Программа и календарно- тематическое планирование "Окружающий мир, 1 класс."
Оценка 4.7

Программа и календарно- тематическое планирование "Окружающий мир, 1 класс."

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл
15.10.2021
Программа и календарно- тематическое планирование "Окружающий мир, 1 класс."
Программа и календарно- тематическое планирование "Окружающий мир, 1 класс."
..окруж. мир 1кл..docx

«Согласовано»

Руководитель МС

основной

общеобразовательной школы филиала ГАУЗ «РКПД» - «ДТС»

_______С.Н.Филиппова

«____» __________2021 г.

 

«Согласовано»

Заместитель главного врача по педагогической работе филиала ГАУЗ «РКПД» - «ДТС»

_________Л.М.Шигапова

«____» _________2021 г.

 

«Утверждаю»

Главный врач филиала ГАУЗ «РКПД» - «ДТС»

________ Н.Р.Валиев

«____» __________2021 г.

Приказ № _________

от «____» _______ 2021 г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по окружающему миру

1 класс (66 часов, 2 часа в неделю)

основной общеобразовательной школы

филиала Государственного автономного учреждения здравоохранения

«Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер»

- «Детский туберкулезный санаторий»

(ООШ филиала ГАУЗ «РКПД» – «ДТС»)

 

 

2021 - 2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

Принято на заседании педагогического совета школы

Протокол № ___от «___»______2021 г.

 

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

I.

Пояснительная записка………………........................................................

2-3

II.

Общая характеристика учебного предмета……………………………….

3-4

III.

Описание места учебного предмета ………………………………………

5

IV.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета  …………………………………………………............

 

5-6

V.

Содержание учебного предмета……………………………………………

7-12

VI.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности…………………………………………………………………

 

13-22

VII.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………..

 

23-24

VIII

Планируемые результаты изучения учебного предмета………………….

24-25

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

       Рабочая программа составлена и реализуется на основе следующих документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;                                                                                                                                         2. Федерального закона от  31.07.2020 г. № 304 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ» Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся;                                                                          3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных стандартов начального общего образования»;

4. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;

5.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

6.Учебного плана на 2021-2022 учебный год.

7. Примерной программы по окружающему миру, авторской программы А.А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс.

Сборник рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.  к учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч. М.: «Просвещение», 2013г

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова для 1 – 4 классов (М. Просвещение 2013 год).Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

—  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;                                                                                                                                                                                                                                                                 

—  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1)  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2)  осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3)  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4)  формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

5) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;                                                                                                                                                                                                                                                                 6)моделирование экологических связей

 

 

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

1)   идея многообразия мира;

2)  идея целостности мира;

3)  идея уважения к миру.

            Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

            Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

            Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

 В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

            В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

            Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой» поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдении, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

•    Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

•    Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во

всём многообразии её форм.

•    Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

•   Человечество как многообразие народов, культур, религии.

•    Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

•   Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

•  Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

•   Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

•   Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

•   Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

 

 

 

 

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

            На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).

 

 

IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

1)  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2)  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9)  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10)   готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11)  определение обшей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12)  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13)  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14)  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1)   понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2)  сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3)  осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4)  освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5)  развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

          В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

 

 

 

 

V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и природа

            Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

            Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

            Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

            Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

            Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

            Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

            Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

            Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

            Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

            Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

            Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

            Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

            Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

            Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

            Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

            Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

            Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

            Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

            Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

            Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

            Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

            Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных—долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

            Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

            Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

            Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

            Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

            Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

            Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

            Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

            Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

            Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

            Россия на карте, государственная граница России.

            Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

            Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

            Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

            Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

            История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

            Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

            Ценность здоровья и здорового образа жизни.

            Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

            Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

            Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

            Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

             Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

            Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс (66ч)

Введение (4ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (18 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными.

Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя).

Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.  Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.

Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например,шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (11 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (21 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например, медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.

Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

Заключение.

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

 

            -  практические занятия - 4ч

 -  экскурсии - 6 ч

 

Введение (4 ч)

Кто и что? (18 ч)

Как, откуда и куда? 12 (ч)

Где и когда? (11 ч)

Почему и зачем? (21 ч)

 


VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика деятельности уч-ся

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата
проведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение (4 ч)

1

Вводный урок. «Задавайте вопросы!»

1

Урок-экскурсия

Природа как составная часть окружающего мира

Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе)

Текущий

Экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным окружением

 

2

Наша школа

1

Комбиниро-ванный; экскурсия

Правила организации учебной работы, подготовка рабочего места, его освещенность, проветривание. Классный, школьный коллектив

Знать об основных
правилах поведения
в школе, требованиях к организации учебной работы школьника,
санитарно-гигиенических нормах к помещению, внешнему виду ученика

Фрон-
тальный опрос

 

 

3

Мир вокруг нас, его многообразие

1

Урок-экскурсия

 

Правила поведения на школьном дворе.

Отличие объектов природы от изделий.

Уметь определять признаки разных объектов природы; решать практические задачи

Фрон-
тальный опрос

 

 

4

Дорога от дома до школы. Правила безопасности в пути

1

Комбиниро-ванный; экскурсия

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах

Уметь определять признаки разных объектов природы; изготовить схему-макет своего пути в школу и домой с указанием опасных мест, где нужно быть осторожным и внимательным

Фронталь-ный опрос

Экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением

 

Кто и что? (18 ч)

5-6

Что такое Родина?

Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?

2

экскурсия

Россия – наша Родина.

Родной город

Знать название родной страны, родного города

Текущий

Экскурсия к памятнику истории

 

7

Проект «Моя малая Родина»

1

Урок презентация

Роль родного края в жизни человека и общества.

Уметь называть имена, отчества, фамилии членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества.

Защита проектов

 

 

8-9

Что у нас над головой? Что у нас под ногами?

2

Комбиниро-ванный

Неживая и живая природа

Уметь различать объекты неживой и живой природы, части растения; использовать приобретенные знания для ухода за растениями

 

Созвездие. Полярная звезда. Большая Медведица. Применение полезных ископаемых

 

10

Что общего
у разных растений?

1

Комбиниро-ванный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Уметь наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать

Фронталь-ный опрос

Соцветие. Виды семян и плодов

 

11– 12

Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе?

2

Комбиниро-ванный

Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)

 

Беседа по вопросам

Родина декоративных комнатных
растений

 

13

Что это за листья?

1

Комбиниро-ванный

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения)

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Текущий

Значение листьев

 

14

Что такое хвоинки?

1

экскурсия

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения)

Уметь наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать

Текущий

Хвойные деревья. Хвоя

 

15

Кто такие насекомые?

1

Комбиниро-

ванный

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы,
птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например,
перья у птиц, шерсть
у зверей)

Уметь приводить примеры представителей разных групп животных (2–3 представителя
из изученных).

Знать разнообразие животного мира

Тест
(7 мин)

Среда обитания и защитная окраска насекомых

 

16

Кто такие рыбы?

1

Комбиниро-ванный

Текущий

Виды рыб

 

17

Кто такие
птицы?

1

Комбиниро-ванный

Текущий

Виды птиц

 

18

Кто такие звери?

1

Комбиниро-ванный

 

 

Тест
(5 мин)

Среда обитания

 

19

Что окружает нас дома?

1

Комбиниро-ванный

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Уметь выполнять изученные правила безопасного поведения

Текущий

Телефоны экстренной помощи

 

20

Что умеет компьютер?

1

Практи-ческий

Правила безопасной работы на компьютере; основные требования при работе с компьютером, свойства и функции (общие представления и элементарные навыки)

Знать основные свойства и функции компьютера, их назначение.

Уметь выполнять по просьбе учителя элементарные операции на компьютере

Фронталь-ный опрос

Знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним

 

21

Что вокруг нас может быть опасным?

1

Комбиниро-ванный

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Уметь выполнять изученные правила безопасного поведения

Текущий

Телефоны экстренной помощи

 

22

На что похожа наша планета?

1

Комбиниро-ванный

Земля – планета, общее представление о форме
Земли, глобус как модель Земли

Знать название нашей планеты

Тест
(7 мин)

Солнечная система. Планеты солнечной системы

 

Как, откуда и куда? 12 (ч)

23

Как живёт семья?

Проект «Моя семья»

1

Комбиниро-ванный

Роль семьи в жизни человека и общества.

Уметь называть имена, отчества, фамилии членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества.

Беседа по вопросам

 

 

 

24

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

Комбиниро-ванный

 

Знать свойства воды.

Уметь выполнять изученные правила поведения

Беседа по вопросам

Очистительные
сооружения

 

25

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

Комбиниро-ванный

Основные правила обращения с электричеством

Знать свойства воды.

Уметь выполнять изученные правила поведения

Беседа

Электростанции, аккумуляторы

 

26

Как путешествует письмо?

1

Комбиниро-ванный

Способы познания окружающего мира

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Текущий

История марки, конверта

 

27

Куда текут реки?

1

Комбиниро-ванный

Река, использование человеком. Правила обращения с водой

Уметь выполнять изученные правила безопасного пове-
дения.

Знать названия
больших рек, их
значение в жизни
человека

Текущий

Пресная, морская вода. Исток реки, устье реки

 

28

Откуда берутся снег и лед?

1

Практичес-кий

Разнообразие веществ
в окружающем мире; твердые, жидкие. Вода; легко определяемые свойства воды (текучая, не имеет цвета и запаха)

Знать основные свойства снега
и льда

Практи-
ческая
работа

 

 

29

Как живут
растения?

1

Комбиниро-ванный

Условия, необходимые
для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов

Тест
(7 мин)

Части растений

 

30

Как живут животные?

1

Комбиниро-ванный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Уметь подтверждать свои ответы примерами

Текущий

Жилища животных

 

31

Как зимой помочь птицам?

1

Комбиниро-ванный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Текущий

Природные столовые

 

32

Откуда берётся
и куда девается мусор?

1

Комбиниро-ванный

Зависимость жизни чело-
века от природы и её состояния. Положительное влияние человека на при-
роду. Правила поведения
в природе

Знать о происхождении мусора, понятии «отходы», правильном обращении с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях.

Уметь выполнять правила поведения в природе

Текущий

Переработка
мусора

 

33

Откуда в снежках грязь?

1

Комбиниро-ванный

Способы познания окружающего мира

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Фронтальный опрос

 

 

34

Итоговый урок по разделу «Как, откуда и куда?»

Презентация проекта «Моя семья»

1

Урок презентация

Роль семьи в жизни человека и общества.

Уметь называть имена, отчества, фамилии членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества.

Защита проектов

 

 

Где и когда? ( 11 ч)

35

Когда учиться интересно?

1

Комбиниро-ванный

Значение благоприятного климата в классе для успешной учёбы.

Знать условия, необходимые для успешной учёбы

Текущий

 

 

36

Проект «Мой класс и моя школа»

1

Комбиниро-ванный

Роль класса и школы в жизни человека и общества.

Уметь называть имена, отчества, фамилии одноклассников и преподавателей; рассказывать об интересных событиях своего класса и школы; оценивать значение школы для человека и общества.

Беседа по вопросам

 

.

37

Когда придёт суббота?

1

Комбиниро-ванный

Времена года, их особен-
ности (на основе
наблюдений)

Уметь использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе

Текущий

Календарь

 

38

Когда наступит лето?

1

Комбиниро-ванный

Времена года, их особен-
ности (на основе
наблюдений)

Уметь использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе

Текущий

Календарь

 

39

Где живут белые медведи?

1

Комбиниро-ванный

Связи между неживой
и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать условия, необходимые для жизни животных

Беседа

Антарктида

 

40

Где живут
слоны?

1

Комбиниро-ванный

Связи между неживой
и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать условия, необходимые для жизни животных

Беседа

 

 

41

Где зимуют
птицы?

1

Комбиниро-ванный

Связи между неживой
и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать условия, необходимые для жизни животных

Фронталь-ный опрос

Перелетные птицы

 

42

Когда появилась одежда?

1

Комбиниро-ванный

Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения

Индивиду-альный опрос

Виды одежды

 

43

Когда изобрели велосипед?

1

Комбиниро-ванный

Отдых в семье

познавательных интересов

Текущий

Изобретения

 

44

Когда ты станешь взрослым?

1

Комбиниро-ванный

Труд в семье, на производ-стве

Знать профессии своих родителей

Тест
(7 мин)

Профессии людей

 

45

Обобщающий урок по разделу «Где и когда?»

Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1

Урок презентация

Роль класса и школы в жизни человека и общества.

Уметь называть имена, отчества, фамилии одноклассников и преподавателей; рассказывать об интересных событиях своего класса и школы; оценивать значение школы для человека и общества.

Защита проектов

 

 

Почему и зачем? (21 ч)

46

Почему солнце светит днём,
а звёзды –
ночью?

1

Комбиниро-ванный

Земля – планета, общее представление о форме Земли. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете, о родном крае

Текущий

Созвездия. Размеры звезд. Виды звезд

 

47

Почему  Луна бывает разной

1

Комбиниро-ванный

Беседа

Луноходы

 

48

Почему идёт дождь и дует
ветер?

1

Комбиниро-ванный

Способы познания окружающего мира

Знать понятие
«осадки».

Уметь отмечать
погоду в дневнике наблюдений

Фронтальный опрос

Виды дождей

 

49

Почему звенит звонок?

1

Комбиниро-ванный

Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае

Текущий

Эхо

 

50

Почему радуга разноцветная?

1

Комбиниро-ванный

 

 

 

51

Почему мы любим кошек и собак?

1

Комбиниро-ванный

Способы познания окружающего мира: наблюдения.

Знать названия
животных, значение их в жизни человека

Беседа

Названия
животных

 

52

Проект «Мои домашние питомцы»

1

Урок презентация

Роль домашних животных в жизни человека и общества.

Уметь называть клички своих питомцев; рассказывать об интересных наблюдениях за своими домашними любимцами; оценивать значение животных для человека и общества.

Защита проектов

 

 

53

Почему не нужно рвать цветы
и ловить бабочек?

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

1

Комбиниро-ванный

Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах)

Уметь выполнять правила поведения в природе

Тест
(7 мин)

 

 

54

Зачем мы спим ночью?

1

Комбиниро-ванный

Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

Тест
(7 мин)

 

 

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

Комбиниро-ванный

Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

Беседа

Витамины

 

56

Почему нужно чистить зубы
и мыть руки?

1

Практичес-кий

Текущий

Гигиена

 

57

Зачем нам телефон и телевизор?

1

Практичес-кий

Значение телевизора и телефона в жизни человека и человечества.

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

Текущий

 

 

58

Зачем нужны автомобили и поезда?

1

Комбиниро-ванный

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

Беседа

Как устроен
автомобиль

Эстакада.
Локомотив

 

59

Зачем строят
корабли?

1

Комбиниро-ванный

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

Текущий

Как устроен
корабль

 

60

Зачем нужны самолеты?

1

беседа

Как устроен
самолет

 

 

61-62

Почему в автомобиле и поезде, на корабле и самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

2

Комбиниро-ванный

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

Беседа

 

 

63

Зачем люди осваивают космос?

1

Комбиниро-ванный

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

Текущий

Искусственные спутники земли

 

64

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

Комбиниро-ванный

Зависимость жизни человека от природы и ее состояния

Уметь выполнять правила поведения в природе, охра-
нять ее

Тест
(7 мин)

Цепи питания

 

65,

66

Обобщающий урок по теме «Почему и зачем?»

Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

1

Комбиниро-ванный

Беседа по вопросам

 

 


VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Книгопечатная продукция

Учебники

1.Плешаков А. А.
Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2. М «Просвещение» 2013

Рабочие тетради

1.Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2. М «Просвещение» 2015

2. Плешаков А. А., Гара Н.Н., Назарова З.Д.

Тесты. 1 класс «Окружающий мир» М «Просвещение» 2015

Методические пособия

1.Максимова Т.Н. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1 класс

ООО «ВАКО» 2012

2.Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. М «Просвещение» 2015

3.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель. М «Просвещение» 2015

4.Плешаков А. А.  Зеленые страницы

М «Просвещение» 2015

5. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».)

Натуральные объекты

Натуральные живые пособия - комнатные растения;

Гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты.

Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.

Изобразительные наглядные пособия - таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.

Географические и исторические карты, глобус.

Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Лабораторное оборудование и материалы

Для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

– демонстрационный экземпляр микроскопа;

– комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;

– демонстрационный экземпляр барометра;

– демонстрационный экземпляр бинокля;

– демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.

Технические средства обучения

•        Компьютер

•        Принтер

Информационно-методическое обеспечение

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

А.А.Плешаков

Сборник рабочих программ «Школа России»

1-4 классы

2011

Москва «Просвещение»

2

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.

2013

Москва «Просвещение»

3

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2

2015

Москва «Просвещение»

 

 

VIII.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

            В результате изучения окружающего мира ученик научится:

  • называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;
  • называть государственную символику России;
  • называть общие признаки живых организмов;
  • называть основные условия благополучной жизни растений и животных;
  • соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;
  • соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);
  • называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;
  • называть основные группы животных и растений;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • называть основные признаки каждого времени года;
  • называть основные помещения школы;
  • называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;
  • называть основные учреждения культуры, быта;
  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • пользоваться словами, указывающими направления и время;
  • наблюдать, делать умозаключения;
  • различать профессии людей;
  • различать растения и животных;
  • различать объекты природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке;
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать сушу и воду на глобусе;
  • ориентироваться в помещениях школы;
  • различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

 

 

             использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
  • уход за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

             Получит возможность научиться:

             Самостоятельно или с помощью взрослых учащиеся могут

  • проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
  • группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
  • сознательно выполнять правила экологического поведения;
  • высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
  • определить по внешнему виду названия различных растений;

            Самостоятельно и уверенно учащиеся могут

  • измерить длину небольшого тела; времени по часам;
  • описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний»   объект;
  • выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;
  • по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;
  • перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;
  • назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;
  • приводить примеры насекомых, рыб, зверей.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Согласовано» Руководитель

Согласовано» Руководитель

ОГЛАВЛЕНИЕ I .

ОГЛАВЛЕНИЕ I .

Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к

Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к

Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы…

Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы…

III . ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО

III . ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО

Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;…

Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;…

V . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

V . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные)

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные)

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля

Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края

Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края

Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы

Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы

Почему в лесу нужно соблюдать тишину

Почему в лесу нужно соблюдать тишину

VI . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

VI . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Фронталь-ный опрос Экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением

Фронталь-ный опрос Экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением

Что это за листья? 1 Комбиниро-ванный

Что это за листья? 1 Комбиниро-ванный

Знать основные свойства и функции компьютера, их назначение

Знать основные свойства и функции компьютера, их назначение

Куда текут реки? 1 Комбиниро-ванный

Куда текут реки? 1 Комбиниро-ванный

Текущий Переработка мусора 33

Текущий Переработка мусора 33

Комбиниро-ванный Времена года, их особен- ности (на основе наблюдений)

Комбиниро-ванный Времена года, их особен- ности (на основе наблюдений)

Урок презентация Роль класса и школы в жизни человека и общества

Урок презентация Роль класса и школы в жизни человека и общества

Почему в лесу нужно соблюдать тишину? 1

Почему в лесу нужно соблюдать тишину? 1

Зачем строят корабли? 1

Зачем строят корабли? 1

VII . ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО

VII . ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО

Компьютер • Принтер

Компьютер • Принтер

Получит возможность научиться:

Получит возможность научиться:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2021