Программа курса внеурочной деятельности Плавание - 1 год обучения

  • docx
  • 22.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Плавание.docx

 

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол № 7 от 30. 08. 2017 г.

Приложение № 1

Утверждено приказом

МОУ «Изварская СОШ»

от 30. 08. 2017 г. № 161

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

 

 

 

«Плавание»

                                               (физкультурно-спортивная направленность)      

                                   

 

Возраст детей:  9-10 лет

 

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Большаков Владислав Станиславович,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Извара

2017-2018 учебный год

 

 

 

 

Информационная карта

дополнительной общеразвивающей программы

 

Кружок (секция)  - «Плавание»

 

Руководитель кружка (секции) - Большаков В.С.

 

Направленность – физкультурно-спортивная

 

Форма обучения – очная  

 

Форма проведения занятий – аудиторная, внеаудиторные (самостоятельные) занятия

 

Формы организации занятий - всем составом объединения, в группах или индивидуально

 

Формы аудиторных занятий –  практическое занятие

 

Возрастной диапазон - 9-10 лет

 

Продолжительность реализации программы - 1 год

 

Режим занятия - 1 час в неделю

 

Календарный учебный график

на 2017 – 2018 учебный год

 

Начало учебного года

1 сентября

Продолжительность учебного года: количество учебных недель

34

Продолжительность учебной недели

5 дней

Окончание учебного года

25 мая

 

 

Учебные периоды

Количество дней за учебный период

1 триместр

01.09.17 – 30.11.17

61 дней

2 триместр

01.12.17-28.02.18

57дней

3 триместр

01.03.18 – 29.05.18

52 дней

Количество учебных дней за год

170 дней

 

Сроки каникул

 

Осенние

1.11.17-06.11.17 (6 дней)

Зимние

30.12.17 – 08.01.18 (10 дней)

Весенние

27.03.18 – 01.04.18 (5 дней)

Летние

25.05.18 – 31.08.18

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании, физическом развитии, укреплении здоровья дошкольников. Благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставят плавание на одно из первых мест в занятиях физической культурой. Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде — воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает прекрасное оздоровительное действие на организм ребенка. Однако в настоящее время плавательная подготовленность населения России еще очень низка как среди взрослых, так и среди детей. По данным Госкомстата России, до 15% несчастных случаев на воде происходят с детьми в возрасте до 14 лет. Среди всех несчастных случаев с летальным исходом наибольший процент составляет гибель на воде — до 30%. Причем первый пик несчастных случаев на воде приходится на возраст 5-9 лет.

Поэтому мы считаем необходимыми дополнительные занятия плаванием с детьми.

При  составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в  течение недели. Программа  составлена в соответствии с инструктивно – методическим письмом  Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16, а также  СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"

Программа дополнительного образования по плаванию составлена на основе   программы  «Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет» автор Т.А Протченко, Ю.А. Семенов, рекомендована для работы с детьми дошкольного возраста и утверждена Ю.П. Пузырем, директором Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования города Москвы.

Актуальность этой программы  в том, что она формирует прочный навык плавания у детей, который является жизненно необходимым и способствует укреплению здоровья подрастающего поколения.

Цель программы: обучение детей жизне- и здоровье сберегающим навыкам плавания.

Задачи:

Обучающие:

- расширять знания детей о значении занятий плаванием;

- учить движениям руками, ногами различными способами плавания;

- учить плаванию различными способами в полной координации;

- учить использованию элементов прикладного плавания;

- учить смене способов при плавании на максимально возможное расстояние.

- обучение жизненно важным двигательным  умениям и навыкам  в ходьбе, беге, прыжках и метании.

Развивающие:

- укрепление здоровья и содействие правильному  физическому развитию школьников.

Воспитательные:

- воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

 

Раздел программы

 

Тема

 

Кол-во часов по теме

Дата проведения

 

 

 

 

1 . Знания о плавании

 

 

 

 

 

Правила    предупреждения    травматизма    во время занятий плаванием. Техника безопасности во время занятий на воде и при переезде в автобусе к месту занятий

1

 

История возникновения плавания

1

 

Закаливание организма. Значение закаливания для укрепления здоровья человека, сведения о пользе плавания

Во время занятий

 

2.    Способы  

плавательной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ способов плавания

1

 

Проверка плавательной подготовленности

1

 

Выполнение       упражнений,       развивающих быстроту, координацию, выносливость

 

1

 

 

Комплексы    ОРУ   для    развития    основных

физических     качеств     и     подготовительные

имитационные упражнения для закрепления и

совершенствования способов плавания

1

 

3.    Физическое    совершенствование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общеразвивающие            упражнения            и

имитационные плавательные упражнения

1

 

Вход в воду:

с помощью

прыжком,

спад в воду

1

 

Вход в воду:

с помощью

прыжком,

спад в воду

1

 

Переходы от бортика к бортику

1

 

Выдохи в воду

1

 

Выдохи в воду

1

 

Отработка    дыхания     при     всех    способах

Плавания

1

 

 

 

Отработка    дыхания     при     всех    способах

Плавания

1

 

Движения руками при всех способах плавания:

в движении шагом,

с доской между колен

в скольжении

 

1

 

 

 

Движения руками при всех способах плавания:

в движении шагом,

с доской между колен

в скольжении

1

 

Контрольные занятия

1

 

Движения ногами при всех способах плавания

1

 

 

Движения ногами при всех способах плавания

1

 

Плавание облегчённым способом

1

 

Плавание облегчённым способом

1

 

Плавание по «элементам

1

 

Плавание по «элементам»

1

 

Плавание избранным способом            

1

 

Плавание избранным способом            

1

 

Прыжки с бортика вниз ногами

1

 

Игры на воде 

1

 

Игры на воде 

1

 

Свободное плавание

1

 

Свободное плавание

1

 

Свободное плавание

1

 

Эстафетное плавание

1

 

Эстафетное плавание

1

 

Контрольные занятия

1

 

Всего:

34

 

 

Содержание изучаемого курса

 Особенностью данной программы является использование современной эффективной технологии - одновременной методики обучения всем облегченным, неспортивным и спортивным способам плавания, начиная уже в младших группах и продолжая их совершенствование в старших группах.

Методика отвечает всем необходимым известным требованиям: доступна даже детям младших возрастов; соответствует задачам и условиям занятий; сокращает до минимума время формирования навыка проплывания нескольких метров облегченным способом уже на первых занятиях; ускоряет увеличение проплываемых расстояний выбранным способом, на базе которого быстро осваиваются остальные спортивные способы, увеличивается проплываемое расстояние избранным и другими способами. Кроме того, в данной методике обучения сокращен период освоения в водной среде за счет сокращения числа повторений упражнений в статических положениях типа «поплавок», «медуза», лежаний на воде, скольжений без движения руками или ногами.

Другой важной особенностью предлагаемой методики является то, что ребенок в первую очередь обучается тому способу плавания, который у него получается лучше и на освоение которого будет затрачено меньше всего времени. Определяется этот способ при одновременном знакомстве учащихся с элементами всех способов плавания, т. е. с большим количеством плавательных движений. На основе выбранного способа плавания в начале обучения легче овладевать и остальными способами.

Организация занятий плаванием по предлагаемой методике способствует установлению в бассейне оптимального физкультурно-оздоровительного режима. Методика предусматривает упражнения, помогающие ребенку быстро освоиться в водной среде и овладеть техникой различных способов плавания.

В программе особое внимание уделяется подготовительным и развивающим основные физические качества упражнениям на суше и в воде, выполнению по окончанию обучения в каждой возрастной группе установленных требований и образовательных стандартов по всем имеющимся в программе разделам: знаний, упражнений на суше, упражнений для освоения с водой, упражнений в воде.

Программа делится на несколько этапов. Месяц сентябрь перед началом занятий в бассейне (в октябре) посвящается общеразвивающим и специальным упражнениям на суше (в спортивном зале, на бортике в бассейне).

Для соблюдения правильного построения занятий  четко  используются все педагогические принципы обучения со строгим выполнением таких методических условий, как:

- преемственность упражнений (от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному);

- постепенность (от простого к сложному);

- использование специально разработанных средств и методов для формирования прочного навыка плавания.

Для повышения эффективности обучения следует также руководствоваться положением, что сочетание врожденных морфологических и функциональных особенностей характеризует одаренность в том или ином виде деятельности. Должна быть поставлена задача - найти для обучаемого те движения, то сочетание движений, которые бы отвечали его способностям, его одаренности. Кроме того, это повышает еще и заинтересованность к занятиям самих обучаемых.

При определении последовательности освоения упражнений следует учитывать закономерность переноса навыков. Особенно эффективно использование этого положения на начальном этапе обучения, когда все движения выполняются в упрощенных формах, т.е. в облегченных способах, более доступных обучаемым. Это дает возможность быстрее осваивать более сложные, спортивные, но имеющие много общего в структуре движений с облегченными способами.

При обучении по данной методике используется групповой метод обучения, когда занимающиеся обучаются общим для всех плавательным движениям, но осваивают их по-разному, индивидуально. Применение такого подхода наиболее эффективно именно на начальном этапе, когда они еще не раскрыли своих способностей, а основы техники движений остаются общими для всех.

Кроме того, на начальном этапе обучения, который продолжается два месяца, обучающимся предоставляется возможность из большого количества движений разных способов, начиная с рук, а затем ног и их различных сочетаний выбрать те, которые у каждого лучше получаются. Результатом этого является выбор способа плавания, который соответствует индивидуальным особенностям каждого занимающегося. Именно овладение этого своего первого, легче получающего, помогает в дальнейшем осваивать остальные более сложные способы, как по элементам, так и в полной координации.

Следующий этап: декабрь, январь, февраль, март - посвящается углубленному освоению спортивных способов. Причем последовательность их освоения также может быть разная, начиная с лучше получающегося и постоянно переходя к более трудно осваиваемым способам.

Кроме того, на протяжении всего года проводятся  контрольные проверки с задачей проплывания максимально возможного расстояния без отдыха выполнение стандартов; своим выбранным способом, а затем и разным, меняя их.

Завершается год: апрель-май - проведением водно-спортивных праздников и соревнований.

Задачи

 

1. Расширять знания о значении плавания, о влиянии плавания на организм; учить названиям способов и их особенностям;

2. Учить ориентироваться под водой, доставая со дна различные предметы: игрушки, геометрические фигурки и др.

3. Совершенствовать навык в выполнении выдохов в воду.

4. Учить скольжению на груди и на спине без поддерживающих средств с задержкой дыхания и выдохом в воду.

5. Учить выполнять упражнения всплывания и лежания на воде без поддерживающих средств.

6. Учить выполнять движения руками и ногами спортивными и неспортивными способами на суше и в воде без поддерживающих средств.

7. Совершенствовать плавание удобным для себя способом, увеличивая при этом проплываемые расстояния;

8. Учить различным спускам в воду с бортика бассейна; спадам в воду, сидя на бортике, вниз ногами; прыжкам вниз ногами из положения приседа на бортике; спадам в воду вниз головой, из положения сидя на бортике.

 

Знания

1 Сформировать у детей знания о значении плаванием для здоровья и развития организма, названиях способов плавания и их значении, о свойствах воды.

2 Уметь выполнять задания по связи плавания с общеобразовательными предметами.

3 Сформировать знания о правилах поведения в бассейне, в том числе во время занятия, при пользовании душем и т.д.

Умения и навыки

Упражнения на суше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения для освоения с водой

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения в воде

 

1. Общеразвивающие упражнения, в том числе на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.

2. Выполнять движения руками, ногами всеми способами плавания в положении сидя, лежа, а также различными сочетаниями руками и ногами спортивными и не спортивными способами.

3. Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.

4. Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада.

5. Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

6. Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.

7. Стоя, сидя на бортике, выполнять согласованные движения руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.

 

1. Входить в воду самостоятельно, окунаться приседая; ходить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук.

2. Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения руками - поочередно, вместе, вперед, назад.

3. Открывать глаза в воде, узнавать игрушки на дне.

4. В парах и самостоятельно выполнять упражнения «медуза», «поплавок», «звездочка».

5. Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду. Выполнять скольжение на груди и на спине при помощи партнера и самостоятельно.

6. Игры, эстафеты, развлечения на воде.

 

1. Ходьба по дну с выполнением движений одной и двумя руками облегченными способами и брассом, дельфином, кролем на груда и на спине.

2. Движения руками брассом. дельфином, кролем на груди и на спине в скольжении.

3.Движения ногами с плавательной доской и без нее кролем, дельфином, брассом с задержкой дыхания, с выдохом в воду, с произвольным дыханием; движения ногами кролем, дельфином, брассом на спине с доской и без нее.

4. Плавание различными сочетаниями спортивных и неспортивных способов с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду.

5. Плавание удобным для себя способом, постоянно увеличивая расстояние; контрольное плавание на максимально возможное расстояние,

6.Спады в воду из различных положений с бортика бассейна: сидя на бортике, спад в воду вниз ногами; прыжок вниз ногами из положения приседа на бортике; спад в воду вниз головой из положения сидя на бортике.

 

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

 

Статус, вид образовательной группы – профильная

 

Состав образовательной группы – постоянный

 

Особенности набора – свободный

 

Формы проведения занятий – коллективные,  групповые, индивидуальные

 

Основные направления деятельности - спортивно – оздоровительная

 

Объем, содержание - Программа предполагает срок обучения один год, для обучающихся 3-го  класса. Последовательное обучение предлагает приобретение практических навыков в области плавания.

 

Объем программы 34 часа, по 1 часу в неделю.

 

Наполняемость объединения – до 25 человек

 

Средства обучения:

1.        Булгакова Н.Ж. Игры у воды и на воде. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

2.        Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкшдан Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. – М.: Олимпия пресс. 2006.

3.        Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников.- М.: Айрис-пресс, 2003.

4.         Булгакова Н.Ж., Попов О.И., Распопова Е.А.Теория и методика плавания. – М.: "Академия", 2014 

5.        Нечунаев И.П., Книга тренера «Плавание». – М.: «Экспо», 2013

6.        Обучение проходит на базе ВСОК «Олимп» по договору безвозмездного пользования. 7.    Оборудование: чаша с водой, пояс безопасности, доска для обучения плаванию.

                                       

Планируемые результаты осовоения образовательной программы

 

В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:

- повысить уровень своей физической подготовленности;                         

- приобрести навыки и умения по плаванию;       

- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия на воде;                          

- использовать двигательные действия в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- уметь подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень физической подготовленности;

Требования

Знать правила поведения в бассейне. Знать о пользе занятий плаванием. Знать названия способов плавания. Выполнять простейшие специальные комплексы упражнений на суше.

Уметь:

- выполнять «звездочку» на груди и на спине;

- «отдых на воде» 5-10 сек.;

- выполнять скольжения на груди и на спине на максимально возможное расстояние;

- выполнять спад в воду из любого положения;

- выполнять 5-8 выдохов в воду;

-доставать предметы со дна;

- плавать на одних руках и на одних ногах со вспомогательными средствами различными способами;

- плавать неспортивными и спортивными способами со вспомогательными средствами и без них.

Стандарт

 

Плавание любыми способами со вспомогательными средствами 10 м и более.

 Плавание любым удобным способом с произвольными движениями 5-7-9 м без вспомогательных средств.

- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию.

 

Система оценки результатов освоения образовательной программы

 

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе, промежуточная аттестация проводится в середине  курса

Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации: преодоление определенной дистанции¸ заданным стилем.

Оценка результативности:

- зачетная

Оценочные материалы:

- сдача нормативов;

- применение знаний, умений и навыков в практических работах.