Программа коррекционно-развивающих, профилактических занятий «Гроссмейстер общения»

  • doc
  • 03.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Фарватер программа для подростков .doc

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «СОШ №39»

 

_______________/                                              ФИО

 

Приказ № ____________

от «_____» _____________ 20 _г. 

 

 

 

Программа

коррекционно-развивающих, профилактических занятий

«Гроссмейстер общения»

http://www.liderlife.ru/sites/default/files/IMCE/2012/2013/lyssummer/komanda.jpg

 

 

Возраст детей: 12 – 16 лет.

Тип программы: коррекционно-развивающая, социально-психологическая.

 

 

                                                               Педагог-психолог МБОУ «СОШ №39»

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

По данным различных научных исследований, каждый четвертый молодой человек подвергался насилию в том или ином его проявлении или совершал насилие. Согласно данным ВОЗ за 2010 год, ежедневно в Европе в результате насилия погибают примерно 40 молодых людей в возрасте от 10 до 29 лет или более 15 тыс. человек в год. По данным ВОЗ, насилие является третьей по значению причиной смертности в этой возрастной группе. Самый высокий уровень смертности по насильственным причинам зафиксирован в России - 15,85 на 100 тысяч человек. По самоубийствам в возрастной группе 14 – 29 лет Россия так же на первом месте: с 1998 года в стране регистрируется не менее 51 тыс. случаев суицида ежегодно.

Помимо этих настораживающих фактов в России, по данным ВОЗ, наблюдается повсеместная тенденция роста показателей по всем видам насилия. Значительная часть подростков страдает также от сексуального насилия. Например, от трех до 24 процентов женщин, в рамках проведенного ВОЗ исследования по вопросам здоровья женщин и бытового насилия в отношении женщин, сообщают о том, что их первый сексуальный опыт носил насильственный характер.

Современное общество, так же, остро осознает необходимость защиты детей от сексуальных посягательств и эксплуатации со стороны взрослых. Тем не менее, по данным ВОЗ за 2009 год в России, примерно 20% женщин и 5-10% мужчин сообщают о том, что в детстве подвергались сексуальному насилию, в то время как 25-50% всех опрошенных детей сообщают о том, что подвергались физическому насилию и эмоциональному жестокому обращению (иногда называемому психологическим жестоким обращением) и оставлены без заботы.

Среди подростков, также, распространены случаи драк и издевательств (до 37 процентов молодых людей подвергались моббингу со стороны сверстников), в том числе и по национальному, религиозному и расовому признаку.

Одной из важнейших психологических причин, побуждающих молодых людей к различного рода насильственному поведению, является отсутствие у них  адаптивных коупинг - стратегий (стратегий совладания) в трудной жизненной ситуации и неумение ассертивно реагировать.

Для преодоления этой ситуации на уровне личности и уменьшения случаев насильственного поведения разного рода, педагогами-психологами МБОУ «СОШ № 39» разработана программа формирования ассертивного и ответственного поведения и психологической профилактики девиаций в подростковой среде «Гроссмейстер общения». Из всего выше сказанного можно сделать вывод о несомненной актуальности и педагогической целесообразности программы.  

Юридическими основаниями программы являются Конституция Российской Федерации, Закон о молодежной политике РФ, положение Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909, а также принятыми ЮНЕСКО Декларациями о правах человека, ребенка, принципов толерантности и Декларацией о культуре мира Организации объединенных наций.

Этическими основаниями программы являются принципы равенства вне зависимости от возрастной, половой и расовой принадлежности, мультикультурализма, ценности многонационального российского общества, соблюдение прав и свобод личности, поддержание межнационального мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма, дискриминации, насилия и ксенофобии.

Данная программа является программой социально-педагогической направленности, так как формы, методы и методики работы носят социально-педагогический и психолого-педагогический характер.

Связь программы «Гроссмейстер общения» с уже существующими по данному направлению программами заключается в логике правопреемственности: авторы программы основывались на разработанных ими ранее программах, получивших государственную грантовую поддержку:

·     проект социально-психологического тренинга профилактики дискриминации в подростково - молодежной среде «Шаг навстречу» (грант 3 степени областного конкурса программ и проектов в сфере профилактики экстремизма в подростковой среде, приказ министерства образования Саратовской области №1928 от 13.10.2008),

·     программа первичной профилактики наркомании в подростково - молодежной среде «Преодоление» (сертификат №118 Министерства образования РФ от 5.08.2002),

·     коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер» (СПб.: Речь, 2010. – 384 с.).

Новизна предлагаемой программы заключается в логике построения программы: от простого – к более сложному, от социального – к личностному, от профилактики негативных проявлений – к обучению позитивным ресурсным навыкам и умениям. Настоящая программа направлена на формирование ассертивного и ответственного поведения и психологической профилактики девиаций в подростковой среде посредством социально-психологического тренинга. Предлагаемая модель социально-психологического тренинга разрабатывалась для специфической цели: осознания разрушительных причин и последствий девиаций, развитие в безопасной и эмоционально комфортной среде тренинговой группы навыков конструктивного неагрессивного поведения, толерантности к инакости другого.

Одной из важнейших практических разработок является система интервенций, нацеленных на экологичное и гуманистически ориентированное общение и выражение эмоций и мыслей в группе. Темы обратной связи, поддержки и взаимопонимания проходят сквозь все фазы группового процесса, постепенно изменяясь и усложняясь. Их отработка существенно зависит от потребностей группы, уровня зрелости участников.

В программе использовано множество авторских методик и упражнений, используемых в работе с группой.

Цель программы: развитие качеств личности подростка, обучение его навыкам и умениям, способствующим успешной социализации.

Для реализации поставленной цели в программе решаются следующие задачи:

Образовательные: формирование адаптивных стратегий совладания в трудной жизненной ситуации и позитивных социально приемлемых поведенческих навыков у участников программы.

Воспитательные: создание альтернативного социально приемлемого круга общения для подростков, склонных к асоциальному поведению, а также психологическая профилактика склонности к насильственному поведению, профилактика различных зависимостей у участников программы.

Развивающие: развитие самосознания и помощь в формировании у подростков позитивного «образа Я».

Структура программы предполагает следующие разделы:

Первый раздел «Ознакомительный» носит ознакомительный и диагностический характер. Упражнения и технологии этого раздела направлены на решение следующих важных задач, имеющих большое значение для успешной реализации всей программы в целом. Первая задача - знакомство, развитие группового доверия, сплоченность, создание эмоционально комфортной атмосферы в группе. Чем более комфортный психологический климат в группе будет выстроен на этом этапе работы, тем эффективнее будут усваиваться знания и навыки дальнейших этапов. Второй, не менее важной, задачей является психодиагностика, необходимая для объективной оценки эффективности участия в программе. Третьей важной задачей является введение в тему обучения ассертивному общению участников программы.

Второй раздел «Профилактический» носит профилактический характер. Он посвящен психологической профилактике насильственного поведения и агрессивных проявлений в подростковой среде, в том числе в таких его важных аспектах, как создание условий для формирования межэтнической толерантности и профилактики ксенофобии, уменьшение случаев насилия и моббинга в дружеском общении и близких отношениях на стадии свиданий. Также раздел затрагивает вопросы профилактики различных зависимостей (компьютерной, химической и т.п.). Этот раздел создает базу для формирования навыков ответственного и ассертивного поведения, которым и посвящен следующий раздел.

Третий раздел «Поведение и общение», в основном, затрагивает поведенческую сферу и сферу коммуникаций и посвящен формированию у подростков следующих навыков и умений:

·     стратегий преодоления кризисных жизненных ситуаций,

·     развитию стрессоустойчивости и жизнестойкости,

·     обучению способам совладания с агрессией и гневом, а также экологичным формам их выражения,

·     развитию эмпатии, как поведенческого навыка и свойства личности,

·     обучению навыкам ассертивного и ответственного поведения (уверенного и неагрессивного),

·     развитию толерантности, как свойства личности и поведенческого навыка.

Данный раздел позволяет корректировать неадаптивные социально неприемлемые стратегии совладания, в том числе повышенную агрессивность и аутоагрессивное поведение (суицидальные тенденции) подростков  через формирование адаптивных стратегий совладания в трудной жизненной ситуации и позитивных социально приемлемых поведенческих навыков.

Четвертый раздел «Социализация» посвящен развитию самосознания и помощи в формировании у подростков позитивного «образа Я». Для осуществления поставленной цели в разделе рассматриваются следующие темы:

·     коррекция самооценки, развитие позитивного самоотношения и навыков принятия себя,

·     помощь в формировании  позитивных социально приемлемых жизненных целей и ценностей,

·     формирование позитивного представления о будущем и определение личных параметров успешности,

·     первичная профориентация, как личностный выбор деятельности путем осознания особо значимых ее аспектов.

Именно этот раздел более всех предыдущих посвящен успешной социализации личности подростка, через помощь в формировании позитивного «образа Я».

Пятый раздел «Завершающий» посвящен выходной психологической диагностике, необходимая для объективной оценки эффективности участия в программе, а также профилактике групповой зависимости, помощь в развитии самостоятельности и критического мышления.

Тема профилактики групповой зависимости, помощи в развитии самостоятельности и критического мышления является очень важной, так как, именно подростковый возраст характеризуется ориентировкой на нормы группы, что может быть как плюсом, так и минусом для дальнейшей успешной социализации личности. Поскольку одной из целей программы является создание альтернативного социально приемлемого круга общения для подростков, склонных к асоциальному поведению, то по окончании участия в программа необходимо осуществить процесс «официального прощания», «расставания» с группой и сделать акцент на развитии самостоятельности и критического мышления. Что послужит профилактике зависимости от группы, профилактике вовлечения уже молодого человека, а не подростка, в различные группы асоциального толка, в том числе тоталитарные.

Целевой группой данной программы являются подростки  в возрасте 1 – 16 лет, группа постоянна по составу, условия к гендерной однородности не предъявляются.

Особенности набора участников: в группу набираются как подростки, склонные к девиантному поведению, так и социально активные подростки, могущие быть примером для подражания. Условием приема в объединение может быть как собственное желание подростка, так и направление социального педагога, если подросток стоит на общешкольном учете. С таким участником тогда проводится собеседование с целью мотивации его участия в объединении.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 9 месяцев в течение одного учебного года.

Режим занятий. Программа реализуется в режиме пролонг - тренинга. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.

Форма организации занятий групповая (группа не более 15 человек) и индивидуальная.

Форма проведения занятий – семинар-тренинг. Предлагаемые в программе приемы, формы и методы работы адекватны возрастной категории участников. Психологические игры и упражнения, используемые в программе: психологические разминки и энергетизаторы; процессуальные упражнения: психодинамические игры, ролевые игры, квесты или средовые игры, эвристические игры, арттерапевтические методики, релаксационные упражнения и психотехники саморегуляции.

 


Структура занятия

 

№ этапа занятия

Название этапа

Цель и назначение этапа

Формы работы этапа

 

 

1.

Вводная рефлексия

2.

Разминка 1

Энергетизация участников для дальнейшей работы. Создание эмоционально комфортной атмосферы в группе.

Психогимнастические упражнения

3.

Основной 1

Решение задач занятия, работа по теме. Обучение основным навыкам и приемам.

Психологические игры, упражнения, лекция, семинар.

4.

Промежуточная рефлексия 1

Анализ работы на основном этапе. Закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Беседа

5.

Разминка 2

Энергетизация участников для дальнейшей работы.

Психогимнастические упражнения

6.

Основной 2

Решение задач занятия, работа по теме. Обучение основным навыкам и приемам.

Психологические игры, упражнения, лекция, семинар.

7.

Заключительный

Стабилизация эмоционального состояния. Получение позитивной обратной связи от группы.

Психогимнастические упражнения

8.

Промежуточная рефлексия 2

Анализ работы на основном этапе. Закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Беседа

9.

Итоговая рефлексия

Анализ работы по всему занятию.

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты и способы оценки их результативности.

Участник программы по ее окончанию должен:

1.   Владеть стратегиями преодоления кризисных жизненных ситуаций.

2.   Знать способы и уметь совладать с агрессией и гневом, а также выражать их в экологичной форме.

3.   Владеть навыками ассертивного и ответственного поведения (уверенного и неагрессивного).

Качества личности, которые могут развиваться у воспитанников в ходе посещения занятий: стрессоустойчивость; эмпатия; толерантность; адекватная самооценка и позитивное самоотношение; самостоятельность и критическое мышление.

Так же участник должен иметь представление о:

·     недопустимости и разрушительности моббинга, агрессивного и насильственного поведения;

·     межэтнической, возрастной, социальной и гендерной толерантности;

·     вреде и разрушительных последствиях различных зависимостей (компьютерной, химической и т.п.).

Для оценки результатов по программе будут использоваться следующие  методы:

·     анализ динамики поведения участников от раздела к разделу,

·     анализ и сравнение результатов итоговых рефлексий каждого занятия,

·     моделирование проблемных ситуаций по изученным темам.

·     анализ анкет обратной связи после каждого раздела,

·     сравнение результатов входной и выходной психологической диагностики.

Социальный эффект от внедрения проекта может быть зафиксирован как оперативно (по результатам первоочередных мероприятий), так и отдален во времени (в силу продолжительности процесса деятельности).

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является мониторинг и итоговое занятие. Мониторинг программы осуществляется  по следующим показателям: списки участников, анкеты обратной связи, фотографии фрагментов проводимых занятий.

 

 

 


 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Индиви-дуальные

Групповые

теория

прак-тика

1.

Первый раздел «Ознакомительный»

20

12

1

7

1.1.

Тема «Знакомство и принятие правил работы в группе»

2

-

-

2

1.2.

Тема «Входная психологическая диагностика»

14

12

-

2

1.3.

Тема «Сплочение и создание эмоционально комфортной атмосферы в группе для дальнейшей работы»

2

-

-

2

2.

Второй раздел «Профилактический»

12

-

3

9

2.1.

Тема «Профилактика насилия и моббинга в отношениях»

4

-

1

3

2.2.

Тема «Профилактика межэтнической розни и  ксенофобии»

2

-

1

3

2.3.

Тема «Профилактика различных зависимостей (компьютерной, химической и т.п.)»

4

-

1

3

3.

Третий раздел «Поведение и общение»

12

-

6

6

3.1.

Тема «Совладание с агрессией и гневом»

2

-

1

1

3.2.

Тема «Профилактика суицидального поведения»

2

-

1

1

3.3.

Тема «Развитие стрессоустойчивости»

2

-

1

1

3.4.

Тема «Развитие эмпатии»

2

-

1

1

3.5.

Тема «Обучение навыкам ассертивного, партнерского и ответственного поведения»

2

-

1

1

3.6.

Тема «Развитие толерантности»

2

-

1

1

4.

Четвертый раздел «Социализация»

12

-

4

8

4.1.

Тема «Коррекция самооценки»

4

-

1

3

4.2.

Тема «Формирование  позитивных социально приемлемых ценностей»

4

-

1

3

4.3.

Тема «Формирование позитивного представления о будущем»

2

-

1

1

4.4.

Тема «Первичная профориентация»

2

-

1

1

5.

Пятый раздел «Завершающий»

18

12

1

5

5.1.

Тема «Профилактика групповой зависимости»

2

-

1

1

5.2.

Тема «Выходная психологическая диагностика»

14

12

-

2

5.3.

Тема «Подведение итогов»

2

-

-

2

Всего:

72

24

14

34

 

Содержание программы

1.       Первый раздел «Ознакомительный».

1.1. Тема «Знакомство и принятие правил работы в группе».

Практика: Знакомство с целью и задачами программы, нормами и правилами общения в группе, уточнение запроса участников через активные формы, направленные на знакомство и создание эмоционально комфортной атмосферы в группе.

1.2. Тема «Входная психологическая диагностика».

Практика: входное психологическое тестирование с помощью пакета диагностических методик, обсуждение полученных результатов. Уточнение целей дальнейшей работы.

Индивидуальная работа: ознакомление каждого участника с результатами тестирования и формулирование личной цели и задач участия.

1.3. Тема «Сплочение и создание эмоционально комфортной атмосферы в группе для дальнейшей работы».

Практика: активные и интерактивные формы работы, основанные на психодинамических процессах, позволяющие сплотить группу и создать в ней эмоционально комфортную атмосферу.

 

2. Второй раздел «Профилактический».

2.1. Тема «Профилактика насилия и моббинга в отношениях».

Теория: знакомство с понятиями «моббинг», «насилие», феноменами и негативными последствиями для личности и социума этих явлений.

Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на формирование негативного отношения к насилию, повышению социальной чувствительности к недопустимости насильственных действий.

2.2. Тема «Профилактика межэтнической розни и  ксенофобии».

Теория: психологическое просвещение о феномене дискриминации и его признаках, причинах ксенофобии и дискриминации, разрушительных последствий для личности и социума этих явлений.

Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на формирование негативного отношения к ксенофобии и дискриминации, повышению социальной чувствительности к недопустимости подобных проявлений.

2.3. Тема «Профилактика различных зависимостей (компьютерной, химической и т.п.)».

Теория: знакомство с понятие «зависимость», феноменами и негативными последствиями разного рода зависимостей.

Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на формирование негативного отношения к злоупотреблению компьютером, а так же употреблению различных химических веществ, вызывающих зависимость.

 

3. Третий раздел «Поведение и общение».

3.1. Тема «Совладание с агрессией и гневом».

Теория: знакомство с понятиями «агрессия» и «гнев», причинами их возникновения, формами выражения, сравнение «защитной» и «немотивированной» агрессивности.

Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на обучение способам совладания с агрессией и гневом, а также экологичным формам их выражения.

3.2. Тема «Профилактика суицидального поведения».

Теория: первичная профилактика  суицидального поведения среди подростков через пропаганду ценности жизни.

Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на формирование адаптивных коупинг - стратегий и проблемо - разрешающего поведения, профилактику аутоагрессии.

3.3. Тема «Развитие стрессоустойчивости».

Теория: знакомство с понятиями «стрессоустойчивость», способы самопомощи при стрессе, релаксация и аутогенная тренировка.

Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на обучение навыкам и способам самопомощи при стрессе, релаксации и аутогенной тренировки. Развитие стрессоустойчивости.

3.4. Тема «Развитие эмпатии».

Теория: знакомство с понятием «эмпатия», как свойством личности и поведенческим навыком. Границы эмпатии, эмпатия и самозащита.

Практика: определение уровня эмпатии, активные и интерактивные формы работы, направленные на развитие эмпатичности.

3.5. Тема «Обучение навыкам ассертивного, партнерского и ответственного поведения».

Теория: понятие «ассерция», как уверенное неагрессивное поведение. Партнерство и агрессия: общее и отличие.

Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на обучение ассертивным, партнерским формам поведения.

3.6. Тема «Развитие толерантности».

Теория: понятие «толерантность». Уместность и границы толерантности, как нетерпимость к социально опасному и саморазрушительному поведению.

Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на развитие толерантности.

 

4. Четвертый раздел «Социализация».

4.1. Тема «Коррекция самооценки».

Теория: знакомство с понятием «Образ Я». Самооценка и самоотношение, понятие, характеристики, формирование и самоформирование.

Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на коррекцию самооценки, развитие позитивного самоотношения и навыков принятия себя.

4.2. Тема «Формирование  позитивных социально приемлемых ценностей».

Теория: знакомство с понятием «ценностная структура личности», формирование и самоформирование. Социально приемлемые и социально неприемлемые ценности, негативные и позитивные ценности: конфликт и интеграция.

Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на помощь в формировании  позитивных социально приемлемых жизненных целей и ценностей.

4.3. Тема «Формирование позитивного представления о будущем».

Теория: представления о будущем: возникновение и развитие. Представления о будущем и успешность. Личные и общественные представления об успешности: конфликт и интеграция.

Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на формирование позитивного представления о будущем и определение личных параметров успешности.

4.4. Тема «Первичная профориентация».

Теория: первичная профориентация, как личностный выбор деятельности путем осознания особо значимых ее аспектов.

Практика: активные и интерактивные формы работы по первичной профориентации.

 

5. Пятый раздел «Завершающий».

5.1. Тема «Профилактика групповой зависимости».

Теория: психологическое просвещение о феномене групповой зависимости и его признаках, причинах и последствиях, помощи в развитии самостоятельности и критического мышления.

Практика: активные и интерактивные формы работы, направленные на создание условий для формирования самостоятельности и критического мышления.

5.2. Тема «Выходная психологическая диагностика».

Практика: выходное психологическое тестирование с помощью пакета диагностических методик, сравнение результатов входной и выходной психологической диагностики, обсуждение полученных результатов.

Индивидуальная работа: ознакомление каждого участника с результатами тестирования и обсуждение личных результатов участия в программе.

5.3. Тема «Подведение итогов».

Практика: подготовка и проведение итогового «капустника» на тему «Как это было» по итогам и впечатлениям участников программы. Итоговая процедура прощания.

 

Условия реализации и методическое обеспечение программы

Требования к помещению для занятий. Помещение для занятий должно быть достаточно большим, хорошо освещенным, теплым, непроходным, оснащенным мягкой мебелью или удобными стульями по количеству участников группы.

Оборудование:

1.     20 альбомов для рисования.

2.     Фотоаппарат.

3.     2 Мягких игрушки небольшого размера (предпочтительнее медвежонок).

4.     20 шариковых ручек синего цвета.

5.     20 тетрадей для записей.

6.     Клей-карандаш – 20 шт.

7.     Ножницы – 20 шт.

8.     Флипчат.

9.     Бумага для флипчата.

10. Маркеры – 3 шт.

11. Бумага для принтера – 1 пачка.

12. Картридж.

Кадровое обеспечение. Программа будет выполняться ресурсами МБОУ «СОШ №21». Программу реализуют профессиональные педагоги-психологи, имеющие знания и навыки ведения групповой психологической и тренинговой работы.  Группу ведет педагог – психолог, что позволяет эффективнее осуществлять процесс обучения и анализировать обратную связь, рефлексию участников.

 


Список использованной литературы

1.   Аношкина Ю.Ю., Емельянова Е.В., Тимошенко Г.В. Коррекционно -развивающая программа для подростков «Фарватер» /под ред. Е.В. Емельяновой. – СПб.: - Речь, 2010. – 284 с.

2.   Аношкина Ю.Ю., Щеглова О.В. Опыт развития коупинг -стратегий у молодежи, находящейся в петенциарных учреждениях, через профилактику суицидальных рисков и агрессивности // Психология социального взаимодействия в изменяющемся мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Саратов, 7-8 октября 2010 г./ Под ред. Р.М. Шамионова, Т.В. Бесковой. – Часть I.- Саратов: ИЦ «Наука», 2010. –  с. 72 – 76.

3.   Аношкина Ю.Ю. Совершенствование личности психолога-консультанта, как основного инструмента, формирующего эффективный консультативный контакт // Вопросы этической психологии: Сборник научных трудов /Под ред. Т.В. Бесковой. – Саратов: ООО «ИЦ «Наука», 2010. – с. 146 – 154.

4.   Аношкина Ю.Ю., Щеглова О.В. Исследование факторов суицидального риска в молодежной среде //Психологическое сопровождение образовательного процесса: материалы областной научно-практической конференции 28 марта 2007 года. – Саратов: Научная книга, 2007. – с. 6 – 11.

5.   Аношкина Ю.Ю. комплексная программа первичной профилактики наркомании «Преодоление» // Сборник программ по организации волонтерской деятельности «Добровольчество – путь к овладению профессией». – Саратов: ООО «Бонапарт ПС», 2009. – с. 37 – 67.

6.   Аношкина Ю.Ю. Клуб практической психологии, как форма профилактики девиантного поведения в молодежной среде //Технологии социально-психологической работы в профилактике наркомании. – Саратов, 2000. – с. 38 -62.

7.   Аношкина Ю.Ю., Щеглова О.В., Юрасова Ю.В. Формула будущей профессии // Элективный курсы психолого-педагогического сопровождения (предпрофильная подготовка учащихся 9 классов общеобразовательной школы) / под ред. Губановой Е.В. /Министерство образования Саратовской области – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2005. – с.70 – 80.

 

Список литературы для педагогов-психологов, реализующих программу

1.       Авидон И, Гончуков О. Тренинги формирования команды. – СПб.: Речь, 2008. С. 25.

2.       Александров Ю.И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем // Психол. журн. 1995. №1. Т. 16. С. 44-62.

3.       Бишоп С. Тренинг ассертивности. – СПб. Питер, 2001. – 208с.

4.       Быковская Е.В. Как избавиться от игровой зависимости /Быковская Е.В., Чапов А.И., Чапова О.И. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.

5.       Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. теория и практика командообразования. СПб.: Речь, 2004. С. 223.

6.       Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2018. – 312 с.

7.       Игровой калейдоскоп: Методический сборник в помощь организаторам игр. – Заречный: МОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный центр», 2005. – 52 с.

8.       Исурина И.Г. Групповая динамика в тренинговых группах // Журнал практического психолога. 1998. №1. С. 31-44.

9.       Куртикова И., Лаврова К., Ли В. Тренинг: руковожство к действию. Теория и практика. «СПИД Фонд Восток-Запад», М.: Речь, 2005. С. 143.

10.   Лушпаева Е.В. Динамика рефлексивных процессов в социально-психологическом тренинге: Проблема децентрации // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1984. №4. С. 70-72.

11.   Лушпаева Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1989.

12.   Макшанов С.И. Принцип психологического тренинга // Журнал практического психолога. 1999. №3. С. 13-38.

13.   Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: Учебное пособие/Авт.-сост. Бука Т.Л., Митрофанова М.Л. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 128 с.

14.   Руддестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. И вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

15.   Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. СПб.: Речь, 2005. С. 172.

16.   Фопель К. Создание команды. М.: Генезис, 2002. С. 239.

 

 

Список литературы для участников программы

1.   Быковская Е.В. Как избавиться от игровой зависимости /Быковская Е.В., Чапов А.И., Чапова О.И. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.

2.   Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи: пер. с англ./ Послесл. И.В. Бестужева-Лады. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1993. – 160 с.Десноу Ш. Сам себ психотерапевт. – Спб.: питер, 2001. – 192 с.

3.   Мольц М. Я – это Я, ил Как стать счастливым: пер. с англ./Предисл. В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунова. – М.: Прогресс, 1994. – 19 с.

4.   Пиз А. Язык телодвижений Как читать мысли других по их жестам. – Н. Новгород: «Ай Кью», 1992 – 268 с.