Программа кружка "В мире природы"
Оценка 4.9

Программа кружка "В мире природы"

Оценка 4.9
doc
18.04.2023
Программа кружка "В мире природы"
Программа В мире природы.doc

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа «В мире природы» разработана на основе экспериментальной дополнительной образовательная программы «В мире природы» экологической направленности рассчитана для младшего школьного возраста (6-10 лет). Автор образовательной программы «В мире природы» Смыслова А.Н. Рабочая программа утверждена в 2021 году на  заседании методического объединения учителей начальных классов.

Цель: создание условий для формирования у обучающихся стойкого интереса к натуралистической деятельности, воспитание бережного отношения к окружающему миру – экологической ответственности.

Задачи программы

1. Обучающие:

углубить  знания о живой и неживой природе;

изучить, провести наблюдения и исследования с обучающимися конкретных объектов (неживой и живой природы);

формировать знания о единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости человека и природы.

2. Развивающие:

развивать любознательность через активизацию внимания, наблюдательности, памяти;

развивать фантазию, воображение, творческое, техническое и художественное мышление, конструкторские способности;

развивать восприятие прекрасного и безобразного, чувства удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к миру природы;

способствовать развитию коммуникативных навыков.

3. Воспитывающие:

воспитывать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни;

формировать трудолюбие;

развивать потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику,

формировать потребность ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности.

 

Структура программы

Программой предусмотрено проведение экскурсий в природу для наблюдения за живой и неживой природой.

Итогом работы объединения "В мире природы" являются участие в конкурсах «Цветы как признанье…», «Моя малая Родина», «Зимняя фантазия», «Экология, природа и фантазия», «Зелёная планета»,  конкурсе исследователей окружающей среды. А также участие в экологических акциях «Птичья столовая», «Живи, ёлка!», «Первоцвет», «С любовью к России мы делами добрыми едины», «День Земли»,  «Марш парков», «День воды».

Рабочая программа 1-й год обучения – «Неживое в природе. Живое в природе».

Занятия проводятся 3 раза в неделю.

В группе – 15 человек.

Программа рассчитана на участие в обучении обучающихся разного возраста, т.е. школьников 6 – 10 лет.

Формирование группы происходит в соответствии с уровнем первоначальных умений и навыков по курсу окружающего мира. Деятельность объединения организуется во внеурочное время и тесно связана с уроками технологии, изобразительного искусства, литературного чтения.

Рабочая программа имеет практическую направленность, так как ею предусмотрено проведение занимательных опытов по изучению живой и неживой природы. Эти опыты заложат основу научной практики обучающихся, будут стимулировать их воображение, укрепят интерес к изучению окружающего мира.

Программа помогает формированию коммуникативных компетенций, навыков трудовой деятельности, стимулирует общеобразовательный и познавательный интерес, бережное отношение к природе.

Теоретические основы программы – исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко), и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Наиболее часто используемые формы проведения занятий в ходе реализации дополнительной образовательной программы: беседа, рассказ, обсуждение, практические, проектные и исследовательские  работы, экскурсии. Среди нетрадиционных форм и методов: познавательные игры, экологические праздники и экологические акции, операции, подготовка и защита проектных и исследовательских работ, изготовление поделок из природного материала, разработка и создание экологических знаков, ознакомление с атласами – определителями, сбор гербариев, составление памяток. Контакт с родителями обучающихся осуществляется в совместных мероприятиях: походах, экскурсиях, подготовке проектов, участии в проводимых массовых мероприятиях и акциях.

Учебно-материальную базу можно создать самостоятельно, используя дополнительную справочную литературу, иллюстрации. При проведении практических, проектных и исследовательских работ используются повседневные предметы, которые легко найти дома каждому обучающемуся. 

 

Планируемые результаты освоения программы

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

• положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

• осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

• уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

• понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;

• устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

• установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений;

• привычка к организованности, порядку, аккуратности;

•адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;

• чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.

Предметные

Обучающиеся научатся:

• использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами;

•работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие схемы и эскизы, читать их и выполнять работу с опорой на них;

• изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим эскизам, схемам, рисункам;

Обучающиеся получат возможность научиться:

• творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

• понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

• самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

• планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

•следовать при выполнении работы инструкциям педагога или представленным в других информационных источниках различных видов: книге, дидактическом материале;

• руководствоваться правилами при выполнении работы;

•устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;

• осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

• прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

•находить необходимую для выполнения работы информацию в доп. литературе, Интернете;

• анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

•выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

• использовать знаково-символические средства для решения задач умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели работать с моделями.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и др.);

• самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой

конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;

• понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

• организовывать под руководством педагога совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

• формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

• выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

• в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

• проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

   Программа ориентирована на достижение воспитательных результатов. На первом и втором году обучения возможно достижение первого уровня воспитательных результатов, т.е. приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. На третьем – четвертом году работы в объединении возможно достижение второго уровня воспитательных результатов – опыт переживания и формирование позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. На данном этапе обучения обучающихся активно взаимодействуют между собой в группе, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Участвуя в школьных творческих выставках, они получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающиеся  должны знать:

- планета Земля – наш общий дом;

- Солнце  - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

- основные группы растительных организмов, грибов и животных  и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на живую и неживую природу (примеры);

- значение растений, грибов и животных в жизни человека, правила ухода за ними;

- организмы, приносящие вред человеку, и некоторые меры борьбы с ними;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- способы охраны окружающей среды;

- что такое наблюдение и опыт.

Обучающиеся должны уметь:

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению - природного окружения и своего здоровья;

- ухаживать за комнатными растениями;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- совершать экологически сообразные поступки в окружающей природе;

- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

- гербаризировать растения;

- выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.;

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости.

Отслеживание результатов образовательной деятельности

Результативность и целесообразность работы по программе «В мире природы » выявляется два раза в год на всех этапах обучения. Личностный рост ребенка оценивается по следующим параметрам:

- уровень усвоения теоретических знаний по базовым темам программы;

- уровень овладения практическими навыками, предусмотренными программой;

- формирование коммуникативных качеств, умения работать в паре и группе.

Используются следующие формы проверки: выставка, викторина, защита проекты, исследовательской работы, составление вопросов по теме занятия.

Методы проверки: пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ обучающихся, анкетирование, тестирование, опрос обучающихся, анкетирование педагогов и родителей. Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме традиционных экологических праздников, акций, выставок, творческих конкурсов.

Результаты фиксируются по следующим параметрам:

- усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы;

- личностный рост; развитие коммуникабельности, умения контактировать с другими обучающимися;

- формирование художественных способностей, эстетического вкуса;

- при оценке знаний, умений и навыков, полученных ребенком за период обучения (полугодие), учитывается его участие в выставках, конкурсах, акциях.

Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий. Оценка проводится по трёхбалльной шкале. Результаты фиксируются в зачетных ведомостях, сравнение результатов за два полугодия показывают динамику освоения учащимися программы.

Дополнительным способом диагностики развития личности является мониторинг по следующим направлениям:

- мотивационная направленность;

- развитие продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини – сочинений;

- умение наблюдать, обобщать, делать выводы;

- умение оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, описаний.

Содержание программы первого года обучения

 

1. Введение. (15 ч.) Ознакомление с целями и задачами объединения первого года обучения, с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Единство всех живых существ на Земле. Планеты Солнечной системы. Особенности каждой из планет и их единство. Родное село, его история. Природа села. Экология как наука. Эрнст Геккель – основатель экологии как науки. Место человека в природе. Окружающая природа и окружающая среда. Влияние окружающей среды на живой организм. Человек – сын природы. Принятие в «Юные натуралисты». Рассматривание сущности и значения экологии на примерах.

Практика. Игра на школьном дворе. Наблюдение на улице за жизнью птиц, насекомых, растений пришкольного участка. Экологическая игра «Кто на планете первый?». Наблюдения за осенними изменениями в природе. Экскурсия в библиотеку.

2. Неживое в природе. (25 ч.) Многообразие неживой природы. Солнце – источник света и тепла. Вода, её признаки и свойства. Источники загрязнения воды. Состав и свойства почвы. Погода. Климат. Прогноз погоды. Кислотные дожди. Пыль – враг здоровья и комнатных растений. Времена года в неживой природе. Экономия электроэнергии. Золотая осень.

Практика. Экскурсия «Предметы и явления неживой природы вокруг меня». Опыты по выявлению свойств воды. Опыты по составу почв. Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Наблюдения за погодой. Прогнозирование погоды. Уборка пыли в помещении. Практическая работа с гномоном по определению длины световой тени в течение дня. Сбор гербария. Ролевая игра «Пойми меня». Творческая работа «Что просила передать неживая природа?»

3. Живое в природе. (92 ч.) Зимующие и перелётные птицы. Приспособленность видов к условиям жизни. Экологические связи в живой и неживой природе. Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Растение – живой организм. Культура поведения в природе по отношению к растениям. Разнообразие царства растений. Деревья твоего двора. Комнатные растения. Приспособление растений к разным средам обитания. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Хвойные, лиственные и цветковые растения. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения луга, водоёма и леса. Культурные растения поля, сада и огорода. Лекарственные растения. Разнообразие ягод. Роль снега в жизни растений и животных. Размножение растений. Экскурсия: наблюдение за набуханием почек на деревьях, раннецветущими растениями. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. Посадка декоративных растений. Проведение опытов: «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений», «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Экскурсия «К нам пришёл цветущий май».

Практика. Наблюдение за птицами. Экскурсия в осенний парк. Праздник «Осень в лесу». Опыты по очистке воды. Самонаблюдение акта дыхания человека. Закаливание организма воздухом и водой. Экскурсия в зимний парк. Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Проведение опытов, доказывающих влияние света, воздуха, воды и почвы на растения. Создание и зарисовка экологических знаков. Составление памятки для детей и взрослых «Правила поведения на природе». Работа с атласом – определителем. Практическая работа по размещению комнатных растений в классе с учётом тепла и света. Комплексный уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений, формовка крон, обрезка. Работа с гербариями. Распознавание растений в зимний период. Практическая работа по сравнению разных групп растений. Праздник «В страну овощей». Наблюдение за снегом, зарисовка самой красивой снежинки. Праздник «Проводы зимы. Масленица». Размножение растений с помощью семян. Экскурсия «Встречаем красавицу – весну». Изготовление моделей скворечников.

4. Итоговое занятие. (6 ч.) Обобщение проделанной за год работы. Подготовка и проведение праздника «Тайник Вселенной». Выставка экологических творческих работ обучающихся.

 

Средства контроля

 Освоение образовательной программы производится на конец первого и второго полугодия. Диагностика умений и навыков сформированности предметных умений на начало, конец и середину учебного года.

Для проведения теоретической части контроля знаний, умений и навыков используются различные формы организации: конкурсы, викторины, тестирование обучающихся по материалам программы объединения, индивидуальные творческие задания.

Практическая часть знаний, умений и  навыков оценивается по результатам творческой и исследовательской деятельности, участие в муниципальный, региональных и всероссийских конкурсах по эколого-биологической направленности.

Так же в конце учебного года проводится диагностика уровня развития личности, сформированности коллектива и профессиональной позиции педагога.

Первый предмет диагностики – это личность самого обучающегося. Диагностика проводится по методике Д.В. Григорьевой и П.В. Степанова «Личностный рост».

Второй предмет диагностики – это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности обучающегося. Влияние коллектива на обучающегося многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднение, за счёт других – развивать индивидуальность обучающегося, его творческий потенциал. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (диагностическая методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а так же характер взаимоотношений обучающихся в детском коллективе (методика социометрии).

Третий предмет диагностики – это профессиональная позиция педагога. Используется методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя (Д.В. Григорьев и П.В. Степанов)

 

Методическое обеспечение образовательной программы

 

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

 Введение

 Традиционные; защита творческих проектов, исследование.

 Решение проблемных ситуаций;  диалог.

Памятки по созданию и защите проектных и творческих работ. 

 Компьютер; проектор.

Коллективный анализ работ; презентация творческих работ. 

2

 Неживое в природе

 Беседа, диалог; ролевые и деловые игры; экскурсии; игры на школьном дворе; конкурс; дискуссия; акции; викторины

 Групповая, парная работа; наблюдение; дидактические игры; практическая работа; опыт; защита проекта; создание ситуации выбора; работа с атласом – определителем.

 Фотографии и рисунки по темам; подборка детской экологической литературы; подбор экологических ситуаций; дидактическая игра «Живое и неживое».

 Компьютерный диск «Мир природы»; компьютер, проектор: гномон; приборы для проведения опытов.

 Рисунки, беседа по рисункам; мини – сочинение; создание моделей из пластилина; конкурс рисунков; стенгазета; создание гербария.

3

Живое в природе

Ролевые и деловые игры; праздники; викторины; экскурсии, практикумы; беседа с элементами дискуссии; конкурсы; создание коллективных проектов.

Эвристическая беседа; наблюдение, сравнение; составление сказки; работа с атласом – определителем; материал для создания сообщений учащимися.

Дидактическая игра «Угадай живое в природе»; фотографии грибов и растений, рисунки;  подборка загадок, кроссвордов по темам.

Компьютер, мультимедийный проектор; материалы для проведения опытов; дидактическая игра «Угадай грибок».

Участие в акциях; создание и защита рисунков по темам;  защита проектных работ; коллективное панно; составление экологических знаков; написание письма от имени растения; по плану; конкурс сообщений; создание памяток; выставка творческих экологических работ.

11

 

Итоговое занятие

Традиционное занятие; беседа

Совместное составление проекта экологической работы

Памятка «Как построить защиту своего проекта».

Компьютер, проектор.

Обсуждение и оценка результатов работы; тестирование.

 

Список литературы

 

1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии/В.А. Алексеев. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 238 с.: ил. – (Расширяем кругозор детей)

2. Антология гуманной педагогики / под ред. П. А. Лебедев. – переизд. – М.: Изд. Дом Ш. Амонишвили, 2002. 224 с.

3. Барковская О. М.. Содержание, цель  и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа.  – 1994. - № 2. –С. 32 -33.

4. Ганичкин А. Любимые домашние цветы. – М.: Оникс, 2006.

5. Дежникова  Н. С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.: Просвещение, 2001.

6. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир. 2 – 3 классы: кружковая работа; занятия в группах продлённого дня / авт. – сост. Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

7. Ишутинова  Л. М. Грибы – это грибы // Начальная школа. -  2000. - №6. – С. 68.

8. Кирсанова Т. А. Птичьи имена // Начальная школа. – 2001. - № 1. – С. №1.

9. Коробцова З. Лекарственная аптека. – М.: Панорама, 1991.

10. Никитина Б. А.  . Развивающие экологические игры в школе и не только. – Самара, 1996.

11. Носаль М. А.. Лекарственные растения. Способы их применения в природе. – Л., 1991.

12. Папорков М. А.  Учебно–опытная работа на пришкольном участке. – М., 1980.

13. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

14. Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. – 1998. – №8. – С. 40 – 46.

15. Цветкова И. В.. Экологический светофор для младших школьников. – М

 

 

 

Рассмотрен на заседании                                                                                                                                             «Утверждаю»

МО учителей начальных классов                                                                                                                               Директор МБОУ «Борисовская                 

Протокол  №___ от ______ 2021 г.                                                                                                                             СОШ  № 2» 

                                                                                                                                                                                        ____________ Иванчук Е.В.

                                                                                                                                                                                        Приказ № _____

                                                                                                                                                                                        от «      » _____________ 2021 г.

 

Календарно-тематический план

объединение «В мире природы»

Первый  год обучения

 

Педагог:   Смыслова А.Н.

 

 

п/п

Календарные сроки

Тема учебного занятия

Тип и форма занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Дидактические материалы,

техническое обеспечение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые

Фактические

Теоретическая

 часть занятия

/форма организации

деятельности

Практическая часть занятия/форма организации деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Инструктаж по ТБ.

Занятие формирования умений и навыков.

Вводное занятие

-

Коммуникабельность.

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

Видеофильм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

Мы – жители планета Земля.

Занятие формирования умений и навыков.

 

Лекция

Тематическая поделка

 

Карта

Видеофильм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

Планета Земля в Солнечной системе.

Занятие повторение.

Сопутствующая информация

Анализ презентации

Усидчивость.

карта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

Моя малая родина. Экскурсия. ТБ.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Экскурсия

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

Фотографии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

Моя малая родина. Природа села и района.

Комбинированное занятие.

Рассказ, беседа

-

Патриотизм.

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

Фотографии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

Что такое экология?

Занятие формирования умений и навыков.

Лекция

Практикум

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

Экология и мы.

Занятие повторение.

Рассказ

Поделка

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

Что такое окружающая среда и окружающая природа? Игра на школьном дворе. ТБ инструктаж.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Тематическая информация

Подвижная игра.

Самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

Наш организм и окружающая среда.

Занятие формирования умений и навыков.

Лекция

Коллективная поделка

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

Место человека в мире природы.

Занятие формирования умений и навыков.

Беседа

-

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

Ранняя осень – сентябрь. Экскурсия. ТБ.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Экскурсия

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

Сентябрь – хмурь.

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.

Беседа

Презентация

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

Принятие в юные натуралисты.

Комбинированное занятие.

-

Мероприятие

Общительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

Правила поведения в природе. Экскурсия в библиотеку. ТБ

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Ознакомительная лекция

Экскурсия в библиотеку

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

Невидимые нити.

Занятие формирования умений и навыков

Лекция

-

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

Тема. Неживое в природе. Неживая природа.

Занятие формирования умений и навыков.

Ознакомительная лекция

-

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

Неживая природа.

Занятие повторение.

Беседа

Поделка

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Экскурсия

Любовь  к природе.

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

Солнце – источник тепла.

Занятие формирования умений и навыков.

Рассказ

Поделка

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

Вода, её признаки и свойства.

Занятие формирования умений и навыков.

Лекция игра

Прикладная работа

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

Практическая работа «Цвет, запах, форма воды». ТБ

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Практическая работа

Трудолюбие.

Лабораторное оборудование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

Опыты по выявлению свойств воды. ТБ

Занятие повторение.

Рассказ

Практическая работа

 

Лабораторное оборудование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

Берегите воду!

Занятие повторение.

-

поделка

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

Взятие и сравнение воды загрязнённого и чистого водоёма. ТБ

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Тематическая информация

Практическая работа

Аккуратность.

Лабораторное оборудование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

Почва – святыня наша.

Занятие формирования умений и навыков.

Лекция

Презентация

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 

 

Состав и свойства почвы. Практическая работа. ТБ

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Рассказ

Практическая работа

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

 

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений.

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.

-

практическая работа

Любовь  к природе.

Лабораторное оборудование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

 

 

Погода. Климат.

Занятие формирования умений и навыков.

 

 

Беседа.

Поделка

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

 

 

Практическая работа. «Наблюдения за погодой»

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Заполнение дневника

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

 

Прогноз погоды.

Занятие формирования умений и навыков.

Рассказ

презентация

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

 

 

Предсказание погоды по народным приметам.

Занятие повторение.

Лекция

Викторина

Любознательность.

Народные приметы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

 

 

Кислотные дожди.

Занятие формирования умений и навыков.

Лекция

-

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33

 

 

Пыль – враг здоровья человека и комнатных растений. Практическая работа. ТБ

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Беседа

практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

 

Времена года в неживой природе.

Занятие формирования умений и навыков.

Беседа

Коллективная поделка

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35

 

 

Практическая работа с гномоном по определению световой тени в течение дня. Инструктаж по ТБ

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Тематическая информация

Практическая работа

Усидчивость.

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

 

«Лампочкин» марафон, или почему необходимо экономить энергию?

Комбинированное занятие.

Сопутствующая информация

Марафон

Толерантность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37

 

 

Октябрь – золотая осень. Октябрь – грязник. Экскурсия. ТБ

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.

-

Экскурсия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38

 

 

Сбор гербария.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Практикум

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39

 

 

Диалоги с неживой природой. Мусор – загрязнитель природы.

Занятие формирования умений и навыков.

Рассказ

Коллективное панно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

Обращение юных натуралистов к ровесникам.

Комбинированное занятие.

-

Мероприятие

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

41

 

 

Тема. Живое в природе. Практикум «Хлебные крошки». Акция «Кормим пернатых друзей».

Комбинированное занятие.

 

Рассказ

Практикум, акция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42

 

 

Кто улетит, а кто останется. Работа с атласом определителем.

Занятие формирования умений и навыков.

Лекция

Работа с атласом определителем

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43

 

 

Наблюдение за жизнью птиц в природе. Экскурсия. ТБ

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Экскурсия

Любовь  к природе.

 Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

Фотографии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44

 

 

Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни.

Занятие формирования умений и навыков.

Эвристическая беседа

-

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45

 

 

Как связана живая и неживая природа?

Занятие повторение.

Рассказ

-

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46

 

 

Экскурсия в осенний лес. ТБ

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Экскурсия

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47

 

 

Экскурсия в осенний лес. ТБ

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Экскурсия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48

 

 

Ноябрь – листогной.

Комбинированное занятие.

Рассказ

поделка

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49

 

 

Практическая работа по созданию гумусных ям. ТБ

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Практическая работа

 

с\х инструменты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50

 

 

Праздник «Осень в лесу». Подготовка к проведению.

Занятие повторение.

-

Праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51

 

 

Проведение праздника «Осень в лесу». ТБ

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.

-

Праздник

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52

 

 

Вода и жизнь. Опыты по очистки воды.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Лекция

Практикум

Бережливость.

Лабораторное оборудование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53

 

 

Воздух и жизнь.

Занятие формирования умений и навыков.

Беседа

-

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54

 

 

Роль ветра в жизни растений и животных.

Занятие формирования умений и навыков.

Рассказ

-

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55

 

 

Декабрь – студенец. Экскурсия в парк. ТБ

Комбинированное занятие.

 

Рассказ

Экскурсия

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56

 

 

Акция «Добрая зима!». Изготовление кормушек для птиц. ТБ

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Акция, практическая работа

Трудолюбие.

Макеты кормушек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57

 

 

Растения рядом. Практическая работа по изучению растений пришкольного участка.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Лекция, репродуктивный метод

Практическая работа

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58

 

 

Игра «Угадай растение по описанию».

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.

-

Игра

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59

 

 

Растение – живой организм.

Занятие повторение.

Рассказ

-

Усидчивость.

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

Влияние – света, воздуха, воды и почвы на растения

 

Лекция игра

-

 

 

61

 

 

Практическая работа по правильному поливу комнатных растений.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

62

 

 

Будем понимать и любить растения!

Занятие формирования умений и навыков.

-

Викторина

Общительность.

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

63

 

 

Разработка и защита экологических знаков.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Беседа

Прикладная работа

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

64

 

 

Угадай экологический знак.

Комбинированное занятие.

-

Мероприятие

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

65

 

 

Угадай экологический знак.

Занятие повторение.

Лекция

практикум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

66

 

 

Разнообразие царства растений.

Занятие формирования умений и навыков.

Ознакомительная лекция

-

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

67

 

 

 

Практическая работа с гербариями и иллюстрациями. Повторный инструктаж по ТБ.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Практическая работа

Аккуратность.

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

Гербарий

 

 

 

 

 

 

 

 

68

 

 

Деревья твоего двора.

Занятие формирования умений и навыков.

Рассказ

Поделка

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

69

 

 

Работа с определителем древесно-кустарниковых растений.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Работа с определителем

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

70

 

 

 

Составление характеристики одного дерева по карте-инструкции.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Рассказ

Оформление работы.

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

71

 

 

Экскурсия «Силуэты деревьев зимой». ТБ.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Экскурсия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

72

 

 

Комнатные растения.

Занятие формирования умений и навыков.

Рассказ

-

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

73

 

 

Работа с определителем комнатных растений.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Работа с определителем.

 

Атлас-определитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

74

 

 

Практическая работа по размещению комнатных растений в классе и дома.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Практическая работа.

Бережливость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

75

 

 

 

Комплексный уход за комнатными растениями. ТБ.

Занятие повторение.

Лекция

Анализ презентации.

 

 

 

 

76

 

 

Размножение комнатных растений.

Занятие формирования умений и навыков.

Рассказ, диалог

-

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

77

 

 

Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Прикладная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

78

 

 

Где мы растём и почему? Приспособления растений к разным средам обитания.

Занятие формирования умений и навыков.

Проблемно-поисковый метод

-

Любовь  к природе.

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

79

 

 

Практическая работа с гербариями.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Практическая работа

 

гербарий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80

 

 

Теплолюбивые и холодостойкие растения.

Занятие формирования умений и навыков.

Рассказ

Дидактические карточки

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

81

 

 

Светолюбивые и теневыносливые растения.

Занятие формирования умений и навыков.

Рассказ

Дидактические карточки

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

82

 

 

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

Занятие формирования умений и навыков.

Рассказ

Дидактические карточки

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

83

 

 

Январь – просинец. Зимняя экскурсия. ТБ

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Экскурсия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

84

 

 

Хвойные и лиственные растения. Практическая работа по сравнению двух групп растений.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Лекция, репродуктивный метод

Практическая работа в группах

Коммуникабельность.

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

85

 

 

 

Наблюдение за жизнью хвойных растений зимой. ТБ

Занятие формирования умений и навыков.

-

Заполнение фенологических дневников

Аккуратность.

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

86

 

 

Цветковые растения.

Занятие формирования умений и навыков.

Беседа

поделка

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

87

 

 

Игра «Угадай растение».

Занятие повторение.

-

игра

 

игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

88

 

 

Дикорастущие и культурные растения.

Занятие формирования умений и навыков.

Лекция

-

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

89

 

 

Составление описания дикорастущего и культурного растения по плану.

Занятие формирования умений и навыков.

 

Лекция семинар

Практикум

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

90

 

 

 

Дикорастущие растения луга, водоёма и леса.

Занятие формирования умений и навыков.

Рассказ

Просмотр видеофильма

 

презентация

 

 

 

 

91

 

 

Работа с гербариями и иллюстрациями.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Сопутствующая информация

Прикладная работа

Усидчивость.

Гербарий

иллюстрации

 

92

 

 

Культурные растения поля, сада и огорода.

З   

Беседа

-

 

презентация

 

93

 

 

Конкурс рисунков и сообщений «Культурные растения».

Занятие повторение.

-

Конкурс рисунков

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

94

 

 

Подготовка праздника «В страну овощей».

Занятие повторение.

-

подготовка праздника

 

 

 

95

 

 

 

Проведение праздника «В страну овощей». ТБ

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.

-

праздник

 

Муляжи овощей

Рисунки

стихи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

96

 

 

Лекарственные растения.

Занятие формирования умений и навыков.

лекция

-

 

презентация

 

97

 

 

Практическая работа «Чай с ромашкой и мятой».

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Практическая работа

Усидчивость.

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

98

 

 

Разнообразие ягод.

Занятие формирования умений и навыков.

Рассказ

поделка

 

презентация

 

99

 

 

Зарисовка ядовитых растений.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Рассказ

Прикладная работа

 

иллюстрации

 

100

 

 

Февраль – бокогрей.

Комбинированное занятие.

Беседа

-

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

101

 

 

Экскурсия в природе. ТБ.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Экскурсия

 

 

 

102

 

 

Подготовка праздника «Проводы зимы».

Занятие повторение.

-

Подготовка праздника

 

 

 

103

 

 

 

Проведение праздника «Проводы зимы - масленица».

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.

-

Праздник

Патриотизм.

 

 

104

 

 

Размножение растений.

Комбинированное занятие.

Лекция

-

 

презентация

 

105

 

 

Практическая работа «Посадка растений с помощью посева семян».

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Сопутствующая информация

Практическая работа

Трудолюбие.

 

 

106

 

 

Такие удивительные растения!

Занятие формирования умений и навыков.

Рассказ

коллективная поделка

 

Иллюстрации

Рисунки

Таблицы

 

107

 

 

Март – протальник!

Комбинированное занятие.

Рассказ

поделка

 

 

 

108

 

 

Экскурсия «Встречаем красавицу весну».

Занятие повторение.

-

Экскурсия

 

 

 

109

 

 

 

Первоцветы, их признаки.

Занятие формирования умений и навыков.

Лекция

-

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

110

 

 

Возвращение перелётных птиц в родные края.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Эвристическая беседа

практикум

 

Иллюстрации

Рисунки

111

 

 

Экскурсия. Наблюдение за прилётом птиц. ТБ

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Экскурсия

Любовь к природе.

 

112

 

 

Изготовление моделей скворечников.

 

-

Прикладная работа

 

 

113

 

 

Весенние изменения в природе. Экскурсия. ТБ

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.

-

Экскурсия

 

Иллюстрации

Стихи

картины

114

 

 

Мини-сочинение «Признаки весы».

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Рассказ

Конкурс

 

Иллюстрации

Стихи

Картины

Музыка

 

115

 

 

Обобщающие занятие о жизни растений.

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.

Беседа

Викторина

 

Иллюстрации

Рисунки

116

 

 

Рассказ о любимом растении.

Занятие формирования умений и навыков.

Рассказ

Прикладная работа

 

Рисунки

Иллюстрации

 

117

 

 

Царство грибов.

Занятие формирования умений и навыков.

Лекция

-

 

Презентация

 

118

 

 

Съедобные грибы.

Занятие формирования умений и навыков.

Рассказ

поделка

 

Презентация

Таблицы

 

119

 

 

Практическая работа «Строение грибов».

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Практическая работа

Терпеливость.

Таблицы

 

120

 

 

Несъедобные грибы.

Занятие формирования умений и навыков.

лекция

-

 

Презентация

Таблицы

 

121

 

 

Бледная поганка – королева ядовитых грибов.

Занятие формирования умений и навыков.

рассказ

поделка

 

Иллюстрации

Рисунки

122

 

 

Викторина «Съедобные и несъедобные грибы».

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.

 

-

Викторина

Любознательность.

Иллюстрации

Рисунки

123

 

 

Игра «Угадай грибок».

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.

-

игра

Самостоятельность.

Взаимовыручку.

Игра

124

 

 

Микроскопические организмы.

Занятие формирования умений и навыков.

Лекция игра

-

 

Презентация

 

125

 

 

Апрель – снегогон. Экскурсия. ТБ

Занятие повторение.

Рассказ

Экскурсия

 

 

126

 

 

Наблюдение за подготовкой почвы к посеву на пришкольном участке.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Сопутствующая информация

Заполнение фенологических дневников

Усидчивость.

с\х инвентарь. 

127

 

 

 

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. Разбивка грядок для посадки культурных растений.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Прикладная работа

Трудолюбие.

с\х инвентарь. 

 

 

 

 

 

 

128

 

 

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. Разбивка грядок для посадки культурных растений.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Прикладная работа

Трудолюбие.

с\х инвентарь 

129

 

 

 

Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Тематическая информация

прикладная работа

Трудолюбие.

с\х инвентарь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

130

 

 

Побелка стволов. Инструкция по ТБ

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

практическая работа

Взаимопомощь.

с\х инвентарь 

131

 

 

Наблюдение юных натуралистов за всходами культурных растений.

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.

-

Заполнение дневников

Трудолюбие.

 

132

 

 

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке. Посадка декоративных растений.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

Рассказ

практическая работа

Любовь  к природе.

с\х инвентарь 

133

 

 

 

Опыт: «Влияние сроков посевов на время цветения декоративных растений».

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Опыт

 

Лабораторное

оборудование

134

 

 

Опыт: «Влияние сроков посевов на время цветения декоративных растений».

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Опыт

 

Лабораторное

оборудование

135

 

 

Опыт: «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Опыт

 

Лабораторное

оборудование

136

 

 

 

Опыт: «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Опыт

 

Лабораторное оборудование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

137

 

 

Изготовление колышков и этикеток. ТБ.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

-

Прикладная работа

 

 

138

 

 

Заключение. Тема. Мы –юные натуралисты. Обобщение проделанной за год работы.

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.

Лекция

-

Любовь  к природе.

Работы

обучающихся

139

 

 

Подготовка праздника «Тайник Вселенной».

Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков.

-

праздник

 

 

140

 

 

Подготовка праздника «Тайник Вселенной».

Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков.

-

праздник

 

 

141

 

 

Проведение праздника «Тайник Вселенной»

Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков.

-

праздник

 

 

142

 

 

Выставка творческих работ учащихся.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

1 ч

-

Выставка

Толерантность.

Поделки

Рисунки

143

 

 

Итоговое тестирование по изученному материалу.

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.

1 ч

тестирование

-

 

 

144

 

 

Летнее натуралистическое задание. Итоговое занятие за год.

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.

1 ч

Итоговое занятие

-

Чувство   прекрасного.

 

 

 

 

Итого

 

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка Рабочая программа «В мире природы» разработана на основе экспериментальной дополнительной образовательная программы «В мире природы» экологической направленности рассчитана для младшего школьного возраста (6-10…

Пояснительная записка Рабочая программа «В мире природы» разработана на основе экспериментальной дополнительной образовательная программы «В мире природы» экологической направленности рассчитана для младшего школьного возраста (6-10…

Структура программы Программой предусмотрено проведение экскурсий в природу для наблюдения за живой и неживой природой

Структура программы Программой предусмотрено проведение экскурсий в природу для наблюдения за живой и неживой природой

Контакт с родителями обучающихся осуществляется в совместных мероприятиях: походах, экскурсиях, подготовке проектов, участии в проводимых массовых мероприятиях и акциях

Контакт с родителями обучающихся осуществляется в совместных мероприятиях: походах, экскурсиях, подготовке проектов, участии в проводимых массовых мероприятиях и акциях

Обучающиеся получат возможность научиться: • творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач; •…

Обучающиеся получат возможность научиться: • творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач; •…

Обучающиеся получат возможность научиться: •осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и др

Обучающиеся получат возможность научиться: •осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и др

На данном этапе обучения обучающихся активно взаимодействуют между собой в группе, т

На данном этапе обучения обучающихся активно взаимодействуют между собой в группе, т

Отслеживание результатов образовательной деятельности

Отслеживание результатов образовательной деятельности

Содержание программы первого года обучения 1

Содержание программы первого года обучения 1

Лекарственные растения. Разнообразие ягод

Лекарственные растения. Разнообразие ягод

Так же в конце учебного года проводится диагностика уровня развития личности, сформированности коллектива и профессиональной позиции педагога

Так же в конце учебного года проводится диагностика уровня развития личности, сформированности коллектива и профессиональной позиции педагога

Групповая, парная работа; наблюдение; дидактические игры; практическая работа; опыт; защита проекта; создание ситуации выбора; работа с атласом – определителем

Групповая, парная работа; наблюдение; дидактические игры; практическая работа; опыт; защита проекта; создание ситуации выбора; работа с атласом – определителем

Живое в природе Ролевые и деловые игры; праздники; викторины; экскурсии, практикумы; беседа с элементами дискуссии; конкурсы; создание коллективных проектов

Живое в природе Ролевые и деловые игры; праздники; викторины; экскурсии, практикумы; беседа с элементами дискуссии; конкурсы; создание коллективных проектов

Цветкова И. В.. Экологический светофор для младших школьников

Цветкова И. В.. Экологический светофор для младших школьников

ЛекцияТематическая поделкаКарта

ЛекцияТематическая поделкаКарта

Беседа-презентация 11Ранняя осень – сентябрь

Беседа-презентация 11Ранняя осень – сентябрь

Экскурсия Любовь к природе

Экскурсия Любовь к природе

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений

БеседаКоллективная поделкапрезентация 35Практическая работа с гномоном по определению световой тени в течение дня

БеседаКоллективная поделкапрезентация 35Практическая работа с гномоном по определению световой тени в течение дня

Занятие формирования умений и навыков

Занятие формирования умений и навыков

Проведение праздника «Осень в лесу»

Проведение праздника «Осень в лесу»

ИграИллюстрации Рисунки Таблицы 59Растение – живой организм

ИграИллюстрации Рисунки Таблицы 59Растение – живой организм

ТБ. Занятие применения знаний, умений, навыков

ТБ. Занятие применения знаний, умений, навыков

Комплексный уход за комнатными растениями

Комплексный уход за комнатными растениями

Январь – просинец. Зимняя экскурсия

Январь – просинец. Зимняя экскурсия

Занятие применения знаний, умений, навыков

Занятие применения знаний, умений, навыков

Февраль – бокогрей. Комбинированное занятие

Февраль – бокогрей. Комбинированное занятие

Первоцветы, их признаки. Занятие формирования умений и навыков

Первоцветы, их признаки. Занятие формирования умений и навыков

Рассказ Прикладная работа

Рассказ Прикладная работа

Микроскопические организмы. Занятие формирования умений и навыков

Микроскопические организмы. Занятие формирования умений и навыков

Заполнение дневниковТрудолюбие

Заполнение дневниковТрудолюбие

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений

Летнее натуралистическое задание

Летнее натуралистическое задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2023