ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧЕРЧЕНИЕ», для обучающихся 5 – 9 классов. Срок реализации: 5 лет

  • docx
  • 19.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Черчение.docx

 

 

 

ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЧЕРЧЕНИЕ»

 

для обучающихся 5 – 9 классов

Срок реализации: 5 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Данный курс разработан на основе примерной программы основного общего образования по черчению.

Черчение –  как образовательный предмет, является компонентом образовательной отрасли «Технология». Основная задача обучения черчению в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой графических знаний и умений, необходимых в повседневной школьной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин (технологии, геометрии) и продолжения образования. Постоянно расширяющийся и совершенствующийся парк разнообразных технических средств, используемых в промышленности и быту, предъявляет повышенные требования к качеству графической подготовки специалистов, которые его обслуживают. Диалог с компьютером конструктор может вести лишь тогда, когда он понимает его графический язык, свободно владеет им и обладает развитыми пространственными представлениями, умением мысленно оперировать пространственными образами и их графическими изображениями. Именно на уроках черчения у учащихся формируются политехнические знания в области современных технологий, организации современного производства и перспектив его развития. Учебный предмет черчение оказывает сильное влияние на развитие логического мышления, пространственных представлений, познавательных и творческих навыков учащихся. Курс черчения направлен на развитие внимания, наблюдательности, пространственного представления, пространственного воображения, логического и технического мышления, познавательных и творческих способностей школьников, воспитания трудолюбия, точности и аккуратности в работе, умения правильно работать с чертежными инструментами. Графическая культура и грамотность в общеобразовательных учреждениях обеспечивает овладение школьниками общечеловеческого языка техники, умение читать и выполнять различную чертежно-графическую документацию машиностроительной и архитектурно-строительной отраслей. Программа  курса «Черчение» для учащихся 5-8 классов является продолжением программы «Основы графической грамотности» в начальной школе. Особенностью данной программы является то, что она рассматривается как самостоятельный учебный предмет, наиболее полно соответствует профилю подготовки школьников, обучающихся в гимназических математических классах, и учитывает образовательные потребности. Данный курс разработан на основе программы по черчению для общеобразовательных учреждений.

На изучение программы  отводится по 34 часа в учебный год.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпо- чтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи и в практических работах, понимать смысл поставленной задачи;

креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении простых геометрических задач и задач по черчению;

умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

метапредметные:

            умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

            умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

            умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

            осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

            умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

            умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

            умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

            первоначальные представления об идеях и о методах геометрии и черчения как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

            умение видеть задачи, изучаемые на уроках, в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

            умение   находить   в       различных   источниках   информацию,   необходимую  для решения математических и/или чертежных проблем, и представлять её в понятной форме;

            умение понимать и использовать средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

            умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

            понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

            умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем предмета.

предметные:

            овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (эскиз, чертеж, геометрические тела, предметы и их формы, сечение, разрез, геометрическая фигура, симметрия, проецирование, развертка);

            иметь представления о графическом языке; знать назначение линий чертежа; уметь выполнять линии чертежа, прописные и строчные буквы;

            умение работать с чертежными инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир), грамотно читать , строить чертежи, развертки и т.д.;

            иметь представление о стандарте ЕСКД; знать форматы чертежной бумаги;

            определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела, строить развертки и модели геометрических тел, выполнять и читать чертежи моделей;

            иметь представления о формах предмета, знать названия геометрических тел, уметь анализировать;

            умение четко и аккуратно выполнять графические построения;развитие пространственных представлений и изобразительных умений, иметь представление о методах проецирования; знать способ прямоугольного проецирования; Уметь строить проекцию на одну плоскость;

иметь представление о применении сопряжения, знать последовательность выполнения и уметь выполнять сопряжения;

            уметь выполнять три проекции; знать способы построения видов на основе анализа формы предмета; уметь выполнять чертеж и наносить размеры, иметь представлении о значении наглядного изображения детали; знать способы построения изометрической проекции детали; уметь выполнять изометрическую проекцию детали;уметь выполнять чертеж с нанесением размеров;

            иметь представление о получении сечения;уметь строить сечения; знать классификацию разрезов, правила выполнения и обозначения разрезов,, уметь выполнять разрез;

            знать назначение эскиза; уметь читать эскиз и чертеж детали; уметь выполнять вырез;

знать что такое сборочная единица, уметь изображать и обозначать резьбу;

            иметь представление о сборочном чертеже; знать последовательность деталирования.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

 

1)  Дать учащимся понятия о способах изображения несложных по форме предметов .

2) Научить снимать размеры с плоских и объемных предметов несложной формы, правильно наносить размеры.

3) Познакомить учащихся с основными правилами, условными изображениями и обозначениями, предусмотренными Единой системой конструкторской документации (ЕСКД), со значением чертежей в современном производстве.

4) Научить рациональным приемам работы чертежными инструментами и принадлежностями.

5) Воспитать графическую культуру выполнения чертежных работ.

6) Способствовать применению на занятиях по труду, математике и геометрии,  другим дисциплинам знаний и умений, полученных на уроках черчения.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ.

 

(5класс)

 

Вводное занятие

Введение. Значение черчения в практической деятельности человека.

Ознакомление со способами изображений.

   Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Учащиеся должны знать:  Способы изображений (рисунками и чертежами). Значение черчения в практической деятельности человека. Краткие сведения об истории развития чертежа. Цели и задачи изучения черчения во вспомогательной школе.

Демонстрация чертежей и изделий, выполненных в учебных

мастерских. Связь черчения с общеобразовательными предметами и с профессиональной, трудовой подготовкой. Ведение тетради по черчению (для выполнения эскизов и записей).

Основные чертежные инструменты и принадлежности

Основные чертежные инструменты и принадлежности.

Назначение основных чертежных инструментов и принадлежностей.

Правила организации рабочего места.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны знать: Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для занятий. Их  назначение. Карандаши (Т, ТМ, 2Т), выбор их по твердости графита. Резинка. Линейка с делениями (300 мм). Чертежные угольники с углами 45°, 45°, 90° и 30°, 60°, 90°, их назначение для проведения перпендикулярных и наклонных линий). Циркуль, его устройство и назначение. Правила безопасности работы с циркулем. Бумага. Правила организации рабочего места.

Прикладные геометрические построения.  Линии чертежа.

Миллиметр – основная единица измерения размеров на чертеже.

Линии чертежа:  сплошная толстая основная (видимого контура),

сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба.

Построение и измерение длины отрезка заданной длинны.

Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника.

Свойство геометрических фигур: треугольника, круга.

Практическое повторение. Построение квадрата по заданным размерам.

Самостоятельная работа: вычерчивание квадрата, прямоугольника и прямоугольного треугольника по заданным размерам

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

 Учащиеся должны знать:  Миллиметр — основная единица измерения размеров на чертежах.

Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, круга.

Линии чертежа: сплошная толстая — основная (видимого контура), сплошная тонкая (размерные и выносные линии сгиба на развертках).

Приемы работы. Проведение отрезков произвольных размеров с помощью линейки через две заданные точки; проведение параллельных прямых с помощью линейки и чертежного угольни­ка, приложенного к линейке. Отмеривание расстояний на прямой с помощью линейки. Выполнение чертежей плоских геометрических фигур с помощью линейки и чертежного угольника. Составление простого геометрического орнамента.

Деление окружности на равные части. Построение правильных многоугольников

Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (Ø) на чертежах.

   Дуга - часть окружности. Осевые и центровые линии.

Построение окружности и полуокружностей.

Деление окружностей на равные части (на 4 и 8 равных частей)

Деление окружностей на равные части (на 3 и 6 равных частей)

Самостоятельная работа: построение правильного шестиугольника

Самостоятельная работа : построение правильного многоугольника(треугольника, восьмиугольника )

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны знать:   Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (0) на чертежах. Дуга — часть окружности. Разница между окружностью и кругом. Осевые и центровые линии. Необходимость в практике деления окружности на равные части.

Деление окружности на 4, 8, 6 и 3 равные части.

Приемы работы. Отмеривание циркулем одинаковых отрезков. Правильное положение пальцев руки при работе циркулем. Проведение дуги и окружности с помощью циркуля. Вписывание правильных четырехугольников, восьмиугольников, шестиугольников, треугольников в круг с помощью линейки, чертежного угольника и циркуля.

Изображение плоских предметов

Вычерчивание рамки, геометрических фигур ( квадрата, прямоугольника, треугольника )

Углы: прямой, тупой, острый.

Правила нанесения размеров на чертеже.

Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы. Вычерчивание чертежей с нанесением размеров.

Понятие о разметке детали.

Знакомимся с написанием цифр чертежным шрифтом.

   Практическая работа

Составление геометрического орнамента

Самостоятельная работа. Вычерчивание плоской технической детали, нанесение размеров.

Формат. Рамка. Основная подпись чертежа.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

 Учащиеся должны знать:  Углы (прямой, тупой, острый). Правила нанесения размеров на чертеже. Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы. Понятие о

разметке детали. Знакомство с написанием цифр чертежного шрифта.

Приемы работы. Выполнение чертежей фигур прямоугольной формы (различных шаблонов и прокладок с отверстиями и без них) по заданным размерам путем отмеривания размеров по двум взаимно перпендикулярным прямым. Построение чертежей тонкими линиями. Обводка контура сплошной толстой — основной линией. Применение карандашей разной твердости.

Выполнение рамки с помощью линейки и чертежного угольника. Чтение размеров на чертежах плоских деталей. Самостоятельное снятие размеров с плоских деталей

прямоугольной формы с прямоугольными и цилиндрическими отверстиями. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах плоских деталей прямоугольной и круглой формы (выносная и размерная линии, стрелка, указание толщины детали надписью, цифры, знаки).   Составление геометрического орнамента в квадрате и круге.

Правила оформления чертежа.  Рамка и основная надпись чертежа.

Чертежный шрифт. Буквы.

Заполнение основной надписи чертежа.

Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали:

а) прямоугольной формы;

б) квадратной формы .

Практическое повторение. Построение рамки и графической основной надписи

Выполнение орнамента в круге

Самостоятельная работа. Выполнение чертежа полоской фигуры

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Учащиеся должны знать: Формат. Рамка и основная надпись чертежа. Чертежный шрифт. Буквы. Заполнение основной надписи чертежа.

Приемы работы. Выполнение рамки и основной надписи.

 

6 класс

 

Повторение материала за 5 класс.

Повторение. Основные чертежные инструменты и принадлежности. Оформление чертежа.

Понятие о масштабах

Понятие о масштабе. Масштаб. Значение масштаба. Масштабы уменьшения и увеличения. Оформление масштаба.

Практическое применение чертежей, выполненных в определенном масштабе М 1:2.

Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали в М 2:1

Самостоятельная работа: выполнение чертежа плоской технической детали в масштабе ( по карточкам)

Обучающиеся должны: Значение масштабов. Масштабы увеличения и уменьшения.

Обозначения масштабов. Практическое применение чертежей, выполненных в определенном масштабе, на производстве.

Приемы работы. Демонстрация чертежей плоской технической детали, выполненных в Масштабе 1:1, 1:2,2:1, Выполнение данных чертежей в указанных масштабах.

Сопряжения

Понятия о сопряжениях. Применение сопряжений в технике;

Различные виды сопряжений. Точки сопряжения, центр , дуги сопряжения;

Ознакомление с внешним и внутренним сопряжением. . Сопряжение дуги и прямой;

Выполнение чертежа детали с элементами сопряжения;

Практическое повторение. Масштаб. Сопряжение;                                                                                                                                                                                                                                                          

Сопряжение. Внешнее и внутреннее касание

Сопряжение. Выполнение чертежа «подкова» для обуви.

Сопряжение Вычерчивание геометрического орнамента .

Самостоятельная работа. Выполнение чертежа технической детали с 

элементами сопряжения.

Обучающиеся должны:

Понятие о сопряжениях. Применение сопряжений в технике. Различные виды сопряжений: окружности и прямой дугой заданного радиуса; параллельных прямых дугой заданного радиуса; скругление прямого, тупого и острого углов. Ознакомление с внешним и внутренним сопряжениями двух окружностей дугой заданного радиуса. Точки сопряжения, центр дуги сопряжения.

Приемы работы. Выполнение чертежей прямого, тупого и острого углов, деление угла на две равные части, скругление данных углов с помощью циркуля и линейки. Выполнение несложных чертежей плоских технических деталей о использованием сопряжений.

Прямоугольное проецирование

Понятие о проецировании. Плоскости проекции. Виды проекций. Расположение видов.

Прямоугольное проецирование.

Выбор главного вида. Штриховая линия – линия видимого контура.

Прямоугольное проецирование куба

Прямоугольное проецирование параллелепипеда

Изображение предметов на одной или двух- трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Практическая работа. Выполнение чертежа технической детали «опора»

Самостоятельная работа: построение чертежа детали прямоугольной формы с прямоугольным отверстием

Чтение чертежей.

Обучающиеся должны:

Проецирование. Плоскости проекций. Оси проекций. Прямоугольные проекции. Расположение видов (проекций) на чертеже и их названия: вид спереди (главный вид), вид сверху, вид слева.

Выбор главного вида.

Штриховая линия — линия невидимого контура. Прямоугольное проецирование куба.

Прямоугольное проецирование параллелепипеда.

Изображение предметов на одной или двух-трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Приемы работы. Последовательность построения изображений куба и параллелепипеда в прямоугольных проекциях. Использование модели куба с цветными гранями.

Эcкиз

Определение эскизов, их назначение. Отличие эскиза от чертежа.

Измерительные инструменты для снятия размеров. Выполнение эскизов различных деталей 

Выполнение эскиза модели, снятие размеров, нанесение размеров.

Выполнение эскиза модели по наглядному изображению с нанесением размеров.

Выполнение чертежа детали по ее эскизу, с нанесением размеров.

Практическое повторение: выполнение эскиза модели прямоугольной фигуры по наглядному изображению

Обучающиеся должны знать:

Определение эскизов, их назначение. Отличие эскиза от чертежа.

Последовательность выполнения эскиза.

Измерительные инструменты для снятия размеров деталей при выполнении эскизов с натуры:

штангенциркуль, кронциркуль, линейка. Выполнение эскизов различных деталей.

Приемы работы. Подготовка листов бумаги в клетку. Выполнение эскизов. Подготовка карандашей (ТМ) для эскизирования. Использование штангенциркуля и кронциркуля в работе и при снятии размеров. Рациональное расположение видов (проекций) на формате с учетом месте для нанесения размеров.

 

7класс

 

Повторение пройденного материала в системе прямоугольной проекции

Повторение. Оформление чертежа.

Прямоугольное проецирование

Построение недостающего вида.

Аксонометрические проекции и технический рисунок

Аксонометрические проекции и технический рисунок

Способы изображения предметов (чертеж, фотоснимок, технический рисунок). Аксонометрические проекции. Положение осей.

Аксонометрические проекции: фронтальная диметрическая; изометрическая.

Отличие фронтальной диметрической проекции и изометрической

Построение наглядного изображения куба в изометрической проекции

Аксонометрическая проекция параллелепипеда

Практическое повторение. Построение аксонометрических проекций

Аксонометрические проекции цилиндра

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности

Сведения. Способы изображения предметов: чертеж, «фотоснимок, технический рисунок. Их  отличие.

Преимущество чертежа. Наглядность технического рисунка. Отличие технического рисунка от перспективного.

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.

Их отличие. Направление осей. Показатели искажения. Построение косоугольной фронтальной диметрической проекции куба и цилиндра.

Приемы работы. Построение аксонометрических осей с помощью линейки, чертежного угольника и транспортира.

Последовательность выполнения технических рисунков с приблизительным сохранением направления осей и пропорциональности между отдельными частями предмета.

Снятие размеров с натуры с помощью циркуля-измерителя и линейки с делениями.

Выполнение штриховки.

Приемы выполнения и чтения чертежей, составления эскизов и выполнение наглядных изображений

Технический рисунок

Технический рисунок разделочной доски с натуры

Самостоятельная работа: выполнение по чертежу технического рисунка детали

Выполнение наглядного изображения

Выполнение технического рисунка

Обобщение и расширение сведений о геометрических телах. Призма. Пирамида

Выполнение чертежа и технического рисунка призмы

Понятие эскиза

Выполнение чертежа цилиндра

Выполнение эскиза и технических рисунков шара и конуса

Геометрические тела

Выполнение эскиза группы геометрических тел.

Анализ геометрической формы предмета

Выполнение чертежа и технического рисунка детали

“бородок”

Выполнение чертежа детали цилиндрической формы (труба)

Самостоятельная работа: выполнение технического рисунка детали комбинированной формы по чертежу

Повторение обобщающий урок

Сведения. Обобщение и расширение сведений о геометрических телах, знакомство с новыми  геометрическими телами: призмой, пирамидой, цилиндром, конусом, шаром. Выполнение  чертежей объемных деталей, имеющих различные поверхности (многогранные, конические,  сферические и их сочетания). Определение необходимого и. достаточного количества видов на  чертежах.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Снятие размеров с деталей и нанесение их на чертеж с учетом формы предметов. Выполнение чертежей по эскизам.

Выполнение чертежей, эскизов и наглядных изображений одной и той же детали. Анализ геометрической формы. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела.

Приемы работы. Выполнение эскизов, чертежей и наглядных изображений геометрических тел. Мысленное образование шаровой поверхности путем вращения полукруга из жесткой бумаги. Образование конической поверхности путем вращения чертежного угольника на нитке (проволоке). Выполнение чертежей шара, конуса, цилиндра, призмы, пирамиды. Снятие размеров с различных геометрических тел с помощью штангенциркуля, кронциркуля и линейки.

Объем знаний, умений, навыков Обучающиеся  должны: иметь понятие о построении аксонометрических проекций ( геометрических тел и деталей несложной формы; выполнять чертежи и  эскизы различных деталей комбинированной формы; уметь расчленять (мысленно) деталь на части, представляющие собой простые геометрические тела ;уметь читать чертеж и эскизы несложных технических деталей; уметь пользоваться чертежом в практической работе на уроках труда

 

8 класс

 

                Повторение сведений о способах проецирования. Повторение материала по темам:  «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».

            Геометрический построения Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).

            Чтение и выполнение чертежей деталей). Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.  Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.Чтение чертежей детали.

            Эскизы. Выполнение эскиза детали (с натуры).Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.Решение графических задач, в том числе творческих.

Определение необходимого количества изображений. Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.

 

 

 

КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Занимательное черчение

5 класс

п/п

 

 Темы уроков.

 

Кол-во

часов

1.                  

Введение. Значение черчения в практической деятельности человека. Ознакомление со способами изображений.

1

2.                  

Основные чертежные инструменты и принадлежности.

Назначение основных чертежных инструментов и принадлежностей. Правила организации рабочего места.

1

3.                  

Миллиметр - основная единица измерения размеров на чертеже.

1

4.                  

Линии чертежа:  сплошная толстая основная (видимого контура),

сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба).

1

5.                  

Линии чертежа:  сплошная толстая основная (видимого контура),

сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба).

1

6.                  

Линии чертежа:  сплошная толстая основная (видимого контура),

сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба).

1

7.                  

Построение и измерение длины отрезков заданной длины.

 

1

8.                  

Практическое повторение. Построение квадрата по заданным размерам.

1

9.                  

Самостоятельная работа: вычерчивание квадрата, прямоугольника и прямоугольного треугольника по заданным размерам.

1

10.             

Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (Ø) на чертежах.

1

11.             

Дуга - часть окружности. Осевые и центровые линии.

 

1

12.             

Построение окружности и полуокружностей.

 

1

13.             

Деление окружностей на равные части (на 4 и 8 равных частей)

 

1

14.             

Деление окружностей на равные части (на 3 и 6 равных частей).

 

1

15.             

Самостоятельная работа. Построение правильного шестиугольника.

1

16.             

Самостоятельная работа: построение правильного многоугольника(треугольника, восьмиугольника ).

1

17.             

Вычерчивание геометрических фигур ( квадрата, прямоугольника, треугольника ).

1

18.             

Углы: прямой, тупой, острый.

1

19.             

Правила нанесения размеров на чертеже.

 

1

20.             

Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы.

 

1

21.             

Вычерчивание чертежей с нанесением размеров

1

22.             

Понятие о разметке детали.

 

1

23.             

Знакомимся с написанием цифр чертежным шрифтом

 

1

24.             

Практическая работа. Выполнение изображения круглой фигуры.

 

1

25.             

Составление геометрического орнамента.

 

1

26.             

Самостоятельная работа. Вычерчивание плоской технической детали, нанесение размеров.

1

27.             

Формат. Рамка. Основная надпись чертежа.

 

1

28.             

Заполнение основной надписи чертежа.

1

29.             

Практическое  повторение. Построение рамки и основной надписи чертежа.

1

30.             

Чертежный шрифт. Буквы.

 

1

31.             

Чертежный шрифт. Буквы.

 

1

32.             

Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали.

1

33.             

Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали.

1

34.             

Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали.

1

 

 

 

 

 

6 класс

п/п

 

 Темы уроков.

 

Кол-во

часов

1.      

Повторение. Основные чертежные инструменты и принадлежности. Оформление чертежа.

1

2.      

Понятие о масштабе. Масштаб. Значение масштаба. Масштабы уменьшения и увеличения. Оформление масштаба.

1

3.      

Практическое применение чертежей, выполненных в определенном масштабе

1

4.      

Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали в М 1:2

1

5.      

Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали в М 1:2

1

6.      

Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали в М 1:2

1

7.      

Самостоятельная работа: выполнение чертежа плоской технической детали в М 2:1 (по карточкам)

1

8.      

Самостоятельная работа: выполнение чертежа плоской технической детали в М 2:1 (по карточкам)

1

9.      

Самостоятельная работа: выполнение чертежа плоской технической детали в М 2:1 (по карточкам)

1

10.  

Понятия о сопряжениях. Применение сопряжений в технике.

1

11.  

Различные виды сопряжений. Точки сопряжения, центр, дуги сопряжения

1

12.  

Ознакомление с внешним и внутренним сопряжением. 

1

13.  

Сопряжение дуги и прямой..

1

14.  

Выполнение чертежа детали с элементами сопряжения.

1

15.  

Практическое повторение. Масштаб. Сопряжение.

1

16.  

Сопряжение. Внешнее и внутреннее касание.

1

17.  

Сопряжение. Выполнение чертежа «подкова» для обуви.

1

18.  

Сопряжение. Вычерчивание геометрического орнамента.

1

19.  

Выполнение чертежа технической детали с элементами сопряжения

1

20.  

Понятие о проецировании. Плоскости проекций. Виды проекций. Расположение видов.

1

21.  

Прямоугольное проецирование

1

22.  

Выбор главного вида. Штриховая линия – линия видимого контура.

1

23.  

Прямоугольное проектирование куба.

1

24.  

Прямоугольное проектирование параллелепипеда.

1

25.  

Изображение предметов на одной или двух- трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

1

26.  

Практическая работа. Выполнение чертежа технической детали

«опора».

1

27.  

Самостоятельная работа: построение чертежа детали прямоугольной формы с прямоугольным отверстием.

1

28.  

Чтение чертежей.

1

29.  

Определение эскизов, их назначение. Отличие эскиза от чертежа.

1

30.  

Измерительные инструменты для снятия размеров. Выполнение эскизов различных деталей 

1

31.  

Выполнение эскиза модели, снятие размеров, нанесение размеров.

1

32.  

Выполнение эскиза модели по наглядному изображению с нанесением размеров.

1

33.  

Выполнение чертежа детали по ее эскизу, с нанесением размеров

1

34.  

Практическое повторение: выполнение эскиза модели прямоугольной фигуры по наглядному изображению.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 класс

 

Тема урока

Количество часов

1

Введение. Учебный предмет черчение (1 ч.)

1

 

Правила оформления чертежей (9 ч.)

 

2

Правила оформления чертежей.

1

3

Графическая работа  Линии чертежа»

1

4

Графическая работа  Линии чертежа»

 

5

 

Сведения о чертёжном шрифте

1

6

Сведения о чертёжном  шрифте

1

7

Сведения о нанесении  размеров

1

8

Сведения о нанесении  размеров

1

9

Сведения о нанесении  размеров

1

10

Графическая работа  «Чертёж плоской детали»

1

 

Способы проецирования (11ч.)

1

11

Способы проецирования

1

12

Проецирование детали на три плоскости проекций

1

13

Расположение видов на чертеже.

1

14

Местные виды.

1

15

Местные виды.

1

16

Графическая работа  «Построение трёх проекций предмета».

1

17

Получение и построение аксонометрических проекций.

1

18

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

1

19

Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности.

1

20

Технический рисунок.

1

21

Практическая работа «Технический рисунок».

1

 

Чтение и выполнение чертежей деталей (13 ч.)

1

22

Анализ геометрической формы предмета.

1

23

Проекции геометрических тел.

1

24

Проекции вершин, ребер и граней предмета.

1

25

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

1

26

Графическая работа  «Построение третьей проекции по двум данным».

1

27

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

1

28

Графическая работа «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

1

29

Порядок чтения чертежей деталей.

1

30

Практическая работа «Устное чтение чертежей».

1

31

Графическая работа  «Выполнение чертежа предмета в 3-х видах с преобразованием его формы».

1

32

Эскизы деталей.

1

33

Графическая работа «Эскиз и технический рисунок предмета».

      1

34

Итоговая графическая работа «Выполнение чертежа предмета».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 класс

 

Тема урока

 

1

Повторение сведений о способах проецирования

1

 

Геометрические

построения на плоскости (6 ч.)

 

2

 

Деление окружности на равные части

1

3

Деление окружности на равные части

1

4

Деление окружности на равные части

1

5

Сопряжения

1

 

Сопряжения

1

7

Графическая работа «Чертёж детали с использованием геометрических построений»

1

 

Чтение и выполнение чертежей деталей (15 ч.)

 

8

 

Анализ геометрической формы предмета.

1

9

Проекции геометрических тел.

 

1

10

Проекции вершин, ребер и граней предмета

1

11

Проекции вершин, ребер и граней предмета

1

12

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

1

13

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

1

14

Графическая работа «Построение третьей проекции по двум данным».

1

15

 

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

1

16

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

1

17

Графическая работа №3 «Чертежи и аксонометрические проекции

предметов».

1

18

 

Порядок чтения чертежей деталей.

1

19

Порядок чтения чертежей деталей.

1

20

Практическая работа «Устное чтение чертежей».

1

21

22

Графическая работа «Выполнение чертежа предмета в 3-х видах с

Преобразованием его формы».

1

 

Эскизы ( 5 ч.)

 

23

Эскизы деталей.

1

24

Эскизы деталей.

1

25

Эскизы деталей.

1

26

 

Графическая работа «Эскиз и технический рисунок предмета».

1

27

Графическая работа «Эскиз и технический рисунок предмета».

1

 

Определение необходимого количества изображений (7 ч.)

 

28

 

Выбор количества изображений и главного изображения.

1

29

Выбор количества изображений и главного изображения.

1

30

Выбор количества изображений и главного изображения.

1

31

 

Графическая работа «Вычисление необходимого количества видов деталей».

1

32

Графическая работа «Вычисление необходимого количества видов деталей».

1

33

Условности и упрощения на чертежах.

1

34

"Устное чтение чертежей". Закрепление темы.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс

№ урока

Тема урока

Номер параграфа учебника

Кол-во часов

 

Техника выполнения чертежей и                              правила их оформления

4

1

Чертежи. Правила оформления

 

1

2

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей

 

1

3

Понятие о стандартах. Форматы. Масштаб.

 

1

4

Чертежный шрифт. Линии чертежа

 

1

 

Геометрические построения

2

5

Деление отрезка и окружности на равные части.

 

1

6

Сопряжения

 

1

 

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем

10

7

Центральное и параллельное проецирование.

 

1

8

Прямоугольное  проецирование

 

1

9

Центральное прямоугольное проецирование

 

1

10

Геометрические тела

 

1

11

Чтение чертежей

 

1

12

Аксонометрические проекции

 

1

13

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур

 

 

14

Технический рисунок

 

1

15

Особенности технического рисунка

 

 

16

Электрические и кинематические

схемы

 

1

 

Сечения и разрезы

4

17

Сечения

 

1

18

Наложенные и вынесенные сечения

 

1

19

Разрезы

 

1

20

Простые и местные разрезы

 

1

 

Сборочные чертежи

10

21

Общие сведения об изделии.

 

1

22

Разъемные и неразъемные соединения.

 

1

23

Неразъемные соединения

 

1

24

Разъемные резьбовые соединения

 

1

25

Условные обозначения резьбового соединения

 

1

26

Штриховка сечений смежных деталей

 

1

27

Разъемные нерезьбовые соединения

 

1

28

Условности и упрощения на чертежах сборочных единиц

 

1

29

Деталирование

 

1

30

Деталировка сборочных чертежей

 

1

 

Прикладная графика

4

31

Графическое представление информации

 

1

32

Товарный знак, логотип

 

1

33

Работа с графической информацией

 

1

34

Повторение. Обобщение

 

1