Пояснительная записка
Рабочая программа «В мире природы» разработана на основе экспериментальной дополнительной образовательная программы «В мире природы» экологической направленности рассчитана для младшего школьного возраста (6-10 лет). Автор образовательной программы «В мире природы» Смыслова А.Н. Рабочая программа утверждена в 2021 году на заседании методического объединения учителей начальных классов.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся стойкого интереса к натуралистической деятельности, воспитание бережного отношения к окружающему миру – экологической ответственности.
Задачи программы
1. Обучающие:
углубить знания о живой и неживой природе;
изучить, провести наблюдения и исследования с обучающимися конкретных объектов (неживой и живой природы);
формировать знания о единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости человека и природы.
2. Развивающие:
развивать любознательность через активизацию внимания, наблюдательности, памяти;
развивать фантазию, воображение, творческое, техническое и художественное мышление, конструкторские способности;
развивать восприятие прекрасного и безобразного, чувства удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к миру природы;
способствовать развитию коммуникативных навыков.
3. Воспитывающие:
воспитывать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни;
формировать трудолюбие;
развивать потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику,
формировать потребность ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Структура программы
Программой предусмотрено проведение экскурсий в природу для наблюдения за живой и неживой природой.
Итогом работы объединения "В мире природы" являются участие в конкурсах «Цветы как признанье…», «Моя малая Родина», «Зимняя фантазия», «Экология, природа и фантазия», «Зелёная планета», конкурсе исследователей окружающей среды. А также участие в экологических акциях «Птичья столовая», «Живи, ёлка!», «Первоцвет», «С любовью к России мы делами добрыми едины», «День Земли», «Марш парков», «День воды».
Рабочая программа 1-й год обучения – «Неживое в природе. Живое в природе».
Занятия проводятся 3 раза в неделю.
В группе – 15 человек.
Программа рассчитана на участие в обучении обучающихся разного возраста, т.е. школьников 6 – 10 лет.
Формирование группы происходит в соответствии с уровнем первоначальных умений и навыков по курсу окружающего мира. Деятельность объединения организуется во внеурочное время и тесно связана с уроками технологии, изобразительного искусства, литературного чтения.
Рабочая программа имеет практическую направленность, так как ею предусмотрено проведение занимательных опытов по изучению живой и неживой природы. Эти опыты заложат основу научной практики обучающихся, будут стимулировать их воображение, укрепят интерес к изучению окружающего мира.
Программа помогает формированию коммуникативных компетенций, навыков трудовой деятельности, стимулирует общеобразовательный и познавательный интерес, бережное отношение к природе.
Теоретические основы программы – исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко), и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Наиболее часто используемые формы проведения занятий в ходе реализации дополнительной образовательной программы: беседа, рассказ, обсуждение, практические, проектные и исследовательские работы, экскурсии. Среди нетрадиционных форм и методов: познавательные игры, экологические праздники и экологические акции, операции, подготовка и защита проектных и исследовательских работ, изготовление поделок из природного материала, разработка и создание экологических знаков, ознакомление с атласами – определителями, сбор гербариев, составление памяток. Контакт с родителями обучающихся осуществляется в совместных мероприятиях: походах, экскурсиях, подготовке проектов, участии в проводимых массовых мероприятиях и акциях.
Учебно-материальную базу можно создать самостоятельно, используя дополнительную справочную литературу, иллюстрации. При проведении практических, проектных и исследовательских работ используются повседневные предметы, которые легко найти дома каждому обучающемуся.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
• осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
• уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
• понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
• устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
• установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений;
• привычка к организованности, порядку, аккуратности;
•адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
• чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные
Обучающиеся научатся:
• использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами;
•работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие схемы и эскизы, читать их и выполнять работу с опорой на них;
• изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим эскизам, схемам, рисункам;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
• понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
• планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
•следовать при выполнении работы инструкциям педагога или представленным в других информационных источниках различных видов: книге, дидактическом материале;
• руководствоваться правилами при выполнении работы;
•устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
• осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
• прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
•находить необходимую для выполнения работы информацию в доп. литературе, Интернете;
• анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
•выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
• использовать знаково-символические средства для решения задач умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели работать с моделями.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и др.);
• самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой
конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
• понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• организовывать под руководством педагога совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
• формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
• выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
• в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
• проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Программа ориентирована на достижение воспитательных результатов. На первом и втором году обучения возможно достижение первого уровня воспитательных результатов, т.е. приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. На третьем – четвертом году работы в объединении возможно достижение второго уровня воспитательных результатов – опыт переживания и формирование позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. На данном этапе обучения обучающихся активно взаимодействуют между собой в группе, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Участвуя в школьных творческих выставках, они получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающиеся должны знать:
- планета Земля – наш общий дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных организмов, грибов и животных и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на живую и неживую природу (примеры);
- значение растений, грибов и животных в жизни человека, правила ухода за ними;
- организмы, приносящие вред человеку, и некоторые меры борьбы с ними;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы охраны окружающей среды;
- что такое наблюдение и опыт.
Обучающиеся должны уметь:
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению - природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за комнатными растениями;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- совершать экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- гербаризировать растения;
- выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости.
Отслеживание результатов образовательной деятельности
Результативность и целесообразность работы по программе «В мире природы » выявляется два раза в год на всех этапах обучения. Личностный рост ребенка оценивается по следующим параметрам:
- уровень усвоения теоретических знаний по базовым темам программы;
- уровень овладения практическими навыками, предусмотренными программой;
- формирование коммуникативных качеств, умения работать в паре и группе.
Используются следующие формы проверки: выставка, викторина, защита проекты, исследовательской работы, составление вопросов по теме занятия.
Методы проверки: пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ обучающихся, анкетирование, тестирование, опрос обучающихся, анкетирование педагогов и родителей. Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме традиционных экологических праздников, акций, выставок, творческих конкурсов.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
- усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы;
- личностный рост; развитие коммуникабельности, умения контактировать с другими обучающимися;
- формирование художественных способностей, эстетического вкуса;
- при оценке знаний, умений и навыков, полученных ребенком за период обучения (полугодие), учитывается его участие в выставках, конкурсах, акциях.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий. Оценка проводится по трёхбалльной шкале. Результаты фиксируются в зачетных ведомостях, сравнение результатов за два полугодия показывают динамику освоения учащимися программы.
Дополнительным способом диагностики развития личности является мониторинг по следующим направлениям:
- мотивационная направленность;
- развитие продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини – сочинений;
- умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
- умение оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, описаний.
Содержание программы первого года обучения
1. Введение. (15 ч.) Ознакомление с целями и задачами объединения первого года обучения, с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Единство всех живых существ на Земле. Планеты Солнечной системы. Особенности каждой из планет и их единство. Родное село, его история. Природа села. Экология как наука. Эрнст Геккель – основатель экологии как науки. Место человека в природе. Окружающая природа и окружающая среда. Влияние окружающей среды на живой организм. Человек – сын природы. Принятие в «Юные натуралисты». Рассматривание сущности и значения экологии на примерах.
Практика. Игра на школьном дворе. Наблюдение на улице за жизнью птиц, насекомых, растений пришкольного участка. Экологическая игра «Кто на планете первый?». Наблюдения за осенними изменениями в природе. Экскурсия в библиотеку.
2. Неживое в природе. (25 ч.) Многообразие неживой природы. Солнце – источник света и тепла. Вода, её признаки и свойства. Источники загрязнения воды. Состав и свойства почвы. Погода. Климат. Прогноз погоды. Кислотные дожди. Пыль – враг здоровья и комнатных растений. Времена года в неживой природе. Экономия электроэнергии. Золотая осень.
Практика. Экскурсия «Предметы и явления неживой природы вокруг меня». Опыты по выявлению свойств воды. Опыты по составу почв. Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Наблюдения за погодой. Прогнозирование погоды. Уборка пыли в помещении. Практическая работа с гномоном по определению длины световой тени в течение дня. Сбор гербария. Ролевая игра «Пойми меня». Творческая работа «Что просила передать неживая природа?»
3. Живое в природе. (92 ч.) Зимующие и перелётные птицы. Приспособленность видов к условиям жизни. Экологические связи в живой и неживой природе. Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Растение – живой организм. Культура поведения в природе по отношению к растениям. Разнообразие царства растений. Деревья твоего двора. Комнатные растения. Приспособление растений к разным средам обитания. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Хвойные, лиственные и цветковые растения. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения луга, водоёма и леса. Культурные растения поля, сада и огорода. Лекарственные растения. Разнообразие ягод. Роль снега в жизни растений и животных. Размножение растений. Экскурсия: наблюдение за набуханием почек на деревьях, раннецветущими растениями. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. Посадка декоративных растений. Проведение опытов: «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений», «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Экскурсия «К нам пришёл цветущий май».
Практика. Наблюдение за птицами. Экскурсия в осенний парк. Праздник «Осень в лесу». Опыты по очистке воды. Самонаблюдение акта дыхания человека. Закаливание организма воздухом и водой. Экскурсия в зимний парк. Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Проведение опытов, доказывающих влияние света, воздуха, воды и почвы на растения. Создание и зарисовка экологических знаков. Составление памятки для детей и взрослых «Правила поведения на природе». Работа с атласом – определителем. Практическая работа по размещению комнатных растений в классе с учётом тепла и света. Комплексный уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений, формовка крон, обрезка. Работа с гербариями. Распознавание растений в зимний период. Практическая работа по сравнению разных групп растений. Праздник «В страну овощей». Наблюдение за снегом, зарисовка самой красивой снежинки. Праздник «Проводы зимы. Масленица». Размножение растений с помощью семян. Экскурсия «Встречаем красавицу – весну». Изготовление моделей скворечников.
4. Итоговое занятие. (6 ч.) Обобщение проделанной за год работы. Подготовка и проведение праздника «Тайник Вселенной». Выставка экологических творческих работ обучающихся.
Средства контроля
Освоение образовательной программы производится на конец первого и второго полугодия. Диагностика умений и навыков сформированности предметных умений на начало, конец и середину учебного года.
Для проведения теоретической части контроля знаний, умений и навыков используются различные формы организации: конкурсы, викторины, тестирование обучающихся по материалам программы объединения, индивидуальные творческие задания.
Практическая часть знаний, умений и навыков оценивается по результатам творческой и исследовательской деятельности, участие в муниципальный, региональных и всероссийских конкурсах по эколого-биологической направленности.
Так же в конце учебного года проводится диагностика уровня развития личности, сформированности коллектива и профессиональной позиции педагога.
Первый предмет диагностики – это личность самого обучающегося. Диагностика проводится по методике Д.В. Григорьевой и П.В. Степанова «Личностный рост».
Второй предмет диагностики – это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности обучающегося. Влияние коллектива на обучающегося многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднение, за счёт других – развивать индивидуальность обучающегося, его творческий потенциал. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (диагностическая методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а так же характер взаимоотношений обучающихся в детском коллективе (методика социометрии).
Третий предмет диагностики – это профессиональная позиция педагога. Используется методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя (Д.В. Григорьев и П.В. Степанов)
Методическое обеспечение образовательной программы
№ |
Раздел или тема программы |
Формы занятий |
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса |
Дидактический материал |
Техническое оснащение занятий |
Формы подведения итогов |
1 |
Введение |
Традиционные; защита творческих проектов, исследование. |
Решение проблемных ситуаций; диалог. |
Памятки по созданию и защите проектных и творческих работ. |
Компьютер; проектор. |
Коллективный анализ работ; презентация творческих работ. |
2 |
Неживое в природе |
Беседа, диалог; ролевые и деловые игры; экскурсии; игры на школьном дворе; конкурс; дискуссия; акции; викторины |
Групповая, парная работа; наблюдение; дидактические игры; практическая работа; опыт; защита проекта; создание ситуации выбора; работа с атласом – определителем. |
Фотографии и рисунки по темам; подборка детской экологической литературы; подбор экологических ситуаций; дидактическая игра «Живое и неживое». |
Компьютерный диск «Мир природы»; компьютер, проектор: гномон; приборы для проведения опытов. |
Рисунки, беседа по рисункам; мини – сочинение; создание моделей из пластилина; конкурс рисунков; стенгазета; создание гербария. |
3 |
Живое в природе |
Ролевые и деловые игры; праздники; викторины; экскурсии, практикумы; беседа с элементами дискуссии; конкурсы; создание коллективных проектов. |
Эвристическая беседа; наблюдение, сравнение; составление сказки; работа с атласом – определителем; материал для создания сообщений учащимися. |
Дидактическая игра «Угадай живое в природе»; фотографии грибов и растений, рисунки; подборка загадок, кроссвордов по темам. |
Компьютер, мультимедийный проектор; материалы для проведения опытов; дидактическая игра «Угадай грибок». |
Участие в акциях; создание и защита рисунков по темам; защита проектных работ; коллективное панно; составление экологических знаков; написание письма от имени растения; по плану; конкурс сообщений; создание памяток; выставка творческих экологических работ. |
11
|
Итоговое занятие |
Традиционное занятие; беседа |
Совместное составление проекта экологической работы |
Памятка «Как построить защиту своего проекта». |
Компьютер, проектор. |
Обсуждение и оценка результатов работы; тестирование. |
Список литературы
1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии/В.А. Алексеев. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 238 с.: ил. – (Расширяем кругозор детей)
2. Антология гуманной педагогики / под ред. П. А. Лебедев. – переизд. – М.: Изд. Дом Ш. Амонишвили, 2002. 224 с.
3. Барковская О. М.. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. - № 2. –С. 32 -33.
4. Ганичкин А. Любимые домашние цветы. – М.: Оникс, 2006.
5. Дежникова Н. С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.: Просвещение, 2001.
6. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир. 2 – 3 классы: кружковая работа; занятия в группах продлённого дня / авт. – сост. Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Ишутинова Л. М. Грибы – это грибы // Начальная школа. - 2000. - №6. – С. 68.
8. Кирсанова Т. А. Птичьи имена // Начальная школа. – 2001. - № 1. – С. №1.
9. Коробцова З. Лекарственная аптека. – М.: Панорама, 1991.
10. Никитина Б. А. . Развивающие экологические игры в школе и не только. – Самара, 1996.
11. Носаль М. А.. Лекарственные растения. Способы их применения в природе. – Л., 1991.
12. Папорков М. А. Учебно–опытная работа на пришкольном участке. – М., 1980.
13. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
14. Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. – 1998. – №8. – С. 40 – 46.
15. Цветкова И. В.. Экологический светофор для младших школьников. – М
Рассмотрен на заседании «Утверждаю»
МО учителей начальных классов Директор МБОУ «Борисовская
Протокол №___ от ______ 2021 г. СОШ № 2»
____________ Иванчук Е.В.
Приказ № _____
от « » _____________ 2021 г.
Календарно-тематический план
объединение «В мире природы»
Первый год обучения
Педагог: Смыслова А.Н.
№ п/п |
Календарные сроки |
Тема учебного занятия |
Тип и форма занятия |
Кол-во часов |
Содержание деятельности |
Воспитательная работа |
Дидактические материалы, техническое обеспечение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предполагаемые |
Фактические |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности |
Практическая часть занятия/форма организации деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
|
|
Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Инструктаж по ТБ. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Вводное занятие |
- |
Коммуникабельность. |
Иллюстрации Рисунки Таблицы Видеофильм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|
|
Мы – жители планета Земля. |
Занятие формирования умений и навыков.
|
1ч |
Лекция |
Тематическая поделка |
|
Карта Видеофильм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|
|
Планета Земля в Солнечной системе. |
Занятие повторение. |
1ч |
Сопутствующая информация |
Анализ презентации |
Усидчивость. |
карта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|
|
Моя малая родина. Экскурсия. ТБ. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Экскурсия |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы Фотографии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
|
|
Моя малая родина. Природа села и района. |
Комбинированное занятие. |
1ч |
Рассказ, беседа |
- |
Патриотизм. |
Иллюстрации Рисунки Таблицы Фотографии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|
|
Что такое экология? |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Лекция |
Практикум |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
|
|
Экология и мы. |
Занятие повторение. |
1ч |
Рассказ |
Поделка |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
|
|
Что такое окружающая среда и окружающая природа? Игра на школьном дворе. ТБ инструктаж. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Тематическая информация |
Подвижная игра. |
Самостоятельность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
|
|
Наш организм и окружающая среда. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Лекция |
Коллективная поделка |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
|
|
Место человека в мире природы. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Беседа |
- |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
|
|
Ранняя осень – сентябрь. Экскурсия. ТБ. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Экскурсия |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
|
|
Сентябрь – хмурь. |
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений. |
1ч |
Беседа |
Презентация |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
|
|
Принятие в юные натуралисты. |
Комбинированное занятие. |
1ч |
- |
Мероприятие |
Общительность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
|
|
Правила поведения в природе. Экскурсия в библиотеку. ТБ |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Ознакомительная лекция |
Экскурсия в библиотеку |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
|
|
Невидимые нити. |
Занятие формирования умений и навыков |
1ч |
Лекция |
- |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
|
|
Тема. Неживое в природе. Неживая природа. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Ознакомительная лекция |
- |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
|
|
Неживая природа. |
Занятие повторение. |
1ч |
Беседа |
Поделка |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
|
|
Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Экскурсия |
Любовь к природе. |
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
|
|
Солнце – источник тепла. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Рассказ |
Поделка |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
|
|
Вода, её признаки и свойства. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Лекция игра |
Прикладная работа |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
|
|
Практическая работа «Цвет, запах, форма воды». ТБ |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Практическая работа |
Трудолюбие. |
Лабораторное оборудование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
|
|
Опыты по выявлению свойств воды. ТБ |
Занятие повторение. |
1ч |
Рассказ |
Практическая работа |
|
Лабораторное оборудование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
|
|
Берегите воду! |
Занятие повторение. |
1ч |
- |
поделка |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
|
|
Взятие и сравнение воды загрязнённого и чистого водоёма. ТБ |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Тематическая информация |
Практическая работа |
Аккуратность. |
Лабораторное оборудование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
|
|
Почва – святыня наша. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Лекция |
Презентация |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
|
|
Состав и свойства почвы. Практическая работа. ТБ |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Рассказ |
Практическая работа |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
|
|
Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. |
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений. |
1ч |
- |
практическая работа |
Любовь к природе. |
Лабораторное оборудование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 |
|
|
Погода. Климат. |
Занятие формирования умений и навыков.
|
1ч |
Беседа. |
Поделка |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 |
|
|
Практическая работа. «Наблюдения за погодой» |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Заполнение дневника |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
|
|
Прогноз погоды. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Рассказ |
презентация |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
|
|
Предсказание погоды по народным приметам. |
Занятие повторение. |
1ч |
Лекция |
Викторина |
Любознательность. |
Народные приметы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 |
|
|
Кислотные дожди. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Лекция |
- |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
|
|
Пыль – враг здоровья человека и комнатных растений. Практическая работа. ТБ |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Беседа |
практическая работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
|
|
Времена года в неживой природе. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Беседа |
Коллективная поделка |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 |
|
|
Практическая работа с гномоном по определению световой тени в течение дня. Инструктаж по ТБ |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Тематическая информация |
Практическая работа |
Усидчивость. |
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 |
|
|
«Лампочкин» марафон, или почему необходимо экономить энергию? |
Комбинированное занятие. |
1ч |
Сопутствующая информация |
Марафон |
Толерантность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 |
|
|
Октябрь – золотая осень. Октябрь – грязник. Экскурсия. ТБ |
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений. |
1ч |
- |
Экскурсия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 |
|
|
Сбор гербария. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Практикум |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 |
|
|
Диалоги с неживой природой. Мусор – загрязнитель природы. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Рассказ |
Коллективное панно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 |
|
|
|
Обращение юных натуралистов к ровесникам. |
Комбинированное занятие. |
1ч |
- |
Мероприятие |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 |
|
|
Тема. Живое в природе. Практикум «Хлебные крошки». Акция «Кормим пернатых друзей». |
Комбинированное занятие.
|
1ч |
Рассказ |
Практикум, акция |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 |
|
|
Кто улетит, а кто останется. Работа с атласом определителем. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Лекция |
Работа с атласом определителем |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 |
|
|
Наблюдение за жизнью птиц в природе. Экскурсия. ТБ |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Экскурсия |
Любовь к природе. |
Иллюстрации Рисунки Таблицы Фотографии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 |
|
|
Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Эвристическая беседа |
- |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 |
|
|
Как связана живая и неживая природа? |
Занятие повторение. |
1ч |
Рассказ |
- |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 |
|
|
Экскурсия в осенний лес. ТБ |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Экскурсия |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 |
|
|
Экскурсия в осенний лес. ТБ |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Экскурсия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 |
|
|
Ноябрь – листогной. |
Комбинированное занятие. |
1ч |
Рассказ |
поделка |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 |
|
|
Практическая работа по созданию гумусных ям. ТБ |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Практическая работа |
|
с\х инструменты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 |
|
|
Праздник «Осень в лесу». Подготовка к проведению. |
Занятие повторение. |
1ч |
- |
Праздник |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 |
|
|
Проведение праздника «Осень в лесу». ТБ |
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений. |
1ч |
- |
Праздник |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 |
|
|
Вода и жизнь. Опыты по очистки воды. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Лекция |
Практикум |
Бережливость. |
Лабораторное оборудование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 |
|
|
Воздух и жизнь. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Беседа |
- |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 |
|
|
Роль ветра в жизни растений и животных. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Рассказ |
- |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 |
|
|
Декабрь – студенец. Экскурсия в парк. ТБ |
Комбинированное занятие.
|
1ч |
Рассказ |
Экскурсия |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 |
|
|
Акция «Добрая зима!». Изготовление кормушек для птиц. ТБ |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Акция, практическая работа |
Трудолюбие. |
Макеты кормушек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 |
|
|
Растения рядом. Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Лекция, репродуктивный метод |
Практическая работа |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 |
|
|
Игра «Угадай растение по описанию». |
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений. |
1ч |
- |
Игра |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 |
|
|
Растение – живой организм. |
Занятие повторение. |
1ч |
Рассказ |
- |
Усидчивость. |
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 |
|
|
|
Влияние – света, воздуха, воды и почвы на растения |
|
1ч |
Лекция игра |
- |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 |
|
|
Практическая работа по правильному поливу комнатных растений. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Практическая работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 |
|
|
Будем понимать и любить растения! |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
- |
Викторина |
Общительность. |
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 |
|
|
Разработка и защита экологических знаков. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Беседа |
Прикладная работа |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 |
|
|
Угадай экологический знак. |
Комбинированное занятие. |
1ч |
- |
Мероприятие |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 |
|
|
Угадай экологический знак. |
Занятие повторение. |
1ч |
Лекция |
практикум |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 |
|
|
Разнообразие царства растений. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Ознакомительная лекция |
- |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 |
|
|
|
Практическая работа с гербариями и иллюстрациями. Повторный инструктаж по ТБ. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Практическая работа |
Аккуратность. |
Иллюстрации Рисунки Таблицы Гербарий |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 |
|
|
Деревья твоего двора. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Рассказ |
Поделка |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69 |
|
|
Работа с определителем древесно-кустарниковых растений. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Работа с определителем |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
70 |
|
|
|
Составление характеристики одного дерева по карте-инструкции. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Рассказ |
Оформление работы. |
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
71 |
|
|
Экскурсия «Силуэты деревьев зимой». ТБ. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Экскурсия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
72 |
|
|
Комнатные растения. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Рассказ |
- |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
73 |
|
|
Работа с определителем комнатных растений. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Работа с определителем. |
|
Атлас-определитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
74 |
|
|
Практическая работа по размещению комнатных растений в классе и дома. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Практическая работа. |
Бережливость. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
75 |
|
|
|
Комплексный уход за комнатными растениями. ТБ. |
Занятие повторение. |
1ч |
Лекция |
Анализ презентации. |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
76 |
|
|
Размножение комнатных растений. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Рассказ, диалог |
- |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
77 |
|
|
Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Прикладная работа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
78 |
|
|
Где мы растём и почему? Приспособления растений к разным средам обитания. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Проблемно-поисковый метод |
- |
Любовь к природе. |
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
79 |
|
|
Практическая работа с гербариями. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Практическая работа |
|
гербарий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
80 |
|
|
Теплолюбивые и холодостойкие растения. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Рассказ |
Дидактические карточки |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
81 |
|
|
Светолюбивые и теневыносливые растения. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Рассказ |
Дидактические карточки |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
82 |
|
|
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Рассказ |
Дидактические карточки |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
83 |
|
|
Январь – просинец. Зимняя экскурсия. ТБ |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Экскурсия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
84 |
|
|
Хвойные и лиственные растения. Практическая работа по сравнению двух групп растений. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Лекция, репродуктивный метод |
Практическая работа в группах |
Коммуникабельность. |
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
85 |
|
|
|
Наблюдение за жизнью хвойных растений зимой. ТБ |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
- |
Заполнение фенологических дневников |
Аккуратность. |
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
86 |
|
|
Цветковые растения. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Беседа |
поделка |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
87 |
|
|
Игра «Угадай растение». |
Занятие повторение. |
1ч |
- |
игра |
|
игра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
88 |
|
|
Дикорастущие и культурные растения. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Лекция |
- |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
89 |
|
|
Составление описания дикорастущего и культурного растения по плану. |
Занятие формирования умений и навыков.
|
1ч |
Лекция семинар |
Практикум |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
90 |
|
|
|
Дикорастущие растения луга, водоёма и леса. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Рассказ |
Просмотр видеофильма |
|
презентация |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
91 |
|
|
Работа с гербариями и иллюстрациями. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Сопутствующая информация |
Прикладная работа |
Усидчивость. |
Гербарий иллюстрации |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
92 |
|
|
Культурные растения поля, сада и огорода. |
З |
1ч |
Беседа |
- |
|
презентация |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
93 |
|
|
Конкурс рисунков и сообщений «Культурные растения». |
Занятие повторение. |
1ч |
- |
Конкурс рисунков |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
94 |
|
|
Подготовка праздника «В страну овощей». |
Занятие повторение. |
1ч |
- |
подготовка праздника |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
95 |
|
|
|
Проведение праздника «В страну овощей». ТБ |
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений. |
1ч |
- |
праздник |
|
Муляжи овощей Рисунки стихи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
96 |
|
|
Лекарственные растения. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
лекция |
- |
|
презентация |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
97 |
|
|
Практическая работа «Чай с ромашкой и мятой». |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Практическая работа |
Усидчивость. |
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
98 |
|
|
Разнообразие ягод. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Рассказ |
поделка |
|
презентация |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
99 |
|
|
Зарисовка ядовитых растений. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Рассказ |
Прикладная работа |
|
иллюстрации |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
100 |
|
|
Февраль – бокогрей. |
Комбинированное занятие. |
1ч |
Беседа |
- |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
101 |
|
|
Экскурсия в природе. ТБ. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Экскурсия |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
102 |
|
|
Подготовка праздника «Проводы зимы». |
Занятие повторение. |
1ч |
- |
Подготовка праздника |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
103 |
|
|
|
Проведение праздника «Проводы зимы - масленица». |
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений. |
1ч |
- |
Праздник |
Патриотизм. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
104 |
|
|
Размножение растений. |
Комбинированное занятие. |
1ч |
Лекция |
- |
|
презентация |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
105 |
|
|
Практическая работа «Посадка растений с помощью посева семян». |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Сопутствующая информация |
Практическая работа |
Трудолюбие. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
106 |
|
|
Такие удивительные растения! |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Рассказ |
коллективная поделка |
|
Иллюстрации Рисунки Таблицы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
107 |
|
|
Март – протальник! |
Комбинированное занятие. |
1ч |
Рассказ |
поделка |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
108 |
|
|
Экскурсия «Встречаем красавицу весну». |
Занятие повторение. |
1ч |
- |
Экскурсия |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
109 |
|
|
|
Первоцветы, их признаки. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Лекция |
- |
|
презентация |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
110 |
|
|
Возвращение перелётных птиц в родные края. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Эвристическая беседа |
практикум |
|
Иллюстрации Рисунки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
111 |
|
|
Экскурсия. Наблюдение за прилётом птиц. ТБ |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Экскурсия |
Любовь к природе. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
112 |
|
|
Изготовление моделей скворечников. |
|
1ч |
- |
Прикладная работа |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
113 |
|
|
Весенние изменения в природе. Экскурсия. ТБ |
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений. |
1ч |
- |
Экскурсия |
|
Иллюстрации Стихи картины |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
114 |
|
|
Мини-сочинение «Признаки весы». |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Рассказ |
Конкурс |
|
Иллюстрации Стихи Картины Музыка
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
115 |
|
|
Обобщающие занятие о жизни растений. |
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений. |
1ч |
Беседа |
Викторина |
|
Иллюстрации Рисунки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
116 |
|
|
Рассказ о любимом растении. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Рассказ |
Прикладная работа |
|
Рисунки Иллюстрации
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
117 |
|
|
Царство грибов. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Лекция |
- |
|
Презентация
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
118 |
|
|
Съедобные грибы. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Рассказ |
поделка |
|
Презентация Таблицы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
119 |
|
|
Практическая работа «Строение грибов». |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Практическая работа |
Терпеливость. |
Таблицы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
120 |
|
|
Несъедобные грибы. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
лекция |
- |
|
Презентация Таблицы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
121 |
|
|
Бледная поганка – королева ядовитых грибов. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
рассказ |
поделка |
|
Иллюстрации Рисунки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
122 |
|
|
Викторина «Съедобные и несъедобные грибы». |
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.
|
1ч |
- |
Викторина |
Любознательность. |
Иллюстрации Рисунки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
123 |
|
|
Игра «Угадай грибок». |
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений. |
1ч |
- |
игра |
Самостоятельность. Взаимовыручку. |
Игра |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
124 |
|
|
Микроскопические организмы. |
Занятие формирования умений и навыков. |
1ч |
Лекция игра |
- |
|
Презентация
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
125 |
|
|
Апрель – снегогон. Экскурсия. ТБ |
Занятие повторение. |
1ч |
Рассказ |
Экскурсия |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
126 |
|
|
Наблюдение за подготовкой почвы к посеву на пришкольном участке. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Сопутствующая информация |
Заполнение фенологических дневников |
Усидчивость. |
с\х инвентарь. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
127 |
|
|
|
Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. Разбивка грядок для посадки культурных растений. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Прикладная работа |
Трудолюбие. |
с\х инвентарь. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
128 |
|
|
Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. Разбивка грядок для посадки культурных растений. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Прикладная работа |
Трудолюбие. |
с\х инвентарь |
|||||||||||||||||||
129 |
|
|
|
Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Тематическая информация |
прикладная работа |
Трудолюбие. |
с\х инвентарь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
130 |
|
|
Побелка стволов. Инструкция по ТБ |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
практическая работа |
Взаимопомощь. |
с\х инвентарь |
|||||||||||||||||||
131 |
|
|
Наблюдение юных натуралистов за всходами культурных растений. |
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений. |
1ч |
- |
Заполнение дневников |
Трудолюбие. |
|
|||||||||||||||||||
132 |
|
|
Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке. Посадка декоративных растений. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
Рассказ |
практическая работа |
Любовь к природе. |
с\х инвентарь |
|||||||||||||||||||
133 |
|
|
|
Опыт: «Влияние сроков посевов на время цветения декоративных растений». |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Опыт |
|
Лабораторное оборудование |
||||||||||||||||||
134 |
|
|
Опыт: «Влияние сроков посевов на время цветения декоративных растений». |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Опыт |
|
Лабораторное оборудование |
|||||||||||||||||||
135 |
|
|
Опыт: «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Опыт |
|
Лабораторное оборудование |
|||||||||||||||||||
136 |
|
|
|
Опыт: «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Опыт |
|
Лабораторное оборудование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
137 |
|
|
Изготовление колышков и этикеток. ТБ. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
Прикладная работа |
|
|
|||||||||||||||||||
138 |
|
|
Заключение. Тема. Мы –юные натуралисты. Обобщение проделанной за год работы. |
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений. |
1ч |
Лекция |
- |
Любовь к природе. |
Работы обучающихся |
|||||||||||||||||||
139 |
|
|
Подготовка праздника «Тайник Вселенной». |
Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
праздник |
|
|
|||||||||||||||||||
140 |
|
|
Подготовка праздника «Тайник Вселенной». |
Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
праздник |
|
|
|||||||||||||||||||
141 |
|
|
Проведение праздника «Тайник Вселенной» |
Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков. |
1ч |
- |
праздник |
|
|
|||||||||||||||||||
142 |
|
|
Выставка творческих работ учащихся. |
Занятие применения знаний, умений, навыков. |
1 ч |
- |
Выставка |
Толерантность. |
Поделки Рисунки |
|||||||||||||||||||
143 |
|
|
Итоговое тестирование по изученному материалу. |
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений. |
1 ч |
тестирование |
- |
|
|
|||||||||||||||||||
144 |
|
|
Летнее натуралистическое задание. Итоговое занятие за год. |
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений. |
1 ч |
Итоговое занятие |
- |
Чувство прекрасного. |
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
Итого |
|
144 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.