МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ» c.МОСКОВСКОЕ.
«Утверждаю»
Зам.директора по УВР
_________Т.С. Елманбетова
«___» сентября 2021г.
Дополнительная образовательная программа
учебно-тематический план
кружка «Краеведение»
на 2021—2022 учебный год
(для обучающихся 16-18лет)
Срок реализации- 1 год
Год разработки-2021 год
Автор: Шихмагомедова Фатимат Мустафаевна
Преподаватель ГБПОУ ГАК с.Московское,
руководитель кружка «Краеведение».
с.Московское, 2021г.
Пояснительная записка
Историческое краеведение - один из элементов исторического образования в колледже. Оно является одним из источников обогащения студентов знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирование гражданственных понятий и навыков. Краеведение раскрывает студентам связи родного края, посёлка с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории нашего посёлка с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Историческое краеведение играет в колледже существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании студентов, занимает важное место в формировании российского патриотизма молодого поколения, т.к. «свои истоки любовь к Родине берёт в стране нашего детства - отчем крае, чей светлый образ навсегда остаётся в сердце каждого». Поэтому основным принципом исторического краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны.
В историческом краеведении почётное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у студентов чувство уважения к делам, трудам и подвигам предшествующих поколений, гордость за успехи и достижения земляков.
В связи с развитием экологического аспекта образования нашего колледжа краеведение призвано сыграть определённую роль в формировании у студентов современного научного понятия о триединстве системы «природа-человек-общество» и наглядно раскрыть студентам роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать какая существует связь хозяйственной и общественной деятельности с природой и к каким она приводила, приводит и может привести результатам как для природы так и для человека. Для воспитания рачительного хозяина края экологическая проблема в историческом краеведении очень актуальна.
Цель программы: создание условий для организации обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения и туризма, развитие и поощрение интереса к истории родного края.
Задачи:
• воспитание у студентов любви к Отечеству, к своей «малой родине», бережное отношение к природному и культурному наследию родного края;
• изучение, возрождение и сохранение исторической памяти края, активизацию личного участия в охране природы в месте проживания, пробуждение в душе студента чувства ответственности за судьбу своего посёлка;
• формирование эколого-эстетической культуры;
• создание оптимальных возможностей для творческого развития студентов;
• приобщение студентов к поисково-исследовательской деятельности.
Ведущими идеями кружковой деятельности являются идея творчества и саморазвития.
Программа кружка рассчитана на один год обучения со студентами 16-20 летнего возраста. Набор в группу свободный. Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная.
По освоению содержания программы предусмотренные следующие уровни развития:
Ø репродуктивный – характеризуется наличием определенного объема знаний, умений и навыков обучающихся , которые позволяют им выполнять задания по образцу или алгоритму;
Ø эвристический – характеризуется умением обучающихся применять ранее усвоенные знания и основные приемы в самостоятельной работе;
Ø креативный (творческий) – характеризуется умением обучающихся самостоятельно получить знания , умения и навыки и применять их на практике при выполнении индивидуально-творческих заданиях, тем самым получая оригинальное изделие.
Методы обучения.
1. Словесные: (рассказ, лекция, беседа, дискуссия)
2. Практический: (практическая работа)
3. Наглядный: (демонстрация, иллюстрация)
4. Метод проблемного обучения: (проблемное изложение материала, создание проблемных ситуаций)
Количество часов в год составляет: 200 часов, 6 часов в неделю. Курс делится на теоретическую и практическую части.
В результате кружковой деятельности планируется получение студентами знаний об истории родного края и накопление краеведческого материала, поисково-исследовательских навыков, воспитание гражданственности.
В ходе работы кружка преподавателем осуществляется консультация, координация и контроль над деятельностью студентов. Занятия принимают разнообразные формы: лекции, встречи, беседы, экскурсии, коллективное чтение и обсуждение газетных, книжных краеведческих материалов, обследование улиц, мест, имеющих историческое значение, работа в краеведческом музее и т.д. Определение итогов работы кружка возможно в виде выпуска краеведческой газеты, создание и оформление альбомов, подготовка докладов к районной краеведческой конференции, викторины, олимпиады, организация историко-краеведческой недели в колледже, оформление стендов, витрин в музее колледжа.
К концу обучения студенты должны знать:
• Элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своего поселка.
• Простейшие взаимосвязи в развитии поселка, города и района, использовать эти знания для объяснения необходимости изменений в развитии своего края.
• Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.
К концу обучения студенты должны уметь:
• Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе.
• Подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов.
• Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
Первый уровень результатов освоения программы кружка «Краеведение» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат студенты вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Второй уровень результатов - получение студентами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие студентов между собой на уровне группы, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой студент получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе исследовательских лабораторий.
Третий уровень результатов - получение студентами начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у них социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие студента с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в музеи, краеведческие КВНы для студентов, презентации проектов на микроучастке колледжа.
Программа кружка «Краеведение» способствует формированию у студентов следующих качеств личности:
• патриотизм;
• терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
• ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
• трудолюбие;
• настойчивость;
• дисциплинированность;
• любовь к малой родине.
Формы и методы работы:
• игровая;
• познавательная;
• краеведческая;
• просмотр презентаций и видеофильмов;
• проектная деятельность;
• встречи с интересными людьми;
• конкурсы;
• посещение библиотеки;
• заочные экскурсии.
Содержание программы:
1.Вводное занятие "История моей страны начинается с меня». (6 ч.)
1. Ознакомление с планом работы кружка на год, с требованиями к поведению кружковцев.
2. Организация работы кружка (правила техники безопасности, выбор старосты, первичная диагностика).
3. Мой колледж: знакомство с традициями, историей своего колледжа (экскурсия по колледжу).
2. Краеведение-наука о родном крае. (10 ч.)
1. Человек и его окружение. Что изучает краеведение.
2. Источники изучения родного края.
3. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.
3. История возникновения Ставропольского края. (12 ч.)
1. Физико-географическая характеристика района.
2. Географическое положение. Климат.
3.Творческая работа «Загадочный мир названий». Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
4. История села (20 ч.)
1. Село до Октябрьской Революции.
2. Село в период революции.
3. Село в период гражданской войны.
4. Село после коллективизации.
5. Исторические памятники села.
5. Красотою славится наша земля. (6 ч.)
1. Знакомство с природой района. Растительный мир. Животный мир
2. Легенды и предания.
3. Воспитание бережного отношения к природе.
6. Обычаи и традиции Изобильненского района. (6 ч.)
1. Виртуальное знакомство с традициями района.
2. Конкурс сочинений «Традиции народов, живущих в нашем селе».
7. Наш край в устном народном творчестве. (6 ч.)
1. Сказки народов района. Виды сказок. Сказки о животных.
2. Бытовые сказки народов нашего района.
3. Народные песни нашего края (Игровые, святочные, масленичные песни, свадебные песни, бытовые песни). Традиционные образы.
8. Известные люди нашего района. (6 ч.)
1. Беседа «Что такое талант?».
1. Экскурсия в поселковую библиотеку «Наши таланты».
2. Сочинение «Талантливый человек моего села».
9. Поэты и писатели Ставропольского края. (6 ч.)
1. Знакомство с литературными произведениями.
2. Встречи с поэтами нашего поселка.
10. Топонимика нашего района. (4 часа)
1. Наука топонимика.
2. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Изобильненского района.
11. Откуда пошел мой род. (6 ч.)
1. Знакомство со своей родословной.
2. Создание родословной своей семьи.
12. Ими гордится наш район. (12 ч.)
1. Жизнь и творчество великих людей.
2. Вклад в науку.
3. Любовь к живописи.
13. Я не участвую в войне, война участвует во мне. (12 ч.)
1. Знакомство с книгой «Памяти».
2. Наши земляки Герои Советского Союза.
3. Война в судьбе моей семьи.
4. Военная доблесть наших земляков.
5. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Предложить студентам узнать, кто из участников войны проживает рядом.
6. Участие в митингах, концертах, посвящённых ВОВ.
14. Я и мое село. (6 ч.)
1. Мое село через 10 лет.
2. Создаем проекты домов и зданий нашего поселка в будущем.
15. Исторические места Изобильненского района. 12 ч.)
1.Урок-экскурсия по улицам поселка.
2. Знакомство с названиями улиц, расположением домов г.Ставрополь.
3. Исторические объекты, мемориальные доски.
4. Эссе «Прогулка по улицам родного поселка».
16. Здесь пыль веков. (16 ч.)
1. Экскурсия в краеведческий отдел районной библиотеки.
2. Работа с краеведческой литературой.
17. О чем рассказали фотографии из семейного альбома. (6 ч.)
1. Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме.
2. Человек и история.
3. Творческая работа: «История в лицах».
18. Люди в белых халатах. (6 ч.)
1. Известные врачи нашего района.
2. Сбор материала о врачах и медсестрах, работающих в нашей больнице.
19. У каждого своя судьба. (10 ч.)
1. Сбор материала про свою семью.
2. Составление презентаций.
20. Гордое звание – учитель. ( 16 ч.)
1. Гордость нашего колледжа.
2. Сбор материала о преподавателях, работающих в нашем колледже.
3. Оформление папки.
21. От чистого истока. (6 ч.)
1. Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.
22. Подведение итогов работы за год. (4 ч.)
1. Презентация работ.
Список литературы:
1. Богачева И.В. Мое отечество — Россия! М. 2005.-232с.
2. Беликов Г.А. Врата Кавказа. Ставрополь. 1997. 350с.
3. Бичерев А.П., Малоизученные птицы СеверногоКавказа,Ставрополь,1989 г.
4. Гаазов В.А. Путешествие по ожерелью Северного Кавказа. С. 2004. -263с.
5. Госданкер В.В., Остапенко В.Г. Памятники истории и культуры Ставрополья. С. 1993.
6. Гниловский В.Г. Занимательное краеведение.Ставропольское книжное издательство. 1974.-350с.
7. Динник Н.Я., Звери Кавказа, Ставрополь, 1914 г.
8. Дьяконова Н., Дьяконов Д. Родное Ставрополье. М. 2006.
9. Кабузан В. Население Северного Кавказа в 18-19 веках. СПб., 1996. с- 6,189,205.
10. Кругов В.В. Ставропольеведение, Ставрополь, 2001 г. П.Литвинова P.M. Казаки на Ставрополье. С. 2009.-220с.
11. Литвинова P.M. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. сб.1. 2010.-398с.
12. Литвинова P.M., Пащенко А.Т. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. сб.2. 2010.-398с.
13. Шаповалов В.А.и др. Ставрополь — врата Кавказа: история, экономика, культура, политика, Ставрополь, 2002г.- 341с.
14. Хохлов А.Н., Материалы к Красной книге. М., ЦНИЛ. -1989г
15. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. Академия. 1998.
16. Библиография:
17. Беликов Г. «Ставрополь — врата Кавказа», — Ставрополь, 1997 г.
18. Госданкер В.В., Остапенко В.Г. «Памятники истории и куьтуры Ставрополья», — Ставрополь, 1993 г.
19. «Деловой вестник Саврополья»: журнал, №5-6, с. 49-51, 2000 г.
20. Дронов А.В. «Родные просторы», — Ставрополь, 2001 г. — 64 с.
21. «Кавказкие Минеральные Воды: Путеводитель», — М., 1987 г.
22. Кочура Д.В., Невская В.П. «Край наш Ставрополье: очерки истории»
23. «Красная книга РСФСР», — Т.2, — М., 1988 г.
24. Топоровский Е.М. «Бриллианты в ожерелье исторического наследия городов Ставрополья»
25. Хохлов А.Н. «Животный мир Ставрополья», — Ставрополь, 2000 г. Ю.Шацкий П.А., Муравьев «Ставрополь: исторический очерк», Ставрополь, 1977 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.