Программа коррекционного курса по русскому языку 8-9 класс
Оценка 4.9

Программа коррекционного курса по русскому языку 8-9 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
8 кл—9 кл
24.06.2020
Программа коррекционного курса по русскому языку 8-9 класс
Программа КК 8-9 класс русский язык.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Образовательный Центр № 1»

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 к АООП ООО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционный курс по русскому языку»

Для обучающихся: 8-9 класса

Срок реализации: 2 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал: учитель

Лузина Гульнара Мавлютхановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2019

 

 

 

 

Программа курса внеурочной деятельности «Коррекционный курс по русскому языку» предназначена для педагогов, работающих в 8-9 классах специального коррекционного обучения в условиях реализации ФГОС ООО. Содержание программы предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской. Образовательная область – русский язык. Сроки реализации: 2 года.

Цель курса: развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся  к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ГВЭ.

Задачи курса:

·         обогащение словаря;

·         развитие устной и письменной речи;

·         работа над содержательной стороной слова;

·         активизация познавательных интересов;

·         развитие творческих способностей и мышления;

·         формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Учащиеся в силу своих индивидуальных психофизическихособенностей (задержка психического развития) не всегда могут освоить

программный материал по русскому языку в соответствии с требованиямифедерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием,

обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух играфомоторные навыки. Они работают на уровне репродуктивного

восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями.

Однако задача образовательного учреждения - создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить

разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.

Учитывая, что новые элементарные навыки вырабатываются у таких учащихся крайне медленно, то для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому программа даёт дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по русскому языку. Настоящая рабочая программа составлена на основе адаптированной рабочей программы по русскому языку, являющейся частью адаптированнойосновной образовательной программы МАОУ «ОЦ №1» г. Челябинска, ипредназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 8-9 классах.

Особенности построения программы заключаются в логике построения учебного материала, адаптированного под рабочую программу по русскому языку для учащихся, выборе используемого дидактического материала в зависимости от коррегируемых недостатков,систематизировании занятий для прочного усвоения материала.

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

1. Диагностика навыков учащихся по предмету

Цель раздела – выявление знаний, умений, навыков, учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными

требованиями, предъявляемыми к учащимся с задержкой психического развития. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.

2. Коррекция грамматико-аналитических навыков

Цель раздела – систематизация знаний, умений и навыков, учащихся по предмету. Приоритетом является практическая деятельность учащихся: упражнения, задания, связанные с работой по схемам, таблицам, алгоритмам, инструкциям и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

3. Восполнение пробелов в знаниях

Цель раздела - выявление и восполнение пробелов в усвоении материала школьниками. Работа проводится в тесной связи с развитием

познавательной деятельности учащихся, при целенаправленной организации речевой, практической и мыслительной активности. Приоритетом является практическая деятельность учащихся (выполнение упражнений, составление алгоритмов, схем, таблиц, комплексный анализ текста, устное комментирование с целью предупреждения ошибок), а также формирование навыков самоконтроля.

4. Пропедевтика изучения трудных тем

Цель раздела - использование и систематизация имеющихся знаний и теоретических сведений для усвоения трудных тем. Работа по пропедевтике и повторению понятий, языковых явлений, которая учитывает индивидуальные возможности обучающихся, объём усвоения ими не только понятийного аппарата предмета «Русский язык», но сложности, возникающие в процессе усвоения и закрепления новых знаний и степени самостоятельности выполнения упражнений, заданий.

5. Развитие речи

Цель раздела – развитие и обогащение активного словарного запаса учащихся, развитие устной и письменной связной речи, которая включает работу, направленную на уточнение значений слов, имеющихся у детей в

активном запасе. Дальнейшее обогащение словарного запаса происходит как путем накопления новых слов разных частей речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Обогащение словарного запаса при помощи различных способов словообразования – это важный момент в работе по развитию речи учащихся с задержкой психического развития, потому что такая работа развивает способность восприятия и умение различать значимые части слова, формирует наблюдательность умения выделять и сравнивать различные элементы в словах, что, в свою очередь, влияет на развитие орфографической

зоркости, помогает восполнять пробелы в знаниях. В лексический словарь

школьников необходимо вводить слова не только различныхсамостоятельных частей речи, но и служебные, так как данные слова

выполняют свою функцию и без них невозможно овладеть структурой различных типов предложений. Развитие речи учащихся направлено и на совершенствование грамматического оформления речи: использование в речи словосочетаний, связи слов в предложении, моделей различных синтаксических конструкций.

 

1.      Планируемые результаты освоения программы:

Личностные:

·         понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

·         осознание эстетической ценности русского языка;

·         достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

·         готовность к самостоятельной творческой деятельности;

·         толерантное сознание и поведение в обществе;

·         навыки сотрудничества со сверстниками;

·         нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

·         готовность и способность к самообразованию.

Метапредметные:

·      умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

·      умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

·      владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

·      умение ориентироваться в различных источниках информации;

·      умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;

·      умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;

·      владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные:

·      сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;

·      способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

·      свободное использование словарного запаса;

·      сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;

·      владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

·      владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

·      владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.

·      овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;

·      научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;

·      научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;

·      владеть формами обработки информации исходного текста;

·      работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

·      четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

·      самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

·      уметь работать с бланками экзаменационной работы;

·      сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

 

Методы, формы работы, используемые технологии.

Методы:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемное изложение изучаемого материала;

4) частично-поисковый или эвристический;

5) исследовательский.

Используемые технологии:

1) развивающее обучение;

2) проблемное;

3) развитие критического мышления через чтение и письмо;

4) здоровьесберегающие.

 

2. Содержание учебного предмета, курса.

Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.

Программа курса рассчитана на расширение представлений, обучающихся о русском языке. Занятия факультатива позволяют учащемуся наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи учащихся. Все занятия факультатива строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне общего и среднего (полного) общего образования и основного общего образования с учетом интересов учащихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Программа внеурочной деятельности на 2 года создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся, способствует самоопределению учащихсяс учетом возможностей педагогического коллектива.

МЕСТО КУРСА

«КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Проведение коррекционных занятий по русскому языку на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёмена 35 недель – 70 часов в 8 классе (2 часа в неделю), на 34 недели - 68 часов (2 часа в неделю в 9 классе).

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

 8 класс

Повторение изученного в V–VII классах

   Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

Простые и сложные предложения. Графическая схема предложения.

                            Синтаксис, пунктуация, культура речи

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст; основные признаки синтаксических единиц. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные). Синтаксический разбор словосочетания.

Простое предложение

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

 

Простые двусоставные предложения Главные члены предложения

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Второстепенные члены предложения

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

             Простые односоставные предложения

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Рассказ на свободную тему.

Простое осложненное предложение (1ч)

Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.

Учащиеся должны знать:

что такое осложненное предложение;

способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)

Учащиеся должны уметь:

определять способ осложнения предложения

Основные термины по разделу:

Предложение, простое предложение, осложненное предложение.

Однородные члены предложения

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными,

противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

              Обособленные члены предложения

    Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Обращение

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Текстообразующая роль обращений.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями. Публичное выступление на общественно значимую тему.

 

                 Вводные и вставные конструкции

      Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль вводных слов и междометий.

                                         Чужая речь

       Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

 

        Повторение и систематизация изученного в VIII классе

         Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Основные термины по разделу:

Синтаксис, пунктуация, культура речи

Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения

Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.

 

9 класс

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

·         Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.

·         Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего, это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

Первая часть работы ГВЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического  стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

·         умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

·         умение адекватно воспринимать авторский замысел;

·         умение вычленять главное в информации;

·         умение сокращать текст разными способами;

·         умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

·         умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микро тем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Вторая часть экзаменационной работы включает заданиес написанием сочинения на вопрос автора в предложенном тексте изложения.

Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

 


Тематическое планирование 8 класс

 

№ раздела

 Название раздела

Количество часов

1

Повторение изученного в 5-7 классах

 

4

2

Синтаксис, пунктуация, культура речи

13

3

Простое предложение

 

31

4

Обращение

 

14

5

Речь

8

 

Тематическое планирование 9 класс

 

№ раздела

 Название раздела

Количество часов

Содержание раздела

1

Культура речи

2

Адекватное понимание письменной речи. Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте

(языковой анализ текста).

2

Сжатое изложение

10

Как готовиться к написанию сжатого изложения. Компрессия текста. Выполнение тренировочных упражнений. Составление плана. Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения.

3

Сочинение-рассуждение

18

Структура сочинения-рассуждения. Сочинение 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания. Аргументация. Речевые клише. Шаблон написания сочинения. Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Практикум. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Сочинение 15.2. Структура сочинения. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Сочинение 15.3. Сходство и различие в структуре. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

3

Техника речи.

2

Виды дыхания. Этапы тренировки фонационного дыхания. Голос. Его основные качества. Система работы над голосом. Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой высказывания.

4

Орфоэпия

4

Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного языка. Источники отклонений от литературной нормы. Степени нормативности системы литературного произношения. Понятие ударения. Особенности его проявления в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности. Акцентологический минимум.

 

5

Лексика

2

Лексика как системная организация языка. Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм.

Практическая часть: «Средства выразительности речи».

6

Словообразование. Орфография.

2

Словообразовательная система русского языка. Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании

7

Морфология

2

Правила согласования, образования и употребления форм рода. Числа и падежа. Правописание суффиксов

8

Синтаксис и пунктуация.

26

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. Сложные предложения с различными видами связи.

итого

 

68

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематическое планирование  коррекционно-развивающих занятий в 8 классе

 

п\п

Тема

Количество

часов

Дата

проведения

Корректи

ровка

 

план

факт

план

 

1

Повторение изученного в 5-7 классах

Знаки препинания в простом предложении

1

 

 

 

2

Повторение изученного в 5-7 классах

Знаки препинания в сложном предложении

1

 

 

 

3

Повторение изученного в 5-7 классах

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

 

1

 

 

 

4

Повторение изученного в 5-7 классах

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

 

 

 

5-6

Виды словосочетаний

2

 

 

 

7

Разбор словосочетаний

1

 

 

 

8-9

Грамматическая основа предложения

2

 

 

 

11-12

Подлежащее

2

 

 

 

13-14

Сказуемое

2

 

 

 

15

Составное глагольное сказуемое

1

 

 

 

16

Составное именное скказуемое

1

 

 

 

17-18

Тире между подлежащим и сказуемым

2

 

 

 

19-20

Второстепенные члены предложения

Дополнение

2

 

 

 

21-22

Определение

2

 

 

 

23-24

Обстоятельство

2

 

 

 

25-26

Приложение

2

 

 

 

27-28

Синтаксический разбор предложения

2

 

 

 

29

Односоставные предложения

Назывные предложения

1

 

 

 

30

Определенно-личные предложения

1

 

 

 

31

Неопределенно-личные предложения

1

 

 

 

32

Безличные предложения

1

 

 

 

33

Неполные предложения

1

 

 

 

34-35

Рассуждение

2

 

 

 

36

Синтаксический разбор односоставного предложения

1

 

 

 

37-38

Простое осложненное предложение

Однородные члены предложения

2

 

 

 

39

Однородные и неоднородные определения

1

 

 

 

40

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

 

 

 

41

Синтаксический разбор предложения с однородными членами предложения

1

 

 

 

42

Обособленные члены предложения

Обособленные определения

1

 

 

 

43-44

Рассуждение на дискуссионную тему

2

 

 

 

45-46

Обособленные приложения

2

 

 

 

47

Обособленные обстоятельства

1

 

 

 

48

Обособленные уточняющие члены предложения

1

 

 

 

49-50

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами

2

 

 

 

51

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращения

1

 

 

 

53

Распространенные обращения

1

 

 

 

54

Вводные конструкции

1

 

 

 

55

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

1

 

 

 

56

Вставные слова, словосочетания и предложения

1

 

 

 

57

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

1

 

 

 

58-59

Прямая речь.

2

 

 

 

60-61

Косвенная речь.

2

 

 

 

62

Диалог

1

 

 

 

63-64

Рассказ

2

 

 

 

65-66

Цитата

2

 

 

 

67

Повторение изученного в 8 классе

Синтаксис и морфология

1

 

 

 

68

Синтаксис и пунктуация

1

 

 

 

69

Синтаксис и культура речи

1

 

 

 

70

Синтаксис и орфография

1

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Календарно-тематическое планирование 9 класс

 

Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

Планируемые результаты

Дата проведения

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

По плану

Фактически

1-2

Речевая

культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи.

Восприятие лекции учителя. Работа над анализом структуры экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания.

2

Формирование сознания того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека. Развивать любовь и уважение к Отечеству, его языку как выразителю национального самосознания народа.

Коммуникативные:

пользоваться разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять и преобразовывать необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.

Научиться формулировать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждения. Проводить стилистический анализ текста.

 

 

3-4

Язык и речь.

Восприятие лекционной части материала. Работа над понятиями «язык» и «речь» в современном языкознании. Выполнение практической части задания.

 Задание 1. Понятие «Сжатое изложение». Знакомство с приемами сжатия текста. Отработка приема «исключение».

2

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Коммуникативные:

управлять поведением партнеров (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умения убеждать).

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.

 

Научиться определять типологическое строение текста, авторскую интонацию, используя приемы сжатия текста, уметь производить его компрессию. Соблюдать основные языковые номы.

 

 

5-6

Языковая норма как историческая категория.

Восприятие лекция учителя «Становление и развитие древнерусского языка, и этапы его существования. Зарождение нормы в языке». Работа над заданием 1. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Отработка приема «упрощение».

 

2

 

 

7-8

Понятие нормы в современной лингвистике.

Работа над понятием языковой нормы как системы правил. Выполнение практической части: Задание 1. Освоение понятия «Сжатое изложение. Приемы сжатия текста». Отработка приема «обобщение».

2

 

 

9-10

Формирование норм литературного языка

Восприятие лекции учителя о языковой норме как одной из составляющих национальной культуры. Отработка умения выбирать приемы сжатия текста. Выполнение Задание 1 на выбор приемов сжатия.

2

 

 

 

 

 

11-12

Понятие вариантов норм.

Восприятие лекции учителя и закрепление нового знания. Отработка Задания 1. Написание сжатого изложения

 

2

 

 

 

 

 

13-14

Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи.

Восприятие лекции учителя и закрепление новых знаний в практических упражнениях. Ознакомление с различными видами сочинений в формате ОГЭ - Заданиями 15.1, 15.2, 15.3.

2

Овладение языковыми нормами, лингвистической компетенцией оценивания параметров сочинения.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения создания оригинального текста.

Понимать процесс эволюции языковых норм. Применить приемы написания сочинения данного типа.

 

 

15-16

Типология норм. Ошибки грамматические и речевые.

Усвоение критериев оценки заданий, структуры сочинений 15.1, 15.2, 15.3

«Учимся формулировать тезис».

2

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, овладение лингвистической компетенцией находить и формулировать главный тезис, подбирать аргументы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

пользоваться разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять и преобразовывать необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения текста.

Проводить все виды анализа текста, овладеть теоретическими и практическими навыками написания сочинения в жанре эссе.

 

 

 

 

 

 

17-18

 

 

19-22

Качества хорошей речи.

Восприятие лекции учителя. Закрепление нового знания. Выполнение практических упражнений из Заданий 15.1, 15.2, 15.3

«Учимся аргументировать».

2

 

 

Основные качества хорошей речи.

Участие в семинаре. Выполнение практических упражнений из Заданий 15.1, 15.2, 15.3.

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему (15.2)

4

 

 

23-24

Правильность как основа хорошей речи.

Восприятие и усвоение понятий и признаков. Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему (15.2)

 

2

 

 

25-26

Содержательность хорошей речи.

Участие в лингвистической викторине. Отработка навыка написания сочинения на понимание фразы (15.3)

 

2

 

 

27-28

Выразительность и гибкость,

уместность и доступность хорошей речи.

Выполнение практической работы. Отработка навыка написания сочинения в жанре «комментарий определения» (15.3)

 

2

 

 

29-30

Точность речи.

Выполнение лабораторной работы. Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение)

 

2

Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного в новых условиях.

Коммуникативные:

управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своих действий).

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.

 

Правильно применять полученные орфографические, пунктуационные, лексические, морфологические, орфоэпические, грамматические нормы.

 

 

31-32

Техника чтения.

Отработка навыков владения техникой речи: тренинги дыхательной гимнастики. Выполнение практических упражнений.

1

Овладение лингвистической компетенцией распознавания фактических ошибок

Коммуникативные:

пользоваться разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять и преобразовывать необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

 

 

Упражнения для постановки голоса и дикции, развитие приемов овладения интонацией. Отработка умения находить и редактировать речевые и грамматические ошибки.

 

1

Овладение лингвистической компетенцией распознавания речевых и грамматических ошибок

 

 

33-34

Орфоэпические нормы. Тексты разных стилей.

Восприятие лекции учителя, отработка и закрепление орфоэпических норм.

Упражнения на понимание текста. Отработка Задания 2.

2

Осознавать роль языка в формировании мышления, расширять объем употребления грамматических средств выражения мыслей и чувств, чувствовать эстетическую ценность родного языка, потребность сохранять его красоту и богатство

Коммуникативные: пользоваться разными видами чтения и аудирования, использовать разные механизмы речи (прогнозирования, эквивалентных замен, компрессии).Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять и преобразовывать необходимую информацию.

Познавательная:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения текста.

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану

 

 

35-36

Лексика. Лексические нормы.

Восприятие лекции учителя, отработка и закрепление лексических норм. Лингвистический практикум «Средства выразительности речи».

Отработка умений решать Задание 3.

 

2

 

 

37-38

Акцентологические нормы.

Усвоение акцентологического минимума. Выполнение практических упражнений «Подумаем вместе». Отработка заданий по теме «Синонимы. Задание 6».

2

Овладение лингвистической компетенцией выявления синонимии как языкового явления

 

 

39-40

Словообразовательные нормы. Орфография.

Восприятие лекции учителя. Закрепление теоретических понятий «словообразовательная норма», «окказиональная норма». Отработка темы «Правописание приставок. Задание 4».

2

Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного в новых условиях. Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Коммуникативные:

управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своих действий).

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.

Овладение орфографическими нормами языка

 

 

41-42

Морфологические нормы и их особенности.

Закрепление теоретических понятий. Выполнение упражнений практикума.

 

1

 

 

Отработка правописания суффиксов. Выполнение Задания 5. Отработка навыков правописания Н – НН в различных частях речи.

1

 

 

43-44

Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности.

Представление проектной работы: защита и презентация проекта.  Отработка знаний по теме «Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Задание 7».

2

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

 с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять и преобразовывать необходимую информацию, составлять таблицы.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Правильно употреблять знаки препинания в зависимости от различных значений и соответствующей интонации между частями сложного предложения.

Составлять схемы, моделировать предложения по заданным схемам, проводить синтаксический анализ разных типов предложений. Находить сложные предложения в художественных текстах; употреблять в речи подобные предложения.

 

 

45-46

Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка.

Участие в семинаре «Грамматическая основа предложения. Нарушения порядка следования слов, употребления однородных членов в простом предложении, причастных и деепричастных оборотов, частей сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, смешение прямой и косвенной речи». Отработка Задания 8,11

2

Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного в новых условиях.

Коммуникативные:

управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своих действий).

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.

 

 

47-48

Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи.

Защита проектов-презентаций «Обособленные члены предложения». Отработка

Задания 9

2

 

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

 

 

49-50

Употребление вводных слов, обращений и междометий.

Игра-практикум «Знаки препинания в простом осложненном предложении». ОтработкаЗадания 10

2

Овладение лингвистической компетенцией распознавания вставных и вводных конструкций

 

 

51-52

Употребление знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

Семинар «Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении». Отработка

Задания 12

2

Овладение лингвистической компетенцией постановки знаков препинания в ССП и СПП.

 

 

53-54

Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Восприятие лекции учителя. Выполнение практического задания. Сложные предложения с различными видами связи. Отработка Задания 13

2

Овладение лингвистической компетенцией постановки знаков препинания в МСК. Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

 

 

 

55-56

Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Блиц - турнир «Поработай корректором!». Практикум «Сложные бессоюзные предложения». Отработка Задания 14

 

2

Овладение лингвистической компетенцией постановки знаков препинания в БСП.

 

 

57-58

Синтаксический минимум

Усвоение синтаксического минимума Выполнение тестовых заданий.

2

Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного в новых условиях.

Коммуникативные:

управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своих действий).

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.

Овладение орфоэпическими, орфографическими,

лексическими, морфологическими, синтаксическими грамматическими

языковыми нормами

 

 

59-60

Функциональные стили. Стилистические нормы.

 

Игра-тренинг «Узнай стиль текста». Выполнение тестовых заданий.

 

2

 

 

61-62

Функционально-смысловые типы речи.

Восприятие лекции учителя.  Выполнение тестовых заданий.

 

2

 

 

63-66

Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.

Диагностическая работа в форме ОГЭ.

 

4

 

 

67-68

Итоговый турнир

Олимпиада «Блиц - турнир по русскому языку»

2

 

 

 

 

 


 

Методическое обеспечение программы

 

Для осуществления коррекционно-развивающего процесса по программе «Я учусь и развиваюсь» используются:

·      Лингвистические словари: толковые, орфографические, фразеологические, словари синонимов, омонимов, антонимов.

·      Карточки с играми и заданиями.

·      Картинки (сюжетного, серийного и предметного характера).

·      Тексты для работы на занятиях.

·      Печатные издания и иллюстрации, интернет.

Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение

 

1. ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых. Ю.Н. Гостева.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.

2. ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М. Пахнова. -М-.: Издательство «Экзамен», 2018.

3. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 9 класс / под ред. И.П. Цыбулько. «Национальное образование», 2017. - ФГОС. Новый образовательный стандарт.

4. Русский язык. 200 экзаменационных сочинений на отлично. / Г.Т. Егораева. – М.: издательство «Экзамен». 2017.-222, (1т.2т.). Серия «Реальные экзаменационные темы сочинений».

5. Учебник. Русский язык 8 класс Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова (2018 год) Часть 1,2.

Электронные образовательные ресурсы.

 

·         gia.edu.ru/- Официальный портал Государственной итоговой аттестации, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы, нормативные документы.

·         reshuoge.ru-образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам

·         ege.yandex.ru— официальный проект Яндекс. ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ и ГИА-2018: они помогут получить представление о содержании и формулировках заданий, оценить свои знания и уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов. Все задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов и соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.

·         4ege.ru- ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ и ОГЭ. Вся информация о ЕГЭ и ОГЭ 2018.

·         examen.ru/— Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.

·         school.edu.ru- Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа

·         alleng.ru/- сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в электронном виде и многое другое

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Образовательный

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Образовательный

Программа курса внеурочной деятельности «

Программа курса внеурочной деятельности «

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами: 1

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами: 1

Метапредметные: · умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; · умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; · владение навыками познавательной, учебно-исследовательской…

Метапредметные: · умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; · умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; · владение навыками познавательной, учебно-исследовательской…

Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета, курса

Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание

Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию

Тематическое планирование 8 класс № раздела

Тематическое планирование 8 класс № раздела

Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности

Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности

Составное именное скказуемое 1 17-18

Составное именное скказуемое 1 17-18

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть

Научиться формулировать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждения

Научиться формулировать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждения

Освоение понятия «Сжатое изложение

Освоение понятия «Сжатое изложение

Понимать процесс эволюции языковых норм

Понимать процесс эволюции языковых норм

Типология норм. Ошибки грамматические и речевые

Типология норм. Ошибки грамматические и речевые

Выполнение практической работы

Выполнение практической работы

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текстаФормирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текстаФормирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Отработка темы «Правописание приставок

Отработка темы «Правописание приставок

Правильно употреблять знаки препинания в зависимости от различных значений и соответствующей интонации между частями сложного предложения

Правильно употреблять знаки препинания в зависимости от различных значений и соответствующей интонации между частями сложного предложения

Семинар «Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении»

Семинар «Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении»

Программа коррекционного курса по русскому языку 8-9 класс

Программа коррекционного курса по русскому языку 8-9 класс

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2020