Программа художественной направленности "Основы чирлидинга"
Оценка 5

Программа художественной направленности "Основы чирлидинга"

Оценка 5
Документация +1
docx
искусство +2
3 кл—7 кл
13.03.2021
Программа художественной направленности "Основы чирлидинга"
Общеобразовательная общеразвивающая программа для обучения основам чирлидинга детей с 8 до 14 лет.
Основы чирлидинга 8-14.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

Программа рассмотрена                                             
на заседании методического совета
Протокол №       от _____________  
	                      Утверждаю:
                      Директор МБОУДОД «ЦДЮТ» 
                      ____________ С.В.Евдокименко          Приказ №         от ____________



Программа принята
на педагогическом совете
Протокол №       от _____________

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

«Основы чирлидинга»

 

Художественной направленности

 

Возраст обучающихся: 8 – 14 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

 

 

 

                                                                                                                      

Составитель:

Яландаева Наталия Анатольевна,

педагог дополнительного образования

   Студии «Импульс»

 

      

 

 

 

г. Красноперекопск

2020 год

Пояснительная записка

 

Чирлидинг – это современный и массовый вид спорта,

который соответствует направлению политики Министерства спорта России

и пожеланием президента России. Кроме этого, чирлидинг пользуется

большой популярностью среди детей и подростков, доступен всем

обучающимся, всем группам здоровья,

 всем уровням физической подготовленности.

Чирлидинг – это украшение всех физкультурных и

культурно-массовых праздников,

неотъемлемый компонент проведения Спартакиад.

 

 

Введение

 

Чирлидинг во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности ребёнка, общему оздоровлению его организма. Укреплению физических и духовных сил, воспитанию эстетического вкуса, приобретению навыков самостоятельной деятельности, формированию интереса к здоровому образу жизни, спорту.

Особую ценность этого направления для детей и подростков имеет использование помпонов, исполнение поддержек и построение пирамид, а также исполнение акробатических элементов в сочетании с танцевальным и чирлидинговым номером.

 

Нормативно-правовая база

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы чирлидинга» разработана на основе требований:

-          Конституции Российской Федерации;

-          Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-          Национальной доктрины образования в Российской Федерации, 2000 г.;

-          Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р.;

-          Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-          Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных  организаций дополнительного образования детей»;

-          Закона Республики Крым «Об образовании в Республике Крым»  №131-ЗРК/2015 от 06.07.2015г.;

-          Примерных требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от  11.12.2006     № 06-1844);

-          Устава МБОУДОД «ЦДЮТ» г. Красноперекопск;

-          Положения о дополнительной общеразвивающей программе МБОУДОД «ЦДЮТ»

     г. Красноперекопск.

 

Направленность программы:

 

            Программа «основы чирлидинга» имеет художественную направленность (базового уровня освоения), является модифицированной и составлена на основе типовых программ:

-          Старостина И. С. «рабочая программа внеурочной деятельности «Чирлидинг» 3-8 класс», МБОУ СОШ № 3 городского поселения «Рабочий поселок Ванино», 2015 г.;

-          Шушарина А. В. «авторская образовательная программа «Чирлидинг» 9-17 лет», МБОУ СОШ № 4 Краснодарский край Северский район пгт. Афипский, 2011;

-          Курчашова Н. Н. «образовательная программа дополнительного образования детей по чирлидингу», ГОУ СОШ № 63 Северное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы, 2014 г.

 

Новизна

            Новизна программы заключается в использовании новых педагогических технологий в проведении занятий, которые обусловлены необходимостью более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых, и осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом.  Среди новых педагогических технологий  используются: развивающее обучение, коллективную систему обучения и обучение в сотрудничестве. Обучение в студии – это единство природных талантов, эмоций, воображения, мышления, а также – создания увлеченности искусством и творчеством, развития способностей, и четкое соблюдение режима отдыха и труда, техники безопасности.

Актуальность программы

 

            На современном этапе можно констатировать высокую востребованность образовательных программ художественной направленности у детей и родителей. Занятия чирлидингом способствуют гармоничному развитию ребенка, повышают его общекультурный уровень, воспитывают физически, нравственно и эстетически.

            Работа по данной программе обеспечивает знакомство с направлением чирлидинг. Особую значимость имеет использование специальных методов и приемов в работе, позволяющих положительно влиять на состояние физического здоровья обучающихся. В результате развития правильного дыхания происходит достаточное насыщение крови кислородом, в результате чего улучшаются все обменные процессы в организме, тем самым налаживая цикл своей работы. Равномерная нагрузка на все группы мышц позволяет гармонично развивать и укреплять мышцы спины и брюшного пресса, рук, ног, формируется правильная осанка. А растяжка мышц позволяет снять излишнее напряжение мышц и костной системы организма.

 

Педагогическая целесообразность

 

            С учетом возрастных особенностей обучающихся на занятиях используются специальные методы и приемы педагогической работы. Обязательным является регулярное включение упражнений, реализующих задачи здоровьесбережения. Занятия черлидингом предполагают правильное физическое развитие,  и эмоциональное состояние соответствующее возрасту ребенка: дети овладевают комплексами упражнений, способствующих развитию дыхания, правильной  постановки корпуса, развиваются навыки регуляции, координации тела, крупной и мелкой моторики, силе, ловкости, растяжке. Также структура занятия предполагает смену разных видов деятельности для поддержания познавательной активности обучающихся, привитию трудолюбия, упорству в достижении результата, самостоятельности. Формирование представлений по теоретическим вопросам, а также основных практических умений и навыков проводится с использованием игровых форм взаимодействия педагога с обучающимися.

 

Цель программы:

            совершенствования навыков владения собственным телом, развития навыка координации,  способности к самовыражению через средства  основ чирлидинга, растяжки, и приобщение детей и подростков к высоким идеалам совершенства.

 

В ходе достижения цели программы решаются следующие задачи:

 

Обучающие:

-          Обучить базовым знаниям, умениям и навыкам чирлидинга, необходимых для достижения целей программы;

-          Углубить знания, умения и навыки владения собственным телом;

-          Обучить простейшей координации движений из 2х центров тела.

 

Развивающие:

-          Развивать выносливость, силу мышц, гибкость тела;

-          Развивать выявленные в ребенке потенциальные возможности, а также творческие и индивидуальные способности ребенка;

-          Развивать командную работу в коллективе, командный дух, чувство сплоченности и единения.

 

Воспитательные:

-          Формировать такие качества, как: трудолюбие, выносливость, терпение, собранность, старательность, толерантность;

-          Воспитывать  интерес к занятиям чирлидингом, художественный вкус, приобщение к истории и традициям;

-          Формировать культуру общения, толерантное отношение к другим детям и интересам коллектива.

 

Отличительные особенности программы

 

            Отличительной особенностью программы является комплексный подход к построению занятий. На каждом занятии органично сочетаются разные виды деятельности: общефизическая подготовка, упражнения на силу мышц, их растяжку, теоретическое сопровождение практических упражнений, показ элементов, для психологического и физического развития ребенка. Данные виды деятельности взаимно дополняют друг друга. Такой комплексный подход больше всего оправдан для детей школьного возраста и обеспечивает быстрое и всестороннее развитие физических и творческих способностей ребёнка. 

 

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы

 

            Программа предназначена для начального обучения основам чирлидинга детей 8-14 лет, выразивших желание научиться красиво двигаться.

 

Сроки реализации программы

 

Данная программа реализуется в течение 1-го учебного года. Итоговое количество часов составляет 72 часа в год.

 

Формы и режим занятий, применяемые в работе по реализации программы

 

Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного академического часа составляет 45 минут.

Основная форма работы с детьми – групповая (занятия, репетиции). Группы формируются по возрастному принципу, наполняемость групп - до 14 человек.

Дополнительные формы работы с детьми:

-          беседа, на которой излагаются теоретические сведения, иллюстрируемые примерами, наглядными пособиями;

-          практические занятия - дети осваивают базовые движения и элементы чирлидинга, растяжки, работа в коллективе на улучшение синхронности исполнения движений и номеров;

-          занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются номера, развиваются актерские способности детей;

-          заключительное занятие, завершающее обучение по программе «основы чирлидинга», – открытое занятие (проводится для самих детей, педагогов, гостей).

 

Условия набора. В коллектив принимаются все желающие дети, независимо от природных способностей и выраженной одаренности, по заявлению их родителей или их законных представителей, при наличии медицинской справки от педиатра. Дополнительный прием детей осуществляется в течении учебного года при наличии свободных мест, после собеседования, и определения возможности включения в программу.

 

            Важными принципами в реализации данной программы являются: доброжелательность и требовательность, доступная и дифференцированная подача изучаемого материала, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Родители могут присутствовать на занятиях (с согласия педагога), что позволяет им лучше узнать своих детей, увидеть проблемы и возможные упущения в вопросах воспитания, дает возможность обсуждать занятия, повторить пройденное на занятии, проявлять внимание и заинтересованность деятельностью ребенка. Педагог получает возможность более тесно сотрудничать с родителями.

 

Используемые методы  и приемы обучения:

-          наглядно – зрительный (показ элементов педагогом);

-          наглядно – зрительный (видеозаписи и картинки);

-          словесный (рассказ, беседа, художественное слово);

-          практический (показ приемов исполнения, импровизация);

-          частично – поисковый (проблемная ситуация – практика-рассуждение – верный ответ);

 

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:

-          формирование эстетического вкуса, любви  к культуре, спорту и искусству;

-          развития волевых навыков, высокой мотивации к достижению цели, упорства;

-          создание дружного коллектива;

-          взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.

 

Программа включает следующие разделы:

-        Общефизическая подготовка;

-        Техническая подготовка;

-        Теоретические сведения, терминология и история чирлидинга;

-        Рисунки и перестроения;

-        Основы акробатики и поддержек;

-        Наработка комбинаций.

 

Теоретические знания, получаемые на занятиях, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию логики движения и понимания профессиональной (специальной) терминологии.

Постоянная фронтальная работа со всей группой позволяет педагогу осуществлять беглый опрос всех детей на каждом занятии. Поведение, настроение и восприятие у детей дошкольного и младшего школьного возраста зависит от многих факторов, поэтому педагог вправе заменять темы и корректировать репертуар.

 

Ожидаемые результаты освоения образовательной программы.

 

В результате успешного освоения программы у обучающихся планируемые результаты можно представить как:

 

Личностные

-          способность к самореализации и самоконтролю;

-          умение концентрировать внимание, мышление, память и двигательную координацию;

-          формирование трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленной задачи;

-          повышения интереса к чирлидинговым событиям и участие в творческой жизни коллектива.

 

Метапредметные

-          способность работать не только индивидуально, но и в группах (коллективе), решать творческие задачи в сплочённом, детском коллективе;

-          оценивать достоинства и недостатки собственной работы;

-          ориентироваться в мире ценностей;

-          проявлять интерес к искусству, культуре и спорту.

 

Предметные

-          владение физическими навыками, необходимыми для отточенного и выразительного исполнения элементов и композиций;

-          совершенствование правильного физиологического дыхания, специальных положений и позиций, необходимых для правильного освоения программы по чирлидингу;

-          умение осознанно различать характер музыки, двигаться соответственно характеру музыки и синхронно вместе с другими детьми.

 

Обучающиеся, освоившие программу «Основы чирлидинга», должны знать:

-          Центры и ареалы тела;

-          Базовые термины чирлидинга;

-          Базовые положения чирлидинга.

Уметь:

-          координировать движения двух центров тела, вместе со сменой рисунка танца;

-          быть внимательными к указаниям педагога, понимать жесты;

-          выполнять элементы общей и технической подготовки, основы акробатики;

 

Способы проверки результатов освоения программы:

 

Для проверки результатов освоения программы «Основы чирлидинга» предполагается  входная, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

Цель аттестации – оценка успешности освоения обучающимися разделов программы.

Входной контроль проводится на первых занятиях. Прежде всего, изучается уровень мотивации ребенка, проверяются музыкальный слух, память, чувство ритма, гибкость, общефизическое состояние соответствующее возрасту ребенка. При поступлении детей в объединение проводится стартовая диагностика в форме просмотра, для определения уровня природного дарования и развития данных. Критериями являются наличие музыкального слуха, наличие минимального уровня координации, зрительная память.

Промежуточный контроль осуществляется в течение года и позволяет выявлять уровень освоения разделов и тем общеразвивающей программы.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в середине учебного года.

Формы проведения промежуточной аттестации:

-   наблюдение;

-   устный опрос по теории;

-   анкетирование;

-   открытое занятие;

-   личные достижения.

 

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.

Итоговая аттестация проходит в форме практического зачета и устного опроса по теории, либо в форме открытого занятия.

­­­­­

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы:

заключительное занятие, завершающее обучение по данной программе, – открытое занятие или концерт (проводится для самих детей, педагогов, гостей).

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

Название разделов, тем

Количество часов

по каждой теме

 

Итого

теоретические занятия

практические занятия

1.      1

Организационное занятие.

Инструктаж по технике безопасности (вводный, первичный).

Первые танцевальные впечатления.

 

2

 

1

 

3

2.      3

Общефизическая подготовка

0

10

10

3.       

Техническая подготовка

0

11

11

4.      5

Беседы о теории и истории чирлидинга, терминология чирлидинга

3

1

4

5.      6

Рисунки и перестроения

2

4

6

6.      7

Основы акробатики и поддержек

1

9

10

7.       

Наработка комбинаций

0

6

6

8.      8

Работа над репертуаром

0

18

18

9.      9

Открытые занятия

0

2

2

10.  1

Концертная деятельность

1

1

2

 

ИТОГО

9

63

72

 

 

Содержание программы:

 

1.      Организационное занятие (3 ч.)

Теория (2 ч.) Организационные вопросы. Вводный, первичный и повторный инструктаж по ТБ. Знакомство с режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены. Ознакомление с планом работы.

Практика (1 ч.) Входное тестирование.

 

2.      Общефизическая подготовка (10 ч.)

Практика (10 ч.) - Работа, направленная на развитие и улучшение общей физической формы, выносливости, исполнению специальных физических элементов и упражнений в чирлидинге. 

3.      Техническая подготовка (11 ч.)

Практика (11 ч.) Изучение базовых положений и движений рук в чирлидинге: база, клэп, руки на бедра, хай ви, лоу ви, «Т», ломанное «Т», тачдаун, нижний тачдаун, панч, кинжалы, диагональ, L-позиция, К-позиция. Изучение прыжков в чирлидинге. Изучение движений корпуса в чирлидинге. Изучение движений ног в чирлидинге.

 

4.      Теория и терминология чирлидинга (4 ч.)

Теория (3 ч.) – Знакомство с историей возникновения и развития чирлидинга. Термины, используемые на занятиях чирлидингом.

Практика (1 ч.) – Устный опрос и практическое закрепление знания терминологии во время проведения занятия.

 

5.      Рисунки и перестроения (6 ч.)

Теория (2 ч.) - Знакомство с разновидностями рисунков, их значением в чирлидинге.

Практика (4 ч.) – Практическая работа над различными разновидностями рисунков, варианты перестроения между ними.

 

6.      Основы акробатики и поддержек (10 ч.)

Теория (1 ч.) - Беседа о технике безопасности при изучении и исполнении акробатических элементов и поддержек.

Практика (9 ч.) - Подготовка, изучение и наработка акробатических элементов и поддержек в чирлидинге.

 

7.      Наработка комбинаций (6 ч.)

Практика (6 ч.) - практическая наработка чирлидинговых комбинаций с применением координации, со сменой ритмического рисунка, со сменой ракурса, со сменой уровня, со сменой рисунков.

 

8.      Работа над репертуаром (18 ч.)

Практика (18 ч.) – разучивание произведений: работа над перемещениями, работа над техникой выполнения элементов и комбинаций, работа над синхронностью и эмоциональностью исполнения.

 

9.      Открытое занятие (2 ч.)

Практика (2 ч.) – исполнение разученных произведений.

 

10.  Концертная деятельность (2 ч.)

Теория (1 ч.) Анализ концертной деятельности.

Практика (1 ч.) Участие в концертах.

 

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

 

Наглядный материал:

-          Показ материала;

-          Музыкальные произведения в CD записи;

-          Видеоматериалы концертной деятельности;

 

Работа с родителями:

-          Консультации для родителей;

-          Концерты, игровые праздники;

-          Участие родителей в подготовке и проведении выступлений, праздничных мероприятий, открытых занятий, отчётных концертов;

 

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:

 

Методы формирования сознания обучающегося:

-          Показ;

-          Объяснение;

-          Инструктаж;

-          Разъяснение;

Методы формирования деятельности и поведения обучающегося:

-          Самостоятельная работа;

-          Просмотр видеозаписей с чирлидинговыми номерами;

Методы стимулирования познания и деятельности:

-          Поощрение;

-          Контроль;

-          Самоконтроль;

-          Оценка;

-          Самооценка;

-          Одобрение словом;

Методы поощрения:

-          Благодарность;

-          Благодарственное письмо родителям;

-          Устное одобрение;

Коррекционные методы:

-          Проговаривание отдельных элементов, терминологии, методики их исполнения;

-          Работа над техникой исполнения, чистотой исполнения, синхронностью исполнения в коллективе.

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

Для успешной реализации программы необходимо наличие танцевального зала, возможности проведения занятий в актовом зале, а также наличие:

-          музыкальной аппаратуры;

-          станков;

-          зеркал;

-          Помпонов.

 

Оценочные материалы

 

В конце учебного года обучающиеся оцениваются по следующим критериям:

1)      грамотность выполнения общефизических и технических элементов, комбинаций;

2)      выразительность, осознанность исполнения;

3)      прилежание, работоспособность, дисциплинированность, активность на занятиях;

4)      уровень освоения теоретического материала.

В соответствии с указанными критериями выделены три уровня освоения обучающимися образовательной программы: высокий, достаточный, низкий.

 

Диагностика:

 

Вводная диагностика:

Цель: выявление уровня физического, музыкального развития ребенка, уровень координации движений.

Задачи: выявить уровень развития специальных физических данных: балетный шаг, гибкость тела, прыжок, координация движений, музыкальный слух и уровень творческого развития.

Форма диагностики: индивидуальное тестирование.

Для прослеживания индивидуального развития каждого обучающегося ребенок совместно с родителями начинает заполнять «Портфолио», где фиксирует свои успехи (Приложение  4).

 

  1. Тест «Уровень физических данных» (физическое развитие)

 

  • Балетный шаг.

Ребенок становится боком к станку, держась за него одной рукой. Из I позиции работающую ногу, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъёмом поднимают в сторону, до той высоты, до какой позволяет это делать бедро. Норма выше 90 градусов.

 

  • Гибкость тела.

Ребенка поставить так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Ребенок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно подстраховать, придерживая за руки. При прогибе вперёд ребёнок должен медленно наклонить корпус, сильно вытянув позвоночник, стараясь достать животом, грудью и головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперед

 

  • Прыжок.

Проверяется высота прыжка в свободном положении ног с предварительным коротким приседанием. Прыжки выполняются несколько раз подряд.

 

  • Координация движений.

Попросить ребенка повторить комбинацию на координацию рук и ног (на 4 счета).

 

  1. Тест «Уровень творческого развития»

Музыкальный слух.

Попросить ребенка повторить ритмический рисунок за педагогом. Педагог молча хлопает в ладоши какой-нибудь ритм, примерно 5-7 секунд, ребенок старается воспроизвести этот ритм как можно точнее, выдерживая все паузы и длительность. Повторить так 3 раза, постепенно усложняя рисунок.

 

Воображение.

            Попросить ребенка сказать свое имя одновременно с исполнением какого-либо движения. Повторить 2-3 раза, движения каждый раз придумывать разные.

 

Оценочный лист обучающегося

Вводная диагностика

Ф.И.О._____________________________________________________________________________

Дата ___________________

Физическое развитие

Балетный шаг:

 

 

 

Гибкость тела:

 

 

 

Сила мышц (ног):

 

 

 

Прыжок:

 

 

 

Координация движений:

 

 

 

Творческое развитие.

Музыкальный слух:

 

 

 

Воображение:

 

 

 

Всего баллов: ___________/21.

 

Критерии оценки

Оптимальный уровень (3 балла):

-          балетный шаг выше 90 градусов;

-          легкий, высокий прыжок с приземлением на полупальцы;

-          безошибочно выполняет упражнения на координацию;

-          безошибочно повторяет сложный ритмический рисунок;

-          не вызывает затруднений выполнение задание для проверки воображения, движения придумывает быстро, соответствующее по длительности произнесения имени, движения каждый раз абсолютно новые и технически интересные и сложные. Найденное решение соответствует поставленной задаче, выдает полностью самостоятельный творческий продукт.

Хороший уровень (2 балла):

-          балетный шаг 70 – 80 градусов;

-          прыжок с приземлением на полупальцы;

-          выполняет упражнение на координацию со второй попытки;

-          безошибочно повторяет 2 ритмических рисунка;

-          выполнение задания для проверки воображения, воспринимает сначала как трудное, но после подсказки педагога выдает творческий продукт, при этом эмоционален, артистичен.

Допустимый уровень (1 балл):

-          балетный шаг ниже 70 градусов;

-          прыжок низкий с приземлением на всю стопу;

-          выполняет упражнения на координацию после нескольких попыток;

-          неуверенно повторяет ритмический рисунок, допускает ошибки.

-          для выполнения задания для проверки воображения требуется время для подготовки: малоэмоционален, движения повторяются, технически простые и не музыкальны.

 

Оценка уровня физических данных и творческого развития обучающихся

Оптимальный уровень – более 17 баллов;

Хороший уровень - 11 – 16 баллов;

Допустимый уровень – до 10 баллов.

 

Промежуточная диагностика.

Цель: проверить уровень знаний и умений обучающихся, динамику их творческого развития за полугодие.

Задачи: формировать навыки работы в команде, развивать координацию движений, логическое мышление.

Форма диагностики: занятие.

Все комбинации и задания, используемые на занятии, проучены заранее.

Ход: Дети входят в зал. Построение. Поклон.

Разминка  (на месте): разминка и растяжка стопы, «пружинка» по 6 позиции, degage (перенос веса тела с одной ноги на другую через demi-plie по 2 позиции), наклоны и круговые движения головой, плечами, наклоны вперед и прогиб назад по 2 свободной позиции, вертикальная «складочка» (по 6 и 1 позициям), наклон корпуса вперед с одновременным броском ноги назад (упор на опорную ногу и руки); повторение базовых элементов черлидинга: база, руки на бедрах, клэп, хай ви, лоу ви, «Т», ломанное «Т», тачдаун, нижний тачдаун, панч, кинжалы, диагональ, L-позиция.

Разминка (по кругу): шаг с носка, шаг на п/п, шаг с пятки, шаг с высоким поднятием колена, бег с захлестыванием голени назад, переменный шаг, боковой галоп, подскоки.

Растяжка у станка: деми-плие на опорной ноге, рабочая на станке, релеве на опорной ноге, комбинация плие-релеве опорной ногой, рабочая на станке, подъем рабочей ноги выше станка, прогиб назад, рабочая нога на станке, наклон к рабочей и опорной ноге, рабочая нога на станке, растяжка в продольный и прямой шпагат.

Кросс: (упражнения на середине в продвижении) гранд батман вперед, гранд батман в сторону, шаг купе с точкой рабочей ноги в положении параллельного пассе, тур шане, прыжки с натяжением носков в пол, прыжки с подгибанием ног под себя, прыжки с раскрытием ног в стороны, комбинированные прыжки, броски разноименных ног вперед-назад (по типу шпагата), наклон корпуса вперед с одновременным броском ноги назад, колесо. Упражнения на середине (на месте): работа корпуса в черлидинге: пульсирующие и круговые движения грудной клеткой, сгибы корпуса, горизонтальное смещение грудной клетки, волны и их производные, сжатие и раскрытие корпуса; изучение движений рук: точки (поинт), ролл акшн (круговые), свинговые (маховые) движения, хлопки (клэп); шаги в чирлидинге (v-шаги, шаг-коробочка и др.), бег, выпады, марш, шассе, слайд, кик (удар); повороты: спин (осевые) и тёрн (на шагах), повороты с изменением уровня (спиральные повороты); чир-прыжки: стредл, абстракт, так, хёрки. Выполнение комбинаций на координацию под музыкальное сопровождение индивидуально и коллективно (возможно частями группы).

 

Оценочный лист

Промежуточная диагностика

Ф.И.О.___________________________________________________________

Дата ______________________

 

Оптимальный: 3 балла, Хороший: 2 балла, Допустимый: 1 балл.

 

Физическое развитие

 

Балетный шаг:

 

 

 

Гибкость тела:

 

 

 

Сила мышц (ног):

 

 

 

Прыжок:

 

 

 

Координация движений:

 

 

 

Творческое развитие

Музыкальный слух:

 

 

 

Уровень освоения программы

Ориентация в пространстве:

 

 

 

Дыхание при движении:

 

 

 

Танцевальные этюды:

 

Всего баллов _______________________/ 27.

 

Критерии оценки.

Оптимальный уровень (3 балла):

-          ярко выражено развитие специальных физических данных (для обучающихся хорошего и допустимого уровня знаний, умений по результатам вводного контроля);

-          ярко выраженный рост некоторых физических данных (легкость и высота прыжка, координация движений, музыкальный слух) - для обучающихся с оптимальным уровнем физического развития;

-          импровизационные и имитационные движения выполняет музыкально верно и оригинально;

-          легко перевоплощается, эмоционален;

-          ранее выученные комбинации выполняет без ошибок;

-          легко ориентируется в пространстве;

-          легко координирует движения двух центров тела;

-          дыхание во время движения правильное.

Хороший уровень (2 балла):

-          развитие физических данных не значительно (для обучающихся хорошего и допустимого уровня знаний, умений по результатам вводного контроля);

-          нет роста некоторых физических данных (легкость и высота прыжка, координация движений, музыкальный слух) - для обучающихся с оптимальным уровнем физического развития;

-          эмоционален, вживается в образ;

-          импровизационные и имитационные движения выполняет музыкально верно, но нет оригинальности;

-          перевоплощается, повторяя движения за кем-либо;

-          в ранее выученных комбинациях допускает 1-2 ошибки;

-          ориентируется в пространстве, допуская паузы;

-          при выполнении координации допускает больше 2 ошибок, исправляется;

-          дыхание во время движения правильное, но иногда требуется напоминание педагога.

Допустимый уровень (1 балл):

-          развитие физических данных отсутствует;

-          мало эмоционален;

-          не импровизирует, имитационные движения носят репродуктивный характер;

-          в коллективном исполнение допускает более 2 ошибок;

-          плохо ориентируется в зале;

-          координация двух центров тела дается с трудом, теряется скорость исполнения элементов, путается, допускает больше 4 ошибок, не исправляется;

-          дыхание «через рот», правильное дыхание только при напоминаниях педагога.

 

Оценка уровня знаний, умений обучающихся.

Оптимальный уровень: более 23 баллов;

Хороший уровень:15 - 22 баллов;

Допустимый уровень: до 15 баллов.

 

Итоговая диагностика

Цель: проверить уровень знаний, умений, навыков по итогам обучения за год, выявить уровень физического и творческого развития.

Форма диагностики: открытое занятие.

Все комбинации и задания, используемые на занятии, проучены заранее.

Ход: Дети входят в зал. Построение. Поклон.

Разминка  (на месте): разминка и растяжка стопы, «пружинка» по 6 позиции, degage (перенос веса тела с одной ноги на другую через demi-plie по 2 позиции), наклоны и круговые движения головой, плечами, наклоны вперед и прогиб назад по 2 свободной позиции, вертикальная «складочка» (по 6 и 1 позициям), наклон корпуса вперед с одновременным броском ноги назад (упор на опорную ногу и руки); повторение базовых элементов черлидинга: база, руки на бедрах, клэп, хай ви, лоу ви, «Т», ломанное «Т», тачдаун, нижний тачдаун, панч, кинжалы, диагональ, L-позиция.

Разминка (по кругу): шаг с носка, шаг на п/п, шаг с пятки, шаг с высоким поднятием колена, бег с захлестыванием голени назад, переменный шаг, боковой галоп, подскоки.

Растяжка у станка: деми-плие на опорной ноге, рабочая на станке, релеве на опорной ноге, комбинация плие-релеве опорной ногой, рабочая на станке, подъем рабочей ноги выше станка, прогиб назад, рабочая нога на станке, наклон к рабочей и опорной ноге, рабочая нога на станке, растяжка в продольный и прямой шпагат.

Кросс: (упражнения на середине в продвижении) гранд батман вперед, гранд батман в сторону, шаг купе с точкой рабочей ноги в положении параллельного пассе, тур шане, прыжки с натяжением носков в пол, прыжки с подгибанием ног под себя, прыжки с раскрытием ног в стороны, комбинированные прыжки, броски разноименных ног вперед-назад (по типу шпагата), наклон корпуса вперед с одновременным броском ноги назад, колесо. Упражнения на середине (на месте): работа корпуса в черлидинге: пульсирующие и круговые движения грудной клеткой, сгибы корпуса, горизонтальное смещение грудной клетки, волны и их производные, сжатие и раскрытие корпуса; изучение движений рук: точки (поинт), ролл акшн (круговые), свинговые (маховые) движения, хлопки (клэп); шаги в чирлидинге (v-шаги, шаг-коробочка и др.), бег, выпады, марш, шассе, слайд, кик (удар); повороты: спин (осевые) и тёрн (на шагах), повороты с изменением уровня (спиральные повороты); чир-прыжки:  стредл, абстракт, так, хёрки, той тач, пайк. Выполнение комбинаций на координацию под музыкальное сопровождение индивидуально и коллективно (возможно частями группы). Исполнение разученных номеров.

 

Оценочный лист

Итоговая диагностика

Ф.И.О.____________________________________________________________________

Дата _________________

 

Оптимальный: 3 балла, Хороший: 2 балла, Допустимый: 1 балл.

 

Физическое развитие

Балетный шаг:

 

 

 

Гибкость тела:

 

 

 

Сила мышц (ног):

 

 

 

Прыжок:

 

 

 

Координация движений:

 

 

 

Творческое развитие

Музыкальный слух:

 

 

 

Эмоциональность:

 

 

 

Уровень освоения программы

Ориентация в пространстве:

 

 

 

Дыхание при движении:

 

 

 

Танцевальные комбинации:

 

 

 

Всего баллов: ________________/30.

Критерии оценки

Оптимальный уровень (3 балла):

-          ярко выражено развитие специальных физических данных (для обучающихся хорошего и допустимого уровня знаний, умений по результатам промежуточной диагностики);

-          максимально использует свои физические возможности (балетный шаг, прыжок), выполняя круговую разминку;

-          ярко выраженное развитие гибкости тела;

-          безошибочно выполняет упражнения на координацию движений;

-          соблюдает позиции рук, ног; постановка корпуса правильная;

-          движения выполняет музыкально верно, начинает движение после прослушивания вступления;

-          эмоционален и артистичен при выполнении танцевальных комбинаций;

-          легко перевоплощается в образ; импровизационные и имитационные движения выполняет оригинально;

-          ранее выученные комбинации выполняет без ошибок;

-          легко ориентируется в пространстве;

-          дыхание во время движения правильное.

Хороший уровень (2 балла):

-          развитие физических данных не значительно (для обучающихся хорошего и допустимого уровня знаний, умений по результатам промежуточной диагностики);

-          использует свои физические данные (легкость и высота прыжка, координация движений, музыкальный слух) не в полной мере (для обучающихся с оптимальным уровнем физического развития по результатам промежуточной диагностики);

-          наблюдается развитие гибкости тела;

-          допускает, но тут же исправляет 1-2 ошибки в упражнениях на координацию;

-          верное положение корпуса, но не всегда соблюдает позиции рук, ног;

-          движения выполняет музыкально верно, но иногда торопится, не слушая вступление;

-          малоэмоционален, напряжен, сосредоточен на правильности выполнения движений;

-          перевоплощается в образ; импровизационные и имитационные движения выполняет музыкально верно, но нет оригинальности;

-          в ранее выученных комбинациях допускает 1-2 ошибки;

-          ориентируется в пространстве, допуская паузы, либо нарушая установленные линии (границы) перехода между рисунками;

-          дыхание во время движения правильное, но иногда требуется напоминание педагога.

Допустимый уровень (1 балл):

-          развитие физических данных отсутствует;

-          мало эмоционален; стеснителен;

-          с трудом перевоплощается в образ, не импровизирует, имитационные движения повторяет за другими детьми;

-          начинает движение с вступления;

-          часто допускает ошибки в постановке корпуса, не соблюдает позиции рук, ног;

-          в коллективном исполнение путается, допускает ошибки;

-          при выполнении комбинаций на координацию двух центров, теряет скорость исполнения движений, выполняет движения только одним центром тела, забывая про второй, допускает ошибки;

-          плохо ориентируется в зале, при перестроениях допускает столкновения;

-          дыхание «через рот», правильное дыхание только при напоминаниях педагога.

 

Оценка уровня знаний, умений обучающихся.

Оптимальный уровень: более 25 баллов;

Хороший уровень: 16 - 24 баллов;

Допустимый уровень: до 16 баллов.

 

Список литературы для педагога:

 

  1. Азаров Ю. «100 тайн детского творчества».- М., 1996.
  2. Андерсон Б., Андерсон Дж. (илл.), «Растяжка для каждого», пер. с англ. О. Г. Белошеев, ООО «Поппури», 2002.
  3. Барышникова Т. «Азбука хореографии». – СПб.: 2006.
  4. Белова В.В. «Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования».- М., 2002.
  5. Белова В.В., Кульпедина М.Е. «Дополнительное образование: требования к его содержанию».- М., 2001.
  6. Васенина Е. «Российский современный танец. Диалоги» - М.: Emergency Exit, 2004.
  7. Вашкевич Н. «История хореографии всех веков и народов», - М., Кнебель, 1908.
  8. Есаулов И. Г. «Устойчивость и координация в хореографии», методическое пособие, издательство Удмуртского университета, 1992.
  9. Как стать первоклассным тренером по черлидингу, Линда Рэ Чеппел «Патриот»,
  10. Ключ к успеху. Сборник № 10.- авторские программы педагогов дополнительного образования. - М., 2002.
  11. Коркин В. П.  «Акробатика».— М.: Физкультура и спорт, 1983.
  12. Коркин В. П.  Акробатика.— М.: Физкультура и спорт, 1983
  13. Лопанова Е.В., Т.Б.Рабочих. Организация педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей. - Омск, 2005.
  14. Методическая работа. — Кондопога, 2007.
  15. Методическое пособие «Черлидинг. Как подготовить команду», Москва, 2008 г.

Москва, 2004 г.)

  1. Никитин В. Ю. «Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника». – М.: Изд. Дом «Один из лучших», 2004.
  2. Носкова С.А. Методические рекомендации по формированию специфических индивидуальных качеств "cheerleaders" - групп поддержки спортивных команд. Метод. пос. для педагогов-инструкторов и тренеров.- М.: МГСА, 2001.
  3. Полятков С. С. «Основы современного танца». – Ростов – на – Дону.: «Феникс», 2005.
  4. Сингина Н.Ф., Кокоулин А.Н. Черлидинг. Теория и методика спортивной тренировки. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта.,2007
  5. Твердовская С.В, Краснова Г.В. Черлидинг для обучающихся общеобразовательных школ, ДЮЦ и ДЮСШ, Омск., 2005.        
  6. Уральская В. И. «Рождение танца» – М., Сов. Росиия, 1982.
  7. Хавилер Дж. С. «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки», издательство «Новое слово», 2004.
  8. Шипилина И. А. Хореография в спорте, Феникс, Ростов на Дону, 2004.

 

Список полезных интернет – ресурсов

 

  1. www.Iroski.ru – Институт развития образования в области культуры и искусства.
  2. www.gallery.balletmusic.ru – Виртуальная галерея «Танец от древнейших времен до наших дней.
  3. www.horeograf.com – Все для хореографов.
  4. www.Window.edu.ru  – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
  5. www.uchmet.ru – учебно-методический портал.
  6. http://culture.ru – портал культурного наследия России.
  7. www.muscult.ru – единая информационная система: «Музыка и культура».
  8. http://cheerleading.ru/ - Федерация Чир спорта РФ.
  9. Электронно-библиотечная система (ЭБС) - http://biblioclub.ru

 

Список литературы для детей

1.      Вихрева Н. А. «Классический танец для начинающих» - М.: Театралис, 2004.

2.      Пасютинская В. М. «Волшебный мир танца: книга для учащихся». М.: Просвещение, 1985.

3.      Усова О. В. «Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр Танца» – Екатеринбург, 2001.

 

Приложения

 

БЕСЕДА: «Терминология в чирлидинге»

Сегодня мы ознакомимся с терминами в чирлидинге, с помощью которых профессиональные танцоры и хореографы общаются друг с другом в процессе подготовки и в процессе постановки танцевальных номеров. Знание терминологии облегчает и упрощает процесс работы, потому что с ее помощью можно сократить количество сказанных слов без потери четкости понимания поставленной задачи.

Мы начнем с терминов, для обозначения танцора. Это:

-  En face – (ан фас) – положение лицом к зрителю (или к зеркалу);

-  Epaulement (эпольман) – положение по диагонали к зрителю (в угол зала);

-  В профиль – положение тела боком к зрителю;

-  Опорная нога – та нога, на которой стоит танцор, и весь его вес расположен полностью на ней;

-  Рабочая нога – нога, освобожденная от веса тела танцора

-  Passe (пассе) – положение носка рабочей ноги у колена опорной ноги;

 

Части занятия:

-                     Разогрев (разминка);

-                     Растяжка;

-                     Кросс – работа на середине зала в продвижении (шаги, прыжки, вращения, комбинации);

-                     Allegro (аллегро) – прыжковая часть занятия.

 

Уровни  - расположение тела танцора относительно пола (по вертикали). Центром тела является пелвис – таз.

-                      

Терминология, используемая в чирлидинге:

-          Акробатика (Tumbling)–колесо, сальто и другие гимнастические элементы, выполняемые на полу.

-          База (Base) – спортсмен, обеспечивающий основную поддержку маунтера/флайера.

-          Высота(Height) – количество человеческих ростов в пирамиде (станте):

-          1 высота - рост одного человека, стоящего прямо;

-          0.5 высоты – половина роста человека;

-          По мере возрастания размерность пирамиды (станта) определяется 1.5, 2, 2.5 высоты.

-          Групповые станты (Group Stunt) – название номинации, в которой участвует 5 спортсменов (1 стант) женского пола.

-          Групповые смешанные станты (Group Stunt-Mixed) - название номинации, в которой участвует 5 спортсменов (1 стант), хотя бы один из которых мужского пола.

-          Кетчер (Catcher) – спортсмен, отвечающий за прием спускающегося флайера.

-          Кредл (Cradle) - способ приёма флайера базами в открытой V позиции.

-          Либерти (Liberty) – положение флайера в станте (флайер стоит на одной ноге)

-          Лип (Leap) –– прыжок в шпагат (обязательный элемент программы в номинации «Чир-Данс»).

-          Маунтер (Mounter) – спортсмен, занимающий второй уровень пирамиды между базой и флайером, не имеющий контакта с соревновательной поверхностью.

-          Медвежий захват (Bear Hug) – способ приема флайера прямым (вертикальным) спуском;

-          Основная база (Main Base) – спортсмен, удерживающий вес напрямую и находящийся в контакте с соревновательной поверхностью.

-          Партнерский стант - поддержка с подъемом или выбросом одного флайера с одиночной базы.

-          Переходный стант (Transitional stunt) – Движения, направленные на переход от одного станта к другому. Высота/уровень переходного станта могут на очень короткое время превышать допустимые правилами нормы.

-          Пирамида (Pyramid) – соединенные или пытающиеся соединиться станты:

o   - поддержка более одного флайера;

o   - любой подъем в 3 уровня.

-          Пируэт (Pirouette) –– вращение на одной ноге (обязательный элемент программы в номинации «Чир -Данс»).

-          Помпоны (Pom-pons) – атрибут/аксессуар в черлидинге

-          Поп ап (Pop-up) – способ спуска, при котором базы с силой выталкивают флайера руками.

-          Попдаун (Pop-down) – способ спуска, при котором флайер освобождается от контакта с базами и опускается прямо на пол.

-          Риппл – одно и то же движение, выполняемое одним человеком или одной линией, следуемое сразу же за выполнением этого же движения другим человеком или линией.

-          Споттер (Spotter) – страхующий, отвечающий за безопасность зоны «голова-плечи», может помогать контролировать стант/пирамиду, но не должен обеспечивать основную поддержку станта или пирамиды; должен поддерживать постоянный визуальный контакт с флайером и отвечать за его безопасный спуск.

-          Спуск (Dismount) – сход со стационарного станта/пирамиды на пол или на пол через кредл.

-          Стант (Stunt) – поддержка, максимально в два уровня с подъемом одного флайера или баскет тосс;

-          Станты в чир-дансе - любое движение, при котором вес тела спортсмена поддерживается другим спортсменом, при этом нога/ноги первого спортсмена не касаются земли.

-          Той флип (Toe flip) – стант или способ подъема, при котором одна или несколько баз используют руки как платформу для захода, чтобы выбросить флайера в воздух, при этом флайер делает сальтовые движения.

-          Той питч (Toe pitch) - способ подъема, при котором одна или несколько баз используют руки как платформу для захода, чтобы выбросить флайера вверх; используется в партнерских стантах или пирамидах.

-          Тосс (Toss) – выброс одного из членов команды вертикально вверх, не включает спусков типа «поп-ап».

-          Флайер (Flyer/Top person) – спортсмен, не имеющий контакта с соревновательной поверхностью (полом).

-          Чант (Chant) – повторяющееся слово или фраза, которую используют для привлечения зрителей к участию в программе

-          Чир-Данс (Cheer Dance) – 1. название номинации, в которой не используются такие элементы как:

-          чиры, чанты, станты, пирамиды, акробатика, средства агитации; 2. короткий хореографический блок (обязательный элемент программ «Чир», «Чир-Микс» и «Чир-Данс»)

-          Чир-Микс (Cheer-Mixed) - название номинации, в составе которой есть хотя бы один участник мужского пола.

 

Движения корпуса:

-          Базовое положение – руки вытянуты строго вниз, ладони прижаты к ногам, ноги вместе (по 6 позиции);

-          Pulse – пульсирующие движения, в основном грудной клеткой;

-          Bendingсгиб корпуса;

-          Dislodgeгоризонтальное смещение корпуса;

-          Waves – волны телом и их производные;

-          Heart beat – одинарный, двойной или тройной резкий удар грудной клеткой, наподобие сердечного удара;

-          Contractionсжатие;

-          Releaseраскрытие;

Движения рук:

-          Point – точка;

-          Roll action – круговые движения;

-          Swing actionмаховые, или свинговые движения;

-          Claps – хлопки;

-          Руки на бедрах – кулаки на бедрах;

-          Low V - В-образное положение рук вниз;

-          High VВ-образное положение рук наверх;

-          «К» (правое) – правая рука - High V, левая рука – по диагонали (вправо) - Low V;

-          «Т» – руки вытянуты в стороны на уровне плеч;

-          Ломанное Т – руки вытянуты в стороны на уровне плеч с согнутыми локтями;

-          Тачдаун – руки вытянуты наверх параллельно друг другу, собранные кулаки;

-          Нижний тачдаун – руки опущены вниз параллельно друг другу;

-          Верхний панч – правая рука вытянута вертикально вверх, левая кулаком на бедрах;

-          Кинжалы – руки согнуты в локтях, локти вниз, кулаки на уровне плеч, большие пальцы смотрят внутрь;

-          Диагональ: правая – когда правая рука High V, а левая - Low V. Левая диагональ – когда левая рука High V, а правая Low V;

-          L-позиция – одна рука наверху (панч), другая – Т. Когда правая рука в панч, а левая – Т – это левая Л-позиция; когда левая рука в панч, а правая – Т – это правая Л-позиция (ориентироваться на открытое плечо).

Движения ног:

-          Stepsшаг (с полным переносом веса тела);

-          Part pressure stepsс частичным переносом веса тела;

-          Walk – ходьба;

-          Run – бег;

-          Chasse – шассе;

-          March – марш;

-          Slide – слайд;

-          Kick – удар;

-          Box steps – шаги коробочка;

-          V-stepsв образные шаги (в диагональ и обратно в исходное положение);

-           Tombe – выпад;

Повороты:

-          Spin – группа осевых поворотов;

-          Turn – повороты на шагах;

Прыжки:

-          HopВыпрыгивание вертикально вверх;

-          Lip с продвижением;

-          Перепрыгивание с ноги на ногу;

-          На одной ноге (правой или левой);

-          На двух ногах;

-          С поворотом (тур);

-          В сочетании с танцевальными движениями;

-          С прогибом назад;

Чир-прыжки (по мере усложнения):

-          Стредл – прыжок с раскрытием ног в стороны;

-          Абстракт – одна нога перед корпусом, согнута в колене во внешнюю сторону, вторая согнута сзади, колено направлено во внешнюю сторону;

-          Так – прыжок в группировку (колени прижимаются к груди);

-          Хёрки – одна нога прямая, поднято в сторону, вторая нога направлена назад, колено согнуто, направленно на внешнюю сторону;

-          Хедлер – (барьерист) – одна нога прямая поднята вверх как можно выше, вторая – согнута, колено направлено вниз;

-          Двойная девятка – одна нога поднята, колено согнуто во внешнюю сторону, вторая нога прямая, поднята параллельна полу, руки повторяют движение ног изображая девятку;

-          Той тач – прямые ноги подняты в сторону как можно выше (до рук), руки в стороны, колени направлены вверх;

-          Пайк – прямые соединенные вместе ноги подняты вперед параллельно полу;

-          Вокруг света – сначала исполняется пайк, затем в верхней точке ноги раскрываются на той тач, и приземление происходит в положение базы (на обе ноги, руки прижаты вниз к ногам). Движение рук повторяет движение ног.

 

Акробатика:

-          Полу- и полный шпагат (продольный и прямой);

-          Кувырки (через голову);

-          Перевороты;

-          Стойки;

-          Поддержки, пирамиды;

-          Мост;

-          Колесо.

 

Вот все термины, с которыми мы должны ознакомиться, с основными из них, которые мы будем использовать на наших занятиях, и с помощью которых мы будем общаться с вами для более быстрого понимания друг друга мы будем запоминать на практических занятиях по терминологии в чирлидинге.

 

БЕСЕДА: «История появления и развития чирлидинга»

 

Согласно легенде, первое подобие чирлидинга появилось во время американского матча по футболу, когда местные мальчишки, чтобы поддержать любимую команду, начали громко кричать ободряющие лозунги, размахивая при этом охапками сена. Так они не только подняли настроение самим игрокам, но и привлекли внимание остальных болельщиков. Постепенно задачи для чирлидеров начали все больше и больше усложняться.

В Древней Греции зрители активно поддерживали бегунов во время Олимпийских игр. В 1860-ые годы в студенческой среде в Великобритании стало модным подбадривать спортсменов во время соревнований, и вскоре это веяние распространилось и в Соединенных Штатах. Первый клуб групп поддержки был организован в Нью Джерси в Принстонском Университете в 1865 году, там же прозвучала и первая кричалка. Говорят, на одной футбольной игре в Принстоне Томас Пиблер собрал шесть человек, которые выстроились перед трибунами со студентами и в течение всей игры скандировали кричалки, побуждая остальных зрителей болеть за любимую команду.

Но годом зарождения чирлидинга принято все, же считать 1898. В этом году у футбольной команды Миннесотского Университета сезон явно не складывался. И тогда один из самых инициативных фанатов решил пожаловаться в the Ariel. В своем Официальном Письме Университета Миннесоты он писал: «Все кричали: Держитесь, не падайте духом, и мы победим!» и «Говорю вам, дайте нам группу поддержки, и нас нельзя будет сломить».

Все единодушно решили, что что-то надо было делать, и перед игрой с Мэдисон Висконсин в Университете Миннесоты состоялось собрание, на котором присутствовали студенты со всех факультетов. Один из присутствующих там университетских профессоров выдвинул блестящий научный тезис в пользу зрительской поддержки спортсменов на соревнованиях. Он утверждал, что стимул нескольких сотен студентов фокусируется на положительной энергии, которая направляется на команду и помогает ей одержать победу. Его заключительной репликой была: «Идем в Мэдисон! Идем в Мэдисон! Применим закон положительных стимулов!»

Состоялась игра, но, вопреки всем ожиданиям, команду Гоферс разгромили со счетом 28-0. Неужели такая поддержка не сработала? Нужно было придумать что-то еще, и тогда появился Джек Кемпбелл, студент первого курса медицинского факультета. Именно его можно назвать первым чирлидером. Джек объяснил, что кто-то должен руководить скандированием, и кричалки должны быть разнообразными, не просто «С ним все ок!» или «С ними все ок!». Поэтому на следующей игре под руководством Кемпбелла зрители скандировали кричалку, которая впоследствии вошла в историю.

Таким образом, в Соединенных Штатах зародился чирлидинг. Верьте или нет, но вначале чирлидинг был более популярен среди мужчин. Однако, когда в связи со 2-ой Мировой войной на фронт ушло воевать огромное количество мужчин, ситуация резко изменилась, теперь более 90% чирлидеров составляли женщины.

В 1920 году чирлидинг пополнился двумя нововведениями: барабаны и дудки. С ростом популярности футбола росла и популярность чирлидинга.

Активное участие в чирлидинге женщин началось в 20-х годах прошлого столетия. В Университете Миннесоты чирлидеры ввели в свои программы элементы гимнастики и прыжки, а идея отводить специальный сектор для чирлидеров принадлежит Линдли Ботвеллу из Университета Штата Орегон. В 30-ые годы в университетах и колледжах стали активно использовать помпоны, атрибут, который и по сей день является визитной карточкой чирлидинга. В 40-ые годы, когда большинство мужчин ушли воевать, женщины не только стали больше работать в тылу, но и начали активно создавать команды по чирлидингу. Именно тогда чирлидинг стал преимущественно женским видом спорта. Когда же мужчины вернулись с фронта, в чирлидинг были добавлены такие элементы, как повороты и закручивания. Гимнастические элементы, как правило, выполнялись мужчинами, в то время как девушки танцевали, это и положило начало образованию танцевальных команд (dance — команды).

В 1948 году Лоренс Харки Харкимер (основатель индустрии групп поддержки) организовал первый лагерь для чирлидеров, это состоялось в Университете Хантсвилль Сэм Хьюстон, где приняли участие 52 девушки. Тогда же была основана первая чирлидинговая организация – «Национальная Организация Чирлидинга».

В 1950-х годах чирлидеры стали проводить в коллеждах специальные семинары, на которых преподавали всем желающим основы этого вида спорта.

Современный виниловый помпон изобрел Фред Гастофф в 1965 году, и представил Международной Организации Чирлидинга. «Bruin High Step» стиль программы с помпонами был усовершенствован чирлидерами из UCLA и Международной Организацией Чирлидинга.

В 1967 году было решено составлять ежегодный рейтинг «10 Лучших Коллежских Команд по Чирлидингу», чтобы определить претендентов на участие в конкурсе «Чирлидер Всей Америки», проводимом по инициативе Международной Организации Чирлидинга.

Первая в истории профессиональная команда чирлидеров была основана Baltimore Colts. С тех пор команды старшеклассниц всегда выступали на соревнованиях для поддержки своих спортсменов. Чирлидеры Dallas Cowboy создали свой собственный «Бродвейский стиль» танца с помпонами для развлечения зрителей.

В начале 70-х годов чирлидинг становится все более и более популярным. Помимо того, что чирлидеры выступают на играх по футболу и баскетболу, группы поддержки теперь появляются и на школьных спортивных состязаниях, иногда выбирают несколько разных команд для участия в соревнованиях по борьбе, легкой атлетики и плаванию. Первая телетрансляция Чемпионата по Чирлидингу среди Команд Колледжей, организованная по инициативе Международной Организации Чирлидинга, состоялась весной 1978 года на канале CBS-TV.

В 1976 году команда чирлидеров Dallas Cowboy, выступив на Супер Боуле X, сделала первый шаг к развитию танцевального чирлидинга. В 1970 стали активно проводится соревнования по чирлидингу среди команд колледжей и средних школ.

В 1980 году были установлены официальные стандарты и правила безопасности, которые запрещали некоторые травмоопасные кувырки и пирамиды. Соревнования по чирлидингу среди юниоров и взрослых команд проводились уже по всем Соединенным Штатам. Этот вид спорта стал развиваться в национальных масштабах, стали появляться специальные курсы и тренеры по чирлидингу.

Чирлидинг (от английского «cheer-leader» – веселье, одобрительное приветствие, восклицание). Массовым стартом чирлидинга можно считать 70-е годы прошлого столетия, когда поддержка болельщиками своих любимцев на стадионах и в спортивных залах Соединенных Штатов становилась организованной и дружной (по команде раздавались аплодисменты, звучали речевки и т.п.). Интересно, что изначально лидерами поддержки, или по-современному, чирлидерами были совсем не розовощекие девушки-красавицы, а юноши – поклонники американского футбола. Не в силах смотреть на поражения своих команд, желая изо всех сил подбодрить кумиров и друзей, парни придумывали кричалки, топали ногами, хлопали в ладоши, превращая все это в стройное зрительское действо на трибунах.  А потом фанаты собрались, подумали и сформировали движение, которое гордо именовали «Чирлидерс».

            В России чирлидинг существует относительно недавно. Свое начало он получил одновременно с появлением у нас американского футбола. Первая чирлидинговая команда в нашей стране была создана в 1996 году при Детской Лиге американского футбола (ДЛАФ). Вскоре интерес у девочек к оригинальному виду спорта настолько возрос, что в январе 1998 года появилась Автономная некоммерческая организация Досуговый Клуб «Ассоль», учрежденный ДЛАФ, главной задачей которого стало развитие программы Группы поддержки спортивных команд.

Чирлидинг - вид спорта, который сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастику и акробатику) очень зрелищный и эмоциональный. Он успешно сопровождает многие спортивные соревнования, усиливает зрелищность, один из самых увлекательных видов спорта, способствующий всестороннему и гармоничному физическому развитию. Чирлидинг состоит из двух направлений — Cheer и Dance.

Cheer — это пирамиды, акробатика, прыжки, звонкие и четкие кричалки, помпоны и потрясающая динамика.

Dance — красивые танцевальные движения, необычная хореография, шпагаты, зажигательная энергия.

 Чирлидинг — это не только группа поддержки своей команды, но и отдельный самостоятельный вид спорта. По нему проводятся соревнования не только российского масштаба, но и европейского, и мирового. Чемпионаты по чирлидингу проводятся в нескольких номинациях:

Чир — элементы спортивной гимнастики и акробатики, построение пирамид и танцевальные перестроения под зычные кричалки;

Данс — спортивные танцы с элементами гимнастики, с присутствием пластичности, хорошей хореографии и грации, потрясающей синхронности;

Чир-микс — выступления смешанных команд (женщины и мужчины);

Групповой стант — коллективное построение пирамид;

Индивидуальный чирлидер — сольный номер главного заводилы команды;

Влияние чирлидинга.

Чирлидинг, направлен на всестороннее физическое, интеллектуальное и  духовное  развитие и способствует  совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных  и морально-волевых качеств.  Занятия оказывает благотворное влияние на многие системы организма  в частности, развивает дыхательную систему. Благодаря дыхательным движениям происходит постоянная вентиляция легких.

Чирлидеров отличает молниеносная реакция, ловкость, пластичность, синхронность движений, стойкость, быстрое мышление, умение точно выполнять упражнение с помпонами и одновременно кричать «кричалки», большая работоспособность, выносливость и многие другие качества.

Главное в идеологии чирлидеров не то, что они просто танцуют на стадионах, в спортивных залах, а то, что своей работой они создают благоприятную обстановку и обеспечивают зрелищность спортивного мероприятия для болельщиков, поднимают боевой дух команд, прежде всего, конечно, той, которую поддерживают.

 

 

БЕСЕДА: «Техника безопасности при изучении и исполнении акробатических элементов и поддержек в чирлидинге»

 

Физически подготовленные танцоры потрясают зрителей не только своим владением хореографической лексики и техникой выполнения акробатических элементов. Применение акробатики делает исполняемый номер фееричнее, экспрессивнее, запоминающимся. Акробатические упражнения развивают силовые, координационные способности, вестибулярный аппарат и устойчивость, а также ориентацию в пространстве.

Акробатические упражнения делятся на три группы:

       Прыжки: сюда входят перекаты, кувырки, перевороты, сальто;

       Балансирования - сохранение собственного равновесия, и уравновешивание одного или нескольких партнеров;

       Бросковые упражнения - характеризуются подбрасыванием партнера, и последующей ловлей за голень, бедро, кисть, стопу, или с приземлением на плечи.

Существуют следующие виды акробатики:

       Прыжковая акробатика - это исполнения переворотов, колеса, рондатов, прыжков с места и в движении.

       Парный акробатический номер. Может исполняться в любых комбинациях по двое, как правило более сильный партнер помогает более гибкому делать различные упражнения на равновесие, устойчивость, а также различные перевороты, в которых нижний страхует и помогает удержаться на сложных равновесиях.

       Групповая акробатика, которая сводится к созданию сложных построений, пирамид, в паузы между которыми заполняются элементами прыжковой и парной акробатики. Обычно более взрослые и сильные становятся в основу пирамид, а более легкие - на ее вершину.

Акробаты высокого класса обладают большим запасом акробатических элементов, и, нередко, считают, что чем больше они «накрутят» разнообразных акробатических элементов, тем лучше будет результат, и это ошибочно, т.к. из-за обилия сложных элементов не видно самого исполнителя, с его выразительными движениями, мимикой, жестами и потенциалом.

 

Для исполнения сложных постановок сначала делают подготовку:

1. Развивают пресс, укрепляют мышцы спины, ног, рук, делают равновесия в стойках на руках.

2. Улучшают гибкость. Для этого делают мостики, перекаты на грудь, перевороты, захваты ног в шпагате.

3. Танцоры учатся хорошо прыгать в движении, начиная с прыжков в высоту, затем в длину, и шпагат в прыжке.

4. Ловкость. Которая развивается благодаря различным координационным упражнениям.

5. И немаловажно - психологическая подготовка и упражнения на установление доверительных отношений в коллективе.

Все акробатические упражнения изучаются и исполняются сначала на матах и гимнастических ковриках, и только потом разрешается их исполнение на твердом полу.

 

Правила безопасных занятий акробатикой:

1. Перед тренировкой снимать с себя часы, цепочки, кольца, браслеты, сережки и другие жесткие или мешающие предметы.

2. Точно и своевременно выполнять указания педагога.

3. Качественно выполнять разминку.

4. В случае плохого самочувствия сообщать об этом педагогу.

5. При выполнении упражнений в группе соблюдать дистанцию и интервалы, необходимые для предотвращения столкновения даже в случае неправильного выполнения упражнения (падение, остановка, возврат в исходное положение и т. п.) любым из членов группы.

6. Выполнять упражнения только предложенные тренером или с разрешения тренера.

 

Кувырок – вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову.

Кувырок вперед. Выполняется на спортивном мате.

Нужно принять упор присев. Наклоняясь вперед, руки поставить впереди ступней на ширину плеч, примерно на 40-50 см. Далее перенести вес тела на руки, при этом сгибая их, голову наклонить к груди, затылок приблизить к мату. Оттолкнуться ногами и плавно сделать перекат вперед с круглой спиной, присев до упора (руки должны быть впереди ног). Упражнение делается в группировке.

 

Кувырок назад. Делается из упора присев, необходимо толкаясь руками, выполнить группировку тела, колени притянуть к плечам, голову наклонить вперед, перекатиться на лопатки, максимально быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, делая на них упор, занять положение присев. Во время кувырка ноги не разгибать. В момент переката через голову нужно опереться на поставленные руки на пол за плечами и отжаться.

 

Переворот в сторону (колесо). Исходное положение: стойка на правой ноги, левая – в сторону. Наклоняясь влево, оттолкнуться с помощью левой ноги, и постепенно опираясь руками о пол (мат) по одной линии,

Из стойки на правой ноге (левая – в сторону), наклоняясь влево, оттолкнуться левой ногой и, последовательно опираясь руками о пол по одной линии, сделать переворот боком через стойку на руках в стойку ноги врозь (при выходе в стойку на руках необходимо смотреть в направлении пальцев рук).

 

Приложение 4.

 

Портфолио предназначено для обучающегося и его родителей. В набор портфолио входят:

-          титульный лист, на котором располагается основная информация (фамилия, имя, фото ребенка, школа, класс);

-          раздел «Мой мир», где можно разместить все самое важное для ребенка (фото, рассказ о семье, о своем доме, городе, стране);

-          раздел «Моя общественная работа» посвящен всем мероприятиям, например участию в концерте, в благотворительных акциях, подготовке к празднику и т.д.; полезным делам, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих;

-          раздел «Мои впечатления» - это рассказы о том, что удивило и поразило ребенка (экскурсии, музеи, поездки в кино и на концерты);

-          раздел «Мое творчество» - предназначен для работ, созданных ребенком (стихи, поделки, рисунки, эскизы костюмов);

-          раздел «Мои друзья» - это информация о друзьях из нашего коллектива и других танцевальных объединений.

-          раздел «Мои достижения» - это своеобразная «страничка славы». Здесь размещаются грамоты, дипломы, благодарности.

Главное, выработать у обучающегося привычку фиксировать новые успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех, когда они замечают свой прогресс и отмечают свои новые достижения. При этом нет необходимости записывать только самые громкие достижения, любой, даже самый небольшой, успех имеет значение.


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Чирлидинг – это современный и массовый вид спорта, который соответствует направлению политики

Пояснительная записка Чирлидинг – это современный и массовый вид спорта, который соответствует направлению политики

Программа «основы чирлидинга» имеет художественную направленность (базового уровня освоения) , является модифицированной и составлена на основе типовых программ: -

Программа «основы чирлидинга» имеет художественную направленность (базового уровня освоения) , является модифицированной и составлена на основе типовых программ: -

Цель программы: совершенствования навыков владения собственным телом, развития навыка координации, способности к самовыражению через средства основ чирлидинга, растяжки, и приобщение детей и подростков к высоким…

Цель программы: совершенствования навыков владения собственным телом, развития навыка координации, способности к самовыражению через средства основ чирлидинга, растяжки, и приобщение детей и подростков к высоким…

Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 академическому часу

Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 академическому часу

Теоретические знания, получаемые на занятиях, должны быть связаны с практическими навыками

Теоретические знания, получаемые на занятиях, должны быть связаны с практическими навыками

Входной контроль проводится на первых занятиях

Входной контроль проводится на первых занятиях

Организационное занятие (3 ч.)

Организационное занятие (3 ч.)

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

В соответствии с указанными критериями выделены три уровня освоения обучающимися образовательной программы: высокий, достаточный, низкий

В соответствии с указанными критериями выделены три уровня освоения обучающимися образовательной программы: высокий, достаточный, низкий

Оценочный лист обучающегося Вводная диагностика

Оценочный лист обучающегося Вводная диагностика

Допустимый уровень (1 балл): - балетный шаг ниже 70 градусов; - прыжок низкий с приземлением на всю стопу; - выполняет упражнения на координацию после нескольких…

Допустимый уровень (1 балл): - балетный шаг ниже 70 градусов; - прыжок низкий с приземлением на всю стопу; - выполняет упражнения на координацию после нескольких…

Оценочный лист Промежуточная диагностика

Оценочный лист Промежуточная диагностика

Хороший уровень (2 балла): - развитие физических данных не значительно (для обучающихся хорошего и допустимого уровня знаний, умений по результатам вводного контроля); - нет роста…

Хороший уровень (2 балла): - развитие физических данных не значительно (для обучающихся хорошего и допустимого уровня знаний, умений по результатам вводного контроля); - нет роста…

Т», ломанное «Т», тачдаун, нижний тачдаун, панч, кинжалы, диагональ,

Т», ломанное «Т», тачдаун, нижний тачдаун, панч, кинжалы, диагональ,

Творческое развитие Музыкальный слух:

Творческое развитие Музыкальный слух:

Допустимый уровень (1 балл): - развитие физических данных отсутствует; - мало эмоционален; стеснителен; - с трудом перевоплощается в образ, не импровизирует, имитационные движения повторяет за…

Допустимый уровень (1 балл): - развитие физических данных отсутствует; - мало эмоционален; стеснителен; - с трудом перевоплощается в образ, не импровизирует, имитационные движения повторяет за…

Носкова С.А. Методические рекомендации по формированию специфических индивидуальных качеств "cheerleaders" - групп поддержки спортивных команд

Носкова С.А. Методические рекомендации по формированию специфических индивидуальных качеств "cheerleaders" - групп поддержки спортивных команд

Части занятия: -

Части занятия: -

Спуск (Dismount) – сход со стационарного станта/пирамиды на пол или на пол через кредл

Спуск (Dismount) – сход со стационарного станта/пирамиды на пол или на пол через кредл

Верхний панч – правая рука вытянута вертикально вверх, левая кулаком на бедрах; -

Верхний панч – правая рука вытянута вертикально вверх, левая кулаком на бедрах; -

Полу- и полный шпагат ( продольный и прямой); -

Полу- и полный шпагат ( продольный и прямой); -

В 1920 году чирлидинг пополнился двумя нововведениями: барабаны и дудки

В 1920 году чирлидинг пополнился двумя нововведениями: барабаны и дудки

А потом фанаты собрались, подумали и сформировали движение, которое гордо именовали «Чирлидерс»

А потом фанаты собрались, подумали и сформировали движение, которое гордо именовали «Чирлидерс»

Акробатические упражнения развивают силовые, координационные способности, вестибулярный аппарат и устойчивость, а также ориентацию в пространстве

Акробатические упражнения развивают силовые, координационные способности, вестибулярный аппарат и устойчивость, а также ориентацию в пространстве

Нужно принять упор присев. Наклоняясь вперед, руки поставить впереди ступней на ширину плеч, примерно на 40-50 см

Нужно принять упор присев. Наклоняясь вперед, руки поставить впереди ступней на ширину плеч, примерно на 40-50 см
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2021