|
|
Рабочая программа
кружка интеллектуального развития
«Эрудит»
(общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности)
для обучающихся 3 класса
на 2022-2023 учебный год
|
Составители: Космынина Нина Владимировна,
|
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий и адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ.
Цель программы -создание условий для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.
Задачи программы:
- выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
- решение нестандартных логических задач;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
- подготовка детей к участию в олимпиадах и конкурсах по русскому языку и математике.
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Общая характеристика
«Эрудит» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Общий курс рассчитан на 1 год по двум направлениям – гуманитарному и математическому. Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 8-10 лет.
Занятия рассчитаны на индивидуальную, групповую и парную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю. Всего 34 занятия. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Ценностные ориентиры
Важнейшими ориентирами содержания данного факультатива являются:
· развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве как речи;
· формирование представлений о языке как универсальной ценности;
· развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
· формирование элементарных умений, связанных с выполнением проектного лингвистического исследования;
· развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
· включение учащихся в практическую деятельность по изучению и знанию чистоты русского языка;
· формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
· освоение эвристических приёмов рассуждений;
· формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
· развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
· формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
· формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
· привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
· воспитание чувства справедливости, ответственности;
· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Регулятивные УУД:
Формировать:
· умение учиться и способность к организации своей деятельности;
· умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
· умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
· готовность к преодолению трудностей;
· умение адекватно оценивать свою деятельность;
· учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
· Ориентироваться в возможностях информационного поиска.
· Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других.
· Слушать и понимать речь других.
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.
· Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
· Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
· Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
· Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
· воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
· определять учебную задачу;
· ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
· владеть своим вниманием;
· сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
· владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
· использовать основные приемы мыслительной деятельности;
· самостоятельно мыслить и творчески работать;
· владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Область «Филология» - 17 ч
Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.) Роль речи и знания языка в жизни человека. Из истории языка. Жизнь слова. Старые и новые слова в языке.
Тема 2. Слово. (6 ч.) Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение.
Построение слов из данного слова. Составление ребусов по словам. Многозначность слов. Слова-родственники. Игры с однокоренными словами. Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы).
Тема 3. Работа со словарями. (4 ч.) Знакомство со словарями: орфографическим, толковым. Роль слов в жизни человека. Умение определять лексическое значение слова по словарю.
Тема 4. Предложение. (1 ч.) Развитие внимания к значению слов в предложении.
Фразеологизмы, их использование в предложениях.
Тема 5. Звук. Буква. (1 ч.) Задания на развитие смекалки. Грамматические игры
Тема 5. Готовимся к олимпиадам и конкурсам. (4 ч.)
Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике, морфемике, морфологии, лексике.
Область «Математика» - 17 ч
Тема 1. Числовые головоломки (3 ч.)
Выполнение тестовых заданий. Числовые последовательности. Конкурс эрудитов
Тема 2. Готовимся к олимпиадам и конкурсам. (5 ч.) Решение олимпиадных задач. Задачи повышенной трудности. Задачи на сообразительность, мышление, смекалку.
Тема 3. Решение задач (4 ч.)
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Тема 4. Интересные приемы устного счёта. (1 ч.)
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
Тема 5. Занимательная геометрия (3 ч.)
Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность
Тема 6.Математические фокусы. (1 ч.)
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
Тематическое планирование
№ |
Темы кружковых занятий |
Количество часов |
1. |
Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. Возникновение слова. |
1ч |
2. |
Интеллектуальные игры. Игры со словами |
4ч |
3. |
Фразеологические обороты в речи. |
1ч |
4. |
Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение. |
1ч |
5. |
Путешествие в страну Словарию. |
5ч |
6. |
Олимпиадные задания по русскому языку. |
4ч |
7. |
Лабиринты грамматики |
1ч |
8. |
Олимпиадные задания по математике. |
5ч |
9. |
Решение задач |
4 ч |
10. |
Выполнение тестовых заданий |
1ч |
11. |
Числовые последовательности |
1ч |
12. |
Интересные приёмы устных вычислений. |
1 ч |
13. |
Конкурс эрудитов. |
1 ч |
14. |
Площадь и периметр фигуры. Занятие -игра |
1ч |
15. |
Занимательная геометрия |
2ч |
Календарно – тематическое планирование для 3 класса (34 ч)
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
|
|
|
план |
факт |
1. |
Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. Возникновение слова. |
1 |
1 неделя 01.09.2022-09.09.2022 |
|
2. |
Решение логических задач Игра – соревнование |
1 |
2 неделя 12.09.2022-16.09.2022 |
|
3. |
Слова -родственники |
1 |
3 неделя 19.09.2022- 23 .09.2022 |
. |
4. |
Блиц - турнир по решению задач |
1 |
4 неделя 26.09.2022-30.09.2022. |
|
5. |
Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю антонимы, синонимы», |
1 |
5 неделя 03.10.2022-07.10.2022 |
|
6. |
Занимательные задачи
|
1 |
6 неделя 10.10.2022-14.10.2022 |
|
7. |
Фразеологические обороты в речи. Как рождаются фразеологизмы. Выбор фразеологизма в речи. Составление мини-словариков: «Собираю фразеологизмы» |
1 |
7 неделя 17.10.2022-21.10.2022 |
|
8. |
Олимпиадные задания по математике. Арифметический материал. Составление выражений |
1 |
8 неделя 24.10.2022-28.10.2022 . |
|
9. |
Выбираем точное слово. Игры: «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы» |
1 |
9 неделя 07.11.2022 -11.11.2022 |
|
10. |
Олимпиадные задания по математике. |
1 |
10 неделя 14.11.2022-18.11.2022 |
|
11. |
Слова-родственники (однокоренные слова). Игры: «Подбери слово», «Кто больше», «Лишнее слово». |
1 |
11 неделя 21.11.2022-25.11.2022 |
|
12. |
Математические фокусы |
|
12 неделя 28.11.2022-02.12.2022 |
|
13. |
Слово. Построение слов из данного слова. Составление ребусов по словам. |
1 |
13 неделя 05.12.2022-09.12.2022 |
.. |
14. |
Числовые последовательности |
1 |
14 неделя 12.12.2022-16.12.2022 |
|
15. |
Многозначность слов. |
1 |
15 неделя 19.12.2022-28.12.2022 |
|
16. |
Игра «Выбери ответ» Выполнение тестовых заданий |
1 |
16 неделя 09.01.2023-13.01.2023 |
|
17. |
Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение. |
1 |
17 неделя 16.01.2023-20.01.2023 |
|
18. |
Олимпиадные задания по математике. Комбинаторика. |
1 |
18 неделя 23.01.2023-27.01.2023 |
|
19. |
Путешествие в страну Словарию. (Работа со словарями) |
1 |
19 неделя 30.01.2023-03.02.2023 |
|
20. |
Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными). |
1 |
20 неделя 31.01.2023-04.02.2023 |
|
21. |
Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика. |
1 |
21 неделя 06.02.2023-10.02.2023 |
|
22. |
Олимпиадные задания по математике. Задачи на взвешивания. |
1 |
22 неделя 14.02.2023-18.02.2023 |
|
23. |
Олимпиадные задания по русскому языку. Лексика. |
1 |
23 неделя 27.02.2023-03.03.2023 |
|
24. |
Интересные приёмы устных вычислений. |
1 |
24 неделя 06.03.2023-10.03.2023 |
|
25. |
Олимпиадные задания по русскому языку. Морфемика. |
1 |
25 неделя 13.03.2023-17.03.2023 |
|
26. |
Мир занимательных задач. |
1 |
26 неделя 20.03.2023-23.03.2023 |
|
27. |
Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология. |
1 |
27 неделя 03.04.2023-07.04.2023 |
|
28. |
Геометрическая мозаика. |
1 |
28 неделя 10.04.2023-14.04.2023 |
|
29. |
Интеллектуальные игры. Игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы) |
1 |
29 неделя 17.04.2023-21.04.2023 |
|
30. |
Площадь и периметр фигуры |
1 |
30 неделя 24.04.2023-28.04.2023 |
|
31. |
Олимпиадные задания по русскому языку. Лексика. |
1 |
31 неделя 02.05.2023-05.05.2023 |
|
32. |
Занимательная геометрия |
1 |
32 неделя 10.05.2023-12.05.2023 |
|
33. |
Лабиринты грамматики
|
1 |
33 неделя 15.05.2023-19.05.2023 |
|
34. |
Конкурс эрудитов. |
1 |
34 неделя 22.05.2023-26.05.2023 |
|
|
Итого: |
34 ч |
|
Список литературы
1. «300 заданий и упражнений по русскому языку». 1 – 2 классы. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Москва, АСТ Астрель, 2001.
2. «Орфография, Грамматика в рифмовках» Н. М. Бетенькова. Москва, Просвещение, 1995.
3. «Учимся играя» Занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку. 1-2 класс. Л. В. Лазуренко. Волгоград, 2007.
4. «Занимательная математика». Смекай, отгадывай, считай (1 – 4) Н. И. Удодова Волгоград 2008.
5. «Логика в начальной школе» Г.И.Григорьева. Волгоград 2004.
6. «Праздник числа» В.Волина Москва, Знание 1993.
7. «Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе». Левитас Г.Г. - М.:Илекса,-2005.
8. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005.
9. «Школьные олимпиады» Н.Г. Белицкая, А.О. Орг - М.: Айрис – пресс , 2008
10. «Олимпиадные задания. Математика. 2-4классы. Сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.