.spb.ru/ портал «Тесты по русскому языку»
11) http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm портал «Основные правила грамматики русского языка»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.