Программа кружка внеурочной деятельности Эрудит

  • docx
  • 01.09.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа кружка внеурочной деятельности Эрудит 3 класс.docx

 

 

 

Рабочая программа

 кружка интеллектуального развития

 «Эрудит» 

 

 (общеинтеллектуальное направление   внеурочной деятельности)

 

для обучающихся  3     класса

 

на 2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

Составители:

Космынина Нина Владимировна,

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит»  разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий и адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ.

Цель программы -создание условий для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.

Задачи программы:

- выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;

 развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

- решение нестандартных логических задач;

- раскрытие творческих способностей ребенка;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- создание условий  для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

- подготовка   детей  к  участию  в  олимпиадах  и конкурсах  по  русскому  языку и математике.

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

                            Общая характеристика

     «Эрудит»  входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное  развитие  личности».

Общий курс  рассчитан на 1 год по двум направлениям – гуманитарному и математическому. Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей  8-10 лет. 

Занятия рассчитаны на индивидуальную, групповую и парную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

                           Место  в учебном плане

Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз  в неделю. Всего 34 занятия. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.

                           Ценностные ориентиры

      Важнейшими ориентирами содержания данного факультатива являются:

·               развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве как речи;

·                формирование представлений о языке как универсальной ценности;

·               развитие представлений о различных методах познания языка   (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы   наблюдения, анализа и т. п.);

·               формирование элементарных умений, связанных с выполнением  проектного лингвистического исследования;

·                 развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

·               включение учащихся в практическую деятельность по изучению и  знанию чистоты русского языка;

·                формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

·                 освоение эвристических приёмов рассуждений;

·               формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

·                развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

·                формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

·              формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

·              привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

                                     Планируемые результаты:

       Личностные УУД:

·              развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

·                развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

·              воспитание чувства справедливости, ответственности;

·              развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

     Регулятивные УУД:

Формировать:

·               умение учиться и способность к организации своей деятельности;

·              умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;

·              умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

·              готовность к преодолению трудностей;

·              умение адекватно оценивать свою деятельность;

·              учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД:

·              Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

·              Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

·              Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

·              Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

·              Ориентироваться в возможностях информационного поиска.

·              Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Коммуникативные УУД:

·              Донести свою позицию до других. 

·              Слушать и понимать речь других.

·              Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

·              Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.

·              Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

·              Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.

·              Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.

·              Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

·              воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

·              определять учебную задачу;

·              ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

·              владеть своим вниманием;

·              сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

·              владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

·              использовать основные приемы мыслительной деятельности;

·              самостоятельно мыслить и творчески работать;

·              владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 

 

Область «Филология» - 17 ч  

Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.) Роль речи и знания языка в жизни человека.  Из истории языка. Жизнь слова. Старые и новые слова  в языке.

Тема 2. Слово. (6 ч.) Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение.

Построение слов из данного слова. Составление ребусов по словам.  Многозначность слов.  Слова-родственники. Игры с однокоренными словами. Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы).

Тема 3. Работа со словарями. (4 ч.) Знакомство со словарями: орфографическим, толковым. Роль слов в жизни человека. Умение определять лексическое значение слова по словарю.

Тема 4. Предложение. (1 ч.) Развитие внимания к значению слов в предложении.

Фразеологизмы, их использование в предложениях.

Тема 5. Звук. Буква. (1 ч.) Задания на развитие смекалки. Грамматические игры

Тема 5. Готовимся к олимпиадам и конкурсам. (4 ч.)

Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике, морфемике, морфологии, лексике.

 

 

Область «Математика» - 17 ч

Тема 1. Числовые головоломки (3 ч.)

Выполнение тестовых заданий. Числовые последовательности. Конкурс эрудитов

Тема 2. Готовимся к олимпиадам и конкурсам. (5 ч.) Решение олимпиадных задач.  Задачи повышенной трудности. Задачи на сообразительность, мышление, смекалку.

Тема 3. Решение задач (4 ч.)

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Тема 4.   Интересные приемы устного счёта. (1 ч.)

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

Тема 5. Занимательная геометрия (3 ч.)

Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные  по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

 Тема 6.Математические фокусы. (1 ч.)

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

 

 

 

 

 

                                   Тематическое планирование

 

   Темы кружковых занятий

Количество часов

1.      

Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. Возникновение слова.

2.      

  Интеллектуальные игры. Игры со словами

3.      

  Фразеологические  обороты  в  речи.

4.      

 Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение.

5.      

Путешествие в страну   Словарию.

6.      

Олимпиадные задания по русскому языку.

7.      

Лабиринты грамматики

8.      

Олимпиадные задания по математике.

9.      

Решение задач

4 ч

10.  

 Выполнение тестовых заданий

11.  

Числовые последовательности

12.  

Интересные приёмы устных вычислений.

1 ч

13.  

Конкурс эрудитов.

1 ч

14.  

Площадь и периметр фигуры. Занятие -игра

15.  

Занимательная  геометрия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование для 3 класса (34 ч)

№ п/п

                  Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

 

 

 

план

факт

1.      

Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. Возникновение слова.

1

1 неделя

01.09.2022-09.09.2022

 

2.      

Решение логических задач

Игра – соревнование

1

2 неделя

12.09.2022-16.09.2022

 

3.      

Слова -родственники

1

3 неделя

19.09.2022-

23 .09.2022

.

4.      

Блиц - турнир по решению задач

1

4 неделя

26.09.2022-30.09.2022.

 

5.      

Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю антонимы, синонимы»,

1

5 неделя

03.10.2022-07.10.2022

 

6.      

Занимательные задачи

 

1

6 неделя

10.10.2022-14.10.2022

 

7.      

Фразеологические  обороты  в  речи.

Как рождаются фразеологизмы. Выбор фразеологизма в речи. Составление мини-словариков: «Собираю фразеологизмы»

1

7 неделя

17.10.2022-21.10.2022

 

8.      

Олимпиадные задания по математике. Арифметический материал. Составление выражений

1

8 неделя

24.10.2022-28.10.2022 .

 

9.      

Выбираем точное слово. Игры: «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»

1

9 неделя

07.11.2022 -11.11.2022

 

10.  

 Олимпиадные задания по математике.

1

10 неделя

14.11.2022-18.11.2022

 

11.  

Слова-родственники (однокоренные слова). Игры: «Подбери слово», «Кто больше», «Лишнее слово».

1

11 неделя

21.11.2022-25.11.2022

 

12.  

       Математические фокусы                                          

 

12 неделя

28.11.2022-02.12.2022

 

13.  

Слово. Построение слов из данного слова. Составление ребусов по словам.

1

13 неделя

05.12.2022-09.12.2022

..

14.  

Числовые последовательности

1

14 неделя

12.12.2022-16.12.2022

 

15.  

Многозначность слов.

1

15 неделя

19.12.2022-28.12.2022

 

16.  

Игра «Выбери ответ» Выполнение тестовых заданий

1

16 неделя

09.01.2023-13.01.2023

 

17.  

Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение.

1

17 неделя

16.01.2023-20.01.2023

 

18.  

Олимпиадные задания по математике. Комбинаторика.                        

1

18 неделя

23.01.2023-27.01.2023

 

19.  

Путешествие  в  страну  Словарию. (Работа со словарями)

1

19 неделя

30.01.2023-03.02.2023

 

20.  

Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными).

1

20 неделя

31.01.2023-04.02.2023

 

21.  

Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика.

1

21 неделя

06.02.2023-10.02.2023

 

22.  

Олимпиадные задания по математике. Задачи на взвешивания.

1

      22 неделя

14.02.2023-18.02.2023

 

23.  

Олимпиадные задания по русскому языку. Лексика.

1

23 неделя

27.02.2023-03.03.2023

 

24.  

Интересные приёмы устных вычислений.

1

24 неделя

06.03.2023-10.03.2023

 

25.  

Олимпиадные задания по русскому языку. Морфемика.

1

25 неделя

13.03.2023-17.03.2023

 

26.  

Мир занимательных задач.

1

26 неделя

20.03.2023-23.03.2023

 

27.  

Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология.

1

27 неделя

03.04.2023-07.04.2023

 

28.  

Геометрическая мозаика.

1

28 неделя

10.04.2023-14.04.2023

 

29.  

Интеллектуальные игры.  Игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы)

1

29 неделя

17.04.2023-21.04.2023

 

 

30.  

Площадь и периметр фигуры

1

30 неделя

24.04.2023-28.04.2023

 

31.  

Олимпиадные задания по русскому языку. Лексика.

1

31 неделя

02.05.2023-05.05.2023

 

32.  

Занимательная геометрия

1

32 неделя

10.05.2023-12.05.2023

 

33.  

Лабиринты грамматики

 

1

33 неделя

15.05.2023-19.05.2023

 

34.  

Конкурс эрудитов.

1

34 неделя

22.05.2023-26.05.2023

 

 

Итого:

  34 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. «300 заданий и упражнений по русскому языку». 1 – 2 классы.  О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Москва, АСТ Астрель, 2001.

2. «Орфография, Грамматика в рифмовках» Н. М. Бетенькова. Москва, Просвещение, 1995.

3. «Учимся играя»  Занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку. 1-2 класс. Л. В. Лазуренко. Волгоград, 2007.

4.  «Занимательная математика». Смекай, отгадывай, считай (1 – 4) Н. И. Удодова Волгоград 2008.

5. «Логика в начальной школе» Г.И.Григорьева.  Волгоград 2004.

6. «Праздник числа» В.Волина Москва, Знание 1993.

7. «Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе». Левитас Г.Г.  -  М.:Илекса,-2005.

8. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005.

9. «Школьные олимпиады»  Н.Г. Белицкая,  А.О. Орг - М.: Айрис – пресс , 2008

10. «Олимпиадные задания. Математика. 2-4классы. Сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2010.