Аннотация
Сытенкова В.Н., учитель химии, МАОУ гимназия №40, г. Калининград.
Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению
«Музей под ногами» для учащихся начальной школы
Цель изучения курса «Музей под ногами»: формирование естественнонаучной картины мира на основе краеведческого материала, осознание места человека в этом мире; развитие у учащихся личного опыта общения с природой, взрослыми людьми и сверстниками.
Значение курса «Музей под ногами» состоит в том, что на основе изучения природного материала своего родного края школьники овладевают практико-ориентированными знаниями, происходит развитие их экологической культуры. Учащиеся приобретают умения использовать разные методы познания окружающего мира, соблюдать правила поведения в природе и бережного отношения к ее богатствам. Курс способствует формированию эмоционально-положительного отношения к природе, знакомит учащихся с началами естественных наук.
Основные содержательные линии курса «Музей под ногами» представлены следующими блоками: «Музей воды «Вода знакомая и неизвестная» (31 час), «Музей песка «Сокровище под ногами» (30 часов), «Музей глины «Черепичный край…» (29 часов), «Музей янтаря «Богатство «голубой земли» (25 часов); всего 115 часа.
Формы работы: изучение материала проводится с использованием урочной системы обучения, практических занятий, проектных технологий, методов исследовательской деятельности, игровых технологий, музейной технологии, с привлечением библиотечных фондов гимназии.
Программа имеет блочную структуру и рассчитана на 115 часа за 4 года обучения.
Данный курс реализуется с участием социальных партнёров: учреждением дополнительного образования «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма», Музей Мирового Океана, что позволяет учитывать различные интересы и возрастные особенности учащихся.
Экскурсионная программа курса может охватывать всё музейное пространство г. Калининграда и области.
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
г. Калининграда гимназия № 40 имени Ю.А. Гагарина
Программа курса внеурочной деятельности
по естественно-научному краеведению
«Музей под ногами»
для учащихся начальной школы
Автор:
Сытенкова В.Н.,
учитель химии.
Калининград, 2019
Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Данный курс по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» рассчитан на учащихся 1-4-х классов и имеет ярко выраженный интегративный характер. Соединяет природоведческие, географические, исторические и литературные знания, дает возможность познакомиться, в первую очередь, с естественными науками.
Актуальность программы
В процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения исследовательская деятельность учащихся играет ведущую роль и способствует формированию у детей активной, самостоятельной позиции в обучении, готовности к саморазвитию, социализации.
Концепция курса базируется на следующих идеях:
· формирование представлений о материальных основах окружающего мира, о роли естественных наук в становлении материального мира;
· усиление связи изучаемых предметов с жизнью, опытом и знаниями учащихся;
· формирование представлений о значимости знаний естественнонаучного цикла и дальнейшего использования полученных знаний;
· введение регионального компонента, изучение учебного материала на основе краеведческого материала.
Цель изучения курса «Музей под ногами»: формирование естественно-научной картины мира на основе краеведческого материала, осознание места человека в этом мире; развитие у учащихся личного опыта общения с природой, взрослыми людьми и сверстниками.
Личностными результатами изучения курса «Музей под ногами» являются:
· осознание себя членом общества;
· принятие общечеловеческих ценностей, формирование этических чувств, культура взаимоотношений с окружающим миром.
Метапредметными результатами изучения курса «Музей под ногами» являются:
· способность регулировать собственную деятельность, связанную с познанием окружающего мира;
· способность осуществлять информационный поиск;
· способность работать с объектами окружающего мира;
· осознание правил поведения и норм взаимодействия с людьми.
Предметными результатами изучения курса «Музей под ногами» являются:
· усвоение первоначальных сведений об особенностях объектов и явлений окружающего мира:
· владение понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования;
· умение наблюдать, исследовать объекты и явления окружающего мира; выделять особенности природных объектов, описывать их свойства.
Значение курса «Музей под ногами» состоит в том, что на основе изучения природного материала своего родного края школьники овладевают практико-ориентированными знаниями, происходит развитие их экологической культуры. Учащиеся в ходе изучения курса приобретают умения использовать разные методы познания окружающего мира, соблюдать правила поведения в природе и бережного отношения к ее богатствам. Курс способствует формированию эмоционально-положительного отношения к природе, знакомит учащихся с началами естественных наук.
Основные содержательные линии курса «Музей под ногами» представлены следующими блоками: «Музей воды «Вода знакомая и неизвестная» (31 час), «Музей песка «Сокровище под ногами» (30 часов), «Музей глины «Черепичный край…» (29 часов), «Музей янтаря «Богатство «голубой земли» (25 часов); всего 115 часа.
Оценивание промежуточных результатов происходит по выполненным критериям.
· Участие в практических занятиях, проектах, конкурсах.
· Представление творческого отчёта (рисунок, эссе, фото и т.п)
· Отчёт по итогам экскурсии.
· Выполнение различных заданий на уроке.
· Самооценка и рефлексия.
При положительных результатах курс считывается пройденным.
По окончанию курса выставляется отметка – зачёт\незачёт.
Оценка результативности профильного курса
Показателями результативности программы могут служить:
· увеличение количества и качества ученических творческих, проектных и исследовательских работ среди младших школьников;
· участие гимназистов в конкурсах по естественнонаучному направлению;
· практическая включенность детей в эколого-краеведческую деятельность школы и региона.
Формы работы: изучение материала проводится с использованием урочной системы обучения, практических занятий, проектных технологий, методов исследовательской деятельности, игровых технологий, музейной технологии, с привлечением библиотечных фондов гимназии.
Место в учебном плане. Программа имеет блочную структуру и рассчитана на 115 часа за 4 года обучения.
Данный курс реализуется с участием социальных партнёров: учреждением дополнительного образования «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма», Музей Мирового Океана, что позволяет учитывать различные интересы и возрастные особенности учащихся.
Экскурсионная программа курса может охватывать всё музейное пространство г. Калининграда и области.
Тема блока |
Всего часов |
Возрастная категория/ класс |
всего часов по блокам |
Музей воды «Вода знакомая и неизвестная» |
8 |
1 |
31 |
Музей воды «Вода знакомая и неизвестная» |
7 |
2 |
|
Музей воды «Вода знакомая и неизвестная» |
8 |
3 |
|
Музей воды «Вода знакомая и неизвестная» |
8 |
4 |
|
Музей песка «Сокровище под ногами» |
7 |
1 |
30 |
Музей песка «Сокровище под ногами» |
9 |
2 |
|
Музей песка «Сокровище под ногами» |
8 |
3 |
|
Музей песка «Сокровище под ногами» |
6 |
4 |
|
Музей глины «Черепичный край…»» |
7 |
1 |
29 |
Музей глины «Черепичный край…»» |
7 |
2 |
|
Музей глины «Черепичный край…»» |
8 |
3 |
|
Музей глины «Черепичный край…»» |
7 |
4 |
|
Музей янтаря «Богатство «голубой земли» |
7 |
1 |
25 |
Музей янтаря «Богатство «голубой земли» |
6 |
2 |
|
Музей янтаря «Богатство «голубой земли» |
6 |
3 |
|
Музей янтаря «Богатство «голубой земли» |
6 |
4 |
|
Всего часов за 4 года реализации курса |
115 часов |
115 |
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на занятиях, относятся: компьютер, цифровой микроскоп, цифровая лаборатория LabQvest 2 (датчики химических и биологических показателей) цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.
Основное содержание курса
Блок № 1. Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов.
Кинолекторий «Путешествие капли воды». Экскурсия в музей Мирового океана
Вода и её легко определяемые свойства.
Практическая работа № 1. Изучение свойств воды
Агрегатные состояния воды. Проект «Эта многоликая вода!»
Состав воды. Структура воды. Память воды Растворимость веществ в воде. Растворы. Минеральная вода. Морская вода.
Практическая работа № 2. Изучение состава минеральной воды
Кристаллы в природе. Выращивание кристаллов.
Практическая работа № 3. Выращивание кристаллов в домашних условиях
Состояние воды, пригодной для использования человеком для питья. Вода – сырьё для промышленности. Вода и жизнь растений. Бережное отношение к природным богатствам. Музей воды. Год воды.
Конкурс плакатов «Берегите воду!»
Экскурсия на предприятие «Янтарный Айсберг»
Источники загрязнения воды и способы её очистки.
Практическая работа № 4. Способы разделения смесей.
Практическая работа № 5. Фильтрация воды.
Практическая работа № 6. Составление схемы городской водоочистительной станции
Водоёмы и их разнообразие. Состояние воды в водоёмах: контроль и охрана. Водоёмы Калининградской области. Балтийское море. Фонтаны нашего города. Петродворец. Петергоф.
Практическая работа № 6. Жизнь водоёма (магнитный плакат, экскурсия)
Проекты «Водоёмы нашего края», «Фонтаны нашего города».
Практическая работа № 7. Работа с картой Калининградской области
Эстетическое и оздоровительное значение водных ресурсов.
Проект «Вода – богатство природы»
Музеи воды Москвы и Санкт – Петербурга. 2003 год – международный год пресной воды.
Конкурс «Вода, кругом вода…»
Блок № 2. Музей песка «Сокровище под ногами»
Состав песка. Минералы. Горные породы. Месторождение песков в калининградской области.
Практическая работа № 1. Изучение образцов песка. Коллекция «Горные породы и минералы»
Практическая работа № 2. Месторождения песков и гравия на карте области
Гравий. Камень – булыжник. Каменный век.
Практическая работа № 3. Изучение свойств мрамора и камня
Песочные часы, пустыни, песчаные бури
Конкурс рисунков. Проект «Пески нашей области» (создаём коллекцию)
Дюны, история и современность. Куршская коса. Вислинская коса. Балтийская коса.
Экскурсия на Куршскую косу. Фото – проект «Пустыня в центре Европы»
Правила поведения на природе. Проблема сохранения дюн.
Экскурсия в областной историко-краеведческий музей
Презентация «Наш край». Конкурс рисунков.
Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Состав сырья для производства стекла. Стекло. История стекла. Виды стекла, использование. Производство стекла. Профессия – стеклодув
Проект «Музей стекла» (создаём). Практическая работа № 5. Коллекция «Стекло. Виды стекла».
Гусь – Хрустальный завод по производству стекла (итоги проекта «Мы – россияне»)
Дятьковский хрустальный завод. А что у нас?
Использование камня в искусстве. Камень в облике города. Памятные места нашего города, связанные с применением камня.
Экскурсия по городу. Фото – проект «Памятные места Калининграда».
Практическая работа № 4. Рисунок на камне
Картины из песка. Знакомство с работами художников (Симонова Ксения, Украина)
Практическая работа № 5. Изготовление подарков из природного материала.
Методы лечения с использованием песка и других природных материалов.
Блок № 3. Музей глины «Черепичный край…»
История. Состав глин. Месторождения глин в нашей области. Уникальные калининградские глины, их качественные характеристики
Практическая работа № 1. Месторождения глины на карте области
Практическая работа № 2. Сравнение свойств песка и глины
Какие бывают глины, их лечебные свойства.
Практическая работа № 3. Ознакомление с образцами косметических глин
Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Искусство приготовления глиняного сырья. История и современность. Виды керамики. Инструменты и приспособления. Гончарный круг. Приемы и способы отделки глины. Фарфор. Д.И.Виноградов
Проект «Музей керамики»
Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Игрушки-свистульки. Что нужно для работы с глиной?
Арт-терапи́я
Практическая работа № 4. Лепим из глины
Керамический кирпич, керамическая черепица – строительные материалы.
Строительные традиции Европы и Кёнигсберга.
Практическая работа № 5. Работа с фотоматериалами
Форты, крепостные и «гражданские» ворота. Причины разрушения архитектурных памятников. Улица Комсомольская, архитектура и история.
Экскурсия по улице Комсомольской. Проект «Наша Комсомольская улица»
Практическая работа № 6. Составление опорного конспекта «Королевские ворота»
Проект «Керамические материалы, или назад в прошлое за красотой и здоровьем»
Проект «Облик Калининграда»
Керамические изделия – самые распространённые находки археологов
Практическая работа № 7. Работа с фотоматериалом и другими источниками
Глинолитка, кирпич-саман. Гжельские глины. Гжель — один из центров производства керамики. Окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Окарина и видеоигры.
Практическая работа № 8. В музыкальном салоне (работа со словами символами при прослушивании музыкальных произведений)
Блок № 4. Музей янтаря «Богатство «голубой земли»
Янтарь – природный материал. Состав и свойства янтаря.
Практическая работа № 1. Изучение свойств янтаря (электризация, горение)
Янтарь – главное природное богатство нашей области. Месторождения янтаря и его запасы в области.
Практическая работа № 2. Месторождения янтаря на карте мира
Добыча янтаря. Калининградский янтарный комбинат. Изделия из янтаря.
Экскурсия в Калининградский Музей янтаря. Экскурсия в п. Янтарный
История янтаря. Экскурсия в Калининградский Музей янтаря
Практическая работа № 3. Ознакомление с литературными источниками
Календарь камней. Магия камней, свойства камней. Амулеты, талисманы
Практическая работа № 4. Составления календаря камней
Что такое инклюз? Историческая ценность инклюзов.
Практическая работа № 5. Рассмотрение инклюзов
Янтарь в стихах калининградских поэтов
Практическая работа № 6. Работа с литературными источниками
Янтарь – электрон. Янтарь – алатырь. Легенды. Сказки. Янтарь на языке народов мира.
Практическая работа № 7. Ознакомление с литературными источниками
Влияние янтаря на организм человека, применение в лечении различных заболеваний. Янтарная пирамида
Экскурсия в п. Янтарный
Практическая работа № 8. Ознакомление с образцами янтаря
Янтарная кислота. Области её применения.
Практическая работа № 9. Ознакомление с образцами янтарной кислоты
История янтарной комнаты. Реставрация янтарной комнаты.
Практическая работа № 10. Ознакомление с литературными источниками
Проект «Золото Балтики». Фотоконкурс, конкурс рисунков. Создание музея янтаря
Конкурс знатоков «Золото Балтики»
Литература
1. Рудольф Буруковский. О чём поют ракушки. - Калининградское книжное издательство, 1977.
2. Буруковский Рудольф, Подольская Марина. О чём поют ракушки. - «Kazan-Казань», 2013.
3. Буруковская Т. Г. Этот удивительный песок. - Калининградское книжное издательство, 1983.
4. Буруковская Т.Г. Занимательное краеведение. - Калининград, 1989. -191.
5. Ваулина В.Д. Наш край: Калинингр. обл.: Пособие по краеведению для учащихся нач. кл. общеобразоват. шк. – Калининград: Кн. Изд-во, 1988. -167.
6. П.П. Кучерявый, Г.М. Федоров. География Калининградской области. Пособие по краеведению для учащихся средней школы. Калининградское книжное издательство, 1989.
7. Литвин В.М. и др. Калининградская область. Природные ресурсы. - Калининград: Янтар. Сказ, 1999. -189с.
8. Медведев. В.А. Алексеев. Ф.Е. Природа Калининградской области. Ключевые природные комплексы. Особо охраняемые природные территории: [справочное пособие]. – Калининград, 2014.
9. Медведев В.А., Алексеев Ф.Е. Природа Калининградской области. Ландшафты. Особо охраняемые природные территории: [справочное пособие]/сост.: Калининград, 2014.
10. Пичугин Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни», М.: Изд. «Аркти», 2000.180с.
11. Самкова, В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М.: Академкнига/учебник, 2011. 46 с.
12. Штремплер Г.И. «Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория», книга для учащихся. – М.: Просвещение. 1996. 120 с.
13. Шульгин Г.Б. «Химия для всех», М.: «Знание», 1987. 30 с.
Тематическое планирование курса «Музей под ногами»
1 класс 8 часов
Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»
№ п/п |
Даты |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
Кол. часов |
УУД |
Формы контроля |
1. |
|
Вода – богатство природы |
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов.
Кинолекторий «Путешествие капли воды» Экскурсия в музей Мирового океана |
Распространённость воды в природе. Запасы пресной воды. Вода в организме человека. |
3-4 |
Наблюдать объекты. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (экскурсий, энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. Характеризовать значение воды для человека. |
Отчёт по итогам экскурсии в музей |
2. |
|
Свойства воды |
Вода и её легко определяемые свойства воды.
Практическая работа № 1. Изучение свойств воды |
Текучесть, цвет, запах, сохранение объёма и не сохранения формы. |
2 |
Проводить наблюдения, исследования. Работать в группах. Характеризовать свойства воды. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы. |
Практическая работа |
3. |
|
Три состояния воды |
Агрегатные состояния воды.
Проект «Эта многоликая вода!» |
Газ, жидкость, твёрдое вещество. Облака. Снежинки. Иней. Наст. Айсберги. |
2 |
Характеризовать состояния воды, различать их. Приводить примеры состояний воды в природе. |
Защита проектов |
2 класс 7 часов
Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»
№ п/п |
Даты |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
Кол. часов |
УУД |
Формы контроля |
1. |
|
Вода – природный минерал |
Состав воды. Структура воды. Память воды |
Водород, кислород. Атомы. Структура воды |
2 |
Характеризовать состав и структуру воды. Объяснять, что такое память воды. |
Фронтальная беседа |
2. |
|
Вода – универсальный растворитель |
Растворимость веществ в воде. Растворы. Минеральная вода. Морская вода. Практическая работа № 2. Изучение состава минеральной воды |
Растворитель, растворы, растворимость. Соли. |
3 |
Проводить наблюдения, эксперимент. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы. Работать в группах. |
Практическая работа |
3. |
|
Удивительный мир кристаллов |
Кристаллы в природе. Выращивание кристаллов.
Практическая работа № 3. Выращивание кристаллов в домашних условиях |
Кристалл, кристаллизация, раствор, нагревание |
2 |
Проводить наблюдения, эксперимент. Работать в группах и самостоятельно. Выращивать кристаллы. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы. |
Практическая работа
|
3 класс 8 часов
Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»
№ п/п |
Даты |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
Кол. часов |
УУД |
Формы контроля |
1. |
|
Вода на службе человека |
Состояние воды, пригодной для использования человеком для питья. Вода – сырьё для промышленности. Вода и жизнь растений. Бережное отношение к природным богатствам. Музей воды. Год воды
Конкурс плакатов «Берегите воду!» Экскурсия на предприятие «Янтарный Айсберг» |
Сырьё, промышленность, сельское хозяйство, экономное расходование воды. |
3-4 |
Наблюдать объекты. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (экскурсий, энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. Характеризовать значение воды для человека и животного мира. |
Отчёт по итогам экскурсии Конкурс |
2. |
|
Источники загрязнения воды и способы её очистки |
Источники загрязнения воды и способы её очистки.
Практическая работа № 4. Способы разделения смесей. Практическая работа № 5. Фильтрация воды.
|
Смеси и способы их разделения. Дистилляция. Фильтрация воды. Фильтры для очистки воды. Питьевой режим школьника |
3 |
Проводить наблюдения, эксперимент. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы. Приводить примеры смесей, способов их разделения. Характеризовать питьевой режим школьника. |
Практическая работа |
3. |
|
Городская водоочистительная станция |
Практическая работа № 6. Составление схемы городской водоочистительной станции |
Фильтрование, отстаивание, хлорирование, озонирование, аппаратура |
1 |
Проводить наблюдения, эксперимент. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы. Характеризовать различные способы очистки воды. |
Практическая работа |
4 класс 8 часов
Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»
№ п/п |
Даты |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
Кол. часов |
УУД |
Формы контроля |
1. |
|
Водоём – единство живой и неживой природы |
Водоёмы и их разнообразие. Состояние воды в водоёмах: контроль и охрана. Водоёмы Калининградской области. Балтийское море. Фонтаны нашего города. Петродворец. Петергоф Практическая работа № 6. Жизнь водоёма (магнитный плакат, экскурсия) Проекты «Водоёмы нашего края», «Фонтаны нашего города». |
Животный и растительный мир водоёма. Флора, фауна. Фонтаны |
5 |
Находить дополнительную информацию о них с помощью различных информационных источников. Наблюдать объекты. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (экскурсий, энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. |
Практическая работа
Защита проектов |
2. |
|
Водные ресурсы Калининградской области |
Эстетическое и оздоровительное значение водных ресурсов. Проект «Вода – богатство природы» Практическая работа № 7. Работа с картой Калининградской области |
Эстетика, здоровье, водные ресурсы, курортная зона. |
2 |
Характеризовать водные ресурсы нашего края. Определять их значение для жителей области. Находить на карте области водные объекты. |
Защита проектов |
3. |
|
Вода, человек, история |
Музеи воды Москвы и Санкт – Петербурга. 2003 год – международный год пресной воды. Конкурс «Вода, кругом вода…»
|
Пресная вода |
1 |
Характеризовать роль воды для природы и человека. Объяснять значение пресной воды. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов. |
Конкурс - игра |
1 класс 7 часов
Музей песка «Сокровище под ногами»
№ п/п |
Даты |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
Кол. часов |
УУД |
Формы контроля |
1. |
|
Песок – полезное ископаемое |
Состав песка. Минералы. Горные породы. Месторождение песков в калининградской области.
Практическая работа № 1. Изучение образцов песка. Коллекция «Горные породы и минералы» Практическая работа № 2. Месторождения песков и гравия на карте области |
Минерал, горная порода, месторождение, карта |
3-4 |
Проводить наблюдения, эксперимент. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы. Работать с картой: показывать месторождения песков. |
Практическая работа
|
2. |
|
Гравий. Камень |
Гравий. Камень – булыжник. Каменный век.
Практическая работа № 3. Изучение свойств мрамора и камня |
Гравий, каменный век
|
2 |
Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы. Сравнивать и различать природные объекты, их свойства. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения и исследования. |
Практическая работа |
3. |
|
Песок и время |
Песочные часы, пустыни, песчаные бури Конкурс рисунков Проект «Пески нашей области» (создаём коллекцию) |
Песочные часы |
1
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов. |
Конкурс Защита проектов |
2 класс 9 часов
Музей песка «Сокровище под ногами»
№ п/п |
Даты |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
Кол. часов |
УУД |
Формы контроля |
1. |
|
Загадочный мир песчаных дюн |
Дюны, история и современность. Куршская коса. Вислинская коса. Балтийская коса.
Экскурсия на Куршскую косу Фото – проект «Пустыня в центре Европы»
|
Дюна, заповедник, заказник |
2
3-4 |
Наблюдать объекты. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (экскурсий, энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. |
Отчёт по итогам экскурсии
|
2. |
|
Охрана природных богатств |
Правила поведения на природе. Проблема сохранения дюн.
Экскурсия в областной историко-краеведческий музей |
Укрепление дюн |
2 |
Наблюдать объекты. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. Анализировать, делать выводы. |
Отчёт по итогам экскурсии
|
3. |
|
Мой край. Моё море |
Презентация «Наш край» Конкурс рисунков |
|
1 |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Готовить рассказ о наблюдаемых явлениях и объектах. |
Конкурс |
3 класс 8 часов
Музей песка «Сокровище под ногами»
№ п/п |
Даты |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
Кол. Часов |
УУД |
Формы контроля |
1. |
|
Песок – сырьё для производства стекла |
Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Состав сырья для производства стекла. |
Сырьё, шихта |
2 |
Объяснять, что такое сырьё. Характеризовать состав сырья для производства стекла. |
Фронтальная беседа |
2. |
|
Стекло |
Стекло. История стекла. Виды стекла, использование. Производство стекла. Профессия – стеклодув
Проект «Музей стекла» (создаём) Практическая работа № 5. Коллекция «Стекло. Виды стекла» |
Хрусталь, стеклодув |
4 |
Называть виды стекла. Приводить примеры различных видов стекол. Наблюдать объекты. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. Готовить рассказ для защиты домашнего проекта. |
Защита проектов
Практическая работа |
3. |
|
Предприятия по производству стекла |
Гусь – Хрустальный завод по производству стекла (итоги проекта «Мы – россияне») Дятьковский хрустальный завод А что у нас? |
Хрусталь |
2 |
Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. |
Фронтальная беседа |
4 класс 6 часов
Музей песка «Сокровище под ногами»
№ п/п |
Даты |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
Кол. часов |
УУД |
Формы контроля |
1. |
|
Камень в искусстве |
Использование камня в искусстве. Камень в облике города. Памятные места нашего города, связанные с применением камня. Экскурсия по городу Фото – проект «Памятные места Калининграда» Практическая работа № 4. Рисунок на камне |
Искусство, памятники |
3 |
Называть памятные места города. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Готовить рассказ.
|
Практическая работа
Отчёт по итогам экскурсии (оформление таблицы) Защита проектов |
2. |
|
Песок в искусстве |
Картины из песка Знакомство с работами художников (Симонова Ксения, Украина) Практическая работа № 5. Изготовление подарков из природного материала |
Художник, творчество, анимация. |
2 |
Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Обсуждать увиденное, высказывать свое мнение, выражать свои чувства. |
Практическая работа
|
3. |
|
Песок в медицине |
Методы лечения с использованием песка и других природных материалов |
Методы лечения |
1 |
Приводить примеры использования песка в медицине. Рассказывать о своем жизненном опыте лечения. |
Фронтальная беседа |
1 класс 7 часов
Музей глины «Черепичный край…»»
№ п/п |
Даты |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
Кол. часов |
УУД |
Формы контроля |
1. |
|
Глина – природный материал |
История. Состав глин. Месторождения глин в нашей области. Уникальные калининградские глины, их качественные характеристики Практическая работа № 1. Месторождения глины на карте области Практическая работа № 2. Сравнение свойств песка и глины |
Состав глины, месторождения глины |
2 |
Практическая работа с картой: показывать месторождения глины на карте области. Характеризовать свойства глины. Работать в группах, проводить наблюдения и исследования. Делать выводы, анализировать наблюдаемые явления и объекты. |
Практическая работа |
2. |
|
Глина в косметологии и медицине. |
Какие бывают глины, их лечебные свойства. Спа-салоны Практическая работа № 3. Ознакомление с образцами косметических глин |
Разновидности глин, их применения. |
2 |
Приводить примеры использования глины в косметологии, медицине. Делать выводы, анализировать наблюдаемые явления и объекты. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения и исследования. |
Практическая работа
Фронтальная беседа |
3. |
|
Глина – сырьё для керамической промышленности |
Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Искусство приготовления глиняного сырья |
Глиняное сырьё, керамическая промышленность |
2 |
Объяснять, что такое сырьё. Характеризовать состав сырья для производства керамических изделий. |
Фронтальная беседа |
2 класс 7 часов
Музей глины «Черепичный край…»»
№ п/п |
Даты |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
Кол. часов |
УУД |
Формы контроля |
1. |
|
Керамическая промышленность |
История
и современность. Виды керамики. Инструменты и приспособления. Фарфор. Д.И.Виноградов Проект «Музей керамики» |
Гончарный
круг |
4 |
Работать в группах, готовить рассказ о керамических изделиях своего дома. Называть виды керамики, инструменты, приемы отделки глины. |
Защита проектов |
2. |
|
Традиция глиняных игрушек |
Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Игрушки-свистульки |
Игрушки-свистульки |
1 |
Работать с информацией из различных источников, обсуждать полученные сведения, делать выводы. |
Фронтальная беседа |
3. |
|
Работа с глиной |
Что нужно для работы с глиной? Арт-терапи́я Практическая работа № 4. Лепим из глины |
Арт-терапи́я — метод психотерапии посредством художественного творчества |
2 |
Работать в группах и самостоятельно. Обсуждать увиденное, высказывать свое мнение, выражать свои чувства. Изготавливать наглядные пособия из глины |
Практическая работа |
3 класс 8 часов
Музей глины «Черепичный край…»»
№ п/п |
Даты |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
Кол. часов |
УУД |
Формы контроля |
1. |
|
Строительные материалы |
Керамический кирпич, керамическая черепица – строительные материалы. |
Керамика, кирпич, черепица |
1 |
Называть различные строительные материалы, характеризовать их свойства и области применения. |
|
2. |
|
Строительные традиции Европы и Кёнигсберга
|
Строительные традиции Европы и Кёнигсберга. Практическая работа № 5. Работа с фотоматериалами |
Неоготика |
1 |
Работать с информацией: извлекать необходимую информацию. Обсуждать полученные сведения, делать выводы. |
Практическая работа |
3. |
|
Архитектурные памятники нашего края |
Форты, крепостные и «гражданские» ворота. Причины разрушения архитектурных памятников. Улица Комсомольская, архитектура и история. Экскурсия по лице Комсомольской Проект «Наша Комсомольская улица» Практическая работа № 6. Составление опорного конспекта «Королевские ворота» Проект «Керамические материалы, или назад в прошлое за красотой и здоровьем» Проект «Облик Калининграда»
|
Архитектура, форты, крепостные ворота |
6 |
Работать с информацией: извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Готовить сообщения, доклады, справочную информацию. Обсуждать полученные сведения. Характеризовать состояние архитектурных памятников Калининграда, объяснять причины их разрушения. |
Практическая работа Защита проектов Отчёт по итогам экскурсии |
4 класс 7 часов
Музей глины «Черепичный край…»»
№ п/п |
Даты |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
Кол. часов |
УУД |
Формы контроля |
1. |
|
Керамика и археология |
Керамические изделия – самые распространённые находки археологов Практическая работа № 7. Работа с фотоматериалом и другими источниками |
Археология |
2 |
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Делать выводы о важности археологических находках. |
Практическая работа |
2. |
|
Глинолитка. Кирпич-саман |
Глинолитка, кирпич-саман |
Глинолитка, кирпич-саман |
1 |
Различать понятия глинолитка и кирпич – саман |
Фронтальная беседа |
3. |
|
Гжельские глины |
Гжельские глины. Гжель — один из центров производства керамики. |
Гжель |
2 |
Характеризовать гжельских свойства глин и изделий из них |
Фронтальная беседа |
4. |
|
Звуки земли |
Окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Окарина и видеоигры. Практическая работа № 8. В музыкальном салоне (работа со словами- символами при прослушивании музыкальных произведений, выражение чувств с помощью рисунка) |
Окари́на |
2 |
Работать в группах и самостоятельно. Объяснять смысл своих рисунков и слов-символов |
Практическая работа |
1 класс 7 часов
Музей янтаря «Богатство «голубой земли»
№ п/п |
Даты |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
Кол. часов |
УУД |
Формы контроля |
1. |
|
Янтарь – природный материал |
Янтарь – природный материал. Состав и свойства янтаря. Практическая работа № 1. Изучение свойств янтаря (электризация, горение) |
Янтарь - смола |
2 |
Исследовать на основе опыта свойства янтаря. Характеризовать его свойства. |
Практическая работа |
2. |
|
Золото Балтики |
Янтарь – главное природное богатство нашей области. Месторождения янтаря и его запасы в области. Практическая работа № 2. Месторождения янтаря на карте мира |
Месторождение |
2 |
Практическая работа с картой: нанесение месторождений янтаря на карте мира |
Практическая работа |
3. |
|
Добыча янтаря |
Добыча янтаря. Калининградский янтарный комбинат. Изделия из янтаря. Экскурсия в Калининградский Музей янтаря Экскурсия в п. Янтарный |
Янтарная кислота |
3-4 |
Наблюдать объекты в ходе экскурсии в Музей Янтаря. Работать с информацией. Описывать применение янтаря в хозяйстве. Задавать учителю познавательные вопросы. |
Отчёт по итогам экскурсии |
2 класс 6 часов
Музей янтаря «Богатство «голубой земли»
№ п/п |
Даты |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
Кол. Часов |
УУД |
Формы контроля |
1. |
|
Янтарь. История |
История янтаря. Экскурсия в Калининградский Музей янтаря Практическая работа № 3. Ознакомление с литературными источниками |
Янтароносные хвойные деревья, смола |
2-3 |
Наблюдать объекты в ходе экскурсии. Задавать учителю познавательные вопросы. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Готовить рассказ о наблюдениях во время экскурсии. |
Практическая работа Отчёт по итогам экскурсии |
2. |
|
Янтарь. Магия янтаря |
Календарь камней. Магия камней, свойства камней. Амулеты, талисманы Практическая работа № 4. Составления календаря камней |
Магия, свойства камней. Гороскоп и камни |
1 |
Характеризовать магические свойства камней. Работать в группах и самостоятельно, готовить рассказ о свойствах камней и связи их с гороскопом |
Практическая работа |
3. |
|
Инклюзы. О чём могут поведать инклюзы? |
Что такое инклюз? Историческая ценность инклюзов. Практическая работа № 5. Рассмотрение инклюзов |
Инклюзы |
1 |
Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты. Характеризовать особенности инклюзов. |
Практическая работа |
4. |
|
Янтарь в стихах калининградских поэтов |
Янтарь в стихах калининградских поэтов Практическая работа № 6. Работа с литературными источниками |
|
1 |
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Анализировать стихи, высказывать свое мнение о прочитанном. |
Практическая работа |
3 класс 6 часов
Музей янтаря «Богатство «голубой земли»
№ п/п |
Даты |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
Кол. Часов |
УУД |
Формы контроля |
1. |
|
Бел-горюч камень алатырь…
|
Янтарь – электрон. Янтарь – алатырь. Легенды. Сказки Янтарь на языке народов мира. Практическая работа № 7. Ознакомление с литературными источниками |
Электрон. Алатырь. Легенда
|
2 |
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников, готовить сообщения и обсуждать их в классе. |
Практическая работа |
2. |
|
Целебные свойства янтаря
|
Влияние янтаря на организм человека, применение в лечении различных заболеваний. Янтарная пирамида Экскурсия в п. Янтарный Практическая работа № 8. Ознакомление с образцами янтаря |
Янтарная пирамида
|
2-3 |
Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты.
|
Практическая работа Отчёт по итогам экскурсии |
3. |
|
Янтарная кислота, её применения.
|
Янтарная кислота. Области её применения.
Практическая работа № 9. Ознакомление с образцами янтарной кислоты |
Кислота |
1 |
Описывать свойства кислот. Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты. Называть области применения янтарной кислоты. |
Практическая работа |
4 класс 6 часов
Музей янтаря «Богатство «голубой земли»
№ п/п |
Даты |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
Кол. Часов |
УУД |
Формы контроля |
1. |
|
Янтарная комната |
История янтарной комнаты. Реставрация янтарной комнаты. Практическая работа № 10. Ознакомление с литературными источниками
|
Реставрация |
2 |
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников, готовить сообщения и обсуждать их в классе. |
Практическая работа
|
2. |
|
Золото Балтики |
Проект «Золото Балтики» Фотоконкурс, конкурс рисунков «Янтарный город». Создание музея янтаря |
|
2-3 |
Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты. Готовить рассказ, задавать вопросы, обсуждать полученную информацию. Оформлять работы для конкурса. |
Защита проекта |
3. |
|
Янтарь: история и современность… |
Конкурс знатоков «Золото Балтики» |
|
1 |
Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты. |
Конкурс - игра |
Приложение
Материал программы был использован для организации летнего профильного лагеря.
Летняя школа «Звёздный городок»
Клуб «Звёзды естествознания»
Проект «Выжить любой ценой»
Лаборатория юных геологов. Проект «Музей под ногами»
n Песок, глина, камень, земля, янтарь…
Готовим рыбу на костре, в глине и песке.
Обмазать тушку рыбы глиной слоем 3–4 см и на 25–30 минут завалить горячими углями, сверху развести огонь. Готовую рыбу чистить не придется, так как чешуя отваливается вместе с глиной.
Рыба, печенная в песке (земле). На холмике песка развести костер. Рыбу очистить, выпотрошить, промыть и присолить. Внутрь ее положить немного лука, перца, лаврового листа, завернуть в чистую бумагу (лучше всего в чистую белую тряпицу, пропитанную маслом) и зарыть в песок. Опять развести костер.
Во время голода едой могут стать самые необычные вещи, даже простая земля под ногами будет вкусной, если совсем нечего есть. Поэтому ничего удивительного нет в том, что существует несколько народностей, которые включают землю в свой рацион.
Так на Гаити делают одно из основных блюд на столах бедняков – печенье из грязи. Самая натуральная грязь вперемешку с солью и обрезками овощей готовится прямо на жарком гаитянском солнышке.
В древних летописях упоминается не только о земле и глине, но и различных горных породах, которые употреблялись в пищу, помогали при различных заболеваниях, утоляли жажду.
В Средние века в муку добавляли песок, мел, гипс. А тальк до сих пор часто добавляют при производстве конфет – он безвреден для человека, придает тянучкам мягкость и пластичность.
Глина как лекарство
И в зависимости от цвета глину применяют при лечении различных болезней. Например, при острых состояниях рекомендуется красная глина, а при хронических – голубая.
Использование камня вместо ножа
Найти подходящий заостренный камень — сложнейшая задача: в лесу такие практически не встречаются. Если нашел, то такой нож, хоть примитивный и неудобный, но им можно отсечь ветку с дерева.
Избавиться от боли в боку, поискав круглый камень. Боль в боку стихнет, когда человек остановится, отдышится и сделает пару-тройку наклонов.
Янтарная ароматерапия
При нагревании янтаря выше определенной температуры и при трении в первую очередь покидают янтарь летучие вещества: ароматические углеводороды. При этом появляется специфический запах янтарной смолы, которая благотворно влияет при заболеваниях дыхательной системы, в том числе при насморке, ларингите, трахеите, бронхите, пневмонии и даже при астме и туберкулёзе.
Целебные свойства янтаря в данном случае связаны с вдыханием отрицательных ионов, стимулирующих обменные процессы, способствуя снятию спазмов, улучшению кровообращения, ликвидации отёков и воспалений, и прямого бактерицидного действия на микробы в дыхательных путях и в лёгких.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.