МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО «УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом совете Директор МБОУ Николаевская СШ
Пр. № ______ от ____________ (О.В. Муравьёва)
«_____» ________ 20____ г. «____» _____________ 20____ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественно-научной направленности
объединение «Камчатка – мой край родной»
(краеведение)
Возраст обучающихся: 8-9 классы (14-16 лет)
Срок реализации программы: 1 год
Программу составила
учитель географии
Я.Л. Василевская
с. Николаевка
2020 г.
Пояснительная записка
Интерес к изучению родного края характерен для отечественной школы давно, но сейчас он значительно возрос.
Краеведение способствует формированию личности, бережно относящейся к природным и социокультурным ценностям, понимающей последствия разрушительной деятельности человека и осознающей необходимость ее предотвращения. Осознание определенных принципов и норм поведения в среде обитания, понимание значения персональной деятельности и ответственности за нее, любовь к малой родине должны стать неотъемлемой частью культуры каждого человека. Через краеведческий подход реализуется социокультурная, информационно-ориентационная и личностно-ориентированная функции образования.
Возможности «местной» географии безграничны. Явления природы, которые ребенок видит своими глазами, последствия разрушительной деятельности человека, отражающиеся на его реальной жизни, выбор профессии на основе знаний об особенностях социально-экономической ситуации в регионе способствуют самоопределению школьника на жизненном пути.
Цель – создание целостного географического образа своего края, познание его своеобразия и неповторимости для становления эколого-географического мировоззрения учащихся.
Задачи:
максимальная – добиться поставленной цели;
минимальная – 1) повысить познавательный интерес у ребят
2) познать своеобразие и неповторимость Камчатского края
3) создать условия для формирования и развития творческих способностей у учащихся
4) развить эколого-географическое мировоззрение учащихся
5) применить полученные знания на уроках географии и краеведения
6) воспитать патриотизм, сформировать любовь к родному краю.
Возрастной состав учащихся – 14-16 лет (8-9 класс)
Количество часов в неделю – 0,2•18 = 3,6 часа
Количество часов на год – 3,6•36 = 129,6 ч.
Данная программа разработана на один год, занятия будут проводиться два раза в неделю.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- природосообразности (возраст обучающихся; уровень подготовки);
- личностно-ориентированного подхода (признание уникальности каждого ребенка);
- комплексности;
- историзма;
- сотрудничества и ответственности;
- свободы выбора решений;
- систематичности и последовательности;
- культуросообразности.
Методы и формы работы
Методы: научно-познавательный, эвристический.
Формы работы: групповая
коллективная
индивидуальная
парная
Формы занятий:
- беседы
- экскурсии
- занятия-практикумы
- исследовательская работа
- проектная работа
- нетрадиционные формы
Методы и формы контроля и измерения универсальных учебных действий:
зачет; разгадывание кроссвордов, ребусов; создание моделей; викторины, учебно-исследовательский проект, тестирование.
Ожидаемые результаты:
знания/понятия:
· размеры и географическое положение Камчатского края;
· положение края на градусной сетке, на картах мира, Евразии;
· различие карт края по охвату территории, содержанию, масштабу;
· значение походов Атласова и дату присоединения Камчатки к России;
· даты и значение камчатских экспедиций;
· открытие и заселение северо-западных берегов Северной Америки русскими;
· значение создания и деятельность РАК;
· руководителей русских и иностранных кругосветных экспедиций, посетивших Камчатку;
· памятники знаменитым мореплавателям и исследователям Камчатки;
· Камчатка в ХХ и ХХI веках;
· внутренние и внешние силы, формирующие рельеф края;
· основные формы рельефа края;
· типы вулканических конусов;
· факторы, формирующие климат края;
· особенности природы северо-западной части Тихого океана;
· природные явления, связанные с особенностью морей, омывающих Камчатку;
· типичных представителей растительного и животного мира морей, омывающих Камчатку;
· роль морей в природе и жизни населения края;
· разнообразие внутренних вод края;
· значение нерестовых рек и озёр, необходимость их охраны;
· значение минеральных и термальных источников в природе и хозяйстве края;
· виды деятельности человека на территории края, их влияние на природу;
· виды ООПТ на территории края;
· заповедники и заказники;
· муниципальные районы Камчатки;
· роль столицы Камчатки
умения:
· определение протяжённости края в градусах и километрах;
· характеристика карт края по плану;
· описание лососевых пород рыб;
· объяснение особенностей размещения крупных форм рельефа;
· описание основных горных пород края;
· работа с климатическими картами, диаграммами, графиками;
· описание с помощью дополнительной литературы биологических богатств морей;
· объяснение особенностей размещения природных зон на территории края;
· характеристика природных зон края;
· систематизация камчатских топонимов;
· предполагаемые пути проникновения древнего человека на Камчатку;
· объяснение влияния природы на формирование материальной и духовной культуры коренного населения;
· описание коренных и пришлых народов Камчатки по различным источникам информации.
Учебно-тематическое планирование
№ |
Наименование разделов, тем, контрольных срезов |
Кол-во часов всего |
Кол-во часов теоретических занятий |
Кол-во часов практических занятий |
ЗУН, которые обучающийся приобретет по итогам изучения тем |
I. |
Вводное занятие (техника безопасности) |
2 |
1 |
1 |
ТБ, цели и задачи кружка на год |
II. |
Камчатка – страна вулканов и чудес |
46 |
|
|
Адрес, общие сведения о Камчатском крае, история освоения, путешествия и открытия, Камчатка в XX – XXI вв., создание модели |
|
1. «Адрес края» на географической карте |
|
1
|
1
|
|
|
2. Моря, омывающие Камчатку |
|
1 |
2 |
|
|
3. Рельеф края и горные породы Камчатки |
|
1 |
2 |
|
|
История Камчатки 1. «Камчатский Ермак» и его походы на Камчатку |
|
2 |
2 |
|
|
2. В. Беринг и его экспедиции (занятие-презентация) |
|
2 |
|
|
|
3. Изготовление модели «Экспедиции на Камчатку» |
|
1 |
9 |
|
|
4. Русская Америка |
|
1 |
1 |
|
|
5. Из истории Петропавловска-Камчатского (П-К) |
|
2 |
|
|
|
6. Героическая оборона города П-К (1854 г.) |
|
2 |
|
|
|
7. История названий некоторых улиц города П-К |
|
2
|
|
|
|
8. Памятники края |
|
2 |
|
|
|
9. Экскурсия по памятным местам г. П-К |
|
|
4 |
ТБ |
|
10. История г. Елизово и Елизовского района |
|
2 |
2 |
|
|
11. Годы войны на Камчатке |
|
2 |
1 |
|
|
12. Викторина «Пятьдесят третья параллель» - контроль (1 час) |
|
|
|
|
III. |
Природа Камчатки |
46 |
|
|
Характеристика природных особенностей края, умение работать с картами, диаграммами, графиками, охрана природы на Камчатке |
|
1. Климат края |
|
1 |
1 |
|
|
2. Работа с климатическими картами и графиками, проект «Атмосферное давление») |
|
|
4 |
|
|
3. Флора и фауна Камчатки |
|
2 |
|
|
|
4. Исчезающие виды растений и животных Камчатки |
|
2 |
|
|
|
5. Составление описаний растений и животных края |
|
|
4 |
|
|
6. Почвы края |
|
2 |
2 |
|
|
7. Внутренние воды полуострова |
|
2 |
2 |
|
|
8. ООПТ Камчатки |
|
6 |
|
|
|
9. Мысленное путешествие по заповедникам края |
|
4 |
|
|
|
10. Экскурсия в музей природного парка Налычево |
|
|
4 |
ТБ |
|
11. Экскурсия в краеведческий музей г. Елизово |
|
|
4 |
ТБ |
|
12. Топонимика Камчатки |
|
1 |
2 |
|
|
13. Решение олимпиадных заданий |
|
|
2 |
|
|
13. Зачет по теме «Чудесная земля» - 1 час |
|
|
|
|
IV. |
Население и экономика Камчатки 1. Коренное население (выполнение проекта) - ительмены - коряки - чукчи - алеуты - эвены |
35 |
1 1 1 1 1 |
2 2 2 2 2
|
Умение анализировать статистические данные, работать с картами и схемами, прогнозировать ситуацию на рынке труда |
|
2. Пришлое население |
|
1 |
2 |
|
|
3. Экскурсия в краеведческий музей города П-К |
|
|
4 |
ТБ |
|
4. Города и поселки Камчатки а) общая характеристика б) п. Николаевка в) п. Сосновка |
|
4 |
4 |
|
|
5. Экономика полуострова |
|
1 |
1 |
|
|
6. Профессии камчатцев |
|
1 |
1 |
|
|
7. Итоговое занятие «Моя малая Родина» - контроль (1 час) |
|
|
|
|
V. |
Итоговое занятие кружка |
1 |
|
|
|
Содержание программы
Введение (2 ч)
Техника безопасности, цели и задачи кружка, что изучается в курсе.
Тема I. Камчатка – страна вулканов и чудес (46 ч)
Адрес края на географической карте (2 ч)
Положение Камчатки на картах мира, Евразии, России. Физико-географическое, эколого-географическое положение. Размеры и конфигурация, крайние точки. Морские и сухопутные границы с другими субъектами РФ и США. Карты Камчатского края.
Опыт практической деятельности:
- определение протяжённости края с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах;
- характеристика по плану карты Камчатского края (по выбору).
Моря, омывающие Камчатку (3 ч)
Тихий океан, его моря: Охотское и Берингово. Авачинская губа. Свойства, динамика вод. Особенности органического мира. Биоресурсы.
Опыт практической деятельности:
- описание биологических богатств морей, омывающих Камчатку;
- описание лососевых пород рыб, проект «Путешествие икринки».
Рельеф края и горные породы Камчатки (3 ч)
Положение Камчатки на стыке литосферных плит. Тихоокеанское «огненное кольцо» вулканизм и сейсмичность территории. Природные катастрофы и явления, связанные с землетрясениями и извержениями вулканов. Связь рельефа Камчатки с тектоническим строением. Камчатка - область молодых складчатых и вулканических гор. Ключевская Сопка - высочайший вулкан Евразии. Типы вулканических конусов. Особенности размещения крупных форм рельефа. Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил.
Опыт практической деятельности:
- рельеф Камчатки, его связь со строением земной коры;
- описание горных пород, слагающих земную кору.
«Камчатский Ермак» и его походы на Камчатку (4 ч)
Походы С. Дежнёва и В. Атласова. Присоединение Камчатки к России. «Скаски» В. Атласова.
Опыт практической деятельности:
- нанесение на контурную карту маршрутов В. Атласова.
В. Беринг и его экспедиции (2 ч)
Первая и Вторая камчатские экспедиции под руководством В. Беринга и А. Чирикова, их значение. С. П. Крашенинников «Описание земли Камчатки». Г.В. Стеллер.
Изготовление модели «Экспедиции на Камчатку» (10 ч)
Русская Америка (2 ч)
Открытие и заселение северо-западных берегов Северной Америки русскими. Г.И. Шелихов, А. Баранов и образование Российско-Американской компании.
Из истории Петропавловска-Камчатского (2 ч)
Петропавловск-Камчатский в XVIII-XXI вв. Роль «камчатской столицы» в жизни региона. Функции города.
Героическая оборона города П-К (2 ч)
Оборона города от англо-французской эскадры в 1854 году. 166-летняя годовщина обороны города.
История названий некоторых улиц города П-К (2 ч)
Топонимика. Известные жители Камчатки, история города в названиях.
Памятники края (2 ч)
Памятники знаменитым мореплавателям и исследователям Камчатки. Исторический центр города.
Экскурсия по памятным местам г. П-К (4 ч)
Исторический центр города, Никольская сопка.
История г. Елизово и Елизовского района (4 ч)
Старый Острог, Завойко, Елизово; Елизовский район – самый большой по площади, АТД Камчатского края.
Опыт практической деятельности:
- обозначение на карте муниципальных районов Камчатки
- 71 год Елизовскому району, 46 лет городу Елизово.
Годы войны на Камчатке (3 часа)
Камчатка в годы войны. Курильский десант.
Опыт практической деятельности:
- знакомство с памятниками, посвященными событиям ВОв в разных районах края.
Викторина «Пятьдесят третья параллель» (1 час)
Тема II. Природа Камчатки (46 ч)
Климат края (2 ч)
Особенности климата. Климатообразующие факторы: географическая широта, воздушные массы и ветры, характер подстилающей поверхности, близость Тихого океана и его морей. Камчатка - один из самых циклонических районов мира. Динамичность погодных условий. Типы климата.
Работа с климатическими картами, диаграммами, графиками, выполнение проекта «Атмосферное давление» (4 ч)
Флора и фауна Камчатки (2 ч)
Растительность и животный мир Камчатки, бедность видового состава. Растительные сообщества: каменно-березовые леса с высокотравьем, тайга, пойменные леса, луга, болотная растительность. Стланики. Гигантизм трав. Зоогеографическая характеристика территории.
Исчезающие виды растений и животных Камчатки (2 ч)
Красная и Черная книга Камчатки.
Составление описаний растений и животных края (4 ч)
Почвы края (4 ч)
Особенности камчатских почв: низкое естественное плодородие, слабость микробиологических процессов, повышенная кислотность, богатый минералогический состав, влияние вулканизма на почвообразовательный процесс. Типы почв.
Опыт практической деятельности:
- характеристика основных типов почв края.
Внутренние воды полуострова (4 ч)
Реки и озера. Болота. Многолетняя мерзлота. Современное оледенение полуострова. Крупнейший гидрорегион подземных вод. Термальные и минеральные воды, их использование.
Опыт практической деятельности:
- обозначение на контурной карте крупнейших минеральных и термальных источников нашего края.
ООПТ Камчатки (6 ч)
Объекты Всемирного природного и культурного наследия: Кроноцкий государственный биосферный заповедник, Южно-Камчатский федеральный заказник, природные парки: Быстринский, Налычевский, Южно-Камчатский (решение сессии Комитета ЮНЕСКО, декабрь 1996 г). Совместные международные программы по изучению и сохранению природы Камчатки и Тихого океана. Проект ПРООН/ГЭФ (с 2002 г.) «Демонстрация устойчивого сохранения биоразнообразия на примере четырёх особо охраняемых природных территорий» (природные парки: Налычевский и Быстринский, Кроноцкий заповедник с Южно-Камчатским заказником). Участие учёных Камчатки в реализации этих программ. Памятники природы.
Мысленное путешествие по заповедникам края (6 ч)
Кроноцкий, Командорский и Корякский заповедники.
Экскурсия в музей природного парка «Налычево» (4 ч)
Экскурсия в краеведческий музей г. Елизово (4 ч)
Топонимика Камчатки (3 ч)
Историческая классификация топонимов. Характеристика наиболее известных топонимов Камчатки.
Опыт практической деятельности:
- систематизация камчатских топонимов.
Зачет по теме «Чудесная земля» (1 час)
Тема III.Население и экономика Камчатки (35 ч)
Коренное население (15 ч)
Проникновение древних людей на Камчатку, предполагаемые пути расселения и миграции древних народов. Стоянки древнего человека на территории края. Берингия. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры; орудия труда, одежда, жилища, виды хозяйственной деятельности, язык, религия, искусство, обряды, обычаи, нормы поведения древних людей Камчатки. Коренные народы.
Опыт практической деятельности:
- описание коренных народов Камчатки по различным источникам информации, выполнение проекта «Коренные народы Камчатки».
Пришлое население (3 ч)
Пришлые народы. Влияние деятельности людей на природу края.
Опыт практической деятельности:
- описание пришлых народов Камчатки по различным источникам информации.
Экскурсия в краеведческий музей города П-К (4 ч)
Города и поселки Камчатки (8 ч)
Основные типы населенных пунктов. Городское и сельское население. Петропавловск-Елизовская агломерация, перспективы ее развития. Сельское расселение, его особенности.
Опыт практической деятельности:
- особенности размещения населения по территории края.
Экономика полуострова (2 ч)
Формирование основных особенностей экономики. Этапы развития хозяйства. Моноотраслевая структура экономики. Промыслы как региональный вид экономической деятельности.
Опыт практической деятельности:
- территориальная организация хозяйства.
Профессии камчатцев (2 ч)
Трудовые ресурсы, уровень их образования и профессиональной подготовки в условиях рыночной экономики. Основные профессии камчатцев.
Опыт практической деятельности:
- анализ статистических данных по населению Камчатки
Итоговое занятие «Моя малая Родина» (1 час)
Итоговое занятие кружка (1 час)
Материально-техническое обеспечение
Используемая литература:
1) Апродов В.А.. Вулканы. – М.: Мысль, 1982.
2) Атлас «Люби и знай свой край». Камчатский край / ред. С.В. Савина, П.Г. Вебер, О.А. Косинова. – Хабаровск, 2012.
3) География Камчатской области: учебное пособие для учащихся, студентов и учителей географии / Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров. - Петропавловск-Камчатский: Дальиздат, Камчатское отделение, 1994.
4) Елизовский район – заповедная земля. Фотоальбом. - Петропавловск-Камчатский: ХК Новая книга, 2011 г.
5) Наймушина Т. А. География Камчатки: метод. пособие для преподавателей: элективный курс для уч-ся 8–9 кл. ср. школы / Т. А. Наймушина. - Петропавловск-Камчатский: ХК Новая книга, 2008.
6) Наймушина Т.А. География Камчатки. Рабочая тетрадь для учащихся 8 классов. - Петропавловск-Камчатский: ХК Новая книга, 2008. – 34 с.
7) Наймушина Т.А. География Камчатки. Рабочая тетрадь для учащихся 9 классов. - Петропавловск-Камчатский: ХК Новая книга, 2008. – 28 с.
8) Наймушина Т. А. География Камчатки: учеб. программа: элективный курс для уч-ся 8–9 кл. ср. школы / Т. А. Наймушина. - Петропавловск-Камчатский: ХК Новая книга, 2008.
9) Нечкина Г.М. // Программа кружка «Физика вокруг нас» https://infourok.ru/programma-kruzhka-fizika-vokrug-nas-5168024.html
10) Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки (дореволюционный период): учебно-методическое пособие / В. Д. Сергеев; управление народного образования Камчатского облисполкома, Камчатский государственный педагогический институт. - Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство, Камчатское отделение, 1992. - 192 с.
11) Шпиленок И.П. Долина гейзеров: предисловие Т.Устиновой. - Петропавловск-Камчатский: ХК Новая книга, 2009 г.
Диски о Камчатке:
1) Природный парк «Быстринский»; с. Эссо, 2011 г.
2) Природные парки Камчатки («Налычево», «Ключевской», вулкан Мутновский); студия «Дар», 2002 г.
3) Камчатка: люблю и пою; студия «Дар», 2011 г.
4) Это Камчатка; студия «Дар», 2003 г.
5) Камчатка: лицом к природе; студия «Дар», 2007 г.
6) По Камчатке; студия «Дар», 2010 г.
7) 60 лет Елизовскому району (1949/2009)
8) Долина гейзеров и другие природные достопримечательности заповедных территорий Камчатского края; студия «Дар», 2010 г.
9) Земля Кутха; студия «Дар», 2011 г.
10) Приезжайте на Камчатку; студия «Дар», 2011 г.
11) Командорский заповедник; студия «Дар», 2007 г.
12) Петропавловск-Камчатский: взгляд с любовью; студия «Дар», 2004 г.
- Фильм Кроноцкого заповедника «Долина гейзеров», 2008 г.
- карты Камчатского края (общегеографическая, политико-административная, тематические карты)
- статистические данные
- диаграммы, климатограммы
- графики
- интернет ресурсы
Приложение
Итоговый тест по курсу «Моя малая Родина»
1. Самый крупный остров у берегов Камчатки:
А) Беринга
Б) Медный
В) Карагинский
Г) Птичий
2. Крупная река на северо-западе края:
А) Авача
Б) Пенжина
В) Быстрая
Г) Камчатка
3. Хребет, протянувшийся в субмеридиональном направлении с юга до устья р. Камчатка:
А) Восточный
Б) Срединный
В) Пенжинский
Г) Корякское нагорье
4. Залив Охотского моря, омывающий северо-западные берега Камчатки:
А) залив Кроноцкий
Б) залив Карагинский
В) Пенжинская губа
Г) Авачинский залив
5. Характеристики морского умеренного климата Камчатки:
А) большая амплитуда температур
Б) обилие осадков
В) холодная зима
Г) прохладное лето
6. Природные объекты Камчатки, имеющие мировое значение:
А) горячие источники
Б) вулкан Ключевской
В) Роща пихты грациозной
Г) Долина Гейзеров
7. Ландшафты Камчатки, освоенные для жизни людьми:
А) долинные леса
Б) горные тундры
В) стланники
Г) каменноберёзовые леса
8. Активное хозяйственное освоение Камчатки впервые началось:
А) в середине IX века
Б) в начале XX века
В) в 30-е годы XX века
Г) в 50-е годы XX века
9. Ценная камчатская пушнина - это:
А) мех оленя
Б) мех соболя
В) мех лисы
Г) мех зайца-беляка
10. Из ценных пушных зверей на Камчатке акклиматизированы:
А) песец
Б) горностай
В) норка
Г) ондатра
11. К дикорастущим биологическим ресурсам, востребованным на мировом рынке, относится:
А) папоротник-орляк
Б) ламинария
В) орехи кедрового стланика
Г) брусника
12. Геотермальная электростанция построена на месторождении перегретых вод:
А) Большебанном
Б) Мутновском
В) Узонском
Г) Паратунском
13. Малые ГЭС построены на реках:
А) Толмачева
Б) Большой
В) Аваче
Г) Быстрой (Эссо)
14. Корфские бурые угли не используют в котельных других населенных пунктов края, потому что:
А) их мало
Б) самовозгораются при перевозке
В) дорого стоят
Г) трудно доставлять
15. Важнейшей особенностью экономики Камчатки является:
А) мощная база своих энергоносителей
Б) равномерное освоение территории
В) значительный завоз сырья, материалов, оборудования
Г) близость к основным базам страны
16. Основное средство завоза грузов в край:
А) авиационный транспорт
Б) автомобильный транспорт
В) трубопроводный транспорт
Г) морской транспорт
17. Установите соответствие
Районы: Административные центры:
А) Алеутский район 1) с. Эссо
Б) Быстринский район 2) п. Оссора
В) Олюторский район 3) с. Никольское
Г) Карагинский район 4) п. Тиличики
18. Перспективными ресурсами Камчатки считаются:
А) золоторудные
Б) подземные пресные воды
В) рекреационно-туристические
Г) бальнеологические
19. Особенностью половозрастной структуры населения Камчатки является:
А) преобладание мужчин
Б) преобладание женщин
В) сравнительная молодость населения
Г) сравнительная старость населения
20. Среди занятий русского населения на Камчатке наиболее удачным оказалось:
А) хлебопашество
Б) огородничество
В) сбор дикоросов
Г) животноводство
21. Результаты II Камчатской экспедиции:
А) обследование пролива между Азией и Америкой
Б) изучение побережья Америки
В) открытие Земли де Гамы
Г) освоение и заселение Камчатки
22. В XIX веке на Камчатке поселились:
А) эвены
Б) коряки
В) чукчи
Г) ительмены
23. Отрасль специализации, сформированная на Камчатке в первой половине XX века:
А) энергетика
Б) машиностроение
В) рыбная промышленность
Г) судостроение
24. Основная хозяйственная деятельность в предвоенный период XX века осуществлялась:
А) Российско-Американской компанией
Б) Русским торгово-промышленным товариществом морских котиков
В) Акционерным Камчатским обществом
Г) Товариществом тихоокеанского китобойного промысла
25. С деятельностью Акционерного Камчатского общества связана организация:
А) океанического рыболовства
Б) добычи и консервирования крабов
В) добычи угля
Г) строительства ТЭЦ
26. Территория деятельности АКО:
А) Восточная Сибирь
Б) Дальний Восток
В) Камчатка и Курильские острова
Г) Камчатка и Северо-Восток страны
27. Среди энергетических ресурсов Камчатки не добывается:
А) бурый уголь
Б) каменный уголь
В) горючие сланцы
Г) торф
28. Одной из причин развития океанического рыболовства на Камчатке было:
А) слияние рыболовецких и оленеводческих колхозов
Б) тенденция сокращения численности лососевых в прибрежных водах
В) техническое перевооружение флота
Г) текучесть кадров
29. Результаты геологоразведочных работ показывают, что край может стать крупной провинцией по добыче:
А) алмазов
Б) золота
В) платины
Г) никеля
30. Основные формы антропогенного воздействия на окружающую среду на Камчатке:
А) добыча полезных ископаемых
Б) урбанизация
В) распашка земель
Г) вырубка леса
31. Биосферные заповедники Камчатки:
А) Кедровая падь
Б) Кроноцкий
В) Баргузинский
Г) Командорский
32. В список объектов Всемирного наследия (ЮНЕСКО) входят:
А) Авачинская бухта
Б) титаномагнетитовые пески Халактырского пляжа
В) Вулканы Камчатки
Г) Парапольский дол.
33. Русские пришли на Камчатку в:
А) XIX в.
Б) XV в.
В) XVII в.
Г) XVI в.
34. Эта проблема не является характерной для Камчатки:
А) слабое развитие транспортной системы
Б) жилищная проблема
В) обезлесивание территории
Г) моноотраслевая экономика
35. Характерные для полуострова опасные природные явления:
А) резкие перепады давления и температуры воздуха во время прохождения циклонов
Б) град
В) мелкомасштабные вихри
Г) лавины и сели
Дополнительные вопросы:
1. Коренные народы, жившие на Камчатке до XVII века:
А) юкагиры
Б) коряки
В) ительмены
Г) алеуты
2. Цели I Камчатской экспедиции:
А) изучение Тихого океана
Б) открытие кратчайшего пути в Америку
В) подтверждение существования пролива между Азией и Америкой
Г) поиск земли де Гама
3. Не относится к особенностям географического положения Камчатки:
А) удаленность от других областей страны
Б) высокоширотное положение
В) большая протяженность с запада на восток
Г) положение на перекрестке мировых морских путей
4. Командорские острова являются:
А) материковыми
Б) вулканическими
В) надводными частями подводного Алеутского хребта
Г) коралловыми
5. Верхняя меховая одежда коренных народов Камчатки:
А) тулуп
Б) торбаса
В) камлейка
Г) кухлянка
6. Учёные, исследовавшие Камчатку в ходе II Камчатской экспедиции:
А) М. Ломоносов
Б) Г. Стеллер
В) Г.Ф. Миллер
Г) С. П. Крашенинников
7. Лодка, выдолбленная из цельного дерева тополя:
А) байдара
Б) бат
В) шитик
Г) плоскодонка
8. Место базирования I Камчатской экспедиции:
А) Охотск
Б) Нижне-Камчатский острог
В) Петропавловск-Камчатский
Г) Большерецкий острог
9. Особенностью камчатских почв не является:
А) высокое содержание продуктов извержения вулканов
Б) небольшое содержание гумуса
В) богатый минералогический состав
Г) пониженная кислотность
10. Вода почти всех рек отличается:
А) высокой минерализацией и большой жесткостью
Б) слабой минерализацией и малой жесткостью
В) значительным содержанием взвесей
Г) повышенными температурами зимой
11. Не относится к рудным месторождение:
А) Шанучское
Б) Аметистовое
В) Крутогоровское
Г) Агинское
12. Камчатка сформировалась в:
А) архее
Б) палеозое
В) мезозое
Г) кайнозое
13. Летом на восточном побережье края солнечная радиация поступает преимущественно в виде:
А) отраженной радиации
Б) рассеянной радиации
В) прямой радиации
Г) поглощенной радиации
14. Известный мореплаватель, не посещавший Камчатку в XIX веке:
А) Ф. Литке
Б) И. Крузенштерн
В) В. Головнин
Г) Ю. Лисянский
15. Какие проблемы наиболее актуальны сейчас для Камчатки?
А) избыток рабочих рук
Б) экологические проблемы
В) слабая освоенность территории
В) проблемы моноотраслевой специализации
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.