Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №91 имени Надежды Курченко с углубленным изучением отдельных предметов» города Ижевска Удмуртской Республики
Составлена на основе авторской
программы к учебному пособию
«Первоклассная газета»
Авторы: А.А. Никитченко,
П.С. Пинженина
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению Чтение. Работа с текстом Возраст детей: 6-11 лет.
Срок реализации: 4 года.
(1 час в две неделю: 15 часов в 1-4 классах в год)
Составители:
Кедрова О.Г., учитель начальных классов
Программа курса «Чтение. Работа с текстом» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования и на основании на основе учебного пособия А.А. Никитченко, П.С. Пинженина «Первоклассная газета». Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах
информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Цель курса:
Формирование у учащихся начальной школы умений по работе с информацией. Задачи:
• Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.
• Расширить кругозор школьников.
• Укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями.
• Развивать познавательный интерес, формировать стремление детей к размышлению и поиску.
• Способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.
Курс внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом»» представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для обучающихся начальной школы.
Курс относится к общеинтеллектуальному направлению. Программа курса включает в себя 60 занятий: одно занятие в 2 недели, по 15 часов – в 1 - 4 классах, Занятие обеспечивается отдельным пособием серии «Первоклассная газета».
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
• По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.
• По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, ролевая игра, деловая игра.
• По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, мониторинговые занятия, комбинированные формы занятий.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
1 класс – 30 минут.
2-4 классы – 40 минут.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игровая, познавательная.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Курс поддержан подпиской номеров «Первоклассной газеты». Каждый номер представляет собой 4 страницы формата А4 и включает обложку, информационные блоки с картинками, не менее пяти заданий на работу с информацией. Задания направлены на разные умения работы с информацией и предполагают разный формат ответа.
Планируемые результаты реализации курса
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
Выпускник научится:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ИНФОРМАЦИИ
Выпускник научится:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ
Выпускник научится:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Структура занятий курса
Основная работа с «Первоклассной газетой» разделена на этапы: ВВЕДЕНИЕ,
РАЗМИНКА, ЧТЕНИЕ ТЕКСТА, РАБОТА С ТЕКСТОМ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ
МАТЕРИАЛА, РЕФЛЕКСИЯ, РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ. Учитель может выбирать упражнения для каждого этапа самостоятельно.
ВВЕДЕНИЕ
Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газеты» озвучивается тема, рубрика номера, имя сказочного героя.
РАЗМИНКА
Для разминки предлагаем использовать упражнения, которые можно провести перед началом работы с текстом для снятия трудностей. При желании учитель может использовать собственные упражнения.
• «Ассоциации и предположения».
Учащиеся индивидуально, либо в группах отвечают на следующие вопросы:
Ø С чем ассоциируется название выпуска (рубрики)?
Ø Что, по вашему мнению, написано в этом номере?
Ø Где можно найти информацию по этой теме?
Ø Почему данная тема важна?
Ø В какой ситуации могут пригодиться знания по данной теме?
• «Трудные слова»
Учитель выписывает на доску трудные слова (как для восприятия, так и для понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значении каждого слова/выражения, о смысле слов, подбираются синонимы.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры занятия, его цели и задач. Возможные варианты организации работы с текстом:
• Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения учитель задаёт вопросы по содержанию текста.
• Чтение по цепочке. Дети читают текст газеты вслух по очереди, один за другим. Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый абзац (раздел) – по выбору учителя.
• Работа в мини-группах. Учитель делит класс на мини-группы. Дети в группах читают определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный материал: сценка, стихотворение, танец и т.д. по заданной теме.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
На этапе работы с текстом предлагается использовать упражнения, способствующие лучшему пониманию и усвоению прочитанного.
• Дискуссия
После прочтения текста учитель ставит перед учащимися какую-либо проблему, касающуюся содержания номера. Класс делится на две группы, которым присваиваются противоположные точки зрения. В ходе дискуссии каждый ученик высказывает своё мнение и обосновывает его.
• Ролевая игра
Например, ролевая игра «Суд». В соответствии с тематикой номера выбирается подсудимый. Это может быть как реальное существо, так и абстрактные понятия. Роли (судья, адвокат, прокурор, подсудимый, свидетель) распределяются между учащимися. Каждый из них выдвигает и доказывает свою точку зрения.
• Обсуждение
Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы / темы, связанной с содержанием газеты. Дети по очереди высказывают свою точку зрения, каждый последующий может согласиться /не согласиться с мнением предыдущего. В ходе обсуждения учитель может задавать вопросы.
РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ
Каждый выпуск газеты имеет не менее пяти заданий, нацеленных преимущественно на формирование умений работы с информацией. Работа с заданиями может проходить как в классе, так и самостоятельно дома.
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как прочитан очередной выпуск «Первоклассной газеты» и выполнены задания к нему. Детям предлагается определить самые интересные и самые трудные задания. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным. ТВОРЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
• «Дефиниция»
Учитель выносит фрагмент текста на слайд. Это может быть как самый интересный, так и самый трудный фрагмент, с точки зрения учителя. Учащиеся заменяют выделенные в тексте слова синонимами и произносят их вслух хором.
• «Изменение типа текста»
Дети представляют тематику определённого раздела номера (по выбору) в форме:
Ø рекламы;
Ø объявления; Ø дневника.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Если задание выдавалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале следующего урока проводится проверка. Возможные варианты организации проверки домашнего задания:
• Фронтально. Учитель опрашивает детей по очереди.
•
По желанию. Ответы на задания озвучивают желающие.
В основе каждого номера «Первоклассной газеты» лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Развитие личностных УУД учащихся реализуется через рубрики «Первоклассной газеты».
Рубрика |
Задачи рубрик «Первоклассной газеты» |
Личностные УУД (ФГОС) |
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА |
Развитие у школьников интереса к естественнонаучным дисциплинам. |
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. |
СТРАНОВЕДЕНИЕ |
Расширение кругозора учащихся, знакомство с природными особенностями, культурой и менталитетом других стран. |
|
ЛИЧНОСТИ |
Воспитание понимания вклада отдельных личностей в развитие человечества. |
|
ИСКУССТВО |
Развитие эстетических чувств через знакомство с разными видами искусств, их тайнами, функциями. |
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. |
ЧУДЕСА ПРИРОДЫ |
Развитие у школьников интереса к природе, желания её беречь. |
Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. |
Структура проведения занятий курса Предлагается 4 типовые структуры проведения занятий: Вводное занятие (ВЗ) – самое первое занятие курса
• Обучение (О) – первая часть курса (4-6 первых занятий)
• Активная работа (АР) – вторая часть курса
• Самоподготовка (С) – занятия курса, предусматривающие самостоятельную работу
(ВЗ) Вводное занятие
Цель – знакомство с «Первоклассной газетой». План занятия:
• Обсуждение вопросов: для чего нужно чтение? Что значит быть грамотным читателем? Что может означать название газеты?
Знакомство со структурой «Первоклассной газеты» и правилами выполнения заданий. Чтение фрагментов текста, обсуждение, рассматривание рисунков.
• Работа с заданиями.
• Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
• Работа в парах / мини-группах.
• Индивидуально с проверкой. Все задания выполняются в классе.
(О) Обучение
Цель – активное введение в работу с «Первоклассной газетой». План занятия:
• Проверка заданий, выполненных дома.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников. Введение (новый выпуск газеты).
• Разминка.
• Чтение текста.
• Работа с текстом.
• Закрепление материала.
• Работа с заданиями.
• Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
• Индивидуально с проверкой.
• Работа в парах, составление вопросов по тексту.
• Одно-два-три задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий можно начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
(АР) Активная работа
Цель – эффективное развитие умений работы с информацией.
Данное занятие, в отличие от Обучения, предполагает самостоятельную работу учащихся и индивидуальное выполнение заданий выпуска. План занятия:
• Проверка заданий, выполненных дома.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
• Опрос учащихся по тексту газеты (фронтально).
• Введение (новый выпуск газеты).
• Разминка.
• Чтение текста.
• Работа с текстом.
• Закрепление материала.
• Работа с заданиями.
• Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
• Индивидуально с проверкой.
• Самостоятельная работа, взаимопроверка учащимися.
• Одно-два-три задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
(С) Самоподготовка
Цель – развитие у учащихся умений по работе с информацией в режиме внеурочно- домашней деятельности.
«Первоклассная газета» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок.
Варианты выполнения заданий:
• Индивидуально.
• Самостоятельная работа.
Тематика номеров «Первоклассной газеты» ежегодно обновляется, в связи с этим тематическое планирование выстраивается в соответствии с темами, предложенными авторами курса на текущий учебный год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.