ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников
к школьному обучению “Лесная школа”
Выполнила: педагог-психолог А.Б. Чужигаев
2018 год
Пояснительная записка
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Я-первоклассник!».
Цель настоящей программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;
3. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.
4. Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;
5. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.
6. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
7. Профилактика школьной дезадаптации.
Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют положения отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии А.В.Петровского, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, М.М. Безруких.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Программа включает себя четыре раздела:
Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы
Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков
Раздел 4. Заключительная часть.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)
Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, Сформированность УУД.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов
- установление контакта с обучающимися, с учителем;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;
- овладение навыками учебной деятельности;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Показатели неблагоприятной психологической адаптации.
- Физиологический уровень: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабость, головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).
- Познавательный уровень, проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.
- Эмоциональный уровень, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой. Учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения.
- Социально-психологический уровень: упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.
- Поведенческий уровень, проявляется в импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции.
Сформированность УУД.
1. Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Занятия проводятся периодичностью один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия – 30–45 минут.
Все занятия из программы имеют структуру сказкотерапевтических:
1-й этап. Ориентация. Знакомство.
2-й этап. Ритуал “вхождения” в сказку
3-й этап. Рассказывание, чтение и сочинение сказки. Анализ сказки.
4-й этап. Драматизация.
5-й этап. Ритуал “выхода” из сказки (доложен быть таким же как и ритуал “вхождения”).
6-й этап. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью).
7-й этап. Резюмирование.
Ценность сказки как педагогического приема неоценима и значение ее велико. Сказка дает возможность:
· Воспитать у ребёнка отношение к миру, принятое у социума.
· Передать ребенку необходимые моральные нормы и правила в доступной форме.
· Развить творческий потенциал и креативность.
· Развить умения находить собственные ошибки и моделировать ситуации для их исправления.
Использование сказкотерапии является мощным фактором профилактики школьной дезадаптации. Она помогает оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Изотерапия облегчает адаптацию к повседневной жизни и занятиям в школе.
На первых занятиях первоклассники на ватмане после чтения и обсуждения сказок раскрашивают рисунок «Лесная школа», что развивает сплочение коллектива. На следующих занятиях ученик раскрашивает лесных школьников. Лучшие рисунки вырезаются и наклеиваются на ватман.
Сказки для школьной адаптации
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Сказки об отношении учеников к вещам
В школе дети встречаются с новым миром предметов, которые имеют отношение к новому для них виду деятельности - учебе. Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Научить первоклассников правильно обращаться с этими предметами, адекватно относиться к ним, развить аккуратность и самостоятельность помогут предлагаемые сказки
Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям.
В период адаптации к школе у детей часто наблюдаются сложности в отношении к урокам, к домашним заданиям, к оценкам. Для одних учеников оценки являются очень мощным стимулом, а для других это серьезное препятствие к раскрытию своих возможностей, причина возникновения школьных страхов. Адекватное отношение к результатам позволяет понять детям логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а также вероятность и возможность при желании их улучшать, исправлять, то решение проблем, преодоление трудностей для них будет привычным делом. Вера в свои силы, стремление к успеху, оптимизм будут верными спутниками в течение всей их жизни.
Сказки о здоровье и о том, как стать большим.
Первый класс для детей - это серьезное испытание выносливости. Нагрузка на руку, сидячий образ жизни в школе, переутомление при выполнении домашних заданий порой приводят к соматическим заболеваниям (сколиоз, головные боли, желудочно-кишечные расстройства и др.). А если ребенок ограничивает свое пребывание на воздухе, капризен в питании и увлекается телевизионными передачами или игрой в компьютер, то проблемы усталости, раздражительности, можно сказать, обеспечены. Требования родителей, строгие убеждения педагогов, к сожалению, малоэффективны. Может быть, поможет сказкотерапия?
Сказки о школьных конфликтах
Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. По законам формирования коллектива проявление негативизма, конфликтных форм поведения часто наблюдается как переходная стадия в развитии группы. Особенно часто такие явления отмечают учителя и психологи в весенний период, когда эмоциональная активность нарастает, а усталость накапливается. Однако с этим приходится встречаться и в другое время. Педагогический такт, профессиональная осторожность в такие моменты обязательны. Сказки о животных, о героях из Лесной школы диссоциируют читателей от мира людей, поэтому с ними легче подойти к работе над обострившейся проблемой. Эти сказки можно использовать отдельно друг от друга в момент нарастающей агрессии.
Тематический план занятий |
|||||||
Этапы занятий
Темы занятий
|
Этап 1 Ориентация повторение |
Этап 2 ритуал входа |
Этап 3 Расширение кругозора Анализ сказки |
Этап 4 Закрепление Игры, спектакли, Поделки, рисунки |
Этап 5 Интеграция. Обсуждение игрового опыта - Что возьмете с собой? - Какой урок? |
Этап 6 Резюме. |
Этап 7 Ритуал выхода |
|
РАЗДЕЛ 1. Адаптация школьников. |
||||||
1. Создание лесной школы
|
· Цель занятий · Знакомство · Игра «доброе утро» · Беседа лесных животных |
Упр. Листья деревьев |
сказка «Создание лесной школы»
|
· Упр. «Живые деревья» · Рисунок «Лесная школа» |
· Мечты сбываются · Все дети дол-жны учиться · Учеба начина-ется 1 сентября |
Сегодня мы впервые побывали в сказке, увидели лесную школу и нарисовали её |
Упр. Листья деревьев |
2. Букет для учителя |
· Игра «4 стихии» · Игра «кого не хватает?» · Повторение пройденного |
Упр. Цветы |
Сказка «Букет для учителя» |
· Проигрывание сказки, маски 5 зверей · Рисунок «букет для учителя» |
· В школе есть уроки и перемены |
Сегодня мы познакомились с новыми играми, побывали в роли самих зверей, нарисова- ли прекрасные букеты |
Упр. Цветы |
3. Смешные страхи |
· Игра «доброе утро» · Упр. Знакомство «Имя +любимое занятие» · Повторение пройденного |
Упр. Волшебный туннель |
Сказка «Смешные страхи» |
· Упр. «Страхи» · упр. «Покажи страшилку» · Упр. «Мои страхи»
|
· Не нужно слушать чужих угроз и страшилок |
С помощью упражнений мы закрепили полученный из сказки опыт. Итог- все страшное уходит, когда мы перестаем его бояться. |
Упр. Волшебный туннель |
4. Игры в школе |
· Беседа «Чем школьник отличается от дошкольника?» · Игра «поведение школьника или…» · Повторение пройденного |
Книга сказок |
Сказка «Игры в школе» |
· Упр. «урок или перемена» · Рисунки-загадки · Знакомство с нешумными играми
|
· На перемене можно играть в спокойные игры · Бегать можно в спортзале |
Дети научились отличать школьника от дошкольника, узнали, в какие игры можно играть на перемене. |
Книга сказок |
5. Школьные правила
|
· Игра «нос, пол, потолок» · Беседа о правилах школьной жизни · Повторение пройденного |
Волшебный колокольчик |
Сказка «Школьные правила» |
Задание: · сочинить свой стих о правиле · нарисовать правило · игра «Разыскивается» |
· В мире существует много правил · Правила нужно соблюдать |
Дети познакомились со школьными правилами, попробовали сочинить свой стих о правиле |
Волшебный колокольчик |
|
РАЗДЕЛ 2. Отношение к вещам |
||||||
6. Как собирать портфель? |
· Упр. «Дождь» · Упр. «Что растет после дождя?» · Повторение пройденного |
Волшебное заклинание |
Сказка «Как собрать портфель?» |
· Рисунки-загадки «Что в портфеле?» · Упр. Ласковый дождь»
|
· В школу берем только нужные вещи · Школьные принадлежности раскладываем по отделениям |
Дети узнали, как правильно собирать портфель. Придумывали и рисовали загадки «Что в портфеле?» Выполнили упражнения для закрепления опыта. |
Волшебное заклинание |
7. Белочкин сон |
· Игра «доброе утро» · Упр.Знакомство «Имя + любимое время года» · Повторение пройденного |
Волшебная дорожка |
Сказка «Белочкин сон» |
· Инсценировка сказки по ролям · Упр. «Волшебная палочка» |
· Обо всех своих вещах нужно заботиться |
Дети проиграли сказку по ролям, закрепили полученный опыт с помощью упражнений. |
Волшебная дорожка |
8. Госпожа Аккуратность |
· Игра «рыба, птица, зверь» · Упр. «тепло рук» · Повторение пройденного |
Бусинки |
Сказка « Госпожа Аккуратность» |
· Драматизация сказки с помощью кукол · Беседа о дежурных · Игра «Госпожа аккуратность» по сказке · Упр. «Один или два |
· Надо быть аккуратными, не лениться · Дежурные отвечают за чистоту в классе |
Дети познакомились с новыми играми и упражнениями. Из сказки они узнали, что такое аккуратность. Разыграли сказку с помощью кукол. Узнали о роли дежурных в школе. |
Бусинки |
9. Жадность |
· Упр. Знакомство «Имя +любимый цвет» · Упр. «Поймай взгляд» · Повторение пройденного |
Волшебная палочка |
Сказка «Жадность» |
· Беседа о добрых поступках · Упр. «Давай помиримся!» · Игра «Клубочек» |
· Жадность – не аккуратность. Она – причина ссоры. · Необходимо совершать добрые поступки |
Познакомились с новыми упражнениями, с понятием жадность. Узнали, как избавиться от жадности. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений. |
Волшебная палочка |
10. Волшебное яблоко (воровство) |
· Игра «доброе утро» · Игра «Съедобное – несъедобное» · Повторение пройденного |
Волшебное яблоко |
Сказка «Волшебное яблоко» |
· Проигрывание сказки, изобразить эмоции и чувства · Вылепить из пластилина любимый фрукт · Игра «Разыскивается |
· Воровать нельзя. Это плохо. |
Познакомились с новыми играми. Узнали о чувстве вины и стыда, которые испытывает один из главных героев. Побывали в роли этих героев, прочувствовали все эмоции на себе. |
Волшебное яблоко |
11. Подарки в день рождения
|
· Упр. «Воздух, земля, вода» Упр. Знакомство «Имя +любимое животное» · Повторение пройденного |
Волшебный клубочек |
Сказка «Подарки в день рождения» |
· Инсценировка сказки · Игра «Дорисуй» · Упр. «Подарок» · Игра «Комплименты» |
· Выбирай подарок другу так, как себе. · Он должен быть полезен и приятен. |
Познакомились с новыми упражнениями. Узнали, какие подарки можно дарить другу. Побывали в роли главных героев. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений. |
Волшебный клубочек |
|
РАЗДЕЛ 3. Отношение к урокам и знаниям.
|
||||||
12. Домашнее задание |
· Упр. «Кошка-собака» · Упр. «Для чего дети ходят в школу?» · Повторение пройденного |
Свеча |
Сказка «Домашнее задание» |
· Проигрывание сказки, изобразить эмоции и чувства · Упр. «Цветной предмет» · Упр. «узоры и волшебные лесенки»
|
· Домашнее задание – делай сам! |
Познакомились с новыми играми и упражнениями. Из сказки узнали о домашнем задании, кому и для чего его задают. Побывали в роли главных героев, прочувствовали их эмоции на себе. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений |
Свеча |
13. Школьные оценки |
· Игра «Доброе утро» · Упр. Знакомство «Имя +любимая сказка» · Повторение пройденного |
Ладошки |
Сказка «Школьные оценки» |
· Упр. «Настроение» · Упр. «Оцени поступок» · Упр. «Покажи дневник маме» |
· Оценка и отметка – разные понятия. · Оценивать можно с помощью мимики, голоса, жеста, слов. · Отметка м.б.: 5,4,3,2,1.
|
Познакомились с понятиями отметка и оценка. Научились их различать. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений. |
Ладошки |
14. Ленивец Фото ленивца |
· Игра «слушай хлопки» · Повторение пройденного |
Релакс. Упр.Путешествие на облаке |
Сказка «Ленивец» |
· Инсценировка сюжета сказки на песке · Упр. «росток» · Игра «Птицы летают» |
· Не ленись, а то станешь похож на ленивца! |
Познакомились с новыми играми упражнениями. Узнали о новом животном. Поработали с песком. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений |
Релакс. Упр Путеше-ствие на облаке |
15. Списывание |
· Игра «Снежинка» · Игра «Что я люблю делать?» · Повторение пройденного |
Змейка |
Сказка «Списывание» |
· Проигрывание сюжета сказки. · Игра «Зеркало» · Упр. «Копилка трудностей» |
· Списывать нельзя. Задание выполнять нужно самому. |
Познакомились с новыми играми. Узнали, к чему приводит списывание. Побывали в роли главных героев. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений |
Змейка |
16. Подсказка |
· Упр. «Огонь – лед" · Игра «передай маску» · Повторение пройденного
|
Волшебный лепесток |
Сказка «Подсказка» |
· Проигрывание сказки, изобразить эмоции и чувства · Игра «Сова» |
· На уроке не отвлекайся, слушай учителя. |
Познакомились с новыми играми и упражнениями. Из сказки узнали о том, что бывает, если на уроке не слушать учителя. Побывали в роли сказочных героев. Отыграли на себе их эмоции и чувства. |
Волшебный лепесток |
|
РАЗДЕЛ 4. Отношение к здоровью. |
||||||
17. Режим. Телевизор. |
· Игра «Доброе утро» · Упр. «молекулы» · Повторение пройденного |
паутина |
Сказка «Режим. Телевизор» |
· Закончи сказку о поющем цветке · Беседа о режиме дня · Упр. «Порядок» |
· Нельзя долго смотреть ТV, играть на компьютере Вредно для здоровья. |
Познакомились с новыми упражнениями. Узнали о том, что нельзя долго смотреть ТV. Поупражнялись в сочинении сказки. Из беседы узнали о роли режима дня. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений |
паутина |
18. Бабушкин помощник |
· Упр.Знакомство «Имя +любимая игрушка» · Игра «Только вместе» · Повторение пройденного |
Ковер-самолет |
Сказка «Бабушкин помощник» |
· Упр. «Я горжусь!» мяч · Рисунок «Как вы помогаете своим родным?» · Выставка рисунков |
· Помогая другим, не забывай о своих близких! |
Познакомились с новыми играми. Из сказки узнали, что бабушкам нужно помогать. В своих рисунках дети показали, как они помогают бабушкам. |
Ковер-самолет |
19. Прививка |
· Игра «Все вместе!» · Похлопывающий массаж · Повторение пройденного |
Волшебный попугай |
Сказка «Прививка» |
· Инсценировка сюжета сказки с доктором Филином · Игра «Меняются местами те…» |
· Прививки делают только здоровым. · Уколы – это не страшно! |
Познакомились с новыми играми. Узнали, что такое прививка. Проиграли сюжет сказки. Побывали в роли главных героев. Закрепили полученный опыт с помощью игр. |
Волшебный попугай |
20. Больной друг |
· Игра «Друг к дружке» · Игра «Истории из мешка» · Повторение пройденного
|
Волшебный круг |
Сказка «Больной друг» |
· Инсценировка сказки в песочнице · Упр. «В лесу» |
· После про-гулки нужно переодеться, просушить обувь и одежду. · Больных нужно посещать По-очереди и недолго |
Познакомились с новыми играми. Из сказки узнали, что больных нужно навещать. Проиграли сказку в песочнице. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений. |
Волшебный круг |
|
РАЗДЕЛ 5. Школьные конфликты.
|
||||||
21. Ябеда |
· Игра «Доброе утро» · Игра «Быстрые превращения» · Повторение пройденного |
Загадочные следы |
Сказка «Ябеда» |
· Инсценировка самими детьми · Рисунок понравившегося сюжета из сказки · Упр. «Рукопожатие» |
· Ябедничать и вредничать – плохо! · С ябедами никто не дружит. · Улыбка – секрет хорошего общения. |
Познакомились с новыми играми и упражнениями. Узнали, что быть ябедой – плохо. Проиграли сказку по ролям. Нарисовали понравившийся сюжет. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений. |
Загадочные следы |
22. Шапка-невидимка |
· Игра «Волшебная котомка» · Игра «Найди пару» (лесные животные) · Повторение пройденного |
Волшебная шапка-невидимка |
Сказка «Шапка-невидимка» |
· Инсценировка сюжета сказки с шапкой-невидимкой · Вылепить из пластилина шапку-невидимку · Упр. «холодно-горячо» |
Привлекать к себе внимание так, как мышонок – плохо. Останешься одиноким. |
Познакомились с новыми играми. Узнали, как нельзя себя вести на уроке. Проиграли сюжет сказки. Из пластилина вылепили сказочные шапки-невидики. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений. |
Волшебная шапка-невидимка |
23. Задача для лисенка |
· Игра «Наперсток» · Игра «истории из мешка» · Повторение пройденного |
Волшебное зеркало |
Сказка «Задача для лисенка» |
· Инсценировка сюжета сказки · Рисунок сюжета из сказки · Изобрази предмет · «Если я улитка…» |
Лгать – плохо. Ложь причиняет вред прежде всего самому лгуну. |
Познакомились с новыми играми. Узнали, что лгать - плохо. Проиграли сюжет сказки. Нарисовали рисунки к сказке. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений. |
Волшебное зеркало |
24. Спорщик |
· Игра «Сколько нас?» · Ирга «Птенцы» · Повторение пройденного |
Ритуальный танец |
Сказка «Спорщик» |
· Инсценировка истории о гномах в песке · Рисунок двух гномов(изобразить эмоции) · Дискуссия «Какие игры интереснее?» · Игра «дважды два-четыре» |
Постоянно спорить – плохо. У спорщиков нет друзей, их обходят стороной. |
Познакомились с новыми играми. Узнали, что постоянно спорить – плохо. Проиграли сказку о гномах в песочнице. Нарисовали двух гномов. Узнали что такое дискуссия. Закрепили полученный опыт с помощью игр. |
Ритуальный танец |
25. Обида |
· Игра «Стон королевы» · Игра «аэробус» · Повторение пройденного |
Ступа Бабы-яги |
Сказка «Обида» |
· Пересказ сказки про ослика · Инсценировка сказки про ослика самими детьми · Рисунок сказочного сюжета · Упр. «Моя полянка» |
Обижаться – не хорошо. «На обиженных воду возят!» |
Познакомились с новыми играми, с понятием «Обида». Проиграли сказку об ослике по ролям. Нарисовали понравившийся сюжет сказки. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений. |
Ступа Бабы-яги |
26. Хвосты |
· Упр. «Что на свете желтого?» · Игра «рыба, птица, зверь» · Повторение пройденного |
Веселый поезд из Ромашково |
Сказка «Хвосты» |
· Закончи сказку · Инсценировка сюжета из сказки · Игра «звери их лесной школы» · Упр. «Рисуем вместе» · Упр. «Утята, котята, медвежата» |
· Деление на группы к хорошему не приведет. · Нужно всем вместе играть, учиться, помогать друг другу. |
Познакомились с новой игрой, вспомнили старую. Сочинили концовку к сказке и сравнили ее с оригиналом. Проиграли сюжет сказки. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений |
Веселый поезд из Ромашково |
27. Драки |
· Игра «Доброе утро» · Упр. «Что было бы если…» · Повторение пройденного |
Волшебное заклинание |
Сказка «Драки» |
· Упр. «Сердитая подушка» · Упр. «Поссори-лись-помири-лись» · Упр. «разозлились-одумались»
|
· По разным причинам прибегают к нам злинки да упрямки. · Копить их нельзя. От них нужно избавляться. |
Познакомились с новой игрой, вспомнили старую. Узнали, как можно прогнать свои злинки и сердинки. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений. |
Волшебное заклинание |
28. Грубые слова
|
· Упр. «Чуткие руки» · Игра «Море волнуется раз…» · Повторение пройденного |
Улыбка |
Сказка «Грубые слова» |
· Упр. «Ругаемся овощами и фруктами» · Упр. «Цветочные ласки» |
· Задорный смех возвращает силы, а ругаться и сердиться при этом не хочется. |
Познакомились с новыми играми. Из сказки узнали, что ругаться – не хорошо. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений. |
Улыбка
|
29. Дружная страна
|
· Беседа «Учимся работать дружно» · Упр. «Разноцветные варежки» · Повторение пройденного
|
Волшебное покрывало |
Сказка «Дружная страна»
|
· Инсценировка сказки о стане Неделя · Упр. «тарелка с водой» · Упр. «Один или два»
|
· Если кого-то нечаянно обидел – извинись. |
Из беседы узнали о том, как это работать дружно. Познакомились с новым упражнением. Проиграли сказку о стране Неделя. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений |
Волшебное покрывало |
|
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ с чаепитием |
||||||
30. Гордость школы |
· Игра «доброе утро» · Игра «Нос, пол, потолок» · Повторение пройденного |
Волшебная звезда |
Сказка «Гордость школы». |
· Загадки о сказочных героях. · Упр. «Мои друзья» · Игра «Комплименты» · Упр. «Аплодисменты по кругу»
|
Чтобы тобой гордились и положительно о тебе отзывались, нужно успешно постигать школьную науку и соблюдать все правила поведения; быть достойным учеником. |
Подведение итогов всех занятий. Выделение отдельных детей за их заслуги. Закрепление полученного опыта от всех занятий с помощью игр и упражнений. Чаепитие.
|
Волшебная звезда |
Занятие 1. Создание лесной школы.
Этап 1. Ориентация.
Цель: Включение в совместную работу. Эмоциональный настрой.
· Знакомство. Представление психолога и программы занятий.
· Игра “Доброе утро”.
Когда я скажу слова “доброе утро” и назову кого-то из вашего класса, то те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете мне на приветствие.
· Беседа о лесных животных.
Цель: Восстановить в памяти учащихся названия и образы лесных животных
Материалы, оборудование: фотографии разных лесных животных
Содержание:
Слова ведущего: Вы любите сказки? Я приготовила для вас очень интересные сказки, которые помогут вам лучше узнать школу и школьные правила.
Эти сказки о школе, но необычной школе, ученики и учителя в ней не люди, а лесные животные.
– А вы знаете, кто живет
в лесу?
– Какие они, опишите их. (Дети отвечают.) Показываю картинки.
Этап 2. Ритуал входа в сказку. Упражнение “Листья деревьев”.
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.
Материалы, оборудование: сухие листья разных деревьев по количеству детей.
Содержание этапа: Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. А попасть туда нам помогут листья волшебных деревьев. Сейчас я подойду к каждому из вас, и вы выберите себе тот листик, который вам больше понравится. Берегите его, чтобы потом он помог нам вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, положите на него свою правую ладошку, закройте глаза и подумайте о том, каким школьником вы будете, как вы будете учиться, что будете делать в школе. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем всех.
Итак, мы с вами попали в сказочный лес и сейчас послушаем первую сказочную историю.
Этап 3. Расширение кругозора.
· Чтение сказки.
Цель: Ознакомление с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий.
Содержание этапа: Ведущий читает детям сказку.
Материалы, оборудование: Текст сказки “Создание лесной школы” [9].
· Анализ сказки.
Цель: Осмысление детьми основной идеи сказки, эмоциональных переживаний главного героя; развитие познавательной активности; стимулирование ответов детей на вопросы по содержанию сказки.
Содержание этапа:
Ведущий задает вопросы:
– Кто в лесной школе был
учителем?
– Кто в школе отвечал за звонки?
– А кто был сторожем?
– А для чего сорока принесла колокольчик?
– А для чего нужен в школе звонок?
Молодцы! Все правильно поняли.
Этап 4. Закрепление.
Цель: Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.
Содержание этапа: Ведущий предлагает детям выполнить упражнение, которое называется “Живые деревья” и нарисовать рисунок “Лесная школа”.
· Упражнение “Живые деревья”.
· Рисунок “Лесная школа”.
Цель: закрепление представлений о лесной школе, развитие творческих способностей
Материалы, оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, аудиозапись со звуками леса
Содержание этапа: Детям предлагается нарисовать “лесную школу”, какую они представили во время прочтения сказки (звучит тихая музыка со звуками леса).
Этап 5. Интеграция.
Цель: Соединение нового опыта с реальной жизнью.
Содержание этапа: Ведущий говорит: “ Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…”
– Что означают эти слова?
– Эти слова означают, что сказки чему-нибудь учат.
– А чему учит эта сказка?
– Эта сказка учит тому, что мечты сбываются, что все дети (даже
звери) должны учиться, что в школе есть звонок, есть уроки и перемены для
отдыха, в школу идут осенью, когда деревья наряжаются в желто-красную листву.
– В каких жизненных ситуациях эти уроки вы можете применить?
– Мы теперь школьники, и мы уже знаем, что такое школа, что там есть и какие
правила там существуют. Все что рассказывалось в сказке о школе, все есть и в
школе реальной.
Этап 6. Резюмирование.
Цель: Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.
Содержание этапа: Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
Итак, сегодня мы с вами познакомились, поприветствовали друг друга с помощью игры “Доброе утро”, поговорили о лесных животных, о том, как они выглядят.
С помощью листьев волшебных деревьев мы попали в лесную сказку. Познакомились с главным героем сказки, узнали о том, как он стал учителем, как создавалась лесная школа.
Мы выполнили упражнение, побывав в образе разных сказочных деревьев. Каждый из вас нарисовал Лесную школу такой, какой её представил. Рисунки получились разные, интересные, как и вы сами. Это еще раз подтверждает то, что все мы – разные, и каждый по-своему представляем сказочные сюжеты.
Особенно интересными рисунки получились у следующих детей…(ведущий называет).
Сегодня вы многое узнали о школе. А именно, что в школу дети идут осенью, 1 сентября; что в школе есть уроки и перемены; есть светлые классы, в которых будут обучаться дети; ребята узнают о начале или конце урока с помощью школьного звонка.
Все это есть и в настоящей школе, в которой учитесь вы.
Этап 7. Ритуал “выхода” из сказки. Упражнение “Листья деревьев”.
Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде.
Материалы, оборудование: сухие листья разных деревьев по количеству детей, клей, плакат с нарисованным без листьев деревом
Содержание этапа: Повторение ритуала “входа” в сказку с дополнением. Ведущий говорит: “А теперь, возьмите каждый свой листик от дерева, закройте глаза, приложите к сердцу и подумайте о том, какой опыт возьмет каждый из вас с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни. Кто готов, откройте глаза.
Итак, мы с вами вернулись из сказочного леса. Листочки, которые у вас в руках мы приклеим на это нарисованное сказочное дерево, которое пока без листьев.
Посмотрите, какое красивое сказочное дерево у нас получилось! Листочки все разные, как и вы все, но находятся они на одном дереве, как и вы в одной группе. Посмотрите, листочки дружны между собой. Так и я хочу, чтобы вы все были дружными и сплоченными”.
Прощание.
Занятие 2. Букет для учителя.
Этап 1. Ориентация.
Цель: Эмоциональный настрой на совместную работу.
· Приветствие.
· Игра “4 стихии”.
Цель: развитие внимания, памяти, крупной моторики и координации у детей.
Эта игра на развитие внимания, чтобы вы были более внимательными, когда я вам буду читать очередную сказку о Лесной школе.
Итак, четыре стихии – это “земля”, “вода”, “воздух”, “огонь”.
Если я скажу слово “земля” – руки опускаем вниз, “вода” – руки вытягиваем перед собой, “воздух” – руки вверх, “ огонь” – вращение кистями рук.
(Называю слова, дети выполняют движения.)
· Игра “Кого не хватает?”
Цели: Эта игра предоставляет детям возможность подчеркнуть важность каждого ученика. При работе с детьми более старшего возраста Вы можете применять следующую версию данной игры: накройте покрывалами двух или трех учеников и попросите их спрятаться в разных частях класса.
Материалы: Большое покрывало (или несколько покрывал для усложненного варианта игры).
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, когда в классе нет вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда нет кого-то другого?
Каждый ученик в группе очень важен для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что сегодня все здесь (если действительно никто не отсутствует).
Пройдитесь вдоль всего круга и назовите каждого из присутствующих по имени. Если в этот день кого-то нет, обратите на это внимание детей и попросите их вспомнить имя отсутствующего ученика.
Я хочу попробовать сыграть с вами в такую игру: один из нас будет прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто этого не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу вас всех открыть глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза...
Начните игру сами, спрятавшись под покрывало, чтобы подстегнуть активность детей. После того, как дети Вас отгадают, вернитесь обратно в круг и спрячьте в центре круга кого-нибудь из детей. Сначала выбирайте достаточно уверенных в себе детей, которые смогут хорошо чувствовать себя и под покрывалом.
· Повторение пройденного.
Цель: вспомнить, что делали на прошлом занятии и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.
Давайте вспомним содержание сказки, которую я вам читала на первом занятии. О чем была сказка? Чему она вас научила? Какой опыт из сказки вам уже пригодился в реальной жизни? (Дети рассказывают).
Этап 2. Ритуал входа в сказку. Упражнение “Цветы”.
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.
Материалы, оборудование: корзинка с цветами из гофрированной бумаги по количеству детей.
Содержание этапа: Дорогие ребята, сегодня мы с вами снова отправимся в лесную сказку. А попасть туда нам помогут вот эти волшебные розочки. Сейчас я раздам каждому из вас по цветку. А вы берегите его, чтобы потом вернуться назад. Посмотрите на него, какой он? Нравится он вам или нет? Какой бы красивый букет получился из этих волшебных цветов. Закройте глаза и представьте лесную полянку, на которой растут эти сказочные цветы.(пауза) Мысленно мы с вами переносимся в сказочный лес. Кто готов, откройте глаза.
Итак, вы попали в сказочный лес, и сейчас послушайте следующую историю, которая произошла с маленькими ребятами– зверятами в лесной школе.
Этап 3. Расширение кругозора.
· Чтение сказки.
Цель: Ознакомление с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий.
Содержание этапа: Ведущий читает детям сказку.
Материалы, оборудование: Текст сказки “Букет для учителя” [9].
· Анализ сказки.
Цель: Осмысление детьми основной идеи сказки, эмоциональных переживаний главных героев; развитие познавательной активности; стимулирование ответов детей на вопросы по содержанию сказки.
Вопросы для обсуждения.
– Где были маленькие
дети-зверята, когда их родители занимались приготовлениями к школе?
– А что вы узнали о школе из разговора лесных зверят?
– А для чего нужны перемены?
– О каком учителе мечтали зверята?
– А у вас какой учитель?
– Молодцы! Вы все правильно поняли.
Этап 4. Закрепление.
· Драматизация сказки “Букет для учителя”.
Цель: Развитие произвольности поведения; устной речи; творческих способностей у детей.
Содержание этапа: Дети проигрывают сказку. При необходимости ведущий принимает участие. Роли распределяются по желанию учащихся.
Материалы и оборудование: Маски лесных животных; искусственные или живые цветы; аудиозапись со звуками леса.
· Рисунок “Букет для учителя”.
Цель: закрепление представлений о лесной школе и ее учениках, развитие творческих способностей.
Задание: Нарисуйте букет, который приготовили ребята-зверята для своего учителя. Каким вы его представляете? (Звучит музыка, дети рисуют).
Проводится выставка рисунков.
Этап 5. Интеграция.
Цель: Соединение нового опыта с реальной жизнью.
Содержание этапа: Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.
Сказка учит тому, что в школу надо идти нарядными, как на праздник; в школе на уроках придется долго и тихо сидеть, чтобы чему-то научиться; в школе есть перемены для отдыха, а в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить.
– В каких жизненных ситуациях эти уроки вам пригодятся? (Дети отвечают)
Этап 6. Резюмирование.
Цель: Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.
Содержание этапа: Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
Итак, сегодня мы познакомились с новыми играми: “4 стихии” и “Кого не хватает?”. Вспомнили содержание сказки прошлого занятия. С помощью красивых цветов попали в лесную сказку. Из сказки мы узнали как ребятки-зверятки и их родители готовились к 1 сентября. Вы побывали в образе главных героев, проигрывая сказочный сюжет. Очень хорошо сыграли своих героев…(называя имена участников группы). Каждый из вас нарисовал букет для учителя, который собрали будущие первоклассники в лесу. Ваши букеты получились прекрасными и разными. Нет одинаковых букетов, как нет одинаковых детей. Все вы разные, хоть возраст у вас у всех один.
Далее мы с вами выделили основные уроки этой сказки. Мы о них будем знать и помнить, чтобы применить в реальных жизненных ситуациях.
Этап 7. Ритуал “выхода” из сказки. Упражнение “Цветы”.
Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной для него среде.
Материалы, оборудование: цветы по количеству детей, корзинка
Представьте, что с этими цветами вы приобрели полученный из сказки опыт. Скажите, кто что взял, чему научился, что узнал?
Теперь мы соберем приобретенные вами опыты, и будем хранить их в этой корзинке (все возвращают цветы в корзину, проговаривая о том, что нового они узнали).
Прощание.
Список литературы.
1. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – 5-е изд. – М.: Академический Проект, 2007. – 176 с. – (руководство практического психолога).
2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. 2-е изд. Стер. – М.: Генезис, 2003. – 160 с.: ил.
3. Пилипко Н.В. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002. – 64 с.
4. Колеченко А.К. научный редактор. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
5. Хухлаева О. Хочу быть успешным: Методическое пособие / О. Хухлаева – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. (библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”.вып 5).
6. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьнико: методическое пособие. – 2-е изд.; доп. и перераб. – М.: Глобус, 2007. – 189 с. – (Классное руководство).
7. Черняева С.А.Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003. – 168 с.
8. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с “особым” ребенком. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.
9. Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.