Пояснительная записка
Уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой;
театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления;
театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше;
при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности.
Программа кружка “ Драматический ” построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.
Программа драматического кружка рассчитана на занятия с детьми с расчётом 2 часа в неделю (68 ч.).
Возраст детей: 7-12лет
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Место курса в учебном плане
На работу кружка выделяется 2 часа в неделю.
(34 учебные недели — 68 часов)
Результаты кружковой работы.
В результате освоения программы театрального кружка «Драматический» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу года они должны:
Содержание кружковой работы.
Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по
сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического
театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса
художественно-воспитательных задач.
Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно,
логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и
всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом.
Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни,
сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями
жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им
осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является
жизнь.
Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде
всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей
пьесы.
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и
праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная
горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками
русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками,
песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
Выход результатов:
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, инсценирование сказок, постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров.
Основные разделы:
В программе используются следующие методы и формы:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
- словесный (беседа, рассказ, диалог);
- наглядный (репродукции, фильмы, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);
- практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).
2. По дидактическим задачам:
- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через постановку спектаклей;
- закрепление через генеральные репетиции;
- творческая деятельность - показ спектаклей;
- проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия.
3. По характеру деятельности:
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
В программе используются следующие педагогические:
1. Приемы: .
- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние
препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;
- тотального выражения - включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;
- физического действия - выстраивание партитуры роли на основе простых физических действий;
- психофизического жеста - помогает актеру в работе над ролью.
2. Принципы:
- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;
- активности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы в студии предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;
- сотрудничества - в процессе работы педагоги и студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется принцип работы творческой мастерской;
- организации процессов актерской импровизации в условиях театральной образности;
- систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;
- индивидуализации - учитывая психологические особенности обучающихся детей и подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.
Организационные формы:
· Коллективная — эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.
· Парная — рассчитать работу на двоих.
· Индивидуальная — выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.
Форма педагогической деятельности — учебное занятие.
Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.
Программное содержание
1. Вводное занятие.
· Игры на знакомство: «Представься по-доброму », «Автограф» и т.д.
· Ознакомительная беседа о театральном искусстве
· Игры «Муравьи », «Кактус и ива»
· Инструктаж по технике безопасности на занятиях в театральной студии.
2. Мастерство актёра.
· Упражнения психофизического тренинга:
- разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;
- основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.
- упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.
· одиночные этюды по темам:
- этюды на эмоции,
- на выразительность жеста,
- на развитие органики.
Изучаются следующие теоретические понятия:
· актёрская оценка – это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.
· сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.
· Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии («Звуки улицы», «Звуки внутри нас» и т.д.)
3. Сценическая речь.
· Правила гигиены голоса
· Способы закаливания голоса
· Гигиенический и вибрационный массаж лица
· Упражнения:
а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;
б) на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.).
· Дыхание:
а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.).
б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее) дыхание (упражнения «Жилет», «Комар», «Котенок»).
в) Тренировка мышц дыхательного аппарата:
- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц;
- дыхательный тренинг.
· Артикуляционная гимнастика:
· упражнения для языка;
· упражнения для губ;
· упражнения для челюсти.
· Игры и упражнения на речевое дыхание « Игра со свечой», «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики»
Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)
4. Постановочная работа.
Специальные театральные игры («Зеркало», «Посмотри, что я делаю», «Одно и тоже по- разному», «Превращение предмета»)
Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем проще воспитанникам будет «присвоить» его себе.
Кроме того, возможен вариант эпизодического участия в спектаклях групп второго и третьего годов обучения.
5. Пластика.
· Знакомство воспитанников с собственным телом: с его анатомией, с его физическими и психофизическими качествами, с его двигательными возможностями, с его проблемами и ограничениями.
· Разминка:
- упражнения по коррекции осанки, коррекции походки.
- упражнения на развитие гибкости и силы (различные виды отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов, прогибаний, поворотов; парные упражнения со всевозможными видами сопротивления партнёра, локомоторные упражнения; упражнения на развитие прыгучести; статистические упражнения; волевая гимнастика).
- упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние мышечные напряжения, т.е. развивающие качество, которое в театральной практике называется свободой мышц.
- упражнения, совершенствующие координацию движений, развивающие умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям (противовращения различных частей тела, упражнения циклического характера, поочерёдные упражнения).
Игры на развитие двигательных способностей: «Муравьи», «Кактус и Ива», «Пальма», «Мокрые котята» и т.д.
Учебно-тематический план
№ |
Тема занятий |
Всего часов |
Теория (час) |
Практика (час) |
1. |
Вводное занятие. |
1 |
- |
1 |
2. |
Мастерство актёра:
|
25
|
3
|
22
|
3. |
Сценическая речь:
|
11
|
3
|
8
|
4. |
Постановочная работа. |
21 |
- |
21 |
5 |
Пластика. |
10 |
- |
10 |
|
Итого: |
68 |
6 |
62 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема |
Содержание темы |
Практика |
|
1.
|
|
Вводное занятие
|
Знакомство друг с другом и учителем. Педагог знакомит воспитанником с планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности поведения на занятиях. |
Игры на знакомство: «Назови своё имя ласково», «Представься по-доброму», «Автограф»;
Общегрупповая игра: «Кактус и Ива», «Муравьи»
|
|
2.
|
|
Мастерство актёра
|
Знакомство с понятием «мимика», «жест». Упражнение в изображении героев с помощью мимики и жестов |
Разминка. Игры с предметами быта и игрушками. Игра «Что ты слышишь» «Игра со свечой» Игра «Пальма» Разучивание скороговорки |
|
3.
|
|
Пластика |
Объяснение новых упражнений. Знакомство с понятием «этюд».
|
Игра «Мокрые котята». Одиночные этюды. Творческие задания на развитие пантомимики Разминка. Разогревающие упражнения на разные группы мышц.
|
|
4.
|
|
Одну простую сказку хотим мы показать.
|
Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки |
Разминка. Игры на развитие двигательных способностей: «Штанга», «Самолёты и бабочки». Этюд на развитие творческого воображения. Артикуляционная гимнастика: «Коняшки», «Покажи зубки», «Звонкий поцелуйчик», «Язык – змея» Творческая игра «Что это за сказка?» |
|
5. |
|
Постучимся в теремок |
Объяснение новых упражнений. Закрепление понятия «этюд». Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию |
Игры на развитие двигательных способностей «Баба-яга», «Гипнотизёр» Театральная игра «Посмотри, что я делаю» Одиночные этюды на память физических действий.(сказка «Теремок») |
|
6. |
|
Наш любимый Теремок
|
Повторение пройденного материала. Характеристика персонажей сказки.
|
Театральная игра «Одно и тоже по-разному» Игра на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии. Интонационные упражнения. Характеристика персонажей сказки «Колобок» |
|
7. |
|
Тренинг актерского мастерства |
Объяснение новых упражнений. Повторение понятия «этюд». Разбор этюдов. |
Разминка. Координационные упражнения. Упражнения на коррекцию осанки. Разминка. Одиночные этюды на память физических действий.
|
|
8.
|
|
Мастерство актёра
|
Разучивание новых скороговорок Объяснение новых упражнений.
|
Игры на развитие двигательных способностей «Конкурс лентяев», «гипнотезёр» Творческие задания на развитие пантомимики. Импровизированные упражнения на оценку неожиданных событий, ситуаций.
|
|
9.
|
|
Сценическая речь |
Объяснение новых упражнений. Знакомство с законами построения этюда. Разбор этюдов. Разучивание новых скороговорок |
Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Речевой тренинг. Требования к сценической речи Чтецкая выразительность. Участие в конкурсе чтецов. |
|
10.
|
|
Театральное искусство |
Постановка мини-спектакля на сюжеты, придуманные детьми. Закрепление понятия «артикуляция». Важность артикуляции в речи для актёра.
|
Разминка. Артикуляционная гимнастика Постановка мини-спектакля (по выбору обучающихся и руководителя)
|
|
11.
|
|
Узнай героя |
Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки
|
Разминка. Игра «Угадай героя» Кукольный театр. Мини - спектакль
|
|
12.
|
|
Учимся говорить по-разному |
Развивать интонационный строй речи. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией |
Дыхательные упражнения: «Кукла», «Насос и шарик». Разучивание скороговорок. |
|
13.
|
|
Играем в рифмы
|
Развивать дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам
|
Дидактическая игра «Придумай рифму» Сочинение стихов.
|
|
14.
|
|
Наши любимые сказки
|
Учить связно и логично передавать мысли. Повторение пройденного материала.
|
Разминка. Упражнения психофизического тренинга: «Клякса», «Муха», «Кошечка», «Скульптор», «Ракушка», «Кошечка», «Скорости», «Лабиринт». Импровизированные упражнения на оценку неожиданных событий, ситуаций. |
|
15.
|
|
Ритмопластика. |
Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки |
Разминка. Пластические этюды на тему «В мире животных»
|
|
16.
17.
18 |
|
Сочиняем новую сказку Сценарный замысел и его компоненты. Отработка сценического этюда
|
Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета |
Упражнение у зеркала «Изобрази настроение» Драматизация сказки
Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).
|
|
19
|
|
Наши эмоции |
. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли |
Упражнение « Изобрази эмоцию» Театральная игра «Посмотри что я сделаю» |
|
20
21
|
|
Работа с пальчиковыми куклами. Сценки с изготовленными пальчиковыми куклами.
|
Объяснение новых упражнений. Повторение пройденного материала.
Разбор этюдов.
|
Разминка. Игры: «Подарок», «Бабочки», «Превращение детей. Импровизированные блиц этюды на оценку неожиданных событий, ситуаций. Читка драматургического материала по ролям. |
|
22
23 |
|
Пластика.
Тренировка ритмичности движений.
|
Объяснение новых упражнений. Разбор драматургического материала: положительные и отрицательные герои. |
Разминка. Координационные упражнения. Упражнения на коррекцию осанки. Игра «Баба – Яга», «Снежная королева»
|
|
24
25
|
|
Сценическая речь
Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии.
|
Составляющие дыхательного аппарата. Объяснение новых упражнений. Объяснение новых упражнений, закрепление пройденного материала. |
Подготовка к дыхательному тренингу. Дыхательные упражнения: «Резиновый мяч», «Счёт с повышением и понижением», «Ныряльщики», «Дирижёр». Артикуляционная гимнастика: «Треугольник», «Лягушки», «Покажи зубки», «Часики», «Язык – змея». Читка выбранного материала по ролям. Постановка №1. |
|
26.
|
|
Мастерство актёра |
Объяснение новых упражнений. Разбор этюдов. Одиночные этюды (Подготовка к конкурсу чтецов)
|
Разминка. Координационные упражнения. Упражнения на развитие гибкости. Разминка. Одиночные этюды на память физических действий. |
|
27
28
|
|
Постановочная работа.
Конкурс чтецов
|
Разбор выбранного драматургического материала: предлагаемые обстоятельства.
|
Чтение подготовленных произведений
|
|
29. |
|
Если ты поссорился с другом |
Показать детям как могут возникать конфликты. Учить находить выход из конфликтных ситуаций. Конфликт в этюде.
|
Игра «Найди и покажи эмоцию». Упражнения на выразительность мимики, жестов. |
|
30
31
32
|
|
В мастерской художника. Театральные маски. Делаем афишу и программки.
|
Знакомство с костюмерной. Эскизы костюмов. |
Тренинг «Гномы», «Хоровод» Выполнение эскизов костюмов, масок для постановок. |
|
33
34
|
|
Работа над скороговорками.
Организация дыхания |
Объяснение новых упражнений. Значение скороговорок в искусстве сцен. речи.
|
Разминка. Координационные упражнения. Упражнения на развитие гибкости. Разминка. Работа над скороговоркой |
|
35 |
|
Играем в сказку
|
Разбор выбранного драматургического материала: композиция (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). |
Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе. |
|
36
|
|
Игра, Игра! |
Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции, изображать их, находить выход из ситуаций. |
Упражнение на изображение разных эмоций. |
|
37
|
|
Постановочная работа |
Разбор взаимоотношений персонажей.
|
Читка по ролям. |
|
38
39
40
|
|
Расскажи стихотворение. Работа над образом.
Мимики лица.
|
Учить рассказывать стихотворение «Муха – Цокотуха» используя только мимику и жесты; поощрять творческую инициативу детей, желание взять роль на себя.
|
Упражнение «Расскажи стихотворение»; репетиция спектакля.
|
|
41
|
|
Интонация. |
Разбор драматургического материала: взаимоотношения персонажей в репетируемом эпизоде. |
Читка выбранного материала по ролям. Разводка по мизансценам второго эпизода.
|
|
42
|
|
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» |
Разбор выбранного драматургического материала: композиция (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).
|
Разминка. Знакомство с произведением. Распределение ролей. |
|
43
|
|
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
|
Повторение понятия «этюд».
|
Разминка. Упражнение на развитие внимания. Тренировка сценического внимания в этюдах. Читка по ролям.
|
|
44
|
|
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
|
Закрепление понятия «сценическое внимание». Объяснение новых упражнений.
|
Этюдная работа по взаимоотношениям между героями.
|
|
45
46 |
|
Сценическая речь. Работа над скороговорками.
|
Объяснение новых упражнений, закрепление пройденного материала.
|
Упражнения на тренировку дыхательного процесса Упражнение «Комар». Работа над скороговорками. |
|
47 48
49 |
|
Музыкальное путешествие.
Музыкально-ритмические композиции. Веселые этюды. |
Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности.
Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах. |
«Веселые путешественники», «Разноцветная игра».
Пантомимические этюды |
|
50
|
|
История театра
|
Объяснение новых упражнений. Повторение пройденного материала.
|
Разминка. Упражнение на развитие внимания. Знакомство с русским театральным искусством
|
|
51
52
|
|
Наши любимые стихи |
Разбор драматургического материала: взаимоотношения персонажей в репетируемых эпизодах. |
Инсценирование стихов А.Л.Барто |
|
53
54
|
|
Музыкальная импровизация
Такие разные эмоции. |
Импровизации на стихи и музыку: «Театр мимики» , «Театр пластики», «Театр слова».
Познакомить с понятия «Эмоция». Знакомить с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость и т.д.; учить распознавать эмоциональное состояние по мимике; учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую эмоцию у себя на лице. |
Упражнение «Изобрази эмоцию». Этюды на изображение этих эмоций.
|
|
55 |
|
Игра в рифмы.
|
Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.
|
Игра «Придумай рифму»
|
|
56
|
|
Упражнения на развитие творческого воображения, фантазии. |
|
Этюды, сценки, «Сочиняем сказку», «Бином – фантазия и т. д. |
|
57
58 |
|
Мы расскажем вам стишок.
Диалог как форма раскрытия темы. |
Заучивание стихотворения по методике «Расскажи стихи руками» Объяснение новых упражнений.
|
Сценические этюды в паре. |
|
59
|
|
«В Сказочном царстве – небывалом государстве» |
Объяснение новых упражнений.
|
- Игра-имитация «Маленькие человечки» (воспроизведение выразительных поз и движений) - Подвижная игра: «Карлики и великаны» - Дыхательное упражнение «Волшебные слова» (произносить на выдохе: «Трах-тибидох-тибидох-тух») - Упражнения на осанку: «Аладдин» (сидеть, скрестив руки и ноги), «Шапка-невидимка» (ходьба с мешочком на голове) |
|
60
|
|
Сценическая речь.
|
Объяснение новых упражнений, закрепление пройденного материала. |
Упражнения на тренировку дыхательного процесса Работа над скороговорками: «Сшит колпак..», «На дворе трава», «33 корабля…» |
|
61
|
|
Музыкальные постановки |
Объяснение новых упражнений, закрепление пройденного материала. |
Игры под музыку. |
|
62 |
|
Репетируем сказку. |
Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.
|
Репетиция сказки. |
|
63 |
|
Репетируем сказку. |
Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.
|
Декорация к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы и маски. |
|
64
65 66 |
|
Подготовка к показу.
Подготовка творческого отчета кружка. |
Повторение изученных игр и упражнений.
Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; воспитывать уверенность в себе, в своих силах и возможностях. |
Музыкальное сопровождение, маски и шапочки для сказки. |
|
67 68 |
|
Праздничный концерт. |
|
|
|
Литература, используемая для написания программы:
1. Гарбузова С. А. "Театр, в котом играют дети"
2. Новикова Т.В. «Театральная мастерская».
3. Таберко Н.М. «Интерактивный театр»
4. Сарафанова Е.Н. Программа театральной студии «Карусель»
5. Андрющенко А.И. Театральная студия. Журнал. Начальная школа. 2009. №12. 72с.
6. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
7. Давыдова М.А. Школьный театр: воспитание детей и воспитание родителей. – Журнал – Начальная школа. 2009. №12.- 68с.
8. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.
9. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
10. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
11. С.С. Богданова, В.И. Петрова «Воспитание культуры поведения учащихся начальных классов» М. «Просвещение» 1990 г.
12. Сурина Т.Б. Театральная работа в классе: год за годом. – Журнал. Начальная школа. 2009. №12. – 71 с.
13. Хренова Л.А.. Работа театрального объединения в начальной школе. Журнал. Начальная школа. 2009. №12. 74с.
14. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
15. Г. Т. Шпарева, И.П. Коновалова «Театрализованные праздники в школе» - М. «Педагогическое общество России» 2001 г.
16. Н.Г. Кувашова «Праздники в начальной школе» Издат. «Учитель» г. Волгоград 1999 г.
17. http://dramateshka.ru/index.php/programmih-malogo-objhyoma/
18. http://muzruk.net/2011/09/plan-raboty-teatralnogo-kruzhka-na-3-goda/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.