ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен выполнять «правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников за ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих. способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа охватывает основные направления здоровьесберегающей деятельности в начальной школе и позволяет пробуждать в детях желания заботиться о своем здоровье, относиться к своему здоровью как к ценности; формировать установки на использование здорового питания; издавать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом из возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребности I занятиях физической культурой и спортом; соблюдать рекомендуемый врачами режим дня; снизить влияния негативных факторов и рисков на здоровье детей (низкая двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
сформировать умения отказаться от участия в ситуациях, наносящих вред собственному здоровью и здоровью окружающих; сформировать у ребенка потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым опросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Данная программа предназначена для работы с детьми 6,5-11 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника. Обучение о программе рассчитано на 4 учебных года, по 1 занятию в неделю.
Программа реализуется в учебной деятельности как ведущей для того возрастного этапа и внеурочной деятельности, также значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности человеческой жизни и человеческого здоровья.
Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание ошибок младших школьников, предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей, Созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.
Учитывая, что программа предусматривает освоение основных, культурных и этикетных норм, учителю вместе со школьниками необходимо выработать определенные правила поведения на весь период проведения занятий.
Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения собственного здоровья.
Задачи:
-формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
-сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
-воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех «П»: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей; уважение к ребенку, к процессу к результатам' его деятельности; комплексный подход; систематичность и последовательность; интеграция; наглядность - важные принципы реализации программы.
При этом содержание разделов строится на основных принципах дидактики:
-принцип научности — предлагаемый материал соответствует представлению современной науки о культуре здорового образа жизни;
-принцип доступности — содержание информации и ее объем соответствует возрастным возможностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста (предлагаемый детям для усвоения материал должен быть доступным для понимания и усвоения, теоретический материал должен быть подкреплен практическими действиями и демонстрациями; предусматривается организация и проведение сюжетно-ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность обучающихся);
-принцип наглядности — познание осуществляется с использованием современных дидактических средств;
-принцип занимательности - материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит информацию полезную для практической деятельности;
-принцип адаптивности (создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи приоритетности самоценности детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка);
-принцип актуальности (отражает насущные проблемы, связанные
со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией); •
-принцип психологической комфортности (психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации);
-принцип обучения в деятельности (организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умение самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике);
-принцип целостности содержания образования (выделение основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в процессе его осуществления);
-принцип сознательности и активности (направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих);
-принцип опоры на предшествующее развитие (опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие и воспитание.)
-принцип минимакса - учитель дает содержания много, а каждый ученик усваивает по своим возможностям;
-принцип социализации личности — представления о социальном и предметном мире должны быть едиными и целостными.
Использование в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитательных технологий и технологий обучения и развития, обеспечивающих формирование позитивного социального опыта у учащихся.
|
Наименование технологий |
Формы воспитательной деятельности |
Компетенции и У УД, на формирование которых направлено использование технологий в воспитательной работе |
|
1. Технология воспитания общественного творчества в формах коллективной творческой деятельности И.П. Иванова. |
Дежурные команды по системе И.П. Иванова со сменными поручениями (группы санитаров, группы чистоты, группы порядка) |
Общекультурные, социально-трудовые компетенции |
|
2. Технология деятельностного метода |
Работа в парах, группах при освоении новых знаний. |
Способность к саморазвитию и самоизменению; организовывать планирование, анализ, рефлексию |
|
3. Технология дифференцированного обучения |
Индивидуальный подход. |
Умение ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель |
|
4. Технология проблемного обучения |
Выдвижение и доказательство гипотез, работа в парах, группах. Умение вести диалог. |
У чебно-познавательные компетенции: умение организовать самооценку своей учебно-познавательной деятельности |
|
5. Информационно коммуникационные технологии |
Индивидуальная работа, работа в парах и малых группах. Создание презентаций, видеороликов, фотоколлажей. Организация выставок. |
Информационные компетенции: владение навыками использования информационных устройств. Умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее |
|
6. Групповая проблемная работа |
Диспуты, дискуссии, обсуждение ситуации, разработка проектов по предметам |
У чебно-познавательные, ценностно-смысловые компетенции |
|
7. Технология свободного воспитания |
Предоставление свободы выбора и самостоятельности |
Информационные; учебнопознавательные; ценностносмысловые; здоровьесберегающие компетенции |
|
8. Личностно ориентированные технологии воспитания |
КВНы, шоу, викторины, конкурсы, позволяющие обеспечить комфортные, бесконфликтные условия развития личности и реализацию ее природных потенциалов |
Креативные, коммуникативные, культуроведческие, общекультурные компетенции. |
|
9. Технология правового и патриотического воспитания |
Кружок «Правовое воспитание от А до Я» |
Формирование социального здоровья. Толерантность, правовая грамотность. Коммуникативные; информационные компетенции; компетенции личностного самосовершенствования и самопознания. |
|
10. Технология здорового раскрепощенного развития детей в учебнопознавательном процессе (В.Ф. Базарный) |
Физкультминутки. Хоровое пение |
Личностные: поведенческие, эмоциональные |
|
11. Физкультурно- оздоровительные технологии: «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной; «Детская аэробика» С. В. Колесниковой |
У роки ф изической культуры, физкультминутки, внеклассные мероприятия, закативание |
Личностные, направлены на физическое развитие |
|
12. Экологические технологии: цветоте- рапия, флора-дизайн |
Кружки, внеклассные мероприятия |
Личностные, исследовательские |
|
13. Технология звуковой психорегуляции дыхания М.Л. Лазарева |
Музыкальные занятия |
Здоровьесберегающие компетенции |
|
14. Методика игрового обучения С. и Е. Железновых |
Кружки, внеклассные мероприятия |
Личностные, направлены на физическое развитие |
|
15. Массаж биологически активных зон по А. А. У майской |
Занятия в группах |
Личностные, направлены на физическое развитие, повышение сопротивляемости организма |
|
16. Пальчиковые игры |
Уроки физической культуры, физкультминутки, внеклассные мероприятия |
Речевые и коммуникативные компетентности |
|
17. Арт-технологии |
Уроки ИЗО, музыки, технологии, внеклассные мероприятия |
Личностные, направлены на развитие эмоционального восприятия |
|
18. Игровые технологии |
Дидактические игры, сюжетно-ролевые на любых этапах уроков и внеурочной деятельности |
Личностные, направлены на социализацию личности ребенка, развитие творческих способностей |
|
|
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Результатом освоения программы является наличие компетенций как умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья человека. К таким компетенциям относятся: понимание ценностей собственной жизни и жизни, окружающих людей; способность контролировать свою деятельность; умение вовлекать эмоции в процесс деятельности; готовность и способность обучаться самостоятельно; способность к рефлексии; уверенность в себе; самоконтроль; адаптивность; исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья; настойчивость в реализации здорового образа жизни; отношение к правилам и нормам здорового образа жизни, как указателям желательных способов поведения; способность принимать решения; способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.
Ценностно-смысловые компетенции по здоровьесберегающему направлению предполагают наличие сформированных у младших школьников универсальных учебных действий:
-умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровье- сбережению;
-владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
-умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
-умение осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
-умение осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции по здоровьесберегающему направлению формируются следующими универсальными учебными действиями:
-способность ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель;
-умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
-умение ставить вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
-умения ставить и решать познавательные задачи по сохранению иукреплению собственного здоровья;
-создавать условия для проведения здоровьесберегающих (закаливание, проветривание, подвижные и малоподвижные игры и т.д.);
Коммуникативные компетенции можно сформировать у младшего школьника следующими универсальными учебными действиями:
-владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
-умение задать вопрос, корректно вести диалог;
-владение разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;
-владение способами коллективной деятельности, приемами действий в ситуациях общения;
-умение искать и находить компромиссы;
-наличие положительных навыков общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанных на знании истории и традиции различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции формируются у обучающегося за счет следующих универсальных учебных действий:
-владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернет;
-умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее;
-ориентирование в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
-умение осознанно воспринимать информацию из средств массовой информации;
-владение навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, факса, принтера, мультимедийного оборудования, интерактивной доски;
-использование для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции младших школьников формируются следующими универсальными действиями:
-знание духовно-нравственные основы жизни человека и общечеловеческой культуры;
-знание культуры, традиций и обычаи своего народа;
-наличие представления о родном крае, его природе, занятиях людей и т.д.;
-опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде;
-владение эффективными способами организации своего свободного времени;
-знание и применение правил поведения в экстремальных ситуациях;
-позитивное отношение к своему здоровью;
-владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
-знание и применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
-владение навыками оказания первой медицинской помощи;
-владение элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
-сформированность многообразия двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
-умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Весь этот перечень можно дополнить следующими компетенциями:
-способность к работе в группе ради достижения цели;
-самоконтроль;
-отсутствие чувства беспомощности;
-способность слушать других людей и принимать во внимание сказанное ими;
-способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
-умение контролировать свою деятельность;
-умение абстрагировать;
-терпимость к различным вероисповеданиям, стилям жизни окружающих;
-самостоятельность мышления, креативность и оригинальность;
-вовлечение эмоций в процесс деятельности;
-умение устанавливать причинно-следственные связи;
-умение строить диалог;
-готовность индивидуально решать сложные вопросы, поставленную задачу;
-готовность и способность обучаться самостоятельно;
-отношение к правилам как указателям желательных способов действия;
-персональная ответственность за порученное дело;
-поиск и использование обратной связи;
-способность принимать решения и отвечать за их результат;
-уверенность в себе.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимают «полное физическое, психическое и социальное благополучие».
Начальное общее образование обеспечивает формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся на начальной ступени образования через уроки здоровья, урочную, внеурочную и внешкольную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Большое внимание уделяется построению и реализации здоровьесберегающего, безопасного для здоровья ребенка учебного процесса.
Учитель начальных классов организует просветительскую работу с учащимися и их родителями.
В своей педагогической деятельности учитель формирует положительную мотивацию младших школьников на усвоение ребенком знаний и представлений о здоровом и безопасном образе жизни и гигиеническое поведение. Необходимо учитывать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Методика работы с детьми строиться в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование, исследовательскую деятельность, поисковую активность младших школьников.
Основные направления, ценностные установки, планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
|
Направление формирования здорового и безопасного образа жизни |
Ценностные установки |
Задачи |
Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий |
Содержа ние |
Планируемые результаты формирования культуры ЗиБОЖ |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Формирование ценностного отношения к собственному здоровью, здоровому и безопасному образу жизни |
Осуществление действий и поступков на основе выбранных целевых и смысловых установок. |
Формировать у обучающихся стремления заботиться о своем здоровье и здоровье других людей. Скоординировать интересы, потребности и склонности обучающегося с возможностями в процессе совместной работы с ним. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры |
Беседы; дни Здоровья; экскурсии; туристические походы; встречи со спортсменами; показательные спортивные выступления; встречи с врачами, сотрудниками ГИБДД, службы спасения |
|
Сформированность стремления обучающихся заботиться о своем здоровье и здоровье других людей. Использование знаний о строении и функционировании организма человека. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
Профилактика травматизма. Профилактика курения, употребления наркотических и психоактивных веществ. |
|
|
|
|
Физкультурно- оздоровительная, спортивномассовая работа |
Многообразие двигательного опыта и умения использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга. Позитивное отношение к своему физическому, нравственному и социальному здоровью. |
Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта, ритмикой, хореографией, лечебнофизкультурного комплекса. |
|
|
Воспитание стремления вести здоровый и активный образ жизни путем участия в физкуль- турно- оз д оро в ите льн ых мероприятиях. |
|
Подготовка к участию в ГТО
|
Соревновательные способности, умение демонстрировать свои достижения, умение правильно вести себя при испытаниях |
Укрепление здоровья, активный образ жизни, коммуникативность |
Соревнования, показательные выступления, веселые старты, участие в подвижных играх, индивидуальные занятия спортом и физкультурой |
|
Воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, стремление к участию в массовых видах спорта |
|
Рациональная организация образовательного процесса |
Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности и умение владеть эффективными способами организации своего времени. |
Правильное обеспечение учебнопознавательного процесса |
Беседы, просмотры фильмов, презентаций, организация парной, групповой деятельности |
|
Сформированность у обучающихся позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. |
|
Профилактическая деятельность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни |
Формирование психологических условий развития. общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказания помощи тем, кто в ней нуждается. |
Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья. Создание условий для предотвращения ухудшения состояния здоровья. Формирование установки на использование здорового питания. Посещение пожарных выставок. |
Встречи с врачами, представителями МЧС, ГИБДД, посещение поликлиник, встречи с родителями одноклассников, экскурсии, кратковременные походы |
|
Выработка у обучающихся стремления соблюдать режим дня, заниматься спортом, подвижными играми, быть всегда аккуратными и опрятными. |
|
Содержание
курса Дружи с водой. Советы доктора Воды. Здоровье. Закаливание . Гигиена. Свойства воды. Друзья Вода и мыло. Правила доктора Воды. Правила гигиены. Забота о глазах. Глаза - главные помощники человека. Роль зрения в жизни человека. Уход за ушами. Чтобы уши слышали. Слух - большая ценность для человека. Уход за зубами. Почему болят зубы? Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой? Уход за руками и ногами. Уход за руками и ногами. Рабочие инструменты человека. Забота о коже. Зачем человеку кожа? Свойства кожи. Надежная защита организма. Если кожа повреждена. Здоровое питание. Как следует правильно питаться? Питание — необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Твое настроение и режим дня. Режим дня. Сон - лучшее лекарство. О пользе дневного сна. Настроение в школе. Действия, которые могут испортить настроение человека. Настроение после школы. Я пришел из школы. Я ученик. Поведение в школе. Нормы и правила поведения в школе. Школьная этика. Вредные привычки. Что мы относим к вредным привычкам? Нравственное и духовное здоровье человека. Здоровый образ жизни. Классификация вредных привычек. Организм человека. Скелет — наша опора. Мышцы, кости и суставы. Осанка - стройная спина. Как закаляться. Обтирание и обливание. Если хочешь быть здоров. Микробы и условия их размножения. Как правильно вести себя на воде. Правило безопасности на воде. Игры и упражнения на воде. Обучение плаванию. Народные игры. Русская народная игра «Городки». Русская народная игра «Лапта». Детские игры на воздухе. Подвижные игры. Защита проектов. Мониторинг физического здоровья. Сдача норм ГТО. 2 класс (34 часа) Почему мы болеем? Окружающая среда. Экологическое равновесие. Причины болезни. Как здоровье? Кто и как предохраняет нас от болезней. Как организм помогает себе сам? Здоровый образ жизни. Кто нас лечит? Прививки от болезней.
|
Что нужно знать о лекарствах? Какие лекарства мы выбираем.
Домашняя аптечка.
Как избежать отравлений? Отравления лекарствами. Пищевые отравления.
Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза.
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на природе. Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице? Правила безопасного поведения на воде. Вода - наш друг. Правила общения с огнем. Чтобы огонь не причинил вреда.
Как уберечься от поражения электрическим током. Чем опасен электрический ток? Как уберечься от порезов, ушибов и переломов? Травмы. Как защититься от насекомых? Укусы насекомых.
Предосторожности и оказание первой помощи. Предосторожности при обращении с животными. Что мы знаем про кошек и собак? Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. Отравление ядовитыми веществами. Отравление угарным газом. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Как помочь себе при тепловом ударе? Как уберечься от мороза?
Первая помощь при травмах. Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Если ты ушибся или порезался. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
Сегодняшние заботы медицины. Расти здоровым. Воспитай себя. Я выбираю движение. Движение «Готов к труду и обороне».
3 класс (34 часа)
Учимся быть Человеком. Чего не нужно бояться. Как воспитывать в себе уверенность и бесстрашие. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Учимся думать. Спеши делать добро. Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам обман? Почему мы не слушаем родителей? Надо ли прислушиваться к советам родителей? Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
Вредные привычки. Надо уметь сдерживать себя. Все ли желания выполнимы? Как воспитать в себе сдержанность. Как отучить себя от вредных привычек.
Как относиться к подаркам? Я принимаю подарок. Я дарю подарок.
Как следует относиться к наказаниям? Права и обязанности детей. Наказание. Правила поведения и необходимость их соблюдения.
Правила поведения. Одежда и ее назначение. Как правильно одеваться? Как вести себя с незнакомыми людьми? Как вести себя, если что- то болит? Как вести себя за столом. Сервировка стола. Правила поведения за столом. Как вести себя в гостях? Ты идешь в гости. Как вести себя в общественных местах. Как вести себя в транспорте и на улице? Как вести себя в театре, кино, школе? Нехорошие слова. Недобрые поступки. Умеем ли мы вежливо общаться? Умеем ли мы разговаривать по телефону?
Ты и школа. Что делать, если не хочется идти в школу. Помоги себе сам. Чем заняться после школы. Умей организовать свой досуг.
Как выбирать друзей? Что такое дружба? Можно ли научиться дружить? Кто может считаться настоящим другом? Обязательства в дружбе. Можно ли дружить с родителями? Как доставить родителям радость?
Спеши делать добро. Как оказать помощь больным и беспомощным. Если кому-нибудь нужна твоя помощь. Спеши делать добро. Эгоизм и равнодушие к чужой боли. Духовная жизнь человека. Качества человека: доброта, зависть, отзывчивость, жадность, щедрость, человеколюбие, ненависть.
Путешествие в страну здоровья. Огонек здоровья: конкурсы, викторины, защита проектов. Закаляйся, как сталь. Участие в движении «Готов к труду и обороне». Культура поведения. Экология вокруг нас. Путешествия в природу.
4 класс (33 часа)
Наше здоровье. Что такое здоровье? Физическое, психическое, духовное и социальное здоровье. Что разрушает здоровье человека? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Смех и здоровье человека. Стресс. Поступки, вызывающие стресс.
Как помочь себе сохранить здоровье. Учимся думать и действовать. Способы выхода из стрессового состояния. Учимся находить причину и прогнозировать последствия событий. Умей выбирать. Ответственное поведение. Продуманные и непродуманные действия. Что зависит от моего решения. Принимаю решение. Я отвечаю за свое решение.
Злой волшебник - табак. Что мы знаем о курении? Правила здорового и безопасного образа жизни. Экология и здоровье.
Почему некоторые привычки называют вредными. Зависимость. Инфекционные заболевания. Чужое влияние. Манипулирование другими людьми. Экология, поведение в природе. Нравственное и безнравственное поведение человека. Умей сказать: «Нет!» Наркомания - знак беды.
Шантаж. СПИД - страшная болезнь. Химия в быту. Гиподинамия. Зависимость от компьютера и Интернета. Почему вредной привычке ты скажешь: «Нет!» Я умею выбирать. Преодоление психологического давления сверстников или более старших детей.
Помоги себе сам. Волевое поведение. Злой волшебник - алкоголь. Сделай правильный выбор. Оценивание поведения литературных героев. Установка на сохранение собственного здоровья и здоровья близких людей. Злой волшебник - наркотик. Наркотические вещества. Дети- инвалиды. Болезни, связанные с принятием наркотиков и химических веществ.
Мы - одна семья. Мальчишки и девчонки. Такие одинаковые и разные. Социальная роль мужчин и женщин. Моя семья. Дружба. День здоровья. День ГТО.
Умеем ли мы правильно питаться и соблюдать гигиену. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем - плохо. Наше здоровье. Я здоровье берегу - сам себе я помогу. Будьте здоровы! Здоровье - самая главная ценность человека.
Планируемые результаты
освоения обучающимися
программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
-ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей;
-стремление вести здоровый образ жизни, мотивация к здоровьесберегающей деятельности и ГТО;
-умение оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников по умению вести здоровый образ жизни;
-сопричастность к решению экологических проблем своей малой родины;
-толерантное отношение к ровесникам;
-формирование потребностей здорового образа жизни.
![]()
Метапредметные универсальные учебные действия
Обучающийся получит следующие умения:
-навык групповой работы с большими массивами информации, практического применения этой информации;
-признание права каждого человека на собственное мнение;
-умение воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников знаний;
-самостоятельно ставить цель, формулировать ее в устной или письменной речи;
-владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
-умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; среде;
-владение эффективными способами организации своего свободного времени;
-знание и применение правила поведения в экстремальных ситуациях;
-позитивно относиться к своему здоровью;
-владение способами физического самосовершенствования;
-владение способами эмоциональной саморегуляции, самоподдерж- ки и самоконтроля;
-знание и применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
-владеть навыками оказания первой медицинской помощи;
-владение элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
-многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
-умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
ПО КУРСУ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»
Деятельность по реализации рабочей программы
Конечный результат 1-го года работы по программе курса Творческие конкурсы:
-конкурс рисунков по темам программы («Мы здоровье бережем», «Будущие олимпийцы», «Если хочешь быть здоров»);
-конкурс песен;
-фотовыставки («Семья на отдыхе», «Тропинки здоровья», «Солнце, воздух и вода», «Подвижные игры»);
-конкурс поделок;
-подготовка и защита проекта «Здоровая и вредная пища»;
-конкурс пословиц и поговорок о здоровье человека.
Просмотр телепередач
Проекты
Посещение поликлиники и аптеки.
Экскурсии
Конечный результат 2-го года работы по программе курса
Творческие конкурсы:
-конкурс стенгазет;
-конкурс сказок о докторах природы;
-конкурс фотоколлажей о летнем отдыхе;
-подготовка и защита проекта «Где вы, витамины?», или «Роль витаминов для организма ребенка»;
-конкурс рассказов на тему: «В здоровом теле здоровый дух».
Конечный результат 3-го года работы по программе курса
Творческие конкурсы:
-конкурс авторских загадок;
-конкурс фотоколлажей «Зимние забавы детей»;
-конкурс презентаций «Здоровый образ семьи»;
-подготовка и защита проекта «Лекарственные растения родного края»
Конечный результат 4-го года работы по программе курса
Творческие конкурсы:
-конкурс на лучший репортаж на тему: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»;
-выставка фотоколлажей «Дети планеты Земля»;
-конкурс презентаций «Экология и человек»;
-подготовка и защита проекта «Они ядовиты!»
Совместная деятельность обучающихся, учителя, родителей, библиотекаря, работника медицинской службы в течение четырех лет обучения в начальной школе:
-составление атласа-определителя детских болезней, в том числе инфекционных;
-составление атласа-определителя лекарственных растений;
-участие в конкурсах «Папа, мама, я — здоровая семья»;
-проведение экскурсий, организация однодневных походов;
-организация подвижных игр на свежем воздухе;
-сбор гербария;
-съемка видеороликов по охране и безопасности здоровья ребенка;
-организация встреч с людьми разных профессий, связанных с охраной и безопасностью здоровья детей.
Ежегодно проводятся мероприятия по проблеме «Будем здоровы, дети!»:
Экскурсии в парк, лес, к водоему.
В здоровом теле здоровый дух.
Если хочешь быть здоров.
Дружи с водой. Уроки Мойдодыра.
Азбука здоровья. Режим дня.
Откуда берутся грязнули.
Личная гигиена.
Праздник чистоты.
Твой внешний вид.
Зеленая аптека.
Как вести себя за столом.
Знайте правила движения как таблицу умножения.
Мы - пешеходы. Путешествие в страну дорожных знаков.
Будь вежлив.
Что вокруг нас может быть опасным?
Осторожно, огонь! Осторожно, вода!
Правильное питание - залог здоровья.
Формы проведения внеурочных занятий:
-экскурсии,
-походы,
-выставки,
-защита проектов,
-презентации,
-викторины,
-просмотры видеофильмов;
-КВНы,
-конференции,
-беседы,
-шоу,
-обсуждение видеороликов и телепередач,
-обсуждение детских книг и журналов,
- микрогрупповые соревнования,
- занятие скоростного овладения информацией,
- составление правил поведения и режима,
- занятие детских воспоминаний,
- коллективное рисование на одном листе бумаги,
- занятие по составлению кроссвордов и ребусов,
- урок творчества,
- урок путешествие,
- урок-игра,
- урок сказочное путешествие,
- моделирование.
Формы деятельности обучающихся: коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Формы работы: с использованием компьютера, Интернет, создание презентаций, социально-значимых проектов, исследовательская и экспериментальная деятельность и др.
Продолжительность работы научного общества учащихся: один раз в неделю в неурочное время, частично на уроках разной целевой направленности, всего клубных занятий в 1 классе — 33 часа, во 2 классе — 34 часа, в 3 классе - 34 часа, в 4 классе - 33 часа.
Необходимые учебные пособия:
1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (1-4 классы). - М.: ВАКО, 2014.-288 с.
2. Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 1 год обучения : рабочая тетрадь . - Воронеж : ВОИПКиПРО, 2014. - 35 с.
3. Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 2 год обучения : рабочая тетрадь . - Воронеж : ВОИПКиПРО, 2014. -40 с.
4. Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 3 год обучения : рабочая тетрадь . - Воронеж : ВОИПКиПРО, 2014. - 112 с.
5. Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 4 год обучения : рабочая тетрадь. - Воронеж : ВОИПКиПРО, 2014. - 112 с.
6. Плешаков А.А. «Атлас определитель». - М.: Просвещение, 2014. - 136 с.
2 класс
(2018-2019
уч.г.)
Тематический план
|
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма проведения занятия |
Формируемые УУД |
Учебное пособие, рабочая тетрадь и другие источники информации |
Дата |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
Почему мы болеем |
3 |
Аудиторная - встреча с врача- ми-специалистами |
Знание причин возникновения различных заболеваний у человека; понимание роли вредных привычек для здоровья человека; сформи- рованность представлений об отличительных признаках различных инфекционных заболеваний; актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в конкретной жизненной ситуации; умение разумно вести себя в непредвиденных ситуациях |
РТ-2- с. 3-6; МП- с. 75-82 |
|
|
2 |
Кто и как предохраняет нас от болезней |
2 |
Экскурсия в поликлинику; аудиторная - просмотр видеороликов |
Знание различных медицинских профессий; умение соблюдать правила безопасности; умение фиксировать результаты наблюдений и делать соответствующие выводы; умение выдвигать разные варианты решения проблемы; умение добывать информацию и применять ее в различных жизненных ситуациях, связанных со здоровьесбережением |
РТ-2- с. 7-8; МП - с. 82-85 |
|
|
3 |
Кто нас лечит |
1 |
Аудиторная встреча с врача- ми-специалистами
|
Сформированность навыков положительных эмоциональных проявлений по отношению к информации, получаемой от взрослых людей; умение наблюдать; знание номеров телефонов служб спасения, скорой помощи, детской поликлиники и т.д. |
РТ-2- с. 9-10; МП -с. 86-87 |
|
|
4 |
Прививки от болезней |
2 |
Аудиторная — встреча с медсестрой |
Умение проявлять интерес к самопознанию; положительный настрой на выполнение процессов здоровьесбережения; знание передающихся инфекционных болезней и прививок против них |
РТ-2- с. 11-12; МП- с. 88-90 |
|
|
5 |
Что нужно знать о лекарствах |
2 |
Экскурсия в аптеку; аудиторная - встреча с фармацевтом |
Умение добывать информацию из справочников, энциклопедий, телепередач, Интернет и т.д., обрабатывать ее и применять на практике; умение вести проектную деятельность на заданную тему; умение наблюдать, сравнивать, обобщать; самостоятельность проявления здоровьесберегающей компетентности при обращении с различными лекарственными препаратами; умение оказать элембентарную медицинскую или психологическую помощь другим и себе |
РТ-2- с. 13-15; МП - с. 90- 94 |
|
|
6 |
Как избежать отравлений |
2 |
Аудиторная |
Устойчивость интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; осознанное отношение и взаимодействие по отношению к химическим, лекарственным, хозяйственно-бытовым веществам; понимание необходимости знания сроков хранения различных продуктов и их употребления в пищу; знание ядовитых растений; понимание того, что вредные привычки могут привести к отравлению организма (спиртное, лекарства, курение, наркотики и т.д.) |
РТ-2- с. 16-17; МП - с. 94- 96 |
|
|
7 |
Безопасность при любой погоде |
2 |
Экскурсия; аудиторное занятие |
Умение адекватно реагировать на изменения в природе; умение устанавливать причинно- следственные связи; умение правильно осознавать себя, свои желания и потребности, состояние здоровья, стремление к самооценке; поведение в экстремальных ситуациях, связанных с природными явлениями |
РТ - 2 - с. 18-19; МП-с. 96- 100 |
|
|
8 |
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте |
2 |
Экскурсия; аудиторное занятие |
Умение правильно понимать чужие эмоциональные состояния; умение проявлять радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со знакомыми сверстниками и взрослыми; умение правильно строить отношения с незнакомыми людьми, иметь представлении об осторожности; умение разумно и правильно вести себя в непредвиденных ситуациях |
РТ - 2 - с. 20-22; МП- c. 100-105 |
|
|
9 |
Правила безопасного поведения на воде |
1 |
Бассейн или аудиторное занятие с просмотром видеороликов |
Умение решать игровые задачи, которые содействуют сохранению здоровья; умение быстро и автономно принимать самостоятельное решение при сохранении собственного здоровья или жизни; стремление выполнять правила техники безопасности жизнедеятельности человека |
РТ - 2 - с. 23; МП - с. 105-107 |
|
|
10 |
Правила обращения с огнем |
1 |
Аудиторное - встреча с работником МЧС |
Стремление самостоятельно и под руководством взрослых к изучению особенностей ценностного отношения ребенка к своему здоровью и здоровью других людей, здоровому образу жизни; устойчивое стремление выполнять правила техники безопасности при обращении с огнем, электроприборами и т.д.; |
РТ-2-с. 24; МП - с. 107-109 |
|
|
11 |
Как уберечься от поражения электрическим током |
1 |
Аудиторное |
Знание правил обращения с электроприборами; устойчивость и направленность любых действий и деятельности на ценность здоровья и человеческой жизни; осознанное принятие нравственных эталонов жизнедеятельности |
РТ -.2- с. 25; МП - с. 109-111 |
|
|
12 |
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов |
1 |
Аудиторное - встреча с врачом - травмотологом |
Бережное, уважительное и заботливое отношение к здоровью ровесников, взрослых людей; положительная мотивация к сохранению своего здоровья |
РТ - 2 - с. 26; МП - с. 111-112 |
|
|
13 |
Как защититься от насекомых |
1 |
Аудиторное |
Понимание того, что насекомые являются разносчиками различных инфекционных заболеваний; умение защитить свою кожу от укусов насекомых; здоровьесберегающая эрудированность ребенка по определенной проблеме; умение перенести имеющиеся здоровьесберегающие знания в решение проблемных и имитационных ситуаций |
РТ - 2 - с. 27; МП - с. 112-114 |
|
|
14 |
Предосторожности при обращении с животными |
1 |
Аудиторное |
Умение решать реальные или игровые задачи, помогающие сохранению здоровья; умение самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях; умение разумно вести себя в экстремальных ситуациях |
РТ - 2 - с. 28; МП - с. 114-116 |
|
|
15 |
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом |
2 |
Аудиторное с приглашением врача |
Умение оказать себе или другим элементарную медицинскую помощь; умение применять ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой дидактической задачи; умение быстро актуализировать знания, умения и навыки в решении игровой дидактической задачи; умение правильно и развернуто отвечать на вопросы, связанные с решением проблемных ситуаций и игровых задач |
РТ - 2- с. 29-30; МП- с. 116-118 |
|
|
16 |
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении |
2 |
Аудиторное с приглашением медсестры или врача |
Умение адекватно и осознанно принимать решения в нестандартных ситуациях; навык самостоятельного применения здоровьесберегающих знаний, умений и навыков; проявление интереса к получению новых знаний, информации и умение их классифицировать и применять в нестандартных ситуациях; |
РТ - 2 - с. 31-32; МП- c. 118-121 |
|
|
17 |
Первая помощь при травмах |
3 |
Экскурсия в травматологический пункт; |
Осознанный интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения ребенка в различных жизненных ситуациях; |
РТ - 2 - с. 33-35; МП- с. 121-124 |
|
|
|
|
|
аудиторное практическое занятие под руководством медсестры |
Умение оказать элементарную медицинскую или психологическую помощь или самопомощь |
|
|
|
18 |
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос |
1 |
Аудиторное встреча с ЛОР врачом |
Ценностное отношение ребенка к собственному здоровью; осознанное понимание того, что может навредить здоровью; интерес к самопознанию; знание правил, связанных с соблюдением правил безопасности поведения в процессе действий с опасными предметами |
РТ - 2 - с. 36; МП - с. 124-125 |
|
|
19 |
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек |
2 |
Аудиторное практическое занятие |
Наличие умения разумно вести себя в непредвиденных ситуациях; умение оказать элементарной медицинской и психологической самопомощи и помощи другим людям; |
РТ - 2 - с. 37; МП - с. 125-126 |
|
|
20 |
Сегодняшние заботы медицина |
2 |
Экскурсия в поликлинику; аудиторное занятие с просмотром видеороликов |
Положительное отношение ребенка к собственному здоровью и мотивации здорового образа жизни; знание, умения и навыки, поддерживающие, укрепляющие и сохраняющие в ребенка; знание различных мер предосторожности и умение применять их на практике |
РТ - 2 - с. 38-40: МП- с. 127-131 |
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.