Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района детский сад «Золотой ключик» общеразвивающего вида с приоритетным направлением по художественно-эстетическому развитию дошкольников
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета Заведующий ДОУ Е.А. Шакурова
Протокол от 31.08.2019г №1 приказ от 30.08.2019г № 02-69
ПРОГРАММА
кружка «Умелые ручки»
(2019-2020 уч.г)
Автор-разработчик
Житкова И.Н., воспитатель первой
квалификационной категории
г. Куйбышев,2019г
Объяснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа по программе «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в объединение необходимо планировать так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, яичной скорлупой, гофрированной бумагой. Работу кружка надо организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой и другими материалами начинать с более простых поделок, то есть к 6 годам даётся более сложная работа, нежели малышам.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Новизна программы: Программа «Умелые ручки» нацелена на реализацию базового систематизированного образования по декоративно-прикладному искусству с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства. Разнообразие зрелищно-игровых приёмов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству. Моделирование педагогом сказочных ситуаций, игровых заданий, театрализация стимулируют интерес детей, в результате чего каждый ребёнок, не зависимо от способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Условия реализации программы: программа «Умелые ручки» рассчитана на детей 5 - 7 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка 72 занятия. Группа работает 2 раза в неделю по 25 минут. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый состав группы – 12 человек.
Реализации программы проходит через разнообразные виды деятельности:
- игровую;
- коммуникативную;
- трудовую;
- познавательно-исследовательскую;
- продуктивную;
- художественно-музыкальную.
Цель программы: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
– научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала;
- научить работать с цветными нитками, с яичной скорлупой, гофрированной бумагой.
Задачи программы
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний и умений,v полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию дошкольников;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание детей.
Принципы построения занятий:
1.Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку.
2.Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности ребенка – игре.
3.Принцип комплексности – уделение внимания всем поставленным задачам.
4.Принцип последовательности – по мере накопления знаний и овладения навыками содержания занятий углубляется и расширяется.
5.Принцип системности изложения материала.
Требования к уровню подготовки дошкольников
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами дошкольники могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области ознакомления с окружающим миром и природой, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в конце учебного года. Результаты участия в конкурсах, выставках, оформление альбомов, плакатов.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дошкольники:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, цветными нитками, яичной скорлупой;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
• Проведение выставок работ учащихся:
– в группе, в ДОУ;
– в ЦДТ.
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах различных уровней.
Сотрудничество с семьей воспитанников
В современных условиях учреждения дополнительного образования регулярно и неформально взаимодействует с семьёй, то есть имеет возможность оказывать на неё определённое воздействие и влияние. В основу современной деятельности семьи и учреждений дополнительного образования заложены следующие принципы:
-единый подход к процессу воспитания ребёнка;
-открытость учреждения для родителей;
-взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
-уважение и доброжелательность друг к другу;
-дифференцированный подход к каждой семье;
-равная ответственность родителей и педагогов.
Учебно-тематический план
№ модуля |
Тема |
Количество часов |
|||
теория |
практика |
всего |
|||
1. |
Вводное занятие |
1 |
0 |
1 |
|
2. |
Работа с природным материалом |
1 |
18 |
19 |
|
3. |
Работа с бумагой и картоном |
2 |
26 |
28 |
|
4. |
Работа с пластилином |
1 |
6 |
7 |
|
5. |
Работа с солёным тестом |
1 |
9 |
10 |
|
6. |
Работа с бросовым материалом |
1 |
5 |
6 |
|
7. |
Подготовка к выставке, творческий отчёт |
0 |
1 |
1 |
|
ИТОГО: |
72 часов |
||||
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Дата занятия |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
|||
1. |
Вводное занятие. ТБ на занятиях кружка. |
|
1 |
0 |
1 |
2. |
Работа с природным материалом (19 часов) Заготовка природного материала. |
|
0 |
1 |
1 |
3. |
Работа с природным материалом. Составление простейших геометрических орнаментов из сухих листьев, семян и круп. |
0 |
1 |
1 |
|
4. |
Аппликация из засушенных листьев, колосьев «Волшебный букет» |
0 |
1 |
1 |
|
5. |
Аппликация из засушенных листьев и камней «Рыбки в аквариуме» |
0 |
1 |
1 |
|
6. |
Работа с семенами и крупами. Аппликация «Осенние цветы» |
0 |
2 |
2 |
|
7. |
Аппликация-пейзаж «Лесная опушка» |
0 |
1 |
1 |
|
8. |
Аппликация из круп «Мишка косолапый», «Гриб», рамка для фото |
0 |
2 |
2 |
|
9. |
Аппликация из яичной скорлупы «Яблочко» |
0 |
2 |
2 |
|
10. |
Поделки из объёмной яичной скорлупы «Мама курица и цыплятки» |
0 |
2 |
2 |
|
11. |
Поделки из овощей и фруктов |
1 |
1 |
2 |
|
12. |
Аппликация из ваты «Мишка на севере». |
0 |
1 |
1 |
|
13. |
Миниатюры из желудей «Весёлые человечки», «Лошадка» |
0 |
1 |
1 |
|
14. |
Миниатюры из шишек |
0 |
1 |
1 |
|
15. |
Миниатюры из каштанов |
0 |
1 |
1 |
|
16. |
Работа с бумагой и картоном (28 часов) Бумага и ее виды. |
1 |
0 |
1 |
|
17. |
Обрывная аппликация «Волшебное дерево» |
0 |
2 |
2 |
|
18. |
Обрывная аппликация «Цветы в вазе» |
0 |
1 |
1 |
|
19. |
Аппликация «Бабочка» |
0 |
1 |
1 |
|
20. |
Аппликация «Спорт – это сила» |
0 |
1 |
1 |
|
21. |
Морской пейзаж из бумаги и картона |
0 |
2 |
2 |
|
22. |
Обрывная аппликация «Фрукты» |
0 |
1 |
1 |
|
23. |
Композиция «Овощи в тарелке» |
0 |
1 |
1 |
|
24. |
Полуобъёмная аппликация «Ромашка» |
0 |
1 |
1 |
|
25. |
Полуобъёмная аппликация «Грибок» |
0 |
1 |
1 |
|
26. |
Объёмная аппликация из картона «Царевна-лягушка» |
0 |
1 |
1 |
|
27. |
Полуобъёмная аппликация «Солнышко лучистое» |
0 |
2 |
2 |
|
28. |
Настенное панно «Бумажный коврик» |
0 |
2 |
2 |
|
29. |
Настенное украшение «Тарелка с орнаментом» |
0 |
1 |
1 |
|
30. |
Изготовление рамочек для работ «Люблю берёзу русскую!», «Морские фантазии» |
0 |
2 |
2 |
|
31. |
Лепка из бумажной массы «Медальоны и браслеты», рамка для фото. |
0 |
3 |
3 |
|
32. |
Изготовление детской игрушечной мебели из подручного материала. |
1 |
3 |
4 |
|
33. |
Подарочная упаковка «С Днем рождения». |
0 |
1 |
1 |
|
34. |
Работа с пластилином (7 часов). Состав пластилина. |
1 |
0 |
1 |
|
35. |
Плоская аппликация из пластилина. Первоцветы. |
0 |
2 |
2 |
|
36. |
Объёмная лепка по сказке «Аленький цветочек» |
0 |
2 |
2 |
|
37. |
Объёмная лепка «Зайка» |
0 |
2 |
2 |
|
38. |
Работа с солёным тестом (10 часов). История промысла. Правила замеса. |
1 |
0 |
1 |
|
39. |
Лепка плоской фигурки снеговика |
0 |
1 |
1 |
|
40. |
Натюрморт «Посуда для Маши». |
0 |
2 |
2 |
|
41. |
Изготовление открыток-валентинок «Я тебя люблю» |
0 |
2 |
2 |
|
42. |
Изготовление фигурок домашних животных. |
0 |
2 |
2 |
|
43. |
Изготовление плоской фигуры. «Теремок». |
0 |
2 |
2 |
|
44. |
Бросовый материал(6 часов). Какой материал можно использовать? Для чего? |
1 |
0 |
1 |
|
45. |
Изготовление стаканчика |
0 |
3 |
3 |
|
46. |
Изготовление «Танк». |
0 |
2 |
2 |
|
47. |
Подготовка к итоговой выставке. |
0 |
1 |
1 |
|
Итого: 72 часа |
Содержание
1.Вводное занятие. ИТБ на занятиях объединения. Комплектация групп. Беседа о пользе труда и об уважительном отношении к трудящимся. Пословицы и поговорки о труде.
2. Работа с природным материалом. Заготовка природного материала. Экскурсия в парк. ИТБ на экскурсии и на пути следования к месту экскурсии.
3. Работа с природным материалом. Составление простейших геометрических орнаментов из сухих листьев акации и берёзы, полевых цветов и семян.
4. Полуобъёмная аппликация из засушенных листьев и цветов «Букет цветов». Правила композиции букетов. Подборка фонов. ИТБ при работе с ножницами и клеем.
5. Аппликация из засушенных листьев «Аквариум». Беседа «Кто живёт в аквариуме?» ИТБ при работе с ножницами и клеем.
6. Работа с семенами тыквы, арбуза, огурцов. Аппликация «Цветы».
7. Аппликация-пейзаж «На опушке леса». Дать понятие «пейзаж». ИТБ при работе с ножницами и клеем.
8. Аппликация из гречневой крупы «Мишка косолапый», «Гриб» или рамка для фото. ИТБ при работе с клеем.
9. Аппликация из яичной скорлупы «Яблочко». ИТБ при работе с клеем и гуашью.
10. Поделки из объёмной яичной скорлупы «Мама курица и цыплятки». Правила заготовки и окраски скорлупы.
11. Поделки из овощей и фруктов фигурок зверей, птиц, насекомых.
12. Аппликация из ваты «Мишка на севере». Беседа о белых медведях. Свойства ваты. ИТБ при работе с клеем.
13. Миниатюры из желудей «Весёлые человечки», «Лошадка». ИТБ при работе с шилом.
14. Миниатюры из шишек. ИТБ при работе с шилом.
15. Миниатюры из каштанов. ИТБ при работе с шилом и клеем.
16. Работа с бумагой и картоном. Бумага и ее виды. Практическое применение бумаги и картона. Беседа об охране лесонасаждений и пользе сдачи макулатуры.
17. Обрывная аппликация из цветной бумаги «Чудо-дерево». ИТБ при работе с клеем. Беседа о пользе растений. Деление растений на деревья, кустарники, травы.
18. Аппликация из бумаги «Цветы в вазе». Изготовление гвоздик из бумаги. ИТБ при работе с ножницами и клеем.
19. Аппликаций «Бабочка». Беседа о бережном отношении к насекомым».
20.Аппликация «Спорт – это сила».Беседа о пользе ЗОЖ, о видах спорта, об олимпиаде.
21. Морской пейзаж из бумаги и картона. Беседа о морях, об их охране, об отдыхе на море.
22. Обрывная аппликация «Фрукты». Беседа о пользе фруктов. ИТБ при работе с клеем.
23. Композиция «Овощи в тарелке». Беседа о пользе овощей. ИТБ при работе с ножницами и клеем.
24.Полуобъёмная аппликация «Ромашка». ИТБ при работе с ножницами и клеем.
25. Полуобъёмная аппликация «Грибок». Беседа о пользе и вреде грибов. ИТБ при работе с ножницами и клеем.
26. Объёмная аппликация из картона «Царевна-лягушка». Беседа о земноводных. Беседа по сказке «Царевна-лягушка». ИТБ при работе с ножницами.
27. Полуобъёмная аппликация «Солнышко лучистое». Беседа о пользе и вреде солнечных лучей. ИТБ при работе с ножницами и клеем.
28. Настенное панно «Бумажный коврик». Правила плетения ковриков.
29. Настенное украшение «Тарелка с орнаментом». Правила составления орнаментов в квадрате, круге, прямоугольнике, треугольнике.
30. Изготовление рамочек для работ «Люблю берёзу русскую!» из белой бумаги, «Морские фантазии» из картона и морских ракушек.
31. Лепка из бумажной массы «Медальоны и браслеты», рамка для фото. Правила замеса бумажной массы.
32. Изготовление детской игрушечной мебели из подручного материала (спичечные коробки, пластиковые стаканчики и т.д.)
33.Изготовление подарочной упаковки «С Днем рождения». Анемоны. Беседа о правилах поздравления. Этикет. ИТБ при работе с ножницами и клеем.
34. Работа с пластилином. Состав пластилина. История возникновения пластилина. ТБ при работе с пластилином.
35. Плоская аппликация из пластилина. Первоцветы. Беседа об охране природы, первоцветов. ИТБ при работе с пластилином.
36. Объёмная лепка «Аленький цветочек». Беседа по сказке.
37. Объёмная лепка «Зайка». Беседа о животных. Повторение стихотворения «Зайке холодно сидеть…»
38. Работа с солёным тестом. История промысла. Правила замеса солёного теста. ИТБ при работе с солёным тестом.
39.Лепка плоской фигурки снеговика из солёного теста. Объемная работа. Беседа о детских забавах зимой.
40. Натюрморт «Ваза с фруктами». Беседа о пользе фруктов, о правилах композиций из фруктов.
41. Изготовление открыток валентинок из солёного теста «Я тебя люблю». История праздника.
42. Изготовление фигурок домашних животных (котик, кролик). Беседа о пользе и вреде домашних питомцев.
43. Изготовление плоской фигуры. «Теремок», «Репка». Беседа по сказкам. ИТБ при работе со стеком.
44. Что такое бросовый материал.
45. Изготовление стаканчика. Правила изготовления объёмных изделий, зачистка, грунтовка, роспись.
46. Изготовление «Танк».
47. Подготовка к итоговой выставке. Выставка работ группы. Награждение детей грамотами.
Ожидаемые результаты
В результате обучения в объединении учащиеся должны получить знания и умения:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно- прикладного искусства;
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
-уметь проводить характеристику и самооценку работы.
Способы проверки ожидаемых результатов
1.Беседа
2.Выставка в группе, в ДОУ
3.Участие в конкурсах и смотрах.
Литература
1.Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990.
2.ВетлужинаН. А. Художественное творчество и ребенок.— М., 1971
3.ГройсманА. Л. Психология, личность, творчество. — М., 1993.
4. ГулъянуЭ.К.,БазшИ.Я. Что можно сделать из природного материала.—М., "Просвещение", 1991.
5.Гусакова М.А. Аппликация. — М., "Просвещение", 1977.
6.Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов, «Просвещение», Москва, 1988 г.
7.Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению. 2006.
8.Объёмный квиллинг. Центр бумажного творчества «Ханди Арт».
Под ред. Т. Ванина. М. 2015.
9.Сафронова Н. Ц. Художественная аппликация. — М., 1978.
10.Филенко Ф.П.Поделки из природного материала. – М.,1976.
11.Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва. 1992.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.