Приложение 41
УТВЕРЖДЕНО
приказом по основной деятельности
№ 137 от 30. 08. 2019
2.3. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и природа»
Программа курса внеурочной деятельности разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения
Пояснительная записка
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).
По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Актуальность рабочей программы курса внеурочной деятельности заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и т.п.
Настоящая рабочая программа курса внеурочной деятельности направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 7 класса. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности
• Овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, влияние их последствий на безопасность личности, общества и государства;
• Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, индивидуальной системы защищенности жизненно важных интересов от внутренних угроз и умения оказать первую помощь при неотложных состояниях;
• Формирование умения предвидеть возникновении опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников, в том числе и Интернета;
• Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, формирование умей принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• Формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю)
Курс «Человек и природа» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Структура курса «Человек и природа» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля:
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни.
Личностные
и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание курса внеурочной деятельности
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ п.п. |
Тема |
Виды деятельности |
Дата проведения |
1. |
Общая характеристика природных явлений. |
Объясняют необходимость соблюдения правил безопасности
|
|
2. |
Природа и человек |
Различают природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека |
|
3. |
Опасные и ЧС природного характера |
Характеризуют и анализируют основные природные явления. Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций. Находят различие. Выполняют тестирование. |
|
4. |
Землетрясение. Причины возникновения. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. |
Характеризуют чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Объясняют причины возникновения. |
|
5. |
Защита населения от последствий землетрясения |
Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при землетрясениях |
|
6. |
Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на земле |
Объясняют причины возникновения. |
|
7. |
Обвалы, оползни и снежные лавины. Ураганы, бури. |
Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. |
|
8. |
Защита населения от последствий ураганов и бурь |
Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при ураганах и бурях |
|
9. |
Смерчи |
Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения. |
|
10. |
Наводнения. |
Объясняют и характеризуют чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. |
|
11. |
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения |
Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения |
|
12. |
Защита населения от последствий наводнения |
Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при наводнениях |
|
13. |
Сели и их характеристика |
Анализируют причины возникновения селевых потоков |
|
14. |
Защита населения от последствий селевых потоков |
Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при селевых потоках |
|
15. |
Цунами и их характеристика. |
Анализируют причины возникновения цунами |
|
16. |
Защита населения от последствий цунами |
Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при цунами |
|
17. |
Лесные и торфяные пожары. Их характеристика |
Моделируют в паре на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах. Анализируют причины возникновения природных пожаров |
|
18. |
Эпидемии. |
Анализируют причины возникновения чрезвычайных ситуациях биолого-социального происхождения. |
|
19. |
Эпизоотии и эпифитотии |
Анализируют причины возникновения эпизоотий, эпифитотий. |
|
20. |
Психологическая уравновешенность |
Характеризуют общее понятие о психологической уравновешенности в системе здоровья. Выполняют психологический тест. |
|
21. |
Стресс и его влияние на человека |
Характеризуют общее понятие о психологической уравновешенности в системе здоровья. Характеризуют общее понятие о стрессе.
|
|
22. |
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте |
Анализируют состояние своего здоровья. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему здорового образа жизни. Выполняют тестирование |
|
23. |
Подросток и общество, ответственность несовершеннолетних |
Анализируют положения подроста в обществе, свои права, обязанности и ответственность. |
|
24. |
Я и взрослые |
Описывают особенности общения подроста со взрослыми |
|
25. |
Я и мои сверстники |
Описывают особенности общения подроста со сверстниками |
|
26. |
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность |
Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности. Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность |
|
27. |
Общие правила оказания ПМП |
Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой медицинской помощи. |
|
28. |
Общие правила транспортировки пострадавшего |
Характеризуют предназначение и общие правила транспортировки пострадавшего. |
|
29. |
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении |
Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при наружном кровотечении |
|
30. |
Оказание первой медицинской помощи при внутреннем кровотечении |
Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при внутреннем кровотечении |
|
31. |
Оказание первой медицинской помощи при ушибах |
Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при ушибах |
|
32. |
Оказание первой медицинской помощи при переломах верхних конечностей |
Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при переломах верхних конечностей |
|
33. |
Оказание первой медицинской помощи при переломах нижних конечностей |
Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при переломах нижних конечностей |
|
34. |
Оказание первой медицинской помощи при повреждение шеи |
Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при повреждение шеи |
|
ИТОГО: |
34 ЧАСА |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
1. Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
2. Магнитно-маркерная доска
3. Компьютер
4. Мультимедийный проектор
5. МФУ
6. Оборудование Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
7. Основы безопасности жизнедеятельности http://0bj.ru/
8. Первая медицинская помощь http://www.meduhod.ru
9. Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru
10. Россия без наркотиков http://www.rwd.ru
11. Лига здоровья нации http://www.ligazn.ru
12. Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» http://www.znopr.ru
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
8. Примерные программы по учебным предметам. ОБЖ 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011
9. ОБЖ. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение»-М.: Просвещение, 2012
10. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки.5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под. Ред. А.Т. Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2012.
11. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».-М.: Просвещение,2012
12. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под.ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.
13. Электронное приложение к учебнику А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.