Программа кружка
Оценка 4.7

Программа кружка

Оценка 4.7
docx
18.01.2022
Программа кружка
Программа СтаТЮЗ.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 художественной  направленности

«Зазеркалье» («СтаТЮЗ»)

 

 

 

 

 

Возраст обучающихся: 10–14 лет

срок реализации программы: 1 год

 

 

 

Составитель:

Морозова Е.В,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Староалександровка

2018

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 –29.12.2012);

Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;

Письмо Минобрнауки РФ о т 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов

Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

 

 

 

 

Актуальность программы

 

В настоящее время наблюдается возрождение интереса к театральному искусству, растет внимание подрастающего  поколения к наследию предков, поэтому возрождение и сохранение культурных традиций невозможно без опоры на театральное творчество.

Образовательная программа дополнительного образования обучающихся актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Изучение истории театра, местных театралов, известных артистов родом из Оренбургской области, направлено на формирование интереса и любви к своему родному краю, добросовестного отношения к труду, экономии и бережливости.

        Программа вводит в удивительный мир театрального искусства, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-словесных, артистичеких способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

 

Новизна образовательной программы заключается в ее прикладном характере и направленности на расширение и углубление знаний этнической культуры, быта  и национальных традиций своего края; а также в восстановлении технологий изготовления декоративно-прикладных изделий с применением и использованием местного колорита и   национальных мотивов.

 

Целесообразность программы

 

Образовательная программа призвана расширить культурное пространство для самореализации ребенка. Создать каждому ребенку благоприятную почву для будущей профориентации, развития личностных качеств, проявления творческих способностей.

 

На основе предложенных  этюдных тренажей происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи (при изготовлении костюмов и декораций), артиста (при подготовке театрализованного представления и выступлении). Обучающиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии, развивают художественный вкус.

 

Цель программы

 

Расширение знаний и приобретение практических навыков в области  театрального искусства; развитие творческих способностей детей на основе освоения традиций и технологий изготовления костюмов и декораций;  обучение трудовым навыкам и приемам самостоятельной работы; создание условий для коллективного взаимодействия; воспитание художественно-эстетического вкуса.                      

Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:

 

1.     Познакомить с основными понятиями театрального искусства.

2.     Обучить технологии изготовления костюмов и декораций, применяя различные технологические приемы при создании изделий и их дизайне;

3.     Совершенствовать навыки работы с различными инструментами и материалами, способствовать развитию артистизма, внимания, памяти, воображения, усидчивости.

4.     Формировать способность  к самостоятельному выражению своих идей в процессе  выступления выполненных работ на различного вида выставках, конкурсах и т.п

5.     Развивать навыки  анализа и самоанализа художественно-эстетической и практико-ориентированной деятельности.

6.     Воспитывать коммуникативную культуру у обучающихся: правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе; обогащать  личный жизненно – практический опыт обучающихся.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

1. Развивать творческие возможности детей

2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения

3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел

4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.

5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом

6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние

7.Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

8.     Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.

Организация деятельности литературно драматического кружка

Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Выход результатов:

выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях детского садика, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок

Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть

Читать выразительно стихи, басни.

Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений

Уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и

Отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя

Содержание программы

Данная программа рассчитана на один год. Программа дает возможность принимать участие в работе кружка детям любого школьного возраста и предполагает как работу с коллективом в целом, так и индивидуальные занятия во время репетиций. Программа имеет два направления – литературное и театральное мастерство. В рамках первого на базе кружка будут организованы литературные вечера, в рамках второго планируются театральные постановки.

Занятия проводятся один раз в неделю по два часа и состоит из двух основных блоков: теории и практики, где теории отводится 30 мин, практическим навыкам – 1,5 часа

 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Название темы

1

Вводный курс. Ознакомление с правилами техники безопасности

1

2

Вводный курс. Актерское мастерство.

5

3

Беседа о театральном искусстве

5

4

Искусство декламации. Выразительность чтения.

7

5

Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука.

8

6

Действие как главное выразительное средство актерского искусства

7,5

7

Виды театров, их сходства и различие.

3

8

Общественное назначение театра. Народные игры

1

9

Роль и задачи театра во время Великой Отечественной войны

2

10

Дикция. Орфоэпия

6,5

11

Логика чтения. Логические паузы

5,5

12

Простейшие упражнения и игры.

8,5

13

Подготовка к школьным праздникам

30

14

Выбор и репетиция спектакля.

11

15

Выступление со сказкой.

3

16

Итоговое занятие. Обсуждение работы кружка

1

 

Всего: 35 занятий по 3 часа (105 часов)

Теория: 35 ч.

Практика: 70 ч.

 

 

 

 

 

Дата                                                                     

Тема теоретического занятия

Практика

1

Вводный курс. Ознакомление с правилами техники безопасности (30 мин. )

Простейшие упражнения и игры. (30 мин.)

2

Вводный курс. Актерское мастерство. (30 мин.)

Простейшие упражнения и игры. (1,5часа)

3

Актерское мастерство. (30 мин.)

Простейшие упражнения и игры. (1,5 часа)

4

Актерское мастерство. (30 мин.)

Этюдный тренаж (30 мин.)

5

Актерское мастерство. Действие как главное выразительное средство актерского мастерства. (1 час)

Простейшие упражнения и игры. (1 час)

6

Актерское мастерство. Действие как главное выразительное средство актерского мастерства. (30 мин.)

Простейшие упражнения и игры. (30 мин.)

7

Беседа о театральном искусстве (30 мин.)

Подготовка к празднику «День матери». Подборка материалов для выступления, распределение ролей. (1,5 часа)

8

Беседа о театральном искусстве (30 мин.)

Подготовка к празднику «День матери». Репетиция. (30 мин.)

9

Беседа о театральном искусстве (30 мин.)

Подготовка к празднику «День матери». Репетиция. (1,5 часа)

10

Искусство декламации.

 (30 мин.)

Репетиция литературно-музыкальной композиции ко Дню Матери. (30 мин.)

11

Искусство декламации.

 (30 мин.)

Репетиция драматических постановок ко Дню Матери. (1,5 часа)

12

Выразительность чтения. (30 мин.)

Генеральная репетиция ко Дню Матери. (30 мин.)

13

 Выразительность чтения. (30 мин.)

Подборка материалов к Новому году.  (1,5 часа)

14

Выразительность чтения.  (30 мин.)

Распределение ролей к Новому году. (30 мин.)

15

Выразительность чтения. (30 мин.)

Репетиция к Новому году. (1,5 часа)

16

Выразительность чтения. (30 мин.)

Репетиция драматической постановки к Новому году. (30 мин.)

17

Беседа «Культура поведения в театре». (30 мин.)

Репетиция к Новогоднему празднику. (1,5 часа)

18

Подготовка к Новогоднему празднику. (1 час)

19

Беседа «Театральная азбука». (30 мин.)

 Репетиция театральной постановки к Новому году. (1,5 часа)

20

 

Репетиция театральной постановки к Новому году. (1 час)

21

Репетиция театральной постановки к Новому году. (2 часа)

22

Генеральная репетиция театральной постановки к Новому году. (1 час)

23

Культура поведения в театре (повторение). (30 мин.)

Выбор пьесы. Распределение ролей. (2,5 часа)

24

Виды театров, их сходства и различия. (30 мин.)

Чтение ролей («Сказка про зайца» по м/ф «Заяц-симулянт») (2,5 часа)

25

Общественное назначение театра. (30 мин.)

Отработка каждой роли. Репетиция сказки. (1,5 часа)

26

Общественное назначение театра. (30 мин.)

Репетиция сказки (1-й сцены). (30 мин.)

27

Действие как главное выразительное средство актерского искусства. (30 мин.)

Репетиция сказки. (1,5 часа)

28

 Действие как главное выразительное средство актерского искусства. (30мин.)

Репетиция. (30 мин.)

29

Действие как главное выразительное средство актерского искусства. (30 мин.)

Репетиция сказки. (1,5 часа)

30

Действие как главное выразительное средство актерского искусства. (30 мин.)

Репетиция сказки. (30 мин.)

31

Действие как главное выразительное средство актерского искусства. (30 мин.)

Подборка материалов к 23 февраля. (1,5 часа)

32

Распределение ролей к 23 февраля, репетиция. (1 час)

33

Репетиция к 23 февраля. Подготовка (подбор материалов) к конкурсу «Забава 2019» (2 часа)

34

Репетиция к 23 февраля. Подготовка к конкурсу «Забава 2019» (1 час)

35

Репетиция к 23 февраля. Подготовка к конкурсу «Забава 2019» (2 часа)

36

Генеральная репетиция к 23 февраля. Подготовка к конкурсу «Забава 2019» (1 час)

27.

Подбор материалов к празднику 8 марта. Подготовка к конкурсу «Забава 2019» (2 часа)

28

Распределение ролей к празднику 8 марта. Репетиция к конкурсу «Забава 2019». (1 час)

29

Репетиция к празднику 8 марта. Репетиция к конкурсу «Забава 2019». (2 часа)

30

Генеральная репетиция к празднику 8 марта. Репетиция к конкурсу «Забава 2019». (1 час)

31

Репетиция к конкурсу «Забава 2019». (2 часа)

32

Генеральная репетиция к конкурсу «Забава 2019». (1 час)

33

Изготовление декораций и бутафории к конкурсу «Забава 2019» (2 часа)

34

Генеральная репетиция театральных постановок к конкурсу «Забава 2019». (1 час)

35

Дикция. Орфоэпия. (30 мин.)

Изготовление костюмов к сказке. Репетиция сказки («Сказка про зайца» по м/ф «Заяц-симулянт»). (2,5 часа)

36

Дикция. Орфоэпия. (30 мин.)

Изготовление декораций к сказке. Репетиция сказки. (1,5 часа)

37

Дикция. Орфоэпия. (30 мин.)

Изготовление бутафории к сказке. Репетиция сказки. (30 мин.)

38

Логика чтения. Логические паузы. (30 мин.)

Изготовление бутафории к сказке. Репетиция сказки. (1,5 часа)

39

Логика чтения. Логические паузы. (30 мин.)

Изготовление костюмов к сказке. Репетиция сказки. (30 мин.)

40

Логика чтения. Логические паузы. Роль и задачи театра во время Великой Отечественной войны. (1 час)

Репетиция сказки. (1 час)

41

Роль и задачи театра во время Великой Отечественной войны. (30 мин.)

Изготовление костюмов к сказке. Репетиция сказки. (30 мин.)

42

Роль и задачи театра во время Великой Отечественной войны. (30 мин.)

Подборка стихов, песен, сцен ко Дню Победы. (30 мин.)

43

Распределение ролей в постановке ко Дню Победы. Репетиция постановки ко Дню Победы. (2 часа)

44

Генеральная репетиция и монтаж ко Дню Победы. (3 часа)

45

Роль и задачи театра во время Великой Отечественной войны. (30 мин.)

Подбор материалов к «Последнему звонку», распределение ролей. (2,5 часа)

46

Генеральная репетиция сказки. Репетиция к «Последнему звонку». (2 часа)

47

Выступление со сказкой «Сказка про зайца» (по м/ф «Заяц-симулянт») в детском саду. (1 час)

48

Обсуждение выступления со сказкой в детском саду. (30 мин.)

Генеральная репетиция к «Последнему звонку». (1,5 часа)

49

Выступление со сказкой «Сказка про зайца» (по м/ф «Заяц-симулянт») в школе. (1 час)

50

Обсуждение выступления со сказкой в СДК, замечания, предложения. (1 час)

Выступление со сказкой «Сказка про зайца» (по м/ф «Заяц-симулянт») в СДК. (1 час)

51

Итоговое занятие. Обсуждение работы кружка. (1 час)

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

§  Дикция. Орфоэпия.

В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

§  Логика чтения. Логические паузы.

Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.

§  Речевой слух.

Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:

  • Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;
  • Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;
  • Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.

Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):

Громче – тише,

Выше – ниже,

Быстрее – медленнее.

Голос – одежда живой речи, а душой является интонация.

 

Волшебный посредник – видение образа.

«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер.

Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.

Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа:

1.     Образный (сигналы I сигн. системы);

2.     Мыслительный (II сигн. Системы);

3.     Средний.

  • Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен Крылова.
  • Позиция и поза.
    • Позиция – принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо.
  • Поза – это перенесение , перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.
  • Поза и авторская и исполнительская может быть доброжелательной и недоброжелательной, дружественной и враждебной, она может отображать одобрение или отрицание, осуждение.
  • Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.
    • Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», - сказал Н.А. Некрасов.
  • Основой дикламационного искусства должен быть ритм.
  • Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2012

2. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2015

3.Выпуски журнала «Педсовет»

4.     Русские народные сказки

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

Телевизор, видеомагнитофон, DVD , компьютер, диски с записью сказок и постановок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Зазеркалье» («СтаТЮЗ»)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Зазеркалье» («СтаТЮЗ»)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральный

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов

Цель программы Расширение знаний и приобретение практических навыков в области театрального искусства; развитие творческих способностей детей на основе освоения традиций и технологий изготовления костюмов и…

Цель программы Расширение знаний и приобретение практических навыков в области театрального искусства; развитие творческих способностей детей на основе освоения традиций и технологий изготовления костюмов и…

Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру

Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру

Программа имеет два направления – литературное и театральное мастерство

Программа имеет два направления – литературное и театральное мастерство

Практика: 70 ч. №

Практика: 70 ч. №

Репетиция драматических постановок ко

Репетиция драматических постановок ко

Репетиция сказки. (1,5 часа) 28

Репетиция сказки. (1,5 часа) 28

Забава 2019». (1 час) 31Репетиция к конкурсу «Забава 2019»

Забава 2019». (1 час) 31Репетиция к конкурсу «Забава 2019»

Распределение ролей в постановке ко

Распределение ролей в постановке ко

Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать

Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать

Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по

Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1. Развивать творческие возможности детей 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1. Развивать творческие возможности детей 2

Программа кружка

Программа кружка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2022