Программа
подготовки учащихся к олимпиаде
по обществознанию
Тип программы: модифицированная
Где используется: чтение лекций
Прокушкин Анатолий Вячеславович,
учитель в/к, стаж 12 лет
«Утверждена»
на заседании НМС ШГ № 33
протокол № 18 от 12.01. 2013 г.
БИШКЕК 2013
Пояснительная записка
Направленность программы:
Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
Олимпиадная работа по обществознанию состоит из трёх частей, которые различаются по проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий.
В процессе подготовки к олимпиаде по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится тестирование и устный ответ, являющиеся формой проведения олимпиады. Данная программа призвана сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках олимпиады.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Успешное выполнение олимпиадного задания по обществознанию требует от участвующего не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в олимпиадную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если олимпиаднику будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения.
Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед олимпиадой, связанный с незнанием большинства учащихся, как им следует оформить результат выполненного задания и донести его до комиссии, в особенности что касается устных ответов.
Цели и задачи программы:
Главная цель программы – подготовка учащихся к участию в олимпиаде по обществознанию:
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
- подготовка учащихся к выполнению олимпиадного задания по обществознанию, отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий разного типа.
Особенностью программы является
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа данного курса «Обществознание. Подготовка к олимпиаде» предлагается для учащихся 10-11 классов. Курс рассчитан на 136 часов при проведении 2 аудиторных занятий в неделю.
Сроки реализации программы:
Программа составлена из расчёта 2 часа в неделю, по 68 часов в каждом учебном году и составляет 136 часов за 2 года.
Формы занятий:
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.
Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● практические умения для выполнения заданий различных видов ЕГЭ.
Приёмы организации деятельности:
Интерактивные-
● лекция
● дискуссии
● мини-сочинение
Активные-
● семинар
● практическая работа
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
-анализ источников;
-написание эссе;
-решение тренировочных заданий по обществознанию.
Содержание изучаемого курса
10 класс (68 часов).
Тема 1. Основы философии. 5 часов.
Тема 2. Основы теории цивилизаций. 8 часов.
Тема 3. Основы культурологи. 5 часов.
Тема 4. Основы социологии. 10 часов.
Практикум. Структура экзаменационной работы.
Особенности выполнения заданий различных типов. 24 час.
Резервное время учителя. 4 часа.
11 класс (68 часов).
Тема 5. Экономическая сфера жизни общества. 13 часов.
Тема 6. Основы политологии. Государство. 17 часов.
Тема 7. Право. 9 часов.
Практикум. Структура экзаменационной работы.
Особенности выполнения заданий различных типов. 20 часа.
Итоговое занятие. 1 час.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название темы занятия. |
Количество часов |
Дата проведен. |
Примечания |
1 полугодие 10 класс. |
||||
Тема 1. Основы философии. 5 часов. |
||||
1 |
Философия, её разделы и роль в обществе. |
1 |
|
|
2 |
История философии |
1 |
|
|
3 |
Основные проблемы философии. |
1 |
|
|
4-5 |
Решение тестов и тренировочных заданий. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Основы теории цивилизаций. 12 часов. |
||||
6 |
Формационный и цивилизационный подходы к истории. |
1 |
|
|
7-8 |
Древние цивилизации. |
2 |
|
|
9-10 |
Цивилизации эпохи средневековья. |
2 |
|
|
11-12 |
Современные цивилизации. |
2 |
|
|
13-14 |
Глобальные проблемы современности. |
2 |
|
|
15-17 |
Решение тестов и тренировочных заданий. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Основы культурологии. 5 часов. |
||||
18 |
Основы теории культуры. |
1 |
|
|
19 |
Компоненты культуры. |
1 |
|
|
20 |
Компоненты духовной жизни общества. |
1 |
|
|
21-22 |
Решение тестов и тренировочных заданий. |
2 |
|
|
Тема 4. Право. 9 часов. |
||||
23 |
Теория права. |
1 |
|
|
24 |
Основы конституционного права. |
1 |
|
|
25 |
Основы правового положения человека и гражданина. |
1 |
|
|
26-27 |
Основы гражданского, семейного и трудового права. |
2 |
|
|
28-29 |
Основы уголовного и административного права |
2 |
|
|
30-31 |
Решение тестов и тренировочных заданий. |
2 |
|
|
Практикум. Структура олимпиадной работы. Особенности выполнения заданий различных типов. 33 часа. |
||||
32-37 |
Решение тестов с закрытым ответом |
6 |
|
|
38-41 |
Решение тестов с открытым ответом |
4 |
|
|
42-48 |
Решение заданий части С. (на материале ЕГЭ) |
7 |
|
|
49-56 |
Правила подготовки устного ответа |
8 |
|
|
57-60 |
Правила написания эссе по обществознанию. |
4 |
|
|
61-64 |
Резервное время |
4 |
|
|
2 полугодие 11 класс. |
||||
Тема 5. Экономическая сфера жизни общества. 13 часов. |
||||
1 |
Экономика. |
1 |
|
|
2-3 |
Основные экономические системы и законы их функционирования. |
2 |
|
|
4-5 |
Факторы современного производства. |
2 |
|
|
6-7 |
Переходная экономика. |
2 |
|
|
8-9 |
Деньги. Инфляция. |
2 |
|
|
10-11 |
Государство и экономика. Налоги и налогообложение. |
2 |
|
|
12 |
Рынок труда. Доходы населения. |
1 |
|
|
13-14 |
Решение тестов и тренировочных заданий. |
2 |
|
|
Тема 6. Основы политологии. Государство. 17 часов. |
||||
15 |
Политическое устройство общества. |
1 |
|
|
16-17 |
Государство, его признаки и функции. |
2 |
|
|
18-19 |
Форма государства. |
2 |
|
|
20-21 |
Механизм (аппарат) государства. |
2 |
|
|
22-23 |
Система разделения властей. |
2 |
|
|
24-25 |
Демократия, её формы и признаки. |
2 |
|
|
26-27 |
Институты прямой демократии. |
2 |
|
|
28-29 |
Власть и политика. Политические партии. |
2 |
|
|
30 |
Политика и общественное сознание. |
1 |
|
|
31-33 |
Решение тестов и тренировочных заданий. |
3 |
|
|
Тема 7. Основы социологии. 9 часов. |
||||
34 |
Предмет и методы социологии. |
1 |
|
|
35 |
Социальная структура. Стратификация общества. |
1 |
|
|
36-37 |
Понятие и теории личности. |
2 |
|
|
38-39 |
Нации и межнациональные отношения. |
2 |
|
|
40-41 |
Масса и массовое сознание. |
2 |
|
|
42 |
Социальный конфликт. |
1 |
|
|
43-45 |
Решение тестов и тренировочных заданий. |
3 |
|
|
Практикум. Структура экзаменационной работы. Особенности выполнения заданий различных типов. 20 часа. |
||||
46-50 |
Решение тестов с закрытым ответом |
5 |
|
|
51-55 |
Решение тестов с открытым ответом |
5 |
|
|
56-63 |
Решение заданий части С. (на материале ЕГЭ) |
10 |
|
|
64-67 |
Правила подготовки устного ответа |
4 |
|
|
68-70 |
Правила написания эссе по обществознанию. |
3 |
|
|
71-72 |
Резервное время |
4 |
|
|
Уровень подготовки учащихся
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
● определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
● использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
● исследование реальных связей и зависимостей;
● умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);
● объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
● поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
● отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
● передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
● перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
● выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
● уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
● владение навыками редактирования текста;
● самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
● участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);
● формулирование полученных результатов;
● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
● пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
● владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся:
- В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:
работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах; - успешно сдать государственный экзамен обществознанию и участвовать в олимпиадах по данному предмету.
Список литературы:
Основная литература:
Дополнительная литература:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.