1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по художественно - эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2014г.
Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Задачи:
• развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
• научить приёмам мастерства;
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Программа поможет решить различные учебные задачи:
освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;
воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Занятия проводятся в актовом зале или в классе.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 34 часа (по одному часу в неделю).
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, концертные залы, театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел, музыкантов, артистов с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и театрального профиля.
2. Планируемые результаты .
В результате изучения курса «Мир глазами художника» в начальной школе должны быть достигнуты определенные ре зультаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных ка чественных свойствах учащихся, которые они должны приоб рести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мир глазами художника»:
Предполагаемые результаты реализации программы:
Формы и виды контроля
1.Выставки работ.
2.Конкурсы.
Методические рекомендации
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Смотрю на мир глазами художника» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Учебно-тематический план
|
№п/п |
Темы |
1 класс |
2 класс |
3класс |
4класс |
Всего
|
|
1. |
Живопись |
10 |
11 |
11 |
12 |
44 |
|
2. |
Графика |
9 |
10 |
10 |
11 |
40 |
|
3. |
Скульптура |
4 |
3 |
4 |
4 |
15 |
|
4. |
Аппликация |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
|
5. |
Бумажная пластика |
3 |
3 |
2 |
1 |
9 |
|
6. |
Работа с природными материалами
|
2 |
2 |
2 |
1 |
7 |
|
7. |
Организация и обсуждение выставки детских работ.
|
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
8. |
Итого |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
3.Содержание разделов кружка.
1. Живопись
Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Второй год обучения. Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.
Четвёртый год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
2. Графика
Первый год обучения.
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
Второй год обучения. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
Третий год обучения. Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.
Четвёртый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
3. Скульптура
Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
Третий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.
Четвёртый год обучения. Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
4. Аппликация
Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами
и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
Четвёртый год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.
5. Бумажная пластика
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).
Четвёртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.
6. Работа с природными материалами
Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
Третий год обучения. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.
Четвёртый год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся
определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Второй год обучения. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Третий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
Четвёртый год обучения. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.
4. Тематическое планирование. 3 кл. (Третий год обучения)
|
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего, час |
Характеристика деятельности обучающихся |
|
|
II год обучения |
|
|||
|
1 |
Живопись. |
11 |
Расширять знания о средствах художественной выразительности. Осваивать художественные приемы подмалевок. Развивать навыки насыщения цвета теплыми и холодными цветами. |
|
|
2 |
Графика |
10 |
Создавать, изображать на плоскости графическими средствами. Овладевать техникой печати на картоне и печати «сухой кистью» Приобретать первичные навыки работы штрихом. Использовать два и более выразительных средств для создания образа. |
|
|
3 |
Скульптура |
4 |
Сравнивать закреплять навыки работы с мягкими скульптурными материалами Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс |
|
|
4 |
Аппликация |
4 |
Осваивать навыки обрывной и вырезанной аппликации Создавать образ с помощью ритма Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности. |
|
|
5 |
Бумажная пластика |
2 |
Использовать навыки работы с белой бумагой Совершенствовать приемы сминания. закручивания, надрезания. Оценивать работу |
|
|
6 |
Работа с природными материалами |
2 |
Осваивать способ работы с природными материалами (более крупных форм) Разрисовывать камни в живописной манере |
|
|
7 |
Организация и обсуждение выставки детских работ |
1 |
Обсуждать достигнутые результаты, Высказывать свою точку зрения. |
|
|
Итого |
34часа |
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
|
Печатные пособия |
|
|
1 |
Изобразительное искусство. Методическое пособие1-4классы. |
|
2 |
Книги о художниках и художественных музеях. |
|
3 |
Портреты русских и зарубежных художников. |
|
4 |
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. |
|
5 |
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству. |
|
Технические средства обучения |
|
|
1 |
Мультимедийный компьютер с программным обеспечением. Мультимедиа-проектор |
|
2 |
Фотоаппарат |
|
Игры и игрушки |
|
|
1 |
Мягкие игрушки |
|
2 |
Пазлы |
|
3 |
Мозаика |
|
Оборудование класса |
|
|
1 |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. |
|
2 |
Персональный компьютер |
Календарно-тематическое планирование
кружка (внеурочная деятельность)
«Смотрю на мир глазами художника», 3 класс, 2019-2020уч.г.
|
№ п\п |
Темы |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
|
Живопись (11часов) |
||||
|
1 |
Давным-давно родилась живопись. Ведущие художественные музеи России |
1 |
||
|
2 |
Цветовое пятно. Изображать можно пятном |
1 |
||
|
3 |
Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. |
1 |
||
|
4 |
Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. |
1 |
||
|
5 |
Красоту надо уметь замечать: украшение птиц. |
1 |
||
|
6 |
Красоту надо уметь замечать. Природа вокруг нас. |
1 |
||
|
7 |
Узоры, которые создали люди. |
1 |
||
|
8 |
Как украшает себя человек. Сказочные герои. |
1 |
||
|
9 |
Композиция в живописи. Пейзаж. |
1 |
||
|
10 |
Композиция в живописи. Пейзаж. |
1 |
||
|
11 |
Урок любования. Выставка детских работ. |
|
|
|
|
Графика.(10 часов) |
||||
|
12 |
Давным-давно родилась графика. |
1 |
||
|
13 |
Техника карандашного рисунка. Контраст тёмного и светлого пятен. |
|
|
|
|
14 |
Техника карандашного рисунка. Изображение объектов природы. |
1 |
||
|
15 |
Техника карандашного рисунка. Изображение насекомых. |
1 |
||
|
16 |
Техника карандашного рисунка. |
1 |
||
|
17 |
Изображение объектов быта. |
1 |
||
|
18 |
Варианты работы цветными карандашами. |
1 |
||
|
19 |
Загадка цветного карандаша |
1 |
||
|
20 |
Варианты работы фломастерами. |
1 |
||
|
21 |
Урок любования. Выставка детских работ. |
1 |
||
|
Скульптура.(4часа) |
||||
|
22 |
Давным-давно родилась скульптура. |
1 |
||
|
23 |
«Печатаем рисунки » на пластилиновой основе. |
1 |
||
|
24 |
Лепка из глины конструктивным способом несложных фигур (птиц, сладостей). |
1 |
||
|
25 |
Лепка из глины конструктивным способом несложных фигур (птиц, сладостей). |
1 |
||
|
Аппликация.(4часа) |
||||
|
26 |
Разные техники аппликации. Создание простых композиций. |
1 |
||
|
27 |
Техника обрывной аппликации. |
1 |
||
|
28 |
Техника «вырезанной аппликации». |
1 |
||
|
29 |
Работа с необычными материалами для создания более сложных тематических композиции. |
1 |
||
|
Бумажная пластика. (2часа) |
||||
|
30 |
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей. Изображение уголка парка. |
1 |
||
|
31 |
Изображение детских горок. |
1 |
||
|
Работа с природными материалами. (2часа) |
||||
|
32 |
Работа с природными материалами. Изображение уголков природы. |
1 |
||
|
33 |
Аппликация из листьев. Животные. |
1 |
||
|
Организация и обсуждение выставки детских работ. |
||||
|
34 |
Выставка детских работ. |
1 |
||
|
Итого |
34часа |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.