Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы
Оценка 5

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Оценка 5
Разработки курсов
doc
естествознание
1 кл—4 кл
19.01.2020
Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы
Цель изучения курса «Музей под ногами»: формирование естественнонаучной картины мира на основе краеведческого материала, осознание места человека в этом мире; развитие у учащихся личного опыта общения с природой, взрослыми людьми и сверстниками. Значение курса «Музей под ногами» состоит в том, что на основе изучения природного материала своего родного края школьники овладевают практико-ориентированными знаниями, происходит развитие их экологической культуры. Учащиеся приобретают умения использовать разные методы познания окружающего мира, соблюдать правила поведения в природе и бережного отношения к ее богатствам. Курс способствует формированию эмоционально-положительного отношения к природе, знакомит учащихся с началами естественных наук. Основные содержательные линии курса «Музей под ногами» представлены следующими блоками: «Музей воды «Вода знакомая и неизвестная» (31 час), «Музей песка «Сокровище под ногами» (30 часов), «Музей глины «Черепичный край…» (29 часов), «Музей янтаря «Богатство «голубой земли» (25 часов); всего 115 часа. Формы работы: изучение материала проводится с использованием урочной системы обучения, практических занятий, проектных технологий, методов исследовательской деятельности, игровых технологий, музейной технологии, с привлечением библиотечных фондов гимназии. Программа имеет блочную структуру и рассчитана на 115 часа за 4 года обучения. Данный курс реализуется с участием социальных партнёров: учреждением дополнительного образования «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма», Музей Мирового Океана, что позволяет учитывать различные интересы и возрастные особенности учащихся. Экскурсионная программа курса может охватывать всё музейное пространство г. Калининграда и области.
Материал программы Сытенкова В.Н..doc

Аннотация

Сытенкова В.Н., учитель химии, МАОУ гимназия №40, г.  Калининград.

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению

«Музей под ногами» для учащихся начальной школы

 

Цель изучения курса «Музей под ногами»: формирование естественнонаучной картины мира на основе краеведческого материала, осознание места человека в этом мире; развитие у учащихся личного опыта общения с природой, взрослыми людьми и сверстниками.

Значение курса «Музей под ногами» состоит в том, что на основе изучения природного материала своего родного края школьники овладевают практико-ориентированными знаниями, происходит развитие их экологической культуры. Учащиеся приобретают умения использовать разные методы познания окружающего мира, соблюдать правила поведения в природе и бережного отношения к ее богатствам. Курс способствует формированию эмоционально-положительного отношения к природе, знакомит учащихся с началами естественных наук.

Основные содержательные линии курса «Музей под ногами» представлены следующими блоками: «Музей воды «Вода знакомая и неизвестная» (31 час), «Музей песка «Сокровище под ногами» (30 часов), «Музей глины «Черепичный край…» (29 часов), «Музей янтаря «Богатство «голубой земли» (25 часов); всего 115 часа.

Формы работы: изучение материала проводится с использованием урочной системы обучения, практических занятий, проектных технологий, методов исследовательской деятельности, игровых технологий, музейной технологии, с привлечением библиотечных фондов гимназии.

Программа имеет блочную структуру и рассчитана на 115 часа за 4 года обучения.

Данный курс реализуется с участием социальных партнёров: учреждением дополнительного образования «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма», Музей Мирового Океана, что позволяет учитывать различные интересы и возрастные особенности учащихся.

Экскурсионная программа курса может охватывать всё музейное пространство г. Калининграда и области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Калининграда   гимназия № 40 имени Ю.А. Гагарина

 

 

 

 

 

 

 

Программа курса внеурочной деятельности

по естественно-научному краеведению

«Музей под ногами»

для учащихся начальной школы

 

 

Автор:

Сытенкова В.Н.,

учитель химии.

 

 

 

 

 

Калининград, 2019

 

 

Пояснительная записка

 

Общая характеристика курса

 

Данный курс по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» рассчитан на учащихся 1-4-х классов и имеет ярко выраженный интегративный характер. Соединяет природоведческие, географические, исторические и литературные знания, дает возможность познакомиться, в первую очередь, с естественными науками.

 

Актуальность программы

 

В процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения исследовательская деятельность учащихся играет ведущую роль и способствует формированию у детей активной, самостоятельной позиции в обучении, готовности к саморазвитию, социализации.

 

Концепция курса базируется на следующих идеях:

 

·        формирование представлений о материальных основах окружающего мира, о роли естественных наук в становлении материального мира;

·        усиление связи изучаемых предметов с жизнью, опытом и знаниями учащихся;

·        формирование представлений о значимости знаний естественнонаучного цикла и дальнейшего использования полученных знаний;

·        введение регионального компонента, изучение учебного материала на основе краеведческого материала.

 

Цель изучения курса «Музей под ногами»: формирование естественно-научной картины мира на основе краеведческого материала, осознание места человека в этом мире; развитие у учащихся личного опыта общения с природой, взрослыми людьми и сверстниками.

 

Личностными результатами изучения курса «Музей под ногами» являются:

·       осознание себя членом общества;

·       принятие общечеловеческих ценностей, формирование этических чувств, культура взаимоотношений с окружающим миром.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Музей под ногами» являются:

·       способность регулировать собственную деятельность, связанную с познанием окружающего мира;

·       способность осуществлять информационный поиск;

·       способность работать с объектами окружающего мира;

·       осознание правил поведения и норм взаимодействия с людьми.

 

Предметными результатами изучения курса «Музей под ногами» являются:

·       усвоение первоначальных сведений об особенностях объектов и явлений окружающего мира:

·       владение понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования;

·       умение наблюдать, исследовать объекты и явления окружающего мира; выделять особенности природных объектов, описывать их свойства.

 

Значение курса «Музей под ногами» состоит в том, что на основе изучения природного материала своего родного края школьники овладевают практико-ориентированными знаниями, происходит развитие их экологической культуры. Учащиеся в ходе изучения курса приобретают умения использовать разные методы познания окружающего мира, соблюдать правила поведения в природе и бережного отношения к ее богатствам. Курс способствует формированию эмоционально-положительного отношения к природе, знакомит учащихся с началами естественных наук.

 

Основные содержательные линии курса «Музей под ногами» представлены следующими блоками: «Музей воды «Вода знакомая и неизвестная» (31 час), «Музей песка «Сокровище под ногами» (30 часов), «Музей глины «Черепичный край…» (29 часов), «Музей янтаря «Богатство «голубой земли» (25 часов); всего 115 часа.

 

Оценивание   промежуточных результатов происходит по выполненным критериям.

·       Участие в практических занятиях, проектах, конкурсах.

·       Представление творческого отчёта (рисунок, эссе, фото и т.п)

·       Отчёт по итогам экскурсии.

·       Выполнение различных заданий на уроке.

·       Самооценка и рефлексия.

 При положительных результатах курс считывается пройденным.

 По окончанию курса выставляется отметка –  зачёт\незачёт.

 

Оценка результативности профильного курса

 

Показателями результативности программы могут служить:

·       увеличение количества и качества ученических творческих, проектных и исследовательских работ среди младших школьников;

·       участие гимназистов в конкурсах по естественнонаучному направлению;

·       практическая включенность детей в эколого-краеведческую деятельность школы и региона.

Формы работы: изучение материала проводится с использованием урочной системы обучения, практических занятий, проектных технологий, методов исследовательской деятельности, игровых технологий, музейной технологии, с привлечением библиотечных фондов гимназии.

Место в учебном плане.  Программа имеет блочную структуру и рассчитана на 115 часа за 4 года обучения.

 

Данный курс реализуется с участием социальных партнёров: учреждением дополнительного образования «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма», Музей Мирового Океана, что позволяет учитывать различные интересы и возрастные особенности учащихся.

Экскурсионная программа курса может охватывать всё музейное пространство г. Калининграда и области.

 

Тема блока

Всего часов

Возрастная категория/

класс

всего часов по блокам

Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»

8

1

31

Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»

7

2

Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»

8

3

Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»

8

4

Музей песка «Сокровище под ногами»

7

1

30

Музей песка «Сокровище под ногами»

9

2

Музей песка «Сокровище под ногами»

8

3

Музей песка «Сокровище под ногами»

6

4

Музей глины «Черепичный край…»»

7

1

29

Музей глины «Черепичный край…»»

7

2

Музей глины «Черепичный край…»»

8

3

Музей глины «Черепичный край…»»

7

4

Музей янтаря «Богатство «голубой земли»

7

1

25

Музей янтаря «Богатство «голубой земли»

6

2

Музей янтаря «Богатство «голубой земли»

6

3

Музей янтаря «Богатство «голубой земли»

6

4

Всего часов за 4 года реализации курса

115 часов

115

 

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на  занятиях, относятся: компьютер,  цифровой микроскоп, цифровая  лаборатория LabQvest 2 (датчики  химических и биологических показателей)  цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.

 

Основное содержание курса

 

Блок № 1. Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов.

Кинолекторий «Путешествие капли воды». Экскурсия в музей Мирового океана

Вода и её легко определяемые свойства.

Практическая работа № 1. Изучение свойств воды

Агрегатные состояния воды. Проект «Эта многоликая вода!»

Состав воды. Структура воды. Память воды Растворимость веществ в воде. Растворы. Минеральная вода. Морская вода.

Практическая работа № 2. Изучение состава минеральной воды

Кристаллы в природе. Выращивание кристаллов.

Практическая работа № 3. Выращивание кристаллов в домашних условиях

Состояние воды, пригодной для использования человеком для питья. Вода – сырьё для промышленности. Вода и жизнь растений.  Бережное отношение к природным богатствам. Музей воды. Год воды.

Конкурс плакатов «Берегите воду!»

Экскурсия на предприятие «Янтарный Айсберг»

Источники загрязнения воды и способы её очистки.

Практическая работа № 4. Способы разделения смесей.

Практическая работа № 5. Фильтрация воды.

Практическая работа № 6. Составление схемы городской водоочистительной станции

Водоёмы и их разнообразие. Состояние воды в водоёмах: контроль и охрана. Водоёмы Калининградской области. Балтийское море. Фонтаны нашего города. Петродворец. Петергоф.

Практическая работа № 6. Жизнь водоёма (магнитный плакат, экскурсия)

Проекты «Водоёмы нашего края», «Фонтаны нашего города».

Практическая работа № 7. Работа с картой Калининградской области

Эстетическое и оздоровительное значение водных ресурсов.

Проект «Вода – богатство природы»

Музеи воды Москвы и Санкт – Петербурга. 2003 год – международный год пресной воды.

Конкурс «Вода, кругом вода…»

 

Блок № 2. Музей песка «Сокровище под ногами»

Состав песка. Минералы. Горные породы. Месторождение песков в калининградской области.

Практическая работа № 1. Изучение образцов песка. Коллекция «Горные породы и минералы»

Практическая работа № 2. Месторождения песков и гравия на карте области

Гравий. Камень – булыжник. Каменный век.

Практическая работа № 3. Изучение свойств мрамора и камня

Песочные часы, пустыни, песчаные бури

Конкурс рисунков. Проект «Пески нашей области» (создаём коллекцию)

Дюны, история и современность. Куршская коса. Вислинская коса. Балтийская коса.

Экскурсия на Куршскую косу. Фото – проект «Пустыня в центре Европы»

Правила поведения на природе. Проблема сохранения дюн.

Экскурсия в областной историко-краеведческий музей

Презентация «Наш край». Конкурс рисунков.

Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Состав сырья для производства стекла. Стекло. История стекла. Виды стекла, использование. Производство стекла. Профессия – стеклодув

Проект «Музей стекла» (создаём). Практическая работа № 5. Коллекция «Стекло. Виды стекла».

Гусь – Хрустальный завод по производству стекла (итоги проекта «Мы – россияне»)

Дятьковский хрустальный завод. А что у нас?

Использование камня в искусстве. Камень в облике города. Памятные места нашего города, связанные с применением камня.

Экскурсия по городу. Фото – проект «Памятные места Калининграда».

Практическая работа № 4. Рисунок на камне

Картины из песка. Знакомство с работами художников (Симонова Ксения, Украина)

Практическая работа № 5. Изготовление подарков из природного материала.

Методы лечения с использованием песка и других природных материалов.

 

Блок № 3. Музей глины «Черепичный край…»

История. Состав глин. Месторождения глин в нашей области. Уникальные калининградские глины, их качественные характеристики

Практическая работа № 1. Месторождения глины на карте области

Практическая работа № 2. Сравнение свойств песка и глины

Какие бывают глины, их лечебные свойства.

Практическая работа  № 3. Ознакомление с образцами косметических глин

Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Искусство приготовления глиняного сырья. История и современность. Виды керамики. Инструменты и приспособления. Гончарный круг. Приемы и способы отделки глины. Фарфор. Д.И.Виноградов

Проект «Музей керамики»

Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Игрушки-свистульки. Что нужно для работы с глиной?

Арт-терапи́я 

Практическая работа № 4. Лепим из глины

Керамический кирпич, керамическая черепица – строительные материалы.

Строительные традиции Европы и Кёнигсберга.

Практическая работа № 5. Работа с фотоматериалами

Форты, крепостные и «гражданские» ворота. Причины разрушения архитектурных памятников. Улица Комсомольская, архитектура и история.

Экскурсия по улице Комсомольской. Проект «Наша Комсомольская улица»

Практическая работа № 6. Составление опорного конспекта «Королевские ворота»

Проект «Керамические материалы, или назад в прошлое за красотой и здоровьем»

Проект «Облик Калининграда»

Керамические изделия – самые распространённые находки археологов

Практическая работа № 7. Работа с фотоматериалом и другими источниками

Глинолитка, кирпич-саман. Гжельские глины. Гжель — один из центров производства керамики. Окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Окарина и видеоигры.

Практическая работа № 8. В музыкальном салоне (работа со словами символами при прослушивании музыкальных произведений)

 

Блок № 4. Музей янтаря «Богатство «голубой земли»

Янтарь – природный материал. Состав и свойства янтаря.

Практическая работа № 1. Изучение свойств янтаря (электризация, горение)

Янтарь – главное природное богатство нашей области. Месторождения янтаря и его запасы в области.

Практическая работа № 2. Месторождения янтаря на карте мира

Добыча янтаря. Калининградский янтарный комбинат. Изделия из янтаря.

Экскурсия в Калининградский Музей янтаря. Экскурсия в п. Янтарный

История янтаря.  Экскурсия в Калининградский Музей янтаря

Практическая работа № 3. Ознакомление с литературными источниками

Календарь камней. Магия камней, свойства камней. Амулеты, талисманы

Практическая работа № 4. Составления календаря камней

Что такое инклюз? Историческая ценность инклюзов.

Практическая работа № 5. Рассмотрение инклюзов

Янтарь в стихах калининградских поэтов

Практическая работа № 6. Работа с литературными источниками

Янтарь – электрон. Янтарь – алатырь. Легенды. Сказки. Янтарь на языке народов мира.

Практическая работа № 7. Ознакомление с литературными источниками

Влияние янтаря на организм человека, применение в лечении различных заболеваний. Янтарная пирамида

Экскурсия в п. Янтарный

Практическая работа № 8. Ознакомление с образцами янтаря

Янтарная кислота. Области её применения.

Практическая работа № 9. Ознакомление с образцами янтарной кислоты

История янтарной комнаты. Реставрация янтарной комнаты.

Практическая работа № 10. Ознакомление с литературными источниками

Проект «Золото Балтики». Фотоконкурс, конкурс рисунков. Создание музея янтаря

Конкурс знатоков «Золото Балтики»

Литература

 

1.     Рудольф Буруковский. О чём поют ракушки. - Калининградское книжное издательство, 1977.

2.     Буруковский Рудольф, Подольская Марина. О чём поют ракушки. - «Kazan-Казань», 2013.

3.     Буруковская Т. Г. Этот удивительный песок. - Калининградское книжное издательство, 1983.

4.     Буруковская Т.Г. Занимательное краеведение. - Калининград, 1989. -191.

5.     Ваулина В.Д. Наш край: Калинингр. обл.: Пособие по краеведению для учащихся нач. кл. общеобразоват. шк. – Калининград: Кн. Изд-во, 1988. -167.

6.     П.П. Кучерявый, Г.М. Федоров. География Калининградской области. Пособие по краеведению для учащихся средней школы. Калининградское книжное издательство, 1989.

7.     Литвин В.М. и др. Калининградская область. Природные ресурсы. - Калининград: Янтар. Сказ, 1999. -189с.

8.     Медведев. В.А. Алексеев. Ф.Е. Природа Калининградской области. Ключевые природные комплексы. Особо охраняемые природные территории: [справочное пособие]. – Калининград, 2014.

9.      Медведев В.А., Алексеев Ф.Е. Природа Калининградской области. Ландшафты. Особо охраняемые природные территории: [справочное пособие]/сост.: Калининград, 2014.

10.  Пичугин Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни», М.: Изд. «Аркти», 2000.180с.

11.  Самкова, В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М.: Академкнига/учебник, 2011.  46 с.

12.  Штремплер Г.И. «Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория», книга для учащихся. – М.: Просвещение. 1996.  120 с.

13.  Шульгин Г.Б. «Химия для всех», М.: «Знание», 1987. 30 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование курса «Музей под ногами»

1 класс 8 часов

Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»

№ п/п

 

Даты

 

Тема

 

Основное содержание

 

Основные

понятия

 

Кол. часов

 

УУД

 

Формы контроля

1.

 

Вода – богатство природы

Вода в природе. Круговорот воды в природе.

Значение воды для живых организмов.

 

Кинолекторий «Путешествие капли воды»

Экскурсия в музей Мирового океана

Распространённость воды в природе. Запасы пресной воды. Вода в организме человека.

3-4

Наблюдать объекты. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (экскурсий, энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. Характеризовать значение воды для человека.

Отчёт по итогам экскурсии

в музей

2.

 

Свойства воды

Вода и её легко определяемые свойства воды.

 

Практическая работа № 1. Изучение свойств воды

Текучесть, цвет, запах, сохранение объёма и не сохранения формы.

2

Проводить наблюдения, исследования. Работать в группах. Характеризовать свойства воды. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы.

Практическая работа

3.

 

Три состояния воды

Агрегатные состояния воды.

 

Проект «Эта  многоликая вода!»

Газ, жидкость, твёрдое вещество.

Облака. Снежинки. Иней. Наст. Айсберги.

2

Характеризовать состояния воды, различать их. Приводить примеры состояний воды в природе.

Защита проектов

 

 

2 класс 7 часов

Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»

№ п/п

 

Даты

 

Тема

 

Основное содержание

 

Основные

понятия

 

Кол. часов

 

УУД

 

Формы контроля

1.

 

Вода – природный минерал

Состав воды. Структура воды. Память воды

Водород, кислород.

Атомы. Структура воды

2

Характеризовать состав и структуру воды. Объяснять, что такое память воды.

Фронтальная беседа

2.

 

Вода – универсальный растворитель

Растворимость веществ в воде. Растворы. Минеральная вода. Морская вода.

Практическая работа № 2. Изучение состава минеральной воды

Растворитель, растворы, растворимость. Соли.

3

Проводить наблюдения, эксперимент. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы.

Работать в группах.

Практическая работа

3.

 

Удивительный мир кристаллов

Кристаллы в природе. Выращивание кристаллов.

 

 Практическая работа № 3.

Выращивание кристаллов в домашних условиях

Кристалл, кристаллизация, раствор, нагревание

2

Проводить наблюдения, эксперимент. Работать в группах и самостоятельно. Выращивать кристаллы. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы.

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс 8 часов

Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»

№ п/п

 

Даты

 

Тема

 

Основное содержание

 

Основные

понятия

 

Кол. часов

 

УУД

 

Формы контроля

1.

 

Вода на службе человека

Состояние воды, пригодной для использования человеком для питья. Вода – сырьё для промышленности. Вода и жизнь растений.  Бережное отношение к природным богатствам. Музей воды. Год воды

 

Конкурс плакатов «Берегите воду!»

Экскурсия на предприятие «Янтарный Айсберг»

Сырьё, промышленность, сельское хозяйство, экономное расходование воды.

3-4

Наблюдать объекты. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (экскурсий, энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. Характеризовать значение воды для человека и животного мира.

Отчёт по итогам экскурсии

Конкурс

2.

 

 Источники загрязнения воды и способы её очистки

 Источники загрязнения воды и способы её очистки.

 

Практическая работа № 4.

Способы разделения смесей.

Практическая работа № 5. Фильтрация воды.

 

Смеси и способы их разделения. Дистилляция. Фильтрация воды. Фильтры для очистки воды.

Питьевой режим школьника

3

Проводить наблюдения, эксперимент. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы.

Приводить примеры смесей, способов их разделения.

Характеризовать питьевой режим школьника.

Практическая работа

3.

 

Городская водоочистительная станция

Практическая работа № 6.

Составление схемы городской водоочистительной станции

Фильтрование, отстаивание, хлорирование, озонирование, аппаратура

1

Проводить наблюдения, эксперимент. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы.

Характеризовать различные способы очистки воды.

Практическая работа

 

4 класс 8 часов

Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»

№ п/п

 

Даты

 

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. часов

УУД

Формы контроля

1.

 

Водоём – единство живой и неживой природы

Водоёмы и их разнообразие. Состояние воды в водоёмах: контроль и охрана. Водоёмы Калининградской области. Балтийское море.

Фонтаны нашего города. Петродворец. Петергоф

Практическая работа № 6.

Жизнь водоёма (магнитный плакат, экскурсия)

Проекты «Водоёмы нашего края», «Фонтаны нашего города».

Животный и растительный мир водоёма. Флора, фауна.

Фонтаны

5

Находить дополнительную информацию о них с помощью различных информационных источников.

Наблюдать объекты. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (экскурсий, энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы.

Практическая работа

 

Защита проектов

2.

 

Водные ресурсы Калининградской области

Эстетическое и оздоровительное значение водных ресурсов.

Проект «Вода – богатство природы»

Практическая работа № 7. Работа с картой Калининградской области

Эстетика, здоровье, водные ресурсы, курортная зона.

2

Характеризовать водные ресурсы нашего края. Определять их значение для жителей области.

Находить на карте области  водные объекты.

Защита проектов

3.

 

Вода, человек, история

Музеи воды Москвы и Санкт – Петербурга.

2003 год – международный год пресной воды.

Конкурс «Вода, кругом вода…»

 

Пресная вода

1

Характеризовать роль воды для природы и человека. Объяснять значение пресной воды.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов.

Конкурс - игра

 

1 класс 7 часов

Музей песка «Сокровище под ногами»

№ п/п

 

Даты

 

Тема

 

Основное содержание

 

Основные

понятия

 

Кол. часов

 

УУД

 

Формы контроля

1.

 

Песок – полезное ископаемое

Состав песка. Минералы. Горные породы. Месторождение песков в калининградской области.

 

Практическая работа № 1. Изучение образцов песка. Коллекция «Горные породы и минералы»

Практическая работа № 2. Месторождения песков и гравия на карте области

Минерал, горная порода, месторождение, карта

3-4

Проводить наблюдения, эксперимент. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы.

Работать с картой: показывать месторождения песков.

Практическая работа

 

2.

 

Гравий. Камень

Гравий. Камень – булыжник. Каменный век.

 

Практическая работа № 3.

Изучение свойств мрамора и камня

Гравий, каменный век

 

 

 

 

2

Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы.

Сравнивать и различать природные объекты, их свойства. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения и исследования.

Практическая работа

3.

 

Песок и время

Песочные часы, пустыни, песчаные бури

Конкурс рисунков

Проект «Пески нашей области» (создаём коллекцию)

Песочные часы

1

 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов.

Конкурс

Защита проектов

 

 

2 класс 9 часов

Музей песка «Сокровище под ногами»

№ п/п

 

Даты

 

Тема

 

Основное содержание

 

Основные

понятия

 

Кол. часов

 

УУД

 

Формы контроля

1.

 

Загадочный мир песчаных дюн

Дюны, история и современность. Куршская коса. Вислинская коса. Балтийская коса.

 

Экскурсия на Куршскую косу

Фото – проект «Пустыня в центре Европы»

 

Дюна, заповедник, заказник

2

 

 

 

 

3-4

Наблюдать объекты. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (экскурсий, энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы.

Отчёт по итогам экскурсии

 

2.

 

Охрана природных богатств

Правила поведения на природе. Проблема сохранения дюн.

 

Экскурсия в областной историко-краеведческий музей

Укрепление дюн

2

Наблюдать объекты. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. Анализировать, делать выводы.

Отчёт по итогам экскурсии

 

3.

 

Мой край. Моё море

Презентация «Наш край»

Конкурс рисунков

 

1

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Готовить рассказ о наблюдаемых явлениях и объектах.

Конкурс

 

 

 

 

3 класс 8 часов

Музей песка «Сокровище под ногами»

№ п/п

 

Даты

 

Тема

 

Основное содержание

 

Основные

понятия

 

Кол. Часов

 

УУД

 

Формы контроля

1.

 

Песок – сырьё для производства стекла

Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Состав сырья для производства стекла.

Сырьё, шихта

2

Объяснять, что такое сырьё. Характеризовать состав сырья для производства стекла.

Фронтальная беседа

2.

 

Стекло

Стекло. История стекла.

Виды стекла, использование. Производство стекла. Профессия – стеклодув

 

Проект «Музей стекла» (создаём)

Практическая работа № 5. Коллекция «Стекло. Виды стекла»

Хрусталь, стеклодув

4

Называть виды стекла. Приводить примеры различных видов стекол. Наблюдать объекты. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. Готовить рассказ для защиты домашнего проекта.

 

Защита проектов

 

Практическая работа

3.

 

Предприятия по производству стекла

Гусь – Хрустальный завод по производству стекла (итоги проекта «Мы – россияне»)

Дятьковский хрустальный завод

А что у нас?

Хрусталь

2

Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы.

Фронтальная беседа

 

 

 

 

4 класс 6 часов

Музей песка «Сокровище под ногами»

№ п/п

 

Даты

 

Тема

 

Основное содержание

 

Основные

понятия

 

Кол. часов

 

УУД

 

Формы контроля

1.

 

Камень в искусстве

Использование камня в искусстве. Камень в облике города. Памятные места нашего города, связанные с применением камня.

Экскурсия по городу

Фото – проект «Памятные места Калининграда»

Практическая работа № 4. Рисунок на камне

Искусство, памятники

3

Называть памятные места города.

Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Готовить рассказ.

 

Практическая работа

 

 

 

Отчёт по итогам экскурсии (оформление таблицы)

Защита проектов

2.

 

Песок в искусстве

Картины из песка

Знакомство с работами художников (Симонова Ксения, Украина)

Практическая работа № 5. Изготовление подарков из природного материала

Художник, творчество, анимация.

2

Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников.

Обсуждать увиденное, высказывать свое мнение, выражать свои  чувства.

Практическая работа

 

3.

 

Песок в медицине

Методы лечения с использованием песка и других природных материалов

Методы лечения

1

Приводить примеры использования песка в медицине. Рассказывать о своем жизненном опыте лечения.

Фронтальная беседа

 

 

 

1 класс 7 часов

Музей глины «Черепичный край…»»

№ п/п

 

Даты

 

Тема

 

Основное содержание

 

Основные

понятия

 

Кол. часов

 

УУД

 

Формы контроля

1.

 

Глина – природный материал

История. Состав глин. Месторождения глин в нашей области. Уникальные калининградские глины, их качественные характеристики

Практическая работа № 1. Месторождения глины на карте области

Практическая работа № 2.

Сравнение свойств песка и глины

Состав глины, месторождения глины

2

Практическая работа с картой: показывать месторождения глины на карте области. Характеризовать свойства глины.

Работать в группах, проводить наблюдения и исследования. Делать выводы, анализировать наблюдаемые явления и объекты.

Практическая работа

2.

 

Глина в косметологии и медицине.

Какие бывают глины, их лечебные свойства.

Спа-салоны

Практическая работа № 3.

Ознакомление с образцами косметических глин

Разновидности глин, их применения.

2

Приводить примеры использования глины в косметологии, медицине.

Делать выводы, анализировать наблюдаемые явления и объекты. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения и исследования.

Практическая работа

 

Фронтальная беседа

3.

 

Глина – сырьё для керамической промышленности

Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Искусство приготовления глиняного сырья

Глиняное сырьё, керамическая промышленность

2

Объяснять, что такое сырьё. Характеризовать состав сырья для производства керамических изделий.

Фронтальная беседа

 

 

2 класс 7 часов

Музей глины «Черепичный край…»»

№ п/п

 

Даты

 

Тема

 

Основное содержание

 

Основные

понятия

 

Кол. часов

 

УУД

 

Формы контроля

1.

 

Керамическая промышленность

История и современность. Виды керамики. Инструменты и приспособления.
Гончарный круг.
Приемы и способы отделки глины.

Фарфор. Д.И.Виноградов

Проект «Музей керамики»

Гончарный круг
Фарфор

4

Работать в группах, готовить рассказ о керамических изделиях своего дома. Называть виды керамики, инструменты, приемы отделки глины.

Защита проектов

2.

 

Традиция глиняных игрушек

Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Игрушки-свистульки

Игрушки-свистульки

1

Работать с информацией из различных источников, обсуждать полученные сведения, делать выводы.

Фронтальная беседа

3.

 

Работа с глиной

Что нужно для работы с глиной?

Арт-терапи́я 

Практическая работа № 4. Лепим из глины

Арт-терапи́я — метод психотерапии посредством художественного творчества

2

Работать в группах и самостоятельно. Обсуждать увиденное, высказывать свое мнение, выражать свои чувства. Изготавливать наглядные пособия из глины

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

3 класс 8 часов

Музей глины «Черепичный край…»»

№ п/п

 

Даты

 

Тема

 

Основное содержание

 

Основные

понятия

 

Кол. часов

 

УУД

 

Формы контроля

1.

 

Строительные материалы

Керамический кирпич, керамическая черепица – строительные материалы.

Керамика, кирпич, черепица

1

Называть различные строительные материалы, характеризовать их свойства и области применения.

 

2.

 

Строительные традиции Европы и Кёнигсберга

 

Строительные традиции Европы и Кёнигсберга.

Практическая работа № 5.

Работа с фотоматериалами

Неоготика

1

Работать с информацией: извлекать необходимую информацию.

Обсуждать полученные сведения, делать выводы.

Практическая работа

3.

 

Архитектурные памятники нашего края

Форты, крепостные и «гражданские» ворота. Причины разрушения архитектурных памятников.

Улица Комсомольская, архитектура и история.

Экскурсия по лице Комсомольской Проект «Наша Комсомольская улица»

Практическая работа № 6. Составление опорного конспекта «Королевские ворота»

Проект «Керамические материалы, или назад в прошлое за красотой и здоровьем»

Проект «Облик Калининграда»

 

Архитектура, форты, крепостные ворота

6

Работать с информацией: извлекать необходимую информацию из дополнительных источников.

Готовить сообщения, доклады, справочную информацию. Обсуждать полученные сведения.

Характеризовать состояние архитектурных памятников Калининграда, объяснять причины их разрушения.

Практическая работа

Защита проектов

Отчёт по итогам экскурсии

 

 

 

4 класс 7 часов

Музей глины «Черепичный край…»»

№ п/п

 

Даты

 

Тема

 

Основное содержание

 

Основные

понятия

 

Кол. часов

 

УУД

 

Формы контроля

1.

 

Керамика и археология

Керамические изделия – самые распространённые находки археологов

Практическая работа № 7. Работа с фотоматериалом и другими источниками

Археология

2

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Делать выводы о важности археологических находках.

Практическая  работа

2.

 

Глинолитка.

Кирпич-саман

Глинолитка, кирпич-саман

Глинолитка,

кирпич-саман

1

Различать понятия глинолитка и кирпич – саман

Фронтальная беседа

3.

 

Гжельские глины

Гжельские глины.

Гжель — один из центров производства керамики.

Гжель

2

Характеризовать гжельских свойства глин и изделий из них

Фронтальная беседа

4.

 

Звуки земли

 Окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта.

Окарина и видеоигры.

Практическая работа № 8.

В музыкальном салоне

(работа со словами- символами  при прослушивании музыкальных произведений, выражение чувств с помощью рисунка)

Окари́на

2

Работать в группах и самостоятельно. Объяснять  смысл своих рисунков и слов-символов

Практическая  работа

 

 

 

 

1 класс 7 часов

Музей янтаря «Богатство «голубой земли»

 

№ п/п

 

Даты

 

Тема

 

Основное содержание

 

Основные

понятия

 

Кол. часов

 

УУД

 

Формы контроля

1.

 

Янтарь – природный материал

Янтарь – природный материал. Состав и свойства янтаря. Практическая работа № 1.

Изучение свойств янтаря (электризация, горение)

Янтарь - смола

2

Исследовать на основе опыта свойства янтаря. Характеризовать его свойства.

Практическая работа

2.

 

Золото Балтики

Янтарь – главное природное богатство нашей области. Месторождения янтаря и его запасы в области.

Практическая работа № 2.

Месторождения янтаря на карте мира

Месторождение

2

Практическая работа с картой: нанесение месторождений янтаря на карте мира

Практическая работа

3.

 

Добыча янтаря

Добыча янтаря. Калининградский янтарный комбинат.

Изделия из янтаря.

Экскурсия в Калининградский Музей янтаря

Экскурсия в п. Янтарный

Янтарная кислота

3-4

Наблюдать объекты в ходе экскурсии в Музей Янтаря. Работать с информацией. Описывать применение янтаря в хозяйстве. Задавать учителю  познавательные вопросы.

Отчёт по итогам экскурсии

 

 

 

 

 

2 класс 6 часов

Музей янтаря «Богатство «голубой земли»

 

№ п/п

 

Даты

 

Тема

 

Основное содержание

 

Основные

понятия

 

Кол. Часов

 

УУД

 

Формы контроля

1.

 

Янтарь. История

История янтаря. 

Экскурсия в Калининградский Музей янтаря

Практическая работа № 3. Ознакомление с литературными источниками

Янтароносные хвойные деревья, смола

2-3

Наблюдать объекты в ходе экскурсии. Задавать учителю познавательные вопросы. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Готовить рассказ о наблюдениях во время экскурсии.

Практическая работа

Отчёт по итогам экскурсии

2.

 

Янтарь. Магия янтаря

Календарь камней.

Магия камней, свойства камней.

Амулеты, талисманы

Практическая работа № 4.

Составления календаря камней

Магия, свойства камней.

Гороскоп и камни

1

Характеризовать магические свойства камней.

 Работать в группах и самостоятельно, готовить рассказ о свойствах камней и связи их с гороскопом

Практическая  работа

3.

 

Инклюзы. О чём могут поведать инклюзы?

Что такое инклюз? Историческая ценность инклюзов.

Практическая работа № 5.

Рассмотрение инклюзов

Инклюзы

1

Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты. Характеризовать особенности инклюзов.

Практическая  работа

4.

 

Янтарь в стихах калининградских поэтов

Янтарь в стихах калининградских поэтов

Практическая работа № 6.

Работа с литературными источниками

 

1

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Анализировать стихи, высказывать свое мнение о прочитанном.

Практическая  работа

 

 

3 класс 6 часов

Музей янтаря «Богатство «голубой земли»

 

№ п/п

 

Даты

 

Тема

 

Основное содержание

 

Основные

понятия

 

Кол. Часов

 

УУД

 

Формы контроля

1.

 

Бел-горюч камень алатырь…

 

Янтарь – электрон. Янтарь – алатырь. Легенды. Сказки

Янтарь на языке народов мира.

Практическая работа № 7. Ознакомление с литературными источниками

Электрон. Алатырь. Легенда

 

2

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников, готовить сообщения и обсуждать их в классе.

Практическая работа

2.

 

Целебные свойства янтаря

 

Влияние янтаря на организм человека, применение в лечении различных заболеваний. Янтарная пирамида

Экскурсия в п. Янтарный

Практическая работа № 8.

Ознакомление с образцами янтаря

Янтарная пирамида

 

2-3

Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты.

 

Практическая работа

Отчёт по итогам экскурсии

3.

 

Янтарная кислота, её применения.

 

Янтарная кислота. Области её применения.

 

Практическая работа № 9. Ознакомление с образцами янтарной кислоты

Кислота

1

Описывать свойства кислот. Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты. Называть области применения янтарной кислоты.

Практическая работа

 

 

 

 

4 класс 6 часов

Музей янтаря «Богатство «голубой земли»

 

№ п/п

 

Даты

 

Тема

 

Основное содержание

 

Основные

понятия

 

Кол. Часов

 

УУД

 

Формы контроля

1.

 

Янтарная комната

История янтарной комнаты. Реставрация янтарной комнаты.

Практическая работа № 10. Ознакомление с литературными источниками

 

Реставрация

2

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников, готовить сообщения и обсуждать их в классе.

Практическая работа

 

2.

 

Золото Балтики

Проект «Золото Балтики»

Фотоконкурс, конкурс рисунков  «Янтарный город».

Создание музея янтаря

 

2-3

Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты.

Готовить рассказ, задавать вопросы, обсуждать полученную информацию. Оформлять работы для конкурса.

Защита проекта

3.

 

Янтарь: история и современность…

Конкурс знатоков «Золото Балтики»

 

1

Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты.

Конкурс - игра

 

 

 

 

 

Приложение

 

Материал программы был использован для организации летнего профильного лагеря.

 

Летняя школа «Звёздный городок»

Клуб «Звёзды естествознания»

Проект «Выжить любой ценой»

 

Лаборатория юных геологов. Проект «Музей под ногами»

 

n  Песок, глина, камень, земля, янтарь…

Готовим рыбу на костре, в глине и песке.

 

Обмазать тушку рыбы глиной слоем 3–4 см и на 25–30 минут завалить горячими углями, сверху развести огонь. Готовую рыбу чистить не придется, так как чешуя отваливается вместе с глиной.

Рыба, печенная в песке (земле). На холмике песка развести костер. Рыбу очистить, выпотрошить, промыть и присолить. Внутрь ее положить немного лука, перца, лаврового листа, завернуть в чистую бумагу (лучше всего в чистую белую тряпицу, пропитанную маслом) и зарыть в песок. Опять развести костер.

 

 

Во время голода едой могут стать самые необычные вещи, даже простая земля под ногами будет вкусной, если совсем нечего есть. Поэтому ничего удивительного нет в том, что существует несколько народностей, которые включают землю в свой рацион.

Так на Гаити делают одно из основных блюд на столах бедняков – печенье из грязи. Самая натуральная грязь вперемешку с солью и обрезками овощей готовится прямо на жарком гаитянском солнышке.

В древних летописях упоминается не только о земле и глине, но и различных горных породах, которые употреблялись в пищу, помогали при различных заболеваниях, утоляли жажду.

В Средние века в муку добавляли песок, мел, гипс. А тальк до сих пор часто добавляют при производстве конфет – он безвреден для человека, придает тянучкам мягкость и пластичность.

 

Глина как лекарство

     И в зависимости от цвета глину применяют при лечении различных болезней. Например, при острых состояниях рекомендуется красная глина, а при хронических – голубая.

 

Использование камня вместо ножа

Найти подходящий заостренный камень — сложнейшая задача: в лесу такие практически не встречаются. Если нашел, то такой нож, хоть примитивный и неудобный, но им можно отсечь ветку с дерева.

 

Избавиться от боли в боку, поискав круглый камень. Боль в боку стихнет, когда человек остановится, отдышится и сделает пару-тройку наклонов.

 

Янтарная ароматерапия

При нагревании янтаря выше определенной температуры и при трении в первую очередь покидают янтарь летучие вещества: ароматические углеводороды. При этом появляется специфический запах янтарной смолы, которая благотворно влияет при заболеваниях дыхательной системы, в том числе при насморке, ларингите, трахеите, бронхите, пневмонии и даже при астме и туберкулёзе.

Целебные свойства янтаря в данном случае связаны с вдыханием отрицательных ионов, стимулирующих обменные процессы, способствуя снятию спазмов, улучшению кровообращения, ликвидации отёков и воспалений, и прямого бактерицидного действия на микробы в дыхательных путях и в лёгких.

 

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности по естественно-научному краеведению  «Музей под ногами» для учащихся начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2020