Программа курса

  • doc
  • 07.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Прокушкин...doc

Школа гимназия № 33

с углубленным изучением экономики и права

г. Бишкек

 

 

 

 

 

Программа

подготовки учащихся к олимпиаде

по обществознанию

 

 

 

Тип программы: модифицированная

 

Где используется: чтение лекций

 

 

 

Прокушкин Анатолий Вячеславович,

учитель в/к, стаж 12 лет

 

 

«Утверждена»

на заседании НМС ШГ № 33

                                                                  протокол № 18 от 12.01. 2013 г.

 

 

 

 

БИШКЕК 2013

 

 

Пояснительная записка

 

 

Направленность программы:

 

Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах,   правовом   регулировании   общественных  отношений,   необходимых  для   взаимодействия   с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения  социально-экономических  и  гуманитарных дисциплин  в  учреждениях системы  среднего  и высшего профессионального образования.

Олимпиадная работа по обществознанию состоит из трёх частей, которые различаются по проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий.

В процессе подготовки к олимпиаде по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится тестирование и устный ответ, являющиеся формой проведения олимпиады. Данная программа призвана сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках олимпиады.

 

 

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

 

Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».

 Успешное выполнение олимпиадного задания по обществознанию требует от участвующего не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в олимпиадную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если олимпиаднику будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения.

Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед олимпиадой, связанный с незнанием большинства учащихся, как им следует оформить результат выполненного задания и донести его до комиссии, в особенности что касается устных ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи программы: 

 

Главная цель программыподготовка учащихся к участию в олимпиаде по обществознанию:

-    овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую)  информацию,  анализировать, систематизировать полученные данные;  освоение способов познавательной,   коммуникативной,   практической  деятельности,   необходимых  для  участия   в  жизни гражданского общества и государства;

-   формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

-    подготовка учащихся к выполнению олимпиадного задания по обществознанию,  отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий  разного типа.

 

Особенностью программы является

 

Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.

 

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

 

Программа данного курса «Обществознание. Подготовка к олимпиаде» предлагается для учащихся 10-11 классов. Курс рассчитан на 136 часов при проведении 2 аудиторных занятий  в неделю.

 

 

Сроки реализации программы:

 

Программа составлена из расчёта 2 часа в неделю, по 68 часов в каждом учебном году и составляет 136 часов за 2 года.

 

Формы занятий:

Основные формы проведения занятий курса – лекция и  практикум.

В завершении  каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. 

Практикум предполагает знакомство со структурой  экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями  выполнения заданий различных типов.

 

 

Ведущими методами изучения являются:

●  речевая деятельность;

●  практические умения для выполнения заданий различных видов ЕГЭ.

Приёмы организации деятельности:

Интерактивные-

●  лекция

●  дискуссии

●  мини-сочинение

Активные-

●  семинар

●  практическая работа

Возможны следующие виды деятельности учащихся:

-анализ источников;

-написание эссе;

-решение тренировочных заданий по обществознанию.

 

 

 

 

 

 

Содержание изучаемого курса

 

10 класс (68 часов).

 

Тема 1. Основы философии. 5 часов.

Тема 2. Основы теории цивилизаций. 8 часов.

Тема 3.  Основы культурологи. 5 часов.

Тема 4. Основы социологии. 10 часов.

            Практикум. Структура  экзаменационной работы.

            Особенности выполнения заданий различных типов. 24 час.

            Резервное время учителя. 4 часа.

 

11 класс (68 часов).

 

Тема 5. Экономическая сфера жизни общества. 13 часов.

Тема 6. Основы политологии. Государство. 17 часов.

Тема 7. Право. 9 часов.

            Практикум. Структура  экзаменационной работы.

            Особенности выполнения заданий различных типов. 20 часа.

          Итоговое занятие. 1 час.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

п/п

Название темы занятия.

Количество часов

Дата проведен.

Примечания

1 полугодие 10 класс.

Тема 1. Основы философии. 5 часов.

1

Философия, её разделы и роль в обществе.

1

 

 

2

История философии

1

 

 

3

Основные проблемы философии.

1

 

 

4-5

Решение тестов  и тренировочных заданий.

2

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Основы теории цивилизаций. 12 часов.

6

Формационный и цивилизационный подходы  к истории.

1

 

 

7-8

Древние цивилизации.

2

 

 

9-10

Цивилизации эпохи средневековья.

2

 

 

11-12

Современные цивилизации.

2

 

 

13-14

Глобальные проблемы современности.

2

 

 

15-17

Решение тестов и тренировочных заданий.

2

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.  Основы культурологии. 5 часов.

18

Основы теории культуры.

1

 

 

19

Компоненты культуры.

1

 

 

20

Компоненты духовной жизни общества.

1

 

 

21-22

Решение тестов  и тренировочных заданий.

2

 

 

Тема 4. Право. 9 часов.

23

Теория права.

1

 

 

24

Основы конституционного права.

1

 

 

25

Основы правового положения человека и гражданина.

1

 

 

26-27

Основы гражданского, семейного и трудового права.

2

 

 

28-29

Основы уголовного и административного права

2

 

 

30-31

Решение тестов  и тренировочных заданий.

2

 

 

Практикум. Структура  олимпиадной работы.

 Особенности выполнения заданий различных типов. 33 часа.

32-37

Решение тестов с закрытым ответом

6

 

 

38-41

Решение тестов с открытым ответом

4

 

 

42-48

Решение заданий части С. (на материале ЕГЭ)

7

 

 

49-56

Правила подготовки устного ответа

8

 

 

57-60

Правила написания эссе по обществознанию.

4

 

 

61-64

Резервное время

4

 

 

2 полугодие 11 класс.

Тема 5. Экономическая сфера жизни общества. 13 часов.

1

Экономика.

1

 

 

2-3

Основные экономические системы и законы их функционирования.

2

 

 

4-5

Факторы современного производства.

2

 

 

6-7

Переходная экономика.

2

 

 

8-9

Деньги. Инфляция.

2

 

 

10-11

Государство и экономика. Налоги и налогообложение.

2

 

 

12

Рынок труда. Доходы населения.

1

 

 

13-14

Решение тестов  и тренировочных заданий.

2

 

 

Тема 6. Основы политологии. Государство. 17 часов.

15

Политическое устройство общества.

1

 

 

16-17

Государство, его признаки и функции.

2

 

 

18-19

Форма государства.

2

 

 

20-21

Механизм (аппарат) государства.

2

 

 

22-23

Система разделения властей.

2

 

 

24-25

Демократия, её формы и признаки.

2

 

 

26-27

Институты прямой демократии.

2

 

 

28-29

Власть и политика. Политические партии.

2

 

 

30

Политика и общественное сознание.

1

 

 

31-33

Решение тестов  и тренировочных заданий.

3

 

 

Тема 7. Основы социологии. 9 часов.

34

Предмет и методы социологии.

1

 

 

35

Социальная структура. Стратификация общества.

1

 

 

36-37

Понятие и теории личности.

2

 

 

38-39

Нации и межнациональные отношения.

2

 

 

40-41

Масса и массовое сознание.

2

 

 

42

Социальный конфликт.

1

 

 

43-45

Решение тестов  и тренировочных заданий.

3

 

 

Практикум. Структура  экзаменационной работы.

Особенности выполнения заданий различных типов. 20 часа.

46-50

Решение тестов с закрытым ответом

5

 

 

51-55

Решение тестов с открытым ответом

5

 

 

56-63

Решение заданий части С. (на материале ЕГЭ)

10

 

 

64-67

Правила подготовки устного ответа

4

 

 

68-70

Правила написания эссе по обществознанию.

3

 

 

71-72

Резервное время

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень подготовки учащихся

 

Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

●  определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

●  использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

●  исследование реальных связей и зависимостей;

●  умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);

●  объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

●  поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

●  отделение основной информации  от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

●  передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

●  перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

●  выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

●  уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

●  владение навыками редактирования текста;

●  самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

●  участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);

●  формулирование полученных результатов;

● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

●  пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

●  владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

 

 

 

 

Предполагаемые результаты:

Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся:  

-     В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:

работа с источниками социальной   информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

критическое осмысление актуальной социальной    информации,  поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

анализ современных общественных явлений и событий;

аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;                                                                                                                                      -   успешно сдать государственный экзамен обществознанию и участвовать в олимпиадах по данному предмету.

 

  

 

Список литературы:

 

Основная литература:

  1. А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др..Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение, Эксмо, 2005г.
  2. А. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию., М.: Айрис-пресс, 2005 г.
  3. И.И. Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо, 2007г.
  4. Обществознание. Варианты ЕГЭ. (Федеральный институт педагогических измерений). М.: «Издательство Астрель», 2006, 2007 гг.

 

 

Дополнительная литература:

 

  1. П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель. 2010 г.
  2. П.А. Баранов. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ /П.А. Баранов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова/. Москва. АСТ. Астрель, 2010 г.