Программа курса внеурочной деятельности "Человек и природа"

  • docx
  • 22.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Человек и природа.docx

                                                                            Приложение 41

УТВЕРЖДЕНО

приказом по основной деятельности

№ 137 от 30. 08. 2019

 

2.3. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и природа»

 

Программа курса внеурочной деятельности  разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения

 

Пояснительная записка

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в  повседневной   жизни (безопасность на  дорогах,  пожарная  безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Актуальность рабочей программы курса внеурочной деятельности заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и т.п.

Настоящая рабочая программа курса внеурочной деятельности направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 7 класса. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности

       Овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, влияние их последствий на безопасность личности, общества и государства;

       Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, индивидуальной системы защищенности жизненно важных интересов от внутренних угроз и умения оказать первую помощь при неотложных состояниях;

       Формирование умения предвидеть возникновении опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников, в том числе и Интернета;

       Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, формирование умей принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

       Формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю)

Курс «Человек и природа» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Структура курса «Человек и природа» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля:

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Содержание курса внеурочной деятельности

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 3.  Основы здорового образа жизни

Раздел 4.  Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

№ п.п.

Тема

Виды деятельности

Дата проведения

1.       

Общая характеристика природных явлений.

Объясняют необходимость соблюдения правил безопасности

 

 

2.       

Природа и человек

Различают природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека

 

3.       

Опасные и ЧС природного характера

Характеризуют и анализируют основные природные явления. Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций.  Находят различие. Выполняют тестирование.

 

4.       

Землетрясение. Причины возникновения. Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

Характеризуют чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Объясняют причины возникновения. 

 

5.       

Защита населения от последствий землетрясения

Моделируют в паре  выполнение правил безопасного поведения при землетрясениях

 

6.       

Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на земле

Объясняют причины возникновения. 

 

7.       

Обвалы, оползни и снежные лавины. Ураганы, бури.

Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.

 

8.       

Защита населения от последствий ураганов и бурь

Моделируют в паре  выполнение правил безопасного поведения при ураганах и бурях

 

9.       

Смерчи

Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения.

 

10.  

Наводнения.

Объясняют и характеризуют чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.

 

11.  

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения

Моделируют в паре  выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения

 

12.  

Защита населения от последствий наводнения

Моделируют в паре  выполнение правил безопасного поведения при наводнениях

 

13.  

Сели и их характеристика

Анализируют причины возникновения селевых потоков

 

14.  

Защита населения от последствий селевых потоков

Моделируют в паре  выполнение правил безопасного поведения при селевых потоках

 

15.  

Цунами и их характеристика.

Анализируют причины возникновения  цунами

 

16.  

Защита населения от последствий цунами

Моделируют в паре  выполнение правил безопасного поведения при цунами

 

17.  

Лесные и торфяные пожары. Их характеристика

Моделируют в паре  на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах. Анализируют причины возникновения природных пожаров

 

18.  

Эпидемии.

Анализируют причины возникновения  чрезвычайных ситуациях биолого-социального  происхождения.

 

19.  

Эпизоотии и эпифитотии

Анализируют причины возникновения эпизоотий, эпифитотий.

 

20.  

Психологическая уравновешенность

Характеризуют общее понятие о психологической уравновешенности в системе здоровья.

Выполняют психологический тест.

 

21.  

Стресс и его влияние на человека

Характеризуют общее понятие о психологической уравновешенности в системе здоровья. Характеризуют общее понятие о стрессе.

 

 

22.  

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

Анализируют состояние своего здоровья. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему здорового образа жизни. Выполняют тестирование

 

23.  

Подросток и общество, ответственность несовершеннолетних

 Анализируют положения подроста в обществе, свои права, обязанности и ответственность. 

 

24.  

Я и взрослые

Описывают особенности общения подроста со взрослыми

 

25.  

Я и мои сверстники

Описывают особенности общения подроста со сверстниками

 

26.  

Терроризм и факторы риска  вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность

Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности. Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность

 

27.  

Общие правила оказания ПМП

Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой медицинской помощи.

 

28.  

Общие правила транспортировки пострадавшего

 Характеризуют предназначение и общие правила транспортировки пострадавшего.

 

29.  

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при наружном кровотечении

 

30.  

Оказание первой медицинской помощи при внутреннем кровотечении

Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при внутреннем кровотечении

 

31.  

Оказание первой медицинской помощи  при ушибах

Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при ушибах

 

32.  

Оказание первой медицинской помощи  при переломах верхних конечностей

Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при переломах верхних конечностей

 

33.  

Оказание первой медицинской помощи  при переломах нижних конечностей

Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при переломах нижних конечностей

 

34.  

Оказание первой медицинской помощи  при повреждение шеи

Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при повреждение шеи

 

ИТОГО:

34 ЧАСА

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

1.        Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок

2.        Магнитно-маркерная доска

3.        Компьютер

4.        Мультимедийный проектор

5.        МФУ

6.        Оборудование Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

7.        Основы безопасности жизнедеятельности http://0bj.ru/

8.        Первая медицинская помощь http://www.meduhod.ru

9.        Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru

10.   Россия без наркотиков http://www.rwd.ru

11.   Лига здоровья нации http://www.ligazn.ru

12.   Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» http://www.znopr.ru

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011

8. Примерные программы по учебным предметам. ОБЖ 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

 9. ОБЖ.  5  класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под  ред. А.Т. Смирнова.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение»-М.: Просвещение, 2012

10. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки.5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под. Ред. А.Т. Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2012.

11. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».-М.: Просвещение,2012

12. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под.ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.:  Просвещение, 2013.

13. Электронное приложение к учебнику А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова

 


 

Скачано с www.znanio.ru