Учебно – методическая программа «Музыкальная палитра», адаптированная, составлена с учетом авторской программы кандидата педагогических наук Л.В.Куприяновой, предназначена учителям начальных классов, учителям музыки и педагогам дополнительного образования.
ЦЕЛИ:
· Воспитание творчески активной личности, развитие вокально – хоровых умений и навыков;
· Раскрытие новых способностей и талантов детей средствами музыкального искусства;
· Организация их досуга путем вовлечения в театрализацию календарных праздников.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:
· Обучить теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области развития детского голоса на фольклорных занятиях;
· Развивать творческие и музыкальные способностей детей через совершенствование музыкальной культуры и овладение приемами художественной выразительности выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
· Овладеть основами публичного выступления.
· Изучить «язык телодвижений», используемый в публичном выступлении и повседневной жизни.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
· Воспитывать независимую, свободную личность;
· Создать необходимую творческую атмосферу в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
· Расширить участие в детских музыкальных фестивалях и конкурсах.
· Развивать познавательный интерес у детей к сценическому искусству
· Развивать основные психологические процессы и качества: восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, а также коммуникабельности, чувства ритма и смелости в ходе публичного самовыражения.
Программа включает в себя 8 учебных разделов:
Раздел №1 (22 часа) «Учитель, в имени твоем» нацелен на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения, творческих навыков в пении, движении, сочинении. На занятиях дети разучивают песни к дню учителя и готовятся к празднику.
Раздел №2 (23 часа) «Самой дорогой, самой милой и ласковой…»
Подготовка к празднику «День матери», разучивание песен, развитие музыкальной памяти.
Раздел №3 (17 часов) «Скоро, скоро Новый год»
Разучивание музыкальных произведений, работа над техникой исполнения, навыками музыкального мастерства. Новогодние песни, игры и хороводы
Раздел №4 «О России петь, что стремится в храм» (25 часов)
Раздел №5 «На горных дорогах, в степях и на водах…» (20 часов)
Военно - патриотические песни, песни посвященные дню защитника Отечества.
Раздел №6 «С красным солнышком встаем, о весне – краснее поем (22 часа)
Песни на экологическую тему.
Раздел №7 «Пускай звенят веселые звонки» (23часа)
Песни к последнему звонку
Раздел №8 «Кто, если не мы» (23 часа)
Песни, к общешкольному слету «Я – лидер»
Единая структура музыкальных занятий обуславливает подбор одинаковых групп, методов и приемов обучения: побуждения, убеждения средствами музыки, приучения, индивидуального подхода к детям, при работе с обучающимися используются внедрения нетрадиционных форм и методов: стимулирования детей к музыкальной деятельности, создания поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую деятельность.
В процессе музыкального развития ребенка создается ситуация успеха в музыкальной деятельности. Это служит базой для развития интереса и стремления ребенка к творческому выражению.
При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными являются приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимает ведущее место в системе обучения детей музыкальным способностям. Он формирует правильные представления о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах. Сначала допускаются подражательность педагогу, а затем полная самостоятельность при сочинении.
На занятиях применяются все виды музыкальной деятельности (песенная, ритмическая, танцевально-пластическая, игровая и др.) во взаимосвязи и интегрировании.
Используется доминантный вид занятия музыкального, на котором ведущей формой проведения есть игровая.
Программа «Музыкальная палитра» направлена на накопление навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарных певческих навыков.
Занятия проходят в нетрадиционных формах обучения: игр музыкальных, музыкальных загадок и сказок, что формирует интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству. Погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.
На основе данной технологии составлена программа развития музыкальных способностей детей.
Программа развития музыкальных способностей оформлена в таблицу с выделением целей каждого занятия, которые носят более сложный и насыщенный характер, что является результатом динамического нарастания сложности разработанной программы.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
Внутренние результаты деятельности:
· Навыки сотрудничества
· Навыки самопрезентации
· Творческая активность
· Стремление к самореализации
· Эмоциональная гибкость
· Трудолюбие
· Толерантность
· Способность к адекватной самооценке
Формы фиксации результатов:
· Оформление стенда с фотографиями за текущий год
· Отзывы о концертах и праздниках
Расписание занятий:
Понедельник – 13.00 – 15.30
Четверг - 13.00 – 15.30
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса «Музыкальная палитра» обучающимися должны достигаться определенные результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
· Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
· Формирование личностного смысла постижения искусства и расширения ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
· Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в социальном мире и позитивная самооценка своих творческих способностей;
· Развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
· Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных; Развитие духовно – нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко – культурным традициям других народов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
· Ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности участие в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, поселка, района, области);
· Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
· Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
· Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
· Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей.
· Умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном и художественном разнообразии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
· Воспринимать музыку, как неотъемлемую часть жизни человека, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
· Ориентироваться в музыкально – поэтическом творчестве, в многообразии музыкального репертуара России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
· Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
· Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
· Исполнять музыкальные произведения (пение, драматизация, музыкально – пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)
· Оценивать и соотносить содержание и язык музыкального творчества.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
· Проявлять интерес к музыкальным занятиям;
· Эмоционально откликаться на музыку разных жанров;
· Воспринимать содержание, определять характер и настроение;
· Выражать свое отношение к музыке при помощи слова, жеста, пластики, мимики;
· Выразительно исполнять выученные песни;
· Знать простейшие элементы музыкальной грамоты;
· Участвовать в концертных программах школы, поселка, района.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел |
Тема |
Кол – во часов |
|
По программе |
По раб. программе |
||
№1 |
«Учитель, в имени твоем…» |
22 часа |
22 часа |
№2 |
«Самой дорогой, самой милой и ласковой…» |
23 часа |
23 часа |
№3 |
«Скоро, скоро Новый год…» |
17 часов |
17 часов |
№4 |
«О России петь, что стремиться в храм…» |
25 часов |
25 часов |
№5 |
«На горных дорогах, в степях и на водах…» |
20 часов |
20 часов |
№6 |
«С красным солнышком встаем, песни о весне поем…» |
22 часа |
22 часа |
№7 |
«Пускай звенят веселые звонки…» |
23 часа |
23 часа |
№8 |
«Кто, если не мы…» |
23 часа |
23 часа |
|
В год: |
175 часов |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Сроки |
Тема |
Кол – во часов |
1 |
01.09 |
Вводное занятие «Мир песни» |
2,5 |
2 |
05.09 |
«Листвой шелестит сентябрь» - Е. Кудрина |
2,5
|
3 |
08.09 |
«Листвой шелестит сентябрь» - Е. Кудрина - отработка навыков исполнения |
2,5 |
4 |
12.09 |
«Спасибо, учитель» А. Новиков (индивидуальная работа с солистами) |
2,5 |
5 |
22.09 |
«Спасибо, учитель» А. Новиков – отработка навыков исполнения |
2,5 |
6 |
19.09 |
«Сегодня мы осенним днем…» |
2,5 |
7 |
22.09 |
«Сегодня мы осенним днем…» - работа над техникой исполнения |
2,5 |
8 |
26.09 |
«Журавли над Россией» - вокальная песня |
2,5 |
9 |
29.09 |
«Журавли над Россией» - вокальная песня, работа над техникой исполнения |
|
10 |
03.10 |
«Учитель, в этом слое годы…»- вокальная песня |
2,5 |
11 |
06.10 |
«Учитель, в этом слое годы…» - вокальная песня, работа над техникой исполнения |
2,5 |
12 |
10.10 |
«Цветы для мамы» - вокальная песня |
2,5 |
13 |
13.10 |
«Цветы для мамы» - отработка навыков исполнения |
2,5 |
14 |
17.10 |
«С ласковым солнышком» А.Новикова |
2,5 |
15 |
20.10 |
«С ласковым солнышком» А Новикова – отработка навыков исполнения |
2,5 |
16 |
24.10 |
«Мамино сердце» Ю.Костюк |
2,5 |
17 |
27.10 |
«Мамино сердце» - отработка навыков исполнения |
2,5 |
18 |
31.10 |
«Наши любимые» р.н.п |
2,5 |
19 |
03.10 |
«Наши любимые» - отработка навыков исполнения, работа с хором |
2,5 |
20 |
14.11 |
«Под елкой зеленою, ночь новогодняя…» |
2,5 |
21 |
17.11 |
«Под елкой зеленою, ночь новогодняя…» - отработка навыков исполнения |
2,5 |
22 |
21.11 |
«Новый год к нам мчится» - разучивание |
2,5 |
23 |
24.11 |
«Новый год к нам мчится» - отработка навыков исполнения |
2,5 |
24 |
28.11 |
«Белые снежинки» А. Александрова |
2,5 |
25 |
01.12 |
«Белые снежинки» А. Александрова – отработка навыков исполнения |
2,5 |
26 |
05.12 |
«Что за чудо Новый год» - разучивание |
2,5 |
27 |
08.12 |
«Что за чудо Новый год» - отработка навыков исполнения |
2,5 |
28 |
12.12 |
«Моя Россия, моя страна» - разучивание, работа с текстом |
2,5 |
29 |
15.12 |
«Моя Россия, моя страна» - работа над техникой исполнения |
2,5 |
30 |
19.12 |
«Россия, Русь» - разучивание, работа с текстом |
2,5 |
31 |
22.12 |
«Россия, Русь» - работа над техникой исполнения |
2,5 |
32 |
26.12 |
«Россия, Русь» - работа над техникой исполнения |
2,5 |
33 |
29.12 |
«Родина моя прекрасна» - разучивание, работа с текстом |
2,5 |
34 |
13.01 |
«Родина моя прекрасна» - работа над техникой исполнения |
2,5 |
35 |
17.01 |
Отработка навыков исполнения песен |
2,5 |
36 |
20.01 |
«Главный праздник» - разучивание |
2,5 |
37 |
24.01 |
«Главный праздник» - работа над техникой исполнения |
2,5 |
38 |
27.01 |
«На горных дорогах» - разучивание |
2,5 |
39 |
31.01 |
«На горных дорогах» - работа над техникой исполнения |
2,5 |
40 |
03.02 |
«Колокола России» - разучивание, работа с текстом |
2,5 |
41 |
07.02 |
«Колокола России» - работа над техникой исполнения |
2,5 |
42 |
10.02 |
«Колокола России» - работа над техникой исполнения |
2,5 |
43 |
14.02 |
«До чего же хорошо кругом» - разучивание |
2,5 |
44 |
17.02 |
«До чего же хорошо кругом» -работа над техникой исполнения |
2,5 |
45 |
21.02 |
«До чего же хорошо кругом» -работа над техникой исполнения |
2,5 |
46 |
24.02 |
«Живет повсюду красота» - разучивание |
2,5 |
47 |
28.02 |
«Живет повсюду красота» -работа над техникой исполнения |
2,5 |
48 |
03.03 |
«Живет повсюду красота» -работа над техникой исполнения |
2,5 |
49 |
07.03 |
«Мир, в котором мы живем» - разучивание |
2,5 |
50 |
10.03 |
«Мир, в котором мы живем» -работа над техникой исполнения |
2,5 |
51 |
14.03 |
«Мир, в котором мы живем» -работа над техникой исполнения |
2,5 |
52 |
17.03 |
«Учитель, в этом слове годы…» - разучивание |
2,5 |
53 |
21.03 |
«Учитель, в этом слове годы…» - работа над техникой исполнения |
2,5 |
54 |
24.03 |
«Учитель, в этом слове годы…» - работа над техникой исполнения |
2,5 |
55 |
04.04 |
«Первая учительница» - разучивание |
2,5 |
56 |
07.04 |
«Первая учительница» - работа над техникой исполнения |
2,5 |
57 |
11.04 |
«До свидания, школа» - разучивание |
2,5 |
58 |
14.04 |
«До свидания, школа» - работа над техникой исполнения |
2,5 |
59 |
18.04 |
«Первые уроки…» -разучивание |
2,5 |
60 |
21.04 |
«Первые уроки…» -работа над техникой исполнения |
2,5 |
61 |
25.04 |
«Прощальный вальс» - разучивание |
2,5 |
62 |
28.04 |
«Прощальный вальс» -работа над техникой исполнения |
2,5 |
63 |
05.05 |
«Гимн молодежи» разучивание |
2,5 |
64 |
12.05 |
«Гимн молодежи» - работа над техникой исполнения |
2,5 |
65 |
16.05 |
«Новое поколение» - работа над техникой исполнения |
2,5 |
66 |
19.05 |
«Белый, синий, красный» - разучивание |
2,5 |
67 |
23.05 |
«Белый, синий, красный» - работа над техникой исполнения |
2,5 |
68 |
26.05 |
«Я – лидер» - разучивание |
2,5 |
69 |
27.05 |
«Я – лидер» -работа над техникой исполнения |
2,5 |
70 |
30.05 |
«Я – лидер» -работа над техникой исполнения |
2,5 |
Итого |
175 часов |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Богатырев П.Г. Вопросы теории музыкального искусства. – М.: Искусство, 1971.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 19
3. Горюнова Л. Мир музыкального творчества. Музыка в школе. № 1. – М.: Просвещение, 1990.
4. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. – М., 1956.
5. Иванов В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство. – Киев, 1977.
6. Как определить и развить способности ребенка? – Сост. В.М. Воскобойников. – СПб. Риспекс, 1996. –
7. Картавцева М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 1978.
8. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.
9. Линькова Н.П. Игры, праздники и воспитание способностей – М., 1969.
ЧЕРЕМХОВСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 П. МИХАЙЛОВКА
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА»
Направление |
Общекультурное |
Уровень образования |
Основное общее образование |
Количество часов в неделю/год |
5/175 |
Нормативная основа рабочей программы |
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 05.10.2009г. №373, с изменениями). Примерная основная образовательная программа Л.В.Куприяновой дополнительного образования (одобрена решением федерального учебно– методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015г. №1/15) |
Учитель |
Обухова Инна Борисовна |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.