ВЫПИЛИВАНИЕ И ВЫЖИГАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выпиливание и выжигание — один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений,
материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием. И выжиганием, учащимся с I по X классы.
Занятия в кружке по выпиливанию и выжиганию древесины, сочетающие искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Программой предусматриваются экскурсии в музеи, на выставки декоративно-прикладного искусства, на предприятия, которые будут способствовать воспитанию у кружковцев интереса к творческой деятельности.
Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе рабаты осваиваются приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду отдельно). Это должны быть небольшие работы по объему, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе кружка является выполнение школьниками комплексных коллективных работ.
При комплектовании групп рекомендуется учитывать подготовленность и возрастные особенности школьников. Во всех возрастных группах, особенно в младшей, необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием в порядке рабочего места, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда.
В работе со школьниками всех классов надо учитывать уже имеющиеся у них знания и умения, полученные на уроках в школе или на занятиях в предметных кружках.
Правильно организованная работа кружка по трудовому и эстетическому воспитанию способствует развитию у школьников интереса и активной творческой деятельности, объединению их в дружный коллектив. Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения.
Коллективные работы выполняют кружковцы бригадой из трех и более человек. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого кружковца. Коллективной работой могут быть произведения декоративного характера, предназначенные для оформления уголка игр в детском саду, учебного помещения, пионерской комнаты, и изделия декоративно-утилитарного назначения. Коллективное создание эскизов работ, обсуждение и выполнение их в материале воспитывают у кружковцев чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, способствуют качественному исполнению изделий.
Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной
сложности рисунка и технического исполнения дает возможность участвовать в коллективной работе почти всем членам кружка.
В процессе кружковой работы у школьников необходимо развивать художественный вкус, понимание ритма, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Учащиеся должны самостоятельно выполнять эскизный рисунок в цвете, составлять узор в круге, квадрате, полосе, орнаменты симметричные и несимметричные, выполненные по народным мотивам.
Руководитель кружка должен направлять внимание учащихся на осмысленное применение и выявление красоты природной текстуры, свилеватости, сучков, наплывов. При росписи рисунка следует выявлять текстуру и красоту древесины, а не подделывать под пластмассу, керамику (путем применения прозрачных водных красителей).
Занятие кружка можно проводить как в учебных мастерских по техническому труду, так и в других помещениях с хорошим освещением, вентиляцией, где имеются удобная мебель для работы, розетки, к которым можно подключать удлинители.
Для работы кружка требуются инструменты, приспособления и материалы: лобзик с пилками, столик выпиловочный, электровыжигатель, ножовка, стамески, рашпили по дереву, рубанок, кисти, шлифовальная шкурка (крупная и мелкозернистая), клей для древесины (казеиновый, ПВА, столярный и др.), бумага чертежная и копировальная, калька, циркуль, краски акварельные, альбомы для рисования, куски фанеры клееной, обрезки досок и плит.
Особое внимание в работе кружка должно быть уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Все кружковцы должны выполнять работу в спецодежде.
Данная программа рассчитана на 70 ч (2 ч в неделю в течение учебного года).
Учитывая индивидуальные особенности развития детей, местные условия, интересы школьников, руководитель кружка в ходе учебно-воспитательной работы может по отдельным темам вносить сокращение или увеличение материала по некоторым темам.
В помещении кружка, в школах, фойе кинотеатров следует устраивать тематические выставки работ кружковцев.
Примерный тематический план занятий
Темы
|
Количество часов
|
В том числе
|
|
На теоретические занятия |
на практические занятна |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Вводное занятие Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты, приспособления |
2 4
|
2
|
2
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Выпиливание по внутреннему контуру |
6 |
1 |
5 |
Выжигание, выполнение задания по образцу |
4 |
1 |
3 |
Комплексная работа по выпиливания и выжиганию |
14 |
2 |
12 |
Создание изделия Ии деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка. (практическая работа) |
18 |
2 |
16 |
Изготовление предметов на производстве. |
20 |
4 |
16 |
Заключительное занятие |
2 |
1 |
1 |
И т о г о: |
70 |
15 |
55 |
ПРОГРАММА
Вводное занятие.
- Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства.
- Показ слайдов, репродукций, изделий с элементами выпиливания и выжигания по древесине.
- Содержание работы и задачи кружка.
- Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.
- Выбор органов самоуправления.
- Распределение рабочих мест.
- Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления). - Ознакомление с породами и древесными материалами.
- Декоративные особенности древесины.
- Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика. - ----
- Подготовка основы для выпиливания.
Практические занятия.
- Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов.
- Подготовка и перевод рисунка на основу.
- Работа над объектом по образцу (по внешнему контуру).
- Выпиливание по внутреннему контуру.
- Приемы выпиливания по внутреннему контуру.
- Инструменты для создания отверстий при выпиливании по внутреннему контуру: шило, коловорот, дрель, сверлильный станок.
Приемы работы.
Практические занятия. Работа над объектом по образцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу; исполнение работы по внутреннему выпиливанию лобзиком.
Выжигание. Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания. Технология выжигания. Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с учетом особенностей рисунка. Отделка готового изделия прозрачными материалами.
Практические занятия. Подготовка основы для выжигания при работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Приемы покрытия готового изделия лаками.
Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию. Скрепление и соединение изделий из древесных материалов. Клеи при склеивании древесины. Инструменты и приспособления, применяемые при сборке и склеивании древесины. Чертежи изделия и отдельных его деталей.
Практические занятия. Выполнение задания по образцу с исполнением чертежей изделий, подготовкой рисунка для выжигания и выпиливания, исполнение изделия в материале (объектами для этого задания могут быть заказы других кружков, учителей школы, детских садов, предприятий и др.).
Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа). Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. Приемы росписи элементов выжженного рисунка.
Практические занятия. Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания на изделии. Изготовление деталей, сборка изделия клеем. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Роспись и покрытие готового изделия лаком.
Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа). Посещение и коллективное обсуждение выставок декоративно-прикладного искусства, музеев, просмотр кинофильмов. Встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства. Просмотр и анализ работ кружковцев, профессиональных художников, репродукций, слайдов.
Выбор тематики работы. Общественно полезная направленность изделий кружковцев (наглядные пособия для уроков в школе, элементы оформления выставок, стендов, игрушки и сувениры для детских садов).
Практические занятия. Коллективное обсуждение тематики творческих работ кружковцев. Выполнение работы в материале. Контроль качества изготовления изделия. Просмотр работ.
Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка за год. Рекомендации школьникам по самостоятельной творческой работе. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.