Программа кружка внеурочной деятельности Эрудит
Оценка 4.8

Программа кружка внеурочной деятельности Эрудит

Оценка 4.8
docx
01.09.2022
Программа кружка внеурочной деятельности Эрудит
Программа кружка внеурочной деятельности Эрудит 3 класс.docx

 

 

 

Рабочая программа

 кружка интеллектуального развития

 «Эрудит» 

 

 (общеинтеллектуальное направление   внеурочной деятельности)

 

для обучающихся  3     класса

 

на 2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

Составители:

Космынина Нина Владимировна,

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит»  разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий и адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ.

Цель программы -создание условий для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.

Задачи программы:

- выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;

 развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

- решение нестандартных логических задач;

- раскрытие творческих способностей ребенка;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- создание условий  для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

- подготовка   детей  к  участию  в  олимпиадах  и конкурсах  по  русскому  языку и математике.

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

                            Общая характеристика

     «Эрудит»  входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное  развитие  личности».

Общий курс  рассчитан на 1 год по двум направлениям – гуманитарному и математическому. Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей  8-10 лет. 

Занятия рассчитаны на индивидуальную, групповую и парную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

                           Место  в учебном плане

Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз  в неделю. Всего 34 занятия. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.

                           Ценностные ориентиры

      Важнейшими ориентирами содержания данного факультатива являются:

·               развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве как речи;

·                формирование представлений о языке как универсальной ценности;

·               развитие представлений о различных методах познания языка   (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы   наблюдения, анализа и т. п.);

·               формирование элементарных умений, связанных с выполнением  проектного лингвистического исследования;

·                 развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

·               включение учащихся в практическую деятельность по изучению и  знанию чистоты русского языка;

·                формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

·                 освоение эвристических приёмов рассуждений;

·               формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

·                развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

·                формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

·              формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

·              привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

                                     Планируемые результаты:

       Личностные УУД:

·              развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

·                развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

·              воспитание чувства справедливости, ответственности;

·              развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

     Регулятивные УУД:

Формировать:

·               умение учиться и способность к организации своей деятельности;

·              умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;

·              умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

·              готовность к преодолению трудностей;

·              умение адекватно оценивать свою деятельность;

·              учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД:

·              Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

·              Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

·              Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

·              Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

·              Ориентироваться в возможностях информационного поиска.

·              Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Коммуникативные УУД:

·              Донести свою позицию до других. 

·              Слушать и понимать речь других.

·              Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

·              Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.

·              Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

·              Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.

·              Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.

·              Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

·              воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

·              определять учебную задачу;

·              ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

·              владеть своим вниманием;

·              сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

·              владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

·              использовать основные приемы мыслительной деятельности;

·              самостоятельно мыслить и творчески работать;

·              владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 

 

Область «Филология» - 17 ч  

Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.) Роль речи и знания языка в жизни человека.  Из истории языка. Жизнь слова. Старые и новые слова  в языке.

Тема 2. Слово. (6 ч.) Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение.

Построение слов из данного слова. Составление ребусов по словам.  Многозначность слов.  Слова-родственники. Игры с однокоренными словами. Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы).

Тема 3. Работа со словарями. (4 ч.) Знакомство со словарями: орфографическим, толковым. Роль слов в жизни человека. Умение определять лексическое значение слова по словарю.

Тема 4. Предложение. (1 ч.) Развитие внимания к значению слов в предложении.

Фразеологизмы, их использование в предложениях.

Тема 5. Звук. Буква. (1 ч.) Задания на развитие смекалки. Грамматические игры

Тема 5. Готовимся к олимпиадам и конкурсам. (4 ч.)

Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике, морфемике, морфологии, лексике.

 

 

Область «Математика» - 17 ч

Тема 1. Числовые головоломки (3 ч.)

Выполнение тестовых заданий. Числовые последовательности. Конкурс эрудитов

Тема 2. Готовимся к олимпиадам и конкурсам. (5 ч.) Решение олимпиадных задач.  Задачи повышенной трудности. Задачи на сообразительность, мышление, смекалку.

Тема 3. Решение задач (4 ч.)

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Тема 4.   Интересные приемы устного счёта. (1 ч.)

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

Тема 5. Занимательная геометрия (3 ч.)

Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные  по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

 Тема 6.Математические фокусы. (1 ч.)

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

 

 

 

 

 

                                   Тематическое планирование

 

   Темы кружковых занятий

Количество часов

1.      

Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. Возникновение слова.

2.      

  Интеллектуальные игры. Игры со словами

3.      

  Фразеологические  обороты  в  речи.

4.      

 Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение.

5.      

Путешествие в страну   Словарию.

6.      

Олимпиадные задания по русскому языку.

7.      

Лабиринты грамматики

8.      

Олимпиадные задания по математике.

9.      

Решение задач

4 ч

10.  

 Выполнение тестовых заданий

11.  

Числовые последовательности

12.  

Интересные приёмы устных вычислений.

1 ч

13.  

Конкурс эрудитов.

1 ч

14.  

Площадь и периметр фигуры. Занятие -игра

15.  

Занимательная  геометрия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование для 3 класса (34 ч)

№ п/п

                  Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

 

 

 

план

факт

1.      

Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. Возникновение слова.

1

1 неделя

01.09.2022-09.09.2022

 

2.      

Решение логических задач

Игра – соревнование

1

2 неделя

12.09.2022-16.09.2022

 

3.      

Слова -родственники

1

3 неделя

19.09.2022-

23 .09.2022

.

4.      

Блиц - турнир по решению задач

1

4 неделя

26.09.2022-30.09.2022.

 

5.      

Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю антонимы, синонимы»,

1

5 неделя

03.10.2022-07.10.2022

 

6.      

Занимательные задачи

 

1

6 неделя

10.10.2022-14.10.2022

 

7.      

Фразеологические  обороты  в  речи.

Как рождаются фразеологизмы. Выбор фразеологизма в речи. Составление мини-словариков: «Собираю фразеологизмы»

1

7 неделя

17.10.2022-21.10.2022

 

8.      

Олимпиадные задания по математике. Арифметический материал. Составление выражений

1

8 неделя

24.10.2022-28.10.2022 .

 

9.      

Выбираем точное слово. Игры: «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»

1

9 неделя

07.11.2022 -11.11.2022

 

10.  

 Олимпиадные задания по математике.

1

10 неделя

14.11.2022-18.11.2022

 

11.  

Слова-родственники (однокоренные слова). Игры: «Подбери слово», «Кто больше», «Лишнее слово».

1

11 неделя

21.11.2022-25.11.2022

 

12.  

       Математические фокусы                                          

 

12 неделя

28.11.2022-02.12.2022

 

13.  

Слово. Построение слов из данного слова. Составление ребусов по словам.

1

13 неделя

05.12.2022-09.12.2022

..

14.  

Числовые последовательности

1

14 неделя

12.12.2022-16.12.2022

 

15.  

Многозначность слов.

1

15 неделя

19.12.2022-28.12.2022

 

16.  

Игра «Выбери ответ» Выполнение тестовых заданий

1

16 неделя

09.01.2023-13.01.2023

 

17.  

Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение.

1

17 неделя

16.01.2023-20.01.2023

 

18.  

Олимпиадные задания по математике. Комбинаторика.                        

1

18 неделя

23.01.2023-27.01.2023

 

19.  

Путешествие  в  страну  Словарию. (Работа со словарями)

1

19 неделя

30.01.2023-03.02.2023

 

20.  

Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными).

1

20 неделя

31.01.2023-04.02.2023

 

21.  

Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика.

1

21 неделя

06.02.2023-10.02.2023

 

22.  

Олимпиадные задания по математике. Задачи на взвешивания.

1

      22 неделя

14.02.2023-18.02.2023

 

23.  

Олимпиадные задания по русскому языку. Лексика.

1

23 неделя

27.02.2023-03.03.2023

 

24.  

Интересные приёмы устных вычислений.

1

24 неделя

06.03.2023-10.03.2023

 

25.  

Олимпиадные задания по русскому языку. Морфемика.

1

25 неделя

13.03.2023-17.03.2023

 

26.  

Мир занимательных задач.

1

26 неделя

20.03.2023-23.03.2023

 

27.  

Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология.

1

27 неделя

03.04.2023-07.04.2023

 

28.  

Геометрическая мозаика.

1

28 неделя

10.04.2023-14.04.2023

 

29.  

Интеллектуальные игры.  Игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы)

1

29 неделя

17.04.2023-21.04.2023

 

 

30.  

Площадь и периметр фигуры

1

30 неделя

24.04.2023-28.04.2023

 

31.  

Олимпиадные задания по русскому языку. Лексика.

1

31 неделя

02.05.2023-05.05.2023

 

32.  

Занимательная геометрия

1

32 неделя

10.05.2023-12.05.2023

 

33.  

Лабиринты грамматики

 

1

33 неделя

15.05.2023-19.05.2023

 

34.  

Конкурс эрудитов.

1

34 неделя

22.05.2023-26.05.2023

 

 

Итого:

  34 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. «300 заданий и упражнений по русскому языку». 1 – 2 классы.  О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Москва, АСТ Астрель, 2001.

2. «Орфография, Грамматика в рифмовках» Н. М. Бетенькова. Москва, Просвещение, 1995.

3. «Учимся играя»  Занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку. 1-2 класс. Л. В. Лазуренко. Волгоград, 2007.

4.  «Занимательная математика». Смекай, отгадывай, считай (1 – 4) Н. И. Удодова Волгоград 2008.

5. «Логика в начальной школе» Г.И.Григорьева.  Волгоград 2004.

6. «Праздник числа» В.Волина Москва, Знание 1993.

7. «Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе». Левитас Г.Г.  -  М.:Илекса,-2005.

8. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005.

9. «Школьные олимпиады»  Н.Г. Белицкая,  А.О. Орг - М.: Айрис – пресс , 2008

10. «Олимпиадные задания. Математика. 2-4классы. Сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2010.


 

Рабочая программа кружка интеллектуального развития «Эрудит» (общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности) для обучающихся 3 класса на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа кружка интеллектуального развития «Эрудит» (общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности) для обучающихся 3 класса на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит» разработана на основе

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит» разработана на основе

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций

Планируемые результаты:

Планируемые результаты:

Слушать и понимать речь других

Слушать и понимать речь других

Тема 4. Предложение. (1 ч.) Развитие внимания к значению слов в предложении

Тема 4. Предложение. (1 ч.) Развитие внимания к значению слов в предложении

Тематическое планирование №

Тематическое планирование №

Календарно – тематическое планирование для 3 класса (34 ч) № п/п

Календарно – тематическое планирование для 3 класса (34 ч) № п/п

Слово. Построение слов из данного слова

Слово. Построение слов из данного слова

Мир занимательных задач. 1 26 неделя 20

Мир занимательных задач. 1 26 неделя 20

Учимся играя» Занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку

Учимся играя» Занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2022