Программа кружка "Мой родной край" 1 класс

  • docx
  • 02.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мой родной край 1 класс.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Воронежской области

Муниципальный отдел по образованию, молодёжной политике и спорту администрации Павловского муниципального района

МБОУ Павловская СОШ №3

 

РАССМОТРЕНО

на МО учителей начальных классов

Руководитель МО

________________________

Н. М. Степкина

Протокол №1

от «27» августа 2025 г.

 

СОГЛАСОВАНО

на методическом совете

Зам. директора по УВР

________________________

О. В. Воловикова

Протокол №1

 от «28» августа 2025 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

Павловской СОШ №3

________________________

А. Н. Топчиев

Приказ №108 § 7

 от «29» августа 2025 г.

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мой родной край»

духовно - нравственное направление

1 В класс

2025 – 2026 уч. год

Составитель РП

                                                                                                                                              учитель начальных          классов

                                                                                                                           Германова Н.П.

 

г. Павловск      2025 г.

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской  программы  Обуховой Л.А., Махиной Н.С. «Краеведение» (Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. – Воронеж, 2015. – 46 с.)

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «Мой родной край», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

Ведущей идеей программы «Мой родной край» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание  активной  жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

 

 

                         Общая характеристика программы:

Цели:

- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к  историческим и культурным ценностям Воронежского края, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

• формировать у младших школьников представления  об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.

Развивающие:

• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:

воображения, памяти, мышления, речи;

• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Воспитательные:

• воспитывать уважение и любовь к родному краю;

• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к    историческим, культурным и природным ценностям села, города;

• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной  культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.

Содержание курса  является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу  строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа,  экскурсии;

- творческие  работы;

- работа с картой России, воронежской области, городов Воронеж, Павловск;

- сообщения учащихся на различные темы;

- конкурсы, игры, праздники;

-встречи с интересными людьми;

-проекты;

-компьютерные презентации и др.

        В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:

• инициирование и поддержание самоуправления в группах;

• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;

• организация воспитывающей  предметно- эстетической среды, окружающей школьников;

• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта

подражания;

• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;

• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;

• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

 

         

Место программы в структуре ООП:

Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МБОУ ПСОШ № 3. Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.

На изучение данной программы   предусмотрено в 1 классе 33ч.  (1 час в неделю, 33 учебные недели); во 2-4 классах по 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели), что соответствует учебному плану школы.

 

Описание ценностных ориентиров содержания предмета:

Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании се­бя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде оби­тания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произве­дений литературы.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человече­ства, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, на­рода, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее сво­его языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

 

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:

          Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.

Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о  памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

            Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой  Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

• формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности:

     В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

     При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

          При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

• выражать речь в устной и письменной форме;

• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

Содержание программы

1 класс

Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет младший   школьник. На   данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. 

Города Воронеж и Павловск имеют богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, края, преобразования,  проходящие в нем каждый  год, гордились своей малой родиной. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением  (дома, улицы,  достопримечательности  города) и людьми, живущими в нашем городе.

 

             Тематическое распределение часов в 1 классе.

Тема

Кол-во часов 

 

 

 

 

 

 

1

Моя семья

8

2

Моя школа

7

3

Мой родной город

11

4

Отечество. Наша родина – Россия. Моя малая родина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рос

РРоссия.

7

 

Всего

33

                           Программа включает в себя четыре раздела.

     Первый раздел «Моя семья» (8 ч в 1 классе) знакомит:

-с понятиями «семья», «родословная», «краеведение», «родина», «отчизна», «поколение», «потомки», «предки».

В ходе изучения этого раздела первоклассники  учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем, об обрядах с домашними животными, фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков.

 

             Второй раздел «Моя школа» (7 ч) знакомит:

- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и др. помещений);

- с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, ее учителями;

- с объектами, расположенными вокруг школы.

В ходе изучения этого раздела дети учатся рассказывать о себе: кто я, чем люблю заниматься, чем особенно интересуюсь. Под руководством родителей и учителя приучаются к режиму дня школьника, осознают значение соблюдения режима дня для здоровья, целесоообразной организации жизни.

 

Третий раздел «Мой родной город» (11 ч) знакомит:

- с историей образования нашего города;

-с достопримечательностями родного города;

 - с населением и почетными  людьми города;

 - с историей развития и названия улиц.                                         

Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию  с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

       Четвертый раздел – «Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая  родина» (7 ч) знакомит:

- с государственной символикой России;

- с обычаями и традициями русского народа;

- с самым знаменитым городом России – Москва; с областным центром Воронеж;

- с национальными костюмами народов России;

- с народными и религиозными праздниками;

- с другими государствами, языками, способами общения и взаимодействиями людей.

Программа второго класса представляет собой курс «Памятники старины». Она раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и ее стилях, о значении архитектуры для города, края, страны и мира.

             Тематическое распределение часов во 2 классе.

 

Тема

Кол-во часов 

 

 

 

 

 

 

1

История и культура

История и культура

9

2

История создания вещей

 

5

3

Музей-машина времени

 

5

4

О прошлом говорят

5

5

Памятники Воронежа и Павловска

5

6

Природа нашего края

3

7

Люби и знай родной край

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рос

РРоссия.

2

 

 

Всего

 

 

 

34

 

                      Программа включает в себя семь разделов.

 

Первый раздел «История и культура» (9 ч) знакомит:

- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;

- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)

-с временной последовательностью событий.

В ходе изучения этого раздела у школьников воспитывается чувство прекрасного, развивается их творческое мышление, художественные способности, прививаются эстетические вкусы, идеалы, формируется понимание значимости искусства в жизни каждого ученика.

Второй раздел «История создания вещей» (5 ч) знакомит:

- с понятиями «вещь», «свойства вещи».      

- с информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни;

- с русской глиняной посудой, посудой крестьянина и купца.

       В ходе изучения раздела у второклассников воспитывается интерес к истории создания вещей, к русским обычаям,  чувство патриотизма.

Третий раздел «Музей – машина времени» (5 ч) знакомит:

- с видами музеев;

- с профессиями работников музеев;

- со значением памятников и музеев в истории развития нашего города.

       Этот раздел пополняет знания детей об истории развития музеев города, воспитывает интерес  к изучению памятников старины.

Четвертый раздел «О прошлом говорят» (5ч) знакомит:

- с историей возникновения и развития  городов Воронежа, Павловска;

- с памятниками архитектуры и истории.

        Этот раздел развивает у  школьников  интерес к истории возникновения русских православных храмов,  как памятников архитектуры.

Пятый раздел «Памятники Воронежа и Павловска» (5 ч ) знакомит:

- с церковными архитектурными памятниками,памятниками писателям, Петру I, героям Великой Отечественной войны.

        В ходе изучения данного раздела у учащихся воспитываются чувство патриотизма, гордости за  наш народ , нравственные качества личности, чувство уважения к людям и истории родного края.

Шестой раздел «Природа нашего края» (3 ч) знакомит:

-  с природой нашего города, а именно с флорой и фауной.

         Этот раздел развивает у школьников умения  работать  с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.

Седьмой раздел «Люби и знай родной край» ( 2 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися за год.

Тематическое распределение часов в 3 классе.

Тема

Кол-во часов 

 

 

 

 

 

 

1

Искусство и просвещение

 

6

2

В гостях у сказки

8

3

Литературные Воронеж и Павловск

 

10

4

Щедрая палитра талантов земли Воронежской.

 

6

5

В мире муз

3

6

Люби и знай свой край

1

 

Всего

 

 

 

34

 

 

3 год. Основное направление краеведения в 3 классе – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего города – поэтов, писателей, художников. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного города, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.

 

Программа включает в себя шесть разделов.

 

Первый раздел «Искусство и просвещение» (6 ч) знакомит:

-  с историей распространения грамотности и с видами обучения детей купцов и рабочих;

- с экспонатами школьного и  историко – художественного музеев;

-с произведениями искусства И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, А.А. Бучкури.

В программу данного раздела включены экскурсии в школьный музей,  художественный музей.

 

Второй раздел «В гостях у сказки» (8 ч) знакомит:

- с понятиями «фольклор», «жанр»;

- с жанрами и видами русского народного творчества;

- с истоками сказок;

- с понятиями «сказители»,  «хранители и собиратели» сказок.

В этом разделе дети получают информацию о жизни и творческой биографии А.К. Барышниковой, А.Н. Корольковой через просмотр видеофильма, участвуют  в конкурсе рисунков «Моя любимая сказка», читают  и анализируют сказки бабушки Куприянихи, А.Н. Корольковой.

 

Третий раздел «Литературные Воронеж и Павловск» (10 ч) знакомит:

 

- с фактами  биографии писателей и поэтов,  живших  в Воронежской области;

 - с жизнью и творчеством А.В. Кольцова, И.С. Никитина и их произведениями;

-с  жизнью и деятельностью  Г.Н. Троепольского, его произведением «Белый Бим Чёрное Ухо»;

-с  жизнью и деятельностью  С.Я. Маршака, его произведениями для детей.

 

Четвертый раздел «Щедрая палитра талантов земли Воронежской (6 ч) знакомит:

- с творчеством художественных коллективов Воронежской области;

- с народными традициями родного края.

Учащиеся делятся впечатлениями, разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх,  драмматизациях, сочиняют мелодии на поэтические песни. Испытывают чувство гордости за талант своих земляков.

 

Пятый раздел «В мире муз» (3 ч) знакомит:

 

 - с историей театра, с творчеством  людей, стоявших у истока;

- с работой кружков в ДК «Современник».

 

Шестой раздел «Люби и знай свой край» ( 1 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися.

 

Тематическое распределение часов в 4  классе.

Тема

Кол – во часов

 

 

 

 

 

1

Что и как изучает история

История и культура

6

2

Путешествие  в  глубь времен

 

8

3

Дворянские города

6

4

Суровые военные годы

 

 

 

 

 

 

войны

 

 

6

5

Ими гордятся земляки

Ими

3

6

Наш город сегодня

 нашего края

4

7

Люби и знай родной город

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рос

РРоссия.

1

 

 

Всего

 

 

 

34

 

4 год. Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской истории, повлиявшие на развитие города. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.

 

Программа включает в себя семь разделов.

 

Первый раздел «Что и как изучает история» (6 ч) знакомит: 

- с понятиями «история», «археология», «археологи».

- с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие».

        В ходе изучения этого раздела, дети работают с «Лентой времени», учатся воспроизводить «Ленту времени», работать с географической и исторической картами.

Второй раздел «Путешествие в  глубь времен» (8 ч) знакомит:

-с историей возникновения   городов Воронежа и Павловска;

- с информацией о колыбели русского флота.

        В ходе изучения этого раздела учащиеся  узнают о занятиях племен, населяющих наш край, об участниках суворовских походов и Отечественной войны 1812 года.

Третий раздел «Дворянские города» (6 ч) знакомит:

- с достопримечательностями древнего города, с его населением и их

занятиями;

- с понятием «этикет», правилами светского этикета 19 века;

- с особенностями русской ярмарки.

Изучая этот раздел, четвероклассники самостоятельно находят исторический материал о городе, о его достопримечательностях и о ремеслах, выступают с подготовленными сообщениями.

 

Четвертый раздел «Суровые военные годы»  (6 ч) знакомит:

- с датами и событиями военной истории родного города;

- подвигами земляков, защищавших родную землю.

       В ходе изучения этого раздела учащиеся собирают информацию о событиях Великой Отечественной войны , готовят сообщения, участвуют в обсуждениях, высказывают свои собственные мнения.

 

Пятый раздел «Ими гордятся земляки» (3 ч) знакомит:

 

- с героями Великой Отечественной войны;

- с почетными гражданами.

       В этом разделе ученики делятся найденной информацией о героях ВО войны, о почетных гражданах, их заслугах перед народом.

 

Шестой  раздел «Наш город сегодня» (4 ч) знакомит:

- с образовательными учреждениями Серпухова;

- с отраслями промышленности города;

- с отраслями сельского хозяйства.

       Изучая этот раздел,  школьники узнают, какие образовательные учреждения находятся в нашем городе, знакомятся с отраслями промышленности и сельского хозяйства  Серпухова.

 

Седьмой раздел «Люби и знай родной город» (1 ч) включает в себя творческую работу для детей и подборку вопросов  для викторины  с целью  самопроверки знаний, полученных учащимися за год.

Литература

1.                  Белякова М. Усадьба Дурова / М. Белякова // Воронежский курьер. - 2008. - 25 окт.

2.                  Бойков Г. Что за диво! / Г. Бойков // Воронежские вести. - 2001. - 6 июня.

3.                  Бойкова И. Дуровы / И. Бойкова // Воронежцы: знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю.Л. Полевой. - Воронеж: Кварта, 2007. - С. 183-185.

4.                  Будакова В. Воронеж. - Воронеж: Центр духовного возро­ждения Черноземного края, 1995.

5.                  Будаков В. Конь в краю Черноземном / В. Будаков // Буме­ранг. - 1999. - № 8. - С. 12.

6.                  Воронеж: Визитная карточка / Сост. В. Елецких. - 3-е изд., перераб. и доп. - Воронеж: Творческое объединение «Альбом», 2006. - 64 с.

7.                  Воронеж: встреча с прошлым и настоящим: историко­архитектурный иллюстрированный справочник-путеводитель по культурно-историческим памятникам / Сост. В. Мальцев. - Воро­неж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008. - 194 с.

8.                   Воронеж. История края в его музеях. - Воронеж: Издатель­ство «Полярис». - 2007. - 131 с.

9.                   Вся Воронежская земля / С.В. Смиронов. - Воронеж, 2009. - 160 с.

10.                 Всё обо всём. Популярная детская энциклопедия. - М., 1994.

П.Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В.. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. - М., 2007.

12.Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я - гражданин России. - М., 2006.

ТЗ.Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. Исто­рия Воронежской области. - Воронеж, 1976.

14.                  Заповедная природа Воронежского края / Сост. Л.Ф. Попо­ва, Л.И. Зимина. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черно­земного края, 2009. - С. 119-169.

15.                 Ильинский Н.В. Рамонь. - Воронеж: Центр.-Черноземное кн. Изд - во, 1984. - 111 с.

16.                  Как я был репкой. Серия «Воронежские писатели - детям». - Воронеж, 2006.

17.Образцова Л.А. Ольденбургские / Л.А. Образцова. - 2-е изд., доп. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воро­нежского государственного университета, 2008. - 399 с.

18.Овчинникова А. Жемчужина Дона - Дивногорье / А. Ов­чинникова, Н. Овчинникова // Лазурь. - 2010. - №8. - С. 11-14.

19.                  Обухова Л.А., Махина Н.С. Программа внеурочной дея­тельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. - Воро­неж, 2013. - 60 с.

20.                   Пульвер Е. Здравствуй, Воронеж! - Воронеж, 1970.

21.                  Пульвер Е.А. Воронежская мозаика / Е.А. Пульвер, Ю.Е. Пульвер. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное из­дательство, 1983. - 207 с.

22.                  Русские провинциальные усадьбы / Сост. Р.В. Андреева, Л.Ф. Попова. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черно­земного края, 2003. - 496 с.

23.Что такое. Кто такой. Популярная детская энциклопедия для детей: в 3 т. - М., 1994.

 

 

Материально – техническое обеспечение:

Технические средства обучения.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Мультимедийная доска.

Персональный компьютер с принтером, сканером.

Мультимедийный проектор.

Индивидуальные ноутбуки для учащихся 13 штук.

Экранно-звуковые пособия.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 1 класс

п/п

№ урока в разделе

Тема урока

Характеристика основных видов

 деятельности  учащихся

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание

Моя семья (8 часов)

1

 

1

Моя семья.

Составлять устный рассказ о своей семье, используя семейные фотографии. Изображать на рисунке членов семьи.

 

 

 

2

2

Что изучает краеведение?

 

Знакомиться с понятиями «родина», «отчизна».

 

 

 

3

3

Мой дом.

 

Составлять устный рассказ о своем доме. Изображать свой дом.

 

 

 

4

4

Мир твоего дома.

Узнавать об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем (из истории), об обрядах с домашними животными.

 

 

 

5

5

Жизнь каждого члена семьи.

Устно составлять рассказ  о домашних делах, об обязанностях, которые может исполнять первоклассник в семье.

 

 

 

6

6

Отношения в семье.

Узнавать о нравственных обязанностях младших перед старшими.  Изображать на рисунке членов семьи.

 

 

 

7

7

Моя родословная.

Получать информацию о понятиях «поколение», «потомки», «предки». Составлять родословное древо.

 

 

 

8

8

Я и моё имя.

Узнавать, что обозначают наши имена, что такое фамилия и отчество, как родители выбирают имя ребенку, что могут рассказать имена, отчества, фамилия о прошлом.

 

 

 

Моя школа (7 часов)

9

 

1

Я – ученик, я – школьник.

Получать информацию о значении соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни.

 

 

 

10

2

Родная школа.

Узнавать историю школы из объяснения учителя, о возведении здания, о его назначении, о реконструкции в разные годы. Схематически изображать здание школы и прилегающей территории.

 

 

 

 

11

3

Трудовая жизнь школы. Экскурсия в школьный музей.

Получать информацию об общих правилах поведения. Знать и выполнять правила поведения в школе. Вести наблюдения под руководством экскурсовода.

 

 

 

12

4

Школьные, семейные традиции и праздники.

Узнавать, что такое реликвия. Рассказывать о традициях и праздниках в семье. Составлять макет «Школа – мой дом».

 

 

 

13

5

Новый год.

Участвовать в виртуальном путешествии. Разучивать песни, стихи, посвященные Новому году.

 

 

 

14

6

Рождество. Рождественские колядки.

Участвовать в празднике Рождество Христово. Исполнять рождественские колядки.

 

 

 

15

7

Рождество. Рождественские колядки.

Участвовать в празднике Рождество Христово. Исполнять рождественские колядки.

 

 

 

Мой родной город (11 часов)

16

1

Мой родной город.

Рассказывать о своем городе, о достопримечательностях, об окружающих людях.

 

 

 

17

2

Моё село.

Узнавать о характерных особенностях своего населённого пункта.

 

 

 

18

3

Труд людей в городе и на селе.

Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Рассказывать о труде людей в городе и на селе.

 

 

 

19

4

Профессии в моей семье.

Узнавать и приводить примеры профессий. Рассказывать о профессии своих родителей.

 

 

 

20

5

Экскурсия на предприятие (на почту, в типографию)

Получать информацию о работе почты. Узнавать о работе типографии. Нарисовать продукцию, которую выпускают на предприятии.

 

 

 

21

6

Мой город.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма. Рисовать древний город.

 

 

 

22

7

Моя улица.

Узнавать и называть улицы города по месту жительства. Узнавать об истории названий улиц, их роли в жизни современного человека.

 

 

 

23

8

Наш современный город.

Узнавать здания по вывеске. Составлять рассказ о своем городе.

 

 

 

24

9

Правила безопасного поведения на улице.

Формулировать правила безопасного поведения. Знать безопасный путь в школу.

 

 

 

25

10

Экскурсия по городу.

 

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

 

 

 

26

11

Викторина «Где эта улица, где этот дом?».

 

Выполнять задания, проверять свои знания.

 

 

 

 

Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина  (7 часов)

27

1

Моя малая родина.

Получать информацию об обычаях и традициях русского народа. Читать стихи о Родине, дружбе, школе.

 

 

 

28

2

О гербе, флаге и гимне.

Знать символику нашего государства.  Рисовать флаг России. Учить гимн России.

 

 

 

29

3

Москва – столица нашей Родины.

Получать информацию о Москве, Кремле, Красной площади. Участвовать в виртуальном путешествии по Москве.

 

 

 

30

4

Русский народный костюм. Сто народов – одна страна.

Узнавать о традиционном народном костюме: праздничном и будничном. Работать с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.

 

 

 

31

5

Я – надежда Отечества.

Узнавать о предназначении человека. Уметь ценить в других людях положительные качества и поступки. Составлять памятку «Законы дружбы».

 

 

 

32

6

Земля – общий дом для всех людей.

Участвовать в ролевой игре «Мы из разных стран».

 

 

 

33

7

Конкурс рисунков на тему: «Моя Россия, мой город»

Участвовать в выставке рисунков на тему: «Моя Россия – мой город». Презентовать работы.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru