«Утверждаю»
Директор
МБОУ «СОШ №39»
_______________/ ФИО
от «_____» _____________ 20 _г.
коррекционно-развивающих, профилактических занятий
«Гроссмейстер общения»
Возраст детей: 12 – 16 лет.
Тип программы: коррекционно-развивающая, социально-психологическая.
Педагог-психолог МБОУ «СОШ №39»
Пояснительная записка
По данным различных научных исследований, каждый четвертый молодой человек подвергался насилию в том или ином его проявлении или совершал насилие. Согласно данным ВОЗ за 2010 год, ежедневно в Европе в результате насилия погибают примерно 40 молодых людей в возрасте от 10 до 29 лет или более 15 тыс. человек в год. По данным ВОЗ, насилие является третьей по значению причиной смертности в этой возрастной группе. Самый высокий уровень смертности по насильственным причинам зафиксирован в России - 15,85 на 100 тысяч человек. По самоубийствам в возрастной группе 14 – 29 лет Россия так же на первом месте: с 1998 года в стране регистрируется не менее 51 тыс. случаев суицида ежегодно.
Помимо этих настораживающих фактов в России, по данным ВОЗ, наблюдается повсеместная тенденция роста показателей по всем видам насилия. Значительная часть подростков страдает также от сексуального насилия. Например, от трех до 24 процентов женщин, в рамках проведенного ВОЗ исследования по вопросам здоровья женщин и бытового насилия в отношении женщин, сообщают о том, что их первый сексуальный опыт носил насильственный характер.
Современное общество, так же, остро осознает необходимость защиты детей от сексуальных посягательств и эксплуатации со стороны взрослых. Тем не менее, по данным ВОЗ за 2009 год в России, примерно 20% женщин и 5-10% мужчин сообщают о том, что в детстве подвергались сексуальному насилию, в то время как 25-50% всех опрошенных детей сообщают о том, что подвергались физическому насилию и эмоциональному жестокому обращению (иногда называемому психологическим жестоким обращением) и оставлены без заботы.
Среди подростков, также, распространены случаи драк и издевательств (до 37 процентов молодых людей подвергались моббингу со стороны сверстников), в том числе и по национальному, религиозному и расовому признаку.
Одной из важнейших психологических причин, побуждающих молодых людей к различного рода насильственному поведению, является отсутствие у них адаптивных коупинг - стратегий (стратегий совладания) в трудной жизненной ситуации и неумение ассертивно реагировать.
Юридическими основаниями программы являются Конституция Российской Федерации, Закон о молодежной политике РФ, положение Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909, а также принятыми ЮНЕСКО Декларациями о правах человека, ребенка, принципов толерантности и Декларацией о культуре мира Организации объединенных наций.
Этическими основаниями программы являются принципы равенства вне зависимости от возрастной, половой и расовой принадлежности, мультикультурализма, ценности многонационального российского общества, соблюдение прав и свобод личности, поддержание межнационального мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма, дискриминации, насилия и ксенофобии.
Данная программа является программой социально-педагогической направленности, так как формы, методы и методики работы носят социально-педагогический и психолого-педагогический характер.
Связь программы «Гроссмейстер общения» с уже существующими по данному направлению программами заключается в логике правопреемственности: авторы программы основывались на разработанных ими ранее программах, получивших государственную грантовую поддержку:
· проект социально-психологического тренинга профилактики дискриминации в подростково - молодежной среде «Шаг навстречу» (грант 3 степени областного конкурса программ и проектов в сфере профилактики экстремизма в подростковой среде, приказ министерства образования Саратовской области №1928 от 13.10.2008),
· программа первичной профилактики наркомании в подростково - молодежной среде «Преодоление» (сертификат №118 Министерства образования РФ от 5.08.2002),
· коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер» (СПб.: Речь, 2010. – 384 с.).
Одной из важнейших практических разработок является система интервенций, нацеленных на экологичное и гуманистически ориентированное общение и выражение эмоций и мыслей в группе. Темы обратной связи, поддержки и взаимопонимания проходят сквозь все фазы группового процесса, постепенно изменяясь и усложняясь. Их отработка существенно зависит от потребностей группы, уровня зрелости участников.
В программе использовано множество авторских методик и упражнений, используемых в работе с группой.
Цель программы: развитие качеств личности подростка, обучение его навыкам и умениям, способствующим успешной социализации.
Для реализации поставленной цели в программе решаются следующие задачи:
Образовательные: формирование адаптивных стратегий совладания в трудной жизненной ситуации и позитивных социально приемлемых поведенческих навыков у участников программы.
Воспитательные: создание альтернативного социально приемлемого круга общения для подростков, склонных к асоциальному поведению, а также психологическая профилактика склонности к насильственному поведению, профилактика различных зависимостей у участников программы.
Развивающие: развитие самосознания и помощь в формировании у подростков позитивного «образа Я».
Структура программы предполагает следующие разделы:
Первый раздел «Ознакомительный» носит ознакомительный и диагностический характер. Упражнения и технологии этого раздела направлены на решение следующих важных задач, имеющих большое значение для успешной реализации всей программы в целом. Первая задача - знакомство, развитие группового доверия, сплоченность, создание эмоционально комфортной атмосферы в группе. Чем более комфортный психологический климат в группе будет выстроен на этом этапе работы, тем эффективнее будут усваиваться знания и навыки дальнейших этапов. Второй, не менее важной, задачей является психодиагностика, необходимая для объективной оценки эффективности участия в программе. Третьей важной задачей является введение в тему обучения ассертивному общению участников программы.
Второй раздел «Профилактический» носит профилактический характер. Он посвящен психологической профилактике насильственного поведения и агрессивных проявлений в подростковой среде, в том числе в таких его важных аспектах, как создание условий для формирования межэтнической толерантности и профилактики ксенофобии, уменьшение случаев насилия и моббинга в дружеском общении и близких отношениях на стадии свиданий. Также раздел затрагивает вопросы профилактики различных зависимостей (компьютерной, химической и т.п.). Этот раздел создает базу для формирования навыков ответственного и ассертивного поведения, которым и посвящен следующий раздел.
Третий раздел «Поведение и общение», в основном, затрагивает поведенческую сферу и сферу коммуникаций и посвящен формированию у подростков следующих навыков и умений:
· стратегий преодоления кризисных жизненных ситуаций,
· развитию стрессоустойчивости и жизнестойкости,
· обучению способам совладания с агрессией и гневом, а также экологичным формам их выражения,
· развитию эмпатии, как поведенческого навыка и свойства личности,
· обучению навыкам ассертивного и ответственного поведения (уверенного и неагрессивного),
· развитию толерантности, как свойства личности и поведенческого навыка.
Данный раздел позволяет корректировать неадаптивные социально неприемлемые стратегии совладания, в том числе повышенную агрессивность и аутоагрессивное поведение (суицидальные тенденции) подростков через формирование адаптивных стратегий совладания в трудной жизненной ситуации и позитивных социально приемлемых поведенческих навыков.
Четвертый раздел «Социализация» посвящен развитию самосознания и помощи в формировании у подростков позитивного «образа Я». Для осуществления поставленной цели в разделе рассматриваются следующие темы:
· коррекция самооценки, развитие позитивного самоотношения и навыков принятия себя,
· помощь в формировании позитивных социально приемлемых жизненных целей и ценностей,
· формирование позитивного представления о будущем и определение личных параметров успешности,
· первичная профориентация, как личностный выбор деятельности путем осознания особо значимых ее аспектов.
Именно этот раздел более всех предыдущих посвящен успешной социализации личности подростка, через помощь в формировании позитивного «образа Я».
Пятый раздел «Завершающий» посвящен выходной психологической диагностике, необходимая для объективной оценки эффективности участия в программе, а также профилактике групповой зависимости, помощь в развитии самостоятельности и критического мышления.
Тема профилактики групповой зависимости, помощи в развитии самостоятельности и критического мышления является очень важной, так как, именно подростковый возраст характеризуется ориентировкой на нормы группы, что может быть как плюсом, так и минусом для дальнейшей успешной социализации личности. Поскольку одной из целей программы является создание альтернативного социально приемлемого круга общения для подростков, склонных к асоциальному поведению, то по окончании участия в программа необходимо осуществить процесс «официального прощания», «расставания» с группой и сделать акцент на развитии самостоятельности и критического мышления. Что послужит профилактике зависимости от группы, профилактике вовлечения уже молодого человека, а не подростка, в различные группы асоциального толка, в том числе тоталитарные.
Целевой группой данной программы являются подростки в возрасте 1 – 16 лет, группа постоянна по составу, условия к гендерной однородности не предъявляются.
Особенности набора участников: в группу набираются как подростки, склонные к девиантному поведению, так и социально активные подростки, могущие быть примером для подражания. Условием приема в объединение может быть как собственное желание подростка, так и направление социального педагога, если подросток стоит на общешкольном учете. С таким участником тогда проводится собеседование с целью мотивации его участия в объединении.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 9 месяцев в течение одного учебного года.
Режим занятий. Программа реализуется в режиме пролонг - тренинга. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Форма организации занятий групповая (группа не более 15 человек) и индивидуальная.
Форма проведения занятий – семинар-тренинг. Предлагаемые в программе приемы, формы и методы работы адекватны возрастной категории участников. Психологические игры и упражнения, используемые в программе: психологические разминки и энергетизаторы; процессуальные упражнения: психодинамические игры, ролевые игры, квесты или средовые игры, эвристические игры, арттерапевтические методики, релаксационные упражнения и психотехники саморегуляции.
Структура занятия
№ этапа занятия |
Название этапа |
Цель и назначение этапа |
Формы работы этапа |
|
|
1. |
Вводная рефлексия |
2. |
Разминка 1 |
Энергетизация участников для дальнейшей работы. Создание эмоционально комфортной атмосферы в группе. |
Психогимнастические упражнения |
3. |
Основной 1 |
Решение задач занятия, работа по теме. Обучение основным навыкам и приемам. |
Психологические игры, упражнения, лекция, семинар. |
4. |
Промежуточная рефлексия 1 |
Анализ работы на основном этапе. Закрепление полученных знаний, умений и навыков. |
Беседа |
5. |
Разминка 2 |
Энергетизация участников для дальнейшей работы. |
Психогимнастические упражнения |
6. |
Основной 2 |
Решение задач занятия, работа по теме. Обучение основным навыкам и приемам. |
Психологические игры, упражнения, лекция, семинар. |
7. |
Заключительный |
Стабилизация эмоционального состояния. Получение позитивной обратной связи от группы. |
Психогимнастические упражнения |
8. |
Промежуточная рефлексия 2 |
Анализ работы на основном этапе. Закрепление полученных знаний, умений и навыков. |
Беседа |
9. |
Итоговая рефлексия |
Анализ работы по всему занятию. |
Беседа |
Ожидаемые результаты и способы оценки их результативности.
Участник программы по ее окончанию должен:
1. Владеть стратегиями преодоления кризисных жизненных ситуаций.
2. Знать способы и уметь совладать с агрессией и гневом, а также выражать их в экологичной форме.
3. Владеть навыками ассертивного и ответственного поведения (уверенного и неагрессивного).
Качества личности, которые могут развиваться у воспитанников в ходе посещения занятий: стрессоустойчивость; эмпатия; толерантность; адекватная самооценка и позитивное самоотношение; самостоятельность и критическое мышление.
Так же участник должен иметь представление о:
· недопустимости и разрушительности моббинга, агрессивного и насильственного поведения;
· межэтнической, возрастной, социальной и гендерной толерантности;
· вреде и разрушительных последствиях различных зависимостей (компьютерной, химической и т.п.).
Для оценки результатов по программе будут использоваться следующие методы:
· анализ динамики поведения участников от раздела к разделу,
· анализ и сравнение результатов итоговых рефлексий каждого занятия,
· моделирование проблемных ситуаций по изученным темам.
· анализ анкет обратной связи после каждого раздела,
· сравнение результатов входной и выходной психологической диагностики.
Социальный эффект от внедрения проекта может быть зафиксирован как оперативно (по результатам первоочередных мероприятий), так и отдален во времени (в силу продолжительности процесса деятельности).
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является мониторинг и итоговое занятие. Мониторинг программы осуществляется по следующим показателям: списки участников, анкеты обратной связи, фотографии фрагментов проводимых занятий.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Всего часов |
Индиви-дуальные |
Групповые |
|
теория |
прак-тика |
||||
1. |
Первый раздел «Ознакомительный» |
20 |
12 |
1 |
7 |
1.1. |
Тема «Знакомство и принятие правил работы в группе» |
2 |
- |
- |
2 |
1.2. |
Тема «Входная психологическая диагностика» |
14 |
12 |
- |
2 |
1.3. |
Тема «Сплочение и создание эмоционально комфортной атмосферы в группе для дальнейшей работы» |
2 |
- |
- |
2 |
2. |
Второй раздел «Профилактический» |
12 |
- |
3 |
9 |
2.1. |
Тема «Профилактика насилия и моббинга в отношениях» |
4 |
- |
1 |
3 |
2.2. |
Тема «Профилактика межэтнической розни и ксенофобии» |
2 |
- |
1 |
3 |
2.3. |
Тема «Профилактика различных зависимостей (компьютерной, химической и т.п.)» |
4 |
- |
1 |
3 |
3. |
Третий раздел «Поведение и общение» |
12 |
- |
6 |
6 |
3.1. |
Тема «Совладание с агрессией и гневом» |
2 |
- |
1 |
1 |
3.2. |
Тема «Профилактика суицидального поведения» |
2 |
- |
1 |
1 |
3.3. |
Тема «Развитие стрессоустойчивости» |
2 |
- |
1 |
1 |
3.4. |
Тема «Развитие эмпатии» |
2 |
- |
1 |
1 |
3.5. |
Тема «Обучение навыкам ассертивного, партнерского и ответственного поведения» |
2 |
- |
1 |
1 |
3.6. |
Тема «Развитие толерантности» |
2 |
- |
1 |
1 |
4. |
Четвертый раздел «Социализация» |
12 |
- |
4 |
8 |
4.1. |
Тема «Коррекция самооценки» |
4 |
- |
1 |
3 |
4.2. |
Тема «Формирование позитивных социально приемлемых ценностей» |
4 |
- |
1 |
3 |
4.3. |
Тема «Формирование позитивного представления о будущем» |
2 |
- |
1 |
1 |
4.4. |
Тема «Первичная профориентация» |
2 |
- |
1 |
1 |
5. |
Пятый раздел «Завершающий» |
18 |
12 |
1 |
5 |
5.1. |
Тема «Профилактика групповой зависимости» |
2 |
- |
1 |
1 |
5.2. |
Тема «Выходная психологическая диагностика» |
14 |
12 |
- |
2 |
5.3. |
Тема «Подведение итогов» |
2 |
- |
- |
2 |
Всего: |
72 |
24 |
14 |
34 |
Содержание программы
1. Первый раздел «Ознакомительный».
1.1. Тема «Знакомство и принятие правил работы в группе».
Практика: Знакомство с целью и задачами программы, нормами и правилами общения в группе, уточнение запроса участников через активные формы, направленные на знакомство и создание эмоционально комфортной атмосферы в группе.
1.2. Тема «Входная психологическая диагностика».
Практика: входное психологическое тестирование с помощью пакета диагностических методик, обсуждение полученных результатов. Уточнение целей дальнейшей работы.
Индивидуальная работа: ознакомление каждого участника с результатами тестирования и формулирование личной цели и задач участия.
1.3. Тема «Сплочение и создание эмоционально комфортной атмосферы в группе для дальнейшей работы».
Практика: активные и интерактивные формы работы, основанные на психодинамических процессах, позволяющие сплотить группу и создать в ней эмоционально комфортную атмосферу.
2. Второй раздел «Профилактический».
2.1. Тема «Профилактика насилия и моббинга в отношениях».
Теория: знакомство с понятиями «моббинг», «насилие», феноменами и негативными последствиями для личности и социума этих явлений.
Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на формирование негативного отношения к насилию, повышению социальной чувствительности к недопустимости насильственных действий.
2.2. Тема «Профилактика межэтнической розни и ксенофобии».
Теория: психологическое просвещение о феномене дискриминации и его признаках, причинах ксенофобии и дискриминации, разрушительных последствий для личности и социума этих явлений.
Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на формирование негативного отношения к ксенофобии и дискриминации, повышению социальной чувствительности к недопустимости подобных проявлений.
2.3. Тема «Профилактика различных зависимостей (компьютерной, химической и т.п.)».
Теория: знакомство с понятие «зависимость», феноменами и негативными последствиями разного рода зависимостей.
Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на формирование негативного отношения к злоупотреблению компьютером, а так же употреблению различных химических веществ, вызывающих зависимость.
3. Третий раздел «Поведение и общение».
3.1. Тема «Совладание с агрессией и гневом».
Теория: знакомство с понятиями «агрессия» и «гнев», причинами их возникновения, формами выражения, сравнение «защитной» и «немотивированной» агрессивности.
Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на обучение способам совладания с агрессией и гневом, а также экологичным формам их выражения.
3.2. Тема «Профилактика суицидального поведения».
Теория: первичная профилактика суицидального поведения среди подростков через пропаганду ценности жизни.
Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на формирование адаптивных коупинг - стратегий и проблемо - разрешающего поведения, профилактику аутоагрессии.
3.3. Тема «Развитие стрессоустойчивости».
Теория: знакомство с понятиями «стрессоустойчивость», способы самопомощи при стрессе, релаксация и аутогенная тренировка.
Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на обучение навыкам и способам самопомощи при стрессе, релаксации и аутогенной тренировки. Развитие стрессоустойчивости.
3.4. Тема «Развитие эмпатии».
Теория: знакомство с понятием «эмпатия», как свойством личности и поведенческим навыком. Границы эмпатии, эмпатия и самозащита.
Практика: определение уровня эмпатии, активные и интерактивные формы работы, направленные на развитие эмпатичности.
3.5. Тема «Обучение навыкам ассертивного, партнерского и ответственного поведения».
Теория: понятие «ассерция», как уверенное неагрессивное поведение. Партнерство и агрессия: общее и отличие.
Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на обучение ассертивным, партнерским формам поведения.
3.6. Тема «Развитие толерантности».
Теория: понятие «толерантность». Уместность и границы толерантности, как нетерпимость к социально опасному и саморазрушительному поведению.
Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на развитие толерантности.
4. Четвертый раздел «Социализация».
4.1. Тема «Коррекция самооценки».
Теория: знакомство с понятием «Образ Я». Самооценка и самоотношение, понятие, характеристики, формирование и самоформирование.
Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на коррекцию самооценки, развитие позитивного самоотношения и навыков принятия себя.
4.2. Тема «Формирование позитивных социально приемлемых ценностей».
Теория: знакомство с понятием «ценностная структура личности», формирование и самоформирование. Социально приемлемые и социально неприемлемые ценности, негативные и позитивные ценности: конфликт и интеграция.
Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на помощь в формировании позитивных социально приемлемых жизненных целей и ценностей.
4.3. Тема «Формирование позитивного представления о будущем».
Теория: представления о будущем: возникновение и развитие. Представления о будущем и успешность. Личные и общественные представления об успешности: конфликт и интеграция.
Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на формирование позитивного представления о будущем и определение личных параметров успешности.
4.4. Тема «Первичная профориентация».
Теория: первичная профориентация, как личностный выбор деятельности путем осознания особо значимых ее аспектов.
Практика: активные и интерактивные формы работы по первичной профориентации.
5. Пятый раздел «Завершающий».
5.1. Тема «Профилактика групповой зависимости».
Теория: психологическое просвещение о феномене групповой зависимости и его признаках, причинах и последствиях, помощи в развитии самостоятельности и критического мышления.
Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на создание условий для формирования самостоятельности и критического мышления.
5.2. Тема «Выходная психологическая диагностика».
Практика: выходное психологическое тестирование с помощью пакета диагностических методик, сравнение результатов входной и выходной психологической диагностики, обсуждение полученных результатов.
Индивидуальная работа: ознакомление каждого участника с результатами тестирования и обсуждение личных результатов участия в программе.
5.3. Тема «Подведение итогов».
Практика: подготовка и проведение итогового «капустника» на тему «Как это было» по итогам и впечатлениям участников программы. Итоговая процедура прощания.
Условия реализации и методическое обеспечение программы
Требования к помещению для занятий. Помещение для занятий должно быть достаточно большим, хорошо освещенным, теплым, непроходным, оснащенным мягкой мебелью или удобными стульями по количеству участников группы.
Оборудование:
1. 20 альбомов для рисования.
2. Фотоаппарат.
3. 2 Мягких игрушки небольшого размера (предпочтительнее медвежонок).
4. 20 шариковых ручек синего цвета.
5. 20 тетрадей для записей.
6. Клей-карандаш – 20 шт.
7. Ножницы – 20 шт.
8. Флипчат.
9. Бумага для флипчата.
10. Маркеры – 3 шт.
11. Бумага для принтера – 1 пачка.
12. Картридж.
Список использованной литературы
1. Аношкина Ю.Ю., Емельянова Е.В., Тимошенко Г.В. Коррекционно -развивающая программа для подростков «Фарватер» /под ред. Е.В. Емельяновой. – СПб.: - Речь, 2010. – 284 с.
2. Аношкина Ю.Ю., Щеглова О.В. Опыт развития коупинг -стратегий у молодежи, находящейся в петенциарных учреждениях, через профилактику суицидальных рисков и агрессивности // Психология социального взаимодействия в изменяющемся мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Саратов, 7-8 октября 2010 г./ Под ред. Р.М. Шамионова, Т.В. Бесковой. – Часть I.- Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – с. 72 – 76.
3. Аношкина Ю.Ю. Совершенствование личности психолога-консультанта, как основного инструмента, формирующего эффективный консультативный контакт // Вопросы этической психологии: Сборник научных трудов /Под ред. Т.В. Бесковой. – Саратов: ООО «ИЦ «Наука», 2010. – с. 146 – 154.
4. Аношкина Ю.Ю., Щеглова О.В. Исследование факторов суицидального риска в молодежной среде //Психологическое сопровождение образовательного процесса: материалы областной научно-практической конференции 28 марта 2007 года. – Саратов: Научная книга, 2007. – с. 6 – 11.
5. Аношкина Ю.Ю. комплексная программа первичной профилактики наркомании «Преодоление» // Сборник программ по организации волонтерской деятельности «Добровольчество – путь к овладению профессией». – Саратов: ООО «Бонапарт ПС», 2009. – с. 37 – 67.
6. Аношкина Ю.Ю. Клуб практической психологии, как форма профилактики девиантного поведения в молодежной среде //Технологии социально-психологической работы в профилактике наркомании. – Саратов, 2000. – с. 38 -62.
7. Аношкина Ю.Ю., Щеглова О.В., Юрасова Ю.В. Формула будущей профессии // Элективный курсы психолого-педагогического сопровождения (предпрофильная подготовка учащихся 9 классов общеобразовательной школы) / под ред. Губановой Е.В. /Министерство образования Саратовской области – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2005. – с.70 – 80.
Список литературы для педагогов-психологов, реализующих программу
1. Авидон И, Гончуков О. Тренинги формирования команды. – СПб.: Речь, 2008. С. 25.
2. Александров Ю.И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем // Психол. журн. 1995. №1. Т. 16. С. 44-62.
3. Бишоп С. Тренинг ассертивности. – СПб. Питер, 2001. – 208с.
4. Быковская Е.В. Как избавиться от игровой зависимости /Быковская Е.В., Чапов А.И., Чапова О.И. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. теория и практика командообразования. СПб.: Речь, 2004. С. 223.
6. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2018. – 312 с.
7. Игровой калейдоскоп: Методический сборник в помощь организаторам игр. – Заречный: МОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный центр», 2005. – 52 с.
8. Исурина И.Г. Групповая динамика в тренинговых группах // Журнал практического психолога. 1998. №1. С. 31-44.
9. Куртикова И., Лаврова К., Ли В. Тренинг: руковожство к действию. Теория и практика. «СПИД Фонд Восток-Запад», М.: Речь, 2005. С. 143.
10. Лушпаева Е.В. Динамика рефлексивных процессов в социально-психологическом тренинге: Проблема децентрации // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1984. №4. С. 70-72.
11. Лушпаева Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1989.
12. Макшанов С.И. Принцип психологического тренинга // Журнал практического психолога. 1999. №3. С. 13-38.
13. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: Учебное пособие/Авт.-сост. Бука Т.Л., Митрофанова М.Л. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 128 с.
14. Руддестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. И вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.
15. Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. СПб.: Речь, 2005. С. 172.
16. Фопель К. Создание команды. М.: Генезис, 2002. С. 239.
Список литературы для участников программы
1. Быковская Е.В. Как избавиться от игровой зависимости /Быковская Е.В., Чапов А.И., Чапова О.И. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.
2. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи: пер. с англ./ Послесл. И.В. Бестужева-Лады. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1993. – 160 с.Десноу Ш. Сам себ психотерапевт. – Спб.: питер, 2001. – 192 с.
3. Мольц М. Я – это Я, ил Как стать счастливым: пер. с англ./Предисл. В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунова. – М.: Прогресс, 1994. – 19 с.
4. Пиз А. Язык телодвижений Как читать мысли других по их жестам. – Н. Новгород: «Ай Кью», 1992 – 268 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.