Программа краеведческого кружка в летнем лагере
Оценка 4.8

Программа краеведческого кружка в летнем лагере

Оценка 4.8
docx
12.08.2021
Программа краеведческого кружка в летнем лагере
программа краеведческого кружка летнего лагеря на 2021 год.docx

Комитет по образованию администрации Раменского муниципального района

 

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение  Гжельская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №____

 

от «____»_______20____г.

«Утверждаю»

                      Директор МОУ  Гжельская  СОШ

___________Н.М.Туляшева

 

«____»_________20___г.

с изучением предметов художественно эстетического цикла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа краеведческого кружка летнего

оздоровительного лагеря с дневным

пребыванием детей.

 

 

 (стартовый уровень)


   обучающихся 8-11 лет

Срок реализации 1 месяц

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

                                                                                               Автор-составитель:

                                                                                         Дементьев Александр Олегович

                                                                              педагог дополнительного

                                                       образования

 

                                                 

 

 

                                                                   с. Гжель    2021 г.

 

1.      Пояснительная записка.

Направленность (профиль и уровень):

.Данная дополнительная общеразвивающая программа (краеведческий кружок )относится к стартовому уровню и имеет туристско-краеведческую направленность .

Актуальность и новизна.

В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию обучающихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родной республики. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передаче духовных ценностей была нарушена.
В последнее время у обучающихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным. Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач. Решению этих задач поможет данная программа, уже имеющиеся разработанные и апробированные методики изучения природы, культуры и истории жителей села, материалы школьного музея.

Программа является типовой. Особенностью её является то, что в ней особое           место занимает изучение  истории Раменского района и Гжели. Программа создана на местном краеведческом материале учит методам исследовательской работы, в частности,   использованию проектно-поискового метода,  Настраивает на сохранение преемственности народных, семейных традиций .

Данная программа разработана в соответствии с  нормативно-правовыми документами

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".

Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. (Принят Государственной Думой 21.05.1999г., в редакции Федерального закона
от 13.01. 2001г. № 1-ФЗ).

Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г № 1726-р

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования приказ № 413 от 17.05.2012 года.

Методические рекомендации Управления воспитания и допол­нительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразо­вательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).

Примерные требования к программам дополнительного образо­вания детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспита­ния и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

СанПиН 2.4.4. 1251-03 (утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

·         Цели и задачи.

·         Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.

Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своего края и всей  страны в целом.

Развитие мотивации обучающегося к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение истории своей малой родины.

Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.

Изучение исторического и культурного наследия своей области, своего села, района, семьи.

Вовлечение учащихся в активную познавательную поисково-исследовательскую деятельность.

Развить познавательные и творческие способности детей.

Задачи:

Образовательные

Формирование представлений о краеведении, как  о предмете исторического и

культурного развития общества;.

Приобретение знаний о природе родного края, обычаях и традициях                                                                                                                    своего народа;

Закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные:

Формирование уважительного,  бережного  отношения к историческому наследию

своего края, его истории, культуре, природе;

Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение

общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение

в различных жизненных  ситуациях.

Развивающие:

Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление,

речь и т.д.)

Развитие кругозора учащихся.

Адресат.

Программа рассчитана на детей 8-11 лет.

Объем и срок освоения.

Программа рассчитана на 1 месяц, срок реализации 1 месяц(4 недели).

Форма обучения и режим освоения программы.

Форма обучения очная, занятия проводятся в групповой форме с индивидуальным подходом.
Режим занятий 1 академический час в неделю с 10-15 минутным перерывом для снятия напряжения и отдыха.

Особенности организации образовательного процесса.

Особенностями организации образовательного процесса являются:

-ориентирована на индивидуально-личностный подход

-основной формой занятий является беседы и творческие исследования

Формы проведения занятий:

Формы и методы работы могут быть разнообразные - групповые, лекционные, игровые, с использованием ИКТ, проектной и экскурсионной деятельности. В процессе изучения краеведения рекомендуется использовать различные типы занятий, основанных на деятельностном подходе и диалоговом общении. Комбинированные учебные занятия, занятия с использованием игровых технологий, занятия-экскурсии, занятия-путешествия, занятия с элементами проблемного обучения, занятия с элементами анализа документов и др, занятия-семинары, занятия-исследования, занятия-практикумы, проблемные занятия, занятия-размышления. При этом важно чередование разнообразных форм и методов работы, умелое сочетание информационной, эмоционально-чувственной (художественно-эстетической) и практико-деятельностной составляющей учебного занятия.

Планируемый результат.

В результате освоения содержания программы у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:

·         Внутренняя позиция ребенка на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

·         познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

·         ориентация на понимание причин успеха, самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·         основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·         ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·         знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

·         эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

·         основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

·         чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

Результатами изучения курса краеведения являются умения:

·               объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;

·               называть 2-3 достопримечательности края;

·               рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;

·               охранять природу родного микрорайона;

·               наблюдать и выделять характерные особенности природы;

·               соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;

·               выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

·               добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

·               ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

·               анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

·               создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;

·               вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Форма аттестации, форма отслеживания и фиксации результатов.

·                     Формы подведения итогов реализации программы. в качестве текущего контроля используются  опросы учащихся во время занятий, проверка их исследовательских работ;

·                     в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;

·                     в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи семьи, конкурс сочинений, фотовыставки

Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеразвивающей программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает вводный контроль (первичную диагностику), а также промежуточную и итоговую аттестацию.

Вводный контроль (первичная диагностика) проводится  на первом занятии для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – собеседование.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.

Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребёнком  результата обучения, предусмотренного программой.

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться:

Во-первых: уровнем сформированности  таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;

Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.

 

 

 

Проектирование  результативности программы

 

Уровень

Прогнозируемая результативность

Стартовый

1.Освоение образовательной программы

2.Переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся

Материально-техническое обеспечение.

Занятия будут проводиться на базе МОУ Гжельская СОШ с изучением предметов художественно-эстетического цикла по адресу Село Гжель, улица Новая ,дом1.В кабинете №22(история) и в школьном краеведческом музее.

1.Тематические материалы школьного краеведческого музея

«История села», « Природа края»,  и др.

2.Экспозиции школьного музея .

3.Сценарии и разработки мероприятий в музее.

4.Экскурсии и проекты , созданные участниками музея в различные годы.

Информационное обеспечение:

Карты: Карта Московской области. 2004. Учебные материалы по курсу «Родное Подмосковье». Изд. МГУ 2007.

Кадровое обеспечение.

Педагог дополнительного образования.

2.      Учебный план.

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

Наш край в древности

1

0,5

0,5

Первичная диагностика

Творческая работа. экскурсия

2

Как учились и на чём и чем писали в прошлом

1

0,5

0,5

Творческая работа. экскурсия

3

Гжельцы-герои войн

1

0,5

0,5

Творческая работа экскурсия.

4

Наше село в прошлом и бдудущем

1

0,5

0,5

Творческая работа

 

ИТОГО:

4

2

         2

 

 

   Содержание учебного плана.

1.Вводное занятие. Наш край в древности (1ч.)

Теория. Введение в программу. Наша Родина-Подмосковье. Общая характеристика.: Археологические памятники на территории края. Наш край на археологической карте. Древние жители нашего края. .. Знакомство с экспонатами школьного музея по теме.

Практика. Первичная диагностика.Творческая работа.

2.Тема. Как учились и на чём и чем писали в прошлом (1ч).

Теория. Виды материала для письма и инструменты для письма в разные годы.

Практика:Творческие задания. Написание писем ручками разных эпох. Знакомство с экспонатами школьного музея по теме.

3.Тема. Гжельцы-герои войн Теория. Знакомство с героями войн разных эпох по материалам музея.

Практика:. Знакомство с экспонатами школьного музея по теме. Творческая работа.

4.Тема. Наше село в прошлом и будущем.

Теория: История села Гжель и гжельского промысла с 14 века до наших дней.

Практика:Творческая работа: Пробуем поставить сценки из жизни гжельцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

Список литературы для педагога.

1.      Веселовский С.Б., Снегирев В.Л., Коробов Н.М. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры 16-19 веков. М., 1955.

2.      Глушкова В.Г. Монастыри Подмосковья. М., 2005.

3.      Глушкова В.Г. Подмосковье, Культура, история, география. М., 2005.

4.      Города Подмосковья: в 3-х книгах. М.,1979- 1981.

5.      Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1997.

6.      Московская область: Ежегодный справочник. Вып. 1. М., 2004.

7.      Московская область. История. Культура. Экономика. М., 2005.Москва и Московская область в Великой Отечественной войне.1941-1945. Краткая хроника. М., Московский рабочий.1986.

8.      Островская В.Н. Древняя земля Подмосковья. М., 2004.

9.      Поспелов Е.М. Топонимический словарь Московской области. М., 2001.

10.  Фролов А.И. Усадьбы Подмосковья. М., 2003.

11.  Веселовский С.Б., Снегирев В.Л., Коробов Н.М. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры 16-19 веков. М., 1955.

12.  Глушкова В.Г. Монастыри Подмосковья. М., 2005.

13.  Глушкова В.Г. Подмосковье, Культура, история, география. М., 2005.

14.  Города Подмосковья: в 3-х книгах.М.,1979- 1981.

15.  Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1997.

16.  Московская область: Ежегодный справочник. Вып. 1. М., 2004.

17.  Московская область. История. Культура. Экономика. М., 2005.Москва и Московская область в Великой Отечественной войне.1941-1945. Краткая хроника. М., Московский рабочий.1986.

18.  Островская В.Н.Древняя земля Подмосковья. М., 2004.

19.  Поспелов Е.М. Топонимический словарь Московской области. М., 2001.

20.  Разумовский Ф.В. На берегах Оки. М., Искусство. 1988.

21.  Алексеева А.И.Глушкова В.Г.Москвоведение,М.экопрос.1994

22.  Города Подмосковья в 3х томах»Московский рабочий»1980г.

23.  Никитина Е.В.О них и о нас.Речицы .2012г.

24.  Логинов В.Скальский Ю.Эта звонкая сказка ГЖЕЛЬ.М.Сварог.1994г.

25.  Бронницкий уезд.Храмы раменского района.Владимир 2008г.

26.  ГреханкинаЛ.Ф.Родное Подмосковье.Москва 2012.

27.  Аверьянова М.Г.Край Раменский.Памятники истории культуры.Школа радости.М.2007.

28.  Аверьянова М.Г.Край Раменский хх век.М.1998г.

29.  Фролов А.И. усадьбы Подмосковья. М., 2003.

 

Список литературы для детей и родителей.

1.Иванов Ю. Г. Памятные места Подмосковья. Смоленск, 2005.

2.Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М.,1997.

3.Островская В.Н. Древняя земля Подмосковья. М., 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Утверждено»

Директор МОУ Гжельская СО

_____________________ Н.М. Туляшева

 

«______»_______________20__г.

 


 

Комитет по образованию администрации

Комитет по образованию администрации

Пояснительная записка. Направленность (профиль и уровень):

Пояснительная записка. Направленность (профиль и уровень):

Методические рекомендации Управления воспитания и допол­нительного образования детей и молодёжи

Методические рекомендации Управления воспитания и допол­нительного образования детей и молодёжи

Особенностями организации образовательного процесса являются: -ориентирована на индивидуально-личностный подход -основной формой занятий является беседы и творческие исследования

Особенностями организации образовательного процесса являются: -ориентирована на индивидуально-личностный подход -основной формой занятий является беседы и творческие исследования

Форма аттестации, форма отслеживания и фиксации результатов

Форма аттестации, форма отслеживания и фиксации результатов

Информационное обеспечение:

Информационное обеспечение:

Список литературы. Список литературы для педагога

Список литературы. Список литературы для педагога

Утверждено» Директор МОУ Гжельская

Утверждено» Директор МОУ Гжельская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2021