Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни обучающихся — это комплексная программа формирования знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих гуманизацию отношений
воспитанника и природы, потребность в изучении и познании среды своего
обитания, её защиты и сохранения а также внимательное и бережное отношение к
своему здоровью, осознание ценности здоровья как одного из составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
Содержанием экологического воспитания являются базовые
национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природная, планета
Земля, экологическое сознание. Экологическое воспитание обеспечивает развитие
личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Комплексный подход в формировании экологической культуры младших школьников
обеспечивает сочетание урочной и внеурочной деятельности.
Сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса,
внедрение в педагогическую практику инновационных здоровьесберегающих и
здоровьеформирующих педагогических технологий является актуальной задачей
современной школы. Особое внимание следует уделять
формированию знаний, установок, личностных ценностей и норм
поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического
и психического здоровья как одного из ценностных составляющих.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся
на ступени начального общего образования являются:
• Закон Российской Федерации «Об образовании»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования;
• СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму
учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
• Рекомендации по организации обучения в первом классе
четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
• Об организации обучения в первом классе четырехлетней
начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
• О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе
(Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
• Рекомендации по использованию компьютеров в начальной
школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
• Гигиенические требования к условиям реализации основной
образовательной программы начального общего образования (2009 г.); Федеральная
программа модернизации школьного питания;
• Устав МБОУ Сош № 7.
• Концепция УМК «Школа
России».
Программа формирования экологической культуры ,ценности здоровья и здорового образа
жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов,
оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
• неблагоприятные социальные, экономические и экологические
условия;
• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях,
которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого
к последнему году обучения;
• чувствительность к воздействиям при одновременной к ним
инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием
и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем
самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных
сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
• активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы
знаний, установок, правил поведения, привычек;
• особенности отношения обучающихся младшего школьного
возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта
«нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и
восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы,
неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Цель программы создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность
формирование экологической культуры, сохранения здоровья, формирование
необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ),
использование полученных знаний и умений в выборе здорового стиля жизни.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
• формировать представление о позитивных факторах, влияющих
на здоровье;
• формировать потребность заботиться о своем здоровье путем
соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего
характера учебной деятельности и общения;
• научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение,
позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить
готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё
здоровье;
• формировать представление о правильном (здоровом) питании,
его режиме, структуре, полезных продуктах;
• формировать потребность в здороьесозидающем режиме дня;
• формировать представление о рациональной организации режима
дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять,
анализировать и контролировать свой режим дня;
• дать представление с учётом принципа информационной
безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная
активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и
причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других
психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• формировать устойчивое негативное отношение к
табакокурению, употреблению алкоголя, наркотических и сильнодействующих
веществ; здоровья и здорового образа жизни;
• формировать основы здороьесберегающей учебной ультуры:
умения организовывать успешную учебную работу, создавая здороьесберегающие
условия, выбирая адекватные средства и приемы выполненя заданий с учетом
индивидуальных особенностей
• формировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к
врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями
роста и развития, стояния здоровья, развития готовности самостоятельно
поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Задачи формирования экологической культуры обучающихся:
• сформировать представления об основах экологической
культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе,
безопасного для человека и окружающей среды;
• сформировать познавательный интерес и бережное отношение к
природе;
• сформировать умения безопасного поведения в окружающей
среде и простейшие умения поведения в экстремальных ситуациях;
• воспитание экологически целесообразного
поведения как показателя духовного развития личности;
• формирование экологического мышления
и экологической культуры учащихся
• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций
на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра
телепередач, участия в азартных играх;
• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки
(релаксации);
• формировать навыки позитивного коммуникативного общения;
• формировать представление об основных компонентах культуры;
Направления реализации программы
Предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий,
направленных на развитие школьника. Первый уровень результатов – приобретение
школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень
результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям
общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень
результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
«Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие
школьника.
I.Создание
здоровьесберегающей инфраструктуры
образовательного учреждения.
Формирование культуры здорового и безопасного повденеия.
Безопасность учащихся и сотрудников школы – это
важная задача образовательного учреждения. Школа имеет
тревожную кнопку стационарную и переносную, пожарную сигнализацию, устойчивую
телефонную связь. Здание оснащено средствами пожаротушения в соответствии с
нормативными документами.
В школе ведется постоянная работа
по обеспечению безопасности образовательного
учреждения. Здание школы круглосуточно охраняется. Все сотрудники школы и
учащиеся регулярно проходят инструктаж по действиям в случае ЧС. Вопросы
безопасности изучаются на уроках ОБЖ, классных часах. Оформлены
информационные стенды по безопасности.
Важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья учащихся является организация
горячего питания. Для этого в школе оборудованы пищеблок и столовая. Пищеблок
укомплектован современным технологическим оборудованием. Классные
руководители и воспитатели уделяют должное внимание воспитанию культуры
поведения в столовой, вопросу улучшения качества дежурства, охвату школьников
горячим питанием.
Готовятся разнообразные обеды: мясные, рыбные, овощные блюда. За
качеством и калорийностью пищи ведет контроль комиссия по питанию при
Совет МБОУ НОШ № 43. Постоянно проводится витаминизация блюд. При составлении
меню соблюдаются принципы сбалансированного, щадящего питания: максимальное
разнообразие рациона, удовлетворение потребностей детей в пищевых веществах и
энергии, в т.ч. сбалансированность рациона по всем пищевым веществам.
В школе созданы условия, ориентированные на сохранение здоровья младших школьников в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями младших школьников.
Санитарно-гигиенические условия, режим работы школы соответствуют всем требованиям СанПинов. Введен дополнительный час физкультуры, обязательная утренняя гимнастика, функционируют спортивные секции. Для детей первого года обучения введена динамическая пауза. Традиционным стал конкурс «Самый здоровый класс», досуговая деятельность носит оздоровительный характер, к участию привлекаются все члены семьи.
Разработана и реализуется комплексная программа питания детей (трехразовое витаминизированное питание). Для оздоровления детей предлагаются кислородные коктейли.
Здоровьесберегающая деятельность
предполагает функционирование системы формирования, сохранения и
укрепления здоровья: диагностическую, систему работы по поддержанию
и коррекции здоровья детей, просветительскую работу. Соблюдены требования
к освещению классных комнат, отделке помещений, воздушно-тепловому режиму.
Учебные помещения оборудованы бактерицидными лампами, проветриваются во
время перемены. Комнатные растения очищают воздух в классах, насыщая его
кислородом. Школьная мебель соответствует возрасту обучающихся;
осуществляется правильное рассаживание учащихся за партами,
контроль за посадкой учащихся во время занятий, что является
профилактикой возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата.
В профилактических и оздоровительных целях создается
благоприятный двигательный режим. Осуществляется профилактика утомления и
нарушений нервно-психического здоровья учащихся.
Система мониторинга здоровья и физического развития учащихся включает
отслеживание изменений, происходящих в развитии учащихся, и состояния здоровья
и физического развития. Из признаков физического развития и состояния
постоянному контролю подлежат соответствие веса тела росту, возрасту и
полу. Активно применяются социально-психологические и
психолого-педагогические методы диагностики здоровья: тесты-анкеты самооценки,
динамики состояния здоровья, экспертные оценки. Отслеживается активность
и заинтересованность учащихся, оценка степени тревожности эмоциональной
комфортности, объем домашних заданий, показатели пропуска уроков по
болезни, заболеваемость.
Здоровье обучающихся
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации.
Мероприятия, направленные на укрепление и охрану здоровья всех субъектов
учебно-воспитательного процесса, находят свое отражение в плане работы школы.
Для создания здоровьесберегающей среды, формирования культуры
здоровья разработаны мероприятия следующей направленности:
1. Формирование культуры здоровья учащихся.
2. Обучение основам безопасного и здорового образа жизни.
3. Организация и проведение просветительской работы по вопросам здоровья.
Медицинское обслуживание учащихся обеспечивает медицинский работник.
На каждого ученика заведены медицинские карты, куда заносятся результаты
медосмотра, профилактических прививок. Проводится ежегодный медицинский осмотр
всех детей; осмотр всех учащихся стоматологом, ведётся лечение.
Регулярно проводятся недели и дни здоровья.
В школе сложилась определённая система по охране здоровья детей. Объединены
усилия педагогического коллектива, врачей и родителей по контролю за
сохранением здоровья обучающихся.
Содержание планируемой деятельности по созданию
здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Обеспечение
безопасности участников образовательного процесса. Воспитание у учащихся
культуры здоровья.
Пути реализации:
1. Развитие здоровьесберегающей инфраструктуры школы.
2. Модернизация комплексной программы сохранения здоровья
детей и формирования навыков здорового образа жизни и ее реализация через
учебную и внеурочную деятельность.
3. Совершенствование системы мониторинга психологического и физического
здоровья детей.
4. Расширение дополнительного образования с целью развития и
укрепления здоровья младших школьников.
5. Реализация системно-деятельностного подхода к организации
здоровьесберегающего образовательного пространства через вовлечение
родительской общественности.
6. Развитие взаимодействия с учреждениями физической культуры
и спорта.
Ожидаемые результаты:
1. Отсутствие отрицательной динамики здоровья младших
школьников.
2. Высокая степень комфортности всех участников образовательного
процесса.
3.
Владение выпускниками знаниями о здоровом образе жизни и осознании
ответственности за свое здоровье.
4. Расширение возможностей оказания психологической помощи.
5. Рост числа учащихся, вовлеченных в физкультурно-оздоровительную
деятельность.
6. Повышение степени удовлетворенности обучающихся и
родителей комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению
здоровья учащихся.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами
урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК
«Перспектива». Для формирования установки на безопасный, здоровый образ
жизни в системе учебников «Школа
России»
предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность
обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным
отдыхом.
Умения, относящиеся к культуре безопасности жизнедеятельности, формируются целевым
образом на уроках по базовым дисциплинам и во внеурочной деятельности. Представленный
ниже материал составлен на основе примерных программ по базовым
дисциплинам, а также по материалам кружков и факультативов.
Русский язык
Соблюдение правил речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми.
Слушание ответа одноклассников, высказывание своей точки зрения,
комментирование ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением
одноклассников и учителя, способность задавать разные вопросы: на уточнение
информации, на понимание услышанного.
Упражнение в выборе языковых средств, соответствующих цели и
условиям общения. Накопление опыта уместного использования средств устного
общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога.
Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых и неязыковых средств
устного общения на уроке, в школе, в быту, с незнакомыми людьми разного
возраста.
Составление рассказа по теме или по сюжетным картинкам индивидуально, в паре
или в группе.
Понимание и сравнивание текстов (например, оповещения населения), написанных
разным стилем.
Составление списков (учеников класса, группы, необходимых предметов).
Применение знания алфавита при пользовании каталогами (справочниками,
словарями) для поиска необходимых сведений по заданной преподавателем тематике.
Литературное чтение
Выбор книги в библиотеке (по рекомендованному учителем списку); чтение и
пересказ литературных произведений, иллюстрирующих безопасное
поведение людей в экстремальных ситуациях. Создание (устно) текста (небольшого
рассказа-пояснения, отзыва) по заданной учителем тематике и с учетом
особенностей слушателей.
Окружающий мир
Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках
предусмотрены соответствующие темы и ориентиры в рубрике «За страницами
учебника». Так, с 1 класса широко используется богатый здоровьеформирующий
потенциал детских игр народов России. Во 2 классе – это повторяющаяся тема
«Будь здоров!». В 3 классе в разделе «Дом как мир» эту задачу решает ряд тем
(«Детские игры – школа здоровья», «Строение тела человека», «Как работает наш
организм», «Что такое гигиена», «Наши органы чувств», «Школа первой помощи»,
«Здоровью цены нет»). В 4 классе вопрос об охране здоровья рассматривается в
темах, посвященных Конституции России и правам ребенка в разделе «Мы – граждане
единого Отечества», и в разделе «Мы строим будущее России» (тема «Хороша честь,
когда есть, что есть», посвященная продовольственной безопасности страны и
производству экологически чистых продуктов сельского хозяйства как основы
полноценного питания, необходимого для сохранения здоровья человека).
Проведение наблюдений явлений природы (на примере своей
местности). Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воздуха.
Наблюдение погоды и описание ее состояния. Измерение температуры воздуха, воды
с помощью термометра. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воды.
Наблюдение простейших опытов по изучению свойств полезных ископаемых. Измерение
температуры тела человека. Измерение веса и роста человека.
Экскурсия в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края). Экскурсия
по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т. п.).
Экскурсия по своему району или городу (путь домой). Экскурсия по своему району
или городу ( безопасное поведение на дороге). Экскурсии в краеведческий
музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим
родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного
региона. Экскурсия на одно из подразделений службы спасения МЧС с целью
ознакомления с трудом спасателей.
Беседы с родителями, старшими родственниками, местными жителями о
семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном
городе (селе). Сбор материала на основании бесед с родными о праздничных днях
России и родного города. Беседы учеников с родными о поколениях в семье,
родословной семьи. Беседы со старшими членами семьи, земляками о прошлом
родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край.
Беседа — актуализация сведений, полученных учеником из источников массовой
информации о родной стране, героях — защитниках Отечества, патриотизме.
Подготовка небольших рассказов по иллюстрациям учебника, описание (реконструкция)
важнейших изученных событий из истории Отечества.
Различение предметов и выделение их признаков. Сравнение и различение разных
групп живых организмов по признакам. Группировка по названиям известных
дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей
местности).
Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов).
Сравнение и различение объектов живой или неживой природы. Сравнение погоды и
климата. Сравнение хвойных и цветковых растений. Лекарственные растения.
Съедобные и ядовитые грибы, ягоды.
Сравнение насекомых, рыб, птиц, зверей. Сравнение способов питания,
размножения, обмена информацией у животных. Сравнение и различение диких и
домашних животных.
Установление связи между сменой дня и ночи, времен года и движениями
Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Основы ориентирования на местности. Ориентир.
Компас.
Изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других
материалов — одежды, макетов памятников архитектуры и др.
Технология. Информационные технологии.
Знакомство с правилами безопасности при работе с компьютером. Выполнение правил
поведения в компьютерном классе. Знакомство с основными устройствами
компьютера, компьютерными программами , рабочим столом. Работа с
компьютерной мышью и клавиатурой. Включение и выключение компьютера.
Запуск программы . Завершение выполнения программы . Выполнение
операций с файлами и папками (каталогами).
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или
приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с
ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные
для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а
также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться
ребенку в критической ситуации.
Применение разных способов поиска информации: просмотр подобранной по теме
информации, поиск с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в
электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Уточнение
запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск
изображений. Сохранение найденных изображений.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1–4 кл.) способствует
выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы
все подразделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению
и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных
веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при
травмах.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной
организации их деятельности достигается благодаря систематической работы
педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного
процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания
условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом
гигиенических норм и требований к орга¬низации и объёму учебной и внеучебной
нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на
здоровый образ жизни, направлена на формирование у школьников представления о
человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные
представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма,
детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания
организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и
спорта. В школе организована просветительская деятельность с родителями и
учащимися. В системе психологической и практической подготовки педагогов к
ЗОЖ предусматривается образовательно-оздоровительные программы для
учителя, куда входят клубы, секции спортивно-оздоровительного направления,
встречи, беседы с врачами, формирование философии здоровья человека в обучающих
системах.
Методика воспитательного воздействия предполагает использование
словесных форм (собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты,
устные журналы, беседы); практических – походы, экскурсии, конкурсы, занятия
кружков); наглядных форм – выставки художественного творчества, книжные
выставки, тематические стенды).
К основным направлениям педагогической деятельности МБОУ СОШ № 7 в формировании здоровья учащихся относятся:
• формирование ценностного отношения к здоровью всех
участников педагогического процесса;
• внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих ЗОЖ;
• формирование валеологической культуры педагогов,
обучающихся и родителей;
• отслеживание параметров всех участников педагогического
процесса (совместно с психологом и медицинским работником).
Управление деятельностью здоровьесберегающей среды осуществляется по следующим
направлениям:
1. Совет образовательного учреждения осуществляет
общее планирование и определяет основные пути реализации
здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.
2. Педагогический совет рассматривает
целесообразность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе.
3. Работа классных руководителей. В масштабе школы она
координируется посредством систематических совещаний и семинаров классных
руководителей. Один раз в четверть проводятся заседания методического
объединения классных руководителей и воспитателей «Применение
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».
Социальная защита учащихся, укрепление их здоровья и профилактическая
оздоровительная работа школы становится актуальной проблемой общества,
государства, семьи и школы.
Основные приоритеты в формировании духовного и физического здоровья
обучающихся:
1. образование и воспитание учащихся в области здоровья
– неотъемлемая часть педагогического процесса;
2. образование и воспитание в области здоровья – важный
составной компонент психофизического развития и саморазвития личности;
3. образование и воспитание в области здоровья
выступают как условие, средство и результат формирования здоровой
личности.
Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» позволяет это сделать благодаря тому, что он разработан с
учетом требований к обеспечению физического и психологического здоровья детей,
здорового и безопасного образа жизни. В основу этого УМК положен деятельностный
метод обучения, позволяющий ученику занимать активную позицию, тем самым,
развивая свой интерес к познанию, т.е. традиционная технология
объяснительно-иллюстративного метода обучения заменена технологией
деятельностного метода. Система построения учебного материала позволяет каждому
ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В
учебниках УМК «Перспектива» задания предлагаются в такой форме, чтобы
познавательная активность, познавательный интерес и
любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно
учиться. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому
предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие
активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической
деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.
В школе строго соблюдаются все требования к использованию
технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных
средств.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности
индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп
деятельности.
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение
рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального
физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех
возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление
здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система
включает:
• полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп
здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
• рациональную и соответствующую организацию уроков
физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени
начального общего образования;
• организацию занятий по лечебной физкультуре;
• организацию часа активных движений (динамической паузы)
между 3-м и 4-м уроками;
• организацию динамических перемен, физкультминуток на
уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной
активности;
• организацию работы спортивных секций и создание условий для
их эффективного функционирования;
• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий
(дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные
программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа
жизни:
Сложившаяся система работы с родителями по вопросам охраны и
укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
• проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых
столов и т. п.;
• привлечение родителей (законных представителей) к
совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных
соревнований;
• создание библиотечки детского здоровья, доступной для
родителей и т.п.
Мероприятия по выполнению программы
по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
I. Подготовка педагогических кадров
1. Участие в обучающих семинарах по вопросам
здоровьесбережения.
2. Проведение семинаров с приглашением соответствующих
специалистов по ознакомлению педагогов с здоровьесберегающими и
здоровьеформирующими технологиями.
3. Обучение классных руководителей и воспитателей проведению
социально-ролевых игр и тренингов в классных коллективах.
4. Оказание методической помощи при составлении
программ клубных занятий, классных часов, связанных с пропагандой ЗОЖ.
5.
Педсоветы, касающиеся вопросов развития
здоровьесберегающей среды в щколе.
6.
Психопрофилактическая работа с учащимися и педагогами, направленная на повышение
степени устойчивости при стрессовых ситуациях.
III Повышение качества образования. Предупреждение перегрузки обучающихся
в учебном процессе
1. Проведение и отслеживание эффективности работы по
скрининг-диагностике обучающихся.
2. Разработка методических рекомендаций по организации и
проведению уроков фи¬зической культуры с учётом состояния здоровья обучающихся
и возрастных групп.
3. Отслеживание и предупреждение негативных факторов в
образовательном процессе влияющих на снижение здоровья обучающихся.
5. Разработка методрекомендаций по увеличению
двигательной активности обучающихся на переменах.
6. Анализ содержания и режима дополнительного образования.
7. Внедрение в практику системы совместной работы всех
участников образовательного процесса по предупреждению травматизма
обучающихся в образовательном процессе.
8. Проведение мониторинга сохранения и укрепления здоровья
обучающихся по индивидуальной карте развития на весь период обучения.
9. Совершенствование работы по реализации оздоровительной
направленности физического воспитания, сочетание обучения, воспитания,
лечебно-профилактических мероприятий и отдыха.
10. Соблюдение санитарных норм и правил объёма максимально
допустимой нагруз-ки, в т.ч. по нормам домашних заданий.
III. Воспитание культуры здоровья участников образовательного
процесса
1. Разработка программы клубных занятий и серии классных
часов по проблемам формирования развития и укрепления здоровья.
2. Интеграция вопросов, связанных с воспитанием культуры здоровья,
в преподава-нии учебных предметов и внеурочной деятельности.
3. Работа родительской конференции по вопросам
сохранения и укрепления здоровья учащихся.
4.
Развитие проектной деятельности учащихся: ориентация на создание проектов
по вопросам здоровья.
5
Конкурсы классных газет видеороликов, буклетов; устные журналы выступление
агитбригады по здоровому образу жизни.
6.
Организация и проведение олимпиад, спартакиад, спортивных праздников, и
состязаний для школьников с участием педагогов и родителей, Дней здоровья.
7.
Организация школьного оздоровительного лагеря в каникулярное время.
8.
Информирование через сменные информационные стенды по направлениям:
здоровьесбережение, безопасность.
9. Разработка памяток по различным вопросам обеспечения
здоровья для младших школьников и их родителей.
IV. Развитие физической и двигательной активности младших
школьников
1. Разработка критериев оценки утомления обучающихся (по
внешним признакам)и в соответствии с ними создание системы профилактики
утомляемости на уроке (оптимальное использование физкультми¬нуток,
физкультпауз, переключения внимания и др.).
2. Проведение динамических пауз для предупреждения
преждевременного умственного утомления и профилактики нарушений зрения, осанки
и возникновения застойных явлений в кровообращении и дыхании (ежедневно на 3-м
уроке с использованием локальной сети).
3. Мониторинг уровня и состояния здоровья для выявления
учащихся групп риска и про¬гноза заболеваемости.
4. Расширение охвата занятиями в спортивных
секциях, в том числе на базе школы в соответствии с потребностями
обучающихся в физической активности.
V. Использование воспитательного потенциала урочной и внеурочной
деятельности
1. Ориентация внеурочной деятельности на приоритетное решение
вопросов сохранения здоровья, формирования здорового образа
жизни через организованную и свободную внеурочную деятельность
2. Разработка методических рекомендаций в помощь классным
руководителям и воспитателям при проведении профилактических мероприятий.
3. Включение в планы воспитательной работы классных
руководителей и воспитателей как отдельное направление работу по
формированию культуры здоровья.
4. Ведение пропаганды через систему общешкольных мероприятий.
5. Организация проведения регулярных Дней Здоровья.
6. Проведение школьного конкурса на лучшую организацию работы
по формированию здоровьесберегающей среды в классных коллективах.
VI. Использование возможностей научно-исследовательской деятельности
обучающихся и педагогов
1. Включение в годовое планирование работы
методического объединения направления по пропаганде ЗОЖ
2. Подготовка и публикация опыт педагогов школы по
использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
3. Работа секции «Твое здоровье» в рамках школьной
научно-практической конференции «Юный исследователь»
VII. Организация деятельности школьного медиацентра
1.
Создание программного продукта по пропаганде ЗОЖ.
2. Регулярное проведение информационных программ с
использованием локальной сети.
3. Издание тематических выпусков печатных изданий
(газеты «о вкусной и здоровой пище» и т.д.).
4. Использование возможностей Интернет-сайта школы для
ведения профилактической и пропагандистской работы
5. Проведение конкурса социальной рекламы..
6. Проведение конкурса творческих работ «Береги свое
здоровье».
VIII. Организация совместной деятельности с внешней
социокультурной средой
1. Разработка и утверждение планов и договоров о совместной
деятельности с различными учреждениями внешней социокультурной среды,
заинтересованными в пропаганде ЗОЖ.
2. Проведение единого методического дня « Будем
здоровы».
IX.Формирование экологической
культуры.
В соответствии с целями программы одно из центральных мест
в воспитательной системе занимает формирование у учащихся
экологической культуры , которая складывается из ответственного
отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт
работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной
деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного
образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного,
положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс
воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу,
Программа экологического воспитания школьников очерчивает
основные направления и формы деятельности по
формированию личности, обладающей экологической
культурой и экологическим мышлением.
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы,
обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее
выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
Программа экологического воспитания школьников
включает следующие направления воспитательной деятельности:
«Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них
ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»
Цель: Воспитание у подрастающего поколения
экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития
личности
Задачи: Формировать представление о природе как среде
жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к
окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение
вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Общешкольные творческие дела Дни защиты окружающей среды от
экологической опасности
Природоохранительные акции «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая
красавица», «Чистый микрорайон»
Тематические линейки «День птиц», «День воды», «День Земли»
Конкурс экологических сказок. Конкурс экомоды.
Формы работы с классом Общение с природой
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). в друзей
природы.
Экологические игры
Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека.
Экологические проекты
Разведка прекрасного и удивительного. «Жалобная книга» природы.
Классные часы, беседы
«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу
растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная
семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».
Работа с семьей Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь
к природе»
Экологические акции «Чистый микрорайон», «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади
дерево».
Заповеди Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой,
преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и
душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и
родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту
своих младших братьев.
Предполагаемый результат Знание ребятами причин
экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение
учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их
самостоятельных инициатив.
Направление «Экология здоровья»
Цель Сохранение и укрепление здоровья учащихся,
формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи Научить соблюдать гигиенические нормы и
культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье
человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.
Общешкольные творческие дела Спартакиада школьников.
Малые школьные Олимпийские игры (1 раз в 4 года).
Дни здоровья.
Организация дежурства в классе и в школе.
Трудовые десанты.
Работа по благоустройству школы и ее территории.
Формы работы с классом Акции «Дети и дорога», «За
безопасность жизни детей»
Активные игры на воздухе. Подвижные игры на переменах. «Веселые старты».
Классные часы, беседы
«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные
привычки. Как их искоренить?»
Работа с семьей Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье
ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника
», «Домашняя экология».
Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Походы выходного дня.
Заповеди Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда
жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и
здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни:
алкоголю, наркотикам, безделью.
Предполагаемый результат Осознание учащимися значимости
физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных
качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния
здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся.
Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям ,
спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.
Направление «Экология души»
Цель Формирование нравственно-здоровой, духовно
богатой личности школьника
Задачи Формировать потребность в сознательном,
ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа,
воспитывать гордость за национальную культуру . Выявлять и развивать
творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку
окружающего мира.
Общешкольные творческие дела Интеллектуальный марафон.
Предметные олимпиады. Фестиваль детского творчества «Серебряный
колокольчик».
Праздник «За честь школы».
Формы работы с классом Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение
театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений,
рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.
Классные часы, беседы.
«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина»,
«Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем
учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих
и знаменитых», «Слово о родном крае».
Работа с семьей Помощь в организации и проведении праздников.
Совместная организация клубной деятельности. Посещение театра, выставок,
программ школьной детской филармонии и видеолектория. Поисковая работа в музее
истории школы.
Заповеди Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей,
живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего
народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! Каждое дело –
творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе.
Предполагаемый результат Осознание учеником роли знаний в
жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и
применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и
преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность
гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося,
понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства,
способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися
необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.
Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.
Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования экологической
культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках
мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных
заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области экологической
культуры, здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы.
На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной природы,
укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации
дополнительных программ.
К показателям достижения цели и задач программы могут быть отнесены:
• Улучшение здоровья обучающихся, снижение количества детей с
хроническими заболеваниями;
• Увеличение количества детей с основной группой
здоровья;
• Повышение мотивации к обучению;
• Использование в образовательном процессе программ
внеурочной деятельности, направленных на повышение уровня знаний по
здоровьесбережению, имеющих прикладной характер;
• Повышение количественных показателей обучающихся,
посещающих спортивные секции;
• Повышение уровня социальной адаптации обучающихся.
Предполагаемый результат реализации программы:
• стабильность показателей физического и психического
здоровья детей;
• сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
• активизация интереса детей к экологической культуры,
природоохранным знаниям;
• активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
• рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях,
кружках по интересам;
• высокий уровень сплочения детского коллектива;
• высокий уровень осознания базовых ценностей – человек,
культура, здоровье, природа. Земля, Отечество
• способность выпускника начальной школы проявлять
экологически целесообразное поведение
• способность выпускника начальной школы соблюдать правила
ЗОЖ.
Критерии оценки реализации программы
формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа
жизни.
№ п\п
Критерий Показатели Измерители
1. Наличие потребности в соблюдение норм
экологически целесообразного поведения. Положительная
динамика результативности анкетирования по данному вопросу
Анкетирование, наблюдение.
2. Высокая активность, инициативность учащихся при проведении
экологических. природоохранных акций. Высокие по5азатели
участия обучающихся в мероприятиях экологической направленности
Наблюдение, отчеты
3. Наличие в детях желания заботиться о своем здоровье
(формирование заинтересованного
отношения к собственному здоровью).
Положительная динамика результативности анкетирования по данному
вопросу. Анкетирование.
Наблюдение школьной медицинской службы.
Результаты медицинских осмотров.
Количество дней пропущенных по
болезни.
4. Установка на использование
здорового питания.
Положительная динамика результативности анкетирования по данному
вопросу. Анкетирование.
Наблюдение за питанием в школе и дома.
5. Использование оптимальных
двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных
особенностей.
Отрицательная динамика уровня заболеваемости опорно-двигательного
аппарата (исключая заболевания органического генеза, травматического
характера). Анкетирование.
Учет времени на занятия физкультурой.
6. Развитие потребности в занятиях физической
культурой и спор-
том.
Положительная динамика результативности анкетирования по данному
вопросу.
Положительная динамика числа занимающихся в спортивных кружках
и секциях. Анкетирование.
Наблюдение.
7. Применение рекомендуемого
врачами режима дня.
Положительная динамика в выполнении рекомендаций врача. Анализ выполнения
рекомендаций. Наблюдение.
8. Знание негативных факторов риска здоровью
детей (сниженная двигательная активность,
курение, алкоголь, наркотики и
другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).
Положительная динамика результативности анкетирования по данному
вопросу.
Анкетирование.
9. Становление навыков противостояния
вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и
сильнодействующих веществ Положительная динамика
результативности анкетирования по данному
вопросу.
Анкетирование.
Наблюдение.
10. Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по
любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния
здоровья. Положительная динамика результативности
анкетирования по данному
вопросу.
Анкетирование.
11. Развитие готовности самостоятельно
поддерживать свое здоровье на основе использования
навыков личной гигиены. Положительная динамика
результативности анкетирования по данному
вопросу.
Анкетирование.
Формы представления результатов программы:
• Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации программы;
• Методические разработки по проблемам формирования
экологической культуры здоровьесбережения и здоровьеформирования;
• Материалы по распространению опыта по проблемам
формирования экологической культуры, функционирования
здоровьесберегающей образовательной среды.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.