Пояснительная записка.
Программа курса предметной школы «Путешествие в мир истории» разработана для более углубленного изучения отечественной истории учащимися 8-х классов. В рамках данного курса учащиеся будут рассматривать историю нашего государства в правление династии Романовых.
Правление династии Романовых охватывает продолжительный период в истории России. С деятельностью ее наиболее ярких представителей связаны успехи во внутренней и внешней политике государства, достижения в области культуры.
Изучение данного курса позволяет заложить основы необходимых знаний, умений и навыков.
Знакомство с личностными характеристиками представителей династии Романовых и отличительными чертами их государственной деятельности способствует созданию более целостной картины отечественной истории, помогает им лучше понять и наглядно представить роль личности в истории государства и народов России.
Задачи курса:
- сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории России;
- придать более стройный, системный характер имеющимся у учащихся
знаниям о различных областях жизни Российского государства;
- развивать способность к аналитическому мышлению, умение
устанавливать причинно-следственные связи между различными
историческими событиями, личностными характеристиками и
результатами деятельности исторических личностей;
- содействовать формированию уважительного отношения к своей стране,
ее прошлому, прививать чувство патриотизма.
В ходе изучения курса повторяются, закрепляются и углубляются знания, полученные учащимися на уроках истории.
Методика работы предполагает в проведении курса следующие приёмы и методы:
- лекции с обсуждением документов;
- беседы;
- семинары;
- практические работы;
- «мозговой штурм»;
- викторины.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- сравнивать исторические события и исторических деятелей;
- соотносить единичные факты;
- излагать суждения о причинно- следственных связях исторических
событий;
- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять
сходства и отличия;
- определять своё отношение к наиболее значимым событиям и
личностям в истории, давать им оценку.
Для фиксации результатов познавательной деятельности учащихся используется зачётная система с применением разнообразных видов заданий:
- исторический диктант;
- деформированный текст, в котором учащиеся должны вставить
пропущенное слово или дату;
- текст с ошибками;
- обобщающие вопросы и задания;
- тесты.
Курс рассчитан на 35 часов.
Содержание программы курса предметной школы
«Путешествие в мир истории».
Введение. (2ч.)
Предпосылки и обстоятельства становления династии Романовых.
Тема1. От Михаила Федоровича до Петра Великого.(8ч.)
Этапы становления династии. Первые Романовы. Федор Алексеевич. Царевна Софья.
Начало славных дел Петра. Внутренняя и внешняя политика Петра Великого. Северная война. Основание Петербурга. Нововведения Петра. Личность Петра Великого.
Тема 2.Наследники Петра Великого и дворцовые перевороты.(5ч.)
Екатерина 1. Анна Ивановна. Императрица Елизавета Петровна. Семилетняя война.
Тема3.«Золотой век» Екатерины Великой.(3ч.)
Екатерина Великая: немецкая кровь и русский патриотизм. Личность императрицы и ее роль в истории России.
Тема4.Династия Романовых в первой половине 19 века.(7ч.)
Короткое царствование Павла 1. Александр 1. Либеральные начинания императора. Отечественная война 1812 года. Внутренняя политика после Отечественной войны 1812 года. Выступление декабристов. Екатерина 11, Павел 1, Александр 1: внутрисемейные противоречия или династический кризис?
Николай 1. Отличительные особенности внутренней и внешней политики.
Тема5.Романовы во второй половине 19 и начале 20 века.(8ч.)
Александр 11: царь-Освободитель, великий реформатор. Особенности внутренней и внешней политики. Судьба Александра.
Александр 111 Миротворец: трудный выбор и его последствия. Контрреформы. Достижения и просчеты.
Николай 11- последний русский император. Николай 11: «добрый» семьянин или посредственный император. Закат империи - закат династии. Убийство царской семьи.
Итоговое повторение по курсу (2ч.)
Династическое древо Романовых. Защита творческих работ.
Литература:
1.Большая школьная энциклопедия «Руссика»: История России 9-17вв.М.2001.
2.А.Е.Пресняков. Российские самодержцы.М.1990.
3.А.Ишимова. История России для детей.М.2003.
4.Е.В.Анисимов.Время петровских реформ.Л.1989.
5.Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»№1.3,4,6.2009.,№2,4.2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.