Программа кружка "Если хочешь быть здоров" 4 класс

  • docx
  • 02.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Если хочешь быть здоров 4 класс.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен выполнять «правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников за ступени начального общего образования как одной из ценностных со­ставляющих. способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа охватывает основные направления здоровьесберегающей деятельности в начальной школе и позволяет пробуждать в детях желания заботиться о своем здоровье, относиться к своему здоровью как к ценности; формировать установки на использование здорового питания; издавать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом из возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребности I занятиях физической культурой и спортом; соблюдать рекомендуемый врачами режим дня; снизить влияния негативных факторов и рисков на здоровье детей (низкая двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

сформировать умения отказаться от участия в ситуациях, наносящих вред собственному здоровью и здоровью окружающих; сформировать у ребенка потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым опросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Данная программа предназначена для работы с детьми 6,5-11 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника. Обучение о программе рассчитано на 4 учебных года, по 1 занятию в неделю.

Программа реализуется в учебной деятельности как ведущей для того возрастного этапа и внеурочной деятельности, также значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности человеческой жизни и чело­веческого здоровья.

Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание ошибок младших школьников, предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей, Созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.

Учитывая, что программа предусматривает освоение основных, культурных и этикетных норм, учителю вместе со школьниками необхо­димо выработать определенные правила поведения на весь период про­ведения занятий.

Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечиваю­щих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения собст­венного здоровья.

Задачи:

-формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;

-сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного воз­раста;

-воспитание полезных привычек и пропаганда физической культу­ры, спорта, туризма в семье.

Работа по данной программе строится на принципах гуманистиче­ской педагогики и психологии, выраженных правилом трех «П»: понима­ние, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей; уважение к ребенку, к процессу к результатам' его деятельности; комплексный подход; систематичность и последовательность; интеграция; наглядность - важные принципы реализации программы.

При этом содержание разделов строится на основных принципах дидактики:

-принцип научности — предлагаемый материал соответствует пред­ставлению современной науки о культуре здорового образа жизни;

-принцип доступности — содержание информации и ее объем соот­ветствует возрастным возможностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста (предлагаемый детям для усвоения материал должен быть доступным для понимания и усвоения, теоретический материал должен быть подкреплен практическими действиями и демонстрациями; предусматривается организация и проведение сюжетно-ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность обучающихся);

-принцип наглядности — познание осуществляется с использовани­ем современных дидактических средств;

-принцип занимательности - материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит информацию полезную для практической дея­тельности;

-принцип адаптивности (создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи приоритетности само­ценности детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка);

-принцип актуальности (отражает насущные проблемы, связанные

со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нор­мами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важ­ной гигиенической информацией);                                             •

-принцип психологической комфортности (психологическая защи­щенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание ус­ловий для самореализации);

-принцип обучения в деятельности (организация детской деятель­ности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умение самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике);

-принцип целостности содержания образования (выделение основ­ных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной це­левой направленности в процессе его осуществления);

-принцип сознательности и активности (направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих);

-принцип опоры на предшествующее развитие (опираться на пред­шествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие и вос­питание.)

-принцип минимакса - учитель дает содержания много, а каждый ученик усваивает по своим возможностям;

-принцип социализации личности — представления о социальном и предметном мире должны быть едиными и целостными.

Использование в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитательных технологий и технологий обу­чения и развития, обеспечивающих формирование позитивного социаль­ного опыта у учащихся.

 

 

 

Наименование

технологий

Формы воспитательной деятельности

Компетенции и У УД, на фор­мирование которых направле­но использование технологий в воспитательной работе

1. Технология воспи­тания общественного творчества в формах коллективной творче­ской деятельности И.П. Иванова.

Дежурные команды по системе И.П. Иванова со сменными поручениями (группы санитаров, группы чистоты, группы порядка)

Общекультурные, социаль­но-трудовые компетенции

2. Технология дея­тельностного метода

Работа в парах, группах при освоении новых знаний.

Способность к саморазвитию и самоизменению; организо­вывать планирование, ана­лиз, рефлексию

3. Технология диффе­ренцированного обу­чения

Индивидуальный под­ход.

Умение ставить цель и орга­низовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель

4. Технология про­блемного обучения

Выдвижение и доказа­тельство гипотез, работа в парах, группах. Уме­ние вести диалог.

У чебно-познавательные компетенции: умение орга­низовать самооценку своей учебно-познавательной дея­тельности

5. Информационно

коммуникационные

технологии

Индивидуальная работа, работа в парах и малых группах. Создание пре­зентаций, видеороликов, фотоколлажей. Органи­зация выставок.

Информационные компетен­ции: владение навыками ис­пользования информацион­ных устройств. Умения ис­кать, анализировать и отби­рать необходимую информа­цию, организовывать, преоб­разовывать, сохранять и пе­редавать ее

6. Групповая про­блемная работа

Диспуты, дискуссии, обсуждение ситуации, разработка проектов по предметам

У чебно-познавательные, ценностно-смысловые ком­петенции

7. Технология сво­бодного воспитания

Предоставление свобо­ды выбора и самостоя­тельности

Информационные; учебно­познавательные; ценностно­смысловые; здоровьесбере­гающие компетенции

8. Личностно ориен­тированные техноло­гии воспитания

КВНы, шоу, викторины, конкурсы, позволяющие обеспечить комфорт­ные, бесконфликтные условия развития лич­ности и реализацию ее природных потенциалов

Креативные, коммуникатив­ные, культуроведческие, об­щекультурные компетенции.

 

9. Технология право­вого и патриотическо­го воспитания

Кружок «Правовое вос­питание от А до Я»

Формирование социального здоровья. Толерантность, правовая грамотность. Ком­муникативные; информаци­онные компетенции; компе­тенции личностного самосо­вершенствования и самопо­знания.

10. Технология здоро­вого раскрепощенно­го развития детей в учебно­познавательном про­цессе (В.Ф. Базарный)

Физкультминутки. Хоровое пение

Личностные: поведенческие, эмоциональные

11. Физкультурно- оздоровительные тех­нологии: «Ритмиче­ская мозаика» А.И. Бурениной; «Детская аэробика» С. В. Ко­лесниковой

У роки ф изической культуры, физкультми­нутки, внеклассные ме­роприятия, закативание

Личностные, направлены на физическое развитие

12. Экологические технологии: цветоте- рапия, флора-дизайн

Кружки, внеклассные мероприятия

Личностные, исследователь­ские

13. Технология звуко­вой психорегуляции дыхания М.Л. Лазаре­ва

Музыкальные занятия

Здоровьесберегающие ком­петенции

14. Методика игрово­го обучения С. и Е. Железновых

Кружки, внеклассные мероприятия

Личностные, направлены на физическое развитие

15. Массаж биологи­чески активных зон по А. А. У майской

Занятия в группах

Личностные, направлены на физическое развитие, повы­шение сопротивляемости ор­ганизма

16. Пальчиковые игры

Уроки физической культуры, физкультми­нутки, внеклассные ме­роприятия

Речевые и коммуникативные компетентности

17. Арт-технологии

Уроки ИЗО, музыки, технологии, внекласс­ные мероприятия

Личностные, направлены на развитие эмоционального восприятия

18. Игровые техноло­гии

Дидактические игры, сюжетно-ролевые на любых этапах уроков и внеурочной деятельно­сти

Личностные, направлены на социализацию личности ре­бенка, развитие творческих способностей

 



Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Ре­зультатом освоения программы является наличие компетенций как уме­ний, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья человека. К таким компетенциям относятся: понимание ценностей собст­венной жизни и жизни, окружающих людей; способность контролировать свою деятельность; умение вовлекать эмоции в процесс деятельности; го­товность и способность обучаться самостоятельно; способность к реф­лексии; уверенность в себе; самоконтроль; адаптивность; исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов по сохра­нению и укреплению своего здоровья; настойчивость в реализации здо­рового образа жизни; отношение к правилам и нормам здорового образа жизни, как указателям желательных способов поведения; способность принимать решения; способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.

Ценностно-смысловые компетенции по здоровьесберегающему на­правлению предполагают наличие сформированных у младших школь­ников универсальных учебных действий:

-умение формулировать собственные ценностные ориентиры по от­ношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровье- сбережению;

-владение способами самоопределения в ситуациях выбора на осно­ве собственных позиций;

-умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;

-умение осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

-умение осуществлять индивидуальную образовательную траекто­рию с учетом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции по здоровьесберегающему на­правлению формируются следующими универсальными учебными дей­ствиями:

-способность ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель;

-умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, само­оценку своей учебно-познавательной деятельности;

-умение ставить вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать при­чины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отноше­нию к изучаемой проблеме;

-умения ставить и решать познавательные задачи по сохранению иукреплению собственного здоровья;

-создавать условия для проведения здоровьесберегающих (закали­вание, проветривание, подвижные и малоподвижные игры и т.д.);

Коммуникативные компетенции можно сформировать у младшего школьника следующими универсальными учебными действиями:

-владение способами взаимодействия с окружающими и удаленны­ми людьми и событиями;

-умение задать вопрос, корректно вести диалог;

-владение разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;

-владение способами коллективной деятельности, приемами дейст­вий в ситуациях общения;

-умение искать и находить компромиссы;

-наличие положительных навыков общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанных на знании истории и традиции различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции формируются у обучающегося за счет следующих универсальных учебных действий:

-владение навыками работы с различными источниками информа­ции: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определи­телями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернет;

-умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, ана­лизировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее;

-ориентирование в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

-умение осознанно воспринимать информацию из средств массовой информации;

-владение навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, факса, принтера, муль­тимедийного оборудования, интерактивной доски;

-использование для решения учебных задач информационные и те­лекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции младших школьников формируются следующими универсальными действиями:

-знание духовно-нравственные основы жизни человека и общечело­веческой культуры;

-знание культуры, традиций и обычаи своего народа;

-наличие представления о родном крае, его природе, занятиях лю­дей и т.д.;

-опыт ориентации и экологической деятельности в природной сре­де;

-владение эффективными способами организации своего свободно­го времени;

-знание и применение правил поведения в экстремальных ситуаци­ях;

-позитивное отношение к своему здоровью;

-владение способами физического самосовершенствования, эмо­циональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

-знание и применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

-владение навыками оказания первой медицинской помощи;

-владение элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

-сформированность многообразия двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

-умение подбирать индивидуальные средства и методы для разви­тия своих физических качеств.

Весь этот перечень можно дополнить следующими компетенциями:

-способность к работе в группе ради достижения цели;

-самоконтроль;

-отсутствие чувства беспомощности;

-способность слушать других людей и принимать во внимание ска­занное ими;

-способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;

-умение контролировать свою деятельность;

-умение абстрагировать;

-терпимость к различным вероисповеданиям, стилям жизни окру­жающих;

-самостоятельность мышления, креативность и оригинальность;

-вовлечение эмоций в процесс деятельности;

-умение устанавливать причинно-следственные связи;

-умение строить диалог;

-готовность индивидуально решать сложные вопросы, поставлен­ную задачу;

-готовность и способность обучаться самостоятельно;

-отношение к правилам как указателям желательных способов дей­ствия;

-персональная ответственность за порученное дело;

-поиск и использование обратной связи;

-способность принимать решения и отвечать за их результат;

-уверенность в себе.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимают «полное физическое, психическое и социальное благополу­чие».

Начальное общее образование обеспечивает формирование здорово­го и безопасного образа жизни обучающихся на начальной ступени обра­зования через уроки здоровья, урочную, внеурочную и внешкольную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Большое внимание уделяется построению и реализации здоровьесберегающего, безопасного для здоровья ребенка учебного процесса.

Учитель начальных классов организует просветительскую работу с учащимися и их родителями.

В своей педагогической деятельности учитель формирует положи­тельную мотивацию младших школьников на усвоение ребенком знаний и представлений о здоровом и безопасном образе жизни и гигиеническое поведение. Необходимо учитывать, что ребенок, изучая себя, особенно­сти своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осущест­влять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здо­ровье. Методика работы с детьми строиться в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на само­стоятельное экспериментирование, исследовательскую деятельность, по­исковую активность младших школьников.

Основные направления, ценностные установки, планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Направление формирования здорового и безопасного об­раза жизни

Ценностные

установки

Задачи

Виды и формы здоровьесбере­гающих мероприя­тий

Содержа­

ние

Планируемые ре­зультаты формиро­вания культуры ЗиБОЖ

1

2

3

4

5

6

Формирование ценностного от­ношения к соб­ственному здо­ровью, здорово­му и безопасно­му образу жизни

Осуществление дей­ствий и поступков на основе выбранных це­левых и смысловых установок.

Формировать у обу­чающихся стремления заботиться о своем здоровье и здоровье других людей. Скоординировать ин­тересы, потребности и склонности обучаю­щегося с возможно­стями в процессе со­вместной работы с ним.

Формирование моде­ли безопасного пове­дения в условиях по­вседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуа­циях.

Формирование психо­логической культуры

Беседы; дни Здо­ровья; экскурсии; туристические по­ходы; встречи со спортсменами; по­казательные спор­тивные выступле­ния; встречи с вра­чами, сотрудника­ми ГИБДД, служ­бы спасения

 

Сформированность стремления обу­чающихся забо­титься о своем здо­ровье и здоровье других людей. Ис­пользование знаний о строении и функ­ционировании ор­ганизма человека.

 

1

2

3

4

5

6

 

 

Профилактика трав­матизма. Профилак­тика курения, упот­ребления наркотиче­ских и психоактивных веществ.

 

 

 

Физкультурно- оздоровительная, спортивно­массовая работа

Многообразие двига­тельного опыта и умения использовать его в массовых фор­мах соревновательной деятельности, в орга­низации активного отдыха и досуга. По­зитивное отношение к своему физическому, нравственному и со­циальному здоровью.

Укрепление здоровья детей средствами фи­зической культуры и спорта, ритмикой, хо­реографией, лечебно­физкультурного ком­плекса.

 

 

Воспитание стрем­ления вести здоро­вый и активный об­раз жизни путем участия в физкуль- турно-

оз д оро в ите льн ых мероприятиях.

Подготовка к участию в ГТО

 

 

 

 

 

 

 

Соревновательные способности, умение демонстрировать свои достижения, умение правильно вести себя при испытаниях

Укрепление здоровья, активный образ жиз­ни, коммуникатив­ность

Соревнования, по­казательные вы­ступления, весе­лые старты, уча­стие в подвижных играх, индивиду­альные занятия спортом и физ­культурой

 

Воспитание ценно­стного отношения к собственному здо­ровью, стремление к участию в массо­вых видах спорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рациональная организация об­разовательного процесса

Формирование уме­ния учиться и способ­ности к организации своей деятельности и умение владеть эф­фективными способа­ми организации сво­его времени.

Правильное обеспече­ние учебно­познавательного про­цесса

Беседы, просмот­ры фильмов, пре­зентаций, органи­зация парной, групповой дея­тельности

 

Сформированность у обучающихся по­зиции признания ценности здоровья, чувства ответствен­ности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Профилактиче­ская деятель­ность по форми­рованию культу­ры здорового и безопасного об­раза жизни

Формирование психо­логических условий развития. общения, сотрудничества на ос­нове доброжелатель­ности, доверия и вни­мания к людям, го­товности к сотрудни­честву и дружбе, ока­зания помощи тем, кто в ней нуждается.

Обеспечение условий для ранней диагно­стики заболеваний, профилактики здоро­вья.

Создание условий для предотвращения ухудшения состояния здоровья.

Формирование уста­новки на использова­ние здорового пита­ния.

Посещение пожарных выставок.

Встречи с врачами, представителями МЧС, ГИБДД, по­сещение поликли­ник, встречи с ро­дителями одно­классников, экс­курсии, кратко­временные походы

 

Выработка у обу­чающихся стремле­ния соблюдать ре­жим дня, занимать­ся спортом, под­вижными играми, быть всегда акку­ратными и опрят­ными.

 

 

 

 

Содержание курса
1 класс (33 часа)

Дружи с водой. Советы доктора Воды. Здоровье. Закаливание . Ги­гиена. Свойства воды. Друзья Вода и мыло. Правила доктора Воды.

Правила гигиены. Забота о глазах. Глаза - главные помощники че­ловека. Роль зрения в жизни человека. Уход за ушами. Чтобы уши слы­шали. Слух - большая ценность для человека. Уход за зубами. Почему болят зубы? Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку краси­вой? Уход за руками и ногами. Уход за руками и ногами. Рабочие инст­рументы человека. Забота о коже. Зачем человеку кожа? Свойства кожи. Надежная защита организма. Если кожа повреждена.

Здоровое питание. Как следует правильно питаться? Питание — не­обходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи.

Твое настроение и режим дня. Режим дня. Сон - лучшее лекарст­во. О пользе дневного сна. Настроение в школе. Действия, которые могут испортить настроение человека. Настроение после школы. Я пришел из школы.

Я ученик. Поведение в школе. Нормы и правила поведения в школе. Школьная этика.

Вредные привычки. Что мы относим к вредным привычкам? Нрав­ственное и духовное здоровье человека. Здоровый образ жизни. Класси­фикация вредных привычек.

Организм человека. Скелет — наша опора. Мышцы, кости и суста­вы. Осанка - стройная спина. Как закаляться. Обтирание и обливание. Если хочешь быть здоров. Микробы и условия их размножения. Как пра­вильно вести себя на воде. Правило безопасности на воде. Игры и упраж­нения на воде. Обучение плаванию.

Народные игры. Русская народная игра «Городки». Русская народ­ная игра «Лапта». Детские игры на воздухе. Подвижные игры.

Защита проектов. Мониторинг физического здоровья. Сдача норм ГТО.

2 класс (34 часа)

Почему мы болеем? Окружающая среда. Экологическое равнове­сие. Причины болезни. Как здоровье?

Кто и как предохраняет нас от болезней.

Как организм помогает себе сам? Здоровый образ жизни. Кто нас лечит? Прививки от болезней.

 


Что нужно знать о лекарствах? Какие лекарства мы выбираем.

Домашняя аптечка.

Как избежать отравлений? Отравления лекарствами. Пищевые от­равления.

Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на природе. Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице? Правила безопасного поведения на воде. Вода - наш друг. Правила общения с ог­нем. Чтобы огонь не причинил вреда.

Как уберечься от поражения электрическим током. Чем опасен элек­трический ток? Как уберечься от порезов, ушибов и переломов? Травмы. Как защититься от насекомых? Укусы насекомых.

Предосторожности и оказание первой помощи. Предосторожно­сти при обращении с животными. Что мы знаем про кошек и собак? Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. Отравление ядовитыми веществами. Отравление угарным газом. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Как помочь себе при тепловом ударе? Как уберечься от мороза?

Первая помощь при травмах. Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Если ты ушибся или порезался. Первая помощь при попада­нии инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая помощь при укусах насеко­мых, змей, собак и кошек.

Сегодняшние заботы медицины. Расти здоровым. Воспитай себя. Я выбираю движение. Движение «Готов к труду и обороне».

3 класс (34 часа)

Учимся быть Человеком. Чего не нужно бояться. Как воспитывать в себе уверенность и бесстрашие. Добрым быть приятнее, чем злым, за­вистливым и жадным. Учимся думать. Спеши делать добро. Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам обман? Почему мы не слушаем роди­телей? Надо ли прислушиваться к советам родителей? Почему дети и ро­дители не всегда понимают друг друга?

Вредные привычки. Надо уметь сдерживать себя. Все ли желания выполнимы? Как воспитать в себе сдержанность. Как отучить себя от вредных привычек.

Как относиться к подаркам? Я принимаю подарок. Я дарю пода­рок.

Как следует относиться к наказаниям? Права и обязанности де­тей. Наказание. Правила поведения и необходимость их соблюдения.

 

 

Правила поведения. Одежда и ее назначение. Как правильно оде­ваться? Как вести себя с незнакомыми людьми? Как вести себя, если что- то болит? Как вести себя за столом. Сервировка стола. Правила поведе­ния за столом. Как вести себя в гостях? Ты идешь в гости. Как вести себя в общественных местах. Как вести себя в транспорте и на улице? Как вести себя в театре, кино, школе? Нехорошие слова. Недобрые поступки. Умеем ли мы вежливо общаться? Умеем ли мы разговаривать по телефо­ну?

Ты и школа. Что делать, если не хочется идти в школу. Помоги се­бе сам. Чем заняться после школы. Умей организовать свой досуг.

Как выбирать друзей? Что такое дружба? Можно ли научиться дружить? Кто может считаться настоящим другом? Обязательства в дружбе. Можно ли дружить с родителями? Как доставить родителям ра­дость?

Спеши делать добро. Как оказать помощь больным и беспомощ­ным. Если кому-нибудь нужна твоя помощь. Спеши делать добро. Эго­изм и равнодушие к чужой боли. Духовная жизнь человека. Качества че­ловека: доброта, зависть, отзывчивость, жадность, щедрость, человеко­любие, ненависть.

Путешествие в страну здоровья. Огонек здоровья: конкурсы, вик­торины, защита проектов. Закаляйся, как сталь. Участие в движении «Го­тов к труду и обороне». Культура поведения. Экология вокруг нас. Пу­тешествия в природу.

4 класс (33 часа)

Наше здоровье. Что такое здоровье? Физическое, психическое, ду­ховное и социальное здоровье. Что разрушает здоровье человека? Что та­кое эмоции? Чувства и поступки. Смех и здоровье человека. Стресс. По­ступки, вызывающие стресс.

Как помочь себе сохранить здоровье. Учимся думать и действо­вать. Способы выхода из стрессового состояния. Учимся находить при­чину и прогнозировать последствия событий. Умей выбирать. Ответст­венное поведение. Продуманные и непродуманные действия. Что зависит от моего решения. Принимаю решение. Я отвечаю за свое решение.

Злой волшебник - табак. Что мы знаем о курении? Правила здоро­вого и безопасного образа жизни. Экология и здоровье.

Почему некоторые привычки называют вредными. Зависимость. Инфекционные заболевания. Чужое влияние. Манипулирование другими людьми. Экология, поведение в природе. Нравственное и безнравствен­ное поведение человека. Умей сказать: «Нет!» Наркомания - знак беды.

Шантаж. СПИД - страшная болезнь. Химия в быту. Гиподинамия. Зави­симость от компьютера и Интернета. Почему вредной привычке ты ска­жешь: «Нет!» Я умею выбирать. Преодоление психологического давле­ния сверстников или более старших детей.

Помоги себе сам. Волевое поведение. Злой волшебник - алкоголь. Сделай правильный выбор. Оценивание поведения литературных героев. Установка на сохранение собственного здоровья и здоровья близких лю­дей. Злой волшебник - наркотик. Наркотические вещества. Дети- инвалиды. Болезни, связанные с принятием наркотиков и химических веществ.

Мы - одна семья. Мальчишки и девчонки. Такие одинаковые и раз­ные. Социальная роль мужчин и женщин. Моя семья. Дружба. День здо­ровья. День ГТО.

Умеем ли мы правильно питаться и соблюдать гигиену. Я выби­раю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и по­рядок. Будем делать хорошо и не будем - плохо. Наше здоровье. Я здо­ровье берегу - сам себе я помогу. Будьте здоровы! Здоровье - самая глав­ная ценность человека.

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

-ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью ок­ружающих людей;

-стремление вести здоровый образ жизни, мотивация к здоровьес­берегающей деятельности и ГТО;

-умение оценивать собственную деятельность и деятельность одно­классников по умению вести здоровый образ жизни;

-сопричастность к решению экологических проблем своей малой родины;

-толерантное отношение к ровесникам;

-формирование потребностей здорового образа жизни.

 


Метапредметные универсальные учебные действия

Обучающийся получит следующие умения:

-навык групповой работы с большими массивами информации, практического применения этой информации;

-признание права каждого человека на собственное мнение;

-умение воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников знаний;

-самостоятельно ставить цель, формулировать ее в устной или письменной речи;

-владение способами самоопределения в ситуациях выбора на осно­ве собственных позиций;

-умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; среде;

-владение эффективными способами организации своего свободно­го времени;

-знание и применение правила поведения в экстремальных ситуаци­ях;

-позитивно относиться к своему здоровью;

-владение способами физического самосовершенствования;

-владение способами эмоциональной саморегуляции, самоподдерж- ки и самоконтроля;

-знание и применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

-владеть навыками оказания первой медицинской помощи;

-владение элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

-многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации актив­ного отдыха и досуга;

-умение подбирать индивидуальные средства и методы для разви­тия своих физических качеств.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
ПО КУРСУ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»

Деятельность по реализации рабочей программы

Конечный результат 1-го года работы по программе курса Творческие конкурсы:

-конкурс рисунков по темам программы («Мы здоровье бережем», «Будущие олимпийцы», «Если хочешь быть здоров»);

-конкурс песен;

-фотовыставки («Семья на отдыхе», «Тропинки здоровья», «Солн­це, воздух и вода», «Подвижные игры»);

-конкурс поделок;

-подготовка и защита проекта «Здоровая и вредная пища»;

-конкурс пословиц и поговорок о здоровье человека.

Просмотр телепередач

Проекты

Посещение поликлиники и аптеки.

Экскурсии

Конечный результат 2-го года работы по программе курса

Творческие конкурсы:

-конкурс стенгазет;

-конкурс сказок о докторах природы;

-конкурс фотоколлажей о летнем отдыхе;

-подготовка и защита проекта «Где вы, витамины?», или «Роль ви­таминов для организма ребенка»;

-конкурс рассказов на тему: «В здоровом теле здоровый дух».

 

Конечный результат 3-го года работы по программе курса

Творческие конкурсы:

-конкурс авторских загадок;

-конкурс фотоколлажей «Зимние забавы детей»;

-конкурс презентаций «Здоровый образ семьи»;

-подготовка и защита проекта «Лекарственные растения родного края»

 

Конечный результат 4-го года работы по программе курса

Творческие конкурсы:

-конкурс на лучший репортаж на тему: «Я здоровье сберегу, сам се­бе я помогу!»;

-выставка фотоколлажей «Дети планеты Земля»;

-конкурс презентаций «Экология и человек»;

-подготовка и защита проекта «Они ядовиты!»

 

Совместная деятельность обучающихся, учителя, родителей, биб­лиотекаря, работника медицинской службы в течение четырех лет обу­чения в начальной школе:

-составление атласа-определителя детских болезней, в том числе инфекционных;

-составление атласа-определителя лекарственных растений;

-участие в конкурсах «Папа, мама, я — здоровая семья»;

-проведение экскурсий, организация однодневных походов;

-организация подвижных игр на свежем воздухе;

-сбор гербария;

-съемка видеороликов по охране и безопасности здоровья ребенка;

-организация встреч с людьми разных профессий, связанных с ох­раной и безопасностью здоровья детей.

 

Ежегодно проводятся мероприятия по проблеме «Будем здоровы, дети!»:

Экскурсии в парк, лес, к водоему.

В здоровом теле здоровый дух.

Если хочешь быть здоров.

Дружи с водой. Уроки Мойдодыра.

Азбука здоровья. Режим дня.

Откуда берутся грязнули.

Личная гигиена.

Праздник чистоты.

Твой внешний вид.

Зеленая аптека.

Как вести себя за столом.

Знайте правила движения как таблицу умножения.

Мы - пешеходы. Путешествие в страну дорожных знаков.

Будь вежлив.

Что вокруг нас может быть опасным?

Осторожно, огонь! Осторожно, вода!

Правильное питание - залог здоровья.

Формы проведения внеурочных занятий:

-экскурсии,

-походы,

-выставки,

-защита проектов,

-презентации,

-викторины,

-просмотры видеофильмов;

-КВНы,

-конференции,

-беседы,

-шоу,

-обсуждение видеороликов и телепередач,

-обсуждение детских книг и журналов,

-          микрогрупповые соревнования,

-          занятие скоростного овладения информацией,

-          составление правил поведения и режима,

-          занятие детских воспоминаний,

-          коллективное рисование на одном листе бумаги,

-          занятие по составлению кроссвордов и ребусов,

-          урок творчества,

-          урок путешествие,

-          урок-игра,

-          урок сказочное путешествие,

-          моделирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы деятельности обучающихся: коллективная, групповая, ра­бота в парах, индивидуальная.

Формы работы: с использованием компьютера, Интернет, создание презентаций, социально-значимых проектов, исследовательская и экспе­риментальная деятельность и др.

Продолжительность работы научного общества учащихся: один раз в неделю в неурочное время, частично на уроках разной целевой на­правленности, всего клубных занятий в 1 классе — 33 часа, во 2 классе — 34 часа, в 3 классе - 34 часа, в 4 классе - 33 часа.

 

 

 

 

 

Необходимые учебные пособия:

1.       Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (1-4 классы). - М.: ВАКО, 2014.-288 с.

2.       Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 1 год обучения : рабочая тетрадь . - Воронеж : ВОИПКиПРО, 2014. - 35 с.

3.       Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 2 год обучения : рабочая тетрадь . - Воронеж : ВОИПКиПРО, 2014. -40 с.

4.       Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 3 год обучения : рабочая тетрадь . - Воронеж : ВОИПКиПРО, 2014. - 112 с.

5.       Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 4 год обучения : рабочая тетрадь. - Воронеж : ВОИПКиПРО, 2014. - 112 с.

6.       Плешаков А.А. «Атлас определитель». - М.: Просвещение, 2014. - 136 с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru