лучшедома
Программа кружка внеурочной деятельности "За здоровый образ жизни"

Программа кружка внеурочной деятельности "За здоровый образ жизни"

docx
12.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

кружок.docx

 Программа кружка внеурочной деятельности

   « За здоровый образ жизни»

Возраст детей:  11-13 лет

                                             Срок реализации: 1 год

      Автор-составитель: Ходякова Т.В

Пояснительная записка

«Здоровье это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании красная нить Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Большинство детей, поступающих в образовательные учреждения, обладают целым «букетом» различных заболеваний – это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, кариес и т.д. Психологи и практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей представляется весьма актуальной педагогической задачей. Работа кружка «За здоровый образ жизни» имеет оздоровительную направленность. Приоритетной задачей программы является формирование в сознании детей ценностного отношения к своему здоровью. На этой основе происходит формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни и физического воспитания. Особый акцент программы сделан на изучение широкого спектра вопросов - от элементарных правил личной гигиены до основ самовоспитания; раскрываются доступные пониманию детей взаимосвязи между здоровьем детей и окружающей природой, их поведением, настроением, их образом жизни.                                                

Новизной и отличительной особенностью программы является то,   что она   предлагает каждому  обучающемуся возможность реализоваться в разнообразном творческом подходе к стержневой теме курса, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности. Организация жизнедеятельности  обучающихся во внеурочное время предоставляет им широкие возможности самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры здоровья (физического и духовного), нравственности, позитивного взаимодействия человека с окружающей средой. Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности обучающихся, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.

Педагогическая целесообразность программы. 

Программа  кружка   включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. У обучающихся  формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, универсальные учебные  действия.

Программа построена с соблюдением следующих принципов:

добровольность;

общественная направленность;

учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

предоставление самостоятельности и опора на инициативу;

учет интересов  обучающихся;

содружество и сотворчество детей и взрослых.

Цель программы: формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни.

Задачи

Обучающие:

1.формирование  системы валеологических знаний, умений и навыков;

2.Формирование научного понимания сущности здорового образа жизни.

3.Формирование экологического мировоззрения.

Воспитательные:

1.Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью.                                                                                                                                               2.Формировать установки на здоровый образ жизни.

3.Воспитывать общечеловеческие качества – сочувствие, ответственность, доброту, любовь к природе.

Развивающие:                                                                                                      Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье.

Развитие личностного мышления на основании полученных знаний и применение их в конкретных условиях.

Развитие у воспитанников устойчивого интереса и положительной мотивации к здоровому образу жизни;

Сроки реализации программы –     1год. Программа   составлена    на    34 часа   (по 1 часу   1 раз  в неделю).

Формы занятий:  игры, соревнования, веселые старты, экскурсии, прогулки на природу, праздники, беседы, тестирование, познавательные часы, тренинг, мозговой штурм, викторина, турнир.

Методы обучения

Словесный (устное изложение, беседа, объяснение, рассказ ит.д.).

Наглядный (показ иллюстраций, упражнений, наблюдение, экскурсии).

Практический (тренинг, игры, викторина и т.д.).

Предполагаемая результативность программы и способы их проверки:

осознание учащимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки

форм поведения;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения (Интернет),

приобретения опыта взаимодействия с окружающим миром;

портфель ученика (результативность деятельности).

Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны

здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как:

товарищество,честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и  ловким.

Обучающиеся должны знать-

основные понятия «валеология», «здоровый образ жизни»,

необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья,

правила личной гигиены и трансформировать их в стойкие навыки и привычки,

систему профилактических мер вредоносных паразитов, ОРЗ и ОРВИ,

особенности влияния вредных привычек на организм человека,

основные правила рационального питания,                                             выбирать и отдавать предпочтение здоровой пище.
Должны уметь

проводить самоанализ и самооценку своего физического и психического здоровья;
предотвращать и оказывать первую помощь при  пищевых отравлениях, укусах насекомых.

придерживаться правил поведения в природе;
оценивать экологическое состояние помещения, учебного заведения, прилегающей территории;

применять на практике полученные знания и навыки;
пропагандировать здоровый образ жизни, экологические и природоохранные знания.
Развитие общеучебных умений и личностных качеств:

уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении проблем,

уметь работать в команде;

уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

уметь выбрать линию поведения.

уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

уметь добывать, выделять и применять необходимую информацию;

устанавливать связь между целью деятельности и мотивом ;

обеспечивать личностный моральный выбор на основе социальных и

личностных ценностей.

Формы подведения итогов реализации программы: мониторинг состояния здоровья  и уровень знаний о ЗОЖ.

Учебно - тематический план  работы

№ темы

Тема

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего

1.

 Здоровье человека

  7

7

  14

2.

Валеологический потенциал природы

    4

 5

   9

3.

 Здоровое питание

 4

   1

   5

4.

Вредоносные организмы и здоровье человека

  5

   1

   6

 

№занятия

Темы занятий

Теория

Практика

Сентябрь

1

 Мониторинг состояния здоровья обучающихся

 

1

2

 Мониторинг уровня знаний о ЗОЖ

  

1

3

 Игровая программа «Чтобы вырасти здоровым, энергичным и толковым»

1

 

4

 Веселые старты

 

1

 

Октябрь

 

 

5

 Беседа:  «  Что такое валеология» 

1

 

6

 Экскурсия «Природа-источник духовного развития и восстановления сил человека»

 

1

7

 Познавательный час «Правильное питание и вред переедания»

 

8

 Час общения « Кто такие микробы» 

1

 

 

Ноябрь

 

 

9

Презентация «Витамины в жизни человека» 

1

 

10

Встреча с врачом «Профилактика инфекционных заболеваний» 

1

 

11

 Мозговой штурм « Стресс и физическая активность»

 

1

 

Декабрь

 

 

12

Урок здоровья  «СПИД. Признаки и пути передачи»

1

 

13

Турнир знатоков «Как победить грипп»    

    

1

14

Экскурсия  на природу «Да здравствует чистый воздух»    

 

1

15

Новогодний калейдоскоп «В гостях у Зимушки Зимы» 

1

 

 

Январь

 

 

16

Природа в произведениях русских поэтов, писателей и художников

1

 

17

Викторина  « Овощные культуры»     

 

 1

18

Встреча с врачом «Паразиты  и эндопаразиты человека»      

1

 

 

Февраль

 

 

19

Игра «Сильный, смелый , ловкий, умелый»    

 

1

20

Тренинг «Наше здоровье в наших руках»

 1

 

21

 Интеллектуальная  игра « Что, где, когда»»       

1

 

22

 Презентация «Влияние курения  на здоровье человека»    

1

 

 

Март

 

 

23

 Информационный час «Чистые руки»  

1

 

24

 Экологический  час «У природы есть друзья, это мы- и  ты, и я»

1

 

25

Спортивно-познавательная программа «Если хочешь быть здоров».

 

1

26

Мозговой штурм «Быть здоровым- это классно! Вы согласны?

1

 

 

Апрель

 

 

27

 Продукты питания как фактор здоровья человека.     

1

 

28                         

 Профилактика и первая помощь при пищевом отравлении. 

1

 

29

 Викторина   «Зеленые друзья»

1

 

30

 Озеленение пришкольной территории   

  

1

 

Май

 

 

31

  Лес как источник здоровья человека (экскурсия)

  

1

32

  Аптека под ногами (экскурсия)

 

1

33

  Беседа «Насекомые-переносчики инфекций»  

1

 

34

  Подведение итогов работы обучающихся.  

 

1

 

Содержание изучаемого курса.

Раздел: Здоровье человека.

Тема №1 мониторинг состояния здоровья обучающихся.

Тема №2. Мониторинг уровня знаний обучающихся о ЗОЖ.

Тема№3.Чтобы вырасти здоровым, энергичным и толковым. Понятия здоровья  и его составляющие. Пути гармоничного существования.

Тема№4.Веселые старты. Проведение подвижных игр как фактор укрепления здоровья.

Тема №5. Что такое валеология. Валеология как наука о здоровье человека. Источники здоровья.

Тема№6.Стресс и физическая активность. Что такое стресс, пути возникновения. Влияние стресса и физической активности на здоровье человека.

Тема №7.Сильный, смелый, ловкий, умелый.  Задания на  развитие основных двигательных качеств личности.

Тема№8.  Наше здоровье в наших руках. Понятие режима дня, гигиены, правильная осанка как критерий и фактор здоровья человека. Гигиенические требования к внешнему виду.

Тема №9.  Что, где, когда. Разнообразие растительного и животного мира. Его значение для здоровья человека.

Тема №10.  Влияние курения на здоровье человека. Табак и табакокурение. Последствия и побочные явления, и их влияние на организм человека.

Практика. Анкетирование.

Тема №11. Чистые руки.  Понятие гигиены. Функции гигиены в жизни человека. Правила гигиены.

Тема №12. Если хочешь быть здоров.  Необходимость подвижного образа жизни для сохранения здоровья.

Практика. Соревнования.

Тема№13. Быть здоровым- это классно! Вы согласны? Зависимость здоровья человека от среды обитания. Систематизация основных понятий ЗОЖ.

Раздел. Валеологический потенциал природы.

Тема№1.Природа- источник духовного развития и восстановления сил человека.   Понятие природы. Компоненты природы. Функции природы в жизни человека. 

Тема№2.Да здравствует чистый воздух. Чистый воздух залог здоровья человека. Состав атмосферного воздуха. Охрана чистоты воздуха.

Практика. Экскурсия на природу.

Тема№3.В гостях у Зимушки зимы. Понятие прекрасного. Критерии и показатели «прекрасного». Гармония компонентов природы.

Тема №4. Природа в произведениях русских поэтов, писателей, художников. Природа в стихах, прозе, живописи, художественных фотографиях.

Тема №5.У природы есть друзья, это мы, и ты и я. Животные как компонент природы. Оздоровительный эффект при общении с кошкой, собакой, дельфином и т.д.

Тема№6. Зеленые друзья. Разнообразие растений, их биологические особенности. Значение для человека.

Тема№7.Лес как источник здоровья человека. Видовое разнообразие растений и животных леса. Значение леса для человека и природы. Необходимость защиты и охраны лесных богатств.

Тема№8. Аптека под ногами. Разнообразие лекарственных растений. Правила сбора и применение.

Тема №9. Озеленение пришкольной территории. Валеологическая ценность общения человека с природой.

Раздел: Здоровое питание.   

Тема №1. Правильное питание и вред переедания. Правила рационального питания. Значение  правильного  питания для здоровья.

Тема№2. Овощные культуры. Многообразие овощных культур. Их биологические особенности и значение для здоровья.

Тема №3. Витамины в жизни человека.  Продукты, содержащие витамины и их значение для здоровья  человека.

Тема №4. Продукты питания как фактор здоровья человека.  Жиры. Белки, углеводы. 

Тема№5. Профилактика и первая помощь при пищевых отравлениях. Качество пищевых продуктов. Содержание в продуктах гербицидов, нитратов и т.д. Первая помощь при отравлении. 

Раздел: Вредоносные организмы и здоровье человека.  

Тема№1. Кто такие микробы.  Видовое разнообразие, вред и опасность.

Тема№2. Инфекционные заболевания.  Вирусы. История открытия, их опасность и профилактика.

Тема №3. СПИД. Признаки, пути передачи. Профилактика.

Тема№4. Как победить грипп. Что такое грипп, пути заражения и профилактика.

Тема №5. Паразиты и эндопаразиты человека. Многообразие, их значение и влияние на здоровье человека. Меры профилактики.

Тема№6. Насекомые - переносчики инфекций. Многообразие насекомых – переносчиков инфекций. Их опасность. Меры профилактики заболеваний.

                                  

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Раздел

Формы

занятий

Приемы и

методы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

Раздел 1.  Здоровье человека

 Игровая программа, беседа, веселые старты, мозговой штурм, тренинг, мониторинг.

Словесные-беседа,  объяснение, Практические -тренинг, викторины, игры.

 Наглядные –   показ упражнений, презентаций.

ИКТ.     

Разработки игр,   презентации,   тесты, анкеты.

 

  Книги, брошюры.

Компьютер,   спортивные снаряды и оборудование.

Мониторинг, конкурс, коллективная рефлексия.

Раздел 2.

Валеологический потенциал природы.

 Экскурсии, викторина, конкурс.

 

 Словесные – беседа, обсуждения. Наглядные –      экскурсии, показ иллюстраций, наблюдение.

Практический-выполнение  заданий.

Репродукции

произведений

художников,  презентация,  реальные обьекты природы.

 

  Компьютер, тетради, ручки, карточки с заданиями.  

Коллективная рефлексия,  самостоятельная работа, опрос.

Раздел 3. 

Правильное питание .

 Викторина, познавательный час, игра.

 Словесные – беседа рассказ, обсуждения. Наглядные –  показ иллюстраций, рисунков.

Практические -  работа с текстом, с рисунком.

 ИКТ.

Презентация, разработки мероприятий,  картины, рисунки.

 

Научная литература, методички,   компьютер.   

Коллективная рефлексия,  презентация .   

 Раздел4.

Вредоносные организмы.

Турнир знатоков, познавательный час, беседа.

Словесные – беседа, рассказ, обсуждение. Наглядные - демонстрация  иллюстраций, плакатов.

ИКТ.

Карточки, анкеты,  презентации.

Научная литература, брошюры,  альбом, карандаши.

Компьютер.

 Коллективная рефлексия. Опрос, выставка рисунков

 

 

 

 

Литература

 

Для педагога

Мансурова, СЕ. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс / СЕ. Мансурова, О.А. Шклярова. — М. : СПб. : Виктория плюс, 2006.
Мурох, В.И. Наш зеленый исцеляющий друг / В.И. Мурох, Л.И. Стекольников.                                                          

 Игнатьева, И.П. Плодовые и овощные культуры СССР: альбом / И.П. Игнатьева, А.Н. Постников, Н.В. Борисов. — М.: Агропромиздат, 1990.
Конюшко, В.С. Природа служит человеку / В.С. Конюшко, СЕ. Повлюченко.    
 Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л.В. Баль. ­ М.: «Просвещение», 2005.                                                                                        
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. — / Мастерская учителя.

Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в основной школе:/ В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.

Для детей

Лях В.И. Основы здорового образа жизни./ Л.В. Лях. ­ М.: «Просвещение», 2005.

Макеева А. Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2013 г.

Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей. М., 1986. 287 с.                   Потапова, Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5—10 лет: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.М. Потапова. — Ярославль : Академия развития; Академия Холдинг.                                Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры. М.: Вако, 2007. — 176с. — / Мозаика детского отдыха.

Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов, М., 2000. 350 с.

Сорока Н. Ф. Питание и здоровье.    

Позняковский В. М. Гигиенические основы питания, безо­пасность и экспертиза продовольственных товаров.

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)