Программа кружка "Если хочешь быть здоров" 3 класс

  • docx
  • 02.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Если хочешь быть здоров 3 класс.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен выполнять «правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников за ступени начального общего образования как одной из ценностных со­ставляющих. способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа охватывает основные направления здоровьесберегающей деятельности в начальной школе и позволяет пробуждать в детях желания заботиться о своем здоровье, относиться к своему здоровью как к ценности; формировать установки на использование здорового питания; издавать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом из возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребности I занятиях физической культурой и спортом; соблюдать рекомендуемый врачами режим дня; снизить влияния негативных факторов и рисков на здоровье детей (низкая двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

сформировать умения отказаться от участия в ситуациях, наносящих вред собственному здоровью и здоровью окружающих; сформировать у ребенка потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым опросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Данная программа предназначена для работы с детьми 6,5-11 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника. Обучение о программе рассчитано на 4 учебных года, по 1 занятию в неделю.

Программа реализуется в учебной деятельности как ведущей для того возрастного этапа и внеурочной деятельности, также значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности человеческой жизни и чело­веческого здоровья.

Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание ошибок младших школьников, предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей, Созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.

Учитывая, что программа предусматривает освоение основных, культурных и этикетных норм, учителю вместе со школьниками необхо­димо выработать определенные правила поведения на весь период про­ведения занятий.

Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечиваю­щих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения собст­венного здоровья.

Задачи:

-формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;

-сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного воз­раста;

-воспитание полезных привычек и пропаганда физической культу­ры, спорта, туризма в семье.

Работа по данной программе строится на принципах гуманистиче­ской педагогики и психологии, выраженных правилом трех «П»: понима­ние, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей; уважение к ребенку, к процессу к результатам' его деятельности; комплексный подход; систематичность и последовательность; интеграция; наглядность - важные принципы реализации программы.

При этом содержание разделов строится на основных принципах дидактики:

-принцип научности — предлагаемый материал соответствует пред­ставлению современной науки о культуре здорового образа жизни;

-принцип доступности — содержание информации и ее объем соот­ветствует возрастным возможностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста (предлагаемый детям для усвоения материал должен быть доступным для понимания и усвоения, теоретический материал должен быть подкреплен практическими действиями и демонстрациями; предусматривается организация и проведение сюжетно-ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность обучающихся);

-принцип наглядности — познание осуществляется с использовани­ем современных дидактических средств;

-принцип занимательности - материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит информацию полезную для практической дея­тельности;

-принцип адаптивности (создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи приоритетности само­ценности детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка);

-принцип актуальности (отражает насущные проблемы, связанные

со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нор­мами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важ­ной гигиенической информацией);                                             •

-принцип психологической комфортности (психологическая защи­щенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание ус­ловий для самореализации);

-принцип обучения в деятельности (организация детской деятель­ности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умение самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике);

-принцип целостности содержания образования (выделение основ­ных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной це­левой направленности в процессе его осуществления);

-принцип сознательности и активности (направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих);

-принцип опоры на предшествующее развитие (опираться на пред­шествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие и вос­питание.)

-принцип минимакса - учитель дает содержания много, а каждый ученик усваивает по своим возможностям;

-принцип социализации личности — представления о социальном и предметном мире должны быть едиными и целостными.

Использование в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитательных технологий и технологий обу­чения и развития, обеспечивающих формирование позитивного социаль­ного опыта у учащихся.

 

 

 

Наименование

технологий

Формы воспитательной деятельности

Компетенции и У УД, на фор­мирование которых направле­но использование технологий в воспитательной работе

1. Технология воспи­тания общественного творчества в формах коллективной творче­ской деятельности И.П. Иванова.

Дежурные команды по системе И.П. Иванова со сменными поручениями (группы санитаров, группы чистоты, группы порядка)

Общекультурные, социаль­но-трудовые компетенции

2. Технология дея­тельностного метода

Работа в парах, группах при освоении новых знаний.

Способность к саморазвитию и самоизменению; организо­вывать планирование, ана­лиз, рефлексию

3. Технология диффе­ренцированного обу­чения

Индивидуальный под­ход.

Умение ставить цель и орга­низовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель

4. Технология про­блемного обучения

Выдвижение и доказа­тельство гипотез, работа в парах, группах. Уме­ние вести диалог.

У чебно-познавательные компетенции: умение орга­низовать самооценку своей учебно-познавательной дея­тельности

5. Информационно

коммуникационные

технологии

Индивидуальная работа, работа в парах и малых группах. Создание пре­зентаций, видеороликов, фотоколлажей. Органи­зация выставок.

Информационные компетен­ции: владение навыками ис­пользования информацион­ных устройств. Умения ис­кать, анализировать и отби­рать необходимую информа­цию, организовывать, преоб­разовывать, сохранять и пе­редавать ее

6. Групповая про­блемная работа

Диспуты, дискуссии, обсуждение ситуации, разработка проектов по предметам

У чебно-познавательные, ценностно-смысловые ком­петенции

7. Технология сво­бодного воспитания

Предоставление свобо­ды выбора и самостоя­тельности

Информационные; учебно­познавательные; ценностно­смысловые; здоровьесбере­гающие компетенции

8. Личностно ориен­тированные техноло­гии воспитания

КВНы, шоу, викторины, конкурсы, позволяющие обеспечить комфорт­ные, бесконфликтные условия развития лич­ности и реализацию ее природных потенциалов

Креативные, коммуникатив­ные, культуроведческие, об­щекультурные компетенции.

 

9. Технология право­вого и патриотическо­го воспитания

Кружок «Правовое вос­питание от А до Я»

Формирование социального здоровья. Толерантность, правовая грамотность. Ком­муникативные; информаци­онные компетенции; компе­тенции личностного самосо­вершенствования и самопо­знания.

10. Технология здоро­вого раскрепощенно­го развития детей в учебно­познавательном про­цессе (В.Ф. Базарный)

Физкультминутки. Хоровое пение

Личностные: поведенческие, эмоциональные

11. Физкультурно- оздоровительные тех­нологии: «Ритмиче­ская мозаика» А.И. Бурениной; «Детская аэробика» С. В. Ко­лесниковой

У роки ф изической культуры, физкультми­нутки, внеклассные ме­роприятия, закативание

Личностные, направлены на физическое развитие

12. Экологические технологии: цветоте- рапия, флора-дизайн

Кружки, внеклассные мероприятия

Личностные, исследователь­ские

13. Технология звуко­вой психорегуляции дыхания М.Л. Лазаре­ва

Музыкальные занятия

Здоровьесберегающие ком­петенции

14. Методика игрово­го обучения С. и Е. Железновых

Кружки, внеклассные мероприятия

Личностные, направлены на физическое развитие

15. Массаж биологи­чески активных зон по А. А. У майской

Занятия в группах

Личностные, направлены на физическое развитие, повы­шение сопротивляемости ор­ганизма

16. Пальчиковые игры

Уроки физической культуры, физкультми­нутки, внеклассные ме­роприятия

Речевые и коммуникативные компетентности

17. Арт-технологии

Уроки ИЗО, музыки, технологии, внекласс­ные мероприятия

Личностные, направлены на развитие эмоционального восприятия

18. Игровые техноло­гии

Дидактические игры, сюжетно-ролевые на любых этапах уроков и внеурочной деятельно­сти

Личностные, направлены на социализацию личности ре­бенка, развитие творческих способностей

 



Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Ре­зультатом освоения программы является наличие компетенций как уме­ний, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья человека. К таким компетенциям относятся: понимание ценностей собст­венной жизни и жизни, окружающих людей; способность контролировать свою деятельность; умение вовлекать эмоции в процесс деятельности; го­товность и способность обучаться самостоятельно; способность к реф­лексии; уверенность в себе; самоконтроль; адаптивность; исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов по сохра­нению и укреплению своего здоровья; настойчивость в реализации здо­рового образа жизни; отношение к правилам и нормам здорового образа жизни, как указателям желательных способов поведения; способность принимать решения; способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.

Ценностно-смысловые компетенции по здоровьесберегающему на­правлению предполагают наличие сформированных у младших школь­ников универсальных учебных действий:

-умение формулировать собственные ценностные ориентиры по от­ношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровье- сбережению;

-владение способами самоопределения в ситуациях выбора на осно­ве собственных позиций;

-умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;

-умение осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

-умение осуществлять индивидуальную образовательную траекто­рию с учетом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции по здоровьесберегающему на­правлению формируются следующими универсальными учебными дей­ствиями:

-способность ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель;

-умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, само­оценку своей учебно-познавательной деятельности;

-умение ставить вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать при­чины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отноше­нию к изучаемой проблеме;

-умения ставить и решать познавательные задачи по сохранению иукреплению собственного здоровья;

-создавать условия для проведения здоровьесберегающих (закали­вание, проветривание, подвижные и малоподвижные игры и т.д.);

Коммуникативные компетенции можно сформировать у младшего школьника следующими универсальными учебными действиями:

-владение способами взаимодействия с окружающими и удаленны­ми людьми и событиями;

-умение задать вопрос, корректно вести диалог;

-владение разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;

-владение способами коллективной деятельности, приемами дейст­вий в ситуациях общения;

-умение искать и находить компромиссы;

-наличие положительных навыков общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанных на знании истории и традиции различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции формируются у обучающегося за счет следующих универсальных учебных действий:

-владение навыками работы с различными источниками информа­ции: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определи­телями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернет;

-умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, ана­лизировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее;

-ориентирование в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

-умение осознанно воспринимать информацию из средств массовой информации;

-владение навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, факса, принтера, муль­тимедийного оборудования, интерактивной доски;

-использование для решения учебных задач информационные и те­лекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции младших школьников формируются следующими универсальными действиями:

-знание духовно-нравственные основы жизни человека и общечело­веческой культуры;

-знание культуры, традиций и обычаи своего народа;

-наличие представления о родном крае, его природе, занятиях лю­дей и т.д.;

-опыт ориентации и экологической деятельности в природной сре­де;

-владение эффективными способами организации своего свободно­го времени;

-знание и применение правил поведения в экстремальных ситуаци­ях;

-позитивное отношение к своему здоровью;

-владение способами физического самосовершенствования, эмо­циональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

-знание и применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

-владение навыками оказания первой медицинской помощи;

-владение элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

-сформированность многообразия двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

-умение подбирать индивидуальные средства и методы для разви­тия своих физических качеств.

Весь этот перечень можно дополнить следующими компетенциями:

-способность к работе в группе ради достижения цели;

-самоконтроль;

-отсутствие чувства беспомощности;

-способность слушать других людей и принимать во внимание ска­занное ими;

-способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;

-умение контролировать свою деятельность;

-умение абстрагировать;

-терпимость к различным вероисповеданиям, стилям жизни окру­жающих;

-самостоятельность мышления, креативность и оригинальность;

-вовлечение эмоций в процесс деятельности;

-умение устанавливать причинно-следственные связи;

-умение строить диалог;

-готовность индивидуально решать сложные вопросы, поставлен­ную задачу;

-готовность и способность обучаться самостоятельно;

-отношение к правилам как указателям желательных способов дей­ствия;

-персональная ответственность за порученное дело;

-поиск и использование обратной связи;

-способность принимать решения и отвечать за их результат;

-уверенность в себе.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимают «полное физическое, психическое и социальное благополу­чие».

Начальное общее образование обеспечивает формирование здорово­го и безопасного образа жизни обучающихся на начальной ступени обра­зования через уроки здоровья, урочную, внеурочную и внешкольную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Большое внимание уделяется построению и реализации здоровьесберегающего, безопасного для здоровья ребенка учебного процесса.

Учитель начальных классов организует просветительскую работу с учащимися и их родителями.

В своей педагогической деятельности учитель формирует положи­тельную мотивацию младших школьников на усвоение ребенком знаний и представлений о здоровом и безопасном образе жизни и гигиеническое поведение. Необходимо учитывать, что ребенок, изучая себя, особенно­сти своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осущест­влять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здо­ровье. Методика работы с детьми строиться в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на само­стоятельное экспериментирование, исследовательскую деятельность, по­исковую активность младших школьников.

Основные направления, ценностные установки, планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Направление формирования здорового и безопасного об­раза жизни

Ценностные

установки

Задачи

Виды и формы здоровьесбере­гающих мероприя­тий

Содержа­

ние

Планируемые ре­зультаты формиро­вания культуры ЗиБОЖ

1

2

3

4

5

6

Формирование ценностного от­ношения к соб­ственному здо­ровью, здорово­му и безопасно­му образу жизни

Осуществление дей­ствий и поступков на основе выбранных це­левых и смысловых установок.

Формировать у обу­чающихся стремления заботиться о своем здоровье и здоровье других людей. Скоординировать ин­тересы, потребности и склонности обучаю­щегося с возможно­стями в процессе со­вместной работы с ним.

Формирование моде­ли безопасного пове­дения в условиях по­вседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуа­циях.

Формирование психо­логической культуры

Беседы; дни Здо­ровья; экскурсии; туристические по­ходы; встречи со спортсменами; по­казательные спор­тивные выступле­ния; встречи с вра­чами, сотрудника­ми ГИБДД, служ­бы спасения

 

Сформированность стремления обу­чающихся забо­титься о своем здо­ровье и здоровье других людей. Ис­пользование знаний о строении и функ­ционировании ор­ганизма человека.

 

1

2

3

4

5

6

 

 

Профилактика трав­матизма. Профилак­тика курения, упот­ребления наркотиче­ских и психоактивных веществ.

 

 

 

Физкультурно- оздоровительная, спортивно­массовая работа

Многообразие двига­тельного опыта и умения использовать его в массовых фор­мах соревновательной деятельности, в орга­низации активного отдыха и досуга. По­зитивное отношение к своему физическому, нравственному и со­циальному здоровью.

Укрепление здоровья детей средствами фи­зической культуры и спорта, ритмикой, хо­реографией, лечебно­физкультурного ком­плекса.

 

 

Воспитание стрем­ления вести здоро­вый и активный об­раз жизни путем участия в физкуль- турно-

оз д оро в ите льн ых мероприятиях.

Подготовка к участию в ГТО

 

 

 

 

 

 

 

Соревновательные способности, умение демонстрировать свои достижения, умение правильно вести себя при испытаниях

Укрепление здоровья, активный образ жиз­ни, коммуникатив­ность

Соревнования, по­казательные вы­ступления, весе­лые старты, уча­стие в подвижных играх, индивиду­альные занятия спортом и физ­культурой

 

Воспитание ценно­стного отношения к собственному здо­ровью, стремление к участию в массо­вых видах спорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рациональная организация об­разовательного процесса

Формирование уме­ния учиться и способ­ности к организации своей деятельности и умение владеть эф­фективными способа­ми организации сво­его времени.

Правильное обеспече­ние учебно­познавательного про­цесса

Беседы, просмот­ры фильмов, пре­зентаций, органи­зация парной, групповой дея­тельности

 

Сформированность у обучающихся по­зиции признания ценности здоровья, чувства ответствен­ности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Профилактиче­ская деятель­ность по форми­рованию культу­ры здорового и безопасного об­раза жизни

Формирование психо­логических условий развития. общения, сотрудничества на ос­нове доброжелатель­ности, доверия и вни­мания к людям, го­товности к сотрудни­честву и дружбе, ока­зания помощи тем, кто в ней нуждается.

Обеспечение условий для ранней диагно­стики заболеваний, профилактики здоро­вья.

Создание условий для предотвращения ухудшения состояния здоровья.

Формирование уста­новки на использова­ние здорового пита­ния.

Посещение пожарных выставок.

Встречи с врачами, представителями МЧС, ГИБДД, по­сещение поликли­ник, встречи с ро­дителями одно­классников, экс­курсии, кратко­временные походы

 

Выработка у обу­чающихся стремле­ния соблюдать ре­жим дня, занимать­ся спортом, под­вижными играми, быть всегда акку­ратными и опрят­ными.

 

 

 

 

Содержание курса
1 класс (33 часа)

Дружи с водой. Советы доктора Воды. Здоровье. Закаливание . Ги­гиена. Свойства воды. Друзья Вода и мыло. Правила доктора Воды.

Правила гигиены. Забота о глазах. Глаза - главные помощники че­ловека. Роль зрения в жизни человека. Уход за ушами. Чтобы уши слы­шали. Слух - большая ценность для человека. Уход за зубами. Почему болят зубы? Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку краси­вой? Уход за руками и ногами. Уход за руками и ногами. Рабочие инст­рументы человека. Забота о коже. Зачем человеку кожа? Свойства кожи. Надежная защита организма. Если кожа повреждена.

Здоровое питание. Как следует правильно питаться? Питание — не­обходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи.

Твое настроение и режим дня. Режим дня. Сон - лучшее лекарст­во. О пользе дневного сна. Настроение в школе. Действия, которые могут испортить настроение человека. Настроение после школы. Я пришел из школы.

Я ученик. Поведение в школе. Нормы и правила поведения в школе. Школьная этика.

Вредные привычки. Что мы относим к вредным привычкам? Нрав­ственное и духовное здоровье человека. Здоровый образ жизни. Класси­фикация вредных привычек.

Организм человека. Скелет — наша опора. Мышцы, кости и суста­вы. Осанка - стройная спина. Как закаляться. Обтирание и обливание. Если хочешь быть здоров. Микробы и условия их размножения. Как пра­вильно вести себя на воде. Правило безопасности на воде. Игры и упраж­нения на воде. Обучение плаванию.

Народные игры. Русская народная игра «Городки». Русская народ­ная игра «Лапта». Детские игры на воздухе. Подвижные игры.

Защита проектов. Мониторинг физического здоровья. Сдача норм ГТО.

2 класс (34 часа)

Почему мы болеем? Окружающая среда. Экологическое равнове­сие. Причины болезни. Как здоровье?

Кто и как предохраняет нас от болезней.

Как организм помогает себе сам? Здоровый образ жизни. Кто нас лечит? Прививки от болезней.

 


Что нужно знать о лекарствах? Какие лекарства мы выбираем.

Домашняя аптечка.

Как избежать отравлений? Отравления лекарствами. Пищевые от­равления.

Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на природе. Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице? Правила безопасного поведения на воде. Вода - наш друг. Правила общения с ог­нем. Чтобы огонь не причинил вреда.

Как уберечься от поражения электрическим током. Чем опасен элек­трический ток? Как уберечься от порезов, ушибов и переломов? Травмы. Как защититься от насекомых? Укусы насекомых.

Предосторожности и оказание первой помощи. Предосторожно­сти при обращении с животными. Что мы знаем про кошек и собак? Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. Отравление ядовитыми веществами. Отравление угарным газом. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Как помочь себе при тепловом ударе? Как уберечься от мороза?

Первая помощь при травмах. Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Если ты ушибся или порезался. Первая помощь при попада­нии инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая помощь при укусах насеко­мых, змей, собак и кошек.

Сегодняшние заботы медицины. Расти здоровым. Воспитай себя. Я выбираю движение. Движение «Готов к труду и обороне».

3 класс (34 часа)

Учимся быть Человеком. Чего не нужно бояться. Как воспитывать в себе уверенность и бесстрашие. Добрым быть приятнее, чем злым, за­вистливым и жадным. Учимся думать. Спеши делать добро. Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам обман? Почему мы не слушаем роди­телей? Надо ли прислушиваться к советам родителей? Почему дети и ро­дители не всегда понимают друг друга?

Вредные привычки. Надо уметь сдерживать себя. Все ли желания выполнимы? Как воспитать в себе сдержанность. Как отучить себя от вредных привычек.

Как относиться к подаркам? Я принимаю подарок. Я дарю пода­рок.

Как следует относиться к наказаниям? Права и обязанности де­тей. Наказание. Правила поведения и необходимость их соблюдения.

 

 

Правила поведения. Одежда и ее назначение. Как правильно оде­ваться? Как вести себя с незнакомыми людьми? Как вести себя, если что- то болит? Как вести себя за столом. Сервировка стола. Правила поведе­ния за столом. Как вести себя в гостях? Ты идешь в гости. Как вести себя в общественных местах. Как вести себя в транспорте и на улице? Как вести себя в театре, кино, школе? Нехорошие слова. Недобрые поступки. Умеем ли мы вежливо общаться? Умеем ли мы разговаривать по телефо­ну?

Ты и школа. Что делать, если не хочется идти в школу. Помоги се­бе сам. Чем заняться после школы. Умей организовать свой досуг.

Как выбирать друзей? Что такое дружба? Можно ли научиться дружить? Кто может считаться настоящим другом? Обязательства в дружбе. Можно ли дружить с родителями? Как доставить родителям ра­дость?

Спеши делать добро. Как оказать помощь больным и беспомощ­ным. Если кому-нибудь нужна твоя помощь. Спеши делать добро. Эго­изм и равнодушие к чужой боли. Духовная жизнь человека. Качества че­ловека: доброта, зависть, отзывчивость, жадность, щедрость, человеко­любие, ненависть.

Путешествие в страну здоровья. Огонек здоровья: конкурсы, вик­торины, защита проектов. Закаляйся, как сталь. Участие в движении «Го­тов к труду и обороне». Культура поведения. Экология вокруг нас. Пу­тешествия в природу.

4 класс (33 часа)

Наше здоровье. Что такое здоровье? Физическое, психическое, ду­ховное и социальное здоровье. Что разрушает здоровье человека? Что та­кое эмоции? Чувства и поступки. Смех и здоровье человека. Стресс. По­ступки, вызывающие стресс.

Как помочь себе сохранить здоровье. Учимся думать и действо­вать. Способы выхода из стрессового состояния. Учимся находить при­чину и прогнозировать последствия событий. Умей выбирать. Ответст­венное поведение. Продуманные и непродуманные действия. Что зависит от моего решения. Принимаю решение. Я отвечаю за свое решение.

Злой волшебник - табак. Что мы знаем о курении? Правила здоро­вого и безопасного образа жизни. Экология и здоровье.

Почему некоторые привычки называют вредными. Зависимость. Инфекционные заболевания. Чужое влияние. Манипулирование другими людьми. Экология, поведение в природе. Нравственное и безнравствен­ное поведение человека. Умей сказать: «Нет!» Наркомания - знак беды.

Шантаж. СПИД - страшная болезнь. Химия в быту. Гиподинамия. Зави­симость от компьютера и Интернета. Почему вредной привычке ты ска­жешь: «Нет!» Я умею выбирать. Преодоление психологического давле­ния сверстников или более старших детей.

Помоги себе сам. Волевое поведение. Злой волшебник - алкоголь. Сделай правильный выбор. Оценивание поведения литературных героев. Установка на сохранение собственного здоровья и здоровья близких лю­дей. Злой волшебник - наркотик. Наркотические вещества. Дети- инвалиды. Болезни, связанные с принятием наркотиков и химических веществ.

Мы - одна семья. Мальчишки и девчонки. Такие одинаковые и раз­ные. Социальная роль мужчин и женщин. Моя семья. Дружба. День здо­ровья. День ГТО.

Умеем ли мы правильно питаться и соблюдать гигиену. Я выби­раю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и по­рядок. Будем делать хорошо и не будем - плохо. Наше здоровье. Я здо­ровье берегу - сам себе я помогу. Будьте здоровы! Здоровье - самая глав­ная ценность человека.

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

-ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью ок­ружающих людей;

-стремление вести здоровый образ жизни, мотивация к здоровьес­берегающей деятельности и ГТО;

-умение оценивать собственную деятельность и деятельность одно­классников по умению вести здоровый образ жизни;

-сопричастность к решению экологических проблем своей малой родины;

-толерантное отношение к ровесникам;

-формирование потребностей здорового образа жизни.

 


Метапредметные универсальные учебные действия

Обучающийся получит следующие умения:

-навык групповой работы с большими массивами информации, практического применения этой информации;

-признание права каждого человека на собственное мнение;

-умение воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников знаний;

-самостоятельно ставить цель, формулировать ее в устной или письменной речи;

-владение способами самоопределения в ситуациях выбора на осно­ве собственных позиций;

-умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; среде;

-владение эффективными способами организации своего свободно­го времени;

-знание и применение правила поведения в экстремальных ситуаци­ях;

-позитивно относиться к своему здоровью;

-владение способами физического самосовершенствования;

-владение способами эмоциональной саморегуляции, самоподдерж- ки и самоконтроля;

-знание и применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

-владеть навыками оказания первой медицинской помощи;

-владение элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

-многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации актив­ного отдыха и досуга;

-умение подбирать индивидуальные средства и методы для разви­тия своих физических качеств.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
ПО КУРСУ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»

Деятельность по реализации рабочей программы

Конечный результат 1-го года работы по программе курса Творческие конкурсы:

-конкурс рисунков по темам программы («Мы здоровье бережем», «Будущие олимпийцы», «Если хочешь быть здоров»);

-конкурс песен;

-фотовыставки («Семья на отдыхе», «Тропинки здоровья», «Солн­це, воздух и вода», «Подвижные игры»);

-конкурс поделок;

-подготовка и защита проекта «Здоровая и вредная пища»;

-конкурс пословиц и поговорок о здоровье человека.

Просмотр телепередач

Проекты

Посещение поликлиники и аптеки.

Экскурсии

Конечный результат 2-го года работы по программе курса

Творческие конкурсы:

-конкурс стенгазет;

-конкурс сказок о докторах природы;

-конкурс фотоколлажей о летнем отдыхе;

-подготовка и защита проекта «Где вы, витамины?», или «Роль ви­таминов для организма ребенка»;

-конкурс рассказов на тему: «В здоровом теле здоровый дух».

 

Конечный результат 3-го года работы по программе курса

Творческие конкурсы:

-конкурс авторских загадок;

-конкурс фотоколлажей «Зимние забавы детей»;

-конкурс презентаций «Здоровый образ семьи»;

-подготовка и защита проекта «Лекарственные растения родного края»

 

Конечный результат 4-го года работы по программе курса

Творческие конкурсы:

-конкурс на лучший репортаж на тему: «Я здоровье сберегу, сам се­бе я помогу!»;

-выставка фотоколлажей «Дети планеты Земля»;

-конкурс презентаций «Экология и человек»;

-подготовка и защита проекта «Они ядовиты!»

 

Совместная деятельность обучающихся, учителя, родителей, биб­лиотекаря, работника медицинской службы в течение четырех лет обу­чения в начальной школе:

-составление атласа-определителя детских болезней, в том числе инфекционных;

-составление атласа-определителя лекарственных растений;

-участие в конкурсах «Папа, мама, я — здоровая семья»;

-проведение экскурсий, организация однодневных походов;

-организация подвижных игр на свежем воздухе;

-сбор гербария;

-съемка видеороликов по охране и безопасности здоровья ребенка;

-организация встреч с людьми разных профессий, связанных с ох­раной и безопасностью здоровья детей.

 

Ежегодно проводятся мероприятия по проблеме «Будем здоровы, дети!»:

Экскурсии в парк, лес, к водоему.

В здоровом теле здоровый дух.

Если хочешь быть здоров.

Дружи с водой. Уроки Мойдодыра.

Азбука здоровья. Режим дня.

Откуда берутся грязнули.

Личная гигиена.

Праздник чистоты.

Твой внешний вид.

Зеленая аптека.

Как вести себя за столом.

Знайте правила движения как таблицу умножения.

Мы - пешеходы. Путешествие в страну дорожных знаков.

Будь вежлив.

Что вокруг нас может быть опасным?

Осторожно, огонь! Осторожно, вода!

Правильное питание - залог здоровья.

Формы проведения внеурочных занятий:

-экскурсии,

-походы,

-выставки,

-защита проектов,

-презентации,

-викторины,

-просмотры видеофильмов;

-КВНы,

-конференции,

-беседы,

-шоу,

-обсуждение видеороликов и телепередач,

-обсуждение детских книг и журналов,

-          микрогрупповые соревнования,

-          занятие скоростного овладения информацией,

-          составление правил поведения и режима,

-          занятие детских воспоминаний,

-          коллективное рисование на одном листе бумаги,

-          занятие по составлению кроссвордов и ребусов,

-          урок творчества,

-          урок путешествие,

-          урок-игра,

-          урок сказочное путешествие,

-          моделирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы деятельности обучающихся: коллективная, групповая, ра­бота в парах, индивидуальная.

Формы работы: с использованием компьютера, Интернет, создание презентаций, социально-значимых проектов, исследовательская и экспе­риментальная деятельность и др.

Продолжительность работы научного общества учащихся: один раз в неделю в неурочное время, частично на уроках разной целевой на­правленности, всего клубных занятий в 1 классе — 33 часа, во 2 классе — 34 часа, в 3 классе - 34 часа, в 4 классе - 33 часа.

 

 

 

 

 

Необходимые учебные пособия:

1.       Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (1-4 классы). - М.: ВАКО, 2014.-288 с.

2.       Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 1 год обучения : рабочая тетрадь . - Воронеж : ВОИПКиПРО, 2014. - 35 с.

3.       Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 2 год обучения : рабочая тетрадь . - Воронеж : ВОИПКиПРО, 2014. -40 с.

4.       Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 3 год обучения : рабочая тетрадь . - Воронеж : ВОИПКиПРО, 2014. - 112 с.

5.       Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 4 год обучения : рабочая тетрадь. - Воронеж : ВОИПКиПРО, 2014. - 112 с.

6.       Плешаков А.А. «Атлас определитель». - М.: Просвещение, 2014. - 136 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс

Тема

Кол-во

часов

Форма проведе­ния занятия

Формируемые УУД

Учебное пособие, рабочая тетрадь и др. источники информа­ции

Дата

1

2

3

4

5

6

7

1

Чего не нужно бояться

I

Аудиторное

Знание источников опасности и мер предосторожности; умение правильно действовать в опасных для здоровья ситуациях; умение жить по правилам; умение точно и аргументированно вы­сказывать суждения о способах безо­пасного поведения в различных жиз­ненных ситуациях

РТ-З-с. 3-4; МП -с. 135-137

 

2

Добрым быть приятнее, чем злым, завист­ливым и жад­ным

2

Аудиторное

Сформированность положительных личностно социальных проявлений ре­бенка в условиях взаимодействия со взрослым или сверстником; умение понимать такие нравственные нормы, как доброта - злость, щедрость - жад­ность, правдивость - лживость

РТ-З-с. 5-8; МП -с. 137-141

 

3

Почему мы го­ворим неправду

2

Аудиторное

Умение правильно общаться со взрос­лыми и сверстниками; открытость для контактов с другими людьми;

РТ-З-с. 9-13; МП -с. 141-143

 

4

Почему мы не слушаемся ро­дителей

2

Аудиторное - совместно с родителями

Восприимчивость к эмоциональному состоянию с другим человеком по взаимодействию;

РТ-З-с. 13-16; МП-с. 143-147

 

 (2019-2020 уч.г.)
Тематический план

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

5

Надо уметь сдерживать себя1

2

Аудиторное

Владение элементарными способами бесконфликтного общения;

РТ-З-с. 17-20; МП-с. 147-152

 

6

Вредные при­вычки

2

Аудиторное - встреча с со­циальным пе­дагогом

Умение правильно реагировать на за­мечания со стороны ровесников и взрослых; умение отличать вредные привычки и самостоятельно их устра­нять из своего поведения;

РТ-З-с. 21-23; МП-с. 152-154

 

7

Как относиться к подаркам

2

Аудиторное - сюжетно роле­вая игра

Открытость для контактов с другими людьми; умение правильно общаться с окружающими людьми; умение кон­тролировать свои эмоции и чувства;

РТ-З-с. 24-26; МП-с. 154-157

 

8

Как следует от­носиться к на­казаниям

1

Аудиторное

Умение брать ответственность за свои поступки и деятельность; умение пра­вильно реагировать на замечания и на­казание; знание правил общественного поведения

РТ-З-с. 27-28; МП-с. 157-159

 

9

Как нужно оде­ваться

1

Аудиторное - встреча с пре­подавателем технологии у девочек стар­ших классов

Умение правильно оценивать свои по­ступки и деятельность; умение быть наблюдательным; умение правильно одеваться; умение принять помощь других людей

РТ-З-с. 29-30; МП-с. 159-161

 

10

Как вести себя с незнакомыми людьми

1

Аудиторное

Знание об эмоциях и причинах их про­явлений в повседневной жизни; умение использовать различные средства для выражения эмоций (вербальные и не­вербальные); умение сопереживать и сочувствовать

РТ-З-с. 31; МП- c. 161-163

 

 

 

 

 

 

11

Как вести себя, когда что-то болит

1

Аудиторное - встреча со школьной медсестрой

Умение правильно изложить причины возникшей проблемы; умение пра­вильно обратиться за помощью или оказать ее другим; умение правильно вести себя во время болезни, регулярно принимать назначенные препараты, уколы и т.д.

РТ-З-с. 32; МП- c. 163-165

 

12

Как вести себя за столом

2

В школьном кафе или сто­ловой — встре­ча с шеф- поваром

Понимание и интерпретация характера собственных проявлений и чувств в условиях заданной ситуации

РТ-З-с. 33-35; МП-с. 165-170

 

13

Как вести себя в гостях

1

Аудиторное

Умение правильно вести себя в усло­виях, требующих сочувствия или сопе­реживания;

РТ-З-с. 36-37; МП-с. 171-172

 

14

Как вести себя в обществен­ных местах

2

Экскурсия, ау­диторное заня­тие

Ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни; сформирован- ность положительной мотивации к сбережению собственного здоровья и здоровья окружающих людей; умение применять правила поведения в обще­ственных местах;

РТ-З-с. 38-41; МП-с. 172-176

 

15

«Нехорошие» слова. Недоб­рые шутки

2

Аудиторное

Обогащение и углубление представле­ний ребенка о том, как правильно под­держать, укрепить и сохранить свое психическое, нравственное и духовное здоровье;

РТ-З-с. 42-44; МП-с. 177-180

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

16

Что делать, ес­ли не хочется в школу

1

Аудиторное

Четкое представление о том, что такое здоровье, понимание того, как поддер­жать, укрепить и сохранить его; уме­ние подчиняться требованиям взрос­лых; умение соблюдать режим дня; са­моконтроль

РТ-З-с. 45-46; МП-с. 180-183

 

17

Чем заняться после школы

1

Аудиторное

Четкое выполнение правил здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, заня­тия спортом, подвижные игры, закали­вание, работа у компьютера и т.д.); четкое представление о полезных и вредных привычках

РТ-З-с. 47-48; МП-с. 183-186

 

18

Как выбрать друзей

2

Аудиторное

Умение правильно строить отношения с ровесниками; умение соблюдать пра­вила безопасного поведения в подвиж­ных и малоподвижных играх, в спор­тивном зале, бассейне, на стадионе;

РТ-З-с. 49-52; МП-с. 186-191

 

19

 

Как помочь ро­дителям

1

Аудиторное - встреча с ро­дителями

Умение пользоваться потенциально опасными бытовыми предметами; вла­дение основами безопасного поведе­ния; умение обратиться за помощью к близким; умение объяснить, какую травму получил, что съел, на что на­ступил и т.д., что поранил, ушиб; зна­ние своего адреса, имена родственни­ков, их контактную информацию; из-

РТ-З-с. 53-54; МП-с. 191-192

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бегание контактов с незнакомыми людьми на улице; различение ядови­тых трав, несъедобных грибов, ягод; проявление осторожности при встрече и контакте с незнакомыми животными; соблюдение правил дорожного движе­ния, правил противопожарной безо­пасности; правильное поведение в транспорте; искоренение вредных при­вычек; соблюдение режима дня

 

 

20

Как помочь больным и бес­помощным

2

Аудиторное

Умение правильно оказывать помощь себе и другому;

РТ-З-с. 55-57; МП-с. 192-197

 

21

Путешествие в страну Здоро­вья. Повторе­ние

3

В спортзале, актовом зале, стадионе, в классном по­мещении, экс­курсии в при­роду и т.д.

Самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащение представления ребенка о гигиенической культуре; укрепление физического и психического здоровья; осторожное и осмотрительное отноше­ние к потенциально опасным ситуаци­ям в быту, на улице, в природе; знание правил безопасности дорожного дви­жения в качестве пешехода и пассажи­ра транспортного средства; стремление соблюдать правила безопасности у во­доемов

РТ-З-с. 58; МП- c. 197-208

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание деятельности учащихся

Тема 1. «Чего не нужно бояться».

Урок 1 .

Тема «Как воспитывать уверенность и бесстрашие».

Раскрыть понятия «страх», «ужас». Сформировать понимание того, чего нужно бояться в окружающей природе, социуме, школе, дома. Вы­работать рекомендации — правила поведения в доме, социуме, природе и т.д. (Разработка проектов в групповой деятельности). Сформировать умение строить диалог на определенную тему. Подбор пословиц по теме. Организация и проведение психологических игр для преодоления стра­хов (работа в парах).

 

Тема 2. «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жад­ным».

Урок 2 .

Тема «Учимся думать».

Формировать умение анализировать сложившуюся ситуацию, уме­ние принимать решение и брать на себя ответственность за них. Форми­ровать умение продумывать несколько вариантов выхода из сложившей­ся ситуации. Раскрыть понятия «доброта», «отзывчивость». Анализ си­туаций по теме из литературных произведений.

Формировать умение рассуждать по определенной теме и делать со­ответствующие выводы на основе жизненного опыта ребенка.

Урок 3 .

Тема «Спеши делать добро».

Актуализировать знания детей о добром отношении людей друг к другу, о том, чем отличаются злые и добрые люди друг от друга. В чем проявляется доброе отношение людей друг к другу? Какие поступки можно считать добрыми. Тестирование по проблеме «Кого я считаю доб­рым».

Формировать умение сопереживать, желание прийти на помощь. Формировать стремление соблюдать нравственные нормы в собственной деятельности.

Конкурс пословиц, рисунков по теме занятия. Чтение и обсуждение литературных произведений.

 

Тема 3. «Почему мы говорим неправду».

Урок 4 .

Тема «Поможет ли нам обман».

Раскрыть понятие «обман». Пословицы об обмане, отношение лю­дей к неправедным поступкам других людей. Уточнение понятий «намеренное искажение истины», «замалчивание истины». Почему обманщи­кам не всегда верят? Формирование различных видов речевой деятельно­сти, формировать умение вести правдивый диалог. Отношение к шуткам - обману ради развлечения. Формировать собственные ценностные ори­ентиры на основе деятельностного подхода.

Урок 5 .

Тема «Неправда - ложь в поговорках и пословицах».

Раскрыть значение понятий «неправда», «ложь». Пословицы и пого­ворки о лжи, неправде. Литературные произведения о лжи. Формировать ценностные ориентиры на основе произведений устного народного твор­чества и авторских произведений.

Анализ ситуаций из маленьких рассказов Л.Н. Толстого, В. Осеевой, Е. Пермяка и т.д. Прививать желание и умение использовать пословицы и поговорки в собственной устной и письменной речи.

 

Тема 4. «Почему мы не слушаемся родителей».

Урок 6 .

Тема «Надо ли прислушиваться к советам родителей».

Актуализировать знания детей об их собственных взаимоотношени­ях с родителями. Пословицы и поговорки об отношениях родителей и де­тей. Анализ литературных произведений о взаимоотношениях детей к собственным родителям.

Овладение различными способами взаимодействия с окружающим миром. Понятия «психическое здоровье», «нравственное здоровье», «ду­ховное здоровье».

Создание коллективного проекта «Портрет замечательных родите­лей», или «Каким родителем хочу стать я». Составление коллективного письма-пожелания себе как сыну или дочери.

Урок 7 .

Тема «Почему дети и родители не всегда понимают друг друга».

Почему ребенок во всем должен доверяться родителям. Формирова­ние умения устанавливать причинно-следственные связи. Способство­вать формированию умения слушать других людей и принимать во вни­мание сказанное ими.

Почему родители заботятся здоровье своих детей, стремятся зака­лять их. Семейные подвижные игры. В чем заключается ведение здорово­го образа жизни в вашей семье?

На примере художественных произведений пронаблюдать, на что способны родители ради своих детей. Умение делать нравственные вы­воды о взаимопонимании родителей и детей.

 

 

Тема 5. «Надо уметь сдерживать себя».

Урок 8 .

Тема «Все ли желания выполнимы».

О чем мечтают дети? Умение высказать свои желания и мечты. Дать нравственную оценку им. Всегда ли дети правы, когда что-либо требуют от своих родителей. Приведение примеров из жизни. На основе анализа жизненных ситуаций формировать у детей самостоятельность, ответст­венность за свои слова и поступки, капризы, невыполнимые требования. Формировать понимание того, что такое «желание» и что такое «каприз».

Пословицы и поговорки по данной теме.

Урок 9 .

Тема «Как воспитывать в себе сдержанность».

На основе ролевых игр формировать представление об этикете, пра­вилах хорошего тона. На основе пережитых в ролевых играх положи­тельных эмоций формировать желание делать приятное людям. При этом дети должны понимать, что не всегда делать приятное людям для них са­мих является хорошим поступком. Например, просьба: «Сделай мне при­ятное: подыши вот этим или выкури сигарету».

Сформировать понятие о том, что несдержанность часто приводит к нарушению собственного здоровья.

 

Тема 6. «Не грызи ногти, не ковыряй в носу пальцем».

Урок 10.

Тема «Как отучить себя от вредных привычек».

Актуализировать знания детей о вредных привычках детей и взрос­лых. Раскрыть понятие «вредные привычки».

Дети показывают друг другу руки и делают вывод о том, есть ли среди них дети с вредными привычками и вырабатывают для них правила поведения. Правила ухода за руками. Для чего нужен носовой платок? Что в современном мире может его заменить? (Влажные салфетки и т.д.)

Почему у человека бывает насморк и как с ним бороться?

Урок 11.

Тема «Как отучить себя от вредных привычек» (продолжение)

Создать проект в рисунках «Это вредит здоровью» или «Я здоровье берегу - сам себе я помогу». Разработать советы для детей и взрослых, как избавиться от вредных привычек. Чем опасно курение? Какую опас­ность несут в себе наркотики, лекарства, различные химические вещест­ва?

Пословицы и поговорки о вредных привычках.

 

 

Тема 7. «Как относиться к подаркам».

Урок 12.

Тема «Я принимаю подарок».

Актуализировать знания детей о роли подарков в жизни человека. Когда и почему люди дарят друг другу подарки? Можно ли заказывать подарок заранее? Можно ли травмировать психику человека подарком?

Формировать умение владеть нормами этикета: правильно прини­мать подарки и благодарить за них.

Урок 13.

Тема «Я дарю подарок».

Актуализировать знания детей о том, как они дарили кому-либо по­дарок. Овладение способами выбора подарка для конкретного человека. Познакомить с правилами вручения подарка. Нужно ли требовать благо­дарности за подаренный подарок, отбирать его назад, упрекать за то, что он вам дорого обошелся и ждать в ответ равноценный подарок?

Анализ ситуаций по теме занятий из литературных произведений.

 

Тема 8. «Как следует относиться к наказаниям».

Урок 14.

Тема «Наказание».

Дать понятие «наказание». Виды наказаний. Наказание за несоблю­дение правил поведения. Наказание за вредные привычки. Государство и наказание. Понятия «преступление», «проступок». Права и обязанности детей в Российской Федерации. Конвенция о правах ребенка. За что мо­гут наказать ребенка? Виды наказаний для детей.

Народное творчество о наказании, вредных привычках, проступках. Как правильно относиться к наказаниям на примере мультфильма «Маша и медведь».

Ознакомление со стихотворениями Г. Остера и анализ ситуаций. Предложения детей по поводу наказания персонажей стихотворений. Осуждение как вид наказания.

 

Тема 9. «Как нужно одеваться».

Урок 15.

Тема «Одежда: ее назначение».

Роль одежды в жизни человека. История создания одежды. Виды одежды и назначение. Одежда и сезонные изменения в природе. Как пра­вильно одеваться. Пословица «По одежде встречают - по уму провожа­ют». Подбор пословиц и поговорок об одежде и умении одеваться.

Объяснение пословиц «У этого человека есть вкус», «Со вкусом сделанная вещь», «О вкусах не спорят». Понятие «эстетический вкус».

Создание проекта «Одежда школьника в 2050 году» или «Мой стиль в одежде».

 

Тема 10. «Как вести себя с незнакомыми людьми».

Урок 16.

Тема «Ответственное поведение».

Ответственность за свои поступки. Ответственность за близких. От­ветственное поведение, безопасность и безопасность других людей. Пра­вила поведения с незнакомыми людьми. Ответственность за собственные поступки. Правила ответственного поведения. Почему нужно слушаться советов и рекомендаций родителей.

 

Тема 11. «Как вести себя, если что-то болит».

Урок 17.

Тема «Боль».

Ввести понятие «боль». Актуализировать знания детей о том, в ка­ких случаях и в связи с чем они испытывали боль. Кто им помогал устра­нить или успокоить боль. Народная мудрость о боли. Чтение стихотворе­ний о том, почему у детей появилась боль. К кому необходимо обращать­ся в случае возникновения боли или получении травмы.

Специализация врачей, которые помогают при различных видах травм и болей. Почему необходимо соблюдать правила поведения, безо­пасности на дороге и противопожарной безопасности. Дети и химические препараты. Осторожно! Газ!

 

Тема 12. «Как вести себя за столом».

Урок 18.

Тема «Сервировка стола».

История питания в жизни человечества. Просмотр видеороликов.

Ежедневное питание и питание в праздничный день. Назначение скатерти и клеенки.

Кухонные принадлежности. Назначение столовых приборов. Что и из чего можно пить ребенку.

Ознакомление с правилами сервировки стола. Практическое заня­тие.

Правила поведения за столом.

Как вести себя в кафе. Профессии людей, связанные с питанием че­ловека.

Правильное питание и здоровье человека.

 

Урок 19.

Тема «Правила поведения за столом».

Анализ стихотворения 3. Александровой «Ложкою мешая, сердится Танюша...». Актуализация знаний детей о том, как правильно вести себя за столом. Питание и гигиена. Пища, вредная для здоровья ребенка. По­вторение правил пользования ложкой, вилкой, ножом, салфеткой. Прави­ла поведения за столом при приеме пищи.

Пословицы и поговорки о питании, поведении за столом. Понятие «обжора».

Тема 13. «Как вести себя в гостях».

Урок 20.

Тема «Ты идешь в гости».

Пословицы и поговорки о поведении в гостях. Актуализация знаний детей о том, как они ходили в гости, принимали гостей. Как правильно принять приглашение в гости и как правильно принять гостей дома.

Правила поведения в гостях (формулируют дети, работа в группах). Г остевой этикет.

Анализ ситуации из книги «Как папа был маленьким». Вежливость. Что значит: быть вежливым? Пословицы о вежливости.

Как встречать приглашенных, неожиданных, поздних, ранних, прие­хавших издалека, надоедливых гостей. Как правильно приходить в гости.

 

Тема 14. «Как вести себя в общественных местах».

Урок 21.

Тема «Как вести себя в транспорте и на улице».

Введение понятия «общественные места». Разновидности общест­венных мест. Соблюдение правил поведения в общественных местах с целью сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих. Ак­туализация знаний детей о дорожном движении, видах транспорта. Какие опасности поджидают ребенка в транспорте.

Чем опасно катание на роликах в парке, на улице и во дворе. Ката­ние в дождь и при сухой погоде - отличие и безопасность. Может ли ре­бенок создать опасную ситуацию для водителей на дороге, во дворе.

Правила поведения на улице, в транспорте, в парке для спортивного досуга.

Урок 22.

Тема «Как вести себя в театре, кино, школе».

Актуализировать знания детей о посещении цирка, театра, кино. Анализ стихотворения А. Барто «В театре». Выработка правил поведения в театре, цирке. Поход в музей. Правила поведения. Правила поведения на игровой площадке, в парке, школе.

 

Тема 15. «Нехорошие слова. Недобрые поступки».

Урок 2 3,

Тема «Умеем ли мы вежливо общаться».

Чтение и анализ произведений В. Осеевой. Актуализация знаний о вежливости и вежливых словах. Народная мудрость о взаимоотношениях людей, вежливости и невежливости. Сюжетно-ролевые игры «Мы здоро­ваемся, прощаемся». Работа в парах и группах - создание проекта «Веж­ливые обращения». Улыбка, жесты, мимика при общении людей.

Клички и прозвища, дразнилки. Помогают ли они общению и друж­бе? Давайте говорить друг другу комплементы (работа в парах.)

Искусство говорить нет. Всегда ли нужно со всеми соглашаться. Говорим «Нет» тем, кто пытается привить нам вредные привычки.

Доброжелательность слов. Роль слова в жизни человека и человече­ства.

Урок 24.

Тема «Умеем ли мы разговаривать по телефону».

Средства общения людей, удаленных друг от друга. Телефон, элек­тронная почта, чат. Как обращаться и хранить сотовый телефон. Вред и польза от их применения. Здоровье человека и современные технические средства общения. Отличие телефонного разговора от обычного. Трудно­сти при общении по телефону. В каких случаях дети пользуются телефо­ном? Правила ведения телефонного разговора.

Номера каких телефонов нужно помнить или иметь записанными в записной книжке или дневнике школьника.

 

Тема 16. «Что делать, если не хочется идти в школу».

Урок 25.

Тема «Помоги себе сам».

Как стать настоящим человеком? О ком говорят: «Человек с боль­шой буквы»? О ком говорят: «Человек с вредными привычками?» Какие вредные привычки вы замечали у других людей? Кто может назвать свои вредные привычки? Роль школьного обучения в становлении личности ребенка. Актуализация знаний о том, как относятся дети в классе к полу­чению знаний. Ответственное отношение к учению.

Народная мудрость об учении.

Практическая работа по созданию проекта «Школа будущего» или «Школа моей мечты».

Анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри».

Высказывания детей по теме «Моя школа».

 

 

Тема 17. «Чем заняться после школы».

Урок 2 6.

Тема «Умей организовать свой досуг».

Ввести понятие «досуг». Беседа о том, как дети проводят свободное от учебы время. Русский народный фольклор о времяпровождении. Со­блюдение режима дня. Участие в кружках, секциях, работе студий и т.д. Обмен мнениями о времяпровождении и внеурочной и внешкольной дея­тельности. Интересы современного ребенка. Советы друг другу о том, как организовать свой досуг после школы.

Организация подвижных и малоподвижных игр.

Учимся ценить свое и чужое время. Пословицы о человеке и време­ни. Активный отдых. Здоровье и досуг. Здоровье и компьютер.

Какие поступки детей во время послешкольного досуга могут стать опасными для здоровья? (Анализ ситуаций. Например: сбивание сосулек с крыши, лазание по деревьям и крышам, игры к водоемов, на проезжей части улиц и т.д.).

Тема 18. «Как выбирать друзей».

Урок 27.

Тема «Что такое дружба».

Беседа о том, кого можно считать другом или подругой. Стихи и песни о дружбе. Кого можно считать настоящим другом? Пословицы и поговорки о дружбе. Можно ли научиться дружить? Чего вы ждете от своих друзей? Понятия «друг», «приятель», «одноклассник».

Высказывания детей о том, как сделать так, чтобы все люди на пла­нете подружились и отказались от войн и конфликтов. Рассказ Л.Н. Тол­стого «Отец и сыновья». Анализ стихотворения А.Л. Барто «Требуется друг».

Урок 28.

Тема «Кто может считаться настоящим другом».

Актуализация знаний детей о том, кто может стать другом и сколько ему может быть лет? Может ли ребенок дружить со взрослым? Можно ли считать другом того, кто вовлекает тебя в хулиганство, курение, упот­ребление вредных для здоровья веществ и т.д.? Обязательства в дружбе — какими они могут быть? Что может разрушить дружбу?

Выставка рисунков детей по теме «Вместе с другом».

 

Тема 19. «Как помочь родителям».

Урок 29.

Тема «Как доставить родителям радость».

Высказывания детей о том, как они заботятся о своих родителях. Стихи о родителях и детях. Беседа о том, всегда ли дети приносят роди­телям радость? Какие поступки огорчают родителей, заставляют их бес­покоиться о детях? Пословицы о кротости, терпении и вежливости, уп­рямстве и назойливости, эгоизме и равнодушии, тщеславии, спеси и по­хвальбе.

«Наша семья». Конкурс пословиц о детях и родителях.

Поступки взрослых, которые огорчают вас, вызывают недоумение. Продолжите высказывание: «Если бы я был взрослым ...».

Что вы делаете для того, чтобы доставить радость родителям? Кон­курс рисунков.

Актуализация знаний о том, какие дела и поступки детей доставят родителям радость. Какую помощь по дому могут оказывать дети?

 

Тема 20. «Как оказать помощь больным и беспомощным».

Урок 30.

Тема «Если кому-нибудь нужна твоя помощь».

Пословицы об отношении людей друг к другу, стремлении прийти на помощь. Эгоизм и равнодушие к чужой боли. Пословицы о молодости и старости. Оказание помощи пожилым людям. Правила оказания первой доврачебной помощи. Рассказы Л.Н. Толстого «Детям». Анализ ситуа­ций, описанных в произведениях.

Актуализация знаний о том, как нужно помогать пожилым и боль­ным людям. Терпение, сочувствие, ответственность при оказании помо­щи людям.

Урок 31.

Тема «Спеши делать добро».

Социальная деятельность человека. Нравственные и безнравствен­ные поступки человека. Духовная жизнь человека. Доброта, зависть, от­зывчивость, жадность, человеколюбие, ненависть. Пословицы и поговор­ки об этих качествах характера человека. Стихотворения о доброте, за­ботливости, отзывчивости. Просмотр и обсуждение видеороликов. Осно­ва человеческого счастья - доброта, отзывчивость, милосердие, сопере­живание, терпение.

Каким человеком хочешь вырасти ты. Какие поступки людей могут тебя ранить?

 

Тема 21. «Повторение: путешествие в страну здоровья».

Урок 32.

Тема «Огонек здоровья».

Конкурс рисунков, фотовыставок, проектов деятельности учеников. Выставка книг о здоровье человека. Просмотр презентаций и их обсуж­дение. Театрализованная постановка (см. методическое пособие «135 уроков здоровья, Или школа докторов природы»).

Урок 33.

Тема «Путешествие в страну здоровья».

Игра-путешествие по станциям: «Мойдодыр», «Неосторожность», «Не болей», «Опрятность», «Долой грязь и мусор», «Приятного аппети­та», «В походе», «В лесу», «Будь внимателен и осторожен», «Все сумею, все успею сделать», «Закаляйся, как сталь».

Актуализировать знания о соблюдении личной гигиены, оказании первой доврачебной помощи при несчастных случаях, профилактике ин­фекционных заболеваний, о вредных привычках, уходе за одеждой, ги­гиене жилья, правилах уборки помещений, гигиене питания, сервировке стола, правилах поведения за столом, закаливании организма, правилах принятия солнечных, воздушных и водных ванн, гигиенических требова­ниях и навыков походной жизни, знание лекарственных растений, ово­щей, ягод и грибов, отравляющих веществ и химических препаратов, по­ведении на улице, в транспорте, общественных местах.

Урок 34.

Тема «Культура здорового образа жизни».

Проведение урока-соревнования по темам «Культура поведения», «Человек и окружающий мир», «Культура общения», «Человек и его здо­ровье», «Писатели и поэты детям о здоровье», «Народный фольклор о здоровье человека».

Мониторинг физического развития. Сдача норм ГТО.


 

Скачано с www.znanio.ru