Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Улыбино»
Искитимского района Новосибирской области
Программа курса по химии (ФГОС)
« Решение задач по химии повышенного уровня сложности»
10 класс
2021 – 2022 учебный год
составитель: Л.А. Мартынова
Учитель химии 1 категории
МБОУ « СОШ с. Улыбино»
с.Улыбино, 2021
Пояснительная записка
Курс по выбору « Решение задач повышенного уровня сложности по химии» предназначен для учащихся 10 класса, рассчитан на 19 часов учебного времени
При изучении химии используется преимущественно описательная часть курса. Количественные закономерности рассматриваются не систематически, хотя изучение химических явлений, законов и теорий без учёта количественной стороны явлений может привести к поверхностным или ошибочным представлениям. Умение решать расчётные задачи является одним из показателей глубины усвоения ими учебного материала и соответственно показывает, на сколько у обучающихся сформированы познавательные УУД .
Решение задач — это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Успешное решение задач обучающимися является одним из завершающих этапов в подготовке к ГИА.
Решение задач требует от обучающихся умения логически рассуждать, планировать, делать краткие записи, производить расчёты и обосновывать их теоретическими предпосылками, дифференцировать определённые проблемы на отдельные вопросы, после ответов, на которые решаются исходные проблемы в целом. При этом не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые.
Решение задач как средство контроля и самоконтроля развивает навыки самостоятельной работы; помогает определить степень усвоения знаний и умений и их использования на практике; позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся и разрабатывать тактику их устранения.
Решение задач — прекрасный способ осуществления связей химической науки с жизнью и подготовкой к ГИА. При решении задач развиваются кругозор, память, речь, мышление учащихся, а также формируется мировоззрение в целом; происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует трудовому воспитанию школьников и их политехнической подготовке, выбору естественно-научного профиля обучения.
Изучение данного курса способствует углублению знаний учащихся по химии, а также нарабатываются навыки решения расчетных задач, выполняются контрольные и самостоятельные работы, что позволяет учащимся проявлять творчество, инициативу и свою индивидуальность.
Цель курса
1. Создать условия для поступления обучающихся в учебные заведения с химическим профилем; для творческой самореализации и развития, познавательных УУД при решении заданий повышенного уровня сложности.
Задачи курса:
1. Помочь устранить пробелы в знаниях, закрепить уже имеющиеся навыки в решении расчетных задач;
2. Расширить представления о способах решения одной и той же задачи;
3. Формировать универсальные и учебные действия по решению комбинированных задач;
4. Познакомить учащихся с различными типами задач повышенного уровня сложности.
5. Выработать навыки самостоятельного решения задач, применять соответствующие формулы, выбирать наиболее рациональный способ решения.
6. Формировать трудолюбие, целеустремленность, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели.
Планируемые результаты на базовом уровне
В результате изучения курса обучающийся получит возможность
1. совершенствовать УУД по оформлению любой задачи из части с развернутым ответом на ГИА по химии .
2. Управлять своей познавательной деятельностью на основе систематизации знаний об основных способах решения расчетных задач.
3. Использовать любые источники для получения информации для решения заданий повышенного уровня
4. Устанавливать последовательность действий при решении любой задачи
5. Давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
6. Освоить ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для решения заданий ЕГЭ по химии, физике.
В результате изучения курса обучающийся научится
1. Оформлять задачи согласно требованиям ГИА.
2. Решать расчетные задачи разными способами.
3. Вычислять по химическим уравнениям массу и количество вещества по известной массе одного из продуктов реакции.
4. Производить расчеты по термохимическим уравнениям.
5. Вычислять массовые доли и массы вещества в растворе.
6. Определять массовую и объемную доли выхода продукта по сравнению с теоретически возможным.
7. Находить молекулярную формулу вещества, находящегося в газообразном состоянии.
8. Вычислять массы продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего примеси.
9. Решать комбинированные задачи.
тематическое планирование 10 класс
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма проведения |
10 класс |
|||
1 |
Введение |
2 |
лекция |
2 |
Входной контроль Основные количественные характеристики вещества (3 ч.).
|
3 |
Самостоятельная работа по карточкам |
3 |
Способы решения расчетных задач (6 ч.). |
6 |
Лекция, самостоятельная работа, творческая работа, зачет. |
4 |
Практикум по решению расчетных задач различного типа |
7 |
|
всего в 10 классе |
|
18 |
|
Содержание программы.
Введение (2 ч.)
Алгоритм решения задачи. Требования к оформлению и решению расчетных задач. Классификация химических задач. Типы расчетных задач.
Тема 1. Основные количественные характеристики вещества (3 ч.)
Основные количественные характеристики вещества. Относительные атомная и молекулярная массы вещества. Моль. Количество вещества. Число Авогадро. Молярный объем. Массовая доля элемента в веществе (компонента в смеси). Массовая доля выхода продукта реакции. Уравнения химических реакций и расчет по ним.
Тема 2. Способы решения расчетных задач (6 ч.).
Решение различных расчетных задач методом соотношения масс веществ, сравнением их масс, использования величины количества вещества и ее единицы моль, составления пропорции, использования коэффициента пропорциональности, приведения к единице, выводом алгебраической формулы.
Тема 3. Практикум по решению расчетных задач различного типа (10 ч.)
Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получившихся в результате реакции веществ. Расчеты по термохимическим уравнениям. Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе. Вычисление по химическим уравнениям объемов газов по известному количеству одного из веществ. Расчеты объемных отношений газов по химическим уравнениям. Вычисление относительной плотности газов. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке. Определение массовой и объемной доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. Нахождение молекулярной формулы вещества, находящегося в газообразном состоянии.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» в 10 классе.
№
|
Название темы занятия
|
Кол-во часов |
Форма занятия |
Примерная дата проведения |
|
Введение 2 часа
|
|||
1 |
Алгоритм решения расчетных задач |
1 |
Беседа |
январь |
2 |
Классификация химических задач. |
1 |
Рассказ |
январь |
|
Тема 1. «Основные количественные характеристики вещества» (3 часа). 3 часа
|
|||
1 |
Повторение формул, изученных в 8-9 классах. |
1 |
|
февраль |
2-3 |
Уравнения химических реакций и расчет по ним.
|
2-3 |
Самостоятельная работа по карточкам |
февраль |
|
Тема 2. «Способы решения расчетных задач» (6 часов). 6 часов
|
|||
1 |
Решение задач методами соотношения и сравнения масс веществ |
1 |
Самостоятельная работа по карточкам |
март |
2 |
Решение задач методами составления пропорции и использованием величины количества вещества. .
|
1 |
Самостоятельная работа по карточкам |
март |
3 |
Решение задач методами приведения к единице и использования коэффициента пропорциональности |
1 |
Самостоятельная работа по карточкам |
март |
4 |
Решение задач методами вывода алгебраической формулы
|
1 |
Самостоятельная работа по карточкам |
март |
5 |
Закрепление полученных знаний и навыков в решении задач разными способами. |
1 |
Самостоятельная работа по карточкам |
апрель |
6 |
Зачет по решению расчетных задач.
|
1 |
зачет |
апрель |
Тема 3. «Практикум по решению расчетных задач различного типа» 8 часов |
||||
1 |
Вычисления по хим. уравнениям массы или количества вещества по известной массе.
|
1 |
Самостоятельная работа по карточкам |
апрель |
2 |
Расчеты по термохимическим уравнениям.
|
1 |
Самостоятельная работа по карточкам |
апрель |
3 |
Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.
|
1 |
Самостоятельная работа по карточкам |
апрель |
4
5 |
Расчет по хим. уравнениям объемов газов по известному кол-ву вещества.
Расчет объемных отношений газов по хим. уравнениям. |
1 |
Самостоятельная работа по карточкам |
апрель |
6 |
Вычисление относительной плотности газов.
|
1 |
Самостоятельная работа по карточкам |
май |
7 |
Расчеты по хим. уравнениям, если одно из веществ взято в избытке.
|
1 |
Самостоятельная работа по карточкам |
май |
8 |
Вычисления по хим. уравнениям массы или количества вещества по известной массе.
|
1 |
Самостоятельная работа по карточкам |
май |
|
всего |
1 |
Зачет 1 |
|
Использованная литература.
Хомченко Г. П., Хомченко И.Г: Задачи по химии. М.: Новая волна, 2009
Хомченко Г. П., Хомченко И.Г: Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗЫ. М. : Новая волна, 2002
Н.Е. Кузнецова, А.Н.Левкин Задачник по химии: 10 класс-М.: Вентана –Граф, 2012
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.