Программа групповых занятий для родителей
с элементами танцевально-двигательной терапии
«Эмоции и 7Я»
Пояснительная записка
Жизнь человека с самого детства связана с музыкой и танцами. Они помогают выражать все эмоции человека и развиваться. На сегодняшний день возрос общественный интерес к методам, оказывающим положительное влияние на организм и психику человека посредством искусства, в том числе танца. Вместе с тем, на практике стало социально важным обосновать влияние методов терапии на эмоциональное благополучие в отношениях между детьми и родителями.
Актуальность
Обобщение передового педагогического опыта позволило разработать содержание и основные направления опытно-экспериментальной работы по разработке и внедрению программы «Эмоции и 7Я» (с использованием средств танцевально-двигательной терапии).
Метод танцевально-двигательной терапии актуален в наши дни. Он привносит много полезного, помогает психологам, педагогам, воспитателям, родителям и конечно же самому ребенку справиться с возникающими трудностями во взаимоотношениях.
ТДТ можно использовать для самосовершенствования, личностного развития, а так же для решения конкретных проблем родителей. Данная терапия используется для того, чтобы повысить самооценку, учиться проживать эмоцииии, управлять своим эмоциональным состоянием.
ТДТ позволяет проработать и изменить эмоциональный фон в детско-родительских и семейных отношениях,установить благоприятные межличностные отношения.
Практическая значимость состоит в возможности реализации в практике педагога-психолога программы «Эмоции и 7Я».
Методологическую основу программы составили: вопросы консультирования семьи: А.Я.Варга, А.Н.Елизаров и др.;кроме того, теории позиции и роли, лидерство в семье: З.Фрейд, А.Адлер, С.Макаренко и др.; аспекты межличностных и семейных отношений А.Н.Волков, Л.Я.Гозман, М.Палаццолли и др., развитие учения В.Райха о мышечно-эмоциональных блоках, методика танцевальной терапии Мэрион Чейз.
Цель программы: гармонизация эмоционального благополучия детско-родительских и семейных отношений средствами танцевально- двигательной терапии
Задачи:
1. формировать положительные эмоции;
2. развивать навыки коммуникации в группе;
3. развить умение справляться с напряжением и негативными эмоциями через творчество;
4. раскрыть внутренний мир и личностные особенности участников.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Преодоление возможных психологических зажимов;
2. Формирование внутренней мотивации деятельности;
3. Развитие умения справляться с напряжением и негативными эмоциями через творчество;
4. Осознание своего внутреннего мира, личностных качеств, создание позитивной коммуникации;
5. Освоение навыков работы в коллективе;
6. Применение полученных навыков в семейном воспитании.
Функции ТДТ:
- самовыражение;
- снятие напряжения, сопротивления;
- энергизация группы, настрой на работу;
- невербальное общение;
- катарсическое высвобождение чувств и эмоций;
- диагностическая функция танца.
Методы и формы работы, применяемые в программе:
1. индивидуальная работа;
2. работа в группах;
3. ролевые игры;
4. групповая дискуссия;
5. практические упражнения;
6. решения проблемных ситуаций.
Срок реализации программы 1 месяц. Программа рассчитана на 8 часов (2 раза в неделю). Продолжительность занятия 1,5-2ч.
«Эмоции и семья»
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
1 |
Психологическая диагностика детско-родительских отношений |
1 |
2 |
Организация занятий по формированию самооценки участников средствами танцевально-двигательной терапии |
6 |
3 |
Психологическая диагностика детско-родительских отношений |
1 |
План работы
№ п/п |
Тема занятия |
Цель занятия |
Этапы и методы |
Часы |
1 |
Исследование детско-родительских отношений
|
Выявление родительского отношения, родительских установок, и наклонностей родителя к определенному стилю воспитания; степень гармоничности отношений с ребенком, возможные трудности и их причины; определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребёнку и эмоциональное благополучие в детско-родительских отношениях. |
Тест - опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин), «Мера заботы». |
1 |
2 |
Вводный тренинг: «Эмоции и танец»
|
Цель: установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальные движения души и тела. |
I этап – разогрев-Ритмические синхронные движения (шумовые) -Упражнение: «Боди джаз» (Танец отдельных частей тела) II этап – основная деятельность-Упражнение «Актер режиссер» -Упражнение «Охотники» -Упражнение «Паровоз» -Упражнение «Имя в движении» III этап – завершение -Упражнение «Восход солнца» -Упражнение «Умница»
|
1 |
3 |
Тренинг «Эмоции в теле» |
Цель: установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальные движения души и тела.; -формирование навыков освобождения от мышечных зажимов и напряжения через эмоции «любовь и ярость»
|
I этап – разогрев-Упражнение «Себе, соседу» -Упражнение: «Хулиган» -Упражнение «Споем» II этап – основная деятельность-Упражнение «Займи стул» -Упражнение «Сова и совенок» -Упражнение «Любовь и ярость» -Командное упражнение «Снежки» III этап – завершение -Упражнение «Ресурсный мешочек» -Завершение «Я сейчас хочу сказать…» -Командное упражнение «Мы молодцы! Мы умнички!»
|
1 |
4 |
Тренинг «Язык тела»
|
установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальные движения души и тела;формирование навыков освобождения от мышечных зажимов и напряжения через эмоции |
I этап – разогрев-Упражнение «Передай улыбку» -Упражнение «Конфета» -Упражнение «Танцуй» -Упражнение «Ха-дыхание» II этап – основная деятельность-Упражнение «Скульптура» -Упражнение «Рисунок эмоций» -Упражнение «Танец с платками»» III этап – завершение -Упражнение «Пчела» -Упражнение «Комплимент» -Завершение «Я сейчас хочу сказать…»
|
1 |
5 |
Тренинг «Эмоции в общении» |
развитие коммуникативных невербальных навыков,реализация творческого воображения, драматизация чувств |
I этап – разогрев-Упражнение «Постройся» -Упражнение «Приветствие» -Упражнение «Надувная кукла» -Упражнение «Танцуй» II этап – основная деятельность-Упражнение «Кинофильм» -Упражнение «Танцы без правил» -Упражнение «Водоросли» Упражнение «Какое я животное?» III этап – завершение -Упражнение «» -Упражнение «» -Завершение «Я сейчас хочу сказать…» |
|
|
Тренинг «Сознавание через движение»
|
Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе,освободить его от мышечного напряжения, приобрести легкость в движении, развивать коммуникативные невербальные навыки.
|
I этап – разогрев-Упражнение «Передай по кругу» -Упражнение «Принцесса, дракон, охотник» -Упражнение «Встреча взглядами» II этап – основная деятельность-Упражнение «Заклинатель дождя» -Упражнение «Танец у костра» -Упражнение «Передать одним словом» -Упражнение «Всеобщее внимание» Упражнение «Метафора» III этап – завершение -Упражнение «Комплимент» -Упражнение «Подарок» -Завершение «Я сейчас хочу сказать…» |
|
6 |
Тренинг «Я- часть большого целого» |
установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальные движения души и тела.
|
I этап – разогрев-Упражнение «Лови ритм» -Упражнение «Боди Джаз» -Упражнение «Я хочу больше всех…» II этап – основная деятельность-Упражнение «Театр руками» -Упражнение «Огонь и лед» -Упражнение «Общение с предметом» -Упражнение «Коллективный рисунок» - Упражнение «Групповой танец» III этап – завершение -Упражнение «Моя проблема в общении» -Упражнение «» -Завершение «Я сейчас хочу сказать…» «Свеча пожеланий» |
1 |
8 |
Исследование детско-родительских отношений
|
Выявление родительского отношения, родительских установок, и наклонностей родителя к определенному стилю воспитания; степень гармоничности отношений с ребенком, возможные трудности и их причины; определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребёнку и эмоциональное благополучие в детско-родительских отношениях. |
Тест - опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин), «Мера заботы». |
1 |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.