Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Игоревская средняя школа» Холм-Жирковского района Смоленской области
_____________________________________________________________
Программа кружка «Экономикс»
Разработала учитель математики:
Максименкова Ирина
Александровна
ст. Игоревская, 2016 год
Образовательная программа
Продолжительность образовательного процесса для одной подгруппы – 3 года.
Пояснительная записка.
Кружок «Экономикс» создаётся для знакомства с основами интереснейшей науки - экономики.
В задачу учителя на занятиях входит не столько помочь обучающимся понять вопросы экономики, но и почувствовать себя в мире экономики более уверенно, познакомить с тем, как устроен мир, понять, почему события в нём развиваются так, а не иначе. Посещая кружок, обучающиеся углубят свои теоретические знания и практические умения, которые им в дальнейшем пригодятся. Они научатся приобретать знания самостоятельно, расширят свой кругозор, познакомятся с современными методами научного исследования. Полученные знания вопросов экономики важны в условиях складывающихся рыночных отношений. К жизни в условиях жёсткой конкуренции на рынке труда, потребительских товаров и услуг, информации и т.п. необходимо готовить себя со школьной скамьи.
Программа кружка «Экономикс» составлена таким образом, что обучающийся занимается курсом три года (1 год - по программе I группы, 2 год – по программе II подгруппы, 3 год – по программе III подгруппы). Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся. Программа каждой подгруппы составлена по отдельным темам и разделам.
Цели и задачи:
1. Формирование основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях.
2. Социальная адаптация обучающихся к происходящим изменениям в жизни российского общества.
3. Воспитание гражданственности и формирование гуманистических и демократических ценностей и убеждений обучающихся.
4. Профессиональная ориентация и развитие способностей обучающихся к деятельности в сфере экономики и предпринимательства.
5. Развитие предпринимательской инициативы молодёжи и ознакомление с предпринимательством и прикладными экономическими дисциплинами.
Содержание деятельности.
Вся деятельность обучающихся носит развивающий характер. На занятиях они готовят различные сообщения из области экономики, многих её разделов: «Современная организация хозяйственной деятельности», «Семейная экономика», «Основы предпринимательской деятельности», «Менеджмент», «Маркетинг» и др.. Как итог по каждому разделу обучающиеся защищают свою оформленную работу, проект. В процессе работы участники кружка учатся самостоятельно получать знания, проводить собственные исследования.
Основные формы и методы.
Для достижения целей и решения задач предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. А именно:
1. Беседы.
2. Практические работы.
3. Исследовательские работы.
4. Наблюдения.
5. Творческие работы.
6. Лекции.
7. Экскурсии.
8. Выставки. И др.
Основными методами работы с обучающимися являются следующие:
- методы обучения: монологический, диалогический, показательный;
- методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;
- методы обучения: репродуктивный, исполнительный, частично-поисковый;
- методы воспитания: убеждение, упражнения, личный пример.
Виды деятельности.
1. Теоретические занятия.
2. Практические занятия.
3. Творческие занятия.
4. Итоговые занятия (выставки).
5. Экскурсии. И др.
Механизм оценки деятельности.
Различные формы и методы работы помогают обучающимся приобрести новые знания, оценить уже приобретённые ранее.
Оценка деятельности проводится как индивидуально, так и при работе в группах. Все занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке, необходимо постоянно поощрять обучающихся. На занятиях кружка они выступают с сообщениями на различные темы, тем самым, показывая, как они развиваются творчески. Изготовленные модели воспитывают у них эстетический вкус.
Обучающиеся должны знать:
- как самостоятельно можно добывать знания по различным вопросам экономики;
- как правильно пользоваться компьютером.
Обучающиеся должны уметь:
· рассуждать, доказывать свою точку зрения;
· проводить анализ, обобщение, конкретизацию;
· использовать индукцию, наблюдение, аналогию;
· применять полученные знания в окружающем нас мире, на практике, в затруднительных случаях жизни;
· оценивать свой интеллект.
Тематическое планирование кружка «Экономикс».
№ п/п |
Тема занятия. |
Количество часов. |
||
Теоретические |
Практические |
Всего |
||
|
I подгруппа. (1-й год обучения). |
История и современная организация хозяйственной деятельности. Семейная экономика. |
||
1. |
Вводное занятие. |
1 |
- |
1 |
2. |
Инструкции по ТБ. (На занятиях по мере небходимости). |
6 |
- |
6 |
3. |
Зачем нужна экономика. |
1 |
- |
1 |
4. |
Как устроена хозяйственная жизнь человечества. |
1 |
- |
1 |
5. |
Как возникла экономика. |
1 |
- |
1 |
6. |
Как организуется производство благ. |
1 |
- |
1 |
7. |
Торговля – союзник производства. |
1 |
- |
1 |
8. |
Какая бывает торговля. |
1 |
- |
1 |
9. |
Многоликая розничная торговля. |
1 |
- |
1 |
10. |
Зачем нужна оптовая торговля. |
1 |
- |
1 |
11. |
Как оптовая торговля помогает производству. |
1 |
- |
1 |
12. |
Зачем нужна биржа. |
1 |
- |
1 |
13. |
Деньги – помощник торговли. |
1 |
- |
1 |
14. |
Краткая история звонкой монеты. |
1 |
- |
1 |
15. |
Зачем люди придумали банки. |
1 |
- |
1 |
16. |
Банковские деньги. |
1 |
- |
1 |
17. |
Как бумажные деньги стали главными. |
1 |
- |
1 |
18. |
Как банки сделали деньги невидимыми. |
1 |
- |
1 |
19. |
Как работают безналичные деньги. |
1 |
- |
1 |
20. |
Деньги и банки в век электроники. |
1 |
- |
1 |
21. |
Как работает электронная карточка. |
- |
1 |
1 |
22. |
Как создаётся и работает банк. |
1 |
- |
1 |
23. |
Что такое кредитование. |
1 |
- |
1 |
24. |
Как люди зарабатывают деньги. |
1 |
- |
1 |
25. |
Почему существует повременная зарплата. |
1 |
- |
1 |
26. |
В мире профессий и заработков. |
1 |
- |
1 |
27. |
Как люди добиваются увеличения своих заработков. |
1 |
- |
1 |
28. |
Что такое карьера и как она влияет на доходы. |
1 |
- |
1 |
29. |
Как платят за творчество. |
1 |
- |
1 |
30. |
Как производство помогает творцам. |
- |
1 |
1 |
31. |
Что такое собственность и зачем она людям. |
1 |
- |
1 |
32. |
Как люди становятся собственниками. |
- |
1 |
1 |
33. |
За что можно лишиться собственности. |
- |
1 |
1 |
34. |
Экономика, как все это работает вместе. |
1 |
- |
1 |
35. |
Семья в экономической структуре общества. |
1 |
1 |
2 |
36. |
Семья – первичная социально-экономическая ячейка общества. |
1 |
1 |
2 |
37. |
Бюджет семьи. |
1 |
2 |
3 |
38. |
Расходы на питание. |
1 |
1 |
2 |
39. |
Расходы на жильё. |
1 |
1 |
2 |
40. |
Расходы на оплату коммунальных услуг. |
1 |
1 |
2 |
41. |
Рациональные вещевые потребности. |
1 |
1 |
2 |
42. |
Обязательные платежи. |
1 |
1 |
2 |
43. |
Накопления и сбережения. |
1 |
1 |
2 |
44. |
Семейный менеджмент. |
1 |
1 |
2 |
45. |
Маркетинг в домашней экономике. |
1 |
3 |
4 |
46. |
Правовые основы семейных отношений. |
1 |
3 |
4 |
47. |
Предпринимательство в семейной экономике. |
1 |
1 |
2 |
48. |
Экономика приусадебного участка. |
1 |
3 |
4 |
49. |
Информационные технологии в домашней экономике. |
1 |
3 |
4 |
50. |
Итоговое занятие. Защита творческих работ. |
- |
2 |
2 |
|
Итого: |
|
|
74 (+6 ТБ) ч |
|
II подгруппа. (2-й год обучения). |
Введение в предпринимательство. |
||
1. |
Понятие о предпринимательстве, или среди определений. |
2 |
2 |
4 |
2. |
История развития предпринимательства. |
1 |
1 |
2 |
3. |
Партнёрские связи предпринимательства. |
2 |
2 |
2 |
4. |
Предпринимательская идея. |
2 |
2 |
4 |
5. |
Условия развития предпринимательства. |
2 |
2 |
4 |
6. |
Производительность фирмы. |
2 |
2 |
4 |
7. |
Производственная политика предприятия. |
2 |
2 |
4 |
8. |
Реклама. |
2 |
2 |
4 |
9. |
Основы бухгалтерского учёта и отчётности. |
2 |
2 |
4 |
10. |
Финансовое планирование. |
2 |
2 |
4 |
11 |
Финансы и кредит. |
2 |
2 |
4 |
12. |
Цена и ценообразование. |
2 |
2 |
4 |
13. |
Прибыль, доходы, издержки. |
2 |
2 |
4 |
14. |
Налогообложение. |
2 |
2 |
4 |
15. |
Основы бизнес - планирования. |
2 |
2 |
4 |
16. |
Риски, банкротство. |
1 |
1 |
2 |
17. |
Государственно-правовое регулирование сферы бизнеса в Российской Федерации. |
2 |
- |
2 |
18. |
Право собственности и имущество. |
2 |
2 |
4 |
19. |
Индивидуальное предпри-нимательство и основные организационно-правовые формы предприятий. |
2 |
2 |
4 |
20. |
Малое предпринимательство. |
2 |
2 |
4 |
21. |
Предпринимательская этика. |
2 |
2 |
4 |
22. |
Современное состояние и проблемы развития российского предпринимательства. |
2 |
- |
2 |
|
Итого: |
|
|
78 ч |
|
II подгруппа. (3-й год обучения). |
Менеджмент. Маркетинг. |
||
1. |
Управление и менеджмент. |
2 |
2 |
4 |
2. |
Успешные менеджеры. Какие они? |
2 |
2 |
4 |
3. |
Научиться ставить цели. |
2 |
2 |
4 |
4. |
Принимаем решения. |
2 |
2 |
4 |
5. |
Учимся планировать. |
2 |
4 |
6 |
6. |
Что заставляет человека работать? |
2 |
2 |
4 |
7. |
Общение и конфликты. |
2 |
2 |
4 |
8. |
Этика и этикет менеджера. |
2 |
2 |
4 |
9. |
Маркетинг: зачем он нужен? Возникновение и эволюция маркетинга. |
4 |
- |
4 |
10. |
Основные понятия маркетинга. Комплекс маркетинга. |
4 |
- |
4 |
11. |
Сегментирование рынка: сбор «своих» потребителей. Позиционирование: созда-ние неповторимого образа товара. |
4 |
4 |
8 |
12. |
Сбор и анализ маркетин-говой информации. Прове-дение маркетинговых исследований. |
2 |
4 |
6 |
13. |
Товар: что именно предложить потребителю. |
2 |
4 |
6 |
14. |
Цена: как правильно её назначить. |
2 |
2 |
4 |
15. |
Распространение: как доставить товар потребителю. |
2 |
2 |
4 |
16. |
Продвижение: как заявить о себе рынку. |
2 |
2 |
4 |
17. |
Итоговое занятие. Защита творческих работ. |
- |
4 |
4 |
|
Итого: |
|
|
78 ч |
ИТОГО ЗА ГОД: 230 ЧАСОВ.
Резерв – 14 (из них 6 ч по ТБ) часов.
Используемая литература.
1. Боровикова Т.В. и др. Экономика Смоленской области. Смоленск. Издательство СмолГУ, 2007 год.
2. Гудырин С.Н., Гудырина А.Н. Маркетинг. Издательство «Вита – Пресс», Москва, 2005 год.
3. Заиченко Н.А. Экономика (задачи, упражнения, тесты, кроссворды), 5-11 кл. Санкт-Петербург, СМИО ПРЕСС, 1998 год.
4. Иванов С., Сидоров Ю. Хочешь быть бизнесменом? Будь им! Тверь. НПО «Медицинская энциклопедия».Тверская коммерческая школа, 1991 год.
5. Каунов А.М. Организация и бизнес – планирование собственного дела. Волгоград. Издательство «Учитель», 2006 год.
6. Липсиц И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. Издательство «Вита – Пресс», Москва, 2004 год.
7. Райзберг Б.А. Введение в экономику. Москва, 1992 год.
8. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Азбука потребителя. Издательство «Вита – Пресс», Москва, 2006 год.
9. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика. Издательство «Вита – Пресс», Москва, 2002 год.
10. Тесленко И.Б., Федин С.В., Федина Н.В. Менеджмент. Издательство «Вита – Пресс», Москва, 2005 год.
11. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. Издательство «Вита – Пресс», Москва, 2001 год.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.