МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 4 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» Г.ПЕРМИ
ПРОГРАММА
краткосрочного курса
«Подросток и закон. Мой безопасный город»
Автор - составитель: Скорых И.Н.
Пермь, 2020 г.
Пояснительная записка
В настоящее
время одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят
перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста правонарушений среди
подростков и повышение эффективности их социально-психологической адаптации.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что
в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная
обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности
втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Правонарушения
несовершеннолетних опасны для общества, так как они угрожают его будущему.
Асоциальные взгляды, привычки, приобретенные в раннем возрасте, могут
привести к глубокой деморализации личности и как результат —
к росту преступности и рецидивам
При подготовке аналитической информации о состоянии подростковой преступности,
общественно-опасных деяниях и правонарушениях среди несовершеннолетних
обучающихся нашего образовательного учреждения выявлен рост совершения
правонарушений учениками нашей школы. Негативная динамика является особенностью
обучающихся с ментальными нарушениями, которые изначально находятся в зоне
риска и склонны к девиантному поведению. Они легко поддаются влиянию и могут
стать как правонарушителями, так и потерпевшими в результате противоправных
действий.
Знание норм права, умение сделать верный выбор и не поддаться давлению, не пойти на поводу у группы будет способствовать формированию положительного социального опыта, укреплению личностных ресурсов и подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях.
Необходимо накопление правовых знаний, благодаря которому будет вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к противоправным действиям.. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний.
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание подростком отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; самоконтроль за поведением.
Именно на решение этих задач и направлена программа данного краткосрочного курса.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ краткосрочного курса
“ПОДРОСТОК И ЗАКОН. Мой безопасный город”
Название программы |
Программа деятельности КСК “ПОДРОСТОК И ЗАКОН. Мой безопасный город” |
Автор-составитель программы |
Социальный педагог Скорых И.Н. |
Цель, основные задачи программы |
Цель: Формирование правового сознания обучающихся, снижение уровня противоправных действий среди несовершеннолетних школы – интерната. Задачи: – информировать учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность; – содействовать в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся; – воспитывать чувства ответственности за совершённые дела и поступки - познакомить с алгоритмом принятия решений и отработать его |
Направленность |
Социально – педагогическая |
Возраст детей, на которых рассчитана программа |
Обучающиеся коррекционной образовательной школы 14-15 лет |
Срок реализации программы |
Программа краткосрочная. Рассчитана на 2 месяца (1 занятие в неделю) |
Место реализации программы |
МБОУ «Школа – интернат №4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Перми |
Основные формы работы |
Беседа, диалог, дискуссия, игра – тренинг, медиа-занятия с использованием видео материала, правовая игра, тестирование, анкетирование, творческое занятие |
Формы организации занятий
Занятия проводятся группой. Работая в группах воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.
На занятиях используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес обучающихся в целом.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся будут знать общие
правила применения права, соблюдение которых способствует охране личной
безопасности человека от преступных посягательств; Иметь
представление о действиях и поступках, составляющих угрозу
безопасности личности; о видах юридической ответственности граждан и конкретно
несовершеннолетних; Усвоят совокупность конкретных правил поведения
в школе, на улице, в общественных местах, основанных на уважении к правам и
свободам других людей; Научатся различать правомерное и
неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; Знать
алгоритм принятия решений, уметь его применять.
Итогом работы обучающихся могут быть социальные
проекты, мультимедиа презентации, буклеты, сообщения.
Материально – техническое обеспечение:
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Подросток и закон» необходимы следующие принадлежности:
компьютер, мультмедиапроектор; листы формата А4, фломастеры
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Формы деятельности |
Кол-во часов |
Содержание занятия |
1. |
Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы? |
Ситуационная интерактивная беседа – диалог Анкетирование |
1 ч |
Актуализация проблемы, вводное анкетирование об осведомленности обучающихся по вопросам правовой ответственности несовершеннолетних. «Могут ли быть права без обязанностей» Обсуждение ситуаций. Связанных с нарушением закона. Законы в разных странах. |
2. |
Памятка подростку «Как не стать жертвой преступления?»
|
Тестирование, просмотр видео, обсуждение. Практическая часть
|
1 ч |
Тестирование «Как легко я поддаюсь давлению» Выработка правил поведения в экстремальных ситуациях. Обсуждение ситуаций, как подростки оказываются втянуты в преступную группу. Оформление памятки |
3. |
Кибер-безопасность |
Круглый стол, конкурс презентаций |
1 ч |
Просмотр презентации. Обсуждение. Внесение корректировок. |
4. |
«Юридическая консультация. Ответственность несовершеннолетних»
|
Ролевая игра |
1 ч |
Ознакомление и закрепление видов правонарушений и ответственности за них несовершеннолетних в виде презентации. Основные понятия: административное правонарушение, общественно – опасное деяние, преступление. Виды или классификация преступлений. Отличие преступления от других видов правонарушения. Административный проступок как вид правонарушения. Ролевая игра для закрепления с обыгрыванием ситуаций
|
5. |
«Игры мотыльков» |
Медиа-занятие |
1 ч |
Просмотр отрывка из фильма «Игры мотыльков», обсуждение с элементами тренинга. Закрепление видов ответственности, осознание последствий проступков. |
6. |
«Возраст юридической ответственности» |
Настольная игра |
1ч |
Игра, обсуждение вопросов, возникающих по ходу игры. Знакомство и закрепление информации об ответственности несовершеннолетних и их правах. |
7. |
Я и полиция |
Викторина |
1 ч |
Проведение викторины, обсуждение возникших вопросов |
8. |
Итоговое занятие – практикум “Защити свои права” |
Настольная игра |
1 ч |
Игра, обсуждение вопросов. Возникающих по ходу игры. Итоговое анкетирование |
Основные понятия курса
«Подросток и закон»
Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.
Закон – обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением.
Законность – строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения).
Обязанность – определенные действия и поступки, которые должен выполнять человек, живя в государстве.
Правонарушение – нарушение определенных норм права.
Расизм – идеология, разделяющая людей на полноценных и неполноценных, на высших и низших на основе расовых черт и признаков.
Совершеннолетие – возраст, по достижении которого человек становится полностью дееспособным гражданином.
Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела.
Уголовное право – юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы с преступлениями.
Устав школы – свод правил, который устанавливает порядок деятельности и поведение учителей, работников школы, учащихся и их родителей, утвержденный на педсовете.
Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества.
Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия
Возраст ребенка |
Права, обязанности, ответственность |
С рождения |
· Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.1 ст. 20 Конституции РФ). · Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ). · Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка). · Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом. · Право на самостоятельное обращение в орган опеки попечительства за защитой своих прав. · Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ). · Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 54, 57, 60 СК РФ). · Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка). · Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка). · Право на отдых и досуг. · Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка). · Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка). · Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка). · Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка). · Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка). |
С 6 лет |
· Право на образование (обязанность получить основное общее образование – ст. 43 Конституции РФ). · Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ). |
С 8 лет |
· Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях). Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних). |
С 10 лет |
· Право давать согласие на изменение своего имение и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ) |
С 11 лет |
· Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании») |
С 14 лет |
· Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»). · Право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ). · Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ). · Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами. · Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности. · Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ). · Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ). · Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ). · Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ). · Право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). · Право на поощрение за труд (ст. 191 ТК РФ). · Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ). · Право на объединение в профсоюзы. · Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ). · Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ). · Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ). · Обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»). · Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ. |
С 15 лет |
· Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). · Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ). |
С 16 лет |
· Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ). · Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ). · Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). · Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»). · Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ) |
С 17 лет |
· Обязанность юношей встать на воинский учет /пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство/ (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе). |
С 18 лет |
· Право на вступление в брак (ст. 13 СК РФ). · Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). · Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ). · Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»). · Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»). · Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ). · Полная уголовная ответственность (ст. 20, 87 УК РФ) |
Литература
1. Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н. Н. – Волгоград, 2006
2. Баскакова А. В., Данилова М. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 551-554.
3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.
5. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.
6. Ефремова Н. П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.