Департамент общего образования Томской
области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
«Я – Активный,
Здоровый,
Творческий!»
Пояснительная записка
Cовременная школа осуществляет свою деятельность в сложных социально-экономических условиях, в обществе с кризисом нравственного сознания. В этих условиях борьбы за свое собственное существование школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и созданы условия для формирования, развития и реализации личности. Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали настоятельной необходимости глубокого переосмысливания сложившейся системы воспитания и образования подрастающего поколения. Непрерывное образование должно стать неотъемлемой частью образа жизни каждого человека. Всесторонне развитие личности, максимальная реализация способностей каждого – главная его цель. Реализация этой высокой цели предполагается в школе как изначальной ступени становления личности, формирования научного мировоззрения, идейной зрелости, политической культуры. Именно в школе должны закладываться такие качества гражданина как социальная ответственность, самодисциплина, уважение к закону, развиваться навыки самоуправления. Об этом говорится в Законе об образовании: на новом этапе образование понимается как процесс воспитания, обучения и развития, а сама воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобренных ценностей и образцов гражданского поведения. Школа должна стать «вторым домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку» Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении.
Перед современной школой становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации воспитательной работы, осуществления комплексного подхода к делу воспитания.
В настоящее время главная цель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы I и II вида – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для развития индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у воспитанников осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.
Основные задачи воспитательной работы школы направлены на:
· создание и отработку структуры взаимодействия соуправления, детской организации как основы межвозрастного конструктивного общения,
· социализацию, социальную адаптацию,
· творческое развитие каждого обучающегося,
· укрепление и развитие традиций школы,
· создание условий для формирования здорового образа жизни, полноценного физического развития ребенка, воспитание негативного отношения к вредным привычкам,
· приобщение воспитанников к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе культуры своего Отечества, народа, родного края,
· развитие творческого потенциала педагогов и обучающихся,
· развитие форм внеурочной работы и системы дополнительного образования.
Организация воспитательной работы с детьми с нарушениями слуха базируется на выделении общих и специальных принципов, положенных в основу воспитания детей с нарушениями слуха (С. А. Зыков, P.M. Боскис, Ф.Ф. Pay и др.), к которым относятся:
Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе. Реализация этого принципа позволяет создать модель коррекционно-развивающей воспитательной работы, ориентированную на учет сензитивных периодов в развитии психических функций.
Принцип развивающего воспитания. В основу содержания воспитательной работы положена ориентация на здоровые сохранные силы ребенка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития. Принцип развивающего воспитания связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения.
Принцип коррекционной направленности работы предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и степени выраженности нарушения, выявлении потенциальных возможностей личности. Коррекционная направленность выражается также в использовании специфических средств общения, дактильной речи, в частности, активизации остаточного слуха и речевого развития.
Принцип формирования речевого общения, который прямо связан с необходимостью реализации потребности детей в общении с помощью, прежде всего, звуковой речи в условиях образовательных учреждений.
Принцип развития слухового восприятия предполагает максимальное развитие остаточного слуха при широком использовании современной звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования.
Принцип гуманизации предусматривает переоценку и перестройку всех компонентов педагогического процесса для создания условий развития целостной, творческой личности и требует:
- гуманного отношения к личности ребенка;
- уважения его прав и свободы;
- предъявления ребенку посильных и разумных требований;
- уважения его позиции даже тогда, когда он отказывается выполнять
предъявляемые требования;
- доведения до сознания ребенка конкретных целей его воспитания и обучения;
- ненасильственного формирования требуемых качеств;
- отказа от телесных и других, унижающих честь и достоинство личности,
наказаний;
- признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые, по каким-либо причинам, противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и другим).
- духовного освоения, возрождения национальной и религиозной культуры через создание образовательных программ соответствующей направленности, ориентацию воспитательной работы на приобщение к русским традициям, культуре, возрождение забытых национальных ценностей и традиций (через работу кружков, проведение фольклорных праздников, посещение музеев, т.д.)
- воспитания эмоций и эстетического сознания;
- изменения системы ценностей (определяющими ценностями становятся личность и личное достоинство каждого, свободный выбор и ответственность за него, творчество и индивидуальность в познании);
- создания условий для личностного роста ребенка и самих педагогов, стратегии помощи, поддержки и уважения ребенка.
Принцип систематичности, комплексности и целостности предполагает систематичность и комплексность не только самого процесса образования, но и моделирование учреждения образования как системы, как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, образующего особое единство со средой, и приобретающего принципиально новое качество, по сравнению с качеством этих элементов по отдельности, вне системы.
Это принцип основывается на следующих положениях:
- многоуровневость (многоступенчатость) педагогической системы, осуществление системного подхода, предполагающего одновременно и определенную автономию отдельных уровней, и сведение всех уровней в целостную систему (единые цели, единый результат). Расширение социокультурного пространства ОУ как образовательного института, с многовариантными взаимодействиями и взаимосвязями с другими заинтересованными социальными институтами на договорных условиях творческого сотрудничества;
- обеспечение гармоничного развития растущего человека средствами системного освоения мира природы и мира культуры, в познании окружающего мира и себя в нем как целостной системы;
- обеспечение единства процессов развития, обучения, воспитания детей.
Принцип индивидуализации развития личности ребенка основывается на:
- формировании индивидуальных психологических карт развития воспитанников с целью отслеживания качества и динамики их личностного роста;
- обеспечении условий разнообразной индивидуализированной деятельности детей и возможностей ее свободного выбора деятельности;
- предоставлении воспитанникам, в зависимости от их запросов и запросов родителей выбора видов, форм и предметов деятельности;
- использование современных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности и проявление индивидуальности.
Принцип индивидуализации развития личности педагога заключается в том, что каждый педагог должен стараться максимально достичь вершины профессионального мастерства, создать условия для проявления своего творческого потенциала, реализовать свои лучшие личностные качества и таланты. Учитывая возросший уровень знаний современных воспитанников, он и сам должен всесторонне развиваться не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников примером нравственности, носителем человеческих достоинств, ценностей.
Принцип индивидуализации развития предполагает учет индивидуальных особенностей педагогов и воспитанников в процессе определения направлений, форм, способов и видов их дальнейшей деятельности.
Принцип социализации предполагает организацию воспитывающей среды и общественных отношений, обеспечивающую эффективную социальную адаптацию личности, проявления ее социальной активности. Для действия этого принципа необходимо создать оптимальные педагогические условия, помогающие ребенку выразить себя в образовательной, трудовой, досуговой деятельности, культурном развитии, сознательном выборе будущей профессии. Этот принцип помогает установить прочные взаимосвязи с окружающим социумом, обеспечить их широту и многообразие. Он дает понимание единства коллектива как самоценности жизни, которая проявляется в сотрудничестве, партнерских отношениях, взаимодействии, единении, взаиморазвитии всех участников детского коллектива. При этом необходимо создание доброжелательной и теплой атмосферы, благоприятного психологического климата, что способствует тренировке ребенка в разнообразных видах общения.
Важным звеном в реализации данного принципа является привлечение семьи к воспитанию ребенка и полноправному ее участию в деятельности ОУ.
Принцип социализации осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны:
- следует преодолевать абстрактность и догматизм в социальном и трудовом воспитании, привлекать воспитанников к конкретной и посильной деятельности;
- пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка, дети стремятся к деятельности. Педагог, не учитывающий этого, сдерживает и нарушает процесс социализации личности;
- реализация принципа требует широкого использования на занятиях местного краеведческого материала;
- участвуя, наравне со взрослыми, в решении жизненно важных вопросов, дети приучаются нести ответственность за принятые решения, у них быстрее и успешнее формируются гражданские качества;
- воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил удовлетворение.
Принцип здоровьесбережения предполагает создание условий, способствующих сохранению, укреплению и улучшению физического и психического здоровья воспитанника и педагога и реализуется в следующий положениях:
- регулярное отслеживание динамики уровня здоровья воспитанников;
- организация режима жизнедеятельности учреждения, предупреждающая переутомление и перегрузки;
- психологизация педагогических процессов, направленных на предупреждение невротизации, симптомов раздражительности, быстрой утомляемости в процессе развития личности;
- внедрение психосберегающих и личностно-ориентированных технологий;
- личностное равноправие взрослого и ребенка в учебном процессе, их сотрудничество;
- создание условий для укрепления здоровья воспитанников;
- организация компенсирующего обучения в виде дополнительных занятий, консультаций и другой помощи, нуждающимся в этом учащимся.
Ограничение поступления информации из внешнего мира, недостаточный словарный запас детей обуславливает ещё ряд особенностей воспитательной работы:
· информативность при проведении воспитательных дел, что подразумевает под собой более тщательную подготовку при отборе информации, как со стороны педагога, так и со стороны детей;
· адаптация потока информации (синхронный дактильно-жестовый перевод при проведении общешкольных праздников, наличие дополнительных иллюстраций, схем, таблиц и т. д.);
· преобладающее использование наглядных и практических методов, наблюдений, бесед, экскурсий, создание проблемных ситуаций, внедрение метода проектов, творческих методов, типа олимпиад, использование возможностей современных информационных технологий, в том числе Интернета;
· реализация гуманистических идей в воспитательной работе лиц с нарушениями слуха протекает в достаточно сложных условиях, связанных с трудностями общения с окружающими людьми, с замедленным темпом процесса восприятия и переработки информации, ее кодирования и декодирования, и менее разнообразным опытом, с ограниченными возможностями спонтанного усвоения социального опыта;
· одним из путей формирования адекватного взаимодействия с социальной средой, обеспечения высокого уровня речевого развития, чувства защищённости, атмосферы психологического комфорта, оптимистического настроения и уверенности в своих силах является создание интегративной образовательно-воспитательной системы, специальных условий;
· к числу важнейших условий реализации возможностей развивающейся личности и её успешной социальной адаптации, преодоления отрицательных последствий нарушения слуха является её органичное и естественное взаимодействие со слышащими сверстниками в совместном коллективе (имеется в виду использование разных моделей интегрированного обучения и воспитания – частичное, временное, комбинированное и полная социально образовательная интеграция).
Одной из особенностей организации воспитательной работы является тесное взаимодействие с родителями, как слышащими, так и неслышащими.
При работе с неслышащими детьми актуализируется проблема дополнительного образования. При организации воспитательной работы с детьми необходим учёт всех этих вышеназванных особенностей.
Воспитание детей с недостатками слуха носит комплексный характер. Главное в нем – это единство целей, задач, принципов, содержания, форм и методов воспитательной деятельности.
Комплексность воспитания глухих детей предполагает единство воспитательного воздействия всех подсистем внешней среды (общественно-политической, производственно-экономической, социально-бытовой, культурной и природно-экологической), а также ближайшего окружения ребенка (микросреды). Содержание воспитания детей с недостатками слуха предполагает органическую связь всех направлений работы (формирования патриотизма, трудолюбия, нравственности, общественной активности, физического и эстетического развития).
Основные направления воспитательной работы:
· Формирование ценности образования, развитие интеллекта и познавательного интереса;
· Воспитание правовой культуры, гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, формирование представлений о нравственности и этических нормах социального поведения;
· Эстетическое воспитание, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, привитие навыков «художественного вкуса»;
· Воспитание трудолюбия, инициативности, профориентация;
· Воспитание физической культуры, привитие основ здорового образа жизни;
· Воспитание дружного детского коллектива, формирование навыков организации и самоконтроля, развитие самооценки и уверенности в себе;
· Экологическое воспитание, привитие навыков экологической культуры.
Содержание воспитания
Содержание должно быть реализовано основными средствами воспитания, к которым можно отнести: деятельность, общение, отношение. Традиционные методы, составляющие основу педагогической технологии: убеждение, упражнение, побуждение – в современных условиях малоэффективны. К современным развивающим средствам в условиях реализации личностно ориентированного подхода следует отнести такие, как: внимание, забота, понимание, поддержка, совет, принятие, сопереживание, инициатива.
Система методов, приемов, используемых в педагогической технологии воспитательной работы, должна выводить ребенка на:
• прочувствование;
• переживание;
• осмысление;
• оценивание собственной позиции.
Цель деятельности воспитателя должна сочетаться, согласовываться, соотноситься с целью деятельности учащихся, что и приводит к их успешному взаимодействию.
Основные требования к педагогической технологии воспитания и воспитательной работы:
• позитивное восприятие ребенка педагогом;
• воспитание без принуждения и насилия;
• обращение личности к самой себе;
• свобода и творчество;
• воспитывающие ситуации;
• игра, игровая деятельность.
Система общих методов воспитания:
· методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
· методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
· методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
· методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная их система.
Классификация форм воспитательной работы
Форма по сути организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее. Существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.
Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
По времени проведения все формы можно разделить на:
— кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
— продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
— традиционные (регулярно повторяющиеся).
По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.
Можно различать формы по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные.
По субъекту организации классификация форм может быть следующая:
— организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
— деятельность организуется на основе сотрудничества;
— инициатива и ее реализация принадлежит детям.
Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все формы воспитательной работы. Отметим лишь некоторые из них, действующие во всех видах их совместной деятельности и являющиеся наиболее распространенными.
Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они сопровождают друг друга. Каждая из них имеет свою инструментовку, но перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: распознать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллективных дел.
К коллективным формам работы относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся педагоги могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности. Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Они овладевают умениями быть руководителем, исполнителем, обращаться за помощью и оказывать ее другим, отстаивать свое мнение или учитывать мнение других. В условиях коллективной деятельности у детей формируется умение оценивать свое поведение и товарищей, развивается эмоционально-волевая сфера личности.
Сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности – основное положение реализации воспитательного процесса, повышающего эффективность социализации школьников.
Работа с семьей
Главные идеи:
· семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
· ребенок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
· ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
· школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.
Главная цель:
Осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:
· создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
· позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
· преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
· создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Цель работы – привлечение родительской общественности к организации воспитательной работы.
Основные виды деятельности:
· внеклассное чтение
· самоподготовка
· игры (сюжетно-ролевые, драматизации, дидактические, настольные, развивающие, подвижные)
· беседа
· экскурсия
· изо, моделирование
· бытовой труд
· участие в работе кружков и секций
· участие в подготовке и проведении культурно-массовых мероприятий
· прогулка
· месячники речи
Кроме этого есть Виды деятельности, реализующие программу воспитания в школе, которые зависят от возрастных особенностей детей и делятся на 3 группы:
Младший школьный возраст (1-4 классы)
Основные мотивы:
o потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
o настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания;
o потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности
o Игра в её наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация.
o Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребёнка в самых общих, в самых основных смыслах человеческой деятельности.
o Учебная деятельность, как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через неё отрабатывается вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми.
Средний школьный возраст (5 - 7классы)
Основные мотивы:
o потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере;
o ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становятся важнейшим фактором психического развития;
o потребность личностной самооценки; стремление к «взрослости», самостоятельности, к самоутверждению (ближе к 13 годам);
o стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых.
Ведущие виды деятельности.
o Учебная деятельность, не скучная и однообразная, утомительная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростков; значимая для него.
o Разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей, "кодекс товарищества" доминирующей и организующий мотив поведения подростка.
o Интимно-личное общение (быть с другим, уметь получить от этого удовлетворение, быть значимым в чьих-то глазах).
Старший школьный возраст (8 - 11 классы)
Основные мотивы:
o желание занять свое место в мире взрослых;
o утвердиться в компании сверстников;
o чувствовать себя уверенно в своей компании
o Стремление быть самостоятельным.
Ведущие виды деятельности
o Интимно-личное общение (общение с другом, с друзьями через позицию настроений и желаний).
o Учебно-профессиональная деятельность ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении
Направления работы |
Задачи |
Вид деятельности |
Формы |
Сроки |
1. Формирование ценности образования, развитие интеллекта и познавательного интереса
|
- Усвоение определенного объема научных знаний. - Формирование приемов интеллектуальной деятельности, развитие способностей и дарований. - Формирование познавательной активности. - Развитие потребности постоянно пополнять свои знание, повышать уровень образовательной и специальной подготовки |
-внеклассное чтение
- самоподготовка
-тематические «Месячники речи» - игры - беседы
|
речевые конференции, библиотечные часы, конкурсы, дидактические игры, викторины учебно-познавательные мероприятия, |
Вторник
Ежедневно
Согласно ежегодному плану работы |
2. Воспитание правовой культуры, гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, формирование представлений о нравственности и этических нормах социального поведения
|
- воспитание уважения к государству, органам власти, символике, законам, патриотизма, дисциплинированности, гражданского долга, - требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие. - формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. |
- экскурсии - беседы
-культурно-массовые мероприятия -тематические «Месячники речи» - деловые и ролевые игры
|
встречи с ветеранами тыла и ВОВ; «уроки мужества», встречи с ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС и ветеранами Афганской войны; - встречи с работниками правоохранительных органов (прокуратуры, полиции), КТД, участие в тематических выставках, конкурсах
|
Среда
Согласно ежегодному плану работы |
3. Эстетическое воспитание, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, привитие навыков «художественного вкуса» |
две группы задач: 1. приобретение теоретических знаний 2. формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность: - Формирование эстетических чувств, знаний и эстетической культуры в целом. - Овладение эстетическим и культурным наследием прошлого. - Формирование эстетического отношения к действительности. - Развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты. |
-внеклассное чтение - беседы - экскурсии - ИЗО, моделирование - участие в подготовке и проведении культмассовых мероприятий |
Занятия в кружках: «Пантомима», «Хореография», «Театральный», «Юный флорист», «Рисование» - посещение театров: «Аэлита», «Скоморох», ТЮЗ; - посещение театра-студии «Индиго»; - организация школьных театральных концертов и представлений; - организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; - участие в творческих конкурсах и фестивалях различного уровня |
Согласно расписанию кружков
Согласно ежегодному плану работы |
4. Воспитание трудолюбия, инициативности, профориентация |
-Формирование потребности в трудовой деятельности и сознательного отношения к труду. - овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда, профессионального самоопределения, анализа перспектив: |
- беседы - экскурсии - трудовые прогулки - бытовой труд - моделирование |
Субботники, трудовой десант, экскурсии на производственные предприятия, посещения Дней открытых дверей училищ, техникумов, работа с клубом «Выбор», участие в тематических конкурсах, дежурство в классе, в школе |
Среда
Вторник Четверг Пятница
Согласно ежегодному плану работы |
5. Воспитание физической культуры, привитие основ здорового образа жизни |
- коррекция недостатков физического развития и моторики детей с нарушением слуха. - укрепление здоровья, грамотное физическое развитие - повышение умственной и физической работоспособности. - развитие и совершенствование основных двигательных качеств. - развитие системы профилактических умений по охране здоровья, - развитие привычки к здоровому образу жизни |
- беседы - экскурсии - прогулки - спортивные секции - игры
|
работа спортивных секций: футбол, теннис, лыжи, шахматы, шашки, дворовое ориентирование; Дни здоровья: проведение подвижных игр и «весёлых стартов», спортивных соревнований; -проведение бесед по охране здоровья; - встречи с известными спортсменами; - участие в соревнованиях различного уровня; - участие в конкурсах по здоровому образу жизни. |
Среда
Ежедневно Согласно расписанию кружков
Согласно ежегодному плану работы |
6. Воспитание дружного детского коллектива, формирование навыков организации и самоконтроля, развитие самооценки и уверенности в себе |
- развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции «Я - сам», «Я и другие» - воспитание ответственности за свои поступки, - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, - умение отстаивать свои собственные интересы и интересы близких людей - организация и развитие органа соуправления школы |
- беседы - экскурсии - прогулки - участие в подготовке и проведении культурно-массовых мероприятий - тематические месячники речи
|
КТД, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, работа ученического соуправления «Содружество», организация праздников, диспуты, викторины |
Согласно ежегодному плану работы |
7. Экологическое воспитание, привитие навыков экологической культуры |
- формирование ценностного отношения к природному миру, - готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - способствовать пониманию значения экобезопасности для здоровья и безопасности человека |
- беседы - экскурсии - прогулки - участие в подготовке и проведении культурно-массовых мероприятий - тематические месячники речи
|
Экологические десанты, речевые конференции, проектная деятельность по озеленению и благоустройству школьного двора, просмотр видеофильмов, посещение выставок, библиотечные часы, викторины, участие в тематических конкурсах, |
Согласно ежегодному плану работы |
При планировании воспитательских занятий вычленяются цель и задачи мероприятия, определяется его содержание. Обеспечивая единство и преемственность учебно-воспитательного процесса, на внеклассном занятие решаются следующие задачи:
• Образовательные (дидактические) задачи включают вооружение воспитанников определенным объемом знаний, умений и навыков, в соответствии с годом обучения.
• Воспитательные задачи предполагают формирование у школьников личностных и коллективных ценностных ориентации (нравственных, правовых, эстетических и этических взглядов и убеждений), воспитание готовности к обучению, выявление и развитие возможностей самовоспитания обучающихся.
• Развивающие задачи характеризуют формирование творческой активности и самостоятельности, интеллекта, воли, эмоций обучающихся.
• Коррекционные задачи предусматривают учет индивидуальных психофизических особенностей воспитанников и осуществление дифференцированного подхода при построении процесса овладения знаниями, умениями, навыками обучающихся с недостатками слуха, необходимого для обеспечения качественного усвоения учебного материала занятий.
В системе воспитательной работы значительное место занимает дополнительное образование детей: художественно-изобразительное и техническое творчество воспитанников в кружках и объединениях и связанные с ним разнообразные массовые мероприятия.
В ходе внеурочной творческой деятельности в условиях кружка решается целый комплекс образовательно- воспитательных и коррекционно-развивающих задач:
· развитие познавательных интересов и творческих способностей;
· расширение сенсорного опыта и знаний политехнического характера;
· совершенствование общетрудовых умений и навыков;
· воспитание психологической и практической готовности к труду;
· коррекция и компенсация психофизических недостатков;
· активизация мыслительной деятельности и речевого общения;
· совершенствование личностных качеств.
Несмотря на различия в объектах приложения знаний и умений, занятия неслышащих учащихся в кружках выступают своеобразной пробой сил, позволяют воспитанникам на практике осуществлять свои творческие замыслы, овладевать элементарными навыками конструирования, технического экспериментирования, культурой труда.
Схема организации школьного самоуправления
Программа работы школьного соуправления призвана обеспечить личностное самоопределение воспитанников – формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиций, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах деятельности.
Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:
o организация работы с кадрами;
o организация работы с ученическим коллективом;
o организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;
o мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
· рост социальной активности обучающихся;
· рост мотивации к активной познавательной деятельности;
· уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
· качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
· удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
5. Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне школы;
6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.
Ожидаемые результаты
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми объединений, кружков и секций, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
Модель личности выпускника начального звена:
· Ребенок физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим, младшим, любящий природу, свой город, Республику, Родину, Россию;
· Ребенок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки;
· Ребенок, приученный к жизни в коллективе, бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный.
Модель личности выпускника среднего звена:
· Подросток, осознающий цели жизни;
· Подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;
· Подросток, любящий свою семью;
· Подросток, обладающий таким запасом духовных и нравственных качеств как великодушие, порядочность, милосердие, честность, сострадание и готовность прийти на помощь младшим и нуждающимся.
Модель личности выпускника старшего звена:
· Это свободная личность, с чувством ответственности за себя и свою семью, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;
· Физически и психически здоровый человек с устойчивой потребностью к здоровому образу жизни;
· Личность, знающая свою родословную, почитающая обычаи предков, любящая родителей, свою малую и большую Родину;
· Личность со сформированными понятиями чести долга, честности, дружбы и любви;
· Личность социально защищенная и закаленная, нравственно стойкая и готовая к встрече с трудностями в условиях конкурсной деятельности;
· Личность, способная к непрерывному процессу саморазвития и самосовершенствования.
Модель приоритетов формирования личности обучающихся
Социально – психологическое и
педагогическое сопровождение воспитательного процесса
Актуальность проблемы сопровождения связана с вопросами социальной адаптации глухих и слабослышащих детей. Эта работа требует совместных усилий социальной и психологической служб, педагогов и воспитателей по поиску новых путей и средств компенсации дефекта, совершенствованию личности ребенка с нарушением слуха
Цель: создание социально–психологических условий для успешного воспитания и развития воспитанников школы – интерната.
Основные направления работы:
1. Развитие самосознания воспитанников школы – интерната, формирование адекватной самооценки, помощь в определении дальнейшего пути развития.
2. Отслеживание динамики развития неслышащего ребенка путем диагностики и развивающих занятий с целью коррекции, эмоциональной адаптации при поступлении в школу интернат, переходе из класса в класс, смене педагога, классного коллектива.
3. Изучение условий семейного воспитания, анализ психологических причин недисциплинированности и неуспеваемости, связанных с семейной ситуацией, и выработка рекомендаций родителям и педагогам.
4. Изучение психологического климата в педагогическом коллективе, помощь в разрешении возникающих разногласий и конфликтов.
5. Профориентация и профдиагностика для профессионального самоопределения неслышащих детей.
6. Расширение социального опыта детей через знакомство с деятельностью общественных организаций и работу детской школьной организации.
7. Подготовка воспитанников к трудовой деятельности, помощь в трудоустройстве, профессиональном становлении выпускников школы.
Формы работы: диагностика, анкетирование, консультации, коррекционные занятия, экскурсии, встречи, профориентационные игры, творческие работы.
Перспектива развития воспитательной системы школы
• поиск новых подходов к формированию профессионального и жизненного самоопределения социально неадаптированных подростков;
• обновление содержания воспитательной деятельности педагогов;
• повышение роли психолого-педагогической службы;
• сохранение и укрепление общешкольных традиций, основанных на взаимном уважении всех субъектов воспитания.
Список используемой литературы:
1. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме (Пособие для воспитателей и учителей). Е.Д. Худенко, Москва 2005
2. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Л.Б. Бряева, Санкт-Петербург, издательство «Союз» 2001
3. «Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях». А.В. Роготнева, Томск 2003
4. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
5. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. М., 2003.
6. Сурдопсихология, Богданова Т.Г.. М: Academia, 2002.
7. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: учебное пособие/ под ред. Г.Н. Пенина, З.А. Пономаревой, Сант-Петербург; издательство «Каро» 2006.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.