Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Павловская средняя общеобразовательная школа №3
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании МО на методическом совете школы Директор
Протокол №1 от 25.08.23г. Протокол №1 от 28.08.23г. МБОУ Павловская СОШ№3
Руководитель МО Зам. директора по УВР ____________ /А.Н.Топчиев
________ /Н.М.Степкина ________ /М.В.Ольховатская Приказ №99§4 от 29.08.23г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мой родной край»
духовно-нравственное направление
1-4 класс
2023-2024 уч.год
Составитель РП:
учитель начальных классов
Германова Н. П.
2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Обуховой Л.А., Махиной Н.С. «Краеведение» (Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. – Воронеж, 2015. – 46 с.)
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «Мой родной край», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.
Ведущей идеей программы «Мой родной край» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Общая характеристика программы:
Цели:
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Воронежского края, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
• формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к родному краю;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России, воронежской области, городов Воронеж, Павловск;
- сообщения учащихся на различные темы;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
• инициирование и поддержание самоуправления в группах;
• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
• организация воспитывающей предметно- эстетической среды, окружающей школьников;
• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта
подражания;
• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Место программы в структуре ООП:
Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МБОУ ПСОШ № 3. Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.
На изучение данной программы предусмотрено в 1 классе 33ч. (1 час в неделю, 33 учебные недели); во 2-4 классах по 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели), что соответствует учебному плану школы.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета:
Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:
Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.
Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
• формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности:
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы
1 класс
Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет младший школьник. На данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.
Города Воронеж и Павловск имеют богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, края, преобразования, проходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города) и людьми, живущими в нашем городе.
Тематическое распределение часов в 1 классе.
|
№ |
Тема |
Кол-во часов
|
|
|
|
|
|
1 |
Моя семья |
8 |
|
2 |
Моя школа |
7 |
|
3 |
Мой родной город |
11 |
|
4 |
Отечество. Наша родина – Россия. Моя малая родина.
Рос РРоссия. |
7 |
|
|
Всего |
33 |
Программа включает в себя четыре раздела.
Первый раздел «Моя семья» (8 ч в 1 классе) знакомит:
-с понятиями «семья», «родословная», «краеведение», «родина», «отчизна», «поколение», «потомки», «предки».
В ходе изучения этого раздела первоклассники учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем, об обрядах с домашними животными, фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков.
Второй раздел «Моя школа» (7 ч) знакомит:
- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и др. помещений);
- с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, ее учителями;
- с объектами, расположенными вокруг школы.
В ходе изучения этого раздела дети учатся рассказывать о себе: кто я, чем люблю заниматься, чем особенно интересуюсь. Под руководством родителей и учителя приучаются к режиму дня школьника, осознают значение соблюдения режима дня для здоровья, целесоообразной организации жизни.
Третий раздел «Мой родной город» (11 ч) знакомит:
- с историей образования нашего города;
-с достопримечательностями родного города;
- с населением и почетными людьми города;
- с историей развития и названия улиц.
Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Четвертый раздел – «Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина» (7 ч) знакомит:
- с государственной символикой России;
- с обычаями и традициями русского народа;
- с самым знаменитым городом России – Москва; с областным центром Воронеж;
- с национальными костюмами народов России;
- с народными и религиозными праздниками;
- с другими государствами, языками, способами общения и взаимодействиями людей.
Программа второго класса представляет собой курс «Памятники старины». Она раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и ее стилях, о значении архитектуры для города, края, страны и мира.
Тематическое распределение часов во 2 классе.
|
№ |
Тема |
Кол-во часов
|
|
|
|
|
|
1 |
История и культура История и культура |
9 |
|
2 |
История создания вещей
|
5 |
|
3 |
Музей-машина времени
|
5 |
|
4 |
О прошлом говорят |
5 |
|
5 |
Памятники Воронежа и Павловска |
5 |
|
6 |
Природа нашего края |
3 |
|
7 |
Люби и знай родной край
Рос РРоссия. |
2
|
|
|
Всего
|
34 |
Программа включает в себя семь разделов.
Первый раздел «История и культура» (9 ч) знакомит:
- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;
- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)
-с временной последовательностью событий.
В ходе изучения этого раздела у школьников воспитывается чувство прекрасного, развивается их творческое мышление, художественные способности, прививаются эстетические вкусы, идеалы, формируется понимание значимости искусства в жизни каждого ученика.
Второй раздел «История создания вещей» (5 ч) знакомит:
- с понятиями «вещь», «свойства вещи».
- с информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни;
- с русской глиняной посудой, посудой крестьянина и купца.
В ходе изучения раздела у второклассников воспитывается интерес к истории создания вещей, к русским обычаям, чувство патриотизма.
Третий раздел «Музей – машина времени» (5 ч) знакомит:
- с видами музеев;
- с профессиями работников музеев;
- со значением памятников и музеев в истории развития нашего города.
Этот раздел пополняет знания детей об истории развития музеев города, воспитывает интерес к изучению памятников старины.
Четвертый раздел «О прошлом говорят» (5ч) знакомит:
- с историей возникновения и развития городов Воронежа, Павловска;
- с памятниками архитектуры и истории.
Этот раздел развивает у школьников интерес к истории возникновения русских православных храмов, как памятников архитектуры.
Пятый раздел «Памятники Воронежа и Павловска» (5 ч ) знакомит:
- с церковными архитектурными памятниками,памятниками писателям, Петру I, героям Великой Отечественной войны.
В ходе изучения данного раздела у учащихся воспитываются чувство патриотизма, гордости за наш народ , нравственные качества личности, чувство уважения к людям и истории родного края.
Шестой раздел «Природа нашего края» (3 ч) знакомит:
- с природой нашего города, а именно с флорой и фауной.
Этот раздел развивает у школьников умения работать с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.
Седьмой раздел «Люби и знай родной край» ( 2 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися за год.
Тематическое распределение часов в 3 классе.
|
№ |
Тема |
Кол-во часов
|
|
|
|
|
|
1 |
Искусство и просвещение
|
6 |
|
2 |
В гостях у сказки |
8 |
|
3 |
Литературные Воронеж и Павловск
|
10 |
|
4 |
Щедрая палитра талантов земли Воронежской.
|
6 |
|
5 |
В мире муз |
3 |
|
6 |
Люби и знай свой край |
1 |
|
|
Всего
|
34 |
3 год. Основное направление краеведения в 3 классе – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего города – поэтов, писателей, художников. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного города, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.
Программа включает в себя шесть разделов.
Первый раздел «Искусство и просвещение» (6 ч) знакомит:
- с историей распространения грамотности и с видами обучения детей купцов и рабочих;
- с экспонатами школьного и историко – художественного музеев;
-с произведениями искусства И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, А.А. Бучкури.
В программу данного раздела включены экскурсии в школьный музей, художественный музей.
Второй раздел «В гостях у сказки» (8 ч) знакомит:
- с понятиями «фольклор», «жанр»;
- с жанрами и видами русского народного творчества;
- с истоками сказок;
- с понятиями «сказители», «хранители и собиратели» сказок.
В этом разделе дети получают информацию о жизни и творческой биографии А.К. Барышниковой, А.Н. Корольковой через просмотр видеофильма, участвуют в конкурсе рисунков «Моя любимая сказка», читают и анализируют сказки бабушки Куприянихи, А.Н. Корольковой.
Третий раздел «Литературные Воронеж и Павловск» (10 ч) знакомит:
- с фактами биографии писателей и поэтов, живших в Воронежской области;
- с жизнью и творчеством А.В. Кольцова, И.С. Никитина и их произведениями;
-с жизнью и деятельностью Г.Н. Троепольского, его произведением «Белый Бим Чёрное Ухо»;
-с жизнью и деятельностью С.Я. Маршака, его произведениями для детей.
Четвертый раздел «Щедрая палитра талантов земли Воронежской (6 ч) знакомит:
- с творчеством художественных коллективов Воронежской области;
- с народными традициями родного края.
Учащиеся делятся впечатлениями, разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх, драмматизациях, сочиняют мелодии на поэтические песни. Испытывают чувство гордости за талант своих земляков.
Пятый раздел «В мире муз» (3 ч) знакомит:
- с историей театра, с творчеством людей, стоявших у истока;
- с работой кружков в ДК «Современник».
Шестой раздел «Люби и знай свой край» ( 1 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися.
Тематическое распределение часов в 4 классе.
|
№ |
Тема |
Кол – во часов
|
|
|
|
|
|
1 |
Что и как изучает история История и культура |
6 |
|
2 |
Путешествие в глубь времен
|
8 |
|
3 |
Дворянские города |
6 |
|
4 |
Суровые военные годы. Ими гордятся земляки
войны
|
9 |
|
5 |
Наш город сегодня нашего края |
4 |
|
6 |
Люби и знай родной город
Рос РРоссия. |
1
|
|
|
Всего
|
34 |
4 год. Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской истории, повлиявшие на развитие города. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.
Программа включает в себя семь разделов.
Первый раздел «Что и как изучает история» (6 ч) знакомит:
- с понятиями «история», «археология», «археологи».
- с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие».
В ходе изучения этого раздела, дети работают с «Лентой времени», учатся воспроизводить «Ленту времени», работать с географической и исторической картами.
Второй раздел «Путешествие в глубь времен» (8 ч) знакомит:
-с историей возникновения городов Воронежа и Павловска;
- с информацией о колыбели русского флота.
В ходе изучения этого раздела учащиеся узнают о занятиях племен, населяющих наш край, об участниках суворовских походов и Отечественной войны 1812 года.
Третий раздел «Дворянские города» (6 ч) знакомит:
- с достопримечательностями древнего города, с его населением и их
занятиями;
- с понятием «этикет», правилами светского этикета 19 века;
- с особенностями русской ярмарки.
Изучая этот раздел, четвероклассники самостоятельно находят исторический материал о городе, о его достопримечательностях и о ремеслах, выступают с подготовленными сообщениями.
Четвертый раздел «Суровые военные годы. Ими гордятся земляки » (9 ч) знакомит:
- с датами и событиями военной истории родного города;
- подвигами земляков, защищавших родную землю;
- с героями Великой Отечественной войны;
- с почетными гражданами.
В ходе изучения этого раздела учащиеся собирают информацию о военных событиях разных эпох, о событиях Великой Отечественной войны , готовят сообщения, участвуют в обсуждениях, высказывают свои собственные мнения., а также делятся найденной информацией о героях военных событий, о почетных гражданах, их заслугах перед народом.
Пятый раздел «Наш город сегодня» (4 ч) знакомит:
- с образовательными учреждениями Павловска, Воронежа;
- с отраслями промышленности города;
- с отраслями сельского хозяйства.
Изучая этот раздел, школьники узнают, какие образовательные учреждения находятся в нашем городе, знакомятся с отраслями промышленности и сельского хозяйства Павловска, Воронежа.
Шестой раздел «Люби и знай родной город» (1 ч) включает в себя творческую работу для детей и подборку вопросов для викторины с целью самопроверки знаний, полученных учащимися за год.
Литература
1. Белякова М. Усадьба Дурова / М. Белякова // Воронежский курьер. - 2008. - 25 окт.
2. Бойков Г. Что за диво! / Г. Бойков // Воронежские вести. - 2001. - 6 июня.
3. Бойкова И. Дуровы / И. Бойкова // Воронежцы: знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю.Л. Полевой. - Воронеж: Кварта, 2007. - С. 183-185.
4. Будакова В. Воронеж. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 1995.
5. Будаков В. Конь в краю Черноземном / В. Будаков // Бумеранг. - 1999. - № 8. - С. 12.
6. Воронеж: Визитная карточка / Сост. В. Елецких. - 3-е изд., перераб. и доп. - Воронеж: Творческое объединение «Альбом», 2006. - 64 с.
7. Воронеж: встреча с прошлым и настоящим: историкоархитектурный иллюстрированный справочник-путеводитель по культурно-историческим памятникам / Сост. В. Мальцев. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008. - 194 с.
8. Воронеж. История края в его музеях. - Воронеж: Издательство «Полярис». - 2007. - 131 с.
9. Вся Воронежская земля / С.В. Смиронов. - Воронеж, 2009. - 160 с.
10. Всё обо всём. Популярная детская энциклопедия. - М., 1994.
П.Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В.. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. - М., 2007.
12.Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я - гражданин России. - М., 2006.
ТЗ.Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История Воронежской области. - Воронеж, 1976.
14. Заповедная природа Воронежского края / Сост. Л.Ф. Попова, Л.И. Зимина. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009. - С. 119-169.
15. Ильинский Н.В. Рамонь. - Воронеж: Центр.-Черноземное кн. Изд - во, 1984. - 111 с.
16. Как я был репкой. Серия «Воронежские писатели - детям». - Воронеж, 2006.
17.Образцова Л.А. Ольденбургские / Л.А. Образцова. - 2-е изд., доп. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. - 399 с.
18.Овчинникова А. Жемчужина Дона - Дивногорье / А. Овчинникова, Н. Овчинникова // Лазурь. - 2010. - №8. - С. 11-14.
19. Обухова Л.А., Махина Н.С. Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. - Воронеж, 2013. - 60 с.
20. Пульвер Е. Здравствуй, Воронеж! - Воронеж, 1970.
21. Пульвер Е.А. Воронежская мозаика / Е.А. Пульвер, Ю.Е. Пульвер. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1983. - 207 с.
22. Русские провинциальные усадьбы / Сост. Р.В. Андреева, Л.Ф. Попова. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003. - 496 с.
23.Что такое. Кто такой. Популярная детская энциклопедия для детей: в 3 т. - М., 1994.
Материально – техническое обеспечение:
Технические средства обучения.
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Мультимедийная доска.
Персональный компьютер с принтером, сканером.
Мультимедийный проектор.
Индивидуальные ноутбуки для учащихся 13 штук.
Экранно-звуковые пособия.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
|
№ п/п |
№ урока в разделе |
Тема урока |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Дата (план) |
Дата (факт) |
Примечание |
|
Искусство и просвещение (6 часов) |
||||||
|
1
|
1 |
Воронежская школа.
|
Знакомиться с историей распространения грамотности в Воронежской области, старейших учебных заведений и с видами обучения детей купцов и рабочих. Практиковаться в сборе материала о самом старом учебном заведении Павловска. |
|
|
|
|
2 |
2 |
Люди искусства. |
Узнавать об искусстве как о важной части духовной культуры человечества, учиться дифференцировать виды искусства. |
|
|
|
|
3 |
3 |
Портретная галерея И. Н. Крамского. |
Знакомиться с биографией И. Н. Крамского. |
|
|
|
|
4 |
4 |
Портретная галерея И. Н. Крамского. |
Получать информацию о творческой работе художника. |
|
|
|
|
5 |
5 |
Художники – наши земляки. |
Знакомиться с произведениями искусства Н. Н. Ге и А. А. Бучкури. |
|
|
|
|
6 |
6 |
Художники – наши земляки. |
Работать с репродукциями художников. |
|
|
|
|
В гостях у сказки. (8 часов) |
||||||
|
7
|
1 |
Фольклор - духовное богатство народа.
|
Узнавать, что такое фольклор. Познакомиться с жанрами и видами русского народного творчества. Найти какое – либо произведение фольклора родного края. |
|
|
|
|
8 |
2 |
Как сказки попали в книгу.
|
Знакомиться с истоками сказок. Узнавать, кто такие сказители, хранители и собиратели сказок. Участвовать в конкурсе рисунков «Моя любимая сказка». |
|
|
|
|
9 |
3 |
Собиратель сказок Александр Николаевич Афанасьев. |
Получать информацию о жизни и творческой биографии А. Н. Афанасьева. |
|
|
|
|
10 |
4 |
Собиратель сказок Александр Николаевич Афанасьев. |
Читать и классифицировать русские народные сказки. |
|
|
|
|
11 |
5 |
Сказки бабушки Куприянихи. |
Получать информацию о жизни и творческой биографии А. К. Барышниковой, об особенностях её творчества. |
|
|
|
|
12 |
6 |
Сказки бабушки Куприянихи. |
Читать и анализировать сказки. Иллюстрировать понравившийся эпизод сказки. |
|
|
|
|
13 |
7 |
Сказочный мир Анны Николаевны Корольковой. |
Получать информацию о жизни и творческой биографии А. Н. Корольковой, об особенностях её творчества. |
|
|
|
|
14 |
8 |
Сказочный мир Анны Николаевны Корольковой. |
Сочинять сказку на новогоднюю тему.
|
|
|
|
|
Литературные Воронеж и Павловск (10 часов) |
||||||
|
15 |
1 |
Певец земли Воронежской. |
Знакомиться с жизнью и творчеством А. В. Кольцова и его произведениями. |
|
|
|
|
16 |
2 |
Певец земли Воронежской. |
Знакомиться с жизнью и творчеством А. В. Кольцова и его произведениями. |
|
|
|
|
17 |
3 |
Я – Руси сын. |
Знакомиться с жизнью и творчеством И. С. Никитина и его произведениями. |
|
|
|
|
18 |
4 |
Я – Руси сын. |
Знакомиться с жизнью и творчеством И. С. Никитина и его произведениями. Конкурс чтецов. |
|
|
|
|
19 |
5 |
Классик детской литературы. |
Знакомиться с жизнью и творчеством С. Я. Маршака. и его произведениями. |
|
|
|
|
20 |
6 |
Классик детской литературы. |
Знакомиться с жизнью и творчеством С. Я. Маршака. и его произведениями. Инсценировать отрывок сказки «Двенадцать месяцев». |
|
|
|
|
21 |
7 |
История Г. Н. Троепольского о Белом Биме. |
Знакомиться с жизнью и творчеством Г. Н. Троепольского. Сформировать представления о повести «Белый Бим Чёрное Ухо» как части литературного наследия Воронежской области. |
|
|
|
|
22 |
8 |
История Г. Н. Троепольского о Белом Биме. |
Знакомиться с жизнью и творчеством Г. Н. Троепольского. Сформировать представления о повести «Белый Бим Чёрное Ухо» как части литературного наследия Воронежской области. |
|
|
|
|
23 |
9 |
Писатели – наши земляки. |
Знакомиться с известными именами творческих людей – поэтов и прозаиков Воронежской земли. |
|
|
|
|
24 |
10 |
Писатели – наши земляки. |
Пробовать сочинять стихи.
|
|
|
|
|
Щедрая палитра талантов земли Серпуховской (7 часов) |
||||||
|
25 |
1 |
М. Е. Пятницкий – руководитель народного хора. |
Знакомиться с основными этапами жизни и творчества М. Е. Пятницкого, различными жанрами русских народных песен. |
|
|
|
|
26 |
2 |
М. Е. Пятницкий – руководитель народного хора. |
Знакомиться с основными этапами жизни и творчества М. Е. Пятницкого, различными жанрами русских народных песен. |
|
|
|
|
27 |
3 |
Лейся, песня! Воронежский русский народный хор. |
Знакомиться с творчеством данных коллективов, исполнителей, делиться впечатлениями, испытывать чувство гордости за талант своих земляков. Знать и понимать народные и музыкальные традиции родного края, разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх, драматизациях. Сочинять мелодии на поэтические песни.
|
|
|
|
|
28 |
4 |
Голоса русской песни. |
|
|
|
|
|
29 |
5 |
Голоса русской песни. |
|
|
|
|
|
30 |
6 |
С песней по свету: песенные и танцевальные коллективы Воронежской области. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В мире муз (3 часа) |
|
|
|
|
31 |
1 |
Театральные встречи. Театры Воронежской земли. |
Знакомиться с историей театра, получать информацию о людях, стоявших у истока. |
|
|
|
|
32 |
2 |
Театральные встречи. Театры Воронежской земли. |
Знакомиться с театральным искусством Воронежского края. |
|
|
|
|
33 |
3 |
На кукольном представлении. Театр кукол «Шут». |
Знакомиться с историей создания и творческой деятельностью Воронежского областного театра кукол «Шут». |
|
|
|
|
|
|
|
Люби и знай свой край (1 час) |
|
|
|
|
34 |
1 |
Люби и знай родной край. Викторина «Проверь себя». |
Проверять и оценивать свои знания, полученные за год. |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.