Программа коррекционного воздействия на развитие эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с расстройством аутистического спектра в игровой деятельности
Цель обучающего эксперимента состояла в формировании и развитии навыков эмоциональных коммуникаций у детей с посредством игровой деятельности в музыкальной терапии.
В качестве важного фактора психо-коррекционного направления и психологической помощи широко и системно может использоваться в работе личностно ориентированная патогенетическая психотерапия, а также технологии семейной когнитивно-поведенческой психотерапии и родителями детей с РАС.
При разработке программы учитывался следующий фактор: игра как ведущий вид деятельности ребенка имеет такие основные функции:
1. Подражательная функция разнообразного спектра общественного окружения.
2. Функция индивидуального и творческого отражения окружающей действительности.
3. Функция овладения различными знаниями, умениями и навыками, а также социально-значимыми и важными для дошкольника компетенциями, развивающие его личность.
4. Формирующая функция процессов мышления и речи.
5. Функция овладения навыками эффективных коммуникаций со сверстниками и взрослыми.
В результате реализованной программы по развитию эмоционально-волевой сферы детей с расстройствами аутистического спектра в игровой деятельности нами были определены наиболее важные условия, которые необходимы для такого развития:
1) формирование пространственной разнообразной развивающей среды;
2) гуманистическая позиция воспитателя;
3) индивидуально-личностный подход к каждому ребенку;
4) постоянное сотрудничество с родителями;
5) целенаправленная система планирования;
Настоящий обучающий эксперимент проводился в три основных этапа:
1) подготовительный;
2) основной;
3) заключительный.
При работе с детьми с целью формирования и развития эмоциональной сферы применялись два варианта игровой музыкальной коррекции:
1) рецептивная коррекция;
2) активная коррекция.
Рассмотрим содержание подготовительного этапа коррекционной работы. Основной целью этого этапа представлялось, как уже было сказано выше, установление стабильного эмоционально-доверительного контакта с ребенком с РАС.
На этом этапе в процессе индивидуальных занятий ребенку с РАС включалась музыка. При этом использовалась тихая и мелодичная музыка, которая на эмоциональном уровне восприятия весьма способствовала понижению тревожности, страха на первом этапе коммуникаций с таким ребенком. Музыкальные композиции, которые применялись непосредственно в этой работе, находятся в приложении.
Целью основного этапа коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы у детей с РАС явилось развитие понимания обращенной к ребенку речи, а также возможная активизация его экспрессивной речи как важного фактора развития.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
1. Развитие невербальных отношений при помощи применения музыкальной деятельности;
2. Стимулирование у ребенка вербальной реакции (т.е. вокализации);
3. Формирование осмысленного отношения к музыкальным инструментам и применение голоса;
Начиналось занятие с обязательного приветствия. Приход ребенка сопровождала расслабляющая и негромкая музыка. Далее в занятии осуществлялось прослушивание музыки, что весьма способствовало расширению кругозора и словарного запаса, а также развитию музыкального слуха у ребенка. Ребенку предлагалось прослушать музыкальное произведение либо его отрывок.
Далее мы использовали в занятиях и музыкально-ритмические упражнения, которые помогали делать движения в пространстве, управлять собственным телом и регулировать мышечный тонус.
На заключительном этапе каждого занятия проходило прощание, причем применялось оно в двух вариантах. Учитель-дефектолог распевал, к примеру, «До-сви-да-ни-я, Ле-на» и при этом отхлопывал либо отстукивал ритм рукой, а ребенку предлагалось это повторить. Либо проигрывалась некоторая мелодия, а ребенок в свою очередь должен был ответить.
Целью заключительного этапа коррекционной работы являлось применение полученных навыков у детей с РАС в различных коммуникативных ситуациях.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.