Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Оригами и бумагопластика» является программой художественно-эстетической направленности.
Занятия оригами и бумагопластикой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Цель программы.
Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами, основными приемами в бумагопластике.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами и бумагопластики.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами и бумагопластике.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Планируемые результаты в сфере УУД:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
положительное отношение к учению;
желание приобретать новые знания;
способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
соблюдать правила организации рабочего места.
соблюдать правила бережного использования бумаги.
эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
анализировать информацию, полученную из разных источников.
научатся различным приемам работы с бумагой.
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами основные приемы в бумагопластике;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами и бумагопластики;
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
работать по плану;
адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:
вести диалог с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы;
слушать и отвечать на вопросы других;
высказывать свою точку зрения;
работать в парах и рабочих группах.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Содержание программы
Программа рассчитана 1 год 102 часа. (2 раза в неделю).
Результаты освоения программы
В результате обучения по данной программе
учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами и
бумагопластики;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую
моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и
фантазию.
– познакомятся с искусством оригами и бумагопластики;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
• Проведение выставок работ учащихся в школе.
Тематическое планирование
№ |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Дата |
Характеристика деятельности учащихся |
|
Организовывают свою деятельность, рационально размещают материалы и инструменты, соблюдают приёмы безопасного и рационального труда. Беседа из истории оригами и бумагопластики |
|||
1. |
Вводное занятие. Беседа по охране труда. Знакомство с оригами и бумагопластикой |
1
|
|
|
2. |
Знакомство с условными обозначениями, принятыми в оригами |
1 |
|
Выполняют задания |
3. |
Летние композиции. Бумагопластика, оригами |
6 |
|
складывают простые фигурки оригами, знакомятся с техниками бумагопластики |
4 |
Летние композиции (подсолнух оригами) |
2 |
|
Анализируют предлагаемые задания. |
5 |
Базовая форма «Треугольник» (домик с крыльцом) |
1 |
|
Выполняют простые фигурки на основе базовой формы, составляют композицию на заданную тему из фигурок оригами с применением техники аппликации и бумагопластики |
6 |
Базовая форма «Треугольник» (домик с трубой) |
1 |
|
|
7 |
Базовая форма «Треугольник» (домик с верандами). Деревья |
2 |
|
|
8 |
Композиция «Дачный поселок» |
3 |
|
|
9 |
Бумагопластика. Цветы (георгин, роза, волшебный цветок) |
6 |
|
|
10 |
Базовая форма «Воздушный змей». (Лебеди, утка с утенком). |
2 |
|
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Самостоятельно складывают фигурки оригами, составляют композицию на заданную тему. |
11 |
Композиция «На озере» |
2 |
|
|
12 |
Бумагопластика. Плетение из газет |
4 |
|
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
13 |
Базовая форма «Двойной треугольник» (рыбки)(3 способа) |
2 |
|
Складывают фигурки оригами на основе базовой формы, пользуются инструкционными картами и схемами |
14 |
Бумагопластика.Петли |
4 |
|
|
15 |
Базовая форма «Двойной квадрат» (золотая рыбка, краб) |
2 |
|
|
16 |
Базовая форма «Конверт» (рыбка-бабочка, водоросли, камешки). |
2
|
|
Закрепляют полученные знания. Читают и зарисовывают схемы оригами. Выполняют Композиции на заданные темы. |
17 |
Композиция «Аквариум» |
2 |
|
|
18 |
Базовая форма «Рыба» (пингвины) (2 способа) |
2 |
|
|
19 |
Композиция «Пингвины на льду» |
|
|
оформляют композицию на основе фигурок оригами с применением техники аппликации |
2 |
|
|||
20 |
Базовая форма «Рыба» (царевна-лебедь). Композиция «Закат солнца над лебединым озером» |
2 |
|
Знакомятся с базовой формой «Дверь». Выполняют предложенные задания, пользуются инструкционными картами и схемами |
21 |
Бумагопластика. Пластичная полоска |
4 |
|
|
22 |
Базовая форма «Дверь» (поросенок, буренка, мышка). |
2 |
|
|
23 |
Композиция «В деревне» |
2 |
|
оформляют композицию на основе фигурок оригами с применением техники аппликации и бумагопластики |
24 |
композиция «Ёжик с грибами и яблоками». |
2 |
|
Анализируют предлагаемые задания. Выполняют композицию на заданную тему. |
25 |
Оригами. Работа с модулями. Знакомство с модульным оригами |
8 |
|
оформляют композиции на основе фигурок оригами |
26 |
Бумагопластика. Обьемные изделия |
6 |
|
Анализируют предлагаемые задания, понимают поставленную цель, отделяют известное и неизвестное. |
27 |
Оригами. Открытка к празднику |
2 |
|
Анализируют предлагаемые задания, понимают поставленную цель, отделяют известное и неизвестное. |
28 |
Ваза с цветами в подарок маме! |
2 |
|
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей |
29 |
Композиция «попугайчики» |
2 |
|
Анализируют предлагаемые задания, понимают поставленную цель, отделяют известное и неизвестное |
30 |
Бумагопластика. Ажурные фантазии |
9 |
|
Последовательно выполняют предложенные задания, соблюдая технику безопасности |
31 |
«Оригами - Театр» (Куклы-наперстки)( Волк, Заяц и Кот) |
1 |
|
Самостоятельно выполняют предложенные задания, пользуются инструкционными картами и схемами |
32 |
«Оригами - Театр» (Куклы-наперстки)( Лиса, Лягушка и Мишка) |
1 |
|
|
33 |
«Оригами - Театр» (Куклы-наперстки ( Мышь и Поросенок). |
1 |
|
|
34 |
Композиция « Игрушка на пальчик» |
2 |
|
оформляют композицию на основе фигурок оригами с применением техники Бумагопластика |
35 |
Композиция « Игрушка на пальчик» |
1 |
|
|
36 |
Оригами Сердце. (3 способа) |
1 |
|
Самостоятельно выполняют предложенные задания, пользуются инструкционными картами и схемами |
37 |
Бумагопластика. Работа с гофрированной бумагой |
3 |
|
Учатся работать с новым материалом гофрированной бумагой. Создают композиции на основе изделий, выполненных из гофрированной бумаги |
38 |
Оформление выставочных работ. Итоговое занятие |
2 |
|
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
ИТОГО: |
102 |
|
|
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Материально-техническое обеспечение программы
Для организации учебного процесса необходимы:
Учебные и методические пособия: научная, специальная, методическая литература (См. список литературы), различные дидактические материалы: инструкционные карты и схемы базовых форм оригами, схемы создания изделий оригами и бумагопластики, образцы изделий, компьютерные презентации, компьютер(ноутбук), мультимедийный проектор, экран для проецирования., учебные столы и стулья, выставочные стенды.
Для работы учащимся необходимы:
индивидуальное рабочее место;
простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, канцелярский нож, линейка обычная, треугольники, простой и цветные карандаши, стирательные резинки, фломастеры, клей ПВА, кисти для работы с клеем, трафареты с кругами, бумажные салфетки.
материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная тонкая бумага, цветная плотная бумага, двусторонняя цветная бумага, крепированная, гофрированная), газеты, цветной картон.
Список литературы
1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
5. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
6. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
7. Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
8. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
9. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
10. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000.
11. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988.
12. Джун Джексон. Поделки из бумаги. – "Росмэн", Москва 1996.
13. И. В. Егорова. Плетение из газет. «РИПОЛ классик», 2014
14. Г.Н. Давыдова. Бумагопластика. цветочные мотивы. Скрипторий 2003.
Серия: Детский дизайн. 2007.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.