Программа коррекционно-развивающего курса «Развитие навыков грамотного письма» для обучающихся с ОВЗ с ЛГНР 5-9 классов
Оценка 5

Программа коррекционно-развивающего курса «Развитие навыков грамотного письма» для обучающихся с ОВЗ с ЛГНР 5-9 классов

Оценка 5
docx
30.10.2022
Программа коррекционно-развивающего курса «Развитие навыков грамотного письма» для обучающихся с ОВЗ с ЛГНР 5-9 классов
Программа учителя-логопеда Развитие навыков грамотного письма для ОВЗ с ЛГНР.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающего курса

«Развитие навыков грамотного письма»

для обучающихся с ОВЗ с ЛГНР

5-9 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед: Грудинская В.Н.

 

 

 

Пояснительная записка к рабочей программе коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ с ЛГНР (ЗПР)

               Программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ (ЗПР)с ЛГНР — это комплексная программа по оказанию помощи детям с задержкой психического развития в освоении адаптированной образовательной программы основного общего образования (АОПООО), консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям), разработана на основе документов:

-Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

- Письмо Минобрнауки России от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»

- Постановление Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 (Санитарно-эпидемологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ)

- Основная образовательная программа основного общего образования;

- учебного плана образовательного учреждения.

 

Цель коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)» – коррекция и преодоление или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЛГНР (ЗПР), развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.

 

Задачи коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)»:

-коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;

- совершенствование зрительно-пространственных и пространственно- временных представлений;

-совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;

-формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;

-коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;

-формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;

-коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;

-развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.

Коррекционно-развивающий курс является обязательной частью коррекционно- развивающей области АООП ООО обучающихся с ЗПР. Курс обеспечивается логопедическим сопровождением и направлен на преодоление и/или ослабление нарушений/недостатков речевого развития у школьников 5–9 классов, получающих образование в соответствии с АООП ООО обучающихся с ЗПР.

Коррекционно-развивающие логопедические занятия проходят во второй половине дня во внеурочное время в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы. В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих логопедических занятий  предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.

Продолжительность и интенсивность занятий определяется индивидуально, но не реже 2-х раз в неделю. В зависимости от выраженности речевого нарушения на основании рекомендаций ППк количество еженедельных занятий может быть увеличено.

Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и может составлять:

групповое занятие – 40 минут;

подгрупповое занятие – 30–40 минут;

индивидуальное занятие – 20–40 минут.

Учитель-логопед работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами сопровождения, что обеспечивает комплексный подход в решении трудностей обучающегося.

Принципы и методы, определяющие реализацию программы

Основными принципами, определяющими построение, реализацию программы и организацию работы по ней, являются:

гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

учёта этиологии и механизмов речевых нарушений;

Данные принципы позволяю обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Обучающиеся с ЗПР продолжают испытывать трудности освоения программного материала по учебному предмету «Русский язык», связанные с особенностями речевого развития. Трудности письма у школьников с ЗПР на уровне основного общего образования часто обусловлены недостатками фонематических процессов, нарушением языкового анализа и синтеза. Подростки с ЗПР продолжают  затрудняться в выделении позиций и последовательности звуков в словах сложной слоговой структуры, допускают ошибки на смешение оппозиционных звуков, могут переставлять звуки в словах, пропускать на письме буквы в словах, малознакомых или сложных для фонематического восприятия.

У большинства обучающихся с ЗПР навыки словообразования формируются специфично и с некоторым запозданием, у них затруднены навыки словообразования приставочным и суффиксальным способами. Школьники могут применить изученный ранее способ преобразования на других словах формально, без опоры на лексическое и грамматическое значение слова, что приводит к ошибкам. Использование навыков словоизменения связано с трудностями понимания контекста в словосочетании и предложении: ученик может, изменить форму существительного, забыв при этом про форму прилагательного, и наоборот.

У подростков с ЗПР, как правило, недостаточно сформирован лексико- грамматический компонент речи, что приводит к затруднениям при формулировании собственных мыслей. В связной речи чаще используются упрощенные и обедненные речевые конструкции, заученные «штампы», допускаются семантические замены, наблюдаются затруднения в подборе слов, синонимов, что затрудняет коммуникацию в целом.

У обучающихся с ЗПР отмечается недостаточный уровень осознанной регуляции и самоконтроля при письме, что при повышении степени их самостоятельности приводит к увеличению количества ошибок. Как правило, они не замечают собственные ошибки, часто отвлекаются в процессе выполнения задания. У большинства школьников с ЗПР наблюдается замедленный темп письма.

На фоне специфических ошибок письма и чтения у обучающихся с ЗПР при отсутствии коррекционной работы возникает стойкая дизорфография, что значительно затрудняет овладение навыками грамотного письма в 5–9 классах и программным материалом по учебному предмету «Русский язык». Трудности различения фонетических, словообразовательных, морфологических, синтаксических и смысловых особенностей слов не позволяют школьникам понять и правильно применять орфографическое правило.

Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной логопедической помощи, которая реализуется в процессе освоения коррекционно- развивающего курса.

В процессе проведения коррекционно-развивающих занятий осуществляются формирование языковых обобщений, коррекция и развитие навыков правильного использования языковых средств в процессе общения и в учебной деятельности. Происходят обогащение лексического строя речи, развитие лексической системности, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения новыми способами словоизменения и словообразования изучаемых частей речи, моделями различных синтаксических конструкций. Осуществляется развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции речевого высказывания, выполняющей коммуникативную функцию.

Учитель-логопед работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами сопровождения, что обеспечивает комплексный подход в решении трудностей обучающегося.

 В результате освоения коррекционного курса коррекционно- развивающих занятий осуществляется формирование речевой компетенции учащихся, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций.

Планируемые результаты

Предметные результаты

-усвоить основные понятия курса русского языка (фонетические, лексические, грамматические), представляющие основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношения и функции;

-овладеть основными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

-уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

-позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

-овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач

                                                   

Личностные результаты

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои ошибки, поступки;

-овладеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-развитие этических чувств, проявление доброжелательности;

-формирование установки к работе на результат.

Метапредметные результаты

-уметь ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);

-уметь полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе;

-ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

-уметь задавать вопросы.

Содержание логопедических занятий

Фонетика. Графика.

Развитие фонематических представлений (дифференциация гласных и согласных, согласных по различным основаниям; обозначение мягкости согласных буквами Ь, Ю, Я, И, Е, Ё; транскрипция). Упражнения для совершенствования графомоторной координации.

Орфография. Развитие орфографической зоркости, отработка алгоритмов решения орфографических задач (повторение изученных орфограмм).

Морфемика и морфология. Развитие морфологических морфемных и лексико-грамматических представлений (состав слова, части речи, орфограммы в различных частях слова, дифференциация корней «-лаг-»-«-лож-», «-раст-/-ращ-»-«-рос-»; чередование гласных в корнях  -кос-, -кас-; -гор-, -гар-. дифференциация приставок на з-с; суффиксальные орфограммы; суффиксы наречий (правило окна) и глаголов.

Синтаксис. Развитие анализа структуры предложения. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Обращение. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания.

Связная речь. Чтение. Упражнения в составлении предложений (с заданными словами, на различные темы). Устный рассказ, пересказ. Упражнения для развития навыка чтения.

 Способы определения результативности:

- тестирование, диктанты в начале и конце учебного года с промежуточной диагностикой. В качестве диагностического инструментария используются рекомендации и методический материал, представленные в работах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О.А. Ишимовой и др. На основании данных методик проводится обследование устной и письменной речи, результаты которого фиксируются в речевой карте.

Формы подведения итогов: Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий). Для каждого обучающегося заполняется Речевая карта и карта динамики речевого развития.

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса

Обучающийся 5 – 7 класса должен знать:

понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение», «рассказ».

роль гласных и согласных и слове;

смысловые и грамматические признаки слов-предметов, действий, отношений, признаков;

вопросительные слова к словам-предметам, действиям, признака

условно - графические схемы слов и предложений; принцип построения простого предложения и возможность его распространения;

существительные изменяются по числам и падежам;

глаголы изменяются по числам, родам и временам;

возможности использования способов словообразования.

Обучающийся должен уметь: говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно;

производить фонетический разбор; делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах различной слоговой структуры, определять характер звуков: гласные /ударные, безударные/, согласные /звонкие - глухие, твердые - мягкие/, соотносить количество звуков и букв в словах;

образовывать нужную в предложении форму словаиспользовать в предложении слова различных частей речи /существительные, глаголы, прилагательные/, устанавливать связь между ними по вопросам;

отвечать на вопросы, используя слова вопроса;

составлять предложения по опорным словам по картинкам и сериям картинок, по графической схеме;

группировать слова, словосочетания, предложения по заданному признаку;

пользоваться формами словообразования и словоизменения для точности выражения мысли; использовать грамматические, конструкции словосочетаний с существительными /по типу согласования/ и с глаголами /по типу управления и примыкания/.

Обучающийся 8 – 9 класса должен знать: структуру и грамматические признаки простых распространенных предложений;

характеристику частей речи, их формы, возможности употребления в предложениях;

признаки однокоренных слов, синтаксическая роль разных морфемных частей слова; одно и то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми средствами;

различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыслу содержание;

запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением обогащает речь; грамматические средства изменения существительных, прилагательных, глаголов; связь частей речи и значения формы каждой части речи для выполнения синтаксической роли.

Обучающийся должен уметь:

включать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, в состав предложений разных структур; определять синтаксическую роль слова по той или иной его части /окончанию, суффиксу, приставке/;

различать существительные мужеского, женского и среднего рода по их связям с другими словами в предложении;

определять значение наиболее употребляемых существительных с мягким знаком; изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее значения в составе предложения;

составлять простые и сложные предложения и ситуативной речи; пользоваться приемами словообразования и словоизменения для выражения отношений между словами; определять тему рассказа по содержанию.

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение:

1.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.

2.Елецкая О.В. Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи// Логопед, 2005 - №1

3.Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР/ практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003г.

4.О. Б. Иншакова. Методика выявления дизорфографии у младших школьников. – М.: В. Секачев, 2014 г

5.Ишимова О. А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Програмно – методические материалы. М.: Просвещение, 2014 г.

6.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991.

7.Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,2004.


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающего курса «Развитие навыков грамотного письма» для обучающихся с

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающего курса «Развитие навыков грамотного письма» для обучающихся с

Пояснительная записка к рабочей программе коррекционно-развивающей работы для обучающегося с

Пояснительная записка к рабочей программе коррекционно-развивающей работы для обучающегося с

Продолжительность и интенсивность занятий определяется индивидуально, но не реже 2-х раз в неделю

Продолжительность и интенсивность занятий определяется индивидуально, но не реже 2-х раз в неделю

В связной речи чаще используются упрощенные и обедненные речевые конструкции, заученные «штампы», допускаются семантические замены, наблюдаются затруднения в подборе слов, синонимов, что затрудняет коммуникацию в…

В связной речи чаще используются упрощенные и обедненные речевые конструкции, заученные «штампы», допускаются семантические замены, наблюдаются затруднения в подборе слов, синонимов, что затрудняет коммуникацию в…

Метапредметные результаты -уметь ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам); -уметь…

Метапредметные результаты -уметь ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам); -уметь…

Обучающийся должен уметь: говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно; производить фонетический разбор; делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах различной слоговой структуры,…

Обучающийся должен уметь: говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно; производить фонетический разбор; делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах различной слоговой структуры,…

Кобзарева Л.Г., Резунова М.П.,

Кобзарева Л.Г., Резунова М.П.,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2022