Программа Кружка выпиливание и выжигание.doc

  • docx
  • 07.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Кружка выпиливание и выжигание.doc.docx

ВЫПИЛИВАНИЕ И ВЫЖИГАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

 

         Выпиливание и выжигание — один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений,

материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием. И выжиганием, учащимся с I по X классы.

         Занятия в кружке по выпиливанию и выжиганию древесины, сочетающие искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.

         Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Программой предусматриваются экскурсии в музеи, на выставки декоративно-прикладного искусства, на предприятия, которые будут способствовать воспитанию у кружковцев интереса к творческой деятельности.

         Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе рабаты осваиваются приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду отдельно). Это должны быть небольшие работы по объему, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе кружка является выполнение школьниками комплексных коллективных работ.

         При комплектовании групп рекомендуется учитывать подготовленность и возрастные особенности школьников. Во всех возрастных группах, особенно в младшей, необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием в порядке рабочего места, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда.

         В работе со школьниками всех классов надо учитывать уже имеющиеся у них знания и умения, полученные на уроках в школе или на занятиях в предметных кружках.

         Правильно организованная работа кружка по трудовому и эстетическому воспитанию способствует развитию у школьников интереса и активной творческой деятельности, объединению их в дружный коллектив. Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения.

         Коллективные работы выполняют кружковцы бригадой из трех и более человек. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого кружковца. Коллективной работой могут быть произведения декоративного характера, предназначенные для оформления уголка игр в детском саду, учебного помещения, пионерской комнаты, и изделия декоративно-утилитарного назначения. Коллективное создание эскизов работ, обсуждение и выполнение их в материале воспитывают у кружковцев чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, способствуют качественному исполнению изделий.

         Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной

сложности рисунка и технического исполнения дает возможность участвовать в коллективной работе почти всем членам кружка.

         В процессе кружковой работы у школьников необходимо развивать художественный вкус, понимание ритма, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Учащиеся должны самостоятельно выполнять эскизный рисунок в цвете, составлять узор в круге, квадрате, полосе, орнаменты симметричные и несимметричные, выполненные по народным мотивам.

         Руководитель кружка должен направлять внимание учащихся на осмысленное применение и выявление красоты природной текстуры, свилеватости, сучков, наплывов. При росписи рисунка следует выявлять текстуру и красоту древесины, а не подделывать под пластмассу, керамику (путем применения прозрачных водных красителей).

Занятие кружка можно проводить как в учебных мастерских по техническому труду, так и в других помещениях с хорошим освещением, вентиляцией, где имеются удобная мебель для работы, розетки, к которым можно подключать удлинители.

         Для работы кружка требуются инструменты, приспособления и материалы: лобзик с пилками, столик выпиловочный, электровыжигатель, ножовка, стамески, рашпили по дереву, рубанок, кисти, шлифовальная шкурка (крупная и мелкозернистая), клей для древесины (казеиновый, ПВА, столярный и др.), бумага чертежная и копировальная, калька, циркуль, краски акварельные, альбомы для рисования, куски фанеры клееной, обрезки досок и плит.

Особое внимание в работе кружка должно быть уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Все кружковцы должны выполнять работу в спецодежде.

         Данная программа рассчитана на 70 ч (2 ч в неделю в течение учебного года).

Учитывая индивидуальные особенности развития детей, местные условия, интересы школьников, руководитель кружка в ходе учебно-воспитательной работы может по отдельным темам вносить сокращение или увеличение материала по некоторым темам.

В помещении кружка, в школах, фойе кинотеатров следует устраивать тематические выставки работ кружковцев.

 

 

 

 

 

 

 Примерный тематический план занятий

Темы

 

Количество часов

 

В том числе

 

На теоретические занятия

на практические занятна

1

2

3

4

Вводное занятие Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты, приспособления

2 4

 

2

 

2

 

1

2

3

4

Выпиливание по внутреннему контуру

6

1

5

Выжигание, выполнение задания по образцу

4

1

3

Комплексная работа по выпиливания и выжиганию

14

2

12

Создание изделия Ии деталей, выпиленных   лобзиком, с выжиганием рисунка. (практическая работа)

18

2

16

Изготовление предметов на производстве.

20

4

16

Заключительное занятие

2

1

1

И т о г о:

70

15

55

 

ПРОГРАММА

 

Вводное занятие.

- Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства.

- Показ слайдов, репродукций, изделий с элементами выпиливания и выжигания по древесине.

- Содержание работы и задачи кружка.

- Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.

- Выбор органов самоуправления.

- Распределение рабочих мест.

- Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления). - Ознакомление с породами и древесными материалами.

- Декоративные особенности древесины.

- Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика. - ----

- Подготовка основы для выпиливания.

 

Практические занятия.

- Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов.

- Подготовка и перевод рисунка на основу.

- Работа над объектом по образцу (по внешнему контуру).

- Выпиливание по внутреннему контуру.

- Приемы выпиливания по внутреннему контуру.

- Инструменты для создания отверстий при выпиливании по внутреннему контуру: шило, коловорот, дрель, сверлильный станок.

 

Приемы работы.

 

Практические занятия. Работа над объектом по образцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу; исполнение работы по внутреннему выпиливанию лобзиком.

Выжигание. Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания. Технология выжигания. Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с учетом особенностей рисунка. Отделка готового изделия прозрачными материалами.

Практические занятия. Подготовка основы для выжигания при работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Приемы покрытия готового изделия лаками.

Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию. Скрепление и соединение изделий из древесных материалов. Клеи при склеивании древесины. Инструменты и приспособления, применяемые при сборке и склеивании древесины. Чертежи изделия и отдельных его деталей.

Практические занятия. Выполнение задания по образцу с исполнением чертежей изделий, подготовкой рисунка для выжигания и выпиливания, исполнение изделия в материале (объектами для этого задания могут быть заказы других кружков, учителей школы, детских садов, предприятий и др.).

Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа). Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. Приемы росписи элементов выжженного рисунка.

Практические занятия. Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания на изделии. Изготовление деталей, сборка изделия клеем. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Роспись и покрытие готового изделия лаком.

Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа). Посещение и коллективное обсуждение выставок декоративно-прикладного искусства, музеев, просмотр кинофильмов. Встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства. Просмотр и анализ работ кружковцев, профессиональных художников, репродукций, слайдов.

Выбор тематики работы. Общественно полезная направленность изделий кружковцев (наглядные пособия для уроков в школе, элементы оформления выставок, стендов, игрушки и сувениры для детских садов).

Практические занятия. Коллективное обсуждение тематики творческих работ кружковцев. Выполнение работы в материале. Контроль качества изготовления изделия. Просмотр работ.

Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка за год. Рекомендации школьникам по самостоятельной творческой работе. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.