Программа курса внеурочной деятельности "Чтение. Работа с текстом"
Оценка 4.7

Программа курса внеурочной деятельности "Чтение. Работа с текстом"

Оценка 4.7
Образовательные программы
pdf
другое
1 кл—4 кл
26.02.2023
Программа курса внеурочной деятельности "Чтение. Работа с текстом"
Программа курса «Чтение. Работа с текстом» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования и на основании на основе учебного пособия А.А. Никитченко, П.С. Пинженина «Первоклассная газета». Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Программа курса внеурочной деятельности “Чтение. Работа с текстом”.pdf

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №91 имени Надежды Курченко с углубленным изучением отдельных предметов»  города Ижевска Удмуртской Республики

 

 

 

                                                                                                               Составлена на основе авторской

программы к учебному пособию 

«Первоклассная газета»

Авторы: А.А. Никитченко, 

П.С. Пинженина   

             

             

          

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  по общеинтеллектуальному  направлению Чтение. Работа с текстом Возраст детей: 6-11 лет.

Срок реализации: 4 года.

(1 час в две неделю: 15 часов в 1-4 классах  в год)

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители:

Кедрова О.Г., учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа курса «Чтение. Работа с текстом» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования и на основании на основе учебного пособия А.А. Никитченко, П.С. Пинженина  «Первоклассная газета». Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.  В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки  работы с содержащейся в  текстах

 информацией   в   процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного  интереса, освоения и  использования  информации. Выпускники  овладеют  элементарными  навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут  развиты  такие  читательские  действия, как  поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать  полученную из разного  вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Цель курса

Формирование у учащихся начальной школы умений по работе с информацией. Задачи:

      Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.

      Расширить кругозор школьников.

      Укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями.

      Развивать   познавательный        интерес,          формировать стремление    детей   к размышлению и поиску.

      Способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.

 

Реализация курса

Курс внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом»» представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для обучающихся начальной школы.

Курс относится к общеинтеллектуальному направлению. Программа курса включает в себя 60 занятий: одно занятие в 2 недели, по 15 часов – в 1 - 4 классах, Занятие обеспечивается отдельным пособием серии «Первоклассная газета».

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

    По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.

    По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, ролевая игра, деловая игра.

    По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, мониторинговые занятия, комбинированные формы занятий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

1 класс – 30 минут.

2-4 классы – 40 минут.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игровая, познавательная.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Курс поддержан подпиской номеров «Первоклассной газеты». Каждый номер представляет собой 4 страницы формата А4 и включает обложку, информационные блоки с картинками, не менее пяти заданий на работу с информацией. Задания направлены на разные умения работы с информацией и предполагают разный формат ответа.

 

Планируемые результаты реализации курса

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО

Выпускник научится:

         находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

         определять тему и главную мысль текста;

         делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

         вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

         сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

         понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

         понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

         понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

         использовать   различные      виды   чтения:           ознакомительное,     изучающее,

поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

         ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться:

         использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

         работать с несколькими источниками информации;

         сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

 

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ИНФОРМАЦИИ

Выпускник научится:

         пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

         соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

         формулировать           несложные     выводы,          основываясь на        тексте;            находить аргументы, подтверждающие вывод;

         сопоставлять   и          обобщать       содержащуюся          в          разных           частях             текста информацию;

         составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

         делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

         составлять     небольшие     письменные   аннотации к тексту,          отзывы          о прочитанном.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ

Выпускник научится:

         высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

         оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

         на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

         участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

         сопоставлять различные точки зрения;

         соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

 

    Структура занятий курса

Основная работа с                  «Первоклассной газетой»            разделена      на    этапы:     ВВЕДЕНИЕ,

РАЗМИНКА,             ЧТЕНИЕ        ТЕКСТА,        РАБОТА       С       ТЕКСТОМ,         ЗАКРЕПЛЕНИЕ

МАТЕРИАЛА, РЕФЛЕКСИЯ, РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ. Учитель может выбирать упражнения для каждого этапа самостоятельно.

ВВЕДЕНИЕ

Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газеты» озвучивается тема, рубрика номера, имя сказочного героя.

РАЗМИНКА

Для разминки предлагаем использовать упражнения, которые можно провести перед началом работы с текстом для снятия трудностей. При желании учитель может использовать собственные упражнения.

    «Ассоциации и предположения».

Учащиеся индивидуально, либо в группах отвечают на следующие вопросы:

Ø  С чем ассоциируется название выпуска (рубрики)?

Ø  Что, по вашему мнению, написано в этом номере?

Ø  Где можно найти информацию по этой теме?

Ø  Почему данная тема важна?

Ø  В какой ситуации могут пригодиться знания по данной теме?

    «Трудные слова»

Учитель выписывает на доску трудные слова (как для восприятия, так и для понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значении каждого слова/выражения, о смысле слов, подбираются синонимы.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры занятия, его цели и задач. Возможные варианты организации работы с текстом:

    Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения учитель задаёт вопросы по содержанию текста.

    Чтение по цепочке. Дети читают текст газеты вслух по очереди, один за другим. Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый абзац (раздел) – по выбору учителя.

    Работа в мини-группах. Учитель делит класс на мини-группы. Дети в группах читают определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный материал: сценка, стихотворение, танец и т.д. по заданной теме.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

На этапе работы с текстом предлагается использовать упражнения, способствующие лучшему пониманию и усвоению прочитанного.

    Дискуссия

После прочтения текста учитель ставит перед учащимися какую-либо проблему, касающуюся содержания номера. Класс делится на две группы, которым присваиваются противоположные точки зрения. В ходе дискуссии каждый ученик высказывает своё мнение и обосновывает его.

    Ролевая игра

Например, ролевая игра «Суд». В соответствии с тематикой номера выбирается подсудимый. Это может быть как реальное существо, так и абстрактные понятия. Роли (судья, адвокат, прокурор, подсудимый, свидетель) распределяются между учащимися. Каждый из них выдвигает и доказывает свою точку зрения.

    Обсуждение

Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы / темы, связанной с содержанием газеты. Дети по очереди высказывают свою точку зрения, каждый последующий может согласиться /не согласиться с мнением предыдущего. В ходе обсуждения учитель может задавать вопросы.

РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ

Каждый выпуск газеты имеет не менее пяти заданий, нацеленных преимущественно на формирование умений работы с информацией. Работа с заданиями может проходить как в классе, так и самостоятельно дома.

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как прочитан очередной выпуск «Первоклассной газеты» и выполнены задания к нему. Детям предлагается определить самые интересные и самые трудные задания. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным. ТВОРЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

    «Дефиниция»

Учитель выносит фрагмент текста на слайд. Это может быть как самый интересный, так и самый трудный фрагмент, с точки зрения учителя. Учащиеся заменяют выделенные в тексте слова синонимами и произносят их вслух хором.

    «Изменение типа текста»

Дети представляют тематику определённого раздела номера (по выбору) в форме:

Ø рекламы;

Ø объявления; Ø дневника.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Если задание выдавалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале следующего урока проводится проверка. Возможные варианты организации проверки домашнего задания:

    Фронтально. Учитель опрашивает детей по очереди.

    По желанию. Ответы на задания озвучивают желающие.

Рубрики и их цели

В основе каждого номера «Первоклассной газеты» лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Развитие личностных УУД учащихся реализуется через рубрики «Первоклассной газеты».

Рубрика

Задачи рубрик «Первоклассной газеты»

Личностные УУД (ФГОС)

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

Развитие у школьников интереса к естественнонаучным дисциплинам.

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

 

 

СТРАНОВЕДЕНИЕ

Расширение кругозора учащихся, знакомство с природными особенностями, культурой и менталитетом других стран.

 

ЛИЧНОСТИ

Воспитание понимания вклада отдельных личностей в развитие человечества.

 

 

ИСКУССТВО

Развитие эстетических чувств через знакомство с разными видами искусств, их тайнами, функциями.

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

ЧУДЕСА ПРИРОДЫ

Развитие у школьников интереса к природе, желания её беречь.

Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

 

Структура проведения занятий курса       Предлагается 4 типовые структуры проведения занятий: Вводное занятие (ВЗ) – самое первое занятие курса

      Обучение (О) – первая часть курса (4-6 первых занятий)

      Активная работа (АР) – вторая часть курса

      Самоподготовка (С) – занятия курса, предусматривающие самостоятельную работу 

(ВЗ) Вводное занятие

Цель – знакомство с «Первоклассной газетой». План занятия:

      Обсуждение    вопросов:       для      чего    нужно             чтение?          Что      значит            быть   грамотным читателем? Что может означать название газеты?

Знакомство со структурой «Первоклассной газеты» и правилами выполнения заданий. Чтение фрагментов текста, обсуждение, рассматривание рисунков.

      Работа с заданиями.

      Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

      Работа в парах / мини-группах.

      Индивидуально с проверкой. Все задания выполняются в классе.

(О) Обучение

Цель – активное введение в работу с «Первоклассной газетой». План занятия:

      Проверка заданий, выполненных дома.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников. Введение (новый выпуск газеты).

      Разминка.

      Чтение текста.

      Работа с текстом.

      Закрепление материала.

      Работа с заданиями.

      Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

      Индивидуально с проверкой.

      Работа в парах, составление вопросов по тексту.

      Одно-два-три задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий можно начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

(АР) Активная работа

Цель – эффективное развитие умений работы с информацией.

Данное занятие, в отличие от Обучения, предполагает самостоятельную работу учащихся и индивидуальное выполнение заданий выпуска. План занятия:

      Проверка заданий, выполненных дома.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

      Опрос учащихся по тексту газеты (фронтально).

      Введение (новый выпуск газеты).

      Разминка.

      Чтение текста.

      Работа с текстом.

      Закрепление материала.

      Работа с заданиями.

      Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

      Индивидуально с проверкой.

      Самостоятельная работа, взаимопроверка учащимися.

      Одно-два-три задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

(С) Самоподготовка

Цель – развитие у учащихся умений по работе с информацией в режиме внеурочно- домашней деятельности.

«Первоклассная газета» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок.

Варианты выполнения заданий:

      Индивидуально.

      Самостоятельная работа.

 

Тематика номеров «Первоклассной газеты» ежегодно обновляется, в связи с этим  тематическое планирование выстраивается в соответствии с темами, предложенными авторами курса на текущий учебный год.

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №91 имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №91 имени

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Чтение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Чтение

По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, ролевая игра, деловая игра

По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, ролевая игра, деловая игра

Выпускник получит возможность научиться: • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о…

Выпускник получит возможность научиться: • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о…

Учитель выписывает на доску трудные слова (как для восприятия, так и для понимания)

Учитель выписывает на доску трудные слова (как для восприятия, так и для понимания)

Если задание выдавалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале следующего урока проводится проверка

Если задание выдавалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале следующего урока проводится проверка

Рубрики и их цели В основе каждого номера «Первоклассной газеты» лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Рубрики и их цели В основе каждого номера «Первоклассной газеты» лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Цель – активное введение в работу с «Первоклассной газетой»

Цель – активное введение в работу с «Первоклассной газетой»

Тематика номеров «Первоклассной газеты» ежегодно обновляется, в связи с этим тематическое планирование выстраивается в соответствии с темами, предложенными авторами курса на текущий учебный год

Тематика номеров «Первоклассной газеты» ежегодно обновляется, в связи с этим тематическое планирование выстраивается в соответствии с темами, предложенными авторами курса на текущий учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2023