Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Зазеркалье» («СтаТЮЗ»)
Возраст обучающихся: 10–14 лет
срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Морозова Е.В,
с. Староалександровка
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 –29.12.2012);
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
Письмо Минобрнауки РФ о т 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов
Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Актуальность программы
В настоящее время наблюдается возрождение интереса к театральному искусству, растет внимание подрастающего поколения к наследию предков, поэтому возрождение и сохранение культурных традиций невозможно без опоры на театральное творчество.
Образовательная программа дополнительного образования обучающихся актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Изучение истории театра, местных театралов, известных артистов родом из Оренбургской области, направлено на формирование интереса и любви к своему родному краю, добросовестного отношения к труду, экономии и бережливости.
Программа вводит в удивительный мир театрального искусства, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-словесных, артистичеких способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Новизна образовательной программы заключается в ее прикладном характере и направленности на расширение и углубление знаний этнической культуры, быта и национальных традиций своего края; а также в восстановлении технологий изготовления декоративно-прикладных изделий с применением и использованием местного колорита и национальных мотивов.
Целесообразность программы
Образовательная программа призвана расширить культурное пространство для самореализации ребенка. Создать каждому ребенку благоприятную почву для будущей профориентации, развития личностных качеств, проявления творческих способностей.
На основе предложенных этюдных тренажей происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи (при изготовлении костюмов и декораций), артиста (при подготовке театрализованного представления и выступлении). Обучающиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии, развивают художественный вкус.
Цель программы
Расширение знаний и приобретение практических навыков в области театрального искусства; развитие творческих способностей детей на основе освоения традиций и технологий изготовления костюмов и декораций; обучение трудовым навыкам и приемам самостоятельной работы; создание условий для коллективного взаимодействия; воспитание художественно-эстетического вкуса.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
1. Познакомить с основными понятиями театрального искусства.
2. Обучить технологии изготовления костюмов и декораций, применяя различные технологические приемы при создании изделий и их дизайне;
3. Совершенствовать навыки работы с различными инструментами и материалами, способствовать развитию артистизма, внимания, памяти, воображения, усидчивости.
4. Формировать способность к самостоятельному выражению своих идей в процессе выступления выполненных работ на различного вида выставках, конкурсах и т.п
5. Развивать навыки анализа и самоанализа художественно-эстетической и практико-ориентированной деятельности.
6. Воспитывать коммуникативную культуру у обучающихся: правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе; обогащать личный жизненно – практический опыт обучающихся.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1. Развивать творческие возможности детей 2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения 3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел 4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики. 5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом 6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние 7.Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей. 8. Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру. Организация деятельности литературно драматического кружка Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка. Выход результатов: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях детского садика, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров. ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ: Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть Читать выразительно стихи, басни. Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений Уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и Отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя Содержание программы Данная программа рассчитана на один год. Программа дает возможность принимать участие в работе кружка детям любого школьного возраста и предполагает как работу с коллективом в целом, так и индивидуальные занятия во время репетиций. Программа имеет два направления – литературное и театральное мастерство. В рамках первого на базе кружка будут организованы литературные вечера, в рамках второго планируются театральные постановки. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа и состоит из двух основных блоков: теории и практики, где теории отводится 30 мин, практическим навыкам – 1,5 часа РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Всего: 35 занятий по 3 часа (105 часов) Теория: 35 ч. Практика: 70 ч.
РЕКОМЕНДАЦИИ: § Дикция. Орфоэпия. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть. § Логика чтения. Логические паузы. Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков. § Речевой слух. Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:
Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому): Громче – тише, Выше – ниже, Быстрее – медленнее. Голос – одежда живой речи, а душой является интонация.
Волшебный посредник – видение образа. «Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер. Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа. Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа: 1. Образный (сигналы I сигн. системы); 2. Мыслительный (II сигн. Системы); 3. Средний.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2012 2. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2015 3.Выпуски журнала «Педсовет» 4. Русские народные сказки ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: Телевизор, видеомагнитофон, DVD , компьютер, диски с записью сказок и постановок. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.