муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
г. Калининграда
гимназия № 40 имени Ю.А. Гагарина
Программа курса внеурочной деятельности
для учащихся профильных классов естественнонаучного направления
«Здоровое питание как составная часть ЗОЖ.
Изучение химического состава пищевых продуктов»
Автор-составитель
Сытенкова В.Н.,
учитель химии.
Калининград
2025
Аннотация
Данная программа по организации внеурочной деятельности учащихся профильных классов является обобщением многолетней работы учителя в рамках организации учебно-исследовательской деятельности учеников и работы профильных дней. В ходе реализации данной программы были использованы ресурсы гимназической столовой, библиотеки и школьной химической лаборатории.
Разработка содержит сценарии проведения внеурочных занятий с целями, задачами и результатами работы групп. Полный комплект материалов, включая карточки задания, материалы к занятиям, что позволяют реализовать данный проект в рамках внеурочной деятельности. Педагогом подобран интегрированный материал, отобрано содержание для занятий, с использований научной и художественной литературы.
Формы организации занятий: установочные занятия, лекционно-семинарские занятия, практические работы и т.п.
На занятиях в рамках проекта учащиеся изучали химический состав различных продуктов питания, работу школьной столовой, режим и нормы питания, диетическое питание. Учащиеся в ходе изучения курса приобретают умения использовать разные методы познания окружающего мира, проводить химический эксперимент, соблюдать ТБ, производить необходимые расчёты.
Программа курса внеурочной деятельности
для учащихся профильных классов естественнонаучного направления
Название курса: «Здоровое питание как часть ЗОЖ. Изучение химического состава пищевых продуктов»
Предмет: химия.
Составитель: В.Н. Сытенкова, учитель химии.
Пояснительная записка
Общая характеристика проекта
Данная программа направлена на организацию внеурочной деятельности учащихся 8-10-х классов. Она имеет интегративный характер и соединяет химические, биологические, экологические, экономические знания.
Актуальность проекта
В процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения исследовательская и проектная деятельность как способ познания играет важную роль и способствует формированию у учащихся активной, самостоятельной позиции в обучении, готовности к саморазвитию, социализации.
Концепция проекта базируется на следующих идеях:
· формирование представлений о роли естественных наук в становлении материального мира;
· усиление связи изучаемых предметов с жизнью, опытом и знаниями учащихся;
· формирование представлений о значимости знаний естественно-научного цикла и дальнейшего использования полученных знаний;
Цель проекта: реализация программы по естественно-научному направлению, формирование научных представлений в химии и биологии, экологических знаний, использование продуктов питания при изучении учебного материала.
Личностными результатами реализации программы являются:
· осознание себя членом общества;
· принятие общечеловеческих ценностей, формирование этических чувств, культура взаимоотношений с окружающим миром.
Метапредметными результатами реализации программы являются:
· способность регулировать собственную деятельность, связанную с познанием окружающего мира;
· способность осуществлять информационный поиск;
· способность работать с объектами окружающего мира;
· осознание правил поведения и норм взаимодействия с людьми.
Предметными результатами реализации являются:
· усвоение сведений об особенностях объектов и явлений окружающего мира:
· владение понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования;
· умение наблюдать, исследовать объекты и явления окружающего мира; выделять особенности природных объектов, описывать их свойства.
Значение программы состоит в том, что на основе изучения пищевых продуктов школьники овладевают практико-ориентированными знаниями, происходит развитие их биологической и экологической культуры. Учащиеся в ходе изучения курса приобретают умения использовать разные методы познания окружающего мира, соблюдать правила ТБ.
Оценка результативности программы
Показателями результативности программы могут служить:
· повышение количества и качества ученических творческих, проектных и исследовательских работ среди школьников;
· участие гимназистов в конкурсах по естественнонаучному направлению;
· представление творческого отчёта по итогам проектов (эссе, фотопроекты, статьи в газету «Сорока» и ВК гимназии, оформление буклетов, проведение классных часов и т.п.);
· самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии).
Формы работы: изучение материала проводится с использованием урочной системы обучения, практических занятий, проектных технологий, методов исследовательской деятельности.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на занятиях, относятся: компьютер, цифровой микроскоп, цифровая лаборатория (датчики химических и биологических показателей) цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.
Прогнозируемый результат обучения
Получает
новые знания, повышает уровень естественно-научной информации. Приобретает
экспериментальные навыки и умения Знакомится
с принципами ЗОЖ Формирует
готовность к продолжению профильного образования
Виды работ при использовании компьютера:
· поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;
· создание текста доклада;
· фотографирование макро- и микроскопических объектов;
· обработка данных проведенных опытов и биологических исследований;
· создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.
Основные содержательные линии курса представлены несколькими блоками.
I. Теоретическая часть
· ЗОЖ. Основные принципы. Правильное питание как составная часть ЗОЖ
· Питание. Состав пищи. Питательные вещества
· Принципы здорового питания
· Диеты. Диетическое питание
· Основные составные части нашей пищи. Значение Б-Ж-У
· Организация питания школьников
II. Практическая часть
Тематическое планирование курса
Количество часов – 30 часов
лекция |
Тема |
Основное содержание |
Кол. часов
|
Формы организации занятий и контроля знаний |
Теоретическая часть |
||||
1. |
ЗОЖ |
Основные принципы. Правильное питание как составная часть ЗОЖ |
1 |
лекция |
2. |
Питание |
Рацион питания. Состав пищи. Питательные вещества |
1 |
лекция |
3. |
Принципы здорового питания |
Основные принципы здорового питания. Питание и мыслительные процессы |
1 |
лекция |
4. |
Диетическое питание |
Диеты |
1 |
лекция |
5. |
Основные составные части нашей пищи. Б-Ж-У |
Белки. Жиры. Углеводы. Значение и функции. Пирамида питания |
1 |
лекция |
6. |
Продукты питания и значение для организма человека |
Мясо. Молоко. Мёд. Шоколад. Кефир. Йогурт. Сыр. Колбасные изделия. Жевательная резинка. Чипсы. Мороженое. Орехи. Фрукты (киви, виноград) |
1 |
лекция |
7. |
Организация питания школьников |
Питание школьников. Гигиенические требования к организации школьного питанияНовые СанПиНы 2.3/2.4.3590-20 к организации общественного питания населения. |
1 |
лекция |
8. |
Итоговое занятие |
Составление меню дня для определённой возрастной категории |
2 |
Семинар-практикум |
9. |
Учебно-исследовательская деятельность |
Основные принципы учебно-исследовательской деятельности учащихся. Выбор тем для работы |
1 |
Семинар-практикум |
Практическая часть |
||||
1. |
Повседневная химия в задачах и опытах. Химия и кухня |
Применение химических знаний в повседневной жизни человека. Решение расчётных задач и упражнений по теме. |
2 |
Оформление отчётов по итогам практикума по решению расчётных задач и упражнений |
2. |
Программа «Здоровое питание» МАОУ гимназии №40 |
Цели и задачи программы. Комплексная реорганизация системы школьного питания в гимназии №40 Анализ меню обеда в течение недели в школьной столовой |
2 |
Оформление отчётов по итогам анализа |
3. |
Лабораторный практикум. Жевательная резинка |
Определение многоатомных спиртов. Изучение свойств красителей и резиновой основы, входящих в состав жвачки. |
1 |
Оформление отчётов по итогам лабораторного практикума |
4. |
Лабораторный практикум. Чипсы |
Обнаружение крахмала, жиров, хлорида натрия в чипсах. Горение чипсов. |
1 |
Оформление отчётов по итогам лабораторного практикума |
5. |
Лабораторный практикум. Кефир |
Проведение простого теста на качество кефира «Кефирные усы». Проведение опыта «Свежесть кефира». Качественная реакция на содержание крахмала |
1 |
Оформление отчётов по итогам лабораторного практикума |
6. |
Лабораторный практикум. Йогурт |
Проведение качественной реакции на содержание крахмала в йогуртах. Определение уровня кислотности рН с помощью прибора рН-НОВА |
1 |
Оформление отчётов по итогам лабораторного практикума |
7. |
Лабораторный практикум. Мороженое |
Обнаружение сахаров в мороженом. Обнаружение белков, лимонной кислоты, ароматических аминокислот. |
1 |
Оформление отчётов по итогам лабораторного практикума |
8. |
Лабораторный практикум. Шоколад |
Определение непредельных жиров и углеводов в шоколаде. Ксантопротеиновая реакция. Обнаружение белков в шоколаде. Моделирование сахарного поседения шоколада. Выделение масла какао и кофеина в горьком шоколаде. Обнаружение глюкозы в шоколаде. |
1 |
Оформление отчётов по итогам лабораторного практикума |
9. |
Лабораторный практикум. Шоколадные маски |
Омолаживающая маска из шоколада для всех типов кожи. Классическая маска для нормальной кожи. Тонизирующая маска из какао-порошка. Очищающая маска из какао из комбинированной и сухой кожи. |
2 |
Оформление отчётов по итогам лабораторного практикума |
10. |
Лабораторный практикум. Мёд |
Обнаружение глюкозы в мёде. Проверка качества мёда: на крахмал, мел, воду или сироп, сахар и т.д. |
1 |
Оформление отчётов по итогам лабораторного практикума |
11. |
Лабораторный практикум. Мясо. Молоко. Куриное яйцо (белок) Сыр. Колбасные изделия |
Биуретовая и ксантопротеиновая реакция. Обнаружение белков в молоке и мясном фарше. Проверка качества колбасных изделий. Обнаружение крахмала в колбасе и сыре. Проверка качества сыров (горение) |
2 |
Оформление отчётов по итогам лабораторного практикума |
12. |
Лабораторный практикум. Определение витамина А, С, Д в продуктах питания |
А в подсолнечном масле С в яблочном соке Д в рыбьем жире и курином желтке |
1 |
Оформление отчётов по итогам лабораторного практикума |
13. |
Лабораторный практикум. Железо в организме человека |
Качественное определение ионов железа в продуктах питания: гречка, говяжья печень. |
1 |
Оформление отчётов по итогам лабораторного практикума |
14. |
Лабораторный практикум. Лекарственные препараты и здоровье |
Изучение влияния лекарственных препаратов на живые ткани: растительные объекты, мясо. Ацетилсалициловая кислота. Аспирин. Парацетамол. Аскофен-П. |
1 |
Оформление отчётов по итогам лабораторного практикума |
15. |
Лабораторный практикум. Растительные индикаторы и их практическое применение |
Изготовление индикаторов из растений: краснокочанная капуста, черёмуха, черника и т.п. |
1 |
Оформление отчётов по итогам лабораторного практикума |
16. |
Итоговое занятие «Химия и кухня» |
Подведение итогов курса. Рефлексия |
1 |
- |
Литература
1. Пичугин Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни», М.: Изд. «Аркти», 2000.180с.
2. Скурихин И.М., Нечаев А.И. «Все о пище с точки зрения химика» – М.: Высшая школа, 1991.50 с.
3. Штремплер Г.И. «Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория», книга для учащихся. – М.: Просвещение. 1996. 120с.
4. Шульгин Г.Б. «Химия для всех», М.: «Знание», 1987. 30с.
5. Юдин А.М. «Химия в быту», 1974.45с.
6. Химия 10 класс
7. Химия в школе
8. https://playlab.ru/toys/experiments/kolbasa-test/
9. http://meduniver.com/Medical/profilaktika/pichevie_pristrastia_i_tiaga_k_opredelennoi_piche.html MedUniver
10. Как определить характер человека по тому, что он ест - Woman's Day
www.wday.ru/dom-eda/kuhni.../one-scharacter-depends-on-what-he-eats..
Приложение
1. Список тем учебно-исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных в ходе реализации программы
1. Изучение химического состава и полезных свойств шоколада
2. Изучение качественных характеристик мороженого
3. Изучение химического состава и полезных свойств мёда
4. Изучение химического состава чипсов. Вред и польза
5. Изучение химического состава и полезных свойств сыра
6. Изучение качественных характеристик колбасных изделий
7. Изучение химического состава и полезных свойств жевательной резинки
8. Фастфуд: вред или польза?
9. Железо в организме человека. Качественное определение ионов железа в продуктах питания
10. Качественный анализ кефира калининградских производителей
11. Изучение качественного состава йогуртов. Польза продукта
12. Приготовление индикаторов из растительного сырья
13. Здоровое питание школьников. Изучение химического состава пищевых продуктов
14. Качественное определение синильной кислоты в растительном материале (горький миндаль)
2. Темы учебно-исследовательских работ, представленных на открытых ученических научно-практических конференциях «Поиск и творчество», конкурсах и др. в разные уч. годы
1. Здоровое питание школьников. Изучение химического состава пищевых продуктов.
2. Изучение химического состава и полезных свойств шоколада
Диплом III степени. Региональная конференция учебно-исследовательских и проектных работ «SIC ITUR AD ASTRA», 2018 год
3. Изучение химического состава и полезных свойств жевательной резинки
4. Изучение химического состава чипсов. Вред и польза чипсов
5. Приготовление индикаторов из растительного сырья
6. Качественное определение синильной кислоты в растительном материале. Данная работа была предоставлена на Фестиваль проектных работ учащихся «Вектор» и опубликована на сайте https://znanio.ru/person/z78696882
Диплом III степени. Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева. Секция экологии. 2022 год
3. План – конспект занятия «Химия и кухня»
Химия везде, химия во всем:
Во всем, чем мы дышим,
Во всем, что мы пьем,
Во всем, что едим.
Известный шеф-повар Поль Бокюз однажды сказал:
«Жизнь —это маленькая
кухня, на которой мы готовим блюда под названием «счастье». На этой кухне мы сами себе
шеф-повара, и только нам решать, какие ингредиенты мы будем
добавлять в наши блюда. Важно помнить, что универсального
рецепта нет, поэтому творите, пробуйте что-то новое. И, может быть, тогда, в конце, вас будет
ждать награда».
Рецепт супа для «жизни» (рецепт «счастья»)
Ингредиенты супа
1.
Основа или бульон (раса, этническая принадлежность, пол, сексуальная
ориентация, дееспособность)
2. Главные или первые добавки (социальный статус, место жительства,
образование, семья-семейное положение)
3. Добавочные ингредиенты - приправы (хобби и увлечения, вера и религия, карьера,
политические взгляды)
4. Секретные ингредиенты - изюминка (личный опыт, скрытые таланты)
Процесс приготовления: возьмите основу для бульона и поместите все в
кастрюлю. Добавьте главные ингредиенты и томите на медленном огне 18-25 лет,
добавляя приправы и секретные ингредиенты по вкусу. Сделайте себя сами!
Задание. Нарисуйте кастрюлю или супницу, в которой вы будете варить свой суп. Создайте свой рецепт 2-х супов. Первый рецепт супа для еды (здоровое питание). Второй рецепт супа для жизни (рецепт «счастья» и успеха в жизни).
Решение задач
Задача №1. Считается, что в дневном меню соотношение белков, жиров и углеводов по массе должно составлять 1:1:4. Рассчитайте количество вещества (моль) углеводов С12Н22О11 и жиров (С17Н35СООО)3С3Н5. Масса белка в этом меню составляет 100 г.
Задача №2. Источниками белка могут служить растительные продукты: плоды бобовых (фасоль, горох, соя, арахис). Они содержат до 22-23% белков по массе. Какая масса фасоли требуется, чтобы обеспечить дневную потребность в белках семьи из 4-х человек (2 взр. и 2 детей). Норма белков для взрослых – 200 г., для детей – 150 г в день.
Задача №3. В состав натурального мёда содержится около 75% глюкозы и фруктозы, 1-1,5% сахарозы и 18% воды. Рассчитайте массу сахарозы и воды в 10 л натурального мёда, если плотность равна 1,4 г/мл.
Задача №4. Хороший и эффективный разрыхлитель для выпечки мучных изделий – гидрокарбоната аммония. Рассчитайте объём газообразных продуктов разложения 0,5 г разрыхлителя.
NH4HCO3=NH3↑+H2O↑+CO2↑
Лабораторный практикум
— Обнаруживаем органические кислоты в продуктах питания
— Проверяем продукты питания на содержание крахмала
— Готовим индикаторы из растительного сырья
4. Инструкции по проведению практикума
Опыт 1. Определение витамина А в подсолнечном масле
В пробирку налить 1 мл подсолнечного масла и добавить несколько капель 1%-ного раствора хлорида железа (III). Если наблюдается ярко-зелёное окрашивание, то в масле содержится витамин А.
Опыт 2. Определение витамина С в яблочном соке
В пробирку налили 2 мл сока и добавили воды, доведя объем до 10 мл.
Затем добавим немного крахмального клейстера. Затем по каплям до появления устойчивого синего окрашивания на 10-15 с добавляют раствор йода. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.
Опыт 3. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке
В пробирку налили 1 мл рыбьего жира и прилили 1 мл раствора брома. Если наблюдается зеленовато-голубое окрашивание, то в жире содержался витамин D.
Опыт 4. Обнаружение белков
В основе недорогих мясных продуктов таких как сосиски, колбаса, пельмени часто вместо мяса и продуктов животного происхождения находятся дешевые растительные жиры, загустители и пищевые добавки. Существует простая химическая реакция, которая позволяет это определить - это биуретовая реакция Пиотровского.
Для проведения исследования понадобится всего 3-4 г колбасы или сосиски. Кусочек изделия нужно мелко порезать и положить в стаканчик. Затем в этот же стаканчик нужно добавить горячую воду, подождать и добавить карбонат натрия. В завершении, добавляем в стаканчик медный купорос и смотрим как изменится цвет раствора. Если в изделии есть мясо, раствор окрасится в темно-фиолетовый цвет. Если мяса в составе нет, то раствор будет желто-зеленый.
Опыт 5. Определение многоатомных спиртов в жевательные резинки
В чистую пробирку необходимо поместить измельченную оболочку жевательной подушечки «Орбит» и добавить 2-3 мл воды. Пробирку встряхиваем в течение 1 минуты. Получается мутный раствор. Далее в раствор добавить гидроксид натрия (при этом изменений в растворе не наблюдается), затем добавить 2-3 капли сульфата меди (II). После добавления 1-й капли наблюдается слегка голубой оттенок, после 2-3 – сине-фиолетовый. Изменение цвета объясняется тем, что образуются комплексные соединения меди с многоатомными спиртами, входящими в состав жвачки.
Опыт 6. Обнаружение жиров в чипсах
По одному ломтику чипсов разных марок необходимо завернут в фильтровальную бумагу и измельчить. Образовались жирные пятна. На них помещаем по 2 капли раствора перманганата калия. Интенсивность изменение окраски свидетельствует о качестве масла в чипсах.
Опыт 7. Обнаружение крахмала в чипсах, сырах, в йогуртах, колбасе.
Несколько капель раствора йода помещаем на каждый ломтик исследуемых образцов. Происходит изменение окраски на синий цвет, что указывает на присутствие крахмала.
Опыт 8. Обнаружение хлорида натрия
Измельченные ломтики чипсов помещают в пробирки с водой на треть объема. Содержимое нагревалось в течение одной минуты, затем охлаждалось и профильтровывалось. При выпаривании фильтрата на стенках фарфоровых чашек образовались кристаллы соли.
Опыт 9. Обнаружение в шоколаде белков (ксантопротеиновая реакция).
Насыпают в пробирку тёртый шоколад (примерно 1 см по высоте) и приливают 2 мл дистиллированной воды. Хорошо встряхивают содержимое пробирки несколько раз и фильтруют. К 1 мл полученного фильтрата приливают 0,5 мл концентрированной азотной кислоты и нагревают полученную смесь. Наблюдают жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25% водного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящих в состав белков шоколада.
Опыт 10. Обнаружение углеводов в шоколаде, мёде, фруктах.
Насыпают в пробирку тёртый шоколад и приливают 2 мл дистиллированной воды. Хорошо встряхивают содержимое пробирки несколько раз и фильтруют. К фильтрату добавляют 1 мл 2М раствора гидроксида натрия и 2-3 капли 10% раствора сульфата меди (II), пробирку интенсивно встряхивают. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию дают многоатомные спирты. Для анализа можно использовать раствор мёда и сок винограда, киви.
Опыт 11. Обнаружение ионов Fe3+ в продуктах питания
Опыт 12. Изготовление индикаторов из растительного сырья
Для приготовления индикаторов из растительного сырья используют окрашенные растения или их части: свёкла, свежие или сушенные ягоды (ежевика, черника, черёмуха), краснокочанная капуста и т.д. Для опытов можно использовать соки свежих ягод или отвар сухих ягод, капусты, крапивы и т.п.
Опыт 13. Воздействие водных растворов аспирина, парацетамола и ибупрофена на ткань растительного происхождения.
В три чашки Петри помещают по половинке листа пеларгонии. В первую чашу наливают водный раствор аспирина, во вторую чашу водный раствор парацетамола и в последнюю – водный раствор ибупрофена. Опыты ставятся на одни сутки. По окончанию эксперимента делают вывод об изменениях структуры растительной ткани; наличии или отсутствии осадков. Можно провести эксперимент с одним и тем же лекарственным препаратам различных производителей.
5. Курс занятий по программе профессионального выбора
(для школьников)
Мой старт в будущую профессию «ФудТех-КГТУ»
Составители:
к.т.н., доцент, зав. кафедрой ТПП
ФГБОУ ВО «КГТУ»,
Титова Инна Марковна
к.т.н., доцент кафедры ТПП
ФГБОУ ВО «КГТУ»,
Чернова Анастасия Валерьевна
Пояснительная записка
Место проведения: ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет
Количество часов: 40 часов
Руководитель курса: Титова Инна Марковна
Цель курса: сформировать у учащихся профессиональный подход цельного видения профессий «Технолог пищевого производства», «Технолог общественного питания»
Задачи курса:
-знакомство с методами оценки качества и безопасности продуктов питания;
-приобщение к пониманию химии вкуса, цвета и аромата пищевых продуктов;
-вовлечение в проектную деятельность по созданию пищевого продукта;
-знакомство с основами нутрициологии;
-формирование культуры потребления пищи.
Тематическое планирование курса
Дата прове- дения |
Количество часов |
Содержание |
Вид занятия |
12.10.2023 |
2 |
Химия вкуса |
Теоретическое и практическое занятия |
26.10.2023 |
2 |
Химия цвета и аромата |
Теоретическое и практическое занятия |
9.11.2023 |
4 |
Теоретические основы проектной деятельности |
Теоретическое занятие |
23.11.2023 |
4 |
Разработка групповых проектов по созданию пищевого продукта |
Практическое занятие |
07.12.2023 |
2 |
Безопасность пищи. Пищевые добавки |
Теоретическое и практическое занятия |
21.12.2023 |
2 |
Безопасность продуктов питания. Чтение этикетки |
Теоретическое и практическое занятия |
18.01.2024 01.02.2024 |
4 |
Основы нутрициологии |
Теоретическое и практическое занятия |
15.02.2024 |
4 |
Создание пищевых продуктов по проектам |
Практическое занятие |
29.02.2024 14.03.2024 28.03.2024 11.04.2024 |
8 |
Основы технологий пищевых продуктов |
Теоретическое и практическое занятия |
25.04.2024 |
8 |
Представление проектов по разработке продукта питания |
Практическое занятие |
|
40 |
|
|
Комментарий:
в рамках профориентационной подготовки учащиеся естественно – научного
профильного 10-б класса гимназии №40 им. Ю.А. Гагарина проходили курс занятий
по программе профессионального выбора «Мой старт в будущую
профессию «ФудТех-КГТУ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.