-
Управление образования города Батайска
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр развития детей и юношества на основе инновационных технологий»
(МБУ ДО «ЦИТ»)
ПРИНЯТО / СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического/ методического совета протокол от «20» ноября 2024 № 2
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «ЦИТ» _______________Н.В. Кузьменко |
Приказ от «20» ноября 2024 № 119 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
«Кодилаб»
Подвид программы: краткосрочная
Уровень программы: базовый
Целевая группа (возраст): 9 – 11 лет
Срок реализации: 16 часов
Форма обучения: очная
Разработчик: Виноградова Наталья Юрьевна педагог дополнительного образования
г. Батайск
2024
СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ..................................3
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)..............................3
1.2. Цель и задачи программы............................................................................................7
1.3. Содержание программы...............................................................................................7
Учебный план..............................................................................................................7
Содержание учебного плана.......................................................................................8
1.4. Планируемые результаты.............................................................................................9
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ........................9
2.1. Календарный учебный график......................................................................................9
2.2.Условия реализации программы..................................................................................9
2.3.Методическое обеспечение...........................................................................................10
2.4.Формы аттестации..........................................................................................................13
2.5.Диагностический инструментарий ( оценочные материалы).....................................13
2.6. Рабочая программа воспитания. Календарный воспитательный план работы.......14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................16
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................................................17
Приложение 1......................................................................................................................17
Приложение 2......................................................................................................................18
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 № 3.
6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации от 30.11.2016 № 11.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
11. Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организациии осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей).
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно- технологического и культурного развития страны»).
18. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
19. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
20. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020
№ 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
21. Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 01.08.2023 № 718 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ в Ростовской области».
22. Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 03.08.2023 № 724 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Ростовской области.
Направленость дополнительная общеразвивающая программа "Кодилаб" – имеет техническую направленность.
Актуальность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы продиктована развитием современного информационного общества, широким внедрением информационных технологий в образовательные процессы и обычную жизнь каждого человека, а также тем, что способствует развитию мотивации к получению новых знаний, возникновению интереса к программированию как к инструменту самовыражения в творчестве, помогает в повышении самооценки, в самоопределении и выявлении профессиональной направленности личности.
Scratch (Скретч) — это среда визуального программирования с графическим интерфейсом, которая была создана медиа-лабораторией Массачусетского технологического института, чтобы сделать программирование простым, понятным и интересным именно для детей. Продукт и среда открыты, бесплатны и доступны на сайте scratch.mit.edu. Как утверждают разработчики, Scratch помогает детям учиться думать творчески и критически, работать вместе — это базовые навыки для жизни в ХХI в.
Scratch - не только среда для обучения программированию, в первую очередь Scratch- это инструмент для развития у учащихся таких навыков XXI века, как:
- информационная грамотность: создавая проекты, дети работают с разными видами информации: текст, графика, анимация, звук;
- коммуникативные навыки: Scratch позволяет учащимся работать над проектами совместно;
- критическое и системное мышление: работая в Scratch, дети учатся критически мыслить и рассуждать: в проектах надо согласовывать поведение героев, их взаимодействие;
- креативность и любознательность.
Реализация программы заключается в комбинировании исследовательской деятельности с изучением основ программирования и создания проекта в программной среде Scratch. Аспект новизны заключается в том, что Scratch не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной. Особенность среды Scratch, позволяющая создавать мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, делает программу практически значимой для современного школьника. Это дает возможность увидеть практическое назначение алгоритмов и программ, что будет способствовать развитию интереса к профессиям, связанным с программированием.
Отличительные особенности
Программа курса построена так, что каждая последующая тема логически связана с предыдущей. Данный принцип помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия. Также стоит отметить, что особенность среды Scratch, позволяющая создавать в программе мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, делает образовательную программу «Кодилаб» практически значимой для современного подростка, т.к. дает возможность увидеть практическое назначение алгоритмов и программ, что будет способствовать развитию интереса к профессиям, связанным с программированием. Обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Адресат программы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы "Кодилаб"– от 9 до 11 лет.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы "Кодилаб" – 16 часов. На реализацию учебного материала данной программы учебным планом отведено: 2 часа на теоретические занятия, 14 часов на выполнение практических заданий.
Форма обучения - очная.
Уровень программы - базовый.
Особенности организации образовательного процесса
форма реализации образовательной программы –традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение 16 часов.
Организационные формы обучения:
● групповая;
● индивидуальная;
● парная.
в разновозрастных группах.
Режим занятий:
2 раза в неделю, по 2 академических часа продолжительностью по 45 минут, перерыв 10 минут;
При выполнении практических работ за компьютером, через каждые 15 минут работы предусмотрен отдых, учащимися выполняется разминка или гимнастика для снятия утомления.
Для снятия утомления организуются физкультминутки, выполняется гимнастика, рекомендованная по СанПин2.2.2/2.4.1340-03 (Приложение 1).
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Создание благоприятных условий для знакомства с основными алгоритмическими конструкциями, используемыми в языках программирования, обучение программированию через создание творческих проектов в среде Scratch.
Задачи:
образовательные (предметные)
· Обучить основным принципам работы в среде Scratch.
· Сформировать навыки работы в программной среде Sctratch с целью освоения основ программирования для управления действиями исполнителя, а также представления результатов исследования в виде авторских проектов в программной среде Scratch.
развивающие (метапредметные):
· Развивать способности детей к логическому, алгоритмическому мышлению, исследовательской и проектной деятельности.
воспитательные (личностные):
· Воспитывать настойчивость, инициативность, чувство ответственности, самодисциплину.
1.3. Содержание программы
Таблица 1
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
Формы контроля/промежуточной аттестации |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
Модуль 1 «В мире программирования» 2 часа |
|||||
1. |
Техника безопасности и организация рабочего места. Основные элементы среды Scratch |
2 |
1 |
1 |
Беседа, опрос. |
Модуль 2 «Приключения в космосе» 14 часов |
|||||
1. |
Рисуем спрайт. Суперлупер. |
2 |
1 |
1 |
Беседа практическая работа |
2. |
Рисуем фон. Первый полёт |
2 |
1 |
1 |
Беседа практическая работа |
3. |
Улетаем на Зисканар. Воздушный шар.
|
2 |
1 |
1 |
Беседа практическая работа |
4. |
Вверх- и полетели. Радиационный пояс. |
2 |
1 |
1 |
Беседа практическая работа |
5. |
Атака астероидов. Космическая прогулка |
2 |
1 |
1 |
Беседа практическая работа |
6. |
План «Бананы». Спасение |
2 |
1 |
1 |
Беседа практическая работа |
7. |
Полёт на Бананариту. Итоговое занятие. Золотой лабиринт.
|
2 |
1 |
1 |
Беседа практическая работа |
Итого: |
16 |
8 |
8 |
|
Содержание учебного плана
Модуль 1 «В мире программирования» 2 часа
Теория:
1. Техника безопасности и организация рабочего места.
Практика:
1. Основные элементами среды Scratch.
Модуль 2 «Приключения в космосе» 14 часов
Теория:
1. Рисуем спрайт.
2. Рисуем фон.
Практика:
1. Суперлупер.
2. Первый полёт.
3. Улетаем на Зисканар.
4. Воздушный шар.
5. Вверх- и полетели.
6. Радиационный пояс.
7. Атака астероидов.
8. Космическая прогулка.
9. План «Бананы».
10. Спасение.
11. Полёт на Бананариту.
12. Итоговое занятие. Золотой лабиринт.
1.4. Планируемые результаты
По окончании обучения, учащиеся будут:
● уметь составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя, знать основные алгоритмические структуры — линейную, условную и циклическую;
● знать принципы и структуру Scratch проектов;
● знать, как корректировать программу в случае необходимости;
● уметь создавать различные программы в среде Scratch;
● уметь планировать ход выполнения задания.
● уметь оценивать правильность решения учебно-исследовательской задачи;
● уметь корректировать свои действия, вносить изменения в программу и отлаживать её в соответствии с изменяющимися условиями;
● уметь сотрудничать и работать в режиме совместной деятельности со сверстниками в процессе проектной деятельности.
●
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2
Год обучения (уровень) |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
1 год |
2025г. |
2026 г. |
4 |
8 |
16 часов 4 часа в неделю |
2 раза в неделю по 2 час |
2.2. Условия реализации программы
Материально-технические обеспечение.
Для проведения занятий необходим кабинет, оснащенный следующим
оборудованием:
● ноутбук со встроенными динамиками и установленным
необходимым программным обеспечением (для педагога);
● ноутбуки с встроенными динамиками и установленным
необходимым программным обеспечением (для детей);
● проектор;
● МФУ (принтер, сканер, ксерокс);
● интерактивная доска;
● наличие доступа в сеть Интернет по технологии Wi-Fi;
● парты;
● стулья;
● шкафы для хранения методического и дидактического материала;
● наглядные пособия.
Кадровое обеспечение.
Реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы детского объединения «лаборатория Scratch программирования» осуществляет педагог дополнительного образования Виноградова Наталья Юрьевна, образование – среднее специальное, квалификационная категория - высшая.
2.3. Методическое обеспечение.
Официальные документы, КИМы
1. http://mon.gov.ru Министерство образования и науки Российской Федерации.
2. http://www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений.
Информатика и информационно-коммуникационные технологии
12. https://learningapps.org/createApp.php LearningApps создаём интерактивные упражнения для проверки знаний.
Образовательный процесс осуществляется в очной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В образовательном процессе используются следующие методы:
· объяснительно-иллюстративный;
· метод проблемного изложения (постановка проблемы и решение её самостоятельно или группой);
· проектно-исследовательский;
· наглядный (демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм; использование технических средств; просмотр видеоматериалов);
· практический (практические задания; анализ и решение проблемных ситуаций и т. д.).
Выбор методов обучения осуществляется исходя из анализа уровня готовности обучающихся к освоению содержания модуля, степени сложности материала, типа учебного занятия. На выбор методов обучения значительно влияет персональный состав группы, индивидуальные особенности, возможности и запросы детей.
Методы воспитания:
· мотивация;
· убеждение,
· поощрение,
· упражнение,
· стимулирование,
· создание ситуации успеха и др.
Формы организации образовательного процесса:
· индивидуальная;
· групповая.
Формы проведения занятия:
В образовательном процессе помимо традиционного учебного занятия используются многообразные формы, которые несут учебную нагрузку и могут использоваться как активные способы освоения детьми образовательной программы, в соответствии с возрастом обучающихся, составом группы, содержанием учебного модуля:
· беседа,
· лекция,
· практическое занятие,
· защита проектов,
· тестирование.
Педагогические технологии:
· индивидуализации обучения;
· группового обучения;
· коллективного взаимообучения;
· дифференцированного обучения;
· разноуровневого обучения;
· проблемного обучения;
· развивающего обучения;
· дистанционного обучения;
· игровой деятельности;
· коммуникативная технология обучения;
· коллективной творческой деятельности;
· решения изобретательских задач;
· здоровьесберегающая технология.
Здоровьесберегающая деятельность реализуется:
· через создание безопасных материально-технических условий;
· через включение в занятие динамических пауз, периодической смены деятельности обучающихся;
· через контроль педагога за соблюдением обучающимися правил работы за ПК;
· через создание благоприятного психологического климата в учебной группе в целом.
Дидактические материалы:
● Карточки-задания по темам;
● Олимпиадные задания («Час кода», «Урок Цифры»);
● Компьютерные презентации по темам;
● Интерактивные задания;
● Увлекательная программа-тренажёр для детей «Информатика»;
● Клавиатурный тренажер;
● Обучающие видеоролики;
● Онлайн курс логики ЛогикЛайк;
● Scratch 2.0
● Scratch 3.0
2.4. Формы аттестации
Формы, способы и средства проверки результатов обучения
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в течение всего учебного года. Для этого применяются следующие формы контроля: наблюдение, беседа, устный и письменный опросы, тестирование, практические работы, творческие проекты. В некоторых разделах программы обучения предусмотрены занятия на решение олимпиадных задач, что также является одним из способов проверки уровня знаний учащихся. В течение учебного года учащиеся могут принимать участие в различных конкурсах и олимпиадах по информатике, логике, программированию в Scratch, что позволяет оценить уровень знаний и навыков.
По итогам года, учащиеся выполняют итоговый творческий проект, который носит обобщающий характер. Учащиеся самостоятельно создают в программе Scratch свой мультфильм или игру. Далее осуществляется защита проектов.
Мониторинг освоения изученного материала программы осуществляется по трехуровневой системе: низкий, средний и высокий уровни.
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
итоговые тесты.
Модуль 1 «В мире программирования» Приложение 1
Модуль 2 «Приключения в космосе» Приложение 2
Методические материалы
Методическое обеспечение:
● Карточки-задания по темам;
● Олимпиадные задания («Час кода», «Урок Цифры»);
● Компьютерные презентации по темам;
● Интерактивные задания;
● Увлекательная программа-тренажёр для детей «Информатика»;
● Клавиатурный тренажер;
● Обучающие видеоролики;
● Онлайн курс логики ЛогикЛайк;
● Scratch 2.0
● Scratch 3.0
2.6. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы
Цель воспитательного процесса обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни.
Задачи воспитательного процесса
· способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
· развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
· способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
Планируемые результаты
· активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
· оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы.
Приоритетные направления воспитания
1. Гражданско-патриотическое воспитание: формирование патриотических и ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине.
2. Духовно-нравственное воспитание: формирование ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики, о духовных ценностях народов России.
3. Художественно-эстетическое воспитание: формирование характера и нравственных качеств, развитие хорошего вкуса и поведения.
4. Спортивно-оздоровительное воспитание: содействие здоровому образу жизни.
5. Трудовое и профориентационное воспитание: формирование знаний и представлений о трудовой деятельности, выявление творческих способностей и профессиональных направлений обучающихся.
6. Воспитание познавательных интересов: формирование потребности в приобретении новых знаний, интереса к творческой деятельности.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия.
При организации и проведении воспитательных мероприятий в объединении «Крдилаб» применяются традиционные технологии:
· критическое мышление;
· здоровьесберегающие;
· ситуации успеха;
· личностно-ориентированная;
· дискуссии
Календарный план воспитательной работы
объединения «Кодилаб» на 2024-2025 учебный год
Педагог дополнительного образования Виноградова Наталья Юрьевна
Календарный план воспитательной работы
Таблица 3
№ п/п |
Название мероприятия, события |
Цель |
Краткое содержание |
Форма проведения |
Сроки проведения |
Ответственные |
1 |
День программиста в России |
Знакомство с историей возникновения профессии. |
|
Беседа, презентация |
в теч. года |
Виноградова Н.Ю. |
4 |
День информатики в России |
привлечь внимание ребят к событию государственного значения и сформировать представление о важной роли информатики в жизни каждого человека. |
|
Беседа, тренажер Урок цифры |
в теч. года |
Виноградова Н.Ю. |
7 |
Международный день безопасного интернета |
обеспечение информационной безопасности обучающихся в сети Интернет. |
|
Беседа, правила безопасности в сети интернет |
в теч. года |
Виноградова Н.Ю. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голиков Д. В. Scratch для юных программистов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2019. — 192 с.: ил.
2. Патаракин Е. Д. Учимся готовить в среде Скретч (Учебно-методическое пособие). М: Интуит.ру, 2008
3. Путина А.С.Scratch 2.0: от новичка к продвинутому пользователю. Пособие для подготовки к Scratch-Олимпиаде. -М.: Лаборатория знаний, 2019. – 87 с.: ил.
4. Ранее обучение программированию в среде Scratch, В.Г. Рындак, В.О. Джинжер, Л.В. Денисова;
5. Рындак В. Г., Дженжер В. О., Денисова Л. В. Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch. — Оренбург: Оренб. гос. ин-т. менеджмента, 2019;
Приложение 1
Модуль 1 «В мире программирования»
Задание:
Опишите основные элементами среды Scratch.
Приложение 2
Модуль 2 «Приключения в космосе»
Задание:
1. Придумайте игру с космическими объектами.
2. Используйте изученные коды
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.